УДК 94"19/20"
Ульянова Светлана Борисовна
доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
кампания против «империалистических войн» В 1924 году: задачи, проведение, результаты
Статья основана на впервые вводимых в научный оборот источниках, в том числе архивных документах, и посвящена исследованию советского опыта ретроспективной пропаганды. Автор рассматривает задачи, проведение и результаты кампании «борьбы против империалистических войн», приуроченной к 10-летию начала Первой мировой войны. Эта кампания была направлена на формирование негативного образа войны в условиях, когда многие реальные ее участники были еще живы и события войны не были избавлены от индивидуального их восприятия, понимания и объяснения.
На примере «Недели борьбы против войн» (27 августа - 4 сентября 1924 г.) в статье показан кампанейский механизм советской пропаганды. На основе нормативных текстов анализируется процесс конструирования и актуализации прошлого. Основной импульс юбилейных мероприятий был связан с задачами текущей политики (отсутствие перспектив мировой революции, экономические трудности в СССР, противоречия в европейском рабочем движении и др.).
Кампания борьбы с империалистическими войнами, проводившаяся под лозунгами «Против войны! Против буржуазии! Против социал-предательства!», захватила в той или иной степени все страты советского общества. Инициатором кампании выступил Исполком Коминтерна, а организатором - ЦКРКП(б). Центральным событием Недели борьбы против империалистических войн стали многочисленные массовые демонстрации рабочих. В статье анализируются и другие формы проведения кампании - лекции, митинги, «живые газеты», инсценировки. Показано, что официальные цифры участников кампании завышались. Отмечена стандартизация агитационно-пропагандистской практики.
Результаты кампании оцениваются как весьма эффективные. Общество приняло навязанный сверху официальный дискурс «империалистической войны», который закрепился в массовом сознании, стал частью коллективной памяти.
Ключевые слова: Первая мировая война, империалистическая война, исторические юбилеи, Коминтерн, агитация и пропаганда.
Столетие начала Первой мировой войны оживило интерес историков к событиям 1914-1918 гг., а также к проблеме восприятия этого периода в исторической памяти российского общества [2; 13]. Довольно распространенной стала трактовка Первой мировой войны как «забытой», «Второй Отечественной» и т.п. Критике подвергается термин «империалистическая война», характерный для советского официального дискурса 1920-х - 1930-х гг. [1, с. 33-34; 7]. Между тем и тот, и другой образ Первой мировой войны во многом является политическим проектом, результатом воздействия «ретроспективной пропаганды».
Политика памяти тесно связана с практиками коммеморации, с акцентированием внимания на одних сюжетах истории и замалчиванием или маргинализацией других. В литературе отмечается роль юбилейных кампаний в формировании массовых исторических представлений [4; 9; 15]. В этом контексте весьма значимым представляется десятилетие начала мировой войны и связанная с ним кампания борьбы против «империалистических войн».
Для создания мифа о «тяжелом прошлом» нужно было сформировать у людей, которые в массе своей неплохо помнили это прошлое, определенные исторические представления, подменить индивидуальную память о недавних исторических
событиях системой мифов, которые преподносились бы как «коллективная память».
В формировании «правильного» образа войны в 1924 г. большевики пошли уже наработанным путем, организовав мощную агитационно-пропагандистскую кампанию - «Неделю борьбы против войн» (27 августа - 4 сентября 1924 г.). Стоит отметить, что в 1920-е гг. кампанейщина в Советской России приобрела небывалый размах, стала эффективным средством пропаганды, важнейшим элементом новой советской социальной практики. С ее помощью удавалось обеспечить общественное внимание к любым проблемам политики, экономики, повседневной жизни.
