Научная статья на тему 'Какой видят партийную систему РФ в КНР'

Какой видят партийную систему РФ в КНР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Какой видят партийную систему РФ в КНР»

Цюй Яньмин

КАКОЙ ВИДЯТ ПАРТИЙНУЮ СИСТЕМУ РФ В КНР

Цюй Яньмин - ученый секретарь Центра по изучению России Центрального Бюро переводов при ЦК Коммунистической партии Китая, редактор журнала «Изучение Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина».

1. Оценки современной партийной системы РФ

Китайские ученые считают, что уменьшение числа вступивших в Думу партий после парламентских выборов в конце 2003 г. способствует достижению зрелости партийной системой Российской Федерации. Результаты выборов говорят, что складывавшаяся на протяжении многих лет структура и форма политических сил, в которой сосуществовали левые, центристские и правые партии, сломана. Появились совсем новая структура и форма политических партий. Некоторые китайские исследователи отмечают, что «результаты парламентских выборов 7 декабря 2003 г. показали, что на политической арене РФ произошел переворот, политическая структура и форма политических партий России создаются заново. Партия власти “Единая Россия” - ушла в Думе далеко вперед, КПРФ потерпела тяжелую неудачу, позиции ЛДПР укрепились, избирательный блок “Родина”, придерживающийся левоцентристской позиции, стал новой зарождающейся силой, правые партии потерпели полное поражение». В целом центристские партии получили большой перевес, левые партии, которые только и могут вместе с националистическими силами служить альтернативными элементами, в партийной системе оказались серьезно ослабленными. «Недавняя трехполюсная ситуация (левые партии, центристские партии и правые партии) превратилась в двухполюсную (сильные центристские партии и слабые левые партии)»1.

1. Дай Лунбинь. Политическая структура и форма партий РФ после парламентских выборов и их роль // Современный мир и социализм, 2004, № 1. Все цитируемые и упоминаемые далее источники издаются в Китае на китайском языке.

Многие китайские исследователи считают, что в такой ситуации партия власти занимает главенствующее положение в партийной системе, и оно будет сохраняться долгое время. Некоторые ученые отмечают, что если ранее президент Путин выступал за установление в РФ западной партийной системы, в которой участвуют две-три или три-четыре партии, то теперь его позиция, вероятно, изменилась. В дальнейшем в РФ может сформироваться многопартийность, при которой одна партия доминирует, а наличие слабых оппозиционных партий только оттеняет эту ситуацию.

Анализируя итоги парламентских выборов 2003 г. и президентских выборов 2004 г., некоторые ученые отмечают, что выборы продемонстрировали изменение соотношения политических сил, общественных настроений и идеологии в обществе2. Они отразили тот факт, что россияне становятся все более и более рациональными и идеологическая заряженность общества ослабевает. В эпоху Б.Ельци-на в обществе существовали две тенденции: ностальгия по СССР и большие надежды на западные ценности и пути. Сейчас они уже не отражают состояние российского общества.

Многие эксперты считают, что Путин усовершенствовал российскую партийную систему. В первые годы после провозглашения Российской Федерации созданию партии власти не придавалось большого значения. Извлекая уроки из прошлого, Путин в 2003 г. утвердил создание «Единой России», в том же году завоевавшей большинство мандатов в Государственной думе. Это изменило характер фракционной борьбы в парламенте, которую можно описать формулой «обсуждать, но не решать». Завершилось хаотичное состояние грызни между законодательными и административными органами. Государственная дума вышла из-под влияния политических «семей». Это означало большой перелом в политической жизни РФ. Положение «Единой России» в Государственной думе служит для В.Путина сильной опорой в возрождении государства и управлении им. Путин будет продолжать поддерживать центристские силы.

Стремясь изменить имевшуюся структуру и форму партий, российский президент осуществил три больших дела: во-первых, утвердил и претворил в жизнь закон о политических партиях, упорядочил порядок партий, отсеял средние и мелкие партии, подтолкнул некоторые из них к распаду или объединению с другими, стимулировал изменение структуры и формы соотношения сил политических партий; во-вторых, стремясь способствовать объединению пропрезидентских центристских организаций, «умиротворил» Лужкова, «изолировал» Примакова, объединил под флагом поддержки своей власти три центристские организации: «Единство», «Отечество» и «Вся Россия», между которыми в первое время существовали различия, создал партию «Единая Россия»; в-третьих, подавил и разложил левую партию - КПРФ. После вступления Путина в должность президента, она постепенно шла по пути раскола. В 2003 г. 29 левых организаций во главе с Глазьевым сфор-

мировали блок «Родина», выразили готовность сотрудничать с Путиным, разошлись с КПРФ. Последняя оказалась в глубоком кризисе, ее силы значительно сократились, что и привело к тяжелому поражению на парламентских выборах 2003 г. Как объединение центристских партий и фракций, так и раскол КПРФ были результатом осуществления «тайного проекта» Кремля.

