Научная статья на тему 'Кампания против «Империалистических войн» в 1924 году: задачи, проведение, результаты'

Кампания против «Империалистических войн» в 1924 году: задачи, проведение, результаты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
503
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЮБИЛЕИ / КОМИНТЕРН / АГИТАЦИЯ И ПРОПАГАНДА / WORLD WAR / IMPERIALIST WAR / HISTORIC ANNIVERSARY / COMINTERN / CAMPAIGN / PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ульянова Светлана Борисовна

Статья основана на впервые вводимых в научный оборот источниках, в том числе архивных документах, и посвящена исследованию советского опыта ретроспективной пропаганды. Автор рассматривает задачи, проведение и результаты кампании «борьбы против империалистических войн», приуроченной к 10-летию начала Первой мировой войны. Эта кампания была направлена на формирование негативного образа войны в условиях, когда многие реальные ее участники были еще живы и события войны не были избавлены от индивидуального их восприятия, понимания и объяснения. На примере «Недели борьбы против войн» (27 августа 4 сентября 1924 г.) в статье показан кампанейский механизм советской пропаганды. На основе нормативных текстов анализируется процесс конструирования и актуализации прошлого. Основной импульс юбилейных мероприятий был связан с задачами текущей политики (отсутствие перспектив мировой революции, экономические трудности в СССР, противоречия в европейском рабочем движении и др.). Кампания борьбы с империалистическими войнами, проводившаяся под лозунгами «Против войны! Против буржуазии! Против социал-предательства!», захватила в той или иной степени все страты советского общества. Инициатором кампании выступил Исполком Коминтерна, а организатором ЦК РКП(б). Центральным событием Недели борьбы против империалистических войн стали многочисленные массовые демонстрации рабочих. В статье анализируются и другие формы проведения кампании: лекции, митинги, «живые газеты», инсценировки. Показано, что официальные цифры участников кампании завышались. Отмечена стандартизация агитационно-пропагандистской практики. Результаты кампании оцениваются как весьма эффективные. Общество приняло навязанный сверху официальный дискурс «империалистической войны», который закрепился в массовом сознании, стал частью коллективной памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Campaign against imperialist wars in 1924: objectives, holding and results

The paper is devoted to the research of the Soviet experience of the retrospective propaganda. The author analyzes objectives, holding and results of the campaign against imperialist wars, timed to the 10th anniversary of the beginning of the World War I. This propaganda campaign was targeted at the formation of the negative image of the World war, while many its combatants were still alive and had their individual perception of this phenomenon. The “Struggle against war week” (August 27September 4, 1924) presents a mechanism of Soviet propaganda campaigns. The author analyzes regulative texts to understand the process of the social construction and the mainstreaming of the past. A main strategic goal of anniversary activities lied in the plan of the current policy (world revolution failure, economic difficulties in the USSR, political discord between communist and social democratic European parties etc.). The campaign against imperialist wars held under the slogan “Against the war! Against the bourgeoisie! Against the social-betrayal!” and captured all walks of life. The Executive Committee of the Communist international was the initiator of the campaign and the Central Committee of the Russian Communist Party was its convener. Multiple workers mass manifestations became a major event of the “Struggle against war week”. The author examines as well other component parts of the campaign: lectures, rallies, “living newspaper”, performances etc. As shown, official number of participants of the campaign was exaggerated and propaganda practices were standardized. The author evaluates the result of the campaign as impressive. The Soviet society accepted an official discourse of “the imperialist war”.

Текст научной работы на тему «Кампания против «Империалистических войн» в 1924 году: задачи, проведение, результаты»

УДК 94"19/20"

Ульянова Светлана Борисовна

доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

[email protected]

кампания против «империалистических войн» В 1924 году: задачи, проведение, результаты

Статья основана на впервые вводимых в научный оборот источниках, в том числе архивных документах, и посвящена исследованию советского опыта ретроспективной пропаганды. Автор рассматривает задачи, проведение и результаты кампании «борьбы против империалистических войн», приуроченной к 10-летию начала Первой мировой войны. Эта кампания была направлена на формирование негативного образа войны в условиях, когда многие реальные ее участники были еще живы и события войны не были избавлены от индивидуального их восприятия, понимания и объяснения.

