Научная статья на тему 'КАЛЛАНЕТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ'

КАЛЛАНЕТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
171
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / КАЛЛАНЕТИКА / БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Резенькова Ольга Владимировна, Смышнов Константин Михайлович, Лукина Людмила Борисовна, Филиппов Юрий Анатольевич, Съедина Ольга Анатольевна

Тенденция низкого уровня здоровья и физкультурно-оздоровительная интенсификация учащейся молодежи в последние десятилетия является актуальной проблемой. Средства физкультурнооздоровительных технологий имеют большое значение для оздоровления организма, повышают работоспособность, снимают нервное напряжение и положительно влияют на физические показатели, одним из таких средств является калланетика, которая доступна для всех людей. Она является уникальным комплексом упражнений для всех частей тела: ног, ягодиц, бедер, рук, плеч, спины и брюшного пресса, а также включает упражнения из различных видов восточных гимнастик и специальные дыхательные упражнения. Один час занятий калланетикой дает организму нагрузку, равную семи часам классического шейпинга. В связи с этим целью нашего исследования было разработать и экспериментально проверить физкультурно-оздоровительный комплекс с элементами калланетики для улучшение показателей здоровья и физической подготовленности девушек 18-20 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Резенькова Ольга Владимировна, Смышнов Константин Михайлович, Лукина Людмила Борисовна, Филиппов Юрий Анатольевич, Съедина Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALLANETICS AS AN EFFECTIVE MEANS OF IMPROVING THE HEALTH OF GIRLS AGED 18-20

The trend for the low level of health and physical culture and health-improving intensification of student youth in recent decades is an urgent problem. Means of physical culture and health technologies are of great importance for the health of the body, increasing efficiency, relieving nervous tension and having a positive effect on physical performance, one of such means is callanetics, which is available to all people. It is a unique set of exercises for all parts of the body: legs, buttocks, thighs, arms, shoulders, back and abdominals, and it also includes exercises from various types of oriental gymnastics and special breathing exercises. One hour of callanetics training gives the body a load equal to seven hours of classic shaping. In this regard, the purpose of our study was to develop and experimentally test the sports and recreation complex with elements of callanetics to improve the health and physical fitness of girls aged 18-20 years.

Текст научной работы на тему «КАЛЛАНЕТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ»

4. Volkov, V. M. (1974), Age and formation of sportsmanship. Smolensk.

5. Drozdovsky, A. K. (2021), "A method for assessing the natural predisposition of individuals to certain specializations in sports and professions", Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology, Vol. 6. No. 1, рp. 140-161.

6. Ilyin, E. P. (2001), Differentialpsychophysiology, Peter, St. Petersburg.

7. Levushkin, S.P. (2005), Physiological justification ofphysical training of schoolchildren aged 7-17years with different body types, dissertation, Moscow.

8. Revenko, E. M. Zelova, T. F. and Salnikov, V. A. (2018), "Age-related features of the initial levels and the growth rates of motor abilities of young men who differ in the typological properties of the nervous system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 161-169.

9. Revenko, E. M., Zelova, T. F. and Salnikov ,V. A. (2019), "Typological complex of properties of the nervous system as a system-forming factor in the development of motor abilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, pp. 241-247.

10. Rubinstein, S.L. (1989), Problems of general psychology, Pedagogika, Moscow.

11. Slobodchikov, V.I., and Isaev, E. I. (2000), Psychology of human development, School press, Moscow.

12. Elkonin, D. B. (1989), Selected psychological works, Pedagogika, Moscow.

Контактная информация: revenko.76@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2022

УДК 796.015.59

КАЛЛАНЕТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ

Ольга Владимировна Резенькова, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Константин Михайлович Смышнов, кандидат педагогических наук, доцент, декан, Людмила Борисовна Лукина, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий

Анатольевич Филиппов, кандидат философских наук, доцент, Ольга Анатольевна Съедина, магистр, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь; Кристина Сергеевна Ковалева, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург.

Аннотация

Тенденция низкого уровня здоровья и физкультурно-оздоровительная интенсификация учащейся молодежи в последние десятилетия является актуальной проблемой. Средства физкультурно-оздоровительных технологий имеют большое значение для оздоровления организма, повышают работоспособность, снимают нервное напряжение и положительно влияют на физические показатели, одним из таких средств является калланетика, которая доступна для всех людей. Она является уникальным комплексом упражнений для всех частей тела: ног, ягодиц, бедер, рук, плеч, спины и брюшного пресса, а также включает упражнения из различных видов восточных гимнастик и специальные дыхательные упражнения. Один час занятий калланетикой дает организму нагрузку, равную семи часам классического шейпинга. В связи с этим целью нашего исследования было разработать и экспериментально проверить физкультурно-оздоровительный комплекс с элементами калланетики для улучшение показателей здоровья и физической подготовленности девушек 18-20 лет.