Некоторые китайские исследователи отмечают, что ориентация на Путина служила решающим фактором в ходе парламентских выборов. Партия «Единая Россия» в сущности не имела ясной идеологии и программы действий, ей недоставало лидеров, пользующихся большим влиянием. Однако ее предвыборный лозунг гласил: «Мы вместе с Президентом». Именно благодаря той поддержке, которую имел Путин в народных массах «Единая Россия» стремительно вышла в лидеры среди других политических партий и одержала победу. Выборы показали, что ни среди оппозиции, ни в партии власти нет политических лидеров, равных Путину3. Важные изменения структуры и формы политических партий и соотношения сил на политической арене России, несомненно, являются большой политической победой Путина, они закладывают прочную основу для дальнейшей централизации власти в стране.

По мнению некоторых китайских ученых, Путин и впредь будет всеми средствами, не выходящими за рамки законности, затирать оппозицию, препятствовать появлению сильной оппозиции, которая могла бы бросить перчатку партии власти и противостоять ей. Некоторые китайские ученые дали следующий прогноз: «После стабилизации положения партии “Единая Россия” Путин в дальнейшем будет укреплять мягкую политику в отношении других партий и умиротворять их. Для всех партий (кроме партии “Единая Россия”) единственным выходом станет сотрудничество с властями... Путин будет осуществлять двойственный подход к другим партиям, соединять политику их сдерживания с политикой перетягивания на свою сторону, не слишком обращая внимание на обвинения в авторитарности, будет и дальше опираться на силовой аппарат»4.

Китайские эксперты отмечают слабые места в этой стратегии, на которые Путину следовало бы обратить внимание. Поддерживающая президента партия не получила особого доверия общества, считается, что «Единая Россия» не имеет самостоятельных идей. У этой партии много недостатков: нет четкой программы, она полностью зависима от авторитета власти, в ее рядах едва ли существует подлинное единство, она нуждается в упорядочении и укреплении5.

2. Сюй Чжисинь. Специфики и динамики текущей «новой политики» В.Путина // Исследование России-Средней Азии-Восточной Европы, 2004, № 2.

3. Сюй Чжисинь. Специфики и динамики текущей «новой политики» В.Путина // Исследование Росси-Средней Азии-Восточной Европы, 2004, № 2.

4. Юй Суй. Путин остался в должности президента: Новый путь России к возрождению // Современный мир и социализм, 2004, № 2.

5. Ван Чжэнцюань. Три тенденции на российской политической арене // Вестник Пекинского объединенного университета, 2004, № 2.

2. Проблемы формирования и функционирования российской партийной системы

На нынешнем этапе российские политические партии не в состоянии эффективно выполнять функции современных партий, их политическая роль ограничена, и это свидетельствует о неопределенности и незрелости партийной системы РФ. Китайские эксперты отмечают, что в ее формировании и функционировании много проблем.

1. Уровень развития российских политических партий сравнительно низок, отсутствуют партии, пользующиеся широкой поддержкой и стабильным авторитетом. Большинство партий не имеют собственной ясной идеологии и систематических политических установок. С одной стороны, в некоторых из них дисциплина расшатана и очень часто происходят расколы и объединения; с другой стороны, ряд партий целиком зависит от породившей их элиты и лидеров: если руководители этих партий по какой-либо причине уйдут с политической арены, они сами перестанут существовать. Кроме этого, для выбора и осуществления нормальной и действенной политики партии должны сформировать операционную систему большой эффективности, которой у российских партий нете.

2. В России большое значение имеет традиционная политическая культура, включающая потребность в авторитете власти и ожидания, связанные с государственным управлением. В России отсутствует почва, благоприятная для развития современной партийной политики. В народных массах не сложились адекватные представления о демократии, большинство населения исповедуют авторитаризм. Российская политика густо замешена на элитарности, в силу чего политическая элита оказывает большое влияние на развитие партий. Русский народ, переживший немало духовных драм и жизненных невзгод, уповает на управление, которое будет осуществляться «сильной рукой» государства.

