Научная статья на тему 'КАКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НУЖНЫ РОССИИ'

КАКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НУЖНЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ARMED FORCES / ВООРУЖЕННАЯ БОРЬБА / ARMED STRUGGLE / ВОЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ ГРУППИРОВКИ ВОЙСК / MILITARY IDEOLOGY GROUPING / ВСТРЕЧНЫЕ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / COUNTER-DEFENSIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохин И.В.

Представлено мнение автора по структуре и организации ВС России.Presented by the author's opinion on the structure and organization of the Russian Armed Forces.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ НУЖНЫ РОССИИ»

Какие вооруженные силы нужны

России?

Полковник в отставке И.В. ЕРОХИН, доктор военных наук, Заслуженный деятель науки РФ

ЕРОХИН Иван Васильевич родился 9 октября 1923 года в станице Екатериновской Крыловского района Краснодарского края в семье сапожника. 22 июня 1941 года добровольцем вступил в ряды РККА. По окончании экстерном Краснодарского училища зенитной артиллерии (1942) участвовал в военных действиях на Крымском, Северо-Кавказском, Закавказском и 1-ом Дальневосточном фронтах. Окончил с отличием Военную академию имени Ф.Э. Дзержинского (1952). В период с 1954 по 1987 год, являясь сотрудником 2-го ЦНИИ МО РФ, прошел путь от старшего научного сотрудника до начальника ведущего научного управления. Успешно защитил кандидатскую (1960) и докторскую (1983) диссертации. Создал и возглавил новое научное направление комплексного оперативно-стратегического и военно-экономического обоснования перспектив развития состава вооружения и построения противовоздушной (воздушно-космической) обороны Советского Союза. Автор более 300 научных работ.

В настоящее время И. В. Ерохин — профессор кафедры оперативного искусства, Заслуженный деятель науки РФ, академик и лауреат Премии имени А.В. Суворова 1-й степени Академии военных наук, почетный профессор Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, старший научный сотрудник 2-го ЦНИИ МО.

В XX ВЕКЕ человечество освоило все три физических среды, образующие природу на планете Земля (сушу, воду, воздух-космос). Распространив в них и вооруженные конфликты, оно превратило их и в сферы вооруженной борьбы.

При этом в третьей сфере характер и содержание вооруженной борьбы оказались коренным образом отличными от первых двух сфер. Стремительная динамика развития средств и способов борьбы в воздухе и космосе в современной войне сделало их применение первоочередным по времени и наиболее опасным по последствиям.

К сожалению, до сих пор многие руководители и даже военные специалисты не разобрались в принципиальных особенностях и отличиях. В этой связи не прекращаются споры и дискуссии, порождающие зачастую ведомственный сепаратизм в видах ВС, застой в военном искусстве и в военной науке и как следствие — неоднозначные подходы к строительству ВС России. Одним из таких дискуссионных и спорных вопросов является влияние основного предназначения Вооруженных Сил на их организацию и структуру. Для строительства ВС исключительно важно понимать, что это влияние неодинаково проявляется для нападающей и обороняющейся стороны. Так, для совершения агрессий требуется иметь только наступательное сухопутное или морское оружие разных дальностей, а для их сдерживания (и возмездия) кроме дальнобойного оружия еще и средства и даже системы обнаружения (предупреждения), информации и управления. Наступление — против вооруженных сил или объектов борьбы, а оборона — от оружия. Это не одно

и то же. Защищаться от агрессии объективно сложнее, «затратнее» и дольше по времени, чем совершать ее. В этом — сила нападения с его эффектом внезапности и отрицательное свойство обороны. Они по-разному влияют на организацию и структуру ВС.

Различие целей, задач и способов их решения нападающей и обороняющейся сторонами в военных конфликтах предопределяет необходимость различной организации их вооруженных сил. Предметом наших исследований является организации ВС только обороняющейся стороны. Однако при этом надо грамотно учитывать и понимать принципиальную разницу в организации ВС и нападающей стороны. Покажем такую разницу на примере США и России.

