© Коллектив авторов, 2012
КАКИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЖУРНАЛЫ ЧИТАЮТ
МЕДСЕСТРЫ В ЧУВАШИИ?*
Л.А. Воропаева, канд. мед. наук, А.В. Голенков, проф., А.В. Аверин
Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, Чебоксары Городская клиническая больница №1,Чебоксары E-mail: [email protected]
Определены самые популярные среди медсестер Чувашии профессиональные журналы.
Ключевые слова: медсестры, медицинская литература, оценка востребованности журналов.
Согласно данным опроса 485 медсестер Чувашии, самыми популярными среди них медицинскими журналами остаются «Медицинская сестра» и «Сестринское дело». 88,1% опрошенных устраивает содержание журналов. Больше всего чи-
Мещаниновой, Н.М Кузнецовой
*Авторы выражают сердечную благодарность главным медсестрам В.П. и И.В. Ильиной за помощь в проведении настоящего исследования.
тают старшие медсестры и специалисты с высшим сестринским образованием (ВСО). Самый популярный раздел журнала «Медицинская сестра» -практикум для медсестер. 85,4% респондентов поддержали предложение о размещении электронной версии издания в интернете.
В настоящее время на смену лозунгу «Образование на всю жизнь» приходит новая парадигма - «Образование через всю жизнь». Особенно актуальна она для системы здравоохранения [6]. Значительную роль в ее реализации играет самообразование специалистов, в первую очередь - путем чтения профессиональной периодической литературы, которая оперативно отражает все самое новое и передовое [2-10].
В зарубежных публикациях придается большое значение чтению медсестрами профессиональных журналов. В частности, изучаются мотивационные факторы, читательская активность, роль журналов в профориентационной работе, влияние материалов на эффективность практической и научной деятельности [3-9]. Подсчитано, что у медсестры на чтение профессиональной литературы уходит 1 ч 51 мин в день. Данный показатель значительно превосходит читательскую активность среднестатистического взрослого американца из округа Колумбия. На читательскую активность влияют образовательный уровень медсестер, занимаемая должность, членство в Ассоциации, что, в свою очередь, способствует самосовершенствованию и улучшению сестринской практики [7].
По данным другого исследования, читательская активность зависит от интереса медсестры к профессии и производственной среды. Чтение специальной литературы сопровождается активным обсуждением разных аспектов сестринской практики и повышением уровня знаний. Респонденты, опрошенные автором этого исследования, проявляли незначительный интерес к научным статьям, читали только резюме и отдельные фрагменты, прямо связанные с ситуациями на работе [8].
Целью настоящей работы было изучить читательские интересы и читательскую активность медсестер Чувашии, оценку ими профессиональных журналов, способы их получения, а также то, что они рекомендуют читать молодым специалистам.
Материал и методы
Опрошено 485* медсестер с профессиональным стажем от 0,5 до 52 лет (средний стаж - 19,4±10,0 года), работающих в крупных лечебно-профилакти-
ческих учреждениях (ЛПУ) Чебоксар и Но-вочебоксарска. В число опрошенных вошла 41 старшая и главная медсестра, 393 (81%) опрошенных имели квалификационные категории, высшее сестринское образование (ВСО) - 35 (7,2%) человек, прочее высшее - 11 (2,3%). Использовалась оригинальная анкета, содержащая 14 вопросов (см. приложение на с. 21, 22). Статистико-математическая обработка осуществлялась с помощью методов описательной статистики (рассчитывали среднее - М, стандартное отклонение - 8Б); применяли х2-рас-пределение.
Результаты и обсуждение
Регулярно читали журнал «Сестринское дело» 72,0% медсестер, «Медицинскую сестру» - 55,3%, «Главную медицинскую сестру» - 10,5%, «Старшую сестру» - 9,9%, журнал «Фельдшер и акушерка» -
I,7%, прочие («Вестник Ассоциации медицинских сестер России», «Лабораторное дело», «Лабораторная диагностика») - 2,5%. Издания «Главная медицинская сестра» и «Старшая сестра» старшие медсестры и респонденты с ВСО читали в 3-6 раз чаще (р=0,001), чем обычные медсестры. Руководители сестринских служб также более регулярно, чем другие медсестры, знакомились с публикациями в журнале «Сестринское дело» (97,8 против 70,5%; р=0,001). 39,6% медсестер читали 2 журнала и более (максимум - 5), и таковых было существенно больше среди старших медсестер (75,6%; р<0,001) и медсестер с ВСО (75,6%; р<0,001), а вот медсестры с прочим высшим образованием не отличались по этому показателю от общей группы (46,5%; р>0,05).
