Научная статья на тему 'Какой будет конституция нового Афганистана?'

Какой будет конституция нового Афганистана? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
240
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сикоев Р.

"Азия и Африка сегодня", М., 2003 г., № 8, с. 1723.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Какой будет конституция нового Афганистана?»

Р.Сикоев,

историк

КАКОЙ БУДЕТ КОНСТИТУЦИЯ НОВОГО АФГАНИСТАНА?

В конце 2003 г. в Афганистане заканчивается 18-месячный срок властных полномочий переходного правительства Х.Карзая. Напомним, что в числе первоочередных задач, определенных его правительству всеафганской Лоя Джиргой ("Великим собранием"), была, в частности, и подготовка проекта новой афганской Конституции, поскольку до сих пор страна после падения режима президента Наджи-буллы и упразднения Конституции 1987 г. живет без Основного закона. В апреле 2003 г. специальная комиссия по подготовке проекта новой Конституции Афганистана в составе 30 человек приступила к работе.

Главное, что отличает программу этой комиссии, — это, по крайней мере, ее заявление о стремлении к широкой гласности и обсуждению проекта самыми широкими слоями афганского общества. В частности, комиссия планирует встречи с представителями различных этносоциальных групп населения: старейшинами племен, уле-мами, представителями женских и молодежных организаций, творческой интеллигенции и педагогами, бизнесменами, депутатами Лоя Джирги, специалистами-технократами и др. Предусматриваются также поездки членов комиссии в Иран, Пакистан и ряд других стран для консультаций с представителями афганской диаспоры за рубежом. Проблемы подготовки новой Конституции давно и активно обсуждаются в афганской прессе. При этом часть авторов публикаций высказываются за то, чтобы в основу будущего закона были положены принципы Всемирной Декларации прав человека; другая часть предлагают взять за основу королевскую Конституцию 1964 г., добавив в нее ряд положений из основных законов таких мусульманских стран, как Иран, Малайзия, Бангладеш и др.

Нельзя сказать, что после краха режима президента Наджибул-лы попытки создания новой Конституции не предпринимались. Так, в период нахождения у власти президента Б.Раббани (1992—1996) летом 1992 г. был подготовлен проект нового Основного закона Исламского Государства Афганистан. Проект этот вызвал резкую критику, в первую очередь, со стороны хазарейцев-шиитов. Так, журнал "Серадж" ("Светильник"), выражавший мнение шиитско-

хазарейской общины, упрекал составителей проекта в том, что они полностью проигнорировали религиозно-политические интересы шиитов, составляющих, по их словам, третью часть афганского общества. Особое неприятие вызвали у них статьи проекта, закреплявшие неравноправное положение последователей двух основных конфессий Афганистана — суннитов, исповедующих ханафитский толк ислама, и шиитов — последователей джафаритского толка.

Действительно, ст. 4 проекта Конституции Б.Раббани провозглашала, что официальной религией Афганистана является "ислам ханафитского толка". Более того, ст. 52 и 62 объявляли, что пост президента и председателя правительства могут занимать "...только мусульмане, исповедующие ханафитский толк ислама". Обвинив правительство Б.Раббани в дискриминации религиозно-этнических меньшинств, шиитско-хазарейская община Афганистана выдвинула свой, альтернативный вариант новой Конституции, подготовленный при участии тогдашнего лидера партии "Вахдате ислами" Абдула Али Ма-зари, впоследствии павшего от рук талибов. В его интерпретации документ назывался "Основной закон Федеральной Исламской Республики Афганистан".

Напомним, что идея создания федерации всегда импонировала этническим меньшинствам Афганистана. Впервые требование национальных меньшинств о превращении Афганистана в федеральное государство появилось в наиболее концентрированном виде в известном "Салангском протоколе" 1975 г. — идейно-политической платформе ряда националистических партий (" Сетам -е мили" — "Национальный гнет", "Шоалейе джавид" — "Вечное пламя" и других). Суть их сводилась к необходимости образования федерации из автономных национальных республик. Позже, в 1992 г., на I съезде Национального исламского движения Афганистана (НИДА), возглавлявшегося генералом Абдуррашидом Дустумом, узбеком по национальности, в качестве одной из основных целей движения провозглашалось создание федеративного государства, основанного на исламе. "Поскольку Афганистан является многонациональным государством, — говорилось в резолюции съезда, — то в целях обеспечения прав населяющих его народов необходимо установление федеративной системы управления страной".

