Научная статья на тему 'Какова роль мух в эпидемиологии кампилобактериоза?'

Какова роль мух в эпидемиологии кампилобактериоза? Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
155
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМПИЛОБАКТЕРИОЗ / МУХИ / ЭПИЗООТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Экдахл К., Норманн Б., Андерссон И.

В отличие от сальмонеллеза, у которого хорошо изучены пути передачи возбудителя, эпизоотологические и эпидемиологические особенности кампилобактериоза остаются малоизученными. На основании имеющейся информации авторы предположили, что основную роль в передаче этих бактерий играют мухи. Анализируя вероятность такой возможности, они обсуждают следующие факторы, поддерживающие верность данной гипотезы: 1) низкая инфекционная доза кампилобактерий; 2) способность мух выполнять роль механических векторво патогенных агентво; 3) повсеместное распространение кампилобактерий в окружающей среде; 4) сезонность вспышек кампилобактериоза у людей в районах с умеренным климатом (лето), в то время, как в тропиках ее регистрируют в течение всего года, что соответствует активности мух и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Экдахл К., Норманн Б., Андерссон И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Could flies explain the elusive epidemiology of campylobacteriosis?

Unlike salmonellosis with well-known routes of transmission, the epidemiology of campylobacteriosis is still largely unclear. Known risk factors such as ingestion of contaminated food and water, direct contact with infected animals and outdoor swimming could at most only explain half the recorded cases. e put forward the hypothesis that flies play a more important role in the transmission of the bacteria, than has previously been recognized. Factors supporting this hypothesis are: 1) the low infective dose of Campylobacter; 2) the ability of flies to function as mechanical vectors; 3) a ubiquitous presence of the bacteria in the environment; 4) a seasonality of the disease with summer peaks in temperate regions and a more evenly distribution over the year in the tropics and others. BMC Inf Dis, 2005, 5, 11 (OA)

Текст научной работы на тему «Какова роль мух в эпидемиологии кампилобактериоза?»

ПРОБЛЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ

клубуссионный УДК 619:576'895'772 Какова роль

мух в эпидемиологии кампилобактериоза?

К. Экдахл1,2, Б. Норманн3, И. Андерссон1,

1 Swedish Institute for Infectious Disease Control (г. Солна, Швеция)

2 Karolinska Institute (г. Стокгольм, Швеция)

3 County Medical Office for Communicable Disease Control (г. Линкопинг, Швеция)

Сокращения: КБ — кампилобактерия(и); с/х — сельскохозяйственный

Введение

Кампилобактериоз — зооантропонозная болезнь, регистрируемая в различных странах мира. Ее вызывает Campylobacter jejuni или реже C. coli. Считают, что эти агенты ответственны за 5...14 % случаев диареи, ежегодно регистрируемых у населения планеты. Основной резервуар КБ формируют животные (курица, свинья, КРС, овца, собака, кошка и грызуны). Эти бактерии не размножаются в кормах и продуктах питания, но их заражающая доза низка [2]. Очень многое в эпизоотологии/эпидемиологии кампилобактериоза остается неясным [22]. Причиной заражения людей чаще всего считают потребление контами-нированных КБ воды и пищевых продуктов (особенно плохо прожаренного мяса и сырого молока). Однако известны случаи, когда взрослые люди заболевали после купания в контами-нированных этими агентами водоемах, а также в результате непосредственного контакта с инфицированными КБ детьми, домашними и с/х животными [2, 16, 27, 30]. Случаи передачи КБ взрослыми людьми редки. В регионах с умеренным климатом отмечают сезонность кампилобактериоза с пиком заболеваемости, приходящимся на лето [1, 22, 26, 27]. Перечисленными выше факторами (приемом контаминированных КБ пищи и воды, купанием и др.) [16, 27, 30, 9] можно объяснить не более 50 % случаев заболевания людей кампилобактериозом в теплое время года [22]. Поэтому мы предположили, что недостающим звеном в эпизоотологии/эпидемиологии кампилобактериоза является муха.

