Научная статья на тему 'Калокагатия: соотношение истины, добра и красоты'

Калокагатия: соотношение истины, добра и красоты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1965
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛОКАГАТИЯ / KALOKAGATHIA / КРАСОТА / BEAUTY / ИСТИНА / TRUTH / ДОБРО / GOODNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прокопьева М.Ю.

В статье дается обзор античной калокагатии и прослеживается ее связь с базовыми ценностями: истиной, добром и красотой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KALOKAGATHIA: THE CORRELATION OF TRUTH, GOODNESS AND BEAUTY

The article provides an overview of the ancient kalokagathia and traces its relation to the basic values of truth, goodness and beauty.

Текст научной работы на тему «Калокагатия: соотношение истины, добра и красоты»

культурного опыта. Возникновение науки в индустриальном обществе связано с автономией конкретных наук, созданием научных категорий и научных методов, способов научного обоснования и созданием научной рациональности (пришедшей на смену философской и теологической рациональности), для которой характерно упорядочивание всех уровней научного знания, его объективность, проверяемость, опровержимость, обоснование с помощью универсальной аргументации. Выделяются три типа научной рациональности: классическая, исключавшая субъекта и субъективность из научного знания, неклассическая, создавшая современную научную картину мира, и постнеклассическая, с междисциплинарными формами научных исследований, синергетической парадигмой и идеями глобального эволюционизма, в которой научные цели соединяются с социальными ценностями.

Таким образом, наука является интегративной формой культуры, она использует для своих целей (получение истинного знания) такие способы, как демонстративные (аргумент к традиции и авторитету, парадигмы), императивные (нормы, стандарты), ценностно-селективные (этос науки). В науке эти формы не автономны, а подчинены задачам научного исследования. Кроме того, наука имеет специфические рационально-теоретические способы передачи знаний (категории, принципы, методы, формы).

Список литературы

1 Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). - М., 1968. - С. 155.

2 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987. - С. 226.

3 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М., 1988. - С. 334.

4 Там же. - С. 333.

5. Кун Т. Структура научных революций. - М., 2001. - С.

34.

6 Там же. - С. 17, 226, 241.

7 Там же. - С. 225.

8 Философия и методология науки. - М., 1996. - С. 210.

9 Мамчур Е. А., Илларионов С. В. Регулятивные принципы построения теории // Синтез современного научного знания. - М., 1973. - С. 357.

10 Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Кун Т. Структура научных революций. - С. 489.

11 Ивин А. А. Современная философия науки. - М., 2005. - С. 264.

12 Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. - М., 1994. - С. 71.

13 Цит. по: Ивин А.А. Современная философия науки. -М., 2005. - С. 357.

14 Кун Т. Структура научных революций. - С. 234-238.

15 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М, 2006. - С. 767-774.

16 Ивин А. А. Современная философия науки. - С. 362.

17 Там же. - С. 367.

УДК 111.85

М.Ю. Прокопьева Курганский государственный университет

КАЛОКАГАТИЯ: СООТНОШЕНИЕ ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ

Аннотация. В статье дается обзор античной калокагатии и прослеживается ее связь с базовыми ценностями: истиной, добром и красотой.

Ключевые слова: калокагатия, красота, истина, добро.

M.U. Prokopeva Kurgan State University

KALOKAGATHIA: THE CORRELATION OF TRUTH, GOODNESS AND BEAUTY

Abstract. The article provides an overview of the ancient kalokagathia and traces its relation to the basic values of truth, goodness and beauty.

Keywords: kalokagathia, beauty, truth, goodness.

