Научная статья на тему '«КАКАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ВЕРТУШКА!». К 100-ЛЕТИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ В РОССИИ'

«КАКАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ВЕРТУШКА!». К 100-ЛЕТИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕМЛЬ / ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ / АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕЛЕФОНИЯ / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ СВЯЗЬ / НИКОЛАЙ II / В.И. ЛЕНИН / Э. СТРОУДЖЕР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Илюшин Михаил Владимирович

В конце XIX века лучшие умы мира пытались сменить основную парадигму расширения ёмкости телефонной сети за счёт увеличения количества или модернизации ручных коммутаторов. Тенденция постоянного увеличения абонентской ёмкости требовала введения автоматической системы обслуживания. Эпоха «барышень» начала заканчиваться с созданием автоматических телефонных станций (АТС). Автоматическая связь заинтересовала высшее руководство страны как одно из средств обеспечения секретности телефонных переговоров, и техническую новинку того времени в первую очередь внедрили на внутренней сети Кремля. По причине отсутствия собственного производства АТС в России на заре автоматизации телефонной связи пришлось использовать зарубежные образцы. В статье сделана попытка проанализировать историко-технические аспекты появления и развития средств автоматической телефонной связи для нужд государственного управления в начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«A FANTASTIC DIRECT LINE!» ON THE CENTENARY OF GOVERNMENT AUTOMATIC COMMUNICATIONS IN RUSSIA

At the end of the 19th century the world’s best minds tried to change the basic paradigm of expanding the capacity of the telephone network by means of increasing the number of or modernizing switchboards. The tendency toward ever greater subscriber capacity called for an automatic servicing system. The age of switchboard operators started to decline once automatic telephone exchange came into being. Automatic communication attracted the interest of the country’s leaders as a means of ensuring telephone conversations’ secrecy, and the Kremlin inner network was the first to get the novelty. Because Russia did not produce its own ATE at the dawn of automating telephone communication, it had to use foreign-made items. The paper attempts to analyze the historical and technological aspects of automatic telephone equipment appearing in Russia and developing further to meet the needs of state administration at the start of the 20th century.

Текст научной работы на тему ««КАКАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ВЕРТУШКА!». К 100-ЛЕТИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТЕЛЕФОННОЙ СВЯЗИ В РОССИИ»

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

М.В. Илюшин

«КАКАЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ВЕРТУШКА!»

К 100-летию правительственной автоматической телефонной связи в России

Сведения об авторе. Илюшин Михаил Владимирович — кандидат технических наук, доцент (Москва. E-mail: mike.ilushin@mail.ru).

Аннотация. В конце XIX века лучшие умы мира пытались сменить основную парадигму расширения ёмкости телефонной сети за счёт увеличения количества или модернизации ручных коммутаторов. Тенденция постоянного увеличения абонентской ёмкости требовала введения автоматической системы обслуживания. Эпоха «барышень» начала заканчиваться с созданием автоматических телефонных станций (АТС). Автоматическая связь заинтересовала высшее руководство страны как одно из средств обеспечения секретности телефонных переговоров, и техническую новинку того времени в первую очередь внедрили на внутренней сети Кремля. По причине отсутствия собственного производства АТС в России на заре автоматизации телефонной связи пришлось использовать зарубежные образцы. В статье сделана попытка проанализировать историко-технические аспекты появления и развития средств автоматической телефонной связи для нужд государственного управления в начале XX века.

Ключевые слова: Кремль; телефонный аппарат; автоматическая телефонная связь; специальная телефония; правительственная связь; Николай II; В.И. Ленин; Э. Строуджер.

К началу 1920-х годов в большинстве отраслей российской экономики наступил глубочайший коллапс. Череда мировых экономических кризисов (1900-1903, 1907, 1920 гг.), Первая мировая война (1914-1918 гг.), Октябрьская революция (1917 г.), Гражданская война и иностранная военная интервенция (1917—1922 гг.) привели экономику страны в упадок. Главными задачами внутренней политики советского руководства являлись восстановление разрушенного хозяйства, создание материально-технических и социально-культурных предпосылок для построения социализма.

В этих условиях эффективное управление страной было невозможно без наличия так называемых социальных проводников. К их числу относятся средства электросвязи и телефонии, которой как одному из перспективных на-

Настольный телефонный аппарат МБ фирмы «Л.М. Эриксон и Ко», установленный в телефонной комнате Кремля в апреле—июне 1918 г.