В начальный период формирования нынешней власти России русский народ питал отвращение к коммунизму, мечтал о западном демократическом строе и образе жизни, возлагал большие надежды на демократов. Но либеральная реформа привела к обнищанию большинства населения, хаосу и беспорядку общества, потере Россией статуса великой державы. Все это сильно разочаровало людей. Народ и сейчас не желает «возвращения к прошлому», однако настоятельно требует изменить нынешнюю политику, возлагая большие надежды на упорядочение под эгидой «сильной руки». «Феномен Лебедя», появившийся в середине 1990-х годов в российском обществе, как и «феномен Жириновского», отражают надежды масс на появление такой «сильной руки»7. Возлагая надежды на могущество государства,

6. Фань Цзяньчжун. Современное положение и динамика российской партийной политики //Исследование России, 2004, № 1.

7. Чжао Лунгэн. Эволюция и развитие партийной системы РФ//Новый кругозор, 1999, №2.

они готовы смириться с политикой «права сильного». И вот в стране уже показались первые признаки культа личности Путина, всюду можно увидеть его портреты и статуэтки, почти все средства массовой информации всемерно воспевают его. Эти настроения также являются фактором, влияющим на судьбы партийной системы РФ.

3. Высокая степень централизации власти в руках президента ограничила функциональные способности партий. Партия — мост, соединяющий граждан и публичную власть. Основная функция и роль партии заключаются именно в том, чтобы воплощать влияние представляемого ею класса или группы на публичную власть, а также в том, чтобы влиять на распоряжение публичной властью. Но в России разделение властей неравномерно, полномочий у президента России больше, чем у президента любого государства президентской формы правления. Кроме того, в России власть парламента, предоставленная конституцией, весьма ограничена, а общественная роль партий, представленных в парламенте, ограничивается чисто фракционными функциями парламентской работы. При таком положении партиям трудно представлять интересы общественных групп и выполнять миссию «моста», соединяющего общество и публичную власть.

Некоторые китайские ученые подчеркивают, что сейчас, когда партия власти впервые завоевала большинство мест в парламенте, состояние антагонизма между законодательными органами (парламент) и исполнительными органами (президент и правительство) будет исчерпано, начнется стадия тесной координации их работы. Предполагается, что в дальнейшем президент, парламент и правительство будут единодушны, разделение властей в РФ будет превращаться в «соединение властей». При сотрудничестве парламента президент и правительство смогут, не чувствуя себя скованными, осуществлять экономическую и социальную реформу. Это будет способствовать длительной стабильности в стране, повышению эффективности действий государственной машины, экономическому развитию России.

Одновременно ряд исследователей выразили опасение, что серьезное сокращение мест оппозиции в парламенте сильно ослабит контроль законодательных органов над исполнительными. В будущем свобода выполнения парламентом своих функций будет зависеть от степени уважения Путина к парламенту8. В настоящее время президент уже добился доминирующего положения, контроль Думы над ним становится фикцией. «Сильная неравномерность исполнительной, законодательной и судебной власти в РФ будет благоприятствовать осуществлению Путиным реформаторской политики, но может привести к присвоению им себе всей полноты власти»9.

8. Сюй Чжисинъ. Специфика и динамика текущей «Новой политики» В.Путина // Исследование России-Средней Азии-Восточной Европы, 2004, № 2.

9. ЛиДапэн. Четвертые парламентские выборы и их влияние на политическую ситуацию РФ//Мир и развитие, 2004, № 1.

4. При партийной политике, которая осуществляется в отсутствие правящей партии, трудно создать современную партийную систему. На первый взгляд, российская партийная жизнь выглядит оживленной, сложной и запутанной, но на самом деле влияние партий на государственную политическую жизнь ограничено, их роль сводится к возражениям против политики власти или ее поддержке, а реальная правящая партия отсутствует. Придерживающиеся данной точки зрения китайские эксперты называют российскую партийную политику «политикой без правящей партии», полагая, что нынешние партии и партийная система находятся на периферии государственной политической жизни. Периферизация партий является спецификой российской партийной системы, отражает ее внутреннюю ограниченность. Процесс действий государственной исполнительной власти в основном отделен от деятельности партий. Партии вытеснены как из органов принятия решений, так и из органов исполнительной власти, поэтому роль партийной политики в выражении, регулировании и отстаивании интересов электората тоже слаба.

