Научная статья на тему 'Калейдоскоп культурных ценностей в пространстве «Уставшей» культуры'

Калейдоскоп культурных ценностей в пространстве «Уставшей» культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
184
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВО / ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ / ЛИЧНОСТЬ / CRISIS OF CULTURE / CULTURAL VALUES / SOCIETY / PHILOSOPHY OF CULTURE / INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Рязанцев Алексей Анатольевич

Актуальность статьи определяется тем, что в современной науке принято рассматривать кризис культуры с позиций личности, в результате появляется теория кризиса личностной идентификации. Психологи определяют кризис не как угрозу катастрофы, а некий поворотный пункт, источник, как силы, так и недостаточной адаптации. Данный подход существенным образом сужает спектр исследования кризиса культуры именно в контексте исследования культурных ценностей и обусловливает важность настоящего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONTAGE OF CULTURAL VALUES IN TIRED CULTURE SPACE

The relevance of the article is determined by the fact that modern scholars usually treat the crisis in culture from the point of view of the individual which leads to the emergence of the identity crisis theory. Psychologists define a crisis not as the threat of disaster, but as a certain turning point and hence as a source of both strength and inadequate adaptation. This approach narrows the range of the cultural crisis analysis in terms of exploring cultural values which makes the present treatise even more important.

Текст научной работы на тему «Калейдоскоп культурных ценностей в пространстве «Уставшей» культуры»

УДК 008.001.14

КАЛЕЙДОСКОП КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ «УСТАВШЕЙ» КУЛЬТУРЫ

© Алексей Анатольевич РЯЗАНЦЕВ

Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова, г. Москва, Российская Федерация, кандидат философских наук, преподаватель,

e-mail: l-geraschenko@yandex.ru

Актуальность статьи определяется тем, что в современной науке принято рассматривать кризис культуры с позиций личности, в результате появляется теория кризиса личностной идентификации. Психологи определяют кризис не как угрозу катастрофы, а некий поворотный пункт, источник, как силы, так и недостаточной адаптации. Данный подход существенным образом сужает спектр исследования кризиса культуры именно в контексте исследования культурных ценностей и обусловливает важность настоящего исследования.

Ключевые слова: кризис культуры; культурные ценности; общество; философия культуры; личность.

Предупреждая смущение читателя перед вынесенным нами в заглавие статьи термином «уставшей культуры», отметим, что мы имеем в виду под данным состоянием культуры не только кризисные явления и деформации, но и те сложности, которые пока еще не стали актуальными проблемами современности, однако уже «сигналят» о необходимости их разрешения. По отношению к культуре в широком понимании этого слова общее методологическое требование разъяснения смысла предлагаемых нами к рассмотрению понятий оказывается особенно необходимым вследствие того, что данный феномен отличается чрезвычайным многообразием определений и реализаций.

«В современных европейских языках, если исключить сельскохозяйственную и естественно-научную терминологию, - констатирует Л.Г. Ионин, - можно выделить четыре основных смысла слова «культура»: абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития; обозначение состояния общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов, в этом смысле слово «культура» совпадает с одним из значений слова «цивилизация» [1, с. 11].

Кроме того, по мнению этого же автора, стоит отметить абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных обществу, группе людей, историческому периоду; а также абстрактное обозначение форм и продуктов интеллектуальной и художественной деятель-

ности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т. д. Согласимся с тем, что именно этот смысл слова «культура» наиболее распространен среди широкой публики.

Добавим к этому, что среди широких массовых слоев населения распространено использование этого слова для оценки степени совершенства какой-либо вещи, внешних признаков поведения какого-либо человека и т. п. А в научной литературе слово «культура» употребляется для обозначения не только духовного, но и материального состояния и развития общества (например, в этнографии, где описывается не только духовная, но и материальная культура). А к тому же подчас это слово используется в еще более широком значении - как синоним термина «общество» [2].

Традиционно известно, что основополагающим признаком культуры является естественность ее исторической эволюции. Создавая те или иные новые материальные и духовные богатства и совершенствуя свою собственную природу, человечество развивает культуру как результат и способ деятельного преобразования мира. Поэтому и о современной культуре можно говорить в двух планах. Во-первых, в широком смысле как о способе бытия человека в качестве социального существа, как о системе порождения, хранения и трансляции вне конкретного генетически передаваемого опыта. В этом плане рекламная культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и развитию личности и об-

щества в целом. Во-вторых, в узком смысле как о «сфере культуры» - конкретной сфере жизни общества, сфере конкретной профессиональной и весьма специфической деятельности.

