Научная статья на тему 'Кампаративисткий анализ политических систем Кыргызстана и Казахстана'

Кампаративисткий анализ политических систем Кыргызстана и Казахстана Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
282
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сравнительно-сопоставительный анализ / модернизация / трансформация / политическая система / политический режим / коммунизм / социализм / капитализм. / comparative analysis / modernization / transformation / political system / political regime / communism / socialism / capitalism.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — З. М. Даулетова

В данной статье будут рассмотрены вопросы сравнительносопоставительного анализа политических систем обоих государств – Кыргызстана и Казахстана. Предпринята попытка дать анализ процессам реформирования в политических системах Кыргызстана и Казахстана в переходном и постпереходном периоде политического режима к либерально-демократическим принципам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE POLITICAL SYSTEMS OF KYRGYZSTAN AND KAZAKHSTAN

This article will address the issues of comparative analysis of the political systems of both states – Kyrgyzstan and Kazakhstan. An attempt was made to analyze the reform processes in the political systems of Kyrgyzstan and Kazakhstan in the transitional and posttransitional period of the political regime towards liberal-democratic principles.

Текст научной работы на тему «Кампаративисткий анализ политических систем Кыргызстана и Казахстана»

- Политология -

КАМПАРАТИВИСТКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ КЫРГЫЗСТАНА

И КАЗАХСТАНА

З.М. Даулетова, соискатель

Кыргызский государственный университет им. Арабаева (Киргизия, г. Бишкек)

DOr.10.244n/2500-1000-2019-n562

Аннотация. В данной статье будут рассмотрены вопросы сравнительно-сопоставительного анализа политических систем обоих государств - Кыргызстана и Казахстана. Предпринята попытка дать анализ процессам реформирования в политических системах Кыргызстана и Казахстана в переходном и постпереходном периоде политического режима к либерально-демократическим принципам.

Ключевые слова: сравнительно-сопоставительный анализ, модернизация, трансформация, политическая система, политический режим, коммунизм, социализм, капитализм.

В процессе исследования политических систем двух суверенных государств -Кыргызстана и Казахстана - нам пришлось вспомнить великого французского интерпретатора американской революции Алексиса де Токвиля, который рассуждая о сравнительном (компаративном) методе, высказал следующее замечание: «Не имея объекта для сравнения, разум не знает, в каком направлении ему двигаться».

А. Токвиль говорил нам о том, что сравнение в принципе составляет необходимый компонент человеческого мышления. Мы можем добавить, что оно является также методологическим ядром любой гуманитарной и естественно-научной системы познания. Лишь таким образом мы можем полностью понять нашу собственную политическую систему. Сравнивая прошлое и настоящее своей страны и сопоставляя ее опыт с опытом других наций, мы углубляем свои представления о собственных институтах. Изучение политической жизни других обществ позволяет увидеть более широкий круг политических альтернатив и высвечивает достоинства и недостатки нашей политической жизни. Выводя нас за пределы привычных установлений и допущений, компаративный анализ помогает расширить наши знания о возможностях политики.

Все это говорит о том, что сравнение, проводимое без учета исторического развития, подвергает риску стать на путь недочета того, что мы называем различиями:

сравнивать политические порядки без учета специфики их исторического развития, а значит, без учета присущей им мобильности, может вести к ошибочному выводу о том, что политика оказывается неизменной в своей сущности. Сравнение представляет собой методологическое ядро и научного исследования политики. Компаративистский анализ помогает нам выработать объяснения и проверить адекватность теорий, раскрывающих механизмы действия политических процессов и осуществления политических изменений. В этом смысле логика и предназначение компаративистских методов, используемых политологами, аналогичны логике и предназначению компаративного анализа в более точных науках. Как правило, политологи лишены возможности проводить контрольные эксперименты, манипулируя политическими установлениями и наблюдая последствия таких манипуляций, особенно, когда имеют дело с широкомасштабными событиями, резко влияющими на многих людей. К примеру, исследователи не могут и вряд ли захотят начать социальную революцию, дабы посмотреть на ее результаты. Вряд ли они пожелают и инициировать гонку вооружений, чтобы выяснить, приведет ли она к войне. Однако они могут использовать компаративный метод для описания и объяснения различных сочетаний политических событие и институтов, существующих в различных обществах.

- Политология -

Компаративный анализ является мощным и универсальным инструментом. Он усиливает нашу способность описывать и понимать политические процессы и политические изменения в любой стране, обеспечивая нас понятиями и контрольными точками из более широкой перспективы. Кроме того, компаративный подход стимулирует нас к разработке общих теорий политических отношений. Он воодушевляет нас на проверку наших теорий, позволяя оценивать их на основе опыта многих институтов и среды, в которой те действуют.

Как мы сравниваем. Существует несколько различных способов изучения политики: мы описываем ее, стараемся объяснить, а иногда и пытаемся предсказать дальнейший ход ее развития. Все это -части научного процесса, и в каждой из них мы можем использовать компаративный метод. Первая стадия изучения политики - описание. Если мы не в состоянии описать политический процесс или событие, мы не можем всерьез рассчитывать на их понимание или объяснение, не говоря уж о прогнозировании того, что произойдет дальше или в сходной ситуации. Количество случаев, которые политологам приходится обобщать, варьируется в зависимости от проблемы. Аналогичным образом, может резко различаться и число случаев, которые мы обследуем при апробации теории.