Обсуждение гипотезы

Выделения и отбросы служат излюбленной пищей домашней мухи (Musca domestica) и ряда ее сородичей. Они могут выполнять роль не только механического вектора бактериальных инфекций, перенося возбудителей на покровах тела и в железистых волосках лапок, но и биологического вектора: многие бактерии не только сохраняют жизнеспособность в их пищеварительном тракте, но даже могут там размножаться [33]. Особенную опасность в этом отношении представляют шигеллы, E. coli и другие бактерии, способные вызывать инфекцию при низкой заражающей дозе [8, 18]. Борьба с мухами позволила значительно снизить инцидентность диареи у детей в Пакистане, а также шигеллеза в Гамбии [5, 11] и Израиле [6]. В 1983 г. О. Розеф и Г. Капперад высказали предположение о том, что мухи могут переносить КБ от животных в пищу людей [25]. Хотя возможность заражения человека таким путем признана не всеми [6], но участие мух в передаче КБ птицам доказано [12, 13, 28]. В подтверждение гипотезы, которой посвящена данная статья, можно высказать 6 аргументов.

1. Инфекционная доза. КБ могут вызывать инфекцию даже при такой низкой заражающей дозе, как 800 бактерий [32], что их ставит в один ряд с шигеллами, S. typhi и

E. coli1, в распространении которых мухи принимают самое непосредственное участие [6, 8, 18]. Хотя КБ хуже переносят пересыхание, чем многие другие пищевые патогены [23], тем не менее они сохраняют жизнеспособность на сухих поверхностях на протяжении нескольких дней [31]. Поэтому на поверхности тела мух и в их фекалиях гибель КБ наступает далеко не сразу.

2. Мухи как возможный вектор. Исследования показали, что КБ могут попадать в мух из внешней среды [13, 17], что делает их потенциальным резервуаров этих бактерий. Мухи способны заражать КБ кур [28]. Недавно КБ изолировали от 4 из 49 (8 %) мух, пойманных на птицеферме в Дании. Е.П. Райт обнаружил КБ в 5 из 210 (2,4 %) мух из трех разных мест [34]. Автор интерпретировал полученный результат как подтверждение отсутствия опасности переноса КБ мухами в пищу людям. Мы же считаем, что если принять во внимание активность мух, то обнаружение возбудителя в каждом из этих исследованных насекомых, то опасность переноса ими КБ следует считать вполне реальной.

3. Присутствие КБ во внешней среде. Основным объектом внешней среды, в котором КБ имеются в большом количестве, являются фекалии животных (кур, КРС, свиней и т.д.) и людей. К. Стенли и К. Джонс ранее показали насколько важны КРС и овцы как резервуар КБ [29]. Эти бактерии также очень часто находят в фекалиях диких птиц [15, 19]. Изолируют их из контами-нированных фекалиями воды [3, 14] и почвы [4]. Было бы удивительно, если бы при таком сходстве шигелл и КБ мухи служили механическим вектором первых и абсолютно не принимали бы участия в распространении последних.

4. Сезонность болезни. В регионах с умеренным климатом пик заболеваемости людей кампилобактериозом приходится на лето [1, 22, 24, 26, 27] — единственный сезон, когда человек тесно контактирует с мухами [20]. В тропиках мухи активны в течение всего года [5, 11]. Не по этой ли причине заболеваемость кампилобактериозом туристов, посещающих тропические страны, практически одинакова в течение всего года [10]? Отсутствие достаточной информации по этому вопросу пока не позволяет нам сделать окончательный вывод.

5. Возраст пациентов. В тропиках кампилобактериозом чаще заболевают дети в возрасте до двух лет, с возрастом инцидентность болезни снижается, а иммунитет к КБ, напротив, возрастает [6].

В Швеции и странах Западной Европы основная группа риска по кампилобактериозу — подростки, а второе место после них занимают дети дошкольного возраста [6, 35]. Среди туристов, возвращающихся в Западную Европу из стран с умеренным климатом, эта закономерность сохраняется, в то время как среди путешественников, посетивших Африку и Азию, у маленьких детей кампилобакте-риоз диагностируют вдвое чаще, чем у более взрослых детей, и в 4

1 Для сравнения упомянем, что заражающая доза V. сИо!егае составляет 108, а нетифоидных видов сальмонелл — 105...1010 бактерий.

ПРОБЛЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ЖИВОТНЫХ

раза чаще, чем у подростков [10]. Такую возрастную вариабельность заболеваемости кампилобактериозом можно объяснить, лишь допустив существование какого-то еще механизма распространения инфекции, который дифференцированно воздействует на людей разного возраста. Не исключено, что его реализуют мухи. Маленький ребенок не способен избегать контактов с ними в той же степени, как это делают более взрослые дети.

б. Превалирование спорадических случаев. Если потребление мяса, не прошедшего достаточной термической обработки, служит основным путем заражения КБ, то тогда чаще заболевали бы сразу несколько членов семей. Однако, как показывает опыт шведских врачей [21], обычно регистрируют спорадические случаи болезни (если не принимать во внимание массовых вспышек кампило-бактериоза, которые случаются не так уж часто). Единственное объяснение этого состоит в том, что только в тарелке заболевшего члена семьи оказалось достаточное для заражения количество КБ. Как они попали туда — не при помощи ли мух?

Заключение

Все подтверждения гипотезы о роли мух как вектора КБ носят случайный характер, и им можно дать другое объяснение. Поэтому она нуждается в экспериментальной и эпидемиологической проверках. Одним из лучших способов ее доказательства, наверное, стал бы контролируемый опыт по снижению инцидентности кампилобакте-риоза посредством уничтожению мух, как это было раньше сделано при шигеллезе [5, 11]. Его надо будет провести в месте с высокой инцидентностью болезни и при хорошей лабораторной поддержке. В районе с умеренным климатом такой эксперимент даст менее демонстративные результаты. Также нужно собрать больше информации о носительстве КБ мухами в разных местах. Альтернативным и более инновационным подходом является сопоставление информации об эндемичных по кампилобактериозу районах с данными географической информационной системы (GIS), характеризующими последние.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Allos B.M. Clin Infect Dis, 2001, 32, 1201—1206.

2. Blaser M.J. Campylobacter and related species. In: Mandell G.L., Bennett J.E. (Ed.). Principles and practice of infectious diseases 4th Ed. Dolin, NY, Churchill Livingstone, 1995.

