Научная статья на тему 'Какими могут быть государственные образовательные стандарты?'

Какими могут быть государственные образовательные стандарты? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATIONAL STANDARDS / CREDITS / COMPETENCES / DISCIPLINE CYCLE / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буцик Василий Александрович

При разработке новых стандартов предлагается руководствоваться следующими принципами: вести учет трудоемкости изучения дисциплин и другой учебной деятельности в целых единицах кредитов; вести бюджетирование обучения через стоимость 1 кредита; определить понятие «Циклы дисциплин» через компетенции; для каждого цикла дисциплин определить три типа компонентов (федеральный, межвузовский, вузовский); при бюджетной форме обучения должны финансироваться плановые кредиты компонентов; порядок и время выполнения учебной деятельности регламентируется учебным планом; содержание деятельности подчинено компетенциям; технология изучения дисциплин учебным планом не регламентируется; каждый студент имеет право формировать свой индивидуальный учебный план, руководствуясь базисным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буцик Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational state standards: author's version

The author describes a number of principles which may be viewed as a guideline for working out of new educational standards.

Текст научной работы на тему «Какими могут быть государственные образовательные стандарты?»

На перекрестке мнений

109

В.А. БУЦИК, доцент Филиал Омского

государственного педагогического университета в г. Таре

Какими могут быть государственные образовательные стандарты?

При разработке новых стандартов предлагается руководствоваться следующими принципами: вести учет трудоемкости изучения дисциплин и другой учебной деятельности в целых единицах кредитов; вести бюджетирование обучения через стоимость 1 кредита; определить понятие «Циклы дисциплин» через компетенции; для каждого цикла дисциплин определить три типа компонентов (федеральный, межвузовский, вузовский); при бюджетной форме обучения должны финансироваться плановые кредиты компонентов; порядок и время выполнения учебной деятельности регламентируется учебным планом; содержание деятельности подчинено компетенциям; технология изучения дисциплин учебным планом не регламентируется; каждый студент имеет право формировать свой индивидуальный учебный план, руководствуясь базисным.

Ключевые слова: стандарты, кредиты, компетенции, циклы дисциплин, компоненты, Болонская декларация, учебный план студента.

Проблемы, связанные с ориентацией российской образовательной системы на формирующееся единое образовательное пространство Европы, затрагивают многие аспекты ведения образовательной деятельности.

Прежде всего - это современные государственные образовательные стандарты. Именно их формирование может изменить структуру работы учебных заведений и всю структуру образования. Существуют опасения (не ошибусь, если скажу: у многих из нас), связанные с небрежным копированием западных структур (которые сейчас тоже реформируются) и преданием забвению хорошо апробированных прежних структур (опыта прежних лет).

Готовя эту статью, я стремился на основе имеющегося собственного опыта (как декан я с 1992 г. подготавливал на базе различных стандартов учебные планы специальностей, направлений и профилей, а как информатик - разрабатывал в среде Excel различные платформы для их формирования) предложить кобсуждению некоторые сформировавшиеся в этой сфере идеи [13]. Многое почерпнуто мною на научных семинарах и конференциях, посвященных этой тематике.

Как известно, разработка учебных пла-

нов осуществлялась на основе прописанных в стандарте циклов дисциплин (например, в структуре бакалавриата - это цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественно-научные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления; цикл ДПП - дисциплины профильной подготовки; цикл ФТД - факультативные дисциплины; ИГА - итоговая государственная аттестация бакалавра). При этом в большинстве циклов дисциплин предусматривалось три группы компонентов дисциплин: федеральный компонент; национально-региональный (вузовский) компонент; дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом. Опираясь на прописанное в стандарте содержание основной образовательной программы (в содержании регламентировались объемы трудоемкости циклов, компонентов и дисциплин федерального компонента), разрабатывался учебный план, который должен был по спектру дисциплин обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой.

Однако в учебном плане сложно отразить соответствие содержания дисциплин положениям, зафиксированным в квали-

110

Высшее образование в России • № 5, 2009

фикационной характеристике выпускника. Они лишь косвенно (через специфику цикла дисциплин) могут быть поставлены в соответствие этим положениям.

В настоящее время в подходах к разработке современных стандартов используется связь выбора дисциплин с формируемыми компетенциями [4, 5]. При таком подходе именно содержательные компоненты (компетенции) могут быть положены в основу выбора дисциплин.

