Научная статья на тему 'Календарь памятных психологических дат: 2008'

Календарь памятных психологических дат: 2008 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
224
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Календарь памятных психологических дат: 2008»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2008. Т. 5, №1. С. 139-147.

Календарь памятных психологических дат:

2008

А.Н. ЖДАН

Ждан Антонина Николаевна — член-корреспондент РАО, доктор психологческих наук, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Специалист в области истории психологии. Автор первого отечественного учебника по истории психологии «История психологии. От античности до наших дней» (6-е издание, 2005, в серии «Классический университетский учебник», посвященной 250-летию Московского университета), программ, учебных пособий, статей по истории психологии. Контакты: zhdan@list.ru

100

лет существования социальной психологии как отдельной отрасли в системе психологических наук. Начало социальной психологии датируется 1908 годом. Именно в 1908 г. английский психолог У. Макдугалл (1871-1938) и американский социолог Э. Росс (1866-1951) опубликовали книги, в названиях которых использовали термин «социальная психология» (McDougal William «An Introduction to Social Psychology» (1908), в русском переводе «Основные проблемы социальной психологии» (1916); Ross Edward Alsworth «Social Psychology»). В своих книгах У. Макдугалл и Э. Росс ставили задачей рассмотрение психологических основ человеческого поведения в условиях социального существова-

ния человека. Возникнув на стыке социологии и психологии, социальная психология внесла в социологию и другие социальные науки (этику, экономику и т. д.) идею полезности и необходимости психологических знаний для объяснения сферы социальных явлений и процессов, а в психологию — представления о сложной природе человеческого поведения, управляемого разнообразными факторами, среди которых важнейшими являются влияния социальной среды (жизнь человека в группах, подчиненность законодательным актам, морально-нравственным нормам и правилам, общественное мнение, религиозные представления и др.). Для первых авторов социальной психологии была характерна психологизация

общественных явлений: Э. Росс считал социальную психологию частью социологии, видел ее задачу в изучении психических процессов в условиях взаимодействия между людьми в обществе и существующих в обществе социальных ограничений, называемых им формами социального контроля (этического, политического и др.). Наибольшее влияние на психологию имела книга У. Макдугалла: к 1960 г. она выдержала 30 изданий. В качестве исходного он выдвинул положение о том, что социальные науки — этика, политическая экономия, социология и др. — должны базироваться на психологии, что, хотя и признается, но практически в этих науках не реализуется, вследствие чего возникают ошибочные теории, такие, как, например, теория гедонизма или учение об особой способности к моральной интуиции в этике и т. п. Этот факт, по мнению У. Макдугал-ла, объясняется недостатками самой психологии: она разрабатывает такие проблемы, которые имеют мало значения для социальных наук, и, наоборот, пренебрегает наиболее важными в социальном отношении проблемами, и прежде всего проблемами целенаправленности и мотивации поведения. Объясняя таким образом отсутствие признания психологии в социальных науках, своей первой задачей У. Макдугалл считал разработку более совершенной психологической концепции, которая затем позволила бы ей стать базой социальных наук. Изложение созданной им собственной концепции динамической психологии как науки о побудительных источниках человеческой деятельности и составило

основное содержание его книги «Основные проблемы социальной психологии». При этом принципиальные вопросы социальной психологии — вопросы ее предмета, методов и др. — в этой книге решены не были. Утверждая телеологичность и целесообразность поведения человека (и животных), которое не может быть понято по образцу механики, У. Макдугалл видел задачу науки в раскрытии его действительных побудительных источников, указывал на недопустимость подставлять вместо них метафизические конструкции. Ими являются не разум или сознание долга, а инстинкты. Они составляют природный базис души. В их основе лежит особая энергия — горме, отсюда его психология получила название «гормической психологии». Он создал оригинальную концепцию инстинктов и связанных с ними эмоций, дал их классификацию, представил свой взгляд на строение инстинкта, указал на роль инстинктов в поведении, пытался подвести под каждое общественное явление определенный инстинкт (например, считал наиболее важным в социальном отношении стадный инстинкт; объяснял войну инстинктом драчливости и т. п.). Другим важным положением динамической психологии У. Макдугалла — в противоположность традиционной психологии сознания, в которой человек рассматривался в абстракции от социальных отношений как индивидуальный человеческий дух — было подчеркивание значения социальных условий, под влиянием которых складываются высшие формы социального поведения, самосознание, образуется представление о Я и чувство собственного достоинства,