На примере «Недели борьбы против войн» (27 августа - 4 сентября 1924 г.) в статье показан кампанейский механизм советской пропаганды. На основе нормативных текстов анализируется процесс конструирования и актуализации прошлого. Основной импульс юбилейных мероприятий был связан с задачами текущей политики (отсутствие перспектив мировой революции, экономические трудности в СССР, противоречия в европейском рабочем движении и др.).

Кампания борьбы с империалистическими войнами, проводившаяся под лозунгами «Против войны! Против буржуазии! Против социал-предательства!», захватила в той или иной степени все страты советского общества. Инициатором кампании выступил Исполком Коминтерна, а организатором - ЦКРКП(б). Центральным событием Недели борьбы против империалистических войн стали многочисленные массовые демонстрации рабочих. В статье анализируются и другие формы проведения кампании - лекции, митинги, «живые газеты», инсценировки. Показано, что официальные цифры участников кампании завышались. Отмечена стандартизация агитационно-пропагандистской практики.

Результаты кампании оцениваются как весьма эффективные. Общество приняло навязанный сверху официальный дискурс «империалистической войны», который закрепился в массовом сознании, стал частью коллективной памяти.

Ключевые слова: Первая мировая война, империалистическая война, исторические юбилеи, Коминтерн, агитация и пропаганда.

Столетие начала Первой мировой войны оживило интерес историков к событиям 1914-1918 гг., а также к проблеме восприятия этого периода в исторической памяти российского общества [2; 13]. Довольно распространенной стала трактовка Первой мировой войны как «забытой», «Второй Отечественной» и т.п. Критике подвергается термин «империалистическая война», характерный для советского официального дискурса 1920-х - 1930-х гг. [1, с. 33-34; 7]. Между тем и тот, и другой образ Первой мировой войны во многом является политическим проектом, результатом воздействия «ретроспективной пропаганды».

Политика памяти тесно связана с практиками коммеморации, с акцентированием внимания на одних сюжетах истории и замалчиванием или маргинализацией других. В литературе отмечается роль юбилейных кампаний в формировании массовых исторических представлений [4; 9; 15]. В этом контексте весьма значимым представляется десятилетие начала мировой войны и связанная с ним кампания борьбы против «империалистических войн».

Для создания мифа о «тяжелом прошлом» нужно было сформировать у людей, которые в массе своей неплохо помнили это прошлое, определенные исторические представления, подменить индивидуальную память о недавних исторических

событиях системой мифов, которые преподносились бы как «коллективная память».

В формировании «правильного» образа войны в 1924 г. большевики пошли уже наработанным путем, организовав мощную агитационно-пропагандистскую кампанию - «Неделю борьбы против войн» (27 августа - 4 сентября 1924 г.). Стоит отметить, что в 1920-е гг. кампанейщина в Советской России приобрела небывалый размах, стала эффективным средством пропаганды, важнейшим элементом новой советской социальной практики. С ее помощью удавалось обеспечить общественное внимание к любым проблемам политики, экономики, повседневной жизни.

V конгресс Коминтерна 5 июля 1924 г. принял Манифест к мировому пролетариату, в котором война была охарактеризована как «величайшая в истории человечества бойня», ее виновниками были названы «империалисты» и поддерживавшие их «прислужники буржуазии» - социал-демократы. Руководители Коминтерна - Г.Е. Зиновьев, К. Цеткин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, О. Браун, В.П. Коларов и др. - грозили, что «ужасы последней войны кажутся бледными зарницами перед молниями грядущей грозы. Все техническое могущество капиталистического общества и все его социальное варварство, безвыходность его противоречий, ожесточение его правящих классов друг против друга и всех вместе - против пролетариата

© Ульянова С.Б., 2015

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова М- № 1, 2015

41

принимают вид необъятной массы отравляющих и взрывчатых веществ, которые грозят обрушиться на голову злосчастного человечества» [12, 6 июля].