В процессе исследования компаративистским методом мы определяли различия, основанные на изучении (с большим «п») и малого (с малым «п») числа случаев. Исследования с большим «п» мы называем статистическими, исследования с малым «п» - исследованиями конкретных случаев. Исследования первого типа имеют дело с достаточно большим числом и многообразием случаев, что открывает перед нами возможность проанализировать связи между переменными (такими переменными выступают измерения или параметры, по которым различаются рассматриваемые случаи, например, «форма правления: демократия или диктатура» либо «доход на душу населения»). Исследования второго типа позволяют нам глубоко погрузиться в

конкретный случай, выявить его особенности в конкретном случае, выявить его особенности, составить детальную «историю болезни» и изучить каждое звено каузального процесса. Проводя такие исследования, мы не только выясняем, являются ли демократы более миролюбивыми, чем диктаторы, но и получить четкую информацию о том, почему демократические лидеры ведут себя именно так, а не иначе.

Политическая модернизация и трансформация Кыргызстана и Казахстана определила в условиях демократизации такой политический режим, занимающий промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией - авторитарный, который характеризуется тем, что интенсивно идет процесс либерализации (заканчивается), сформировались новые политические институты, отвечающие стандартам демократии и демократизации, укрепляются политические системы международного стандарта с национальными особенностями.

В Кыргызстане и Казахстане созданы условия для дальнейшего формирования правового государства и гражданского общества. Проявляется новая тенденция все более существенного сужения рамок государственного регулирования различных сфер жизни общества. Отказ от плановой системы, переход к рыночным отношениям, процессы децентрализации производства, демократические и экономические реформы уменьшили возможность вмешательства бюрократического аппарата в экономические процессы.

Меняется структура государственной власти. Принцип разделения властей и баланса ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной) начинает утверждаться в Кыргызстане и Казахстане. Эти ветви представлены Парламентом, Президентом, исполнительными органами власти и всей системы. Изменения в политической системе в обоих государствах были узаконены новыми принятыми Конституциями.

Заметим, что становление института президентства - это достаточно длительный исторический процесс и в каждой стране конституционный статус президен-

■ Политология

та определяется по-разному. Существуют различные модели президентства: 1) латиноамериканская, 2) афро-азиатская.

В Кыргызстане и Казахстане функции законодательной власти даны представительному органу - Парламенту, Жогорку Кенешу и Мажилису, исполнительная -Правительствам, судебная - Верховному суду.

Такое же мнение по части демократии в Кыргызстане и Казахстане. Кыргызы не знали цивилизованные элементы демократии, им в большей степени был присущ кочевой образ жизни, кочевая цивилизация.

Некоторые современные кыргызстан-ские политики стараются перенести в нашу страну модель западноевропейской ли-

включая ее формально-количественные критерии, ставя во главу угла «голосовую» арифметику. Другие политики утверждают, что нам приемлема восточная, а точнее, китайская демократия.

Мы полагаем, что иные элементы нашей демократии схожи с российской, ибо много лет исторические, экономические, духовные основы нашей жизнедеятельности были сходны. Считаем, что надо искать возможности для сближения со странами Запада, Востока, развивать торговлю, перенимать опыт, ценить их культуру и т.д., но не слепо следовать западной традиции; весь западный опыт необходимо пропустить через фильтр критицизма, думать о собственной культуре, развивать внутренний рынок.

берально-консервативной демократии,

Библиографический список

1. Акунов, А.А. Государственное управление Кыргызстана в транзитный период. - Бишкек, 1999.

2. Артыкбаев, М.Т. Институционализация политических систем суверенных государств Центральной Азии. [Текст]: Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. пол. наук. - Бишкек, 2006.

3. Алмонд, Г. Гражданская культура. Политические установки и демократии пяти наций // Антология мировой политической мысли. Т.2. - М., 1997.

4. Ашимбаев, М.С. Политический транзит в Казахстане в контексте процессов глобальной демократизации. - Алматы, 2001.

5. Бижанов, А. Республика Казахстан: демократическая модернизация переходного периода. - Алматы, 1997.

6. Кадыржанов, Р. Консолидация политической системы Казахстана: проблемы и перспективы. - Алматы, 1999.

7. Назарбаев, Н.А. На пороге XXI века. - Алматы, 1996.

8. Назарбаев, Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев // Казахстанская правда, 11 октября 1997 г.

9. Назарбаев, Н.А. Стратегия Казахстан-2050. - Новый политический курс состоявшегося государства // Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. - Астана, 2012.

- noMumoMoeua -

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE POLITICAL SYSTEMS OF KYRGYZSTAN

AND KAZAKHSTAN

Z.M. Dauletova, Applicant

Kyrgyz State University named after Arabaeva

(Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article will address the issues of comparative analysis of the political systems of both states - Kyrgyzstan and Kazakhstan. An attempt was made to analyze the reform processes in the political systems of Kyrgyzstan and Kazakhstan in the transitional and post-transitional period of the political regime towards liberal-democratic principles.

Keywords: comparative analysis, modernization, transformation, political system, political regime, communism, socialism, capitalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.