происходят «социализация и морализация» человека. Социальное поведение предполагает контроль и регулирование инстинктов, является продуктом социальных отношений между людьми. Разработку путей нравственного совершенствования индивида в

обществе У. Макдугалл считал главной проблемой социальной психологии как науки. Развиваемое У. Макду-галлом понимание социальной психологии стало квалифицироваться как исторически первая теория социальной психологии.

100-

летний юбилей отмечает Институт коррекционной педагогики РАО — научный центр отечественных психолого-педагогических исследований в области изучения развития аномальных детей, т. е. детей с различными нарушениями в развитии (слепота, глухота, умственная отсталость, недостатки речи, эмоционально-волевой сферы и др.); разработки научно обоснованных систем обучения и воспитания, направленных на максимально возможное развитие, коррекцию и компенсацию недостатков (дефектов), социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии.

Институт ведет свою историю от частного «Санатория-школы для дефективных детей доктора В.П. Кащенко», открытого в 1908 г. в Москве известным отечественным ученым В.П. Кащенко (1870-1943). Это было лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, умственно-отсталых, нервных и трудных детей, созданное с целью разработки научных основ изучения и воспитания аномальных детей. В 1918 г. на базе «Санатория-школы» был организован «Дом изучения ребенка» Нарком-проса РСФСР — государственное учреждение, вскоре преобразованное в Медико-педагогическую опытную станцию (1923-1929). В 1929 г. на

базе Медико-педагогической станции был создан Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ, директор И.И. Данюшевский). В структуру ЭДИ входил также ряд специальных школ. В 1937 г. ЭДИ преобразован в Научно-практический институт специальных школ и детских домов Наркомпроса РСФСР (директор И.И. Данюшевс-кий), переименованный в 1943 г. в Научно-исследовательский дефектологический институт Наркомпроса РСФСР В 1944 г. Институт передан АПН РСФС как Государственный Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР (с 1967 — НИИ дефектологии АПН СССР). В разные годы НИИ дефектологии возглавляли такие выдающиеся психологи и дефектологи, как Л.В. Занков (1944-1947), Д.И. Азбу-кин (1947-1951), А.И. Дьячков (1951-1968), Т.А. Власова (1968-1986), Ю.А. Кулагин (1986), В.И. Лубовс-кий (1986-1992). В 1992 г. НИИ дефектологии АПН СССР реорганизован в Институт коррекционной педагогики РАО (с 1992 г. по настоящее время директор — Н.Н. Малофеев).

Изучение общих закономерностей развития аномальных детей, разработка методов их обучения и воспитания, составляющие предмет

дефектологии, имеют своей важнейшей частью специальную психологию. Одним из создателей отечественной специальной психологии был Л.С. Выготский. В ЭДИ в 1930 г. он организовал лабораторию специальной психологии (под руководством Л.В. Занкова). В результате проведенных исследований были получены данные об особенностях развития психики, свойственных как всем аномальным детям, так и отдельным их категориям. Согласно Л.С. Выготскому, своеобразие развития этих детей в сфере психики обусловливается так называемым первичными нарушениями (дефектами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и др.) и вызванными ими вторичными отклонениями (а также отклонениями 3 и 4 порядка) в развитии психики (нарушения речи, интеллектуального развития и др.). Л.С. Выготский раскрыл важнейшие общие закономерности аномального развития, разработал принципы его диагностики, подчеркивая при этом характерные проявления в каждой из категорий аномальных детей. Согласно дефектологической теории, созданной Л.С. Выготским совместно с учениками и последователями (Л.В. Занков, И.М. Соловьев, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф, Р.Е. Левина и др.), аномальное развитие, рассматриваемое в его соотношении с закономерностями нормального психического развития, имеет специфические черты, но в целом происходит в соответствии с общими закономерностями развития ребенка как культурно и социально обусловленный процесс, совершающийся путем приобщения аномального ребенка к социальному опыту. В 1950-е годы в