V конгресс Коминтерна 5 июля 1924 г. принял Манифест к мировому пролетариату, в котором война была охарактеризована как «величайшая в истории человечества бойня», ее виновниками были названы «империалисты» и поддерживавшие их «прислужники буржуазии» - социал-демократы. Руководители Коминтерна - Г.Е. Зиновьев, К. Цеткин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, О. Браун, В.П. Коларов и др. - грозили, что «ужасы последней войны кажутся бледными зарницами перед молниями грядущей грозы. Все техническое могущество капиталистического общества и все его социальное варварство, безвыходность его противоречий, ожесточение его правящих классов друг против друга и всех вместе - против пролетариата
© Ульянова С.Б., 2015
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова М- № 1, 2015
41
принимают вид необъятной массы отравляющих и взрывчатых веществ, которые грозят обрушиться на голову злосчастного человечества» [12, 6 июля].
Лозунгами юбилейной кампании стали призывы: «Против войны! Против буржуазии! Против социал-предательства! За всемирную революцию! За диктатуру пролетариата! За коммунизм!» [10, с. 37]. Газеты запестрели фразами, нагнетавшими военную тревогу: «Угнетатели и их слуги готовят новую войну. Пролетариат всего мира под знаменем Коминтерна предотвратит злодеяние!»; «Мы предотвратим новую войну не криками и проповедями. Пусть вооруженная сила пролетариата охранит мир на земле!» В печати публиковалась информация об антивоенных выступлениях трудящихся в Англии, Франции, Германии, Швеции, Эстонии и других европейских странах. В кампанию включились ученые, литераторы, публицисты и политики. Так, Всероссийский союз писателей, общество любителей российской словесности, Всероссийский союз поэтов, Московская ассоциация драматургов обратились к писателям с призывом бороться против войн [12, 29 июля]. Деятели науки Москвы на вечере в Доме ученых 23 июля 1924 г. приняли резолюцию: «Научные работники с чувством глубокого возмущения и протеста констатируют гибель миллионов человеческих жизней, калечения десятков миллионов оставшихся в живых, глубокое расстройство экономической и культурной жизни, а также разрушение на долгие годы международной солидарности работников науки, которые последовали в результате войны» [12, 24 июля].
Центральным событием Недели стали состоявшиеся по всей стране многочисленные демонстрации рабочих под лозунгом «Спасение мира от новых войн в диктатуре пролетариата». Общая схема организации мероприятия хорошо видна на примере столицы. В субботу 2 августа 1924 г. (выбор этого дня недели был не случаен, он позволял организованно вывести на улицы сотни тысяч рабочих, так как работы заканчивались раньше, в 13 часов) по окончании работ на территории всех предприятий прошли летучие митинги. Затем «большинство рабочих вышли на демонстрацию в замасленных заводских блузах, некоторые с мелким инструментом в руках». С 14 до 18 часов около 500 тыс. человек, собранных в колонны по районам, прошли перед гостиницей «Националь», с балкона которой их приветствовали члены Коминтерна [12, 3 авг.].
В Ленинграде демонстрация состоялась 3 августа. Накануне на всех фабриках и заводах и в красноармейских частях были проведены «летучки-митинги» [8].
В деревнях и поселках, где было трудно собрать массовую аудиторию (не стоит забывать, что это был период сельскохозяйственной страды и массовых отпусков у рабочих) и ощущался острый
дефицит пропагандистских кадров, как правило, власти ограничивались проведением митингов и собраний в клубах [14, д. 9628, л. 2]. Иногда для привлечения публики в клубах устраивались «живые картины» или инсценировки на тему войны. Для инсценировки предлагались фрагменты романов А. Толстого «Хождение по мукам», К. Фибих «Красное море», А. Барбюса «Огонь» и др. В «живых картинах» представлялись отдельные сюжеты на темы войны, например: «Война. С одной стороны, немецкий кайзер, с другой - французский генерал, сопутствуемые своей буржуазией, толкают друг на друга двух ошалевших парней в солдатской форме. <...>
Политика. Буржуй дергает за ниточку двух враждебных солдат, которые, как марионетки, колотят друг друга. <.>
Церковь. Поп, освящающий святой водой пушку. <...>
"Война - войне!" Красноармеец ударами сбивает и валит чудовище - империалистическую войну» [5, с. 29].