Ключевые слова: физическая активность, физическая культура, физическое развитие, физические упражнения, калланетика, биологический возраст, здоровье.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p352-356

CALLANETICS AS AN EFFECTIVE MEANS OF IMPROVING THE HEALTH OF

GIRLS AGED 18-20

Olga Vladimirovna Rezenkova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Department chair, Konstantin Mikhailovich Smyshnov, the candidate of pedagogical sciences, senior

lecturer, dean, Lyudmila Borisovna Lukina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yury Anatolyevich Filippov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Anatolyevna Sedina, the master's student, North Caucasian Federal University, Stavropol; Kristina Sergeevna Kovaleva, the post-graduate student, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg

Abstract

The trend for the low level of health and physical culture and health-improving intensification of student youth in recent decades is an urgent problem. Means of physical culture and health technologies are of great importance for the health of the body, increasing efficiency, relieving nervous tension and having a positive effect on physical performance, one of such means is callanetics, which is available to all people. It is a unique set of exercises for all parts of the body: legs, buttocks, thighs, arms, shoulders, back and abdominals, and it also includes exercises from various types of oriental gymnastics and special breathing exercises. One hour of callanetics training gives the body a load equal to seven hours of classic shaping. In this regard, the purpose of our study was to develop and experimentally test the sports and recreation complex with elements of callanetics to improve the health and physical fitness of girls aged 18-20 years.

Keywords: physical activity, physical culture, physical development, physical exercises, callane-tics, biological age, health.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье человека - социально значимый феномен, по уровню и состоянию которого судят о благополучии общества. Чем выше уровень культуры здоровья всего общества, тем выше уровень культуры здорового образа жизни каждого человека.

В последнее десятилетие здоровье и физкультурно-оздоровительная интенсификация студенческой молодежи, находится на низком уровне [5]. В возрасте 1825 лет наблюдается значительное ухудшение здоровья, когда начинается период самостоятельной жизни, требующий активности всех внутренних ресурсов человека, подготовленных за все предыдущие годы. По словам врачей, психологов и учителей, физическое и психическое здоровье студентов вызывает серьезную озабоченность. Более 50% мальчиков и девочек к моменту окончания школы уже имеют 2-3 хронических заболевания. Только 12% выпускников можно охарактеризовать как здоровые. Более 35% молодых людей не призываются на военную службу [4].

Систематическая физическая активность на протяжении всей жизни является основным источником улучшения и укрепления здоровья человека. Чтобы физическая активность отвечала требованиям всестороннего и гармоничного развития личности, а также детерминантам факторов здоровья, она должна иметь сложное структурное содержание, включающее общие и индивидуальные характеристики организма [2].

Физические упражнения создают новый динамический стандарт, который помогает уменьшить или устранить патологические проявления. Лечебно-профилактическое действие физических упражнений на физическое здоровье человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья, выражается в том, что они вызывают в организме неспецифические физиологические реакции, стимуляцию работы всех систем и организма в целом.

В настоящее время большое внимание уделяется использованию современных физкультурно-оздоровительных технологий - фитнес, изотон, йоги, стретчинг, степ-аэробика, зумба-степ, fitball, wellnessmix и т.д. [3, 6]. Показатель физического развития является объективным критерием при оценке адаптационных ресурсов организма и чаще всего используется для оценки состояния здоровья. Количественная оценка различных состояний студентов, полученная с помощью компьютерных технологий, позволяет не только получить оперативную информацию об индивидуальных возможностях организма, но и индивидуализировать учебный процесс при физическом воспитании студентов.