Архивный фонд Музея Спецсвязи ФСО России

правлении науки и техники было предрешено сыграть в этом процессе ведущую роль. Системы телефонной связи с момента своего появления в России стали применяться не только как средства оперативного обмена информацией для нужд государственного управления, но и для обеспечения правопорядка, безопасности и обороны страны. Академик В.А. Котельников так подчеркнул важность специальной электросвязи: «Специальная связь всегда была важнейшим инструментом укрепления российской государственности»1.

К телефонному аппарату (ТА) как к средству выполнения коммуникативной функции военного и государственного управления должностные лица Российской империи проявили интерес незамедлительно после его изобретения профессором Бостонского университета (США) А.Г. Беллом. Первые попытки применить телефон Белла были предприняты офицерами русской армии во время Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Невозможность функционирования телефона по одной линии одновременно с телеграфным аппаратом вынудила офицеров проводить дополнительные испытания. Проведены они были успешно военнослужащими военно-телеграфных парков Петербургского инженерного корпуса подполковником В.Б. Якоби (1878 г.) и капитаном Г.Г. Игнатьевым (1880 г.)2. В то же время новым средством связи заинтересовалось телеграфное ведомство страны, поручив начальнику Петербургско -

А. Д. Садовский, заведующий отделом связи ВРК, начальник узла связи Смольного

Петроград, 1917 г. Архивный фонд Музея Спецсвязи ФСО России

го почтово-телеграфного округа Ф. Я. Герварту организовать испытания по использованию телефона на телеграфных линиях. Испытания прошли в два этапа: первый на линии Санкт-Петербург — Малая Вишера протяжённостью 150 вёрст (ноябрь 1879 г.), второй — Санкт-Петербург — Любань на расстояние 75 вёрст (декабрь 1879 г.). Итогом испытаний, проведённых и военными, и гражданскими специалистами, явилось признание нового вида связи перспективным.

Начиная с 1880 года телефонные линии стали соединять основные места пребывания членов царской семьи для их собственного пользования, а также для применения ведомствами специального назначения в интересах обеспечения личной безопасности им-

ператорской семьи. Интерес к наиболее эффективному средству связи позволил в середине 1890-х годов развернуть в Санкт-Петербурге серийное производство заводами зарубежных фирм ТА и коммутаторов различных модификаций. Строительство дальних правительственных междугородных линий и городских телефонных станций, а также использование телефонной связи в оперативном звене действующей армии открыли новую эпоху в развитии принципов государственного управления в России3.

К 1884 году в России была создана удачная модель управления связью, просуществовавшая до Февральской революции 1917 года и предполагавшая подчинённость всех связных подразделений на местах одному учреждению — Главному управлению почт и телеграфов (ГУПиТ) при МВД4. Модель была настолько эффективной, что В.И. Ленин в своих выступлениях о предстоявшей революции отмечал сложность и саморегулируемость подобных структур: «...потребуется лишь обеспечить то, чтобы они служили всему народу, а не маленькому классу эксплуататоров»5. Однако ни одному подразделению ГУПиТ прямо не предписывалось заниматься обеспечением электросвязью нужд государственного управления, поэтому данная задача в дореволюционное время решалась под внимательным взором Собственной Его Императорского Величества Охраны, дворцовых спецслужб и других подразделений специального назначения. Технические средства

телефонной связи практически ничем не отличались от средств, устанавливавшихся для нужд общего пользования. Телефонная связь не обеспечивала секретность переговоров, поэтому представители высшего эшелона власти использовали её с осторожностью.

Во время подготовки и совершения Октябрьской революции 1917 года телефонная связь Смольного стала прообразом современной правительственной связи — средства управления восстанием превратились в технологическую основу

специальной телефонии для нужд государственного управления, так как применялись преимущественно для предоставления услуг связи чиновникам высших государственных органов власти с соблюдением организационных мер по защите информации6.

Сразу после событий октября 1917 года «вождь пролетариата» выдвинул жёсткие требования к специальной телефонной связи, которые являются основополагающими и в наше время: секретность переговоров, высокие качество переда-

1 ш

чи речи и живучесть сетей связи. «Все остальные учреждения должны быть, по-моему, либо совершенно исключены, либо выделены особо, так, чтобы центральный правительственный аппарат мог иметь телефонную связь, абсолютно безукоризненно работающую», — считал председатель Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР В.И. Ленин7. В свою очередь указанные требования определили ряд основных принципов организации специальной телефонии того времени: использование проводов, строгий порядок применения средств связи, специальных шифров и условных сигналов. Несмотря на чёткое выполнение этих требований и принципов, секретность телефонных переговоров практически не обеспечивалась. К тому же телефонная связь между центром и периферией осуществлялась по сетям связи общего пользования Народного комиссариата почт и телеграфов (НКПиТ).

