Научная статья на тему 'Календарь памятных психологических дат: 2009 г'

Календарь памятных психологических дат: 2009 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ждан А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Календарь памятных психологических дат: 2009 г»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6, №1. С. 132-143.

Календарь памятных психологических дат:

2009 г.

А.Н. ЖДАН

200

лет со дня рождения Чарльза Роберта Дарвина (12.02.1809 - 19.04.1882) — английского биолога, основоположника научной теории развития органического мира и

150

лет со дня выхода в свет его главного труда «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», в котором он изложил основные положения теории эволюции. Книга имела чрезвычайный успех: первое издание разошлось в первый же день и через два месяца вышло второе, за которым последовали другие. На протяжении ряда десятилетий труд Ч. Дарвина вызывал неоднозначное отношение, тем не менее теория получила право гражданства в науке и сегодня разработанная Ч. Дарвином эволюционная концепция составляет теоретический базис всей современной биологии.

Ч. Дарвин родился в г. Шрусбери (Англия) в семье врача. Его дед, Эразм Дарвин, также врач, в четы-

рехтомном трактате «Зоономия» выдвинул идеи о развитии органической жизни, не получившие, однако, заметного отклика. Об этой книге упоминает Ч. Дарвин в предисловии к своему «Происхождению видов». В детстве увлекался наблюдениями природы, собиранием различных коллекций. После окончания школы Ч. Дарвин учился сначала на медицинском факультете Эдинбургского университета, затем три года на богословском факультете Кэмбриджского университета (1828-1831), не проявив интереса ни к медицине, ни к богословию. Одновременно самостоятельно изучал книги по естествознанию и продолжал заниматься коллекционированием. В Кэмбридже испытал большое влияние профессора ботаники С. Генсло, посещал его семинар на дому, подолгу беседовал с

ним. По рекомендации С. Генсло был зачислен на корабль «Бигль» в качестве натуралиста. В своей автобиографии пятилетнее путешествие на корабле (1831-1836) Ч. Дарвин оценивал как «самое значительное событие в своей жизни, определившее весь дальнейший жизненный путь». Он занимался геологическими исследованиями, опираясь на книгу английского геолога, впоследствии своего друга Ч. Лайеля «Основания геологии», коллекционировал животных всех классов и делал их описания, наблюдал флору, изучал население Южной Америки, островов Тихого океана и прилегающих районов. Обобщил материалы путешествия в книге «Дневник путешествий на корабле "Бигль" (1839, публиковалась также под названием «Путешествие натуралиста на корабле "Бигль"»). Следующие шесть лет посвятил обобщению материалов путешествия, подготовке к опубликованию результатов зоологических и геологических наблюдений, сделал несколько докладов в Геологическом обществе. Начал делать заметки и размышлять о фактах, относящихся к проблеме «происхождение видов».

С 1837 г. жил в Лондоне, а с сентября 1842 г. — в местечке Даун под Лондоном, посвятив свое время научной работе, причем с начала 1850-х гг. главным образом — вопросу об эволюции, разработка которого вылилась в знаменитую теорию.

Похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Проблемы психологии занимают важное место в учении Ч. Дарвина. Уже в главном труде «Происхождение видов» он проницательно заме-

тил, что благодаря этой теории много света будет пролито на происхождение человека и его историю. В труде «Происхождение человека и половой отбор» (1868-1871) Ч. Дарвин доказывал, что человек произошел в процессе развития органического мира от низших животных форм. Сопоставляя психические способности животных и человека, Ч. Дарвин не видел оснований для заключения о качественных различиях между ними и считал, что в зачаточной форме у высших животных можно видеть проявления всех чувствований человека: любопытства, подражательности, внимания, памяти, воображения и др., — и даже нравственные чувства связывал с общественными инстинктами животных. Эти положения являются следствием рассмотрения человека в контексте биологии как результата длительной биологической эволюции. Они давно оставлены научной психологией как не учитывающие специфически человеческий путь развития через присвоение человеком общественно-исторического опыта. В книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Ч. Дарвин развивал идею общности выразительных движений, характерных для различных эмоциональных состояний у животных и человека, подтверждая тем самым положение о естественном месте человека в органическом мире. Он показал, что выразительные движения являются лишь моментами поведения в общем процессе борьбы за существование и представляют рудименты полезных в прошлом приспособительных движений. В «Биографическом очерке одного ребенка» (1877) Ч. Дарвин