Весьма активно предлагала различные проекты Конституции послевоенного Афганистана интеллектуально-политическая элита в эмиграции. Чтобы иметь представление о характере таких проектов,

укажем на некоторые положения одного из них, опубликованного в эмигрантском журнале "Азад Афганистан" летом 1999 г. Согласно ему, предлагалось, чтобы Афганистан стал президентской республикой. В проекте, подобно прежним основным законам, ислам объявлялся официальной религией, а законы, не отвечавшие требованиям религии, не могли иметь силу на территории страны. Проект предлагал разделение трех ветвей власти, а также вводил новый орган — Наблюдательный совет по исполнению Конституции. Вместе с тем обращало на себя внимание то обстоятельство, что, если административная система и функции всех уровней власти были расписаны достаточно подробно, в части, касающейся прав и свобод человека, проект ограничивался лишь общими декларациями. Например, о правах женщин говорилось, что им предоставляется право на учебу, работу и т.д., но с условием "...соблюдения соответствующих требований ислама". Афганистан провозглашался единым, неделимым, суверенным, исламским государством, в котором суверенитет принадлежал народу, а также объявлялся неприсоединившейся, нейтральной и демилитаризованной страной, на территории которой не разрешалось иметь иностранные военные базы.

Говоря о возможных особенностях будущей афганской Конституции, целесообразно обратиться и к программным документам некоторых моджахедских группировок времен гражданской войны. Хотя во многом они носили декларативный и пропагандистский характер, тем не менее, из них все же можно получить представление о том, каким виделся лидерам военно-политических группировок моджахедов будущий Афганистан. Это тем более актуально сегодня, когда многие лидеры моджахедов и их сторонники оказались в органах исполнительной и представительной власти. Так, в программе Исламского общества Афганистана (ИОА), которое возглавлял Б.Раббани, "священной целью" объявлялось установление в стране "исламского порядка", который должен был избавить афганский народ от "бедности, угнетения, безработицы и несправедливости". При этом ИОА брало на себя обязательство всячески развивать систему религиозного образования, чтобы донести ислам "до сердец и умов людей". ИОА заявляло также, что выступает против любого вида дискриминации и будет стремиться к тому, чтобы все "расы и племена" стали бы "единым народом" и обладали "равными правами и обязанностями". В области внешней политики ИОА выступало за "добрые отношения с некоторыми мусульманскими странами", за "союз и

единство всего исламского мира". В программном заявлении Движения Исламской революции Афганистана (ДИРА) (лидер — Мухаммад Наби Мухаммади) указывалось, что Афганистан будет "исламской республикой", а основой его национального хозяйства — "исламская экономика". В документе также говорилось о необходимости вести борьбу с любыми проявлениями дискриминации, об обязательном введении в жизнь общества норм шариата, особенно в отношении женской части населения. ДИРА также заявляло о намерении развивать систему мечетей и медресе с целью воспитания молодежи в духе ислама. Примечателен один из тезисов документа, определяющий внешнеполитический курс ДИРА. Движение выступало за "...защиту законных интересов и прав исламских меньшинств в неисламских странах".

Приведем несколько положений из программного документа Исламского движения Афганистана (ИДА) — шиитской группировки, возглавлявшейся в годы джихада шейхом Мухаммадом Асефом Мохсени. Особый интерес, на наш взгляд, представляет внешнеполитический раздел программы. Так, в § 54 говорилось: "Мы установим дружеские и братские отношения со всеми исламскими странами и мусульманскими народами и, исходя из исламского интернационализма, окажем любую помощь братьям мусульманам". Следующий § 55 гласил, что ИДА приложит усилия, чтобы все мусульманские народы объединились бы в одну великую исламскую силу, называемую в Коране "уммой", а все объединенные исламские республики создали бы "единое исламское правительство", чтобы избавиться, наконец, от угнетения и эксплуатации чужеземцев. Далее в §§ 56 и 57 программы идея мусульманского единства конкретизировалась следующим образом. Для того чтобы оказывать сопротивление эксплуататорам и защитить ислам, необходимо создать армию, которая путем джихада обеспечила бы права обездоленных. Из программного документа Национального исламского союза Афганистана (НИСА) можно отметить раздел под заголовком "Будущее Афганистана", в котором страна виделась НИСА "президентской исламской республикой", основывающейся на принципах справедливости и равенства, в котором правительство "избиралось бы народом и служило бы народу". Президент республики должен был избираться большинством голосов на Лоя Джирге сроком на четыре года.