США — межконтинентальная агрессивно наступательная сторона с открытыми претензиями на мировое лидерство и даже на мировое господство, расположенная на удаленной от России и обособленной территории, но имеющая передовое базирование вооруженных сил, которые благодаря активным союзникам выдвинуты к нашим сухопутным и морским границам. В полном соответствии со своими геополитическими целями и геостратегическими задачами министерство обороны США сразу после Второй мировой войны продуманно, причем опираясь в основном на советский военный опыт, создало и все время планомерно совершенствует свои ВС, не устраивая их бесконечных опрокидывающих «реорганизаций», уверенно решая свои задачи по всему миру.

Для наступательных действий у США есть три министерства («вида ВС»): авиационно-ракетное (ВВС), морское (ВМС) и сухопутное (армия). У каждого — свое предназначение и самостоятельное командование. Первое включает стратегические, оперативно-тактические авиационные и ракетные силы. В качестве дополнительной задачи на своей территории и на подступах к ней «на всякий случай» развернута сравнительно небольшая, но с мощными системами разведки и автоматизированного управления «межвидовая» (межминистерская) оборонительная система ВКО САК «NORAD». Подчеркнем еще раз: такая организация, состав и структура вооруженных сил вполне соответствуют политике, стратегии и наступательному предназначению.

Россия — континентальная обороняющаяся сторона на общей евроазиатской территории, не имеющая выдвинутого к границам США передового базирования, в связи с чем удаления до объектов США в несколько раз больше, чем до объектов России, а сектор угроз намного меньше.

Однако, несмотря на огромную разницу во взаимном положении сторон и в предназначениях ВС, мы, не разобравшись в разнице, пытаемся скопировать «трехвидовую» наступательную структуру ВС США и НАТО с СВ, ВВС и ВМФ, хотя при этом нападать ни на НАТО, ни тем более на США не собираемся.

В то же время, раздробив свою «трехвидовую» структуру на восемь административных структур (СВ, ВВС, ВМФ, РВСН, КВ, РВиА, ВДВ, ВПВО ВС), в которых необъяснимо смешаны ударные (наступательные) и оборонительные войска, силы и средства, мы раскомплектовали и те, и другие. Так, включили оборонительные ПВО в ударный вид ВС — ВВС, а ракетно-космическую оборону (РКО) вообще лишили самостоятельности и по ПВО и по РКО. Это обрекло оборонительные ВС России на полную дезорганизацию. Сейчас они не способны вместе не только нападать, но и обороняться.

Учитывая такую разницу в организации ВС США и России, в настоящей статье мы вообще исключили из предмета обсуждения исследования проблемы ВКО как бесперспективные с нынешней организацией ВС России в надежде на замену сепаратизма видов ВС единой военной идеологией ВС и государства.

Итак, как правило, первым военные действия начинает агрессор, хотя в истории есть и обратные примеры, когда при очевидной неот-

вратимости нападения обороняющаяся сторона бывает вынуждена и решается идти на риск, совершая упреждающие военные действия.

Обороняющаяся сторона должна уже в мирное время не просто иметь в наличии самостоятельные оборонительные силы. Они должны быть не безмятежно спящими в казармах или в лагерных палатках, как перед рассветом 22 июня 1941 года, а полностью отмобилизованными, слаженными, развернутыми и боеготовыми до начала внезапного вооруженного нападения, ибо при этом они прежде всего сохраняют свою страну и ее ВС и только потом мстят агрессорам за попытку нашего поражения.

Руководство России обязано понять и оценить роль и предназначение оборонительных сил. Для них самое главное в войне — победа не над всем противником в течение войны (это дело всех ВС), а над самым грозным в его арсенале — фактором внезапности начала войны. Будет побежден он — победим и противника.

Учитывая несравнимые с США масштабы и общей и особенно воздушно-космической угрозы для России, а также резкое, не обоснованное достаточностью сокращение численности ВС, в них целесообразно иметь вместо восьми три вида организационных структур по сферам вооруженной борьбы: оргструктуры административного руководства; территориально-административные оргструктуры; оргструктуры оперативно-стратегического руководства.

