УДК 94(470.55/.58)«.../1150» ББК Т3(2Р36) + Т
А. Д. Таиров, К. Г. Коноплева
каменные жертвенники как источник по связям кочевников южного урала со скифским миром
A. D. Tairov, K. G. Konoplyova
stone altars as source information about relations nomads of the southern urals with the scythian world
Каменные жертвенники рассматриваются в качестве источника, подтверждающего функционирование «торгового пути геродота».
Ключевые слова: Южный Урал, каменные жертвенники, экономические и культурные связи, «торговый путь Геродота».
stone altars are considered like source of information about Herodot's trade route.
Keywords: South Ural, stone altars, economic and culture relations, Herodot’s trade route.
Изменение исторической ситуации в степи и лесостепи Восточной Европы после возвращения скифов из переднеазиатских походов приводит к установлению экономических, культурных и военно-политических контактов племен Скифии с номадами Южного Урала. Со во второй половине VI в. до н. э. южноуральские кочевники включаются в обменные операции по «торговому пути Геродота» и становятся основными поставщиками металла в лесостепное и степное Причерноморье. Присутствие в составе военно-жреческой аристократии кочевников Южного урала скифского этнического компонента способствовало расцвету этой торговой артерии, связывающей степи Северного Причерноморья, лесостепные районы Поднепровья и Подонья с Южным Приуральем и Зауральем, обусловило тесные связи кочевников Южного урала с населением лесостепного и степного Поднепровья.
главной статьей экспорта с Южного урала была медь, кроме нее вывозились, очевидно, золото и пушнина1.
По нашему мнению, одним из источников, подтверждающим существование «торгового пути геродота», являются каменные жертвенники без ножек, а также жертвенники на двух—четырех ножках. В Среднем и Нижнем Подонье, в Поволжье, в лесостепной и степной Скифии, так же как и на Южном урале, они известны в памятниках второй половины VI—V вв. до н. э. Причем исчезновение их во всех отмеченных регионах происходит практически одновременно2.
Показательную картину дает анализ распространения этих жертвенников. Так в Поволжье они сосредоточены на севере у Самарской Луки, а на юге — в Астраханской области и в междуречье Волги и Дона. В Европейской Скифии жертвенники встречаются лишь в Правобережной и левобережной Днепровской лесостепи, на Среднем и Нижнем Дону, в Центральном Предкавказье3. Во всех этих районах, если по ним имеются данные
спектроаналитического анализа цветного металла, зафиксирован металл южноуральского происхождения4. Эти же районы примыкают либо к «торговому пути Геродота», либо к «торговой» артерии Среднее Поволжье — Северный Кавказ. Поэтому каменные жертвенники могут, на наш взгляд, служить маркерами связей населения различных районов восточноевропейской степи и лесостепи с кочевниками Южного Урала. В основе этих связей лежала, в первую очередь, потребность в цветном металле — меди. Показательны в этом плане материалы Бельского городища (Украинская лесостепь). На этом городище, представляющем собой крупный ремесленный центр, связанный прежде всего с добычей и обработкой черных, цветных и благородных металлов (причем цветные и благородные металлы поступали на городище преимущественно в виде слитков), обнаружены обломки ладьевидных каменных блюд-жертвенников5.
Однако каменные жертвенники, в отличие от оружия, конской упряжи, украшений из драгоценных металлов, художественных изделий, в том числе и зеркал «ольвийского» типа, которые считаются основными маркерами «пути геродота», вряд ли были предметом обмена. Скорее всего они являются отражением инфильтрационных контактов. То есть отражением перемещения небольших групп людей или даже отдельных лиц, например при смешанных браках. Вероятно таким образом, но по торговому пути, описанному геродотом, попал в Ольвию не только каменный жертвенник на трех ножках6, но и некоторые «каменные блюда». как подчеркивает
В. М. Скуднова, вблизи Ольвии подобные каменные блюда встречены только на Березани. но туда обычай помещать «каменные блюда» в могильную яму привнесен извне, возможно из Ольвии. Она отмечает также, что «в других архаических некрополях Северного Причерноморья ни блюд, ни каменных плит до сих пор не найдено»7.
86
Вестник ЮУрГУ, № 10 (269), 2012
А. Д. Таиров, К. Г. Коноплева
Каменные жертвенники как источник по связям кочевников Южного Урала со скифским миром
Примечания
1. Смирнов К. Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сармат. — М. : Наука, 1964. — С. 259; Чле-нова Н. Л. Предыстория «торгового пути Геродота» (из Северного Причерноморья на Южный Урал) // СА. — 1983. — № 1. — С. 60.
2. Последняя сводка находок каменных жертвенников приведена в работе: Мошкова М. Г. Еще раз о каменных «жертвенниках» и «савроматской» археологической культуре // Скифы и сарматы в VII—III вв. до н. э.: палеоэкология, антропология и археология. — М. : Институт археологии РАН, 2000. — С. 201—215.
3. Там же. — С. 208.
4. См. например: Барцева Т. Б. Цветная металлообработка скифского времени. лесостепное днепровское левобережье. — М. : Наука, 1981. —
С. 92; Барцева Т. Б. Результаты спектроаналитиче-
ского изучения архаических комплексов Посулья // АСГЭ. — 1983. — Вып. 23. — С. 96; Барцева Т. Б. Раннескифский цветной металл в Предкавказье (комплекс «Красное Знамя») // Естественнонаучные методы в археологии. — М. : Наука, 1989. — С. 115, 116; Максименко В. Е. Сарматы на Дону (археология и проблемы этнической истории) // Донские древности. — Вып. 6. — Азов : Азовский краеведческий музей, 1998. — С. 6.
5. Шрамко Б. А. Восточное укрепление Бельского городища // Скифские древности. — Киев : Наукова думка, 1973. — С. 86, 100—102.
6. Зуев В. Ю., Ильина Ю. И. Скифский косметический столик из Ольвии // СГЭ. — 1997. — Вып. КУШ. — С. 8. — Рис. 1.
7. Скуднова В. М. Архаический некрополь Оль-вии. — Л. : Искусство, 1988. — С. 31, 32.
Поступила в редакцию 22 января 2012 г.
тАИРоВ Александр дмитриевич, заведующий кафедрой «Древняя история и этнология Евразии», Южно-Уральский государственный университет, доктор исторических наук. Автор более 180 работ, в том числе 5 монографий в области древней истории и археологии степной Евразии и геоархеологии.
E-mail: [email protected]
TAIRov Alexander Dmitrievich is the Head of the Department of Ancient History and Ethnology of Eurasia of South Ural State University, Dr. Sc. (History). He is the author of more then 180 works including 5 monographs in the sphere of ancient history and archeology of steppe Eurasia and geoarchaeology. E-mail: [email protected]
КоНоПлЕВА Ксения геннадьевна, студентка исторического факультета, Южно-уральский государственный университет.
KonopLYovA Ksenia Gennadyevna, student of the Faculty of History of South Ural State University.
Серия «Социально-гуманитарные науки», выпуск 18
87