3. Bolton F.J., Coates D., Hutchinson D.N., Godfree A.F. J Appl Bacteriol, 1987, 62, 167—176.

4. Bolton F.J., Surman S.B., Martin K. et al. Epidemiol Infect, 1999, 122, 7—13.

5. Chavasse D.C., Shier R.P., Murphy O.A. et al. Lancet, 1999, 353, 22—25.

6. Cohen D., Green M., Block C. et al. Lancet 1991, 337, 993—997.

7. Coker A.O., Isokpehi R.D., Thomas B.N. et al. Emerg Infect Dis, 2002, 8, 237—244.

8. Crum N.F. Curr Gastroenterol Rep, 2003, 5, 279—286.

9. Eberhart-Phillips J., Walker N., Garrett N. J Epidemiol Com Health, 1997, 51, 686—691.

10. Ekdahl K., Andersson Y. BMC Infect Dis, 2004, 4, 54.

11. Emerson P.M., Lindsay S.W., Walraven G.E. et al. Lancet, 1999, 353, 1401— 1403.

12. Gregory E., Barnhart H., Dreesen D.W. et al. Avian Dis, 1997, 41, 890— 898.

13. Hald B., Skovgerd H., Bang D.D. et al. Emerg Infect Dis, 2004, 10, 1490— 1492.

14. Jones K., Betaib M., Telford D.R. J Appl Bacteriol, 1990, 69, 235—240.

15. Kapperud G., Rosef O. Appl Environ Microbiol, 1983, 45, 375—380.

16. Kapperud G., Skjerve E., Bean N.H. et al. J Clin Microbiol, 1992, 30, 3117— 3121.

17. Khalil K., Lindblom G.B., Mazhar K., Kaijser B. Epidemiol Infect, 1994, 113, 435—444.

18. Levine O.S., Levine M.M. Rev Infect Dis, 1991, 13, 688—696.

19. Luechtefeld N.A.W., Blaser M.J., Reller L.B., Wang W.L.L. J Clin Microbiol, 1980, 12, 406—408.

20. Nichols G.L. Emerg Infect Dis, 2005, 11, 361—364.

21. Normann B. Smittskydd, 2004, 2, 24—25.

22. Nylen G., Dunstan F., Palmer S.R. et al. Epidemiol Infect, 2002, 128, 383—390.

23. Park S.F. Int J Food Microbiol, 2002, 74, 177—188.

24. Patrick M.E., Christiansen L.E., Waino M. et al. Appl Environ Microbiol, 2005, 70, 7474—7480.

25. Rosef O., Kapperud G. Applied Envir Microbiol, 1983, 45, 381—383.

26. Samuel M.C., Vugia D.J., Shallow S. et al. Clin Infect Dis, 2004, 38(Suppl3), 165—174.

27. Schönberg-Norio D., Takkinen J., Hänninen M.L. et al. Emerg Inf Dis, 2004, 10, 1474—1477.

28. Shane S.M., Montrose M.S., Harrington K.S. Avian Dis, 1985, 29, 384—391.

29. Stanley K., Jones K. J Appl Microbiol, 2003, 94, 104—113.

30. Studahl A., Andersson Y. Epidemiol Infect, 2000, 125, 269—275.

31. Ullman U., Kischkel S. Infection, 1981, 9, 210.

32. Wallis M.R. Br J Biomed Sci, 1994, 51, 57—64.

33. West L.S. The housefly. Its natural history, medical importance and control. NY, Comstock Publ, 1951.

34. Wright E.P. J Hyg (Lond), 1983, 91, 223—226.

35. Swedish Inst Inf Dis Control: Updated statistics covering the notifiable diseases in Sweden. [http://www.smittskyddsinstitutet.se/mapapp/build/intro.html].

K. Ekdahl, B. Normann, Y. Andersson. Could flies explain the elusive epidemiology of campylobacteriosis? BMC Inf Dis, 2005, 5, 11, doi: 10.1186/1471-2334-5-11. OA.

УДК 619:616.98:579.843.1-078

Фенотипирование кампило-бактерий C. jejuni и C. coli посредством количественного анализа антиоиотико-грамм по эвклидовым расстояниям

Дж^. Мур, R.E. Голдсмит, Northern Ireland Public Health Laboratory

(г. Белфаст, Великобритания)

Сокращения: КБ — кампилобактерия(и); с/х — сельскохозяйственный

Введение

Без понимания источников и путей передачи КБ трудно обеспечить профилактику гастроэнтеритов, вызываемых этими микроорганизмами у человека [2]. В последнее время отмечается рост устойчивости КБ к ряду АП, в т.ч. к фторхино-лонам [5]. Это сделало еще более актуальной задачу создания воспроизводимой, чувствительной и стандартизированной схемы типирования КБ, позволяющую идентифицировать штаммы с повышенной резистентностью к антибиотикам. Такая схема была бы весьма полезной при лечении пациентов, проведении эпидемиологического/эпизоотологического

мониторинга и прогнозировании дальнейшей эволюции резистентности КБ. Существующие молекулярно-генетические схемы типирования КБ, к сожалению, пока не доступны для обычных диагностических лабораторий. В связи с этим мы предприняли попытку разработать простой способ феноти-пирования C. jejuni и C. coli, основанный на сравнении МИК ряда АП, применяемых для лечения людей и животных, а также добавляемых в корм последних.

Материалы и методы

Изоляция КБ. Campylobacter spp. изолировали из печени 400 свиней, доставленных на бойню с 37 ферм Северной Ирландии. Пробы брали из глубины органа сразу же после убоя животных и помещали на селективную агаровую среду. Изо-

РВЖ СХЖ №4-2008

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.