Феномен ценности - это сложное, многомерное, но в то же время целостное образование, «полюсами» которого, по нашему мнению, являются важность и оценка, что создается особой формой связи объекта и субъекта. Чем сложнее явление и чем большее значение оно имеет в нашей жизни, тем больше смыслов оно имеет, рождая споры об адекватности и искажен-ности его интерпретаций, так как объект приобретает смыслы лишь в оценке его субъектом, но для разных субъектов один и тот же объект может иметь разные смыслы (например, трактовка того или иного романа Ф.М. Достоевского, их экранизации и пр.). Ценностное отношение возникает, живет, изменяется в реальной социокультурной среде и одновременно оказывает на нее определенное воздействие. Такой ценностью является Красота.

Красота - одна из форм бытия материального мира в сознании человека, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение, моральное удовлетворение. Высшей степенью Красоты является прекрасное. Однако то, что кажется прекрасным одному, может показаться банальным другому, то, что считалось красивым в одну эпоху, представляется смешным в другую, то, что вызывает восхищение у людей одной культуры, подвергнет в недоумение пред-

ставителей другой. Весь этот хаос разных взглядов и мнений связан с существованием, развитием и отмиранием общественных идеалов, с разнообразием личных, семейных, сословных вкусов, с несовместимостью индивидуальных эстетических оценок. В истории культуры отношение человека к Красоте всегда претерпевало изменения. Так, античная калокагатия совмещала в себе одновременно социально-политический, педагогический, этический и эстетический идеал.

Греческий термин «calosagathia» буквально означает «прекрасный и хороший», «красивый и добрый», хотя интерпретаций его перевода довольно много. «Прекрасное» греки относили к телу, а «доброе» - к душе. Однако в античной калокагатии совершенно нет ничего отдельно «прекрасного» и отдельно «доброго». Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и был способен их осуществить. В основе калокагатии - космически гармоничное и соразмерное, т.е. мера, порядок, четкость границ, симметрия. Олицетворением Красоты является прекрасный человек, в котором соединились все достоинства, как внешние (физическая красота - тело), так и внутренние (слава, достоинство, честь, имущество, свобода от унижающего труда), т.е. гармония тела и духа.

А.Ф. Лосев выделяет следующие значения калокагатии, анализируя которые, можно увидеть некоторые смысловые оттенки как «прекрасного», так и «нравственного»: социально-историческая калокагатия, т.е. принадлежащее к той или иной сословной группе; политическая - принадлежащее к той или иной партии; в эпоху культурного кризиса в Древней Греции появляется интеллигентско-софистическая калокагатия, понимание которой основано на «утонченных» и «изнеженных» методах мышления и жизни; философская калокагатия, имеющая значение бессознательного, вытекающее из употребления термина в обиходе.

Анализируя социально-историческое значение калокагатии, А.Ф. Лосев приходит к выводу, что каждая сословная группа и общественный класс в Древней Греции обладали своей собственной калокагатией, непрерывно переходящий от одной к другой. В социально-исторической калокагатии он выделяет несколько подвидов. Старинно-аристократическая калокагатия содержит в себе как элементы старинного родового, аристократического, жреческого благородства, так и материального благополучия, спартанской доблести.

Общественно-демонстративный тип - это наиболее выразительный тип классической калокагатии, так как представлен олимпийскими и прочими состязаниями, хорегиями и театральными празденствами, процессиями и всей внешней, демонстративной стороной греческой культуры. Человек, преуспевающий в кулачном бою, в беге колесниц, в метании диска, а также в муси-ческих состязаниях, в игре на инструментах и пр. - это человек calos сagathos.

А.Ф. Лосев выделяет и мещанскую калокагатию, предупреждая, что данный термин имеет чисто условный смысл. Пример мещанской концепции калокагатии описан в «Экономике» Ксенофонта, где все преимущества, качества, достижения «заработаны» мещанином своими руками, а не получены с рождения, он - индивидуалист, поэтому не ценит никаких традиционно-родовых устоев жизни. Мещанское сознание деятельно, активно, предприимчиво, оно борется с созерцательными аристократическими идеалами, которые кажутся ему слишком мертвыми и пустыми, скованными и ре-

троградными. «Калокогатия же Ксенофонта, - делает вывод А.Ф. Лосев, - полна надежд, у нее сытое брюшко; и она пока еще вольной птицей выводит в цветущем, еще не сожженном лесу классического эллинства свои завистливые мещанские трели» [1, 411].