Переезд советского правительства и всех центральных учреждений в новую столицу — Москву (март 1918 г.), обусловленный военными и политическими причинами, доставил немало хлопот заинтересованным службам, так как все телекоммуникации страны были ориентированы на Петроград. Организационные вопросы строительства новой системы специальной телефонной связи легли на плечи членов Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и СНК, а технические — специалистов Московской городской телефонной сети (МГТС), Московской загородной теле-

«Все остальные учреждения должны быть, по-моему, либо совершенно исключены, либо выделены особо, так, чтобы центральный правительственный аппарат мог иметь телефонную связь, абсолютно безукоризненно

работающую»

к

Коммутатор ЦБ 100_20, установленный в сентябре 1918 г. в телефонной комнате Кремля

Архивный фонд Музея Спецсвязи ФСО России

фонной сети (междугородная телефонная сеть) и НКПиТ8.

Для размещения советского правительства был выбран Кремль, который являлся основной резиденцией князей и царей до переноса столицы в Санкт-Петербург в 1712 году. Однако с материально-технической стороны главный символ России в то время не был готов к приёму «высоких гостей», и правительство было временно размещено в гостинице «Нацио-наль». Она отвечала всем требованиям технической оснащённости: в гостинице функционировала собственная телефонная станция, к абонентским линиям которой были подключены ТА, установленные в каждом номере. Отдельные номера были оборудованы телефонами, обеспечивавшими выход на городскую телефонную сеть (ГТС) и прямую связь9.

Необходимо отметить, что во времена царствования императора Николая II Кремль уже был телефонизирован, однако это были временные технические решения. Впервые Кремль опутали телефонные провода во время коронации Николая II (1896 г.), тогда была развёрнута временная телефонная станция, соединившая 166 ТА фирмы Белла. За налаживание специальной телефонной сети для первых лиц страны, а также прослушивание всех телефонных переговоров в Кремле отвечала дворцовая полиция10. Большое внимание чиновников ГУПиТ и дворцовой полиции было уделено временной телефонизации Кремля во время пребывания в Москве царской семьи по случаю празднования Пасхи в 1900 и 1903 гг. В обоих случаях

при согласовании с начальником дворцовой полиции генералом Е.Н. Ширинки-ным в Кремле была организована особая телефонная сеть, рассчитанная на 40 ТА, соединённых отдельными проводами с «особым коммутатором Кремлёвской центральной телефонной станции». С помощью соединительных линий она была подключена к городской и междугородной телефонным станциям11.

В тяжелейших условиях ко второй половине марта 1918 года проект постоянной

телефонизации Кремля был реализован. Переехавшее в Кремль правительство располагало следующими средствами телефонной связи: на втором этаже разместилась центральная телефонная станция ёмкостью 100 линий («нижний коммутатор»), на третьем этаже была оборудована специальная телефонная комната для главы правительства, оснащённая 25-номерным концентратором (в конце марта был заменён 50-, а в сентябре — 100-номерным коммутатором ЦБ-100/20)

«Я требую ежедневной проверки телефона с Харьковом под ответственностью лица, имя которого Вы мне сообщите официальной бумагой и которого надо предупредить, что я буду строго взыскивать за каждый случай неисправности»

телефонной связи («верхний коммутатор»), были организованы прямые линии связи с должностными лицами правительства и различных учреждений12. Считалось, что прямые линии обеспечивали полную секретность переговоров, так как исклю-

чали возможность спаренного подключения к ним. В качестве оконечных устройств преимущественно применялись настенные и настольные ТА с системами местной (МБ) и центральной (ЦБ) батарей фирмы «Эриксон», произведённые в России и

Швеции. К примеру, главе правительства установили в рабочем кабинете настенный (стенной) и настольный (столовый) аппараты для связи с городской телефонной станцией и прямой связи с квартирой соответственно, в телефонной комнате — 2 стенных городских ТА, 2 столовых телефона прямой связи с Харьковом и Петро -градом, настольные аппараты внутренней кремлёвской связи и прямой связи с самокатчиками13.