Лозунгами юбилейной кампании стали призывы: «Против войны! Против буржуазии! Против социал-предательства! За всемирную революцию! За диктатуру пролетариата! За коммунизм!» [10, с. 37]. Газеты запестрели фразами, нагнетавшими военную тревогу: «Угнетатели и их слуги готовят новую войну. Пролетариат всего мира под знаменем Коминтерна предотвратит злодеяние!»; «Мы предотвратим новую войну не криками и проповедями. Пусть вооруженная сила пролетариата охранит мир на земле!» В печати публиковалась информация об антивоенных выступлениях трудящихся в Англии, Франции, Германии, Швеции, Эстонии и других европейских странах. В кампанию включились ученые, литераторы, публицисты и политики. Так, Всероссийский союз писателей, общество любителей российской словесности, Всероссийский союз поэтов, Московская ассоциация драматургов обратились к писателям с призывом бороться против войн [12, 29 июля]. Деятели науки Москвы на вечере в Доме ученых 23 июля 1924 г. приняли резолюцию: «Научные работники с чувством глубокого возмущения и протеста констатируют гибель миллионов человеческих жизней, калечения десятков миллионов оставшихся в живых, глубокое расстройство экономической и культурной жизни, а также разрушение на долгие годы международной солидарности работников науки, которые последовали в результате войны» [12, 24 июля].

Центральным событием Недели стали состоявшиеся по всей стране многочисленные демонстрации рабочих под лозунгом «Спасение мира от новых войн в диктатуре пролетариата». Общая схема организации мероприятия хорошо видна на примере столицы. В субботу 2 августа 1924 г. (выбор этого дня недели был не случаен, он позволял организованно вывести на улицы сотни тысяч рабочих, так как работы заканчивались раньше, в 13 часов) по окончании работ на территории всех предприятий прошли летучие митинги. Затем «большинство рабочих вышли на демонстрацию в замасленных заводских блузах, некоторые с мелким инструментом в руках». С 14 до 18 часов около 500 тыс. человек, собранных в колонны по районам, прошли перед гостиницей «Националь», с балкона которой их приветствовали члены Коминтерна [12, 3 авг.].

В Ленинграде демонстрация состоялась 3 августа. Накануне на всех фабриках и заводах и в красноармейских частях были проведены «летучки-митинги» [8].

В деревнях и поселках, где было трудно собрать массовую аудиторию (не стоит забывать, что это был период сельскохозяйственной страды и массовых отпусков у рабочих) и ощущался острый

дефицит пропагандистских кадров, как правило, власти ограничивались проведением митингов и собраний в клубах [14, д. 9628, л. 2]. Иногда для привлечения публики в клубах устраивались «живые картины» или инсценировки на тему войны. Для инсценировки предлагались фрагменты романов А. Толстого «Хождение по мукам», К. Фибих «Красное море», А. Барбюса «Огонь» и др. В «живых картинах» представлялись отдельные сюжеты на темы войны, например: «Война. С одной стороны, немецкий кайзер, с другой - французский генерал, сопутствуемые своей буржуазией, толкают друг на друга двух ошалевших парней в солдатской форме. <...>

Политика. Буржуй дергает за ниточку двух враждебных солдат, которые, как марионетки, колотят друг друга. <.>

Церковь. Поп, освящающий святой водой пушку. <...>

"Война - войне!" Красноармеец ударами сбивает и валит чудовище - империалистическую войну» [5, с. 29].