Придя к власти, талибы, хотя и заявили, что основным законом их Исламского эмирата будет священный Коран, тем не менее, пыта-

лись создать себе положительный имидж в глазах мировой общественности. Так, министерство юстиции талибов летом 1998 г. объявило, что текст одной из "прежних конституций" (какой — не уточнялось) был передан группе мусульманских правоведов-факихов для подготовки проекта Конституции Исламского эмирата. При этом власти рекомендовали факихам убрать из прежнего Основного закона все "неисламские" положения. В талибской прессе сообщалось, что окончательный вариант текста будет согласован с пакистанскими и саудовскими религиозными авторитетами. Затем появилось сообщение о том, что будто бы текст новой Конституции, рассмотренный 2 тыс. улемов, готов и передан на утверждение главе Исламского эмирата, мулле Мухаммаду Омару. Однако на этом все разговоры о конституции заглохли, и никакого Основного закона обнародовано не было.

Чтобы представить, какой, вероятнее всего, будет афганская Конституция, целесообразно обратиться к прошлым основным законам страны и попытаться на основе анализа их главных положений выявить традиции, сложившиеся в области государственной организации власти и общества. Заметим при этом, что все афганские основные законы неизменно опирались на национальные особенности, устои религии, традиционные социально-правовые институты, и поэтому в них прослеживается преемственность ряда принципиальных положений. Нет оснований полагать, что эти факторы не окажут влияния на нынешнее конституционное устройство страны. Разуме -ется, его характер будет прямо зависеть от того, какая политическая сила и с какими идеологическими установками победит и придет к власти в Кабуле.

Шесть афганских конституций

За более чем 60 лет конституционного развития (1923—1987) в Афганистане было принято шесть конституций. В этих конституциях можно выделить следующие основополагающие разделы.

I. "Основы государственного строя". За это время при сохранении общего унитарного типа государственного устройства произошла смена монархической формы правления на республиканскую. С приходом к власти талибов в стране появилась теократическая форма правления в виде Исламского эмирата. Основы конституционной монархии были заложены в первой Конституции Амануллы-хана

1923 г. и получили дальнейшее развитие и закрепление в конституциях Надир-шаха 1931 г. и Мухаммада Захир-шаха 1964 г. Республиканская форма правления впервые была провозглашена после антимонархического переворота М.Дауда 1973 г. в Конституции 1977 г., а затем подтверждена "Основными принципами ДРА" 1980 г. и "Основным законом Республики Афганистан" Наджибуллы 1987 г. На протяжении всего конституционного периода своей истории Афганистан оставался единым, централизованным государством.

II. "Прерогативы главы государства". В системе конституционных органов государственного управления Афганистана глава государства всегда являлся не символом, а реальным воплощением высшей власти и обладал самыми широкими полномочиями. Власть конституционного монарха, по существу, мало чем отличалась от власти абсолютного монарха, равно как и президентская власть почти не отличалась от королевской. Первая республиканская Конституция 1977 г. предоставила президенту Мухаммаду Дауду такие же права, какими монархическая Конституция 1964 г. наделяла короля. Следующая Конституция — Наджибуллы 1987 г. — предоставила президенту, так же избираемому Лоя Джиргой, еще больше прав. Помимо полномочий, определенных первой республиканской Конституцией, президенту предоставлялось право законодательной инициативы, утверждения и отмены законов, принятых парламентом, а также право объявлять частичную или полную мобилизацию. Несмотря на отмену после падения режима Наджибуллы его Конституции, президентская форма правления сохранялась и в созданном моджахедами Исламском Государстве Афганистан. Президентами этого государства по очереди были С.Моджадади и Б.Раббани. С учетом сложившейся традиции можно предположить, что в будущей Конституции, в случае ее принятия, президентская форма правления сохранится. При этом глава государства может получить даже большие полномочия, чем прежде.

