164
DOI: 10.38197/2072-2060-2020-222-2-164-182
КАК ВОЗОБНОВИТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ?1
HOW ТО RESUME SOCIAL AND ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA?
АГАНБЕГЯН Абел Гезевич
Заведующий кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), академик РАН, д.э.н., профессор
Abel G. AGANBEGYAN
Head of the Department of Economic Theory and Politics, RANEPA under the President of the Russian Federation, Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor ofEconomics, Professor
АННОТАЦИЯ
Возникшая в 2013 г. стагнация является рукотворной, порожденной значительным сокращением государственных инвестиций.Усугубляющее значение имели возникшие негативные тренды - отток капитала, сокращение расходов госбюджета, снижение вложений в человеческий капи-
1 Подготовлено по материалам выступления на Совместном заседании Отделения общественных наук РАН и Вольного экономического общества России на тему «Драйверы роста экономики: человеческий капитал, наука, технологии» (29 января 2020 г., Москва, Дом экономиста).
тал, демографический кризис, прогрессирующее устаревание основных фондов, особенно машин и оборудования. Негативное влияние санкций и падение цен на нефть и газ. Необходимость коренных мер для преодоления стагнации и негативных трендов,тянущих экономику крецессии, -форсированного роста инвестиций в основной капитал (10% ежегодного роста) и вложений в сферу «экономики знаний» (до 15% роста) на базе кардинальных мер по технологическому перевооружению и подъему высокотехнологичных отраслей за 15-20 лет на уровень передовых стран. Необходимы новые источники финансовых средств, стимулы и структурные реформы. Важное условие - переход к народнохозяйственному пятилетнему (начиная с 2021-2025 гг.) и ежегодному планированию по примеру Китая и других стран.
ABSTRACT
The stagnation that arose in 2013 is man-made, generated by a significant reduction in public investment. The negative trends that arose were exacerbating - outflow of capital, reduction of state budget expenditures, decrease in investments in human capital, demographic crisis, progressive obsolescence offixed assets, especially machinery and equipment. The negative impact of sanctions and falling oil and gas prices. The need for radical measures to overcome stagnation and negative trends that are pulling the economy into recession - accelerated growth of investments in fixed assets (10% annual growth) and investments in the field of «knowledge economy» (up to 15% growth) based on radical measures for technological re-equipment and recovery high-tech industries for 15-20 years to the level of advanced countries. New sources offinance, incentives and structural reforms are needed. An important condition is the transition to a five-year national economy (starting from 2021-2025) and annual planning,following the example of China and other countries.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Стагнация, рецессия, социально-экономический рост, инвестиции в основной капитал,«экономика знаний»,человеческий капитал, негативные тренды, отток капитала, госбюджет,демографический кризис, националь-
ные проекты,технологическое перевооружение, инновационное развитие, инвестиции, институциональные преобразования, структурные реформы.
KEYWORDS
Stagnation, recession, socio-economic growth, investment in fixed assets, «knowledge economy», human capital, negative trends, capital outflows,state budget, demographic crisis, national projects, technological re-equipment, innovative development, investments, institutional reforms,structural reforms.
Почему Россия оказалась в стагнации? Ведь, не поставив диагноз этой народнохозяйственной болезни, нельзя выйти из нее, неясно, отчего лечить и что надо делать? Ни разу ни правительство, ни проводимые официальные форумы, как, например, в Санкт-Петербурге и в Сочи, не поставили вопрос, как без видимых причин, при преодолении кризиса 2009 г. за 1,5-2 года, с 2013 г. страна оказалась в стагнации (см. рис. 1).
аишш;
I
■ Социально-экономическое развитие России в период стагнации и рецессии 2013-2019 п\, в %% к предьдущену году
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2010 г. 20117 г. 201$ Г. 3019 г, за 2013-2019 гг.