Современные психологи рассматривают кризис культуры с позиций личности, в результате появляется теория кризиса личностной идентификации. В этой системе координат психосоциальное развитие происходит посредством критических шагов, поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой. Психологи определяют кризис как некий поворотный пункт, источник, как силы, так и недостаточной адаптации.

Современная кризисная ситуация в сфере современной культуры обладает тенденцией к глобализации, что впоследствии может привести к резкому «снижению» планки культурных ценностей, реализуемых в создаваемых культурой продуктах. Одним из способов сглаживания описанных выше кризисных ситуаций нами видится полноценное философское исследование в области происходящих в культуре процессов с целью их дальнейшей грамотной, творческой и научной корректировки. Однако непосредственно научных исследований, на наш взгляд, недостаточно, необходимо еще и грамотное практическое их апробирование.

Периодом кризисов называют иногда и переход между ХХ-ХХ1 вв. Данный исторический период развития цивилизации характерен совокупностью многочисленных социокультурных кризисов. Современным кризисом затронуты все отрасли и грани человеческой культуры: экономика, идеология, политика, мораль, искусство, философия, экология, реклама. Благодаря развитой системе коммуникаций и географического разделения труда практически все страны мира и народы оказались включенными в единую систему мирового сообщества. Это не оставляет кому-нибудь из них шансов «отсидеться в стороне», впервые в истории кризис принял всемирный размах [3].

Анализ современных тенденций в философии и культуре России, а тем более возможных сценариев ее развития во многом определяется пониманием особенностей мировых процессов современности. Современный кризис культуры может принимать раз-

личные формы, например, форму застоя или же форму всеобщего кризиса великой державы. В России ситуация обостряется в связи с тем, что мировой кризис, связанный с переходным периодом в развитии цивилизации, усиливается массовой пропагандой российского культурного кризиса, который реализуется во всех сферах, в т. ч. и в рекламе, который обусловлен сменой экономико-политического проекта, ведущего к социальной дезориентации и дезадаптации.

Кризис современной культуры зависит от кризиса культурных ценностей, формируемых современной культурой. Ее формирование не есть обособленный процесс от развития других видов культуры - философской, политической, моральной, эстетической, между ними существует единая взаимосвязь. Их объединяет общность задачи -создание позитивного гуманного климата в обществе, который гарантирует реализацию личности в соответствии с ее системой ценностей, обеспечивает ее социальную защищенность, уважение ее достоинства, ставит человека в центр экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Все это приводит к тому, что современная субкультура создает собственный, метафизический мир, подразумевающий магическое воздействие на каждого из ее потенциальных участников, а человек, к которому обращена культура, невольно оказывается встроенным в любой предлагаемый ею контекст. О чем бы речь не шла в рекламе, средствах массовой информации или экранной культуре, подразумевается не самостоятельная ценность человека, а способность предложить ему пищу или лекарства, экономические или технические средства. Все это приводит к тому, что человек играет роль демонстратора или информатора, становится составной частью информационного или эмоционального образа рекламируемого товара.

У специалистов в области кризисных явлений разные подходы, но объединяет все теории то, что кризис является движением вперед и этим движением можно управлять. В рамках функционального предназначения культуры, а именно закрепления и передачи накопленного социального опыта и правил поведения, кризис философии и культуры провоцирует создание псевдокультуры, которая порождает искаженное и неадекватное

восприятие действительности, стирание общепринятые моральных и этических норм, дезадаптацию людей в обществе.

Данная логика рассуждений приводит нас к тому, что современный западный культурный кризис определяется глобальным характером, о чем свидетельствует упадок западного общества и переживаемое им кризисное состояние. Западные ученые выделяют в качестве показателей такие: рост преступности, падение нравов, неофашизм и возрождение идеологии фашизма, конфликты на национальной и расовой почве, снижение уровня рекламной продукции и т. п. [4].

