Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ'

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ СПОСОБНОСТЬ / ТЕМП ЕСТЕСТВЕННОГО ПРИРОСТА / ВОЗРАСТ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович

В статье представлены результаты исследования, свидетельствующие, что между лицами, обладающими типологическими комплексами - сочетанием проявлений свойств нервной системы, однонаправленно влияющих на изучаемый признак, - выявлены существенные различия в темпе естественного прироста скоростно-силовой способности. Установлено, что в процессе взросления в типологических комплексах меняются сочетания проявлений свойств нервной системы, влияющих на более высокий темп прироста изучаемой способности. Согласно результатам исследования, у лиц одного хронологического возраста, различающихся индивидуально-типологическими особенностями, не совпадают сроки сенситивного периода развития скоростно-силовой способности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ревенко Евгений Михайлович, Сальников Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED APPROACH TO THE STUDY OF INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF AGE-RELATED DEVELOPMENT OF MOTOR ABILITIES

The article presents the results of the study, indicating that significant differences in the rate of natural growth of speed and strength ability were revealed between persons with typological complexes -a combination of manifestations of the properties of the nervous system that unidirectionally affect the studied trait. It is established that in the process of growing up in typological complexes, combinations of manifestations of the properties of the nervous system are changed, affecting higher growth rate of the studied ability. The results obtained indicate that individuals of the same chronological age, differing in individual typological characteristics, have different terms of the sensitive period of development of speed-power ability.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

УДК 796.011.3

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ

Евгений Михайлович Ревенко, кандидат педагогических наук, доцент, Виктор Александрович Сальников, доктор педагогических наук, профессор, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет, Омск

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, свидетельствующие, что между лицами, обладающими типологическими комплексами - сочетанием проявлений свойств нервной системы, однонаправленно влияющих на изучаемый признак, - выявлены существенные различия в темпе естественного прироста скоростно-силовой способности. Установлено, что в процессе взросления в типологических комплексах меняются сочетания проявлений свойств нервной системы, влияющих на более высокий темп прироста изучаемой способности. Согласно результатам исследования, у лиц одного хронологического возраста, различающихся индивидуально-типологическими особенностями, не совпадают сроки сенситивного периода развития скоростно-силовой способности.

Ключевые слова: скоростно-силовая способность, темп естественного прироста, возраст, типологические свойства нервной системы, индивидуальные особенности возрастного развития.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p347-352

INTEGRATED APPROACH TO THE STUDY OF INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF AGE-RELATED DEVELOPMENT OF MOTOR ABILITIES

Evgeny Mikhailovich Revenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Viktor Aleksandrovich Salnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Siberian State Automobile and Road University, Omsk

Abstract

The article presents the results of the study, indicating that significant differences in the rate of natural growth of speed and strength ability were revealed between persons with typological complexes -a combination of manifestations of the properties of the nervous system that unidirectionally affect the studied trait. It is established that in the process of growing up in typological complexes, combinations of manifestations of the properties of the nervous system are changed, affecting higher growth rate of the studied ability. The results obtained indicate that individuals of the same chronological age, differing in individual typological characteristics, have different terms of the sensitive period of development of speed-power ability.

Keywords: speed-strength ability, natural growth rate, age, typical properties of the nervous system, individual features of age-related development.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение двигательных способностей является актуальным для понимания природы человеческих возможностей и выявления эффективных условий их развития. С середины ХХ столетия большое внимание уделялось исследованию динамики развития двигательных способностей в соответствии преимущественно с хронологическим возрастом, в результате чего были установлены общие закономерности, в том числе сенситивные периоды их развития. Данный подход на начальных этапах изучения был вполне оправдан, поскольку в тот период закладывался фундамент научного знания возрастного развития моторики, двигательных способностей человека, осуществлялся поиск базовых условий, основных закономерностей и характерных новообразований каждого возрастного периода. Учитывая важность основных закономерностей возрастного развития, следует признать, что образовательная практика нуждается в знании того, как протекает возрастное

развитие в соответствии с индивидуальными особенностями взрослеющей личности. Очевидна актуальность разработки дифференциального аспекта возрастного развития с целью изучения колоссальной вариативности, многообразия и специфичности форм индивидуального развития в онтогенезе [3, а 6].