Каловый внутренний продукт 1.3 0,0 - 2,8 -0,2 1,6 2,1 14 3,8
Пртывл«нностъ 0,4 Щ ■и || - 1.1 М i.9 2,4 6,1
Строипрьст|е 0,1 - 2,3 - 4,8 -4,3 -и 0.« -6,9
Трмсйорт 4 грузооборот) 0,0 41 0,3 1,8 5,4 £9 0,6 114
Сельежо* хозяйства 5,8 3,5 2,5 4,8 2,4 -0,6 4,1 24,7
инвестиции 0.8 -1,5 -10,1 -0,В 4,4 4,i 1,7 2,4
Зчгсперт -2,1 -4.8 -31,3 -17,6 Ш 36Л -в.О -22,1
»даорт 1,6 | -9,8 -37,3 -0,8 ЫД 4Т 2Л -23,3
Fo3HtrMiri товарооборот 3,0 2,7 -10,0 -4,5 1,2 2,6 1: -3,4
Ляатньй1 услуги 2.0 1,0 -1,1 -0,3 0,2 Z5 -М 3,1
Бвед я мльд 7.2 18,2 1,4 -0,0 -2,1 -4,9 4,9 24,0
Рсапьныс дохолы на лушу населения 4,3 -0,6 -4,1 -6,6 •и -02 м -6,1
Инфляция (рдетпетрйиттпьскчк им) 0.5 9.1 16,0 5.8 2,5 1* 57
Рис. 1. Социально-экономическое развитие России в период 2013-2019 гг.
Ведь в 2012 г. Россия превзошла показатели докризисного 2008 г. по всем основным параметрам, развиваясь в среднем по 4% в год
(выше среднемировых темпов и в 2-3 раза превосходя темпы роста развитых стран). Ключевая ставка ЦБ была 5,5%, инфляция — 5,1%. На 70% увеличился внешнеэкономический товарооборот, превзойдя показатели 2008 г. на 20%. На 52 млрд долл. увеличился экспорт в связи с рекордно высокой ценой нефти 110-115 долл. за баррель в 2012 г. против 95 долл. в 2008 г. Ничего плохого в стране не было. По 8-10% в среднем в год мы разогнали инвестиции в основной капитал.
^ РАНХиГС
| Прирост валового внутреннего продукта России по кварталам 2012-2017 гг.
(ВВП в % к соответствующему периоду прошлого года)
б 4 2 О -2 ■4 ■6
Рис.
И вдруг с I квартала 2013 г. наши темпы стали катастрофически падать с 4,7 до 0,7% в I кв. 2013 г. и 0,6% в I кв. 2014 г. (см. рис. 2). И мы оказались в стагнации. При этом в эти годы — за 2010, 2012 и 2013 — перед стагнацией наши предприятия и организации заняли 270 млрд долл. за рубежом. Ведь тогда мы были допущены на мировой финансовый рынок. В итоге наш общий долг увеличился с 467 млрд долл. на 1 января 2010 г. до 729 млрд долл. на 1 января 2014 г. (см. рис. 3), т.е. наши предприятия были переполнены деньгами.
4.7
40
■4,6
I кв. II кв. III kb.IVkb. I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. III kb.IVkb. I кв. II кв. III кв.IV кв. I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. IIIkb.IVkb. I кв. II кв. III kb.IV кв. I кв. Икв.Шкв. 2012 2012 2012 2012 2013 2013 2013 2013 2014 2014 2014 2014 20152015 2015 2015 2016 2016 2016 2016 2017 2017 2017 2017 2018 2018 2018 2018 2019 2019 2019
2. Прирост ВВП России в период 2012-2017 гг.
168
»» TM
w
500 400 3» JCO 1t» 0
w ÍW
Внешний долг России на начато года в 2007-2019 гг. (поданным Центрального сайка России]
(члсд дали, США)
1иы
JM.4, 54íj Ш -Л 529 Д|
5 8Д| su ¿J
467J 45
31 ¿J
JWT Ж 3№ Jim Mií JuiJ №4 JmS JIHT 2MI Лив
Рис. 3. Внешний долг России на период 2007-2019 гг.
Неожиданно в 2013 г.: рост промышленности — ноль прироста, инвестиции — тоже 0, экспорт — минус 2%. Финансовый результат предприятий и организаций снизился на 20%. И мы оказываемся в стагнации. Общий рост экономики — всего 1,3%.
А с I кв. 2014 г. произошло дальнейшее ухудшение. ВВП вырос и в I кв., и за весь год всего на 0,6%. Заметьте, что все это — до присоединения Крыма (II кв. 2014 г.), до санкций, до снижения цен на нефть (с III кв. 2014 г.), до девальвации рубля (с IV кв. 2014 г.).
Ну как можно было без видимых причин внезапно прекратить социально-экономический рост? Причина — неправильная экономическая политика, особенно в результате деятельности или бездеятельности Минэкономразвития, Минфина и Центрального банка, а также госкорпораций.
По всем государственным линиям с 2013 по 2015 г. включительно начался обвал государственных инвестиций. За 3 года они снизились на 31%. Бюджет их снизил на 22%. Здесь Сергей Глазьев справедливо говорил, что госбанки на 27% тоже снизили инвестиционный кредит в основной капитал. Государственные корпорации во главе с «Газпромом» на 700 млрд руб. (на 30%) уменьшили суммарные инвестиции крупнейших корпораций в эти годы.