описал свои наблюдения за выразительными движениями, средствами сообщения о своих состояниях, развитием подражания и т. п. образований первого года жизни одного из своих сыновей. Ч. Дарвин внес в психологию идею развития и способствовал образованию трех областей психологии — зоопсихологии, детской психологии, а также исторической психологии. Руководствуясь дарвиновской теорией происхождения видов, немецкий естествоиспытатель Э. Геккель сформулировал биогенетический закон: онтогенез является

кратким и быстрым повторением филогенеза. Перенесенный в психологию, этот закон стал источником теории рекапитуляции — первой научной теории онтогенеза психики, согласно которой психическое развитие ребенка представляет собой сжатое повторение истории человечества (Ст. Холл, Дж. Болдуин и др.). В целом теория эволюции Ч. Дарвина, а также эволюционные идеи Г. Спенсера положили начало развитию психологии как науки о психике, функцией которой является приспособление к среде.

180

лет со дня рождения И.М. Сеченова (1(13).08.1829 - 2(15).11.1905) — русского физиолога и психолога, основоположника отечественной физиологической школы, создателя первой естественно-научной программы отечественной психологии.

Родился в селе Теплый Стан (Симбирская губ.). Окончил Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге (1848) и медицинский факультет Московского университета (1856). В 1856-1859 гг. стажировался в западноевропейских научных центрах в лабораториях И. Мюллера (Берлин), О. Функе (Лейпциг), К. Людвига (Вена, Лейпциг), Г. Гельмгольца (Гейдельберг). Защитил диссертацию «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения» на степень доктора медицины в Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (1860). В 1862 г. работал в лаборатории Клода Бернара (Париж), открыл центральное торможение. В 1863 г. опубликовал «Реф-

лексы головного мозга» — первое изложение рефлекторной концепции поведения и психики. В 1864-1870 гг. — профессор Медико-хирургической академии. В 1871-1875 гг. — профессор физиологии в Новороссийском университете (Одесса). В 1873 г. опубликовал «Психологические этюды» — сборник из трех ранее опубликованных работ по психологии: «Рефлексы головного мозга», «Замечания на книгу г. Кавелина "Задачи психологии"» и программную статью «Кому и как разрабатывать психологию». В 1876-1888 гг. — профессор Санкт-Петербургского университета. С 1889 г. — приват-доцент, с 1891 г. - профессор, заведующий кафедрой физиологии медицинского факультета Московского университета. В 1901 г. вышел в отставку, но продолжал исследовательскую работу, преподавал на Пречистенских курсах для рабочих (1903-1904).

С естетвенно-научных позиций подверг критике эмпирическую

интроспективную психологию, изучающую психику как особую реальность сознания в отрыве от поведения субъективным методом интроспекции. Назвал психологов «обособите-лями психического». Противопоставил этой точке зрения собственную программу, опирающуюся на объективный метод и генетический подход к исследованию психики. По аналогии с пониманием рефлекса в физиологии, согласно которому в нем различаются начало (возбуждение чувствующей поверхности), середина (деятельность центра) и конец (проявление возбуждения в сфере рабочих органов тела, мышц, желез), рассматривал психику как интегральную часть целостного поведенческого акта, начинающегося внешним воздействием и заканчивающегося внешними проявлениями в различных формах — движение, речевое высказывание, поступок. Подобно тому как рефлекс не сводится к реакции, психические явления не ограничиваются открывающейся в сознании картиной, а должны быть изучены в про-

цессе их становления, начиная с возникновения психических явлений и продолжая изучением их дальнейшего развития в процессе жизненных встреч организма со средой и в условиях общения с другими людьми. И.М. Сеченов определил психологию как науку о происхождении психических деятельностей. Умственное и моральное развитие человека, включая высшие формы произвольности, выступающие в самосознании как проявления Я, должно получить детерминистское истолкование в противоположность его мнимому объяснению «метафизическими фикциями» вроде свободы воли. Учение И.М. Сеченова оказало влияние на формирование психолого-педагогических взглядов К.Д. Ушинского, получило развитие в творчестве В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, И.П. Павлова. Идеи И.М. Сеченова о развитии познавательных процессов и воли повлияли практически на все направления отечественной психологии и получили признание в мировой науке.