В редких случаях (слишком мало было в распоряжении организаторов кампании передвижных киноустановок) в клубах демонстрировались фильмы, специально снятые к началу кампании. И всегда присутствовала визуализация основных лозунгов Недели - плакаты, стенгазеты и т.п., а также необходимые пропагандистские материалы. Только Северо-Западное бюро ЦК РКП(б) выпустило к началу кампании несколько брошюр суммарным тиражом более 110 тыс. экземпляров (Арский Р. «Европа после войны», «Империалистическая война, причины и следствия ее», «К десятилетию империалистической войны» и др.), листовки и плакаты, бесплатно распространявшиеся на местах [14, д. 9648, л. 15].

Как отмечалось в отчете агитационного отдела Ленинградского губкома и Северо-Западного бюро ЦК РКП(б), «вся кампания проводилась под углом противопоставления войны гражданской и революционной - войне империалистической и под углом готовящегося нового предательства и измены делу рабочего класса 11-м Интернационалом и международным меньшевизмом» [14, д. 9648, л. 5].

Таким образом, основной импульс к отмечанию десятилетия начала мировой войны, как представляется, был связан с задачами текущей политики. События недавнего прошлого актуализировались, приобретали не только собственно историческую ценность, но и превращались в составную часть модели сегодняшнего дня.

В многочисленных пропагандистских материалах подчеркивалось, что именно экономический ущерб от «империалистической бойни» (а не от Гражданской войны) мешает росту благосостояния рабочих и крестьян [11]. Кампания пыталась вдохнуть новую жизнь в идею мировой революции, на-

чавшую затухать после событий 1923 года, культивировала у трудящихся ощущение опасности новой войны: «Сколько бы ни толковали о "стабилизации" европейского хозяйства, о восстановлении (об этом ныне толкуют и ученейшие социалисты), все же остается неоспоримым факт, что все здание капиталистической Европы во время большого исторического обвала, начало которого - 1-е августа 1914-го года, накренилось на бок и дало ряд глубоких трещин. Если и до сих пор пролетариат победил всего в пределах одной шестой части земного шара, то зато во всех остальных 5/6 конфликты, противоречия продолжают обостряться. Вооружения усиливаются, разговоры (очень серьезные) о новой мировой войне и о "финальной катастрофе" продолжаются. Борьба классов становится все резче и решительнее. У нас нет поэтому повода впадать в пессимизм. Мировая революция не отодвигается, а приближается» [3, с. 3]. Кроме того, важным фактором в организации Недели стала политическая борьба левых сил в европейском рабочем движении, конфликт II и III Интернационалов. Не случайно К. Цеткин в статье «Несмываемый позор» писала о «банкротстве Второго Интернационала», о том, что европейская социал-демократия «превратилась в вульгарную, трусливую, буржуазно-демократическую реформистскую организацию» [12, 26 июля]. Подобная риторика была характерна и для других деятелей коммунистического движения и большевистских вождей.

Хотя формально кампания была инициирована Коминтерном, ее идеологическое обеспечение и практическое проведение осуществлялись Агитационно-пропагандистским отделом ЦК РКП(б).

«Юбилейные» мероприятия тщательно готовились задолго до самой Недели. Так, в Ленинградской губернии подготовка к десятой годовщине «империалистической войны» началась по решению Губкома РКП(б) [14, д. 9593, л. 37]. 14 июля 1924 г. на заседании агитколлегии ЛК был утвержден план кампании: «1) Провести пропагандистскую подготовку в рабочих клубах и домпросветах путем постановки одной комплексной лекции незадолго до "Недели протеста", а второй комплексной лекции во время самой "недели".

2) Содержание первой комплексной лекции: причины мировой империалистической войны, рост классовых противоречий, П-й Интернационал во время войны, причины краха П-го Интернационала, зарождение Ш-го Интернационала; содоклад - физиологические последствия войны: война и вырождение человечества.

3) Содержание второй комплексной лекции: основной доклад - Европа и Америка после войны; Версальский тупик; П-ой Интернационал - фракция фашистской буржуазии; Ш-й Коммунистический Интернационал и опасность новых войн. Содоклад - техника новых войн.