Созданная к концу 1918 года выделенная сеть телефонной связи высших органов государственной власти позволяла председателю СНК осуществлять оперативное руководство основными институтами страны. При необходимости телефонной связи с требуемым абонентом В.И. Ленин поднимал микротелефонную трубку (МТТ) ТА, установленного в его рабочем кабинете. Личный секретарь вождя, приняв заявку, осуществлял на коммутаторе шнуровое соединение ТА Ленина с определённым прямым телефонным проводом, выполняя тем самым функции телефониста. В моменты временного отсутствия секретарей глава правительства самостоятельно вёл переговоры с требуемым абонентом непосредственно с рабочего места коммутатора. С введением дежурной смены телефонисток «верхний коммутатор» с включённым в него телефонным аппаратом Ленина стал прообразом современного «спецкоммутатора», предоставление специальной телефонной связи (президентской, правительственной) с помощью которого до сих пор не потеряло актуальности14.

Глава и другие члены советского правительства постоянно предъявляли повышенные требования к качеству телефонной связи. Ответственные лица отдела связи Кремля непрерывно искали пути улучшения технического обслуживания сооружений связи, а качество выполнения телефонных заявок первых лиц государства повышали за счёт снижения потенциальной нагрузки на «верхний коммутатор» (ограничения доступа посторонних лиц к линиям правительственной связи). Если качество телефонной связи на территории Кремля, да и в целом Москвы, главу правительства удовлетворяло, то качество междугородной связи вызывало у него постоянные нарекания. Вот одно из них, адресованное руководителю НКПиТ: «Телефон с Харьковом опять работает отвратительно, а несколько времени тому назад работал превосходно... Я требую ежедневной проверки телефона с Харьковом под ответственностью лица, имя которого Вы мне сообщите официальной бумагой и которого надо предупредить, что я буду строго взыскивать за каждый случай неисправности»15. Выходом из сложившейся ситуации наряду со строительством специальных междугородных линий явилось выделение некоторых междугородных цепей НКПиТ исключительно для нужд правительства и военного командования. К примеру, для этих целей на участке Москва — Серпухов были выделены пять цепей: одна — лично для Ленина, одна — для правительственной связи на участке Москва

М.Ф. Фрейденберг,

один из русских изобретателей АТС

— Тула, Орёл, Курск, одна — для связи правительственных учреждений столицы с Серпуховом и две — для военного командования.

Однако эти меры не обеспечивали требуемого уровня качества междугородной телефонной связи. Поэтому НКПиТ предпринял ряд последовательных организационных мер, а именно: сначала повысил в пять раз стоимость разговоров и ввёл поразговорную оплату на пригородных телефонных сообщениях, затем и вовсе организовал нормирование пользованием междугородной телефонной связью16.

Для улучшения обеспечения связью значимых государственных структур в МГТС был оборудован так называемый «Советский стол», представлявший собой коммутационное устройство на 1200 номеров (2 категории абонентов: непосредственно «Советский стол» — наиболее важные

абоненты с преимуществом на соединения и «Красная лампа» — менее важные абоненты). В начале 1919 года абонентами «Советского стола» были 86 ведомств с общим числом телефонных аппаратов 37417.

Гражданская война потребовала непосредственного телефонного общения В.И. Ленина с командующими фронтами. К концу 1919 года специалисты МГТС в телефонной комнате Кремля установили 10-но-мерной настольный коммутатор, в который были включены штабы фронтов и узел связи Реввоенсовета. Так появились телефонные аппараты прямой связи с

фронтами18.

Необходимо отметить, что в то время на телефонной сети общего пользования уже давно назрела необходимость построения телефонных станций большой ёмкости и повышения качества телефонной связи, что в свою очередь требовало дальнейшего совершенствования коммутационного оборудования. Первые идеи по внедрению автоматической телефонной станции на ГТС страны прозвучали в 1922 году, а годом позже в телефонной подсекции Госплана СССР было принято решение: «За отсутствием опыта строительства и эксплуатации АТС построить несколько мелких станций». Из-за неимения АТС собственного производства пришлось использовать зарубежные об-

разцы19.

Общепринято считать «отцом» АТС американского изобретателя Э.Б. Строуджера, который в 1891 году получил патент на автоматический телефонный коммута-

Рабочий стол председателя СНК с телефонными аппаратами «верхнего коммутатора» и АТС Кремля

Начало 1922 г.