Институте (тогда Институте дефектологии) работал А. Р. Лурия (зам. директора по научной работе). Им были привлечены в Институт новые сотрудники (В.И. Лубовский, А.И. Мещеряков, О.С. Виноградова, Ю.А. Кулагин и другие талантливые психологи, впоследствии ставшие крупными учеными и организаторами в различных областях специальной психологии). Под руководством А.Р. Лурии развернулись исследования проблем умственной отсталости и диагностики («Принципы отбора детей во вспомогательные школы» под редакцией Г.М. Дуль-нева и А.Р. Лурии; «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка», в 2-х т. под редакцией А.Р. Лурии). В последующие годы специальная психология в Институте коррекционной педагогики продолжала развиваться на теоретическом фундаменте Л.С. Выготского (Р.М. Боскис, Ф.Ф. Рау, Т.В. Розанова, М.И. Земцова, Т.А. Власова, К.С. Лебединская и др.). На этой основе здесь сложились крупные научные школы, в рамках которых в настоящее время проводятся фундаментальные и прикладные исследования, производится модернизация системы специального образования (Е.Л. Гончарова, А.Г. Зикеев, Т.С. Зыкова, К.Г.Коровин, О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Ю.А. Разенкова, Л.И. Солнцева, Л.И. Тигранова, Г.В. Чиркина, Н.Д. Шматко и др.). В Институте работает Коррекционно-диагности-ческий центр (КДЦ), который осуществляет прием детей и проводит их всестороннее обследование, дает рекомендации по выбору адекватного типа учебного заведения и др.

100

лет со дня рождения Л.И. Божович (28.10.1908 — 21.07.1981) — психолога школы Л.С. Выготского, специалиста в области детской и педагогической психологии, психологии личности.

Родилась в г. Курске. Окончила педагогический факультет 2-го МГУ (1930). В годы учения в университете входила в кружок, объединявший группу студентов, проявивших стойкий интерес к психологии Л.С. Выготского и работавших по его тематике (эта группа известна как «пятерка»: А.В. Запорожец, Л.И. Бо-жович, Л.С. Славина, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова). Дипломную работу, посвященную проблеме развития подражания у детей, выполнила под руководством Л.С. Выготского. С 1931 г. занималась практической и научно-исследовательской работой по психологии (психоневрологическая школа-санаторий, Академия коммунистического воспитания, кафедра психологии, руководитель Л.С. Выготский, Украинская психоневрологическая академия в Харькове). В Харькове работала совместно с А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным, П.И. Зинченко и другими членами Харьковской школы. Проводила экспериментальные исследования функции речи в практической интеллектуальной деятельности ребенка, развития значения слова в процессе переноса обобщения, лежащего за этим словом, на другие ситуации. В годы Великой Отечественной войны заведовала Отделом трудотерапии эвакогоспиталя (г. Кыштым, Челябинская обл.). С 1948 по 1981 гг.

в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (до 1978 г. заведовала лабораторией психологии формирования личности).

Известность Л.И. Божович принесли фундаментальные исследования по комплексному изучению личности школьника, проводимые в соответствии с концепцией Л.С. Выготского культурно-исторического развития психики («Личность и ее формирование в детском возрасте», 1968; и др.). Критикуя такой подход к развитию теории Л.С. Выготского, который сводится к разработке ее отдельных положений, видела задачу ее дальнейшего развития в следовании логике движения его мысли как учения о происхождении высших психических функций, представлений о социальной природе высших психических функций и их системном строении, о психологических новообразованиях как факторах психического развития в онтогенезе, выполнения требований к методу исследования — разложения изучаемого целого на единицы. Следуя этой логике, Л.И. Божович, таким образом, подошла к проблеме личности, сделала личность предметом теоретического и экспериментального изучения, тем самым показав продуктивность культурно-исторического подхода для научного исследования высших форм психической жизни человека. Были проведены масштабные экспериментальные исследования воли, мотивационной и связанной с ней аффективно-потребностной сферы, которые привели к пониманию фундаментальных особенностей личности, различных видов ее

направленности, черт характера. Выявлены новообразования, характерные для разных возрастных периодов. Было показано, что гармоническое или дисгармоническое развитие личности зависит от мотивационной сферы — ее содержания, соотношения ее различных сторон, уровня протекания (сознательный или неосознанный). Материалы исследований

Л.И. Божович получили признание в практике организации возрастного подхода к воспитанию личности ребенка. Наследие Л.И. Божович сохраняет свою актуальность в современных условиях, предъявляющих требование к высокой внутренней активности человека, исследование закономерностей развития и воспитания которой составляет его пафос.