160

лет со дня рождения И.П. Павлова 14(26).09.1849 - 27.02.1936) — русского физиолога, основателя отечественной научной школы, создателя учения о высшей нервной деятельности (поведения) животных. Лауреат Нобелевской премии (1904).

Родился в Рязани. Учился в Рязанском уездном духовном училище (1860-1864), Рязанской духовной семинарии (1864-1869), естественно-научном отделении физико-математического факультета Санкт-Петер-

бургского университета (1870-1875), Медико-хирургической академии (1875-1879). Работал в Медико-хирургической академии (с 1881 г. — Военно-медицинской академии (ВМА) (1879-1924). Одновременно возглавлял Физиологический отдел в только что основанном в Санкт-Петербурге Институте экспериментальной медицины (ИЭМ) (1881) и Физиологическую лабораторию Академии наук (избран действительным членом Академии в 1907 г.), преобразованную в

1925 г. в Физиологический институт АН СССР (в настоящее время — Институт физиологии имени И.П. Павлова), руководителем которого оставался до 1936 г.

Научные заслуги И.П. Павлова общеизвестны. Начав с исследований физиологии сердечно-сосудистой системы и пищеварения, обосновал необходимость объективного изучения физиологии больших полушарий коры головного мозга. За работы в области пищеварения удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине (1904). Открытие условных рефлексов и исследования по физиологии высшей нервной деятельности вылились в создание новой области физиологической науки — физиологии высшей нервной деятельности. Эти исследования, по оценке самого И.П. Павлова, «должны иметь очень большое значение для психологов, так как они должны впоследствии составить фундамент психологического знания». Особое значение для психологии имеет труд «Двадцатилетний опыт» (1923) — сборник статей, докладов, лекций и речей И.П. Павлова, посвященных учению о высшей нервной деятельности; в 6-м издании (1936, опубликовано в 1938) этот сборник реально суммировал тридцатипятилетний опыт автора, поскольку каждая новая его публикация дополнялась новыми главами. Также важное значение для психологии имеют трехтомные «Павловские среды» — протоколы практически еженедельных встреч с сотрудниками по обсуждению результатов текущих исследований и «для совместного думания», запись которых велась с 1929 до февраля 1936 г.

К публицистическому жанру принадлежат лекции И.П. Павлова на общественно-важные темы: «Рефлекс цели» (1916, III съезд по экспериментальной педагогике), «Об уме вообще и о русском в частности» (1918, Женский медицинский институт), «Рефлекс свободы» (1917, Петроградское биологическое общество), «Основы культуры животных и человека» (1918, Женский медицинский институт). В них он попытался распространить результаты своих исследований на практические вопросы жизни и деятельности человека, «начиная с капитальнейшей области — воспитания», говорил о необходимости разумного воспитания, предполагающего с детства сочетание свободы и дисциплины, укрепление «стремления к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели». В «Письме к молодежи» обратился к посвятившим себя науке молодым людям, в прекрасных словах сформулировал важнейшие нравственные принципы научной работы, назвал важнейшие качества, которыми должен обладать настоящий ученый.

Центральные понятия физиологического учения И.П. Павлова — условный рефлекс, ориентировочный (исследовательский) рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность, положения о типах высшей нервной деятельности, двух сигнальных системах и др. получили дальнейшее развитие в психологии в концепциях Е.И. Бойко, Е.Н. Соколова, П.Я. Гальперина. На их значение указывали С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Р. Лурия и другие крупнейшие психологи.