Архивный фонд Музея Спецсвязи ФСО России

тор декадно-шагового типа, в котором был реализован основной принцип работы телефонистки на ручном коммутаторе. Декадно-шаговый искатель (ДШИ) для осуществления коммутации при помощи электромагнита, управлявшегося импульсами, поступавшими от вызывающего ТА, совершал подъёмно-вращательные движения. Для управления движением искателей оконечные устройства оборудовались телеграфными ключами, обе-

спечивавшими включение и выключение электромагнита ДШИ. Искатель совершал пошаговое вращение (число шагов равнялось количеству импульсов), обеспечивая замыкание щётки ДШИ с требуемым контактом (исходящей линией). Далее с ТА вызывающего абонента следовал индукторный вызов, поступавший только на ТА вызываемого абонента. В 1892 году компания Strowger Automatic Telephone Exchange Company открыла первую

телефонную станцию, оборудованную 99-номерным автоматическим коммутатором, подключив к нему около 80 абонентов (г. Ла-Порт, штат Индиана, США). Спустя три года коллектив разработчиков — Ф. А. Ландквист, А.Е. Кейтс, Джон и Чарльз Эриксоны — модернизировал телефонную станцию города Ла-Порт усовершенствованным коммутатором на основе искателей, способных двигаться в горизонтальном и вертикальном направлениях20.

Интересный факт: первые ТА для работы с АТС были оборудованы кнопочными (тастатурными) номеронабирателями (НН). Для управления процессом коммутации на абонентской стороне использовалось «вызывающее устройство», которое включало три кнопки — «сотни», «десятки», «единицы». Для установления соединения, например с абонентом № 125, вызывающему абоненту необходимо было первую кнопку нажать один раз, вторую — два раза, третью — пять раз. Недостатки в работе с абонентским импульсным ключом или кнопками (ошибки при соединениях, необходимость запоминать и контролировать количество нажатий и т.д.) вынудили разработчиков совершенствовать систему управления установлением соединений, и в 1896 году Кейтс и Эриксон изобрели первый дисковый НН. Компания Строуджера модернизировала устройство ТА, заменив в нём кнопочный НН дисковым. Первая модель дискового НН из-за отсутствия привычных нам отверстий, вместо которых имелись специальные выемки, была похожа на шесте-

Первые ТА для работы с АТС были оборудованы кнопочными (тастатурными) номеронабирателями (НН). Для управления процессом коммутации на абонентской стороне использовалось «вызывающее устройство», которое включало три кнопки — «сотни», «десятки»,

«единицы»

рёнку. Номеронабиратель, более похожий на современный, появился на телефонных аппаратах спустя шесть лет. В то время все ТА с дисковым НН, даже произведённые другими фирмами, называли «телефоном Строуджера»21.

Несмотря на свою новизну и перспективность, автоматические коммутаторы до начала XX века широкого применения не получили, т.к. требовали технической доработки, а ведущие фирмы не хотели выплачивать Строу-джеру авторские гонорары за установку станций его системы. После модернизации коммутатора Строуджера и окончания срока действия его авторского права на патент компания Белла стала использовать его в своих станциях, но для установки приглашались сотрудники компании Строуджера22.

Отечественные изобретатели проявили интерес к возможности автоматического соединения телефонных аппаратов почти сразу после его изобретения. «Самодействующий центральный коммутатор» релейной системы (без искателей) в 1887 году предложил русский изобретатель К.А. Мосницкий. В современном понимании разработанный коммутатор ещё не представлял собой полноценную АТС, так как оперативная коммутация каналов хотя и выполнялась без телефонистки, однако управлялась самими абонентами. Сигнал вызова при этом поступал на все подключённые к коммутатору телефонные аппараты, и по типу акустического вызывного сигнала абоненты определяли, кому именно был направлен вызов. В 1893 году отечественные

изобретатели М.Ф. Фрейден-берг и С.М. Бердичевский-Апостолов создали «телефонный соединитель» на 250 номеров, демонстрация макета которого в России не получила одобрения (патент № 3954, 1895 г., Великобритания). В 1895 году в Англии Фрейденберг запатентовал предыскатель, способный после снятия абонентом МТТ выбирать свободный комплект линейных искателей, — один из важнейших узлов декадно-шаговых АТС (патент № 10155, Великобритания). В 1896 году Фрейденберг

изобрёл линейный искатель машинного типа для АТС на 1000 линий, а в 1898 году — групповую установку для АТС (русская привилегия № 8668)23.

Принцип АТС Строуджера с непосредственным управлением процессом установления соединений со стороны оконечного устройства абонента оказался настолько удачным, что телефонные станции декадно-шагового типа (АТС ДШ) нашли широкое применение по всему миру. Однако в начале XX века сильную конкуренцию

АТС ДШ составили полуавтоматические системы коммутации, в которых соединение происходило в три этапа. На первом этапе абонент снимал МТТ с ТА, тем самым запускал механизм поиска свободной телефонистки. Второй этап заключался в опросе оператором абонента. На третьем этапе оператор на своём рабочем месте набирал номер вызываемого абонента, а итоговое соединение обеспечивалось линейным искателем. Разъединение абонентов после их разговора происходило автоматически. Первая «авторучная» телефонная станция была запущена в 1914 году (штат Огайо, США). Необходимо отметить,

что процесс обслуживания телефонных заявок абонентов в полуавтоматическом режиме до сих пор применяется в сетях связи специального назначения.