Сразу оговоримся, что предлагаемые наименования структур не являются окончательными. В данной форме они приведены лишь для того, чтобы отразить их функциональное назначение.

Оргструктурами административного руководства предлагаются четыре вида ВС:

Воздушно-космические оборонительные силы (ВКОС) страны, включающие Войска противовоздушной обороны страны и Войска ракетно-космической обороны страны и образующие систему воздушно-космической обороны (ВКО) страны;

Авиационно-ракетныеударные (наступательные) силы (АРУС), включающие Военно-воздушные силы (дальнюю, военно-транспортную, фронтовую, армейскую авиацию) и Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), образующие систему сдерживания и возмездия (СиВ);

Сухопутные силы (войска) (СВ);

Военно-морские силы (ВМС).

Территориально-административными оргструктурами предлагаются испытанные веками и войнами военные округа.

Оргструктурами оперативно-стратегического руководства предлагаются главные командования:

Главное командование Воздушно-космической обороной (ВКО) страны (Система ВКО станы), которому и административно (постоянно), и оперативно подчинены Войска ПВО и Войска РКО страны, а периодически по обстановке могут оперативно подчиняться все или часть сил ПВО и ПРО военных округов, фронтовая ИА, силы ПВО (ВКО) флотов, силы объединенной ПВО СНГ;

Главное командование стратегическими ударными войсками и силами сдерживания и возмездия (система СиВ), которому только оперативно подчиняются объединения и соединения дальней авиации, наземных и морских стратегических баллистических ракет (СБР) АРУС и ВМФ;

Несколько сухопутных фронтов (СФр), которым кроме своих войск в отдельных случаях могут оперативно по обстановке подчиняться объединения и соединения других видов ВС и даже других силовых министерств;

Несколько флотов, которым кроме своих надводных, подводных сил, береговых войск и сил морской авиации могут подчиняться объединения и соединения других видов ВС и даже других силовых министерств.

Виды ВС, военные округа, главные командования, фронты и флоты представляют собой наиболее целесообразные административные, территориальные и оперативно-стратегические компоненты ВС МО России с четко распределенными функциями для мирного и для военного времени. Такая структура позволила Германии в 1941 году и позволит США и НАТО сейчас начинать войну военными действиями без предварительной реорганизации ВС после начала нападения, то есть действиями по оперативным планам ведения вооруженной борьбы, а не по мобилизационным планам развертывания ВС.

В предложенном варианте каждая оргструктура привязывается не к одной физической (географической) среде и не к одному масштабу конфликтов. Так, виды ВС привязываются к специфике вооружения, военные округа — к территории страны, главные командования — к комплексам стратегических и оперативно-стратегических задач, решаемых в одной сфере вооруженной борьбы в разных возможных конфликтах, фронты и флоты — к комплексам оперативно-стратегических и оперативных задач, решаемых в одной сфере вооруженной борьбы (в сухопутной или в морской) в разных возможных конфликтах.

Из штатных объединений и соединений видов ВС формируются разные виды группировок.

Первый вид группировок — единая стратегическая группировка войск и сил ВКО страны. Создается на основе воздушно-космических оборонительных сил с оперативными подчинениями им сил и средств ПВО военных округов (зенитных ракетно-артиллерийских войск СВ), истребительной авиации воздушных армий, сил (средств) ПВО флотов в базах уже в мирное время и сил (средств) ПВО СНГ.

Подчиняется группировка (система) ВКО объединенному Главному командованию ВКО страны, которое представляет собой стратегическое объединение, совмещающее функции и административного, и оперативного командований. Возглавляется главнокомандующим и главным штабом, которые осуществляют руководство повседневной деятельностью, обучение и обеспечение сил (средств) в мирное время и в ходе военных действий; слаживание, планирование и руководство военными действиями, т. е. боевую и оперативную подготовку.

Второй вид группировок — единая стратегическая группировка войск и сил сдерживания и возмездия.

Создается на основе авиационно-ракетных ударных сил (АРУС) с оперативным подчинением стратегического ракетоносного флота ВМФ в составе ядерной триады.