58,1% опрошенных брали журналы в своем ЛПУ, 34,4% - у коллег, 12,2% - в библиотеке, 7,8% выписывали вместе с коллегами или покупали. В медицинскую библиотеку для знакомства с изданиями намного чаще других медсестер ходили медсестры с ВСО (37,1 против 10,2%; р<0,001); старшие медсестры обращались туда в 17,1% случаев реже, чем медсестры с ВСО (р=0,02).
При наличии возможности и желания читали 68,9% опрошенных, по совету коллег - 16,1%, все номера подряд - 12,2%, только тематические номера -
II,1%, по случайному выбору - 6,8%. Почти каждый 3-й руководитель сестринских служб (32,3%) знакомился со всеми публикациями периодического издания, в то время как среди обычных медсестер таких было только 11% (р=0,01), среди респондентов с ВСО - 20% (р>0,05).
Полностью устраивало содержание журналов 45,4% читателей, в основном - 42,7%, с большими оговорками - 6,4%, скорее нет, чем да - 3,7%, не уст-
*Для простой случайной выборки в 400 единиц максимальная статистическая ошибка - 5%, с доверительным интервалом 95%. Цит. по http://www.fdfgroup.ru/?id=189.
раивало 0,8%, не дали ответа 1%. Старшие медсестры и специалисты с ВСО не имели претензий к публикациям (р=0,04).
За последний год со всеми номерами журналов познакомились 6% медсестер, с 50% - 29,7%, с 25% -19,8%, с отдельными номерами - 45,5%. Среди респондентов, имеющих ВСО, было более чем в 2 раза больше читающих все номера журналов (14,3%; р=0,03).
Практикум для медсестер оказался самым популярным разделом журнала «Медицинская сестра» для 70,9% читателей. Приказы, постановления, нормативные документы интересовали 39% респондентов, научные исследования в сестринском деле - 29,3%, лекции (обзоры) - 23,1%, прочее -2,1%. Медсестры с ВСО чаще, чем медсестры в целом, включали в свой круг чтения материалы о научных исследованиях (48,6 против 27,8%; р=0,009), но им реже, чем старшим медсестрам, нравились лекции (20 против 41,5%; р=0,04). Последние же чаще выбирали нормативные документы (65,9%; р < 0,001).
Особенно популярными темами были: внутри-больничная инфекция; санитарно-эпидемиологический режим; санитарные нормы и правила (САНПИН); современные медицинские технологии и инновации в сестринском деле; заработная плата и мотивация к работе; обучение на рабочем месте; управление персоналом, стандартизация в медицине; первая медицинская помощь; безопасность работы медсестры; ВСО; психологические аспекты работы медсестры (синдром эмоционального выгорания); примеры из практики; сестринское дело за рубежом.
Как видно из таблицы, самые высокие оценки журналам поставили старшие медсестры и респонденты, имеющие ВСО. Неудовлетворительные оценки в анкетах не встречались. 66% опрошенных отметили, что сестринские журналы стали интереснее, содержательнее, полезнее (среди старших медсестер такое мнение выразили 82,9%; р=0,03). Противоположные оценки поставили 3,1%, затруднились с ответом 30,9%. Авторами журнальных публикаций являлись 1,6% опрошенных, намного чаще это были медсестры с ВСО (14,3%; р<0,001).
8,3% респондентов считают, что обязательно нужно вносить изменения в тематику публикаций. Так, опрошенные высказались за увеличение доли материалов по своей специальности (акушерство, гинекология, психиатрия и др.), по юридическим вопросам, хотели бы получать информацию о новом оборудовании, видеть в журналах ситуационные задачи, практикумы. 33,9% против изменений, а 57,9% затруднились с ответом на вопрос анкеты. За электронную версию издания в интернете высказались 85,4% медсестер, намного чаще - с ВСО (100%; р=0,01),
Оценка журналов (в баллах) по пятибалльной шкале (М±SD)
Журнал Все медсестры Старшие медсестры Медестры с ВСО
«Медицинская сестра» «Сестринское дело» «Главная медицинская сестра» 4,1 ± 0,3 Я,4 ± 0,2 4,3 ± 0,2 4,5 ±0,Я 4,5 ± 0,3 4,5 ± 0,4 4.3 ± 0,2 4.4 ± 0,2 4,4 ± 0,3
«Старшая сестра» 4,4 ± 0,3 4,6 ± 0,4 4,4 ± 0,3
100- % У
80 /
60
40
20-
0 л\
64,1
80
75,6
87,8
^10,8 0-
77,1
80
Медсестры
Старшие медсестры
Медсестры с ВСО
I I «Медицинская сестра» «Сестринское дело» I I «Главная медицинская сестра»
Рекомендации начинающим медсестрам по выбору журналов для чтения
сомневаются в целесообразности этого медсестры с очень большим стажем (12,9%; р=0,02).