4) За день до демонстрации провести на всех фабриках и заводах, красноармейских частях и среди военморов митинги.

5) Создать для проведения "недели" и демонстрации, намеченной на 3-ье августа, комиссию <...>.

6) «Прибою» (губернское партийное издательство. - С.У.) поручить не позднее 20-го июля выпустить "Ленинский сборник об империализме", отдельным выпуском Манифест Коминтерна и тезисы Агитпропа ЦК, а также одну популярную брошюру.

7) Не позднее 18-го июля Комиссии поручить выработать лозунги к 10-летию.

8) Поручить Политпросвету совместно с Пуо-кром (Политическое управление военного округа. - С.У. ), Пубалтом (Политическое управление Балтийского флота. - С.У.), Доброхимом (Общество друзей химической обороны и промышленности. - С.У.) и т.д. организовать общегородскую выставку, посвященную 10-летию империалистической войны, объединив на это время все экспонаты, имеющиеся на местах.

9) Считать необходимым возможно шире осветить вопросы 10-летия империалистической войны в крестьянской печати, выпустить ко дню демонстрации специальный № журнала "Красная деревня", провести демонстрацию в крупных центрах (волостях и селах), перебросив в деревню максимальное количество плакатов, рисующих издержки империалистической войны и тяготы в этой войне, падающие на крестьянство. <.>

10) Считать необходимым в максимальной степени использовать весь статистический цифровой материал (таблицы, диаграммы, плакаты, цифры жертв войны и т.д.), а также издание плакатов-контрастов (издержки войны - средств и людей, сопоставив их с данными производственных работ, которые могли бы быть выполнены за счет этих издержек, например, стоимость империалистической войны равна 10.000 Волховстроев и т.д.). <.>

11) Обратить особенное внимание на втягивание в кампанию работниц и крестьянок, а также Л.К.К.С.М.» [14, д. 9599, л. 10-11].

Соответствующие планы кампании составляли районные комитеты партии и комсомола, профсоюзные организации, добровольные общества, правления клубов и даже отдельные ЖАКТы (жи-лищно-арендные кооперативные товарищества).

Проблема любой агитационной кампании состояла в необходимости привлечения масс к ее проведению. Прежде всего, конечно, речь шла о рабочих, от которых, в общем, требовалось только присутствие на разнообразных мероприятиях. Поэтому все инстанции тщательно подсчитывали количество «обслуженных» кампанией трудящихся. Например, агитотдел Московско-Нарвского райкома РКП(б) отчитался в том, что в кампании

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова М- № 1, 2015

43

были задействованы 50 тыс. 445 человек, из которых «1) побывали на комплексных лекциях 28/У11, 29/У11 и 30/У11 - 6720 ч.

2) на митингах по предприят. и учрежд. 2/УШ...............39225.

3) на докладах-вечерах в клубах и домпросв. 2/УШ и 3/УШ......450».

Самым тщательным образом была учтена аудитория каждого собрания, вплоть до цеховых [14, д. 9659, л. 34, 43-45].

Цифры посещаемости лекций, докладов, собраний, митингов и демонстраций в ходе Недели впечатляют. Правда, иногда в отчетах мелькает грустная нотка: «Массовые кампании - такие, как о десятилетии империалистической войны, о седьмой годовщине Октябрьской Революции - предварялись постановкой по всем Клубам ряда лекций и докладов на тему проводимых Кампаний. Если нельзя сказать, чтобы лекции эти и доклады привлекали много народу, но все же в среднем на каждую лекцию приходится человек 60-80, а в редких, правда, случаях бывало по 200-300 человек» [14, д. 9666, л. 17].

Отдельные документы позволяют судить о приписках в отчетах по кампании. Например, руководитель одного из лекториев жаловался, что юбилейные доклады несколько раз были сорваны, хотя организаторы заявили о готовности собрать 1000 слушателей [14, д. 9814, л. 62].

