ПРОБА ПЕРА
КАМБОДЖА И АСЕАН: НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КАМБОДЖИ
Нго Ситтхикун
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена основным направлениям внешней политики Камбоджи, в том числе участию страны в деятельности АСЕАН.
После окончания полномочий миссии ООН (ЮНТАК) по установлению мира и проведению под ее контролем выборов в 1993 г. в Камбодже перед страной встала задача выработки новой внешней политики на международной арене и, прежде всего, в ЮВА. Камбоджа, которая в течение более двух десятилетий до этого находилась в изоляции, после окончания «холодной войны» и последовавшего вскоре распада СССР, получила возможность выйти на региональную и международную арену с самостоятельной внешней политикой.
На первых порах главной целью этой политики после 1993 г. стало решение задачи по вступлению в АСЕАН [9]. При поддержке международного сообщества, постоянных членов Совета Безопасности ООН и членов АСЕАН в Камбодже сложилась стратегически удобная обстановка для проведения всестороннего политического урегулирования в стране с целью окончательного решения конфликтной ситуации [5. С. 250]. Хотя национальные всеобщие выборы в 1993 году не привели на первых порах к полному национальному согласию и установлению мира в стране, они действительно открыли новую эру надежды на установление национального согласия, политической стабильности и возможности развития внешних отношений. Конец «холодной войны» означал деэскалацию длительного кампучийского конфликта и конец идеологического противостояния не только среди кампучийских фракций, но также между странами — основателями АСЕАН, с одной стороны, и Индокитайскими государствами Камбоджи, Лаоса и Вьетнама, с другой стороны. С окончанием камбоджийского конфликта обе стороны были способны начать их политический конструктивный диалог. Выборы 1993 г. имели следствием становление новой политической обстановки в стране. Камбоджа становилась более стабильной и мирной из-за начавшегося процесса становления национального согласия и институционализации демократических институтов.
Камбоджа начала создавать новую структуру своей внешней политики и определять ее основные стратегические задачи, чтобы приспособиться к изменяющейся международной обстановке. Политическое руководство страны, среди которого сразу после выборов 1993 г. не было единства, рассматривало несколько сценариев внешнеполитической деятельности. Большинство считало, что Кам-
боджа не имела достаточно опыта в сфере внешней политики и способности ее осуществления. С их точки зрения, первый вариант внешней политики для Камбоджи — это поддерживать статус-кво, что фактически означало продолжение изоляционистской политики, имеющей тенденцию либо к небольшим изменениям, либо к отказу от реформ в основных сферах политической жизни вообще. Они придерживались этой точки зрения, несмотря на отрицательные последствия такой политики, и утверждали, что Камбоджа не была готова изменить механизм своей внешней политики по причине внутренней нестабильности.
Другой вариант внешней политики Камбоджи — это выжидательная политика, которая позволит оценить деятельность первого Коалиционного правительства Камбоджи и изменения политической ситуации в регионе. Выжидательный подход дал бы Камбодже больше времени на то, чтобы подумать, какие решения принимать в области внешней политики. Сторонники этого варианта заявляли, что Камбоджа еще не готова стать членом АСЕАН. Они считали, что если Камбоджа будет принята полноправным членом АСЕАН, то она станет жертвой АСЕАН.
Третий вариант — это восстановление отношений с другими странами, особенно с соседями по региону. Этот политический вариант должен был по существу закончить изоляцию Камбоджи, но в данном случае намечалась спешка в решении задачи интеграции Камбоджи в международное сообщество. Напомним, что этот вариант полностью согласуется с действующей Конституцией Камбоджи, в которой обстоятельно объясняется общая структура внешней политики страны. Согласно Статье 53 Конституции, Камбоджа обязана проводить «политику постоянного нейтралитета» в своей внешней политике [4. С. 3]. Однако в течение всей пленарной сессии в июне 1995 года Национальное собрание Королевства Камбоджи обсуждало — ратифицировать ли договор АСЕАН о «Дружбе и Сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (ТАС)». Ратификация данного договора являлась предварительным условием для того, чтобы стать наблюдателем в АСЕАН. Перед Камбоджей не было никаких препятствий для того, чтобы отказаться от присоединения к этому договору. Членство в АСЕАН было главной целью внешней политики Камбоджи, и Национальное собрание не настаивало на необходимости проведения «политики постоянного нейтралитета», чтобы не возводить барьеры на пути присоединения Камбоджи к АСЕАН [7].