Ù ЕйШйСК
Динамика инвестиций в основной капитал в 2013-2015 гг._
[В ПОСТОЯННЫХ ценах) (фцнкгв««. 2D15 г. к. 2D12 г.]
¡ПОКАЗАТЕЛИ Прирост в%% Примечание
Част ььи инвестиции *10 Частььн инэЕсгииуи а.росги с 5S97 млрд руб в 2012 г. да 336В млрд руб. в 2015 г., игм на40% в нсмичала и 10%в гсстоннььи и^нак. Их доля ва возх инвестициях Еьросла с54 до 5Б%.
Госширстэенные инаести^и (без твестшлошсго кредита) -31 По дажым статистки, государственные инеестщш (без среднего и малого бизнеса) сжэигмсь с 2166 млрд руб. в 2012 г до 1663 мпрд руб., а реальном влажен ю - на 31 %
Инэести^и крупных rncvnaocT венных норлораиЛ (Газпром. Роснефть, рдд. Росатом, Роствиология) -30 Главным драйвером оо*ращенмя инвестуй стал Газпром, жвестидж которого составлял* 30% от сбадзс инвестиций и снмаигмсь до 6%. Снмзшср объем инеести^й и у РЖД, Росатомэ и Ростехнологии. Так что увеличение инвестиций Роснефти, не смогло перекрыть убыль и* от Газпрома.
Инэести^и в коколидиро&ежом бюджете -22 Все бюджетные инвестиции сократились в но канале с 1713 млрд руб а 2012 г до 1660 млрд руб. в 2016 г, при жде«се дефпддин по инаеоти^рм sa 2013-2016 гг. -127%
Инзесгицмснньм кредит -27 Дапи инввстщианчога крадита атечгсггевжых банков в общих твастщиах яиратипась с 7,2% в 2012 г. до 5,9% в 2015 г.
Счше твэьтмц« в :«онсм№е -11 В 2014 г. жвестллж снизились на 2,7% и в2015 г. - на8,4%.
Рис. 4. Динамика инвестиций в основной капитал в 2013-2015 гг.
Никакого внятного инвестиционного плана, никакой экономической политики, никто не собирал этих людей и не ставил задачу на 25-30% снизить инвестиции. А когда они резко начали сокращать инвестиции уже в 2013 г. — никто ни в 2014-м, ни в 2015-м их не собрал и не потребовал исправить ситуацию.
И только частные инвестиции в рассматриваемый период возросли на 10%. Но доля снижающихся инвестиций, контролируемых государством, составляла их половину, поэтому общие инвестиции упали на 11% (см. рис. 4).
Следовательно, стагнация — это рукотворная стагнация, потому что совпали два обстоятельства: первое — нет ввода основных фондов, потому что инвестиции на 15% упали в кризисном 2009 г., а от них ввод основных фондов должен был быть в 2013-м, но его не было, и поэтому не было произведено дополнительных товаров и услуг с помощью этих фондов. Но можно было бы избежать стагнации и иметь 3,5%-й рост, если бы инвестиции продолжали
увеличиваться, как в 2010-2012 гг., потому что инвестиции стимулируют рост экономики, как мы все понимаем. Но они в 2013 г. тоже остановились, а с 2014 г. стали снижаться.
Одновременно государство начало сокращать вложения в человеческий капитал — второй после инвестиций в основной капитал локомотивэкономическогороста—ипреждевсеговегоглавнуюсо-ставляющую — образование, доля которого в ВВП падает ежегодно с 2008 г. Посмотрите спецсчета Росстата, там все это показано. Понятно, какие результаты могут быть, если вы ведете сознательно или бессознательно такую политику?
Если бы правительство было заменено в 2013 или 2014 г., можно было бы довольно легко из этой стагнации выйти. Но спустя 7 лет стагнации (2013-2019) сделать это неизмеримо сложнее по одной причине: за это время в рамках стагнации развились негативные тренды, которых раньше не было и которые тянут экономику вниз. Тогда не было ни демографического кризиса, ни снижения госбюджета, поддерживались хорошие цены на нефть и газ и т.д.