Морфофункциональные особенности женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособности. В общебиологическом аспекте женщины

по сравнению с мужчинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменениям внешней среды и большей продолжительностью жизни. Женской психологии свойственна большая подвижность нервных процессов, поэтому монотонная длительная или интенсивная нагрузка переносится труднее и в работе умеренной интенсивности они проявляют большую выносливость. Физкультурно-оздоровительные технологии обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, формируют оптимальный фон для жизнедеятельности человека. Их задачей является общее оздоровление, повышение стимула сопротивляемости организма вредным воздействиям внешней среды (иммунитет), предупреждение заболеваний. Физкультурно-оздоровительный комплекс с элементами калланетики не требует посещения специально оборудованных спортзалов, тренироваться можно и дома. Комплекс направлен на большую интенсивную работу мышц, построен на основе статических нагрузок, позах классической йоги и растяжках после каждого упражнения, роль которых - предотвратить мышечные боли и не допустить излишнюю рельефность. С его помощью можно снизить вес, подтянуть мышцы, подкорректировать проблемные зоны [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании принимали участие студентки 3-4 курсов государственного агротехнического колледжа (с. Московское Ставропольского края). Занятия в контрольной группе проводились по обычной программе, а в экспериментальной - с использованием физкультурно-оздоровительного комплекса с элементами калланетики.

Была проведена оценка и анализ биологического возраста, а также его соответствие паспортному. Можно сказать, что средний паспортный возраст девушек составил 19,17±0,21 лет, в то время как биологический - 33,28±1,95, данные приведены в таблице 1.

Таблица 1- Результаты оценки биологического возраста

№ п/п Биологический возраст Паспортный возраст

Средний возраст 33,28±1,95 19,17±0,21

По данным видно, что биологический возраст превосходит паспортный. Это мы связываем с тем, что принципы здорового образа жизни и создание благоприятных социально-экономических условий редко становятся руководством в поведении, так как они чаще всего навязаны извне и не являются личностными установками человека. В то же время сохранение здоровья как мотив деятельности возникает чаще всего в период зрелости, когда у человека обнаруживается множество заболеваний. Поэтому очевидность и необходимость разработки специальных физкультурно-оздоровительных комплексов, которые позволят улучшить функциональное состояние организма девушек, несомненна.

Следующим этапом нашего исследования была оценка уровня здоровья. По полученным данным уровень здоровья испытуемых - средний. Возможно, это связано с малым количеством физической нагрузки (одно занятие в неделю) и низкой заинтересованностью в занятиях физической культурой. А также отмечается гиподинамический характер деятельности у отдельных девушек.

В процессе сопоставления результатов исходного уровня показателей, составляющих экспресс-оценку уровня здоровья испытуемых со средними величинами индексов, нами выявлено следующее: в показателях весоростового индекса девушки как контрольной, так и экспериментальной групп имели результаты выше среднего уровня; в показателях жизненного индекса у контрольной группы показатель «ниже среднего», а экспериментальной - «средний»; как в контрольной, так и экспериментальной группах выявлены результаты «ниже среднего» в показателе силового индекса.

Предположение о том, что занятия физкультурно-оздоровительным комплексом с элементами калланетики помогут им сохранить и укрепить здоровье, лучше адаптироваться к условиям учебной деятельности и в дальнейшей к жизни, мы проверили в педа-

гогическом эксперименте.

После проведения эксперимента с применением физкультурно-оздоровительного комплекса с элементами калланетики в контрольной и экспериментальной группах были получены следующие результаты (таблица 2).

Показатели функционального состояния и физического развития Контрольная группа (п=10) Экспериментальная группа (п=10)

Масса тела Рост, г/см До эксп. 343,23±4,54 342,54±6,37

После эксп. 342,14±5,13 340,59±3,39

ЖЕЛ Масса тела, мл/кг До эксп. 51,80±1,41 51,40±1,22

После эксп. 53,60±0,56 54,6±1,24

Динамометрия кисти Масса тела, % До эксп. 53,87±0,48 53,65±0,42

После эксп. 54,98±0,55 56,76±0,48

ЧССхАД сист. 100 До эксп. 78,25±2,14 79,69±1,86

После эксп. 77,15±2,07 79,18±1,94

Уровень здоровья в контрольной группе до эксперимента составил 12,15±1, 52, а после - 12,51±0,54, в то время как в экспериментальной он увеличился с 12,13±0,78 до 16,47±0,55 (таблица 3).

Контрольная группа Р1 Экспериментальная группа Р1

До эксп. После эксп. До эксп. После эксп.

Уровень здоровья по сумме баллов 12,15±1, 52 12,51±0,54 >0,5 12,13±0,78 16,47±0,55 <0,05

Р2 >0,5 <0,05

Примечание: Р1 - достоверность различий по сравнению с исходными данными в группе, Р2 - достоверность различий между контрольной и экспериментальной группами.