Четвертый вариант внешней политики должен был закончить изоляционистскую политику Камбоджи, интегрировать страну в регион и мир. Значительное количество влиятельных политиков поддерживало такую политику, поскольку они хотели выстроить новую внешнюю политику для страны. В случае присоединения Камбоджи к АСЕАН для нее возникала возможность покончить с региональной и международной изоляцией. Через членство в АСЕАН Камбоджа могла играть более активную роль в региональных и международных делах, что содействовало бы и защите стратегических интересов Камбоджи. Согласно мнению ряда высших камбоджийских высших чиновников, это был «самый логичный и самый разумный выбор для Камбоджи, чтобы решить стратегически важные задачи внешней политики, что возможно только при вступлении страны в АСЕАН» [1].
В сущности, присоединиться к АСЕАН настолько быстро, насколько это возможно, было в стратегических и политических интересах страны. Как сказал министр иностранных дел Еунг Хоут: «Камбоджа всегда была неотъемлемой частью ЮгоВосточной Азии, и всегда будет. Геополитически Камбоджа не может быть отделена от этого региона, и она не может позволить себе сделать это. Это, фактически, соответствует политике открытого регионализма. Мы не имеем никаких врагов, но имеем друзей в этом регионе» [11. С. 17]. В том же плане высказался Премьер-министр Хун Сен, который подчеркнул важность АСЕАН для Камбоджи в стратегическом смысле: «Членство Камбоджи в АСЕАН — один из главных приоритетов политики Королевского Правительства Камбоджи. Соединение Камбоджи и АСЕАН — потребность .. .геополитики и геоэкономики. Для Королевства Камбоджи и кампучийцев членство в АСЕАН — случай исторической важности, который будет иметь далекие и благоприятные перспективы для будущего страны» [6].
Принцип невмешательства во внутренние дела друг друга является фундаментальным для АСЕАН. Он закреплен в Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Вступление Камбоджи в АСЕАН соответствует стратегическим интересам страны по обеспечению своей национальной безопасности, поскольку эти интересы гарантировались бы этой региональной организацией. Стратегические интересы Камбоджи в присоединении к АСЕАН можно было бы объяснить историческим опасением относительно более сильных соседей с востока и запада. В прошлом Камбоджа использовала подход равновесия сил в попытке поддержать свою безопасность и стратегические интересы между ее двумя более могущественными соседями — Вьетнамом и Таиландом. Но этот подход не всегда оправдывал себя: Камбоджа потеряла ряд территорий, отошедших, по разным причинам, к Вьетнаму и Таиланду. Членство Камбоджи в АСЕАН предполагает также возможность ослабить или нейтрализовать сильное внешнее влияние на Камбоджу. Амитав Ачарья так объяснял стратегическую важность вступления Камбоджи в АСЕАН: Камбоджа, став полноправным членом Ассоциации, могла рассчитывать на то, что АСЕАН станет гарантом ее безопасности. Это лишило бы перспективы вмешательства во внутренние дела страны любых соседних государств, в частности, Вьетнама или Таиланда, устраняя таким образом серьезные беспокойства по поводу угрозы безопасности Камбоджи. Став членами АСЕАН, и Вьетнам и Камбоджа должны были бы строго придерживаться принципа невмешательства во внутренние дела друг друга. Вступив в АСЕАН, Камбоджа стала бы равным партнером с ее соседями.