В редких случаях (слишком мало было в распоряжении организаторов кампании передвижных киноустановок) в клубах демонстрировались фильмы, специально снятые к началу кампании. И всегда присутствовала визуализация основных лозунгов Недели - плакаты, стенгазеты и т.п., а также необходимые пропагандистские материалы. Только Северо-Западное бюро ЦК РКП(б) выпустило к началу кампании несколько брошюр суммарным тиражом более 110 тыс. экземпляров (Арский Р. «Европа после войны», «Империалистическая война, причины и следствия ее», «К десятилетию империалистической войны» и др.), листовки и плакаты, бесплатно распространявшиеся на местах [14, д. 9648, л. 15].
Как отмечалось в отчете агитационного отдела Ленинградского губкома и Северо-Западного бюро ЦК РКП(б), «вся кампания проводилась под углом противопоставления войны гражданской и революционной - войне империалистической и под углом готовящегося нового предательства и измены делу рабочего класса 11-м Интернационалом и международным меньшевизмом» [14, д. 9648, л. 5].
Таким образом, основной импульс к отмечанию десятилетия начала мировой войны, как представляется, был связан с задачами текущей политики. События недавнего прошлого актуализировались, приобретали не только собственно историческую ценность, но и превращались в составную часть модели сегодняшнего дня.
В многочисленных пропагандистских материалах подчеркивалось, что именно экономический ущерб от «империалистической бойни» (а не от Гражданской войны) мешает росту благосостояния рабочих и крестьян [11]. Кампания пыталась вдохнуть новую жизнь в идею мировой революции, на-
чавшую затухать после событий 1923 года, культивировала у трудящихся ощущение опасности новой войны: «Сколько бы ни толковали о "стабилизации" европейского хозяйства, о восстановлении (об этом ныне толкуют и ученейшие социалисты), все же остается неоспоримым факт, что все здание капиталистической Европы во время большого исторического обвала, начало которого - 1-е августа 1914-го года, накренилось на бок и дало ряд глубоких трещин. Если и до сих пор пролетариат победил всего в пределах одной шестой части земного шара, то зато во всех остальных 5/6 конфликты, противоречия продолжают обостряться. Вооружения усиливаются, разговоры (очень серьезные) о новой мировой войне и о "финальной катастрофе" продолжаются. Борьба классов становится все резче и решительнее. У нас нет поэтому повода впадать в пессимизм. Мировая революция не отодвигается, а приближается» [3, с. 3]. Кроме того, важным фактором в организации Недели стала политическая борьба левых сил в европейском рабочем движении, конфликт II и III Интернационалов. Не случайно К. Цеткин в статье «Несмываемый позор» писала о «банкротстве Второго Интернационала», о том, что европейская социал-демократия «превратилась в вульгарную, трусливую, буржуазно-демократическую реформистскую организацию» [12, 26 июля]. Подобная риторика была характерна и для других деятелей коммунистического движения и большевистских вождей.
Хотя формально кампания была инициирована Коминтерном, ее идеологическое обеспечение и практическое проведение осуществлялись Агитационно-пропагандистским отделом ЦК РКП(б).
«Юбилейные» мероприятия тщательно готовились задолго до самой Недели. Так, в Ленинградской губернии подготовка к десятой годовщине «империалистической войны» началась по решению Губкома РКП(б) [14, д. 9593, л. 37]. 14 июля 1924 г. на заседании агитколлегии ЛК был утвержден план кампании: «1) Провести пропагандистскую подготовку в рабочих клубах и домпросветах путем постановки одной комплексной лекции незадолго до "Недели протеста", а второй комплексной лекции во время самой "недели".
2) Содержание первой комплексной лекции: причины мировой империалистической войны, рост классовых противоречий, П-й Интернационал во время войны, причины краха П-го Интернационала, зарождение Ш-го Интернационала; содоклад - физиологические последствия войны: война и вырождение человечества.