Безусловно, особую остроту современному кризису, который затрагивает все сферы жизни, придает то, что на смену устаревшей и невостребованной культуре не приходит более гармоничная, более высокая и более направленная на достижение высоких культурных ценностей. При этом современная кризисная ситуация в сфере культуры обладает тенденцией к глобализации, что впоследствии может привести к постепенному нивелированию совершенно различных культур. Увлеченность культуры техническим прогрессом воспринимается и интерпретируется современным обществом как нечто ценное и приоритетное, тогда как ценности и культурно-традиционные ориентиры рассматриваются как устаревшие и ненужные.

Интересен еще один подход к исследованию кризиса - это теория пост-культуры, которая позиционируется как переход к чему-то принципиально новому. В Европе и Америке с середины ХХ в. стали превалировать процессы, изменяющие, а иногда и отрицающие духовную составляющую культуры, причем под абсолютным и единственным носителем духовных сил в социокультурном пространстве понимается человек как носитель духовной и разумной силы в мире. Это послужило движущей силой для всех видов деятельности, породило сознание в неограниченные возможности разума, но и привело к тому, что традиционные ценности не вписываются в новую систему и требуют переоценки. Так обозначился переход к принципиально новому подходу к культуре, который называется сейчас пост-культурой.

Все это имеет непосредственное отношение и к философии культуры. Современная пост-культура вытесняет традиционную

культуру, маскируется под культуру и отличается своим содержанием, а точнее отсутствием содержания. Синергетика трактует понятие пост-культура как «нелинейную среду культуры», родившуюся под влиянием бифуркации цивилизаций, в которой существует много путей, и с позиции устоявшейся культуры является некой областью с потенциальным хаосом, ведущая к бесконечному количеству вариантов развития.

Подчеркнем, что современная посткультура открывает возможные пути развития человечества, как в сторону принципиально нового уровня сознания, нравственности и развития, так и возможного уничтожения культуры без нравственности. Как научно-технический прогресс ведет к уничтожению человечества, так и неуправляемое развитие культуры в целом может привести к неуправляемому движению или даже уничтожению системы культурных ценностей. Ценностные значения культуры служат основанием для движения вперед не только искусства, религии, но и науки и цивилизации.

Следуя логике Шпенглера, рассматривая культуру как живое воплощение, в основе которого лежит душа, можно говорить о том, что все живое смертно и конечная точка развития всех культур - смерть. В таком случае смыслы культуры не ведут к созданию культурных ценностей, не вдохновляют людей, а служат для благоустройства социума. Как только цель достигнута, вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне, культура внезапно становится цивилизацией. Шпенглер был одним из первых, кто почувствовал трагедию культуры в чуждом ей мире цивилизации, и он первый выразил ее в формах теоретической мысли [5].

Исследуя развитие современной посткультуры и возможный переход ее к иной форме современной гуманной философии культуры, не разрушающей систему культурных ценностей, приходится осознать тот факт, что в данном контексте приобретает особую важность проблема корректирования российской ментальности и картины мира. Подытоживая вышесказанное и обобщая проанализированные нами отечественные и западные исследования в данной области знания, подчеркнем, что феномен ощущения кризиса культуры имеет исторический характер и обусловлен сменой исторических

этапов развития цивилизации в целом и преобразованиями и изменениями системы ценностей в частности.

Подчеркнем, что разрушение культурных ценностей, таким образом, и создает переживание кризиса во всех сферах человеческого существования. Стоит также отметить, что современная кризисная ситуация в сфере непосредственно отечественной культуры обладает тенденцией к глобализации, что впоследствии может привести к резкому «снижению» планки культурных ценностей, реализуемых в культуре. Одним из способов сглаживания описанных выше кризисных ситуаций нами видятся полноценные исследования в области происходящих в обществе и культуре процессов, с целью их дальнейшей грамотной, творческой и научной корректировки.

Однако непосредственно научных исследований, на наш взгляд, недостаточно. Говоря на языке средств массовой коммуникации, экранной культуры, в т. ч. используя язык рекламы, стоит подчеркивать роль тех огромных ценностях, которыми русский народ владеет. В данном случае мы не имеем в виду, что подобных ценностей нет у других народов, однако ценности русской культуры своеобразны в том отношении, что их художественная сила лежит в тесной связи ее с системой культурных ценностей. Именно в этом, на наш взгляд, один из путей возрождения культурных ценностей, в котором отечественная культура играет одну из главных ролей. Не будет преувеличением сказать, что современная культура - лицо русского народа, которое отражает его жизнь, отношения с действительностью, с осознанием культурной ценности человека самого по себе.