Политический тип калокагатии описывает Аристотель и заключает, что калокагатия существует у тех людей, которые одновременно обладают достаточно высокой «нравственностью» и богатством, т.е. философ к благородному происхождению присоединяет черты демократии в виде свободы и интересов граждан, а наилучшая политическая форма, «полития», объединяет добродетель, богатство и демократические свободы в лице «наилучших».

Интеллигентски-софистическая калокагатия представлена греческой интеллигенцией (У-!У вв.), прежде всего, софистами, но не только. В это время появляется человек образованный, воспитанный, культурный и пр., а значит «прекрасный и хороший», однако героем он стать не может, так как для этого ему нужна жизненная выучка и воспитание, например, как у стоиков.

Философская калокагатия связана с расчленением философской рефлексией цельности и гармонической законченности, составляющей ядро греческой калока-гатии, внутреннего и общего содержания и внутренней формы. Соотношение «тела» и «души» является исходным пунктом для понимания античной калокагатии, поэтому гармония тела и души является гармонией тела с самим собою. Представителем философской калокагатии является Сократ, который отличает ее и от добрых поступков, и от добродетели, и от красоты. Ксенофонт описывает его воззрения на калокагатию, которая, по Сократу, есть знание доброго, «ставшее жизнью доброго, давшего мудрость». В этой мудрости есть факт осуществления добра и есть смысл, значимость, вид, физиономия, картина его существования, которая и есть калокагатия. Это есть знание, ставшее жизнью, или мудрость, в которой и заключается единство и нераздельность калокагатии [1, 419-421].

Идеал калокагатии не просто идеальное человеческое тело, он воплощает живую личность, которая немыслима в отрыве от рабовладельческого общества и является идеалом полисного гражданства. А.Ф. Лосев определяет калокагатию как «роскошь тела, души, общества, взглядов, обычаев. Калогатийный человек силен, бодр, весел, красив, здоров. Он - борец, герой, атлет, равно как и поэт, музыкант, художник. Он же и человек меры. Он покорен тому, чего нельзя миновать, покорен судьбе, но надеется на великую славу в грядущем. Изобилие жизненных благ ему нравится; но он не раболепствует перед ними, а расстается с ними с улыбкой. Он не отказывается от богатства. Однако не богатство и слава владеют им, а он владеет ими, и он над ними всегдашний господин» [1, 395].

Красота - это, прежде всего, эстетическая категория, отражающая ту сторону явлений, которая не может быть отнесена к суждениям ни с точки зрения теоретической истины, ни с точки зрения нравственного добра, ни материальной пользы, однако она составляет предмет положительной оценки - признается достойной или одобряется [2, 356]. Эстетическое чувство прекрасного, красоты непосредственно раскрывает нам все связи мира, т.е. сознание человека проникает в глубь явлений действительности с помощью образов, создаваемых им посредством личной, социальной, общественной практики. Данные образы не могут быть созданы без осознания и других ценностей, которые неизменно сопутствуют Красоте - это Истина и Добро. Как показал

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 10

31

обзор античной калокагатии, «прекрасный и хороший», «красивый и добрый», «нравственный идеал», совмещает в себе три этих базовых ценности, которые во все времена и у всех народов остаются неизменными и вечными, изменчиво лишь отношение к ним человека и связано со сменой в сознании поколений эмпирических ценностей: например, славы, материальных благ власти. Данные ценности могут быть представлены как некая граница, за которой начинается чуждое пространство с «другими», «перевернутыми» ценностями. Ложь, заблуждение, зло, безобразное могут встать на место Истины, Добра и Красоты, но они должны постоянно разнообразиться, быть увлекательными, используя для этого порок, преступления, гордыню.