Имевшие место в нашей науке дискуссии о роли павловского учения

в развитии психологии, о его соотношении с концепциями функциональных систем П.К. Анохина, физиологии активности Н.А. Бернштейна — одна из самых драматических страниц в ее истории, неотделимая от социального и идеологического кон-

текста эпохи. Раскрытые в ходе этих дискуссий ограничения, которые содержат теоретические воззрения И.П. Павлова, не отменяют значения его открытий, его классических трудов для современной науки.

150

лет со дня рождения Пьера Жане (30.05.1859 - 24.02.1947) — французского философа, психоневролога и психиатра, выдающегося исследователя невротических заболеваний, психолога. Внушителен простой перечень открытий П. Жане: оригинальная концепция неврозов; неосознаваемые фиксированные идеи как артефакты забытых, но продолжавших существовать под сознанием травматических событий и их патогенная роль в возникновении заболевания; социальная обусловленность психических функций человека; теории памяти и личности; концепция психологии как объективной науки о поведении и др. Верный традициям французской философии и психологии, П. Жане оказал большое влияние на их последующее развитие. Его имя неотделимо от проблемы бессознательного: известен спор между З. Фрейдом и П. Жане о приоритете по поводу открытия бессознательного. П. Жане оказал влияние на К. Юнга, А. Адлера, Ж. Пиаже. Труды П. Жане переводились на русский язык. Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин ссылаются на его представления об интериоризации. Вместе с тем необходимо признать, что в силу некоторых причин известность П. Жане в психологии недостаточна,

она несоизмерима со значимостью его вклада в науку.

П. Жане родился в Париже в семье с большими культурными традициями. Его дядя Поль Жане был известным философом, профессором Сорбонны, под влиянием которого он поступил в Эколь-Нориаль, одно из самых престижный учебных заведений во Франции, для изучения философии (1879-1882). Его однокурсником был Э. Дюркгейм, А. Бергсон поступил туда годом позже. Получив степень магистра философии (1882), П. Жане преподавал философию в лицее Шатору (1882-1883), затем в Гавре (1883-1889). Серьезно занимался медициной, работал в местной больнице под руководством известных врачей Ж. Жибера и Повеле-вича, увлекался гипнозом, в том числе как средством изучения психики. В 1889 г. вернулся в Париж. Исследования психической патологии, проведенные в 1883-1888 гг., были описаны им в диссертации «Психический автоматизм. Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности» (1889), за которую он получил философскую степень. По приглашению Ж.-М. Шарко П. Жане возглавил психологическую лабораторию в Саль-петриере. Защитил медицинскую

диссертацию на тему «Психическое состояние больных истерией» (1893). Имел клиническую практику, преподавал в Коллеж де Франс и в Сорбонне, читал курсы по разным разделам психологии, по экспериментальной психологии. Основал (вместе с Ж. Дюма) «Журнал нормальной и патологической психологии» (1904). В 1936 г. ушел в отставку, но продолжал частную практику и проводил научные исследования. Умер в Париже в 1947 г.

Творчество П. Жане претерпело эволюцию, сохранив при этом в качестве главной проблемы исследование человеческих высших психических процессов и личности в норме и патологии и подход к их трактовке с позиций принципа развития как обусловленных социально-исторически. На всех этапах творчества главным источником его психологических идей оставалась клиническая практика. Он был великим наблюдателем. «Самой интересной частью моей работы всегда будут многочисленные наблюдения за здоровым и страдающим человеком», — писал он в своей автобиографии. У П. Жане была особая библиотека, занимавшая целую комнату и насчитывавшая около пяти тысяч историй болезни его пациентов (все они были сожжены после его смерти, согласно его завещанию). Известность П. Жане принесли его ранние исследования низших форм психической активности. Стали классическими его анализы истории отдельных пациентов, особенно случаи Мари, Леонии,