3) Содержание второй комплексной лекции: основной доклад - Европа и Америка после войны; Версальский тупик; П-ой Интернационал - фракция фашистской буржуазии; Ш-й Коммунистический Интернационал и опасность новых войн. Содоклад - техника новых войн.
4) За день до демонстрации провести на всех фабриках и заводах, красноармейских частях и среди военморов митинги.
5) Создать для проведения "недели" и демонстрации, намеченной на 3-ье августа, комиссию <...>.
6) «Прибою» (губернское партийное издательство. - С.У.) поручить не позднее 20-го июля выпустить "Ленинский сборник об империализме", отдельным выпуском Манифест Коминтерна и тезисы Агитпропа ЦК, а также одну популярную брошюру.
7) Не позднее 18-го июля Комиссии поручить выработать лозунги к 10-летию.
8) Поручить Политпросвету совместно с Пуо-кром (Политическое управление военного округа. - С.У. ), Пубалтом (Политическое управление Балтийского флота. - С.У.), Доброхимом (Общество друзей химической обороны и промышленности. - С.У.) и т.д. организовать общегородскую выставку, посвященную 10-летию империалистической войны, объединив на это время все экспонаты, имеющиеся на местах.
9) Считать необходимым возможно шире осветить вопросы 10-летия империалистической войны в крестьянской печати, выпустить ко дню демонстрации специальный № журнала "Красная деревня", провести демонстрацию в крупных центрах (волостях и селах), перебросив в деревню максимальное количество плакатов, рисующих издержки империалистической войны и тяготы в этой войне, падающие на крестьянство. <.>
10) Считать необходимым в максимальной степени использовать весь статистический цифровой материал (таблицы, диаграммы, плакаты, цифры жертв войны и т.д.), а также издание плакатов-контрастов (издержки войны - средств и людей, сопоставив их с данными производственных работ, которые могли бы быть выполнены за счет этих издержек, например, стоимость империалистической войны равна 10.000 Волховстроев и т.д.). <.>
11) Обратить особенное внимание на втягивание в кампанию работниц и крестьянок, а также Л.К.К.С.М.» [14, д. 9599, л. 10-11].
Соответствующие планы кампании составляли районные комитеты партии и комсомола, профсоюзные организации, добровольные общества, правления клубов и даже отдельные ЖАКТы (жи-лищно-арендные кооперативные товарищества).
Проблема любой агитационной кампании состояла в необходимости привлечения масс к ее проведению. Прежде всего, конечно, речь шла о рабочих, от которых, в общем, требовалось только присутствие на разнообразных мероприятиях. Поэтому все инстанции тщательно подсчитывали количество «обслуженных» кампанией трудящихся. Например, агитотдел Московско-Нарвского райкома РКП(б) отчитался в том, что в кампании
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова М- № 1, 2015
43
были задействованы 50 тыс. 445 человек, из которых «1) побывали на комплексных лекциях 28/У11, 29/У11 и 30/У11 - 6720 ч.
2) на митингах по предприят. и учрежд. 2/УШ...............39225.
3) на докладах-вечерах в клубах и домпросв. 2/УШ и 3/УШ......450».
Самым тщательным образом была учтена аудитория каждого собрания, вплоть до цеховых [14, д. 9659, л. 34, 43-45].
Цифры посещаемости лекций, докладов, собраний, митингов и демонстраций в ходе Недели впечатляют. Правда, иногда в отчетах мелькает грустная нотка: «Массовые кампании - такие, как о десятилетии империалистической войны, о седьмой годовщине Октябрьской Революции - предварялись постановкой по всем Клубам ряда лекций и докладов на тему проводимых Кампаний. Если нельзя сказать, чтобы лекции эти и доклады привлекали много народу, но все же в среднем на каждую лекцию приходится человек 60-80, а в редких, правда, случаях бывало по 200-300 человек» [14, д. 9666, л. 17].
Отдельные документы позволяют судить о приписках в отчетах по кампании. Например, руководитель одного из лекториев жаловался, что юбилейные доклады несколько раз были сорваны, хотя организаторы заявили о готовности собрать 1000 слушателей [14, д. 9814, л. 62].