На современном этапе необходим переход к более углубленному анализу проблемы - изучению индивидуальных особенностей возрастного развития способностей. На важность данного вопроса указывал С. Л. Рубинштейн, отмечая, что «у каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Разные дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально различные ступени развития. Возрастные особенности существуют внутри индивидуальных, в единстве с ними» [10, с. 189]. На актуальность данной проблемы в свое время обратил внимание Д. Б. Эльконин, отметив, что сравнительный анализ индивидуальных вариантов возрастного развития позволит «отчленить отдельные симптомы от действительных процессов развития ребенка» [12, с. 260].

Зарубежные исследователи также акцентируют внимание на данной проблеме. В частности, по мнению А. Анастази, используя усредненные графики возрастных изменений, невозможно раскрыть особенности индивидуального развития, такая процедура «маскирует значимые отличия индивидов друг от друга». Как следствие, «линия результирующего графика может быть совершенно непохожа на фактические линии развития каждого индивида» [2, с. 295].

Учитывая изложенное, трудно согласиться с тем, что возраст является важным фактором, определяющим развитие двигательных качеств [4], также считаем дискуссионными тезисы, в которых говорится о «возрастной обусловленности показателей...»; развитии, которое «.детерминировано возрастными закономерностями» [1, с. 78-80]. Как справедливо отмечает В.И. Слободчиков, «... представление о возрасте как о периодически изменяющейся величине полностью элиминирует самостоятельное значение процесса развития, последний оказывается лишь детализацией и нюансировкой саморазвития возраста, замещаясь так называемыми возрастными изменениями» [11, с. 40].

Тем не менее, несмотря на достижения научной мысли, в настоящее время в большинстве исследований развитие двигательных способностей по-прежнему соотносится с хронологическим возрастом, а исследование индивидуальных особенностей является как бы второстепенным, выполняющим конкретизирующую роль иллюстрации проявлений возрастных закономерностей. Более того, во многих исследованиях для оценки эффективности методики, применяемой в формирующем педагогическом эксперименте, темп прироста того или иного показателя рассчитывается на основе сопоставления средних арифметических значений «до» и «после» эксперимента соответственно в контрольной и экспериментальной группах. В результате подобные среднестатистические значения темпа прироста изучаемого показателя не позволяют в полной мере оценить влияние педагогических новаций относительно каждого участника эксперимента, не дают представления о разбросе индивидуальных значений прироста показателя в экспериментальной и контрольной группах. Вместе с тем вполне очевидно, что информативность и практическая значимость результатов анализа внутригрупповых различий существенно выше, чем данных межгрупповых различий.

Вопросы детерминации возрастной сенситивности требуют реализации комплексных исследований при необходимости учёта индивидуальных особенностей, т.к. проблема временных характеристик развития человека одна из наиболее сложных, для её решения недостаточно оперировать ограниченным перечнем критериев анализа, среди которых, как правило, преобладают пол и хронологический возраст испытуемых. Одними из наиболее изученных индивидуальных особенностей, выступающих задатками развития двигательных способностей, являются типологические особенности проявления свойств нервной системы (Б. А. Вяткин, 1972; А. Г. Дрижика, 2005; Е. П. Ильин, 2001; В. А. Сальников, 2013 и др.). Более полное представление о влиянии типологических

свойств нервной системы на развитие способностей достигается при комплексном подходе на основе выявления типологических комплексов - сочетания типологических свойств, однонаправленно влияющих на изучаемые признаки [5, 6]. В связи с ограниченным объемом статьи, индивидуальные особенности возрастного развития двигательных способностей рассмотрены на примере скоростно-силовой способности.

Цель исследования - изучение индивидуальных особенностей возрастного развития скоростно-силовой способности на основе комплексного подхода.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось с 2007 по 2019 гг., в нем участвовали школьники (юноши) БОУ «Лицей № 149» г. Омска 12, 14 и 16 лет (87, 78 и 104 человека), а также студенты ФГБОУ ВО «СибАДИ» 18 и 21 года (159 и 53 человека).