Одну из определяющих ролей в возрождении современной культуры играют культурные ценности, под которыми в рамках исследования понимается квинтэссенция социального опыта современного общества. К этому могут быть отнесены оправдавшие себя и подтвердившие на практике собственную позитивность и социальную эффективность различные принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, традиции, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации. Одним словом, все те нормы поведения и суж-

дения, которые неизбежно ведут к повышению социальной интеграции сообщества.

Без возрождения отечественной культуры в высоком смысле этого слова невозможно сохранение культурных и национальных традиций, религиозных и нравственных норм, формирование ценностных ориентаций современного общества. Все это, безусловно, влияет на плодотворное развитие современной культуры, известно, что настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы постоянно ощущаем на себе. Используемый в статье, хоть и краткий, контекст классической и современной онтологии, гносеологии и аксиологии придает новизну и актуальность настоящей статье, поскольку, несмотря на объективную социокультурную необходимость, подобного исследования ранее проведено не было.

Однако для проведения глубоко научно -го исследования необходимо опираться, в первую очередь, на те работы, которые в существенной мере открыли нам значимость данной проблемы, рассмотрели в том или ином контексте культурные ценности. Вкратце перечислим в этом ряду те, которые, на наш взгляд, наиболее интересны.

Проблемы развития культуры, сохранения культурных ценностей исследованы в работах отечественных и зарубежных исследователей, функциями и ролью культуры в процессе развития занимаются такие ученые, как А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, И.В. Белоконь, Н.А. Бердяев, В.П. Большакова, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, С.Н. Иконникова, И. Левин, Ю.М. Лотман, В.А. Малинин, Э. Маркарян, И.В. Суханов, А.А. Тлюняева, В.П. Тугаринов, А.С. Фриш, Л. Фейербах, Э. Шилз, К. Яспер и др.

Проблемы возрождения культурных

ценностей отражаются в работах таких авторов, как М.М. Богуславский, А.П. Сергеев, Л.А. Стешко, В.Д. Тепферов, А.Я. Флиер и др. Непосредственно психологические аспекты исследования рекламной культуры почерпнуты нами из работ Р. Арнхейма,

Э. Берна, А.Я. Бородецкого, Е. Брунсвика, И.А. Гельмана, Дж. Гибсона, В.Н. Зазыкина,

B.П. Зинченко, И.С. Кона, И.В. Крылова, А.Н. Лебедева, К. Левина, Р.И. Мокшанцева,

C.А. Омельченко, С.В. Покровской, Г.К. Се-

регина, Ф.Г. Панкратова, Е.Ю. Петровой, Д.Н. Узнадзе, Р. Чалдини, В.Г. Шакурина и др.

Мы надеемся, что наша статья станет плодотворным вкладом в продолжение отмеченных выше исследований и дополнит их по ряду позиций.

1. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

2. Слепокуров В.С. Культура как система со-ционормативного регулирования: монография. М., 2003. С. 9-10

3. Анатомия кризисов. М., 1999.

4. Callinicos A. Crisis and Class Straggle in Europe Today // International Socialism, summer. 1994. Р. 3-48.

5. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.

С. 264-265.

Поступила в редакцию 5.06.2012 г.

UDC 008.001.14

MONTAGE OF CULTURAL VALUES IN “TIRED” CULTURE SPACE

Aleksey Anatolyevich RYAZANTSEV, All-Russian State University of Cinema named after SA. Gerasimov, Moscow, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Lecturer, e-mail: l-geraschenko@yandex.ru

The relevance of the article is determined by the fact that modern scholars usually treat the crisis in culture from the point of view of the individual which leads to the emergence of the identity crisis theory. Psychologists define a crisis not as the threat of disaster, but as a certain turning point and hence as a source of both strength and inadequate adaptation. This approach narrows the range of the cultural crisis analysis in terms of exploring cultural values which makes the present treatise even more important.

Key words: crisis of culture; cultural values; society; philosophy of culture; individual.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.