Еще одна черта рассматриваемой кампании -стандартизация агитационно-пропагандистской практики. Содержание многочисленных брошюр, статей и т.п. повторяет друг друга практически слово в слово. Тексты докладов и лекций публиковались заранее, чтобы «облегчить» подготовку докладчикам («докладчику нет нужды просматривать отдельно справочный материал в разных источниках, на что требуется и время, и необходимая литература, которая не всегда бывает под рукой») [6, с. 3]. На собраниях и митингах трудящиеся принимали такие же «типовые» резолюции: «Мы, слушатели курсов Ленинградского Губоно Центран-проса, студенты и работники педтехникума им. Некрасова, собравшись по случаю 10-ой годовщины империалистической войны на общее собрание, посвященное протесту против мировой войны, шлем вам пламенный привет выражаем твердую уверенность, что под руководством Р.К.П. (б) и ее закаленных в борьбе вождей трудящиеся С.С.С.Р. совместно с мировым пролетариатом положат конец алчности капиталистических аул и вместо кровавого кошмара, вновь нависшего нал миром, ярко засияет солнце социализма!
Да здравствует единение работников просвещения с Р.К.П.(б)!
Да здравствует Ш-ий Коминтерн!» [14, д. 9814, л. 92].
В результате эффективной ударной пропагандистской кампании за короткое время сформиро-
вался официальный дискурс «империалистической войны», принятый обществом. Сформированный в недрах Коминтерна и ЦК РКП(б), основанный на идеях большевистских вождей, образ Первой мировой войны закрепился в массовом сознании, стал частью коллективной памяти советского общества.
Библиографический список
1. Большакова О.В. Долгое возвращение в Европу: Изучение Первой мировой войны и американская русистика // Российская история. - 2014. -№ 5. - С. 26-36.
2. Виноградов В.Н. Первая мировая война: взгляд историка // Новая и новейшая история. -2014. - № 5. - С. 3-15.
3. Десятилетие мировой войны // Коммунистическая революция. - 1924. - № 2. - С. 3-8.
4. Добренко Е. Красный день календаря: Советский человек между временем и историей // Советское богатство: Статьи о культуре, литературе и кино / под ред. М. Балиной. - СПб.: Академический проект, 2002. - С. 97-123.
5. Империалистическая война (К десятой годовщине). Материалы для рабочих, красноармейских и школьных клубов. - Л.: Прибой, 1924. - 118 с.
6. К десятилетию империалистической войны (Сборник материалов для бесед и лекций). - Л.: Изд-во книжного сектора Губоно, 1924. - 56 с.
7. Кутдусова В.А. Первая мировая война в советском печатном дискурсе 1920-1940-х гг. // Лабиринт. - 2014. - № 3. - С. 65-76.
8. Ленинградская правда. - 1924. - 4 авг.
9. Либих А., Ненароков А. Как российские социал-демократы отметили свой серебряный юбилей // Историческая память и общество в Российской империи и Советском Союзе (конец XIX - начало ХХ века). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yale.edu/macmillan/europeanstudies/ memory607.htm (дата обращения: 15.02.2013).
10. Манифест Коминтерна к мировому пролетариату и тезисы к десятилетию мировой империалистической войны. - Тифлис: Изд-во Заккрайкома РКП(б), 1924. - 56 с.
11. Павлович М. Мировая война и ее итоги // Десятилетие мировой войны (материалы для агитаторов). - М.: Красная новь, 1924. - С. 89-94.
12. Правда. - 1924.
13. Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / под ред. Ю.А. Петрова. - М.: РОССПЭН, 2014. - 982 с.
14. Центральный государственный архив исто-рико-политических документов Санкт-Петербурга (ЦГАИПД СПб). - Ф. 16. - Оп. 9.
15. Цимбаев К.Н. Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX - начала ХХ веков // Вопросы истории. - 2005. - № 11. -С. 98-107.