75

лет со дня рождения А.В. Брушлин-ского (04.04.1933 — 30.01.2002) — психолога школы С.Л. Рубинштейна, крупного организатора отечественной психологической науки, специалиста в области общей психологии, теории, методологии и истории психологии, создателя оригинального научного направления — психологии субъекта.

Родился в Москве. Окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (1956). Здесь под влиянием университетских учителей — С.Л. Рубинштейна, Б.В. Зейгарник, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Е.Н. Соколова — проходило формирование его научного мировоззрения. Решающим, определившим направление всей его последующей деятельности, было влияние С.Л. Рубинштейна, научного руководителя всех его студенческих работ. Работал в Секторе философских проблем психологии Института философии АН СССР (1956-1972), с 1972 г. — в Институте психологии АН СССР (в 1989-2002 — директор Института). Главный редактор «Психологического журнала» (1988-2002). Лауреат

премии Президиума РАН им. С.Л. Рубинштейна (1992), премии Президента РФ (1999). Член-корреспондент АПН (1989) и АН СССР (1990), академик РАО (1992), член ряда зарубежных академий. Председатель Московского отделения Общества психологов СССР (1983-1988), член Центрального Совета ОП СССР (1989). Инициатор создания и член Президиума РПО (1994).

В своей научной деятельности утверждал и развивал субъектно-дея-тельностный подход С.Л. Рубинштейна. В ряде специальных трудов произвел всесторонний философ-ско-методологический анализ теории С.Л. Рубинштейна, осуществил (совместно с К.А. Абульхановой-Слав-ской) работу по подготовке к изданию его рукописи «Человек и мир» (1973, 1997). Последовательно отстаивая позиции теории С.Л. Рубинштейна, признавая факт наличия различных исследовательских школ в мировой и отечественной науке, А.В. Брушлинский видел необходимость творческого диалога с их сторонниками по принципиальным вопросам психологической науки, призывал к такому диалогу последо-

вателей теорий А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, сам вступал в полемику с ними и с учеными других направлений в психологии и смежных с ней областях знания (критическому анализу концепции Л.С. Выготского посвящена его книга «Культурно-историческая теория мышления», 1968), считал аргументированную критику плодотворным средством развития науки.

В широком спектре его научных интересов в течение всей его жизни центральное место занимала проблема мышления. Ее теоретическая и экспериментальная разработка приобрела в его исследованиях фундаментальный общепсихологический характер. Результатом стала оригинальная психологическая теория мышления как недизъюнктивного процесса прогнозирования, известная под названием «континуально-генетическая концепция мышления». Этот подход распространяется и на другие психические процессы и является одним из методологических оснований системного исследования в психологии («Субъект, мышление, учение, воображение», 1996). Творчески развивая концепцию процессуальной природы психики, выдвинутую С.Л. Рубинштейном, в своих трудах А.В. Брушлинский сделал предметом исследования проблемы субъекта как высшего уровня активности, системности, автономности.

Эти исследования привели к созданию психологии субъекта как новой области в психологической науке, позволяющей получить более глубокие и системные представления о сущности человека, раскрывающие единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных («Психология субъекта», 2003).

Разрабатывая философские проблемы психологии, А.В. Брушлинс-кий дал взвешенную оценку значения для психологии трудов К. Маркса, показал смысл их использования С.Л. Рубинштейном в контексте исторических условий. Анализируя вопрос о соотношении научного и религиозного знания, решение проблем человеческой психики и духовности в трудах русских мыслителей (С.Л. Франк и др.), высоко оценивая их идеи, А.В. Брушлинский в то же время отстаивал положение о принципиальных различиях между научным знанием и религиозной верой.