Как видно из рисунка, большинство медсестер рекомендовали бы начинающим специалистам в первую очередь читать журналы «Медицинская сестра» и «Сестринское дело», однако респонденты с ВСО в этот список включили и «Главную медицинскую сестру» (25,7%; р<0,001).
К сожалению, мы не смогли в данном исследовании точно определить долю читающих/не читающих медсестер, так как учитывались и анализировались анкеты с ответами. Предположительно читают примерно 50% медсестер, поскольку ровно половина розданных анкет была испорчена; часто встречались ответы о невозможности достать и прочитать журналы. Некоторые честно писали: «Не читаю», «Не беру журналы», «Не знаю, «Не видела» и др. При этом фондами Республиканской медицинской библиотеки в Чебоксарах пользуются 41% врачей и 20% средних медицинских работников; 39% - прочие читатели (студенты, научные работники и др.) [2].
Высказанное предположение о доле читающих среди медсестер совпадает с публикацией Н.И. Хрущевой [3], по данным которой 57% медсестер не занимаются самообразованием. Наиболее приемлемой и интересной формой обучения респонденты назвали лекции (97%) и конференции (93%), отрицательные оценки получила такая эф-
фективная форма самосовершенствования, как деловая игра [3]. По-видимому, чтение требует от медсестер немалых усилий и мотивации, поэтому оно и не столь популярно в сестринской среде.
Улучшить создавшееся положение, на наш взгляд, может использование весьма ценного международного опыта. За рубежом с XIX века действуют так называемые журнальные клубы (ЖК), которые можно определить как группы людей (включая медсестер), регулярно обсуждающих статьи, опубликованные в медицинских периодических изданиях [5, 10]. ЖК - очень распространенный образовательный ресурс, приобретающий главную роль в современном медицинском последипломном образовании. Опросы, проводимые за рубежом, показывают, что ЖК интегрируют до 7095% резидентских программ в университетских и общих клиниках [цит. по 4]. Они являются важным форумом для обучения методологии проведения (сестринских) исследований, исследований по клинической эпидемиологии и медицинской статистике, стимулируют глубокое, постоянное обучение, способствующее профессиональным успехам и повышению качества медицинской помощи [6-9]. Вовлечение в исследования через ЖК может стать одним из способов повышения удовлетворенности медсестер работой [4, 5].
В настоящее время в опИпе-пространстве все чаще происходят дискуссии («интерактивные ЖК»), затрагивая интернет-журналы и электронные книги [10]. Эффективность работы ЖК в первую очередь зависит от наличия лидера, библиотечных, информационных ресурсов, подключения к работе библиотекарей [5]. Так, до привлечения к работе библиотекарей в поле зрения членов ЖК не попадало 22% актуальных медицинских журнальных статей, после их привлечения к работе - только 3% [цит. по 4]. Роль этих специалистов в успешности ЖК, помощи в поиске информации и обучении медработников трудно переоценить. В Чувашии созданы определенные условия для удовлетворения потребностей врачей и медсестер в получении необходимой профессиональной информации, в том числе - через интернет. От медработника и студента требуются только желание и оформление заявки в Республиканской научной медицинской библиотеке, сотрудники которой готовы помочь сориентироваться в необозримом информационном потоке и выбрать необходимый источник [2]. Методология проведения и оформления результатов научного исследования с разбором наиболее типичных ошибок и недостатков описана нами [1].
Таким образом, исследование показало, что наиболее популярны среди медсестер и востребованы ими журналы «Медицинская сестра» и «Сестринское дело». Читательская активность опрошенных невы-
сока; 88,1% опрошенных устраивает содержание журналов. Больше всего читают старшие медсестры и специалисты с ВСО. Самый популярный раздел журнала «Медицинская сестра» - практикум для медсестер. 85,4% респондентов поддержали предложение о размещении электронной версии издания в интернете.
Выявлен невысокий интерес к результатам научных исследований в сестринском деле, пока среди медсестер мало авторов публикаций. Повышение читательской активности, числа медсестер, приверженных идее «Образование через всю жизнь», мотивации к проведению сестринских научных исследований - насущные задачи Ассоциации медсестер Чувашии, специалистов Министерства здравоохранения и социальной политики Республики, руководителей ЛПУ всех уровней.
Продолжение - приложение на с. 21, 22.
Литература
1. Голенков А.В. Наукометрический анализ публикаций в журнале «Здравоохранение Чувашии» (2004-2008 гг.) // Здравоохранение Чувашии. - 2009; 1: 91-8.
2. Калинина И.Г. Библиотечное обслуживание специалистов здравоохранения Чувашской Республики с использованием новых информационных технологий // Здравоохранение Чувашии. - 2007; 3: 90-4.