Еще одна черта рассматриваемой кампании -стандартизация агитационно-пропагандистской практики. Содержание многочисленных брошюр, статей и т.п. повторяет друг друга практически слово в слово. Тексты докладов и лекций публиковались заранее, чтобы «облегчить» подготовку докладчикам («докладчику нет нужды просматривать отдельно справочный материал в разных источниках, на что требуется и время, и необходимая литература, которая не всегда бывает под рукой») [6, с. 3]. На собраниях и митингах трудящиеся принимали такие же «типовые» резолюции: «Мы, слушатели курсов Ленинградского Губоно Центран-проса, студенты и работники педтехникума им. Некрасова, собравшись по случаю 10-ой годовщины империалистической войны на общее собрание, посвященное протесту против мировой войны, шлем вам пламенный привет выражаем твердую уверенность, что под руководством Р.К.П. (б) и ее закаленных в борьбе вождей трудящиеся С.С.С.Р. совместно с мировым пролетариатом положат конец алчности капиталистических аул и вместо кровавого кошмара, вновь нависшего нал миром, ярко засияет солнце социализма!

Да здравствует единение работников просвещения с Р.К.П.(б)!

Да здравствует Ш-ий Коминтерн!» [14, д. 9814, л. 92].

В результате эффективной ударной пропагандистской кампании за короткое время сформиро-

вался официальный дискурс «империалистической войны», принятый обществом. Сформированный в недрах Коминтерна и ЦК РКП(б), основанный на идеях большевистских вождей, образ Первой мировой войны закрепился в массовом сознании, стал частью коллективной памяти советского общества.

Библиографический список

1. Большакова О.В. Долгое возвращение в Европу: Изучение Первой мировой войны и американская русистика // Российская история. - 2014. -№ 5. - С. 26-36.

2. Виноградов В.Н. Первая мировая война: взгляд историка // Новая и новейшая история. -2014. - № 5. - С. 3-15.

3. Десятилетие мировой войны // Коммунистическая революция. - 1924. - № 2. - С. 3-8.

4. Добренко Е. Красный день календаря: Советский человек между временем и историей // Советское богатство: Статьи о культуре, литературе и кино / под ред. М. Балиной. - СПб.: Академический проект, 2002. - С. 97-123.

5. Империалистическая война (К десятой годовщине). Материалы для рабочих, красноармейских и школьных клубов. - Л.: Прибой, 1924. - 118 с.

6. К десятилетию империалистической войны (Сборник материалов для бесед и лекций). - Л.: Изд-во книжного сектора Губоно, 1924. - 56 с.

7. Кутдусова В.А. Первая мировая война в советском печатном дискурсе 1920-1940-х гг. // Лабиринт. - 2014. - № 3. - С. 65-76.

8. Ленинградская правда. - 1924. - 4 авг.

9. Либих А., Ненароков А. Как российские социал-демократы отметили свой серебряный юбилей // Историческая память и общество в Российской империи и Советском Союзе (конец XIX - начало ХХ века). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yale.edu/macmillan/europeanstudies/ memory607.htm (дата обращения: 15.02.2013).

10. Манифест Коминтерна к мировому пролетариату и тезисы к десятилетию мировой империалистической войны. - Тифлис: Изд-во Заккрайкома РКП(б), 1924. - 56 с.

11. Павлович М. Мировая война и ее итоги // Десятилетие мировой войны (материалы для агитаторов). - М.: Красная новь, 1924. - С. 89-94.

12. Правда. - 1924.

13. Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / под ред. Ю.А. Петрова. - М.: РОССПЭН, 2014. - 982 с.

14. Центральный государственный архив исто-рико-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). - Ф. 16. - Оп. 9.

15. Цимбаев К.Н. Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX - начала ХХ веков // Вопросы истории. - 2005. - № 11. -С. 98-107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.