Люси, Рози, Жюстины и др., их теоретическая трактовка и форма терапевтической работы с ними. П. Жане открыл связь между неврозом и жизненной историей, сформулировал понятия, ставшие центральными в его концепции, среди которых такие, как подсознательная фиксированная идея, психическая слабость. В последующем акцент был сделан на динамическом подходе к трактовке психики, произошла дифференци-ровка понятий «психической силы» и «психического напряжения» и их нарушений при различных формах невротических заболеваний — истерии и психастении. Последний период был направлен на синтез и осмысление огромного опыта клинической работы и теоретических размышлений. Отправляясь от многолетнего опыта, он приходит к выводу о том, что для изучения психики, прежде всего больного человека, необходима не традиционная субъективная психология, а объективная психология, основным фактом которой являются действия и речь и которой субъективная психология должна только сопутствовать. Он создал собственную концепцию психологии поведения. В ней, в отличие от бихевиоризма, важное место занимают сознание и высшие формы поведения. П. Жане описал уровни и формы поведения в их генетической последовательности. Он создал также теорию памяти как особой формы социального поведения, разработал теорию личности, произвел генетический анализ становления личности.

120

лет со дня рождения Н.Н. Ладыги-ной-Котс (19.05.1889 - 02.09.1963) — русского психолога, одного из основателей отечественной школы сравнительной психологии, приматолога. Н.Н. Ладыгина-Котс положила основание зоопсихологическому отделу Дарвиновского музея в Москве.

Окончила гимназию в г. Пенза (1908); естественное отделение физико-математического факультета Высших женских курсов в Москве (1916). Дипломную работу на тему «Новый метод исследования познавательных способностей у шимпанзе» защитила в Московском университете (1917), эта работа опубликована в виде монографии «Исследование познавательных способностей у шимпанзе» (1923). В 1913 г. вместе с мужем, зоологом, основателем Дарвиновского музея А.Ф. Котсом совершила поездку в Европу, работала в естественно-научных музеях и зоопарках Германии, Франции, Бельгии, посетила дом-музей Ч. Дарвина в Дауне (Англия), встречалась с крупнейшими учеными. По результатам поездки опубликовала научно-популярные книги: «У мыслящих лошадей» (1914), «В отчизне Дауновского отшельника» (1914). Изучала познавательные возможности и эмоциональные проявления детеныша шимпанзе Ионии, жившего в течение полутора лет в ее доме. Эти исследования (1913-1916) и наблюдения за развитием собственного сына в возрасте от полутора до четырех лет (родился в 1925 г.) вместе с материалом многолетних дневниковых записей, проведенных в разное время, составили содержание фундаментального

труда «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях» (1935). Книга принесла Н.Н. Ла-дыгиной-Котс мировую славу, ее высоко оценили выдающиеся зарубежные специалисты — Р. Йеркс, В. Ке-лер и др. Она была переведена на основные европейские языки.

Научный сотрудник, организатор и заведующая зоопсихологической лабораторией Дарвиновского музея (с 1911 г. до смерти); научный сотрудник Института психологии при Московском университете (1914-1918); научный сотрудник Сектора психологии Института философии АН СССР (с 1945 г. до смерти). Читала лекции по сравнительной психологии в Московском университете (1947-1957).

Доктор биологических наук (1941).

Награждена орденом В.И. Ленина.

Следовала дарвиновской методологии. Разработала сравнительно-генетический метод, заключающийся в сравнении результатов, полученных по сходным методикам в исследованиях на животных, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы. Создала новые методики объективного изучения проявлений поведения и психики у обезьян, их познавательных функций, эмоций, подражания посредством анализа структуры их практической деятельности в ходе решения поставленной экспериментатором задачи. Выявила характерные особенности и показала качественные различия между мышлением антропоидов и человека («Развитие психики в процессе эволюции

организмов», 1958; «Конструктивная и орудийная деятельность обезьян (шимпанзе)», 1959). Исследования Н.Н. Ладыгиной-Котс имеют кардинальное значение для понимания

филогенетических предпосылок человеческой психики («Предпосылки человеческого мышления (подражательное конструирование обезьяной и детьми)», 1965).

120

лет со дня рождения С.Л. Рубинштейна (18.06.1889 - 16.01.1960) — русского философа, психолога, методолога психологии, создателя фило-софско-психологической концепции единства сознания и деятельности, основателя крупной научной психологической школы.