С 2015 г. стагнация переросла в рецессию — началось падение экономики. Сказались санкции против России, прежде всего в связи с присоединением Крыма. Прибавились убытки и от снижения цен на нефть в 2-3 раза по инициативе Саудовской Аравии и стран ОПЕК, направленной против увеличения добычи сланцевой нефти в США. Это началось с июля 2014 г. и продолжалось до начала 2016 г., приведя к обвалу валютного курса рубля, которого не было с валютами ряда стран, где нефть и газ занимают намного большую долю в ВВП — в России это всего 15% ВВП. 15% не могло бы вызывать 2-2,5-разовое падение курса рубля, если этому противодействовать.
Вы представьте, что значит в два раза сразу опустить валюту? У нас из-за этого инфляция в 2015 г. составила 15,5%, в результате розничная торговля сократилась на 15%, реальная зарплата — на 9,5%, реальные доходы — на 11% и конечное потребление домашних хозяйств — на13%.
Потом мы вышли из этой рецессии благодаря заморозке и сокращению добычи нефти, в результате которых выросли цены на нефть и экспорт в России в 2017 и 2018 гг. рос по 25% в год.
Мы семь полных лет находимся в стагнации. Среднегодовой темп роста валового продукта — 0,6%, промышленности — меньше 1%, инвестиций и строительства — минус, розничной торговли — минус, реальных доходов — тоже минус. Они сокращались с 2014 по 2017 г., прибавили 0,1% в 2018 г. и 0,8% в 2019 г. Внешняя торговля за 7,5 лет стагнации сократилась более чем на 20%. При такой стагнации и рецессии, когда нет спроса, внешняя торговля сокращается, ЦБ и правительство «умудрились» на 55% за 7 лет увеличить инфляцию, снизить общий уровень жизни и нарастить число бедных с5 до20 млн чел.
Стагнация хуже даже глубокого кризиса по одной причине: кризис создает предпосылки для выхода из него. Поэтому мудрые китайцы изображают кризис двумя иероглифами: один — беда, а второй — шанс. После кризиса обычно наблюдается послекри-зисный подъем. Стагнация не имеет такого встроенного механизма. Наоборот, механизм стагнации таков, что он тянет ее вниз к рецессии. Из стагнации выйти неизмеримо труднее.
Америка была в стагнации 10 лет, с 1970 по 1982 г. Президент США Джеральд Форд очень хотел, конечно, улучшить ситуацию, чтобы быть переизбранным на второй срок. Ничего не получилось, его не переизбрали, он только ухудшил социально-экономическую ситуацию. Его победил Джимми Картер, придя со своей программой, причем эту программу составлял не кто-нибудь, а лучший финансист мира Пол Волкер. Программа была очень жесткая. Огромные, колоссальные деньги. Ничего не получилось, он тоже не был избран на второй срок правления, потому что программа была антикризисная, а стагнация — не кризис, ее не выведешь мерами, с которыми выходят из кризиса, это совсем другой процесс. На смену пришел президент Рональд Рейган.
172
Надо сказать, что советники Р. Рейгана — выдающиеся профессора-экономисты, которые предложили фантастическую программу, в историю она вошла под названием «рейганомика». Это — крупное снижение налогов, это сокращение амортизации в два раза, это новый закон об ускоренной амортизации и меры, чтобы выкинуть старое оборудование, иначе будет хуже. Это резкое сокращение капитального налога, т.е. такого налога, который люди платят, если они получают дивиденды за ценные бумаги или на доходы от вкладов, если они вложили средства в производство. Вообще, производственный налог намного ниже личного налога, поэтому богатые, когда им снизили налог, не купили новых яхт, самолетов, замков, они все это вложили в производство новой техники, на которую был огромный спрос. В течение 25 лет до 2007 г. в США улучшался в целом уровень экономики и жизни, при отдельных срывах. Главное, что США перешли на инновационный путь развития, прежде всего увеличив вложения в «экономику знаний» — главную составляющую часть человеческого капитала, доведя их до 40% ВВП в сравнении с 30% в Западной Европе, 20-25% — во многих развивающихся странах во главе с Китаем и только 14% — в России. Все это — коренные меры, это полное изменение экономической политики страны.
Мы же хотим выйти из стагнации, продолжая старую политику с небольшими улучшениями, сделав национальные проекты вместо и во многом на базе мало полезных и плохо выполняемых госпрограмм, ранее разработанных и принятых. Не выйдет, потому что у нас есть негативные тренды.
Первый тренд — отток капитала. За период 2008-2020 гг. из страны утекло более 800 млрд долл. В 2019 г. — 27 млрд долл., а в 2018 г. — 63 млрд долл. (см. рис. 5).