Изучался темп естественного прироста скоростно-силовой способности (прыжок в длину с места, см), который рассчитывался посредством сопоставления результатов тестирования в начале и конце учебного года, с применением формулы С. Броуди. Типологические особенности проявления основных свойств нервной системы (сила нервной системы, подвижность возбуждения, подвижность торможения, баланс между «внешним» возбуждением и торможением и баланс между «внутренним» возбуждением и торможением) определялись с использованием произвольных двигательных методик Е. П. Ильина [6]. Исходя из связей отдельных типологических свойств нервной системы с уровнем и темпом естественного прироста быстроты (находящихся на уровне статистической значимости либо близких к таковому) [8], в каждой возрастной группе нами выявлялись типологические комплексы, с одной стороны, положительно влияющие на темп естественного прироста изучаемой способности, с другой - отрицательно. Для проверки гипотезы применялся t-критерий Стьюдента. Статистическая обработка первичного экспериментального материала осуществлялась с применением программ Microsoft Excel.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты настоящего исследования дают представление о выраженности темпа естественного прироста скоростно-силовой способности у лиц, различающихся по одному свойству, а также по комплексу свойств нервной системы. В частности, в возрастных группах 12, 14, 16 лет больший темп прироста наблюдается у лиц с сильной нервной системой в сравнении со сверстниками, имеющими слабую нервную систему. Значительно выше различия в указанных группах между лицами, обладающими типологическими комплексами - сочетанием проявлений свойств нервной системы, однонаправленно влияющих на динамику развития рассматриваемой способности. Так, темп естественного прироста скоростно-силовой способности в период с 12 до 13 лет значимо выше у лиц с типологическим комплексом, включающим сильную нервною систему и уравновешенность по «внешнему» балансу, в сравнении со сверстниками, отличающимися сочетанием слабой нервной системы с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу (9,4 против 3,8%) (таблица).

С 14 до 15 лет прирост скоростно-силовой способности значимо более высокий у лиц с сочетанием сильной нервной системы с инертностью торможения в сравнении со сверстниками, отличающимися сочетанием слабой нервной системы с подвижностью торможения (8,8 против 4,9%).

Таблица - Темп естественного прироста скоростно-силовой способности у лиц, различающихся по одному и комплексу типологических свойств, %_

Возр. Свойство нервной системы (НС) n Темп прироста Типологический комплекс свойств нервной системы n Темп прироста

12-13 лет Сильная НС 15 8,7±3,8 Сильная, уравновешен. по «внешнему» балансу 12 9,4±3,2

Слабая НС 30 5,7±3,3 Слабая, возбуждение по «внешнему» балансу 15 3,8±2,9

Возр. Свойство нервной системы (НС) п Темп прироста Типологический комплекс свойств нервной системы п Темп прироста

Р < 0,05 Р < 0,01

14-15 лет Сильная НС 17 6,8±2,5 Сильная, инертность торможения 15 8,8±3,1

Слабая НС 29 5,1±2,8 Слабая, подвижность торможения 19 4,9±2,6

р < 0,05 р < 0,01

16-17 лет Сильная НС 21 5,0±2,9 Сильная, уравновешен. по «внутреннему» балансу 18 5,9±2,2

Слабая НС 41 3,4±2,7 Слабая, торможение по «внутреннему» балансу 23 1,9±2,9

р < 0,05 р < 0,01

18-19 лет Инертность торможения 51 2,3±2,9 Инертность тормож., тормож. по «внеш.» балансу 22 3,4±2,6

Подвижность торможения 36 1,0±2,7 Подвиж-ть тормож., возбужд. по «внеш.» балансу 14 -0,1±2,1

Р < 0,05 Р < 0,01

20-21 год Подвижность торможения 14 2,0±2,0 Подвиж-ть тормож., возбужд.по «внеш.» балансу 8 2,7±1,3

Инертность торможения 27 0,5±2,1 Инертность тормож., тормож. по «внеш.» балансу 14 -0,01±2,5

Р < 0,05 р < 0,01

В возрастном периоде с 16 до 17 лет скоростно-силовая способность наиболее интенсивно прирастает у юношей с типологическим комплексом, в который входят сильная нервная система и уравновешенность по «внутреннему» балансу, в сравнении со сверстниками, характеризующимися сочетанием слабой нервной системы с преобладанием торможения по «внутреннему» балансу (5,9 против 1,9%).