С.Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье адвоката. Окончил философский факультет Марбург-ского университета (1913), защитил там диссертацию «К проблеме метода». Преподавал логику и психологию в частных гимназиях Одессы (1915-1919). В 1919-1921 гг. — приват-доцент Новороссийского университета (Одесса) по кафедре философии. В 1921-1930 гг. — профессор, заведующий кафедрой психологии Одесского института народного образования (образован из Новороссийского университета в 1921 г.). В 1931-1942 гг. — заведующий кафедрой психологии ЛГПИ им. А.И. Герцена. В 1942-1949 гг. создал и возглавлял кафедру и отделение психологии на философском факультете в МГУ им. М.В. Ломоносова (оставался профессором этой кафедры до марта 1958 г.). Одновременно создал Сектор психологии Института философии АН СССР и был его руководителем (1945-1949; 1956-1960); директор Института психологии АПН РСФСР (1942-

1945). Лауреат Сталинской премии за труд «Основы общей психологии» (1942). Член-корреспондент АН СССР (1943). Один из учредителей АПН СССР и ее действительный член (1945). Один из основателей журнала «Вопросы психологии» (1955) и Общества психологов СССР (1957). Последняя прижизненная публикация — книга «Принципы и пути развития психологии» (1959). Посмертно изданная книга «Человек и мир» (1973, 1997) посвящена проблеме качественной специфики человеческого способа существования, вопросу места человека в мире, к разрешению которых намечается философско-психологичес-кий подход.

В своем творчестве С.Л. Рубинштейн сосредоточился преимущественно на разработке философско-ме-тодологических вопросов психологии, а также на проблеме мышления. Дал анализ кризиса мировой психологии. Раскрыл его как кризис декар-товско-локковской интроспективной концепции сознания, которая в течение столетий довлела над психологией. Опираясь на опыт, накопленный мировой психологией, создал систему психологии, в основу которой положил разработанные им объяснительные принципы. Принцип единства сознания и деятельности выводил сознание за пределы

самосознания личности и включал его в контекст деяний субъекта, в которых он не только проявляется, но и созидается. С этим принципом связан и метод психологического познания как единства воздействия и изучения. Принцип детерминизма утверждает положение о роли внутренних условий как определяющих влияние внешних воздействий в процессе соотношения человека с миром или животного со средой. Рас-

смотрение психики с позиций принципа развития во всех его планах — онтогенетическом, филогенетическом и историческом — пронизывает психологию С.Л. Рубинштейна.

Созданная С.Л. Рубинштейном концепция рассматривается в отечественной науке как исторически первый вариант деятельностного подхода в психологии. Последователи С.Л. Рубинштейна называют ее субъектно-деятельностной теорией.

100

лет со дня рождения Е.А. Будиловой (12.03.1909 - 4.08.1991) — русского психолога, специалиста в области истории отечественной психологии. Е.А. Будилова принадлежала к научной школе С.Л. Рубинштейна.

Окончила историко-философский факультет Московского государственного университета (1930), аспирантуру Института философии АН СССР (1950). Работа: литературный редактор в журналах «Антирелигиозник» и «Безбожник», в «Сельхоз-газете», редактор отдела пропаганды и агитации Всесоюзного радиокомитета (1930-1947); главный библиограф Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина (1950-1956); сотрудник Сектора психологии Института философии АН СССР (1956-1972); старший научный сотрудник, последние годы — профессор-консультант Института психологии АН СССР (теперь ИП РАН).

Историко-теоретические исследования Е.А. Будиловой охватывют сеченовский период отечественной психологической науки и некоторые события, предшествующие ему,

а также пути ее развития в XX в. Предметом ее изысканий были методологические проблемы истории науки, творчество И.М. Сеченова, история становления и развития отечественной экспериментальной психологии, становление социальной психологии в России, философские проблемы советской психологии и др. При этом методологическими установками ее собственных исследований выступали всестороннее изучение процесса развития психологической науки в России в ее связях с конкретными общественно-историческими и культурными условиями, а также с другими науками. Исследования Е.А. Будиловой основываются на богатейшей базе источников, содержат уникальный фактический материал по истории нашей науки. Кроме монографий и журнальных статей (многие из которых нами хорошо забыты), это труды научных съездов, протоколы заседаний научных обществ и другие материалы их деятельности (Известия, Записки), редкие сборники и другие подобные издания, выходив-

шие в соответствующие периоды, существенно обогащающие новыми фактами наши сведения об истории науки, делающие ее более объективной и полной.