Теоретик и экспериментатор, тонкий аналитик научных текстов (выдвинул проблему восстановления аутентичности текстов Л.С. Выготского и других психологов), ученый с мировым именем, педагог и воспитатель большой научной школы, А.В. Брушлинский остается нашим современником, а его труды продолжают служить развитию психологической науки в XXI в.

75

лет со дня рождения О.К. Тихомирова (04.04.1933 — 22.02.2001) — психолога, крупного специалиста в области общей психологии, теории и

методологии психологии, последователя научной школы психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, создателя собственной научной

школы в области психологии мышления. Вся творческая жизнь О.К. Тихомирова связана с Московским университетом им. М.В. Ломоносова. Он окончил психологическое отделение философского факультета МГУ (1956), аспирантуру (1959) и с 1960 г. до смерти работал здесь (с 1966 г. на созданном тогда факультете психологии), пройдя путь от младшего научного сотрудника до Заслуженного профессора Московского университета.

В своем творчестве опирался на достижения мировой и отечественной психологической науки, прежде всего на психологическую теорию деятельности А.Н. Леонтьева. Главным содержанием его научных исследований было теоретическое и экспериментальное изучение мышления. Рассматривая мышление как особую деятельность субъекта, раскрыл содержание его потребност-но-мотивационной и эмоционально-смысловой регуляции, процессы целеобразования деятельности мышления, раскрыл особенности детерминации мышления новыми средствами — информационными технологиями. Фундаментальные достижения в области исследования мышления составляют смысловую теорию мышления О.К. Тихомирова. Эта теория углубляет представления о механизмах психической регуляции мышления и вместе с тем имеет более общее значение для понимания специфики психической регуляции деятельности человека в целом в ее отличии от механических процессов, совершающихся в вычислительных устройствах в соответствии с заданной программой. Исследованиями по изучению мыслительной дея-

тельности человека в условиях применения компьютеров и других элементов информационных технологий О.К. Тихомиров сформулировал задачи психологии компьютеризации как новой отрасли психологической науки, ставшей особенно востребованной в настоящее время в условиях интенсивного развития информатизации общества. Новые положения об основных компонентах структуры деятельности, разработанные на материале мышления, описание феноменов и психологических механизмов творчества составляют несомненный вклад О.К. Тихомирова в общепсихологическую теорию деятельности. Созданный им неформальный исследовательский коллектив составил крупную научную школу, которая в настоящее время продолжает заложенные О.К. Тихомировым традиции и основные направления исследований мышления.

О.К. Тихомиров способствовал развитию психологического образования в нашей стране. Как профессор университета он читал фундаментальный курс общей психологии для студентов и слушателей факультета повышения квалификации преподавателей психологии, а также ряд спецкурсов по психологии мышления, руководил работами аспирантов и студентов. Созданные им учебные руководства: «Психология мышления», 1984; «ЭВМ и основные проблемы психологии» в соавторстве с Л.Н. Бабаниным, 1986; «Понятия и принципы общей психологии», 1992; опубликованный после его смерти (2006) учебник «Психология», содержащий лекции по общей психологии,— остаются незаменимыми в

подготовке профессионалов в области психологии.

Большое место в творческой жизни О.К. Тихомирова занимала научно-организаторская деятельность. В 1972 г. он организовал в ИП РАН лабораторию психологических проблем автоматизации умственного труда и был ее заведующим (до 1976 г.). В 1964-1968 гг. был ответственным секретарем Общества психологов СССР. Участвовал в подготовке и проведении в Москве в 1966 г. XVIII Международного психологического конгресса (Ученый секретарь конгресса). В 1960-е годы в

Московском университете руководил научно-исследовательскими группами на основе хоздоговорных работ, впоследствии — созданной на их базе лабораторией экспериментальной и прикладной психологии (1970-1974). С 1989 по 1999 г. заведовал кафедрой общей психологии факультета психологии МГУ.

Творческое наследие О.К. Тихомирова созвучно новым актуальным задачам и проблемам современной психологической науки, способствует расширению ее методологических принципов и основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.