Сопоставление результатов изучения уровня здоровья позволяет констатировать, что если в начале эксперимента достоверных различий в величинах данного показателя как контрольной, так и экспериментальной групп не наблюдалось и они соответствовали среднему уровню, то в конце эксперимента состояние уровня здоровья в экспериментальной группе достоверно улучшилось и стало выше среднего.

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно констатировать, что регулярные занятия физкультурно-оздоровительным комплексом по калланетике способствовали улучшению функционирования сердечно-сосудистой системы и повышению уровня физического здоровья девушек. Данные исследования достоверно подтверждают, что за время эксперимента состояние физического здоровья их не только не ухудшилось, но даже улучшилось. Количественная оценка физического состояния дает ценные сведения о состоянии здоровья и функциональных возможностях организма, что позволяет принять необходимые меры для профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Установлено, что развитие хронических заболеваний происходит на фоне снижения уровня здоровья до определенной критической величины.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вагнер, Р.Е. Современные физкультурно-оздоровительные технологии и их применение в физическом воспитании студентов высших учебных заведений / Р.Е. Вагнер, М.В. Борисова, А.Ю. Мусохранов // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - №5. - С. 41-45.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента и жизнь / В.И. Ильинич. - Москва : Гар-дарики, 2008. - 366 с.

3. Мудриевская Е.В. Гимнастика с элементами хатха-йоги в физическом воспитании студенток с низким уровнем физической подготовленности : дис. ... канд. пед. наук / Мудриевская Елена Владимировна. - Сургут, 2008. - 173 с.

4. Пузырь Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Пузырь Юрий Павлович - Москва, 2016. - 19 с.

5. Повышение средствами и методами физической культуры уровня здоровья и физической работоспособности студенток, отнесенных к специальной медицинской группе / О.В. Резень-кова, И.Е. Шаталова, Н.Н. Троценко, Е.Е. Алиев // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 1 (69) - С. 48-50.

6. Резенькова, О.В. Фитнес: программа и учебно-методическое пособие / О.В. Резенькова, О.В. Данильченко, И.Е. Шаталова. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2009. - 148 с.

REFERENCES

1. Vagner, R.E., Borisova, M.V. and Musohranov A.Yu. (2020), "Modern health and fitness technologies and their application in physical education of students of higher educational institutions", Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki, № 5, pp. 41-45.

2. Ilinich, V.I. (2008), Student Physical Education and Life, Gardariki, Moscow.

3. Mudrievskaya, E.V. (2008), Gymnastics with elements of hatha yoga in physical education of female students with low levels ofphysical fitness, dissertation, , Surgut.

4. Puzyr, YU.P. (2016), Management of physical education in educational institutions based on the monitoring of physical condition, dissertation, Moscow.

5. Rezenkova, О.У, Danilchenko O.V and Shatalova I.E. (2009), Fitness: program and teaching aids, Stavropol.

6. Rezenkova, О.У, Shatalova I.E., Trotsenko N.N. and Aliev E.E. (2017) "Increasing the level of health and physical performance of female students in the special medical group by means and methods of physical culture", Adaptive Physical Education, No.1 (69), pp. 48-50.

Контактная информация: Rezenkova-Olga@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2022

УДК 796.022+796.015.5

ВЛИЯНИЕ БЕЗЫНЕРЦИОННЫХ ТРЕНАЖЕРОВ ЛИНИИ «HEYVUS» НА РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Ильназ Ирекович Сайфуллин, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Казань; Константин Борисович Тумаров, кандидат педагогических наук, доцент, Шамиль Ринатович Зайнуллин, кандидат педагогических наук, доцент, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны; Ирек Фларидович Гильмутди-нов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Набережночелнинский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны

Аннотация

Развитие физических качеств у молодежи в период снижения двигательной активности является актуальной задачей, которая частично решается на занятиях по физической культуре. Дисциплина «Физическая культура» является базовой во всех высших учебных заведениях. Данная дисциплина включает в себя теоретический курс (лекционный и семинарский) и практический. В зависимости от учебного плана, количество занятий может варьироваться от одного до трех раз в неделю. Физическая культура является одним из основных направлений развития физических качеств, в том числе и развития скоростно-силовых способностей. И в связи с этим, актуальным является разработка новых методик, которые способствуют развитию скоростно-силовых качеств студентов. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ и преподавателями высших учебных заведений по физической культуре в целях повышения двигательной активности студентов, а так же развитию их скоростно-силовых качеств.

Ключевые слова: двигательная активность, студенты, безынерционные тренажеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.