Содержательность, высокая культура историко-психологических ис-

следований Е.А. Будиловой сохраняют свою привлекательность именно сегодня, когда осознается необходимость изучения научных традиций и восстанавливается нарушенная преемственность в развитии отечественной психологической мысли.

100

лет со дня рождения Ролло Мэя (21.04.1909 - 22.10.1994) — американского психолога, психотерапевта, одного из основателей гуманистической психологии (ее экзистенциального варианта).

Р. Мэй получил филологическое образование в Оберлиннском колледже (Огайо). Бакалавр (1930). Преподавал английский язык в американском колледже в Греции. Во время каникул ездил в Вену на семинары А. Адлера. Увлекся теологией. Вернувшись в США, поступил в Объединенную теологическую семинарию, изучал теологию под руководством П. Тиллиха (Нью-Йорк). Получил степень бакалавра теологии (1938). Прослужил два года приходским священником. Заинтересовался психологией, поступил в Колумбийский университет. Тяжело заболел туберкулезом. В течение полутора лет пассивно следовал указаниям врачей, но в какой-момент понял, что необходимо самому бороться с болезнью, что лечение — это активный процесс. С этого времени обратился к фундаментальным проблемам человеческого бытия, которые осмыслял с экзистенциалистских позиций. Получил степень доктора философии по специальности «клиническая психология» (1949). Преподавал в

Институте психиатрии, психологии и психоанализа Уильяма Алансона Уайта, читал лекции в Новой школе социальных исследований. Был приглашенным профессором Гарвардского, Йельского и Принстонского университетов.

Ролло Мэй, будучи лидером американской экзистенциальной психологии, объединял экзистенциализм и терапию. Совместно с психиатрами Э. Энджелом и Г. Элленбергером опубликовал сборник «Existence: A new dimension in psychiatry and psychology» (1958). В книге представлено систематическое изложение основ экзистенциальной психологии, гуманистические цели которой дают основание рассматривать ее как особую ветвь гуманистической психологии, а Р. Мэя признавать одним из основателей гуманистической психологии. Р. Мэй считал, что некоторые вечные вопросы психологии и проблемы психотерапевтической практики требуют экзистенциального подхода, в центре которого находятся непосредственные переживания человека. Задачей экзистенциального подхода, по Р. Мэю, является отнестись к поведению и переживаниям человека в их непосредственной данности и полноте, понять, что человек действительно

переживает. Отталкиваясь от собственного жизненного опыта, будучи тяжело болен, он пришел к пониманию роли силы, превращения ее в конструктивное действие в борьбе человека с телесными недугами и душевными переживаниями, бессилием перед лицом жизненных трудностей. Тревогу, вину, агрессию, страх, традиционно оцениваемые только негативно, считал фундаментальными аспектами бытия и даже обязательными для существования человека, утверждая, что они имеют не только негативные, неконструктивные, но и созидательные, конструктивные стороны, в разное время проявляющиеся в одном и том же индивиде. Р. Мэй показал ошибочность отождествления силы с насилием, принуждением, эксплуатацией, манипулированием и т. п. и противопо-

ставил этим проявлениям силы ее конструктивные виды, стимулирующие к деятельной позиции, противостоянию трудностям. Опасаясь антирационалистических тенденций в экзистенциальной психологии и терапевтической практике, подчеркивал роль разума («мы не должны быть логоненавистниками»), осознавания личностью действующих на него могущественных сил и следующего за ним свободного принятия Я решения против чувства бессилия, пассивной позиции, отношения к себе как к жертве обстоятельств. Р. Мэй предупреждал психотерапию об опасности уделять главное внимание техникам («техники могут изменяться») в ущерб пониманию пациента, его бытия в мире. Работа с пациентом должна помочь ему в понимании того, что он действительно переживает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.