Телефонная связь Кремля поднялась на совершенно новый качественный уровень своего развития после установки и запуска первой в России автоматической телефонной станции. Закупка зарубежной 200-но-мерной релейной АТС для размещения в Кремле была продиктована, с одной стороны, возраставшими требованиями высокопоставленных абонентов к качеству обслуживания, с другой — мировыми достижениями в

Телефонный аппарат компании «Л.М. Эриксон и Ко», оборудованный сигнальной лампой. Подобный аппарат размещался на рабочем столе В.И. Ленина

1920-е гг.

Экспозиция ЦМС имени А.С. Попова |

области разработки средств автоматической связи. Но не обошлось без сюрпризов. Фирма «Сименс и Гальске», с которой был заключён договор, поставила оборудование, как потом выяснилось, 3-проводной станции без технической документации. Скорее всего, фирма планировала произвести монтаж АТС своими силами, т.к. это было обычной практикой. Но советская сторона решила не пользоваться услугами иностранных специалистов, и переоборудование в 2-про-водной вариант (в России тогда телефонные сети были преимущественно 2-провод-ными, некоторые — 1-про-водными) с последующими монтажными работами были выполнены отечественными инженерами к концу января 1922 года24.

Датой создания первой автоматической правительственной телефонной сети можно считать 17 февраля 1922 года, когда секретарь Президиума ВЦИК А.С. Ену-кидзе доложил в Управление делами СНК о готовности кремлёвской АТС. Существует версия, что В.И. Ленин, вращая диск номеронабирателя автотелефона, так в то время было принято называть ТА для работы с АТС, сказал: «Какая замечательная вертушка». Так появилось неофициальное (сленговое) название телефонных аппаратов правительственной связи — «вертушка». В тот период закрепился статус кремлёвской сети связи как правительственной, которая получила негласное наименование «Кремлёвка».

В.И. Ленин лично утвердил первый список абонентов правительственной АТС, и «вертушки» в кабинетах

Унифицированный телефонный аппарат для работы с РТС образца 1930 г., Пермский телефонный завод

Многие чиновники подкрепляли свои обращения-просьбы об установке им «секретного автоматического аппарата» правительственной телефонной связи именно доводами о необходимости ведения секретных переговоров

высокопоставленных чиновников закрутились. Председатель СНК после общения с некоторыми кремлёвскими абонентами удовлетворительно оценил работу АТС, однако уже через несколько дней после её запуска глава правительства дал распоряжение вычеркнуть номер его ТА из всех справочников, а вызывное устройство (звонок) аппарата заменить лампой25. Очевидно, Владимир Ильич не желал, чтобы любой абонент АТС мог напрямую ему звонить: звонок ТА, расположенного на рабочем столе, раздражал его. А вызывная лампа позволяла ему увидеть момент вызова без какого-либо дискомфорта. ТА ЦБ, подключённый к «верхнему коммутатору», был оснащён вызывной лампой ещё в феврале 1919 года. Необходимо отметить, что вызывной лампой ТА оборудуются до сих пор, однако в современных «вертушках» оптическая индикация вызова всегда дублирует акустический вызывной сигнал и позволяет абоненту без трудностей локализовать «звонящий» ТА среди большого количества других. Телефонные аппараты для работы с АТС в то время были в новинку. Учитывая, что у рядового абонента использование подобного технического устройства могло вызвать затруднения, первые телефонные справочники сопровождались краткими правилами пользования автотелефоном.

Интересно, что многие из потенциальных абонентов правительственной АТС были уверены в её способности совместно с «вертушками» обеспечивать секретность переговоров.

Объяснялось это якобы отсутствием человеческого фактора — телефонистки. Однако никаких гарантий, кроме организационных, секретности переговоров автоматическая связь того времени своим абонентам не предоставляла, да и не способна была предоставить в силу отсутствия технических устройств защиты информации, передававшейся в аналоговом виде. Несмотря на это, многие чиновники подкрепляли свои обращения-просьбы об установке им «секретного автомати-

ческого аппарата» правительственной телефонной связи именно доводами о необходимости ведения секретных переговоров26. Удов -летворение подобных запросов не заменяло телефонные аппараты, подключённые к «верхнему коммутатору», так как с их помощью абоненты имели возможность заказывать соединения с Лениным.