Определим некоторые общие принципы, которые могут стать основой формирования новых стандартов.

Во-первых, при формировании современных стандартов следует учитывать процессы, связанные с переходом на кредитные системы (системы зачетных единиц). В этом случае все расчеты следует производить в кредитах, в том числе бюджетное финансирование обучения каждого студента из числа всех обучающихся на бюджетной основе. При этом общий объем финансирования, выделяемого на обучение одного студента, делится на соответствующую сумму кредитов (например, на 240 кредитов). Таким образом, можно вычислить стоимость одного кредита и далее - стоимость изучения каждой дисциплины (курса, предмета). Здесь есть много проблем и дискуссионных вариантов решений (см., например, [6, 7]), но в данной статье мы не будем их обсуждать.

Во-вторых, соблюдая преемственность с предыдущими стандартами, целесообразно оставить понятие «Циклы дисциплин », но вложить в него новое содержание - отражение в дисциплинах особенностей указанной компетенции. Аналогично нужно оставить и понятие «Компоненты циклов дисциплин», но рассматривать для каждого цикла дисциплин три типа компонентов: федеральный, межвузовский, вузовский.

1. Предполагается, что жестким требованием

стандарта является включение в учебный план обязательного перечня дисциплин федерального компонента. Причем суммарное значение кредитов дисциплин должно быть равно заданному значению (плановому значению) кредитов федерального компонента (здесь не должно быть выбора при формировании учебного плана).

2. Межвузовский компонент может быть задан как рекомендательный и открытый, то есть быть дополняемым и изменяемым (вполне возможно - через УМО). Суммарное значение кредитов дисциплин, включенных в межвузовский компонент, должно превышать заданное значение (плановое значение) кредитов межвузовского компонента.

3. Вузовский компонент формируется учебным заведением по схеме: суммарное значение кредитов дисциплин, включенных в вузовский компонент, должно превышать заданное значение (плановое значение ) кредитов этого компонента. Возможно, следует определить получение плановых (зачетных) кредитов этого компонента только в основном образовательном учреждении.

4. При бюджетной форме обучения финансируются плановые кредиты компонентов. Изучаемые студентом новые дисциплины (прт уже достигнутых плановых кредитах компонента) оплачиваются студентом дополнительно. Аналогично производятся расчеты и при внебюджетной форме обучения.

В-третьих, для простоты расчетов целесообразно перейти к оценке трудоемкости изучения дисциплин (и другой учебной деятельности) в целых единицах кредитов (табл. 1). При этом по возможности следует отказываться от изучения одной дисциплины в нескольких семестрах, разбивая

Таблица 1

Кредиты (зачетные единицы) 1 2 3 4 5 6

Трудоемкость в часах для зачетов 36 72 108 144 180 216

Трудоемкость в часах для экзаменов - 36 72 108 144 180

На перекрестке мнений

111

их на отдельные логически замкнутые модули (семестровые дисциплины).

В-четвертых, при формировании учебных планов в конкретном учебном заведении рекомендуется учитывать возможность изучения дисциплин (согласно Болонской декларации) в других учебных заведениях. Это могут быть дисциплины любого компонента. Оплачивать изучение дисциплин в другом учебном заведении должен сам студент. Возврат средств, потраченных студентом на изучение дисциплин в другом учебном учреждении, возможен для дисциплин федерального и межвузовского компонентов: по заявлению студентов, наличию невыполненных кредитов компонента и выданного другим учебным заведением специального сертификата об изученной дисциплине. В сертификате должны быть отражены реквизиты учреждения, лицензия на право ведения образовательной деятельности, документы об аккредитации, факультет, кафедра, специальность или направление (профиль), вид компетенции, компонент компетенции, полное название дисциплины, сведения о ведущем преподавателе (преподавателях) данной дисциплины, итоговом положительном результате аттестации (получение зачета или положительной оценки за экзамен), полученных кредитах и оплаченных образовательных услугах. Документ должен быть заверен подписью руководителя учебного заведения и печатью. Желательно, чтобы документ имел уровни защиты. Можно предоставить вузу право проводить переаттестацию дисциплины.

В-пятых, следовало бы ввести в практику выставление на сайт учебного заведения учебных планов и паспортов дисциплин (возможно - аналоги рабочих программ или УМК [3]) с указанием времени (периода) изучения дисциплины и преподавателя (преподавателей), ведущего (ведущих) эту дисциплину, а также количество лекций, практических (семинарских) и лабораторных занятий (возможно, видеозанятий).