3. Перспективы развития партийной системы РФ

Китайские ученые в своем большинстве считают, что российской партийной системе предстоит дальнейшее упорядочение. Чтобы претворить в жизнь задуманную Путиным двухпартийную или трехпартийную систему, России еще нужно пройти значительный путь.

1. Многие китайские эксперты отмечают, что изменчивость облика, отсутствие преемственности и нестабильность российских партий препятствуют проявлению их роли в политической жизни страны. У большинства российских партий линия, устав, программа, курс, лозунги, дисциплина, организационная структура и т.д. не взаимосвязаны. Большинство партий постоянно меняют свои названия, состав, политические программы и установки. Такая изменчивость отражает низкий уровень российской партийной системы. Отсутствуют необходимые основы возникновения зрелой партийной системы и правящей партии. Большинство партий на политической арене РФ являются только «партиями-разрушителями», а не «парти-ями-созидателями». Чтобы стать зрелыми организациями, соответствующими современным требованиям и принципам деятельности партий, т.е. обладающими четкой программой, системной организационной структурой, достаточными финансовыми ресурсами, необходимой дисциплинированностью, стабильной партийной элитой и электоральной базой, российским партиям еще предстоит пройти много фаз в своем развитии10.

10. Тан Сяньсин. Политика без правящей партии: Перемены постсоветской российской системы //Вестник Фуданьского университета, 2003, № 2.

2. Суперпрезидентская форма правления не благоприятствует формированию и функционированию партийной системы, разрушает политическую стабильность. С точки зрения роли партий в государственной политической жизни, ядро современной партийной политики составляет сначала стремление партии стать правящей партией; затем, придя к власти, партия должна проводить в жизнь свою политическую платформу и политические установки, чтобы превратить волю представляемых ею классов, слоев и групп в государственную волю. Но в России партии, одержавшие победу на парламентских выборах, не имеют решающего голоса в формировании правительства, это привилегия президента. В России президент господствует над парламентом, является по отношению к нему «обуздывающей и сдерживающей» силой. Поэтому и у партий в отношениях с президентом позиции очень слабы. Такая партийная система не благоприятствует адекватному выполнению парламентом и партиями своих функций в политической жизни государства.

Некоторые китайские ученые высказывают мнение, что России было бы полезно пересмотреть соответствующие статьи конституции, чтобы превратить российскую партийную систему в многопартийность западного типа. Президент Путин сам говорил, что в созревших для этого условиях кабинет министров будет формироваться на партийной основе. Однако когда можно считать условия «зрелыми»? На этот вопрос Путин ответа не дал. Концентрация власти в его руках и другие барьеры в политической системе оказали существенное влияние на российскую партийную политику, ликвидировать такие барьеры из-за влияния исторических традиций трудно".

3. Слабость партийной политики и партийной системы как фактор государственной политики отражают специфику, свидетельствующую не только об отклонении от современного цивилизованного политического развития, но и не благоприятствует упорядочению политики и упрочению демократии в России. Эта слабость, отражая логику современного российского политического развития, обусловливает недостатки в распределении государственной власти, оказывает влияние на общественную жизнь, затрудняет возрождение государства.

4. Модель нынешней партийной политики РФ сдерживает рост и укрепление демократической политики. Суперпрезидентская форма правления оказала очевидное влияние на российскую демократию, сделав ее пассивной. Современная политическая культура требует необходимого обуздания государственной политической власти. Российская партийная система не может выразить, уравновесить и урегулировать изменяющуюся структуру интересов, препятствует росту гражданского общества. Чтобы укрепить и развить подрастающую российскую демократию,

11. Тан Сяньсин. Указ. соч.

необходимо повысить роль партийной политики в государственной политической жизни, усовершенствовать российскую партийную систему.

Несмотря на критические оценки, в общем и целом китайские ученые считают, что российская многопартийность функционирует в рамках конституции и в этом видят основания для оптимистического взгляда на будущее развитие российской партийной системы. «Российская партийная система постепенно идет к зрелости, играет все большую и большую роль в направлении государственной политической жизни к стабильности и демократизации. Путин неоднократно призывал создать зрелую, как КПРФ, партию, чтобы в России как можно скорее установилась двухпартийная или трехпартийная система. Хотя российская политическая система с сильным президентом и слабым парламентом не меняется, более того, централизация власти еще больше усилилась, партийная система действует по демократическому образцу, что позволяет российской политике сохранять тенденцию развития демократии»'2.

12. Ху Цзянь. Переходная специфика российской партийной системы. 90-е годы XX века // Вестник Хэнаньского педагогического университета, 2003, № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.