На Московской ГТС для служебной связи была установлена первая 1000-номер-ная АТС ДШ фирмы «Сименс и Гальске» с задействованной ёмкостью 100 номеров.

Для масштабной автоматизации телефонных сообщений страны из трёх систем (машинной фирмы Эриксона, ДШ фирмы «Сименс и Галь-ске» и машинной «Ротари» фирмы «Вестерн Электрик») была выбрана шведская система коммутации, производство которой благодаря помощи иностранных специалистов было освоено на заводе «Красная Заря» (до национализации завод именовался «Л.М. Эриксон и Ко»). Особенностью АТС данного типа являлось то, что соединения абонентских линий осуществлялись машинными электромеханическими искателями, для приведения в движение которых применялся машинный привод. Машинные АТС имели разновидности: «панельная» система, система «Ротари» и система «Эриксон». До конца третьего десятилетия XX века машинные АТС шведской системы отечественной сборки были запущены в Ростове-на-Дону, Москве, Ленинграде и других городах страны.

Одной из важных задач инженеров завода «Красная Заря» являлось сокращение количества моделей телефонных аппаратов с учётом их возможного применения с АТС и ручными телефонными станциями (РТС). Одновременно с производством отечественных АТС инженеры завода унифицировали схему ТА ЦБ. Вместо трёх основных систем ТА (Сименса, Гейслера, Эриксона) во второй половине 1920-х годов завод стал выпускать только эриксонов-ские модели. Следующим итогом усердной работы отечественных инженеров явилась разработка унифи-

цированного ТА (1929 г.), способного функционировать и с РТС, и с АТС в настенном и настольном вариантах применения. Для этого достаточно было отвинтить один болт и перевести держатель МТТ в другое положение. В ТА, предназначенных для работы с РТС, вместо дискового НН просто устанавливали заглушку. Разработанная модель оказалась настолько удачной, что унифицированный телефонный аппарат практически без изменений производился на заводах Ленинграда и Перми вплоть до 1950 года и стал самой распространённой «вертушкой» того времени.

Развитие государства и его основных институтов требовало своевременной, безопасной и достоверной специальной телефонной связи. Повышение показателей качества речевой связи для нужд государственного управления обеспечивалось постепенным совершенствованием материально-технической основы системы телефонной связи. По мере необходимости расширялась номерная ёмкость кремлёвской АТС, прокладывались дополнительные соединительные линии связи между станциями, восстанавливалось телефонное хозяйство, находившееся в ведении НКПиТ и составлявшее основу дальней правительственной связи. Совершенствование правительственной сети телефонной связи невозможно было представить без развитой транспортной основы, базу для которой заложил В.И. Коваленков. В 1914 году он изобрёл телефонную трансляцию, обеспечивавшую усиление передававшегося сигнала на промежуточных пунктах. Практическое при-

менение система Коваленкова получила в 1920-х годах27.

Следующим эволюционным этапом, позволившим поднять телефонную связь для нужд государственного управления на новый качественный уровень, сделав её по-настоящему специальной, стало применение на магистральных воздушных линиях связи аппаратуры высокочастотного (ВЧ) телефонирования. Она позволяла переносить сигнал разговорных частот от нескольких источников (многократное телефонирование) в более высокую область частот, предотвращая тем самым прямое (без использования дополнительного оборудования) прослушивание переговоров.

Таким образом, уже в то время просматривалась система специальной телефонной связи, позволявшая выделить категории наиболее влиятельных людей страны: правительственная элита — абоненты «спецкоммутатора» и правительственной АТС, чиновники рангом пониже — абоненты «нижнего коммутатора». Все вопросы, связанные с удовлетворением запросов на установку ТА и обслуживанием сети правительственной телефонной связи, были в ведении специального подразделения — Отдела связи ВЦИК.

Первая мировая война, череда революций, Гражданская война — всё это, конечно, сильно затормозило развитие телефонизации страны и на многие годы отодвинуло её. Однако зарубежный опыт внедрения АТС, а также героический труд целой плеяды отечественных специалистов в области телефонной связи позволили не только

восстановить телефонную отрасль страны, но и вывести её на новый качественный уровень. Долгое время всё связное оборудование было зарубежным. Ситуация изменилась после национализации заводов. К примеру, если до революции все телефонные аппараты фирмы «Л.М. Эриксон и Ко» выполнялись по шведским техническим заданиям, то с 1922 года это были уже собственные разработки. Несмотря на множествен-

ные преобразования организационных структур основных столичных заводов, они длительное время оставались лидерами по проектированию и производству телефонной техники связи, находясь в постоянном взаимодействии с ведущими научно-исследовательскими организациями страны.