3. Хрущева Н.И. Обучение на рабочем месте // Медицинская сестра. - 2009; 6: 36-8.
4. Afifi Y., Davis J., Khan K. et al. The journal club: a modern model for better service and training // Obstet. & Gynaecol. - 2006; 8: 186-89.
5. Alguire P. A review of journal clubs in postgraduate medical education // J. Gen. Intern. Med. - 1998; 13 (5): 347-53.
6. Armstrong M., Johnston B., Bridges R. et al. The impact of graduate education on reading for lifelong learning // J. Contin. Educ. Nurs. - 2003; 34 (1): 19-25.
7. Gessner B., Armstrong M., Chang A. Reading activities of registered nurses // J. Contin. Educ. Health Prof. - 1990; 10 (3): 245-56.
8. de Jong A. Reading: a source of information. Study of motivational factors, influencing the reading of professional literature in nursing // Pflege. - 1998; 11 (2): 71-7.
9. Smith J. The role of nursing journals in the advancement of professional nursing // J. Adv. Nurs. - 1996; 23 (1): 12-6.
10. Steenbeek A., Edgecombe N., Durling J. et al. Using an interactive journal club to enhance nursing research knowledge acquisition, appraisal, and application // Int. J. Nurs. Educ. Scholarsh. - 2009; 6 (1): Article 12.
WHAT PROFESSIONAL JOURNALS DO NURSES READ IN CHUVASHIA?
L.A. Voropayeva, Cand. Med. Sci.; Prof. A.V. Golenkov, A.V. Averin
I.N. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary
City Clinical Hospital One, Cheboksary
The most popular professional journals are determined among the nurses of Chuvashia.
Key words: nurses, medical literature, estimation of demands for journals.
Приложение
УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!
Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты. Можно подчеркнуть Ваш ответ(ы), поставить галочку (+), подчеркнуть необходимое, а где нужно - дописать свой ответ. Заранее благодарим за Ваши ответы!
Стаж работы_
Категория: высшая, первая, вторая, не имею (подчеркнуть). Должность: главная медсестра, старшая (подчеркнуть).
Образование: высшее образование «Сестринское дело», повышенный уровень, другое высшее.
1. Какие сестринские журналы Вы регулярно читаете?
• «Медицинская сестра»;
• «Сестринское дело»;
• «Главная медицинская сестра»;
• «Старшая сестра»;
• другие_
2. Где Вы берете эти журналы?
• в медицинской библиотеке;
• в своей больнице (поликлинике);
• у коллег;
• выписываем сами с коллегами, покупаем;
• другое_
3. Обычно читаю:
• все номера подряд;
• только тематические выпуски;
• при наличии возможности и желания;
• по совету коллег;
• случайный выбор;
• другой ответ_
4. Устраивает ли Вас содержание журнала (ов)?
• да, полностью;
• да, в основном;
• да, но с большими оговорками;
• скорее нет, чем да;
• не устраивает, но..._
5. За последний год я познакомилась:
• со всеми номерами журнала (ов);
• с 50% номеров;
• с 25% номеров;
• с отдельными номерами;
• не было возможности их достать и прочитать.
6. Особенно мне нравятся (необходимы) материалы:
• посвященные научным исследованиям в сестринском деле;
• лекции (обзоры);
• приказы, постановления, нормативные документы;
• практикумы для медсестер;
• другое_
7. Самыми интересными были статьи, опубликованные в
по теме
8. Оцените журналы в целом по 5-балльной системе (поставьте плюс +); если надо, допишите и оцените издание.
Журнал Оценки
очень плохо плохо удовлетворительно хорошо отлично
«Медицинская сестра»
«Сестринское дело»
«Главная медицинская сестра»
Допишите
9. Если Вы поставили «плохо» или «очень плохо», напишите, почему Вы поставили такую оценку.
10. Вы читаете сестринские журналы много лет. Сегодня они стали:
• интереснее, содержательнее, полезнее;
• менее интересными, содержательными, полезными;
• затрудняюсь ответить.
11. Являетесь ли Вы автором какой-либо публикации (статьи)?
• нет;
• да, в сборнике;
• да, в газете;
• да, в журнале (указать в каком)_
12. Нужно ли, по Вашему мнению, вносить изменения в содержание журналов:
• нет;
• затруднюсь ответить;
• непременно нужно (что именно)_
13. Нужна ли электронная версия издания, размещенная в интернете:
• да;
• нет;
• не знаю.
14. Какие журналы Вы рекомендовали бы в первую очередь читать начинающим медсестрам?
• «Медицинская сестра»;
• «Сестринское дело»;
• «Главная медицинская сестра»;
• другое (дописать)_
Просим ответы на анкету прислать в редакцию.