Поэтому целесообразно использовать блочно-модульную систему преподавания дисциплин в семестре и балльно-рейтинговую систему ее изучения. Это позволит каждому студенту ориентироваться в структуре предлагаемых к изучению дисциплин учебного плана [8]. Имеет смысл разработать единую концепцию формирования аттестационных документов для дисциплин.

В-шестых, сформированный учебный план специальности или направления (профиля) всегда будет являться основой (базисный или опорный учебный план), по которой будут формироваться индивидуальные образовательные маршруты каждого студента (индивидуальные учебные планы). В базисном учебном плане целесообразно выделять несколько специфичных по порядку изучения групп дисциплин (например, три):

• дисциплины, изучение которых регламентируется временем изучения (год, семестр, декада, неделя);

• дисциплины, изучение которых регламентируется периодом изучения (годы, семестры, декады, недели);

• дисциплины, которые никак не регламентируются ни периодом, ни временем изучения.

Это означает, что студенту предоставляется выбор некоторых дисциплин (для межвузовского и вузовского компонентов) и выбор времени их изучения (если таковой предусмотрен в выбранном вузе). Однако при формировании образовательного маршрута студент может запланировать изучение значительно большего числа дисциплин, чем предусмотрено кредитами компонента (как мы сформулировали выше, изучение дополнительных дисциплин должно оплачиваться самим студентом). В то же время вузу предоставляется право (в зависимости от сложившихся обстоятельств) самому регулировать свободу выбора студентом дисциплин и времени (периода) их изучения. Можно предоставлять студентам свободу выбора с

112

Высшее образование в России • № 5, 2009

первого курса, или только со второго, или только с третьего (а может быть, и не предоставлять на первых порах вообще никакого выбора)[6].

В-седьмых, при формировании учебного плана стоит отказаться от планирования лекций, семинарских и лабораторных занятий (это входит в компетенцию преподавателя). При этом регулирование интенсивности учебной нагрузки студентов становится прерогативой не только учебного заведения, но и самих студентов. Он становится обязательным участником формирования общей структуры учебного процесса и собственной образовательной траектории [1]. При этом в силу новизны разрабатываемого подхода автор не исключает возможности ошибок в формировании проекта данного учебного плана. Пока важны общие концептуальные решения.

В настоящее время нами разрабатывается автоматизированная система для формирования учебных планов направлений и профилей, индивидуальных учебных планов студентов (индивидуальных образовательных маршрутов), для распределения учебной нагрузки преподавателей, для учета выполнения учебных планов студентами и выполнения нагрузки преподавателями. Главное - простота расчетов, прозрачность выбора образовательной траектории и учета качества ее реализации.

Литература

1. Буцик В.А. Автоматизированная система

«Болонский гамбит» для учета выбора и реализации индивидуальных образовательных маршрутов при внедрении кредитной системы в вузе// XVII конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: сб. тр. Т. V. - См.: www.ito.su

2. Буцик В.А. Проблемы интеграции россий-

ской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования и возможные пути их решения // Информатика и информационные технологии: преемственность школа - вуз: материалы науч.-практич. конф. (июнь 2008). Омск: Полиграф. центр КАН, 2008. С. 5-13.

3. Буцик В.А. Учебно-методические комплек-

сы в вузе // Там же. С. 20-23.

4. Курашева С.В. Формирование коммуни-

кативной компетентности будущего учителя: монография. Омск: Полиграф. центр КАН, 2008. 184с.

5. Проект федеральных государственных об-

разовательных стандартов по направлениям педагогического образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

6. Сазонов Б. Академические часы, зачетные еди-

ницы и модели учебной нагрузки // Высшее образование в России. 2008. №11. С. 3-21.

7. Гребнев А. Кредит-часы, зачетные единицы

и оплата труда преподавателей // Высшее образование в России. 2008. №11. С. 21-31.

8. Берестовская Л.П., Курашева С.В. Орга-

низация учебного процесса в вузе: учеб.-метод. пособие. Тара: КМЦ ТФ ОмГАУ, 2007. 188 с.

BUTSICK V.A. EDUCATIONAL STATE STANDARDS: AUTHOR’S VERSION The author describes a number of principles which may be viewed as a guideline for working out of new educational standards.

Keywords: educational standards, credits, competences, discipline cycle, curriculum.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.