1 июня 1931 года созданием в составе оперативного отдела Объединённого государственного политического управления 5-го отделения,

обеспечивавшего обслуживание высокочастотной связью (ВЧ-связью) высокопоставленных абонентов, произошло юридическое оформление самостоятельной системы специальной телефонной связи. Именно этот день принято считать официальной датой образования междугородной правительственной высокочастотной связи.

Иллюстрации из источника telhistory.ru

|1\

П

РИМЕЧАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Интернет-ресурс ООО «НПЦ Аналитика» [сайт] — URL: https://www.analitika. info/materials.

2 МартыновА.А. Телефон и армия. Телефонная связь: прошлое, настоящее, будущее: материалы научных чтений. СПб., 2012. С. 66.

3 Илюшин М.В. Специальная телефония для нужд государственного управления в дореволюционное время // Военно-историче-скийжурнал. 2020. № 11. С. 12—19.

4 Высокое М.С. История электросвязи Российской империи. М., 2010. 400 с.

5 ХоскингД. История Советского Союза 1917—1991 гг. М., 1994. С. 45.

6 Чернега В.Г. Специальная электросвязь в Советском государстве (1917—1922 гг.): историческое исследование.

Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2002. 189 с.

7 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Т. 53. М.: Издательство политической литературы, 1970. С. 53.

8 Чернега В.Г. Указ. соч. С. 41, 42.

9 Астрахан В.И. Становление и развитие системы правительственной связи в России. Орёл, 1996. С. 56.

10 История государственной охраны России: собственная его императорского величества охрана, 1881—1917. М., 2006. С. 349.

11 Российский государственный исторический архив. Ф. 1289. Оп. 6. Д. 584. Л. 1—4 об.

12 Астрахан В.И. Указ. соч. С. 57.

13 Государственный архив Российской Федерации

(ГА РФ). Ф. 130. Оп. 2. Д. 209. Л. 24, 24 об., 39а.

14 Чернега В.Г. Указ. соч. С. 52.

15 Ленин В.И. Указ. соч. Т. 53. С. 215.

16 Развитие связи в СССР. 1917—1967. М., 1967. С. 84.

17 Астрахан В.И. Телефонный аппарат правительственной связи как символ политической власти в СССР // Современное общество и право. 2015. № 3(20). С. 21—27.

18 Энциклопедия Федеральной службы охраны Российской Федерации. Т. 1.

История органов государственной охраны и специальной связи. М., 2012. С. 358.

19 Развитие связи в СССР.. С. 158.

20 Медведев Д.Л. Развитие техники коммутации каналов связи // Электросвязь: история и современность. 2005. № 4. С. 15—21.

21 The Step-By-Step Dial Telephone System, 1954. P. 1—5.

22 Гольдштейн Б.С. Системы коммутации. СПб., 2014. С. 33.

23 Украинцев Ю.Д. История связи и перспективы развития телекоммуникаций. Ульяновск, 2009. С. 20.

24 Чернега В.Г. Указ. соч. С. 81—83.

25 ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 137. Д. 168. Л. 184.

26 Письма в Отдел связи и Президиум ВЦИК с просьбами об установке телефонов правительственной АТС. Архивные материалы Музея Спецсвязи ФСО России.

27 Илюшин М.В. Вклад отечественных инженеров и учёных в мировую историю телефонной связи // Наука. Общество. Оборона. 2019. № 3(20).

M.V. Ilyushin

«A FANTASTIC DIRECT LINE!»

On the centenary of government automatic communications in Russia

Information about author. Mikhail Ilyushin — Cand. Sc. (Tech.), associate professor (Moscow. E-mail: mike.ilushin@mail.ru).

Summary. At the end of the 19th century the world's best minds tried to change the basic paradigm of expanding the capacity of the telephone network by means of increasing the number of or modernizing switchboards. The tendency toward ever greater subscriber capacity called for an automatic servicing system. The age of switchboard operators started to decline once automatic telephone exchange came into being. Automatic communication attracted the interest of the country's leaders as a means of ensuring telephone conversations' secrecy, and the Kremlin inner network was the first to get the novelty. Because Russia did not produce its own ATE at the dawn of automating telephone communication, it had to use foreign-made items. The paper attempts to analyze the historical and technological aspects of automatic telephone equipment appearing in Russia and developing further to meet the needs of state administration at the start of the 20th century.

Keywords: Kremlin; telephone; automatic telephone communication; specialized telephony; government communications; Nicholas II; V.I. Lenin; A. Strowger.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.