III. "Компетенция парламента". Если глава государства и подчиненная ему исполнительная власть в Афганистане всегда традиционно были сильными, то представительная власть никогда не обладала реальной силой. Даже в период действия Конституции 1964 г., предоставившей парламенту право вынесения вотума недоверия правительству, он по существу так и оставался совещательно-консультативным органом.

Мы предполагаем, что парламентский институт в том или ином виде, как и сам принцип выборности, может сохраниться в новой Конституции Афганистана. При этом вопрос о верховенстве представительной или исполнительной власти, судя по прежним конституционным традициям, скорей всего будет решаться в пользу исполнительной власти.

IV. "Лоя Джирга", один из специфических афганских (пуштунских) племенных институтов представительной власти, как над-парламентский орган впервые получил юридическое оформление в Основном законе 1964 г. В функции этого органа включалось принятие решений по таким вопросам, как избрание короля и утверждение его отречения, внесение поправок в Конституцию, продление объявленного королем чрезвычайного положения. То, что правительство Х.Карзая было утверждено на последней, состоявшейся в июне 2002 г., Лоя Джирге, а из ее депутатов был сформирован некий временный парламент, с высокой степенью вероятности позволяет предположить, что институт Лоя Джирги займет свое высокое правовое положение и в новой Конституции Афганистана.

V. "Судопроизводство". В афганских конституциях постепенно получили развитие основные демократические принципы организации судебного дела: независимость судов, назначаемость судей и их ответственность перед верховной властью, гласность разбирательства дел, равенство всех граждан перед законом и судом, принцип презумпции невиновности и др. Вместе с тем ни в одном из разделов афганских конституций так заметно не прослеживалось столкновение интересов светского государства и мусульманского духовенства, как в положениях о судах. В программных установках многих группировок моджахедов было отражено стремление к восстановлению абсолютного господства духовенства в судебной области, к ликвидации созданных в Афганистане светских (военных, чиновничьих, торговых) судов. В соответствии с выдвигаемыми ими концепциями создания исламского государства, они выступали за полное внедрение норм шариата в судебную практику. Есть свидетельства того, что и в период нахождения у власти переходного правительства Х.Карзая духовенство оказывает существенное влияние на его политику. В частности, было объявлено о возобновлении деятельности исламской "полиции нравов" — "Эхтесаб", которая будет пресекать различные отступления от норм шариата. Дело дошло до того, что международные право -защитные организации обвинили Верховного судью Афганистана

Ф.Х.Шинвари в том, что он препятствует осуществлению прав человека, особенно женщин.

VI. "Права и обязанности граждан". Хотя правовое положение личности, объем личных прав и свобод по-разному трактовались в монархических и республиканских конституциях, вместе с тем они имели много общего, так как опирались на одни и те же образцы. Конституция 1923 г. впервые сформулировала основные права и свободы личности. Предусматривались, в частности, равенство всех подданных перед государством, гарантии личной свободы, свобода обучения и преподавания, свобода печати и предпринимательства, неприкосновенность жилища, собственности на имущество и земельные угодья, отмена рабства и запрещение пыток и телесных наказаний, отмена принудительного труда. Закреплялась регламентирующая роль ислама в жизни общества и индивида. Конституция 1964 г. значительно расширила объем прав и свобод, введя целый ряд новых положений. К ним теперь относились: право на бесплатное начальное образование и труд, свобода мысли и слова, мирных собраний, свобода передвижения, отмена предварительной цензуры, отказ от экстрадиции и признание презумпции невиновности личности. Конституция 1987 г., повторив положение об основных правах и свободах, зафиксированных в прежних конституциях, добавила к ним гарантию права не только на труд, но и на зарплату, отдых и социальное обеспечение, на проведение мирных митингов и демонстраций. Она также предоставляла гражданам право на создание политических партий.

Изучение национальных традиций, отразившихся в прежних афганских конституциях, а также в программных установках некоторых военно-политических группировок моджахедов позволяет высказать следующие предварительные предположения относительно характера послевоенного государственного устройства и формы политической власти Афганистана, которые могут быть отражены в новой Конституции. Новая Конституция, в первую очередь, будет отражать результаты компромисса между главными политическими силами, обладающими реальной властью, военной мощью и пользующимися иностранной поддержкой. Этот компромисс должен будет учитывать политико-экономические, этнические и религиозные интересы различных социальных слоев афганского общества, представляемых указанными силами.