Определенное изменение наблюдается в возрастных периодах с 18 до 19 лет и с 20 до 21 года. Если в первой возрастной группе более высокий темп прироста изучаемой способности выявлен у юношей с сочетанием инертности торможения с преобладанием торможения по «внешнему» балансу в сравнении со сверстниками, характеризующимися сочетанием полярных проявлений типологических свойств (3,4 против -0,1%), то во второй возрастной группе картина прямо противоположная. Преимущество в темпе естественного прироста скоростно-силовой способности имеют лица с сочетанием высокой подвижности торможения с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу в сравнении со сверстниками, характеризующимися полярным типологическим комплексом (2,7 против —0,01%). Аналогично существенные различия выявлены при комплексном подходе в отношении темпов естественного прироста других двигательных способностей [9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно результатам исследования, темп естественного прироста скоростно-силовой способности на высоком уровне статистической значимости различается у подростков и юношей в соответствии с типологическими комплексами свойств нервной системы. Это даёт основания заключить, что среди предпосылок, внутренних условий развития способностей важное значение имеют природные свойства человеческого мозга с их многочисленными индивидуальными вариациями. В этой связи комплексный подход наиболее полно раскрывает особенности развития двигательных способностей в соответствии с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

Важным фактом, установленным в исследовании, является то, что в процессе взросления выявлены изменения в типологических комплексах, имеющих наибольшее влияние на динамику развития скоростно-силовой способности. Более того, в данные комплексы в разных возрастных периодах входят полярно противоположные типологические особенности проявления свойств нервной системы. Иными словами, повышение темпа естественного прироста рассматриваемой двигательной способности происходит у лиц одного хронологического возраста, различающихся индивидуально-типологическими особенностями, в различные возрастные периоды. Отмеченное указывает на выраженные индивидуальные особенности возрастного развития двигательных способностей. Соответственно более полное представление о процессе развития способностей предполагает

проведение исследований на основе комплексного подхода при важности анализа изменений в процессе взросления в сочетаниях типологических особенностей проявления свойств нервной системы, влияющих на темпы естественного прироста двигательных проявлений.

Поскольку периоды повышенных темпов естественного прироста двигательных способностей оцениваются как временные интервалы высокой сенситивности к тренирующим воздействиям [7], очевидно, что выявление сенситивных периодов должно осуществляться с учётом индивидуальных особенностей, выступающих задатками развития способностей. Согласно полученным в исследовании результатам, у лиц одного хронологического возраста, различающихся индивидуально-типологическими особенностями, не совпадают сроки сенситивных периодов развития. Следовательно, для расширения границ научного знания о закономерностях развития способностей важными являются не среднегрупповые возрастные изменения, а индивидуальные особенности их возрастного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Влияние возраста на показатели морфофункционального развития и физической подготовленности мальчиков с различной двигательной активностью / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, А.В. Полфунтикова, Д.Н. Пухов // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 78-80.

2. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / А. Анастази. - Москва : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. - 745 с.

3. Бурменская, Г.В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий / Г.В. Бурменская // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 5-13.

4. Волков, В.М. Возраст и становление спортивного мастерства / В. М. Волков. - Смоленск, 1974. - 233 с.

5. Дроздовский, А.К. Способ оценки природной предрасположенности индивидов к определенным специализациям в спорте и профессиях / А.К. Дроздовский // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2021. - Т. 6, № 1. - С. 140-161.

6. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 464 с.

7. Лёвушкин, С.П. Физиологическое обоснование физической подготовки школьников 717 лет с разными типами телосложения : дис. ... д-ра биол. наук / Лёвушкин Сергей Петрович. -Москва, 2005. - 300 с.

8. Ревенко, Е.М. Возрастные особенности исходных уровней и темпов прироста двигательных способностей юношей, различающихся типологическими свойствами нервной системы / Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова, В.А. Сальников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 8 (162). - С. 161-169.