Подчиняется эта группировка соответствующему Главному командованию, которое представляет собой стратегическое объединение, выполняющее только оперативные функции. Возглавляется главнокомандующим и главным штабом, которые осуществляют как в мирное время, так и в ходе военных действий только слаживание, планирование и руководство военными действиями, т. е. только оперативную подготовку.

Обе стратегические группировки войск и сил ВКО страны и войск и сил СиВ имеют заранее поставленные задачи и определенные места их выполнения. Высокая вероятность внезапного начала воздушно-космической агрессии, скоротечность борьбы и необходимость (из-за жесточайшего дефицита времени) высокой централизации и автоматизации информационного обеспечения и управления требуют обязательного создания этих группировок, развернутых уже в мирное время.

Совместные усилия двух этих группировок (систем) в стратегическом и оперативном взаимодействии, а точнее при координации их самостоятельных действий Верховным главным командованием, обеспечат надежное сдерживание агрессий гарантией недостижения агрессорами в стратегических войнах (применением стратегического оружия) никаких целей.

Третий и четвертый виды группировок — группировки войск и сил сухопутных фронтов и морских флотов. Планируются и готовятся заблаговременно в местах их постоянной дислокации в мирное время, а развертываются в районах предстоящих военных действий по обстановке. Подчиняются командующим сухопутными фронтами или флотами. Предназначаются для отражения непредотвращаемых агрессий ведением вооруженной борьбы в наземной и морской сферах.

Первоочередными и главными конкретными мероприятиями по преобразованию существующей организации ВС МО РФ в предлагаемую альтернативную являются следующие.

Во-первых, разделение объединенных ПВО страны и ВВС в разные виды ВС — на прежние однородные воздушные армии фронтовой авиации и армии ПВО страны, а при недостатках сил и средств сейчас — на однородные корпуса и даже дивизии фронтовой авиации и ПВО страны, ориентированные на развертывание в армии ФА и ПВО страны в будущем с оперативным (только!) подчинением фронтовой и армейской авиации командующим войсками военных округов (фронтов), стратегическим направлением или стратегическим региональным командованием и исключением при этом оперативного руководства (командования) фронтовой и армейской авиацией главкомом «АРУС».

При недостатках численности ранги структур в первое время предлагается понижать на одну ступень (вместо армий — корпуса, вместо корпусов — дивизии), но с ориентацией на их последующее доразвер-тывание при обострении обстановки — в угрожаемый период накануне нападения.

Во-вторых, разделение Космических войск на боевой род войск РКО и на специальные военно-космические силы МО с преобразованием вторых в специальный род войск — Космические войска МО или с передачей их в Роскосмос (однозначное решение не предлагается).

В-третьих, восстановление самостоятельного вида ВС Воздушно-космические оборонительные силы (ВКОС) и единой системы ВКО страны с возвращением в них войск ПВО из ВВС и войск РКО из Космических войск и образованием, учитывая специфику организации и ведения борьбы в воздушно-космической сфере, объединенного административно-оперативного командования на базе командования вида ВС — ВКОС.

В-четвертых, объединение РВСН и ВВС без ПВО в один самостоятельный вид ВС — Авиационно-ракетные ударные силы.

И, наконец, в-пятых, преобразование Главкомата Сухопутных войск с началом войны в Главкомат Стратегических резервов ВС РФ.

Синтезируя вектор развития современных вооруженных сил крупнейших государств, многовековой российский военный опыт и изложенные в исходные посылки, мы предложили целесообразную для обороняющейся стороны организационную структуру ВС, рассчитанную на внезапное нападение агрессора и на наши первые не упреждающие наступательные (ударные), а встречные оборонительные действия.

Предлагаемая организация ВС России будет соответствовать характеру прогнозируемых действий возможных противников, их военных угроз и содержанию вооруженной борьбы в разных военных конфликтах во всех сферах. Применительно к ней реалистичнее вести речь и о целесообразной организации Вооруженных Сил, а после этого логично перейти и к оперативному искусству, формам и способам стратегических и оперативных действий и к разработке «Наставлений...» и других оперативных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.