1. Наиболее вероятным на данном этапе представляется сохранение унитарной формы государственного устройства, и маловероят-

ным — переход к федеративной форме. Вместе с тем нельзя исключать, что в проекте будущей Конституции в рамках унитарного государства будут сделаны определенные уступки этнорелигиозным меньшинствам. Например, в части пересмотра административно-территориального деления страны с учетом компактного расселения национальностей и племен. Не исключено предоставление этническим меньшинствам административной автономии, а также права равного представительства в центральных органах представительной и исполнительной власти.

2. Наиболее реальной видится такая форма государственного правления, как президентская республика, и нереальными — монархия, теократическое государство, как, впрочем, и парламентская республика.

3. Главой государства станет, скорее всего, президент, который будет выборным и сменяемым. Традиционно он будет наделен очень широкими полномочиями и обладать реальной сильной властью.

4. Представительным органом, очевидно, останется парламент в той или иной форме. Хотя прежние афганские конституции выявляют тенденцию к ограничению компетенции парламента совещательно-консультативными функциями, будущий парламент, опирающийся на военно-политические группировки, все еще сохраняющие власть на местах, возможно, получит достаточный контроль над исполнительной властью, вплоть до права вынесения вотума недоверия правительству. Скорее всего, этот будущий парламент будет однопалатным и многопартийным.

5. Значение, которое традиционно придавалось Лоя Джирге как наиболее легитимному общенациональному органу, на котором принимались прежние афганские конституции, отныне возрастает. Это дает основание полагать, что институт Лоя Джирги не только будет закреплен в Основном законе, но может получить новые дополнительные функции при формировании будущей системы высших институтов власти.

6. Учитывая сохраняющееся влияние духовенства на афганское общество, возрождение фундаменталистских настроений, можно предположить, что шариатский суд может быть сохранен в качестве одной из форм судопроизводства, наряду со светскими.

7. Закрепление в новой Конституции основных прав, свобод и обязанностей граждан, видимо, станет результатом политической борьбы между сторонниками демократических требований, с одной

стороны, и консервативными силами, выступающими за сохранение в сфере личной и общественной жизни норм шариата, — с другой.

"Азия и Африка сегодня", М, 2003 г., № 8, с. 17—23.

О ВОЗМОЖНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ АМЕРИКАНСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИРАНЕ.

(Из интервью С.Гулого с заведующим сектором

Ирана ИВ РАН Ниной Мамедовой)

Вопрос: Иран нуждается во внешнем вмешательстве?

Ответ: Америке нужно, чтобы режим был управляемым, чтобы с ним можно было работать, как с другими зависимыми режимами. Именно с режимом целиком, а не только с теми органами власти, которые находятся на поверхности. (Мы их называем республиканскими структурами, отделяя от исламских.) Кроме того, Америке необходимо обезопаситься от распространения исламского экстремизма. Страна и так движется к модернизации — туда ее толкает сама жизнь. В феврале 2004 г. уникальному эксперименту по созданию исламской демократии исполнится четверть века. Абсолютная идея самостоятельного развития, которой сначала придерживались ее лидеры, оказалась нереализуемой, и власти были вынуждены начать движение в сторону сначала экономической, а теперь и политической либерализации. Выборы президента в меджлис и местные органы власти проводятся уже по всем классическим канонам. Президент Мохаммад Хатами попытался ограничить всевластие исламских органов власти. Режим действительно, а не на словах, отказался от политики экспорта исламской революции. Он фактически поддержал США в Афганистане и занял нейтральную позицию в период иракской операции. Так что сдвиги заметны.

Вопрос: Но если бы не было никаких надежд раскачать ситуацию, Вашингтон не стал бы и стараться?

Ответ: Такие шансы есть. Решив насаждать рыночную экономику, но при этом сохранить механизмы госрегулирования, режим не смог управиться с возникающими диспропорциями. Каждый год на рынок выходят 800 тыс. молодых людей, которых нужно как-то трудоустроить. Социально-экономические проблемы усугубляются. Страна становится все более и более открытой, поощряется учеба за рубежом, снят запрет на использование Интернета. Открытый доступ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.