Список литературы

1 Лосев А. Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: в 2 кн. Кн. 2. - М. : Искусство, 1994. - 604 с.

2 Эстетика: Словарь. - СПб., 2009. - 407 с.

УДК 37.017.92

f

И.Н. Степанова Курганский государственный университет

ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Аннотация. В статье анализируется развитие двух систем образования: открытой и закрытой школы - и показывается связь первой с универсальной, а второй - с исторической социальной ценностью образования.

Ключевые слова: социальная ценность, образование, «открытое образование», «закрытое образование».

I.N. Stepanova Kurgan State University

EDUCATION AS A SOCIAL VALUE

Abstract. The article analyses the development of two educational systems: an open and closed schools. The research shows the connection of the first with the universal educational value and of the second with the historical social educational value.

Key words: social value, education, open education, closed education.

Социальной ценностью образование становится в силу того, что оно обеспечивает формирование социальных добродетелей. Понятие «добродетель» было введено в философию Платоном и Аристотелем. Но если у Платона добродетель представляет трансцендентное начало (принцип), посредством которого боги оценивают поступки людей, то Аристотель считал добродетель абсолютным нравственным началом, присущим жизни людей, и разделил все добродетели на мыслительные (дианоэтические) и нравственные (этические).

Описывая последние, он уделял особое внимание дружбе, которую называл дружбой добродетельных, проводящих жизнь сообща. К особенностям дружбы Аристотель отнес уравненность, взаимность, приязнь, желание другому блага, доверие. Философ по сути дела выделил социальные добродетели, которые могут распространяться на отношения Я со многими Другими. «Право[судие] и дружба, - писал он, - имеют место при всех вообще общественных взаимоотношениях, [т.е. в сообществах]. ...дружба [предполагает отношения] общности» [1, 232].

В ХХ в. социолог Дж. Коулмэн ввел понятие социального капитала, понимая под ним «способности людей ради реализации общей цели работать вместе в одном коллективе» [2, 26], а Ф. Фукуяма - понятие спонтанной социализированности, характеризующей коллективное участие людей, имеющих такие социальные добродетели, свидетельствующие о взаимном доверии, как «честность, ответственность, способность к сотрудничеству, чувство долга перед окружающими» [2, 79]. Фукуяма проанализировал экономическую жизнь различных стран Запада и Востока и пришел к выводу, что «одним из главных уроков изучения экономической жизни является то, что благополучие страны, а также ее состязательная способность на фоне других стран определяются одной универсальной культурной характеристикой - присущим ее обществу уровнем доверия» [2, 20-21]. Все страны по критерию поддержания спонтанной социализированности он разделил на общества с высоким и низким уровнем доверия и связал его с коллективистскими или индивидуалистическими стремлениями людей.

Социализированность на уровне инстинктов и внешних чувств имеется и у животных, но социализи-рованность на уровне этических ценностей только у людей благодаря тому, что они живут в созданном ими социокультурном мире. Культура передает опыт прежних поколений через такие механизмы, как поведенческое подражание, нормы, ценности, понятия и принципы, а общество, следуя своим потребностям, создает необходимый для него человеческий тип, который воспроизводит система образования. «Воспитание, - считал Э.Дюркгейм, - вещь в высшей степени общественная, как по своему происхождению, так и по своим функциям» [3]. Социализированность формируется в человеке целенаправленно, через социальный институт образования и спонтанно, через образ жизни, привычки, религию, мораль, искусство, формы общения в труде и на досуге.

Древние греки разработали две системы образования, основателями которых были Сократ и Платон. Сократ выдвигал идеи индивидуализма, эгалитаризма, любви к свободе и веры в разум. К. Поппер пишет о системе идей Сократа: «Он был... величайшим поборником индивидуалистической этики всех времен. ...Важно отметить, что интеллектуализм Сократа носил явно эгалитаристский характер. Сократ верил, что научить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.