АСЕАН является влиятельной региональной организацией главным образом благодаря ее активной дипломатии, особенно в течение кампучийского конфликта [10]. Для Камбоджи АСЕАН — важная опора ее внешней политики. В частности, Амитав Ачарья высказал точку зрения о новых внешнеполитических возможностях Камбоджи вследствие ее вступления в АСЕАН: «Камбоджа будет способна более эффективно участвовать в международных отношениях через структуру АСЕАН» [2. С. 16]. Далее он подчеркнул, что ежегодные консультации АСЕАН (АСЕАН-ПМК) со многими странами, включая Соединенные Штаты, Японию,
Канаду, Австралию, Европейский Союз, Россию и Индию — на министерском уровне предоставят Камбодже возможность больше узнать о политике этих стран и найти поддержку, с их стороны, собственному развитию. Камбоджа — маленькая страна с недостаточными ресурсами — вне рамок АСЕАН не сможет самостоятельно развивать такие контакты с крупнейшими странами мира. В рамках АСЕАН-ПМК Камбоджа сможет использовать готовую структуру для консультаций и развития сотрудничества со многими странами, чтобы защитить свои интересы в сфере безопасности [2]. Членство в АСЕАН могло бы помочь восстановлению положительной репутации Камбоджи на региональной и мировой политической арене, способствовало бы сохранению внутри страны мира и политической стабильности. С присоединением Камбоджи к АСЕАН исчезла бы возможность для некоторых членов АСЕАН обеспечивать прямую поддержку любой кампучийской политической группировке. Это связано с тем, что все государства — члены АСЕАН договорились о невмешательстве во внутренние дела друг друга, и при вступлении страны в Ассоциацию внутренний мир и стабильность Камбоджи могли бы быть гарантированы организацией [2]. АСЕАН резко ограничивает рамки деятельности любой оппозиционной группы, способной бросить вызов правительству и готовой совершить государственный переворот. В сущности, членство в АСЕАН стало бы весьма сильным гарантом мира и стабильности для Камбоджи [8. С. 15]. Кроме того, вступление Камбоджи в АСЕАН помогло бы улучшить двусторонние отношения с соседними странами (Вьетнамом и Таиландом) и уменьшить возможность их прямого вмешательства во внутренние дела Камбоджи, так как это привело бы с их стороны к нарушению основополагающего принципа невмешательства, о котором договорились все члены Ассоциации.
До вступления в АСЕАН внешняя политика Камбоджи фактически проводилась самостоятельно различными фракциями и управлялась внешними силами через их влияние на камбоджийские фракции или политические группы. После выборов 1993 г. Камбоджа проводит внешнюю политику как единое государство, стремится нормализовать дипломатические отношения со всеми странами, прежде всего с соседними. Вступив в Ассоциацию, Камбоджа стала активным участником Регионального Форума АСЕАН, в рамках которого на многосторонней основе рассматриваются проблемы безопасности как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и за его пределами [3. С. 126].
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ом Расадиу, экс-председатель Комиссии по иностранным делам, международному сотрудничеству и СМИ, член Национального собрания Пномпеня // Институт CICP. — Пномпень.— 1996, 6 апреля; 1998, 10 октября.
[2] Acharya, Amitav. Cambodia and Regional Cooperation in Southeast Asia and the Asia-Pacific Region // The CICP Distinguished Lecture Series. — Phnom Penh, 1997. — № 12.
[3] Chem Widhya. Cambodia and the ASEAN Regional Forum // Kao Kim Hourn and Jeffrey A. Kaplan, eds. Dynamo or Dynamite? Cambodia's Future in ASEAN. — London: ASEAN Academic Press, 1999.
[4] The Constitution of the Kingdom of Cambodia. — Phnom Penh: The National Assembly, Cambodia, 1993.
[5] Haas Michael. Genocide by Proxy: Cambodian Pawn on a Superpower Chessboard. — New York: Praeger, 1991.
[6] Hun Sen. Statement of Prime Minister of the Royal Government of Cambodia at the Official Reception Honoring the Admission of Cambodia into ASEAN. Phnom Penh, 5 May 1999 // Archive CICP. Phnom Penh. 1999.
[7] Kao Kim Hourn. Cambodia in ASEAN. — Phnom Penh: Cambodian Institute for Cooperation and Peace, 1995.
[8] Kao Kim Hourn. Cambodia’s Prospective Membership in ASEAN: Opportunities, Challenges and Prospects // The Conference Working Paper Series, № 3. — Phnom Penh: Cambodian Institute for Cooperation and Peace, 1999.
[9] Peou Sorpong. Conflict Neutralization in the Cambodia War: From Battlefield to Ballot-Box. — New York: Oxford University Press, 1997.
[10] Sukhumbhand Paribatra. Some Reflections on the Future of Southeast Asia. A paper presented at the ASEAN-ISIS Conference, Hanoi, 9—12 October 1995 // Archive CICP. Phnom Penh. 1995.
[11] Ung Huot. Cambodia: An Emerging Dynamo for ASEAN // Kao Kim Hourn and Jeffrey A. Kaplan, eds. Dynamo or Dynamite? Cambodia’s Future in ASEAN. — London: ASEAN Academic Press, 1999.
CAMBODIA AND ACEAN: THE NEW DIRECTION OF CAMBODIAN FOREIGN POLICY
Ngo Sitthykun
Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya St., 10a, Moscow, Russia, 117198
The article deals with various directions of Cambodian foreign policy and especially with country’s participation in ASEAN activities.