9. Ревенко, Е. М. Типологический комплекс свойств нервной системы как системообразующий фактор развития двигательных способностей / Е. М. Ревенко, Т. Ф. Зелова, В. А. Сальников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». - 2019. - № 1 (167). - С. 241-247.

10. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Москва : Педагогика, 1989. - 488 с.

11. Слободчиков, В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В. И. Сло-бодчиков // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 37-49.

12. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.

REFERENCES

1. Abramova, T. F., Nikitina, T. M., Polfuntikova, A.V., Pukhov, D. N. (2021), "The influence of age on the indicators of morphofunctional development and physical fitness of boys with different motor activity", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 78-80.

2. Anastasi, A. (2001), Differential psychology. Individual and group differences in behavior, April Press, EKSMO-Press, Moscow.

3. Burmenskaya, G.V. (2002), "Typological analysis of the ontogenesis of individual differences", Questions of psychology, No. 2, pp. 5-13.

4. Volkov, V. M. (1974), Age and formation of sportsmanship. Smolensk.

5. Drozdovsky, A. K. (2021), "A method for assessing the natural predisposition of individuals to certain specializations in sports and professions", Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology, Vol. 6. No. 1, pp. 140-161.

6. Ilyin, E. P. (2001), Differentialpsychophysiology, Peter, St. Petersburg.

7. Levushkin, S.P. (2005), Physiological justification ofphysical training of schoolchildren aged 7-17years with different body types, dissertation, Moscow.

8. Revenko, E. M. Zelova, T. F. and Salnikov, V. A. (2018), "Age-related features of the initial levels and the growth rates of motor abilities of young men who differ in the typological properties of the nervous system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (162), pp. 161-169.

9. Revenko, E. M., Zelova, T. F. and Salnikov ,V. A. (2019), "Typological complex of properties of the nervous system as a system-forming factor in the development of motor abilities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1, pp. 241-247.

10. Rubinstein, S.L. (1989), Problems of general psychology, Pedagogika, Moscow.

11. Slobodchikov, V.I., and Isaev, E. I. (2000), Psychology of human development, School press, Moscow.

12. Elkonin, D. B. (1989), Selected psychological works, Pedagogika, Moscow.

Контактная информация: revenko.76@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2022

УДК 796.015.59

КАЛЛАНЕТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕВУШЕК 18-20 ЛЕТ

Ольга Владимировна Резенькова, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой, Константин Михайлович Смышнов, кандидат педагогических наук, доцент, декан, Людмила Борисовна Лукина, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий

Анатольевич Филиппов, кандидат философских наук, доцент, Ольга Анатольевна Съедина, магистр, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь; Кристина Сергеевна Ковалева, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, г. Санкт-Петербург.

Аннотация

Тенденция низкого уровня здоровья и физкультурно-оздоровительная интенсификация учащейся молодежи в последние десятилетия является актуальной проблемой. Средства физкультурно-оздоровительных технологий имеют большое значение для оздоровления организма, повышают работоспособность, снимают нервное напряжение и положительно влияют на физические показатели, одним из таких средств является калланетика, которая доступна для всех людей. Она является уникальным комплексом упражнений для всех частей тела: ног, ягодиц, бедер, рук, плеч, спины и брюшного пресса, а также включает упражнения из различных видов восточных гимнастик и специальные дыхательные упражнения. Один час занятий калланетикой дает организму нагрузку, равную семи часам классического шейпинга. В связи с этим целью нашего исследования было разработать и экспериментально проверить физкультурно-оздоровительный комплекс с элементами калланетики для улучшение показателей здоровья и физической подготовленности девушек 18-20 лет.

Ключевые слова: физическая активность, физическая культура, физическое развитие, физические упражнения, калланетика, биологический возраст, здоровье.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p352-356

CALLANETICS AS AN EFFECTIVE MEANS OF IMPROVING THE HEALTH OF

GIRLS AGED 18-20

Olga Vladimirovna Rezenkova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Department chair, Konstantin Mikhailovich Smyshnov, the candidate of pedagogical sciences, senior

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.