Второй негативный тренд — это сокращение инвестиций и ухудшение общей обстановки вложения средств в страну. Прибыль промышленности и других отраслей в последние годы стагнации, даже в условиях рецессии, значительно растет — на десятки процентов
в год. Еще резче растет прибыль банков. Но эта прибыль не вкладывается в инвестиции. Почему? Она откладывается на банковские счета, покупаются ценные бумаги, в основном иностранные, и все больше средств отправляют в офшоры. На счетах предприятий сейчас колоссальные средства (40 трлн руб. только в России), но они не используются для развития нашей экономики. Россия заняла место среди четырех стран, где вложения в офшоры превышают 40% ВВП. У России в офшоре 700 млрд долл.; столько же, сколько у Саудовской Аравии, ОАЭ и Венесуэлы. Ни одна страна мира даже близко не имеет таких цифр в офшоре, как Россия.
I Притока отток «апитага из России в 2006- 2019 гг_
(ипря допп,>
з?
1 1 |И 1 1 111*11! * 1 " ■ни I
ХК ¡111 мое ¡111 1111 №11 ли ЛИ ИМ 11« 11« 11« »1! »К
Рис. 5. Приток и отток капитала из России в 2006-2019 гг.
Третий негативный тренд — демографический кризис (см. рис. 6). Я хотел обострить еще один вопрос. Все думают, что у нас снижается рождаемость из-за половозрастной структуры, из-за того, что в фертильный возраст вступает меньше женщин. Этот фактор есть, и он очень существенный. Но пока в полной мере он еще себя не проявил. И он в последние три года влияет на снижение рождаемости только наполовину. Другая причина снижения рождаемости — снижение так называемого суммарного коэффициента рождаемости,
174
показывающего, сколько детей рождает одна фертильная женщина в данном году. Он был равен 1,777 в 2015 г., к 2019 г. снизился до 1,502. Поэтому около 150 ООО детей не родилось в 2019 г. из-за резкого сокращения суммарного коэффициента, который до этого рос. Он ведь в 90-е гг. дошел до 1,1, а потом поднялся почти до 1,8. В том числе последний рывок был в связи с введением материнского капитала и пособий при рождении детей. Он сокращается в последнее время потому, что шестой год снижаются реальные доходы, потому что не видно будущего и семьи стали меньше рожать детей, откладывая это до лучших времен.
, РАНХиГС
JU Показатели естественного движения населения в России
Тысяч чел. '
2016 i 2017 2018 г. Январь-Октябрь 2019 г. ПрирОСТ (+}, Убыль (-) 2017 г. к 2016 г. Прирост (+), Убыль (-) 2018 г. к 2017 г. Прирост (+), Убыль (-) Январь-Октябрь 2019 г. к Январю-Октябрю 2018 г.
Родившихся 1888,7 1689,9 1599 1251 - 198,8 -90 -102
Умерших 1891,0 1824,3 1818 1510 -66,7 -6,3 -27
Естественный прирост (+), убыль (-) -2,3 -134,4 -219 -260 -90 -85
Сальдо миграции (+) 261,9 211,9 125 223 -6,3 -93 121
Прирост (+), убыль (-) населения России 259,6 77,5 -94 -37
Рис. 6. Показатели естественного движения населения в России
Четвертый негативный тренд связан с российской налоговой системой. У нас ужасающая налоговая система. Она нуждается в коренном улучшении. Мы ее только ухудшили, подняв НДС. У нас налоговая система — почти целиком фискальная, выгодна для богатых, не освобождает от налогов бедных, как в других странах. Она не выполняет ни стимулирующей, ни распределительной своей функции.
Из-за того, что у нас неправильная система налогов, нефть и газ, занимая 15% в валовом продукте, в налоговых поступлениях дают 40-50%. И из-за этого, когда цены на нефть растут, бюджет растет быстрее ВВП. И у нас, если вы помните, с 2000 по 2008 г. доля бюджета в ВВП возросла с 20% (я говорю о консолидированном бюджете) до 40%. Сейчас цены снижаются, валовый продукт не падает, а бюджет падает. С 2013 г. в реальном выражении бюджет все время сокращается. А что значит «сокращается бюджет»? Это сокращаются расходы на здравоохранение, образование и науку. И это тоже негативный тренд, тянущий экономику вниз, так как доля консолидированного бюджета в ВВП сегодня 1/3. И по проектам бюджета до 2022 г. даже с последними добавками — по физическому объему бюджет продолжает сокращаться.
Для возобновления социально-экономического роста Президент РФ В.В. Путин говорил: «Нам нужны новые источники роста». Давайте рассмотрим возможные новые источники роста.
Где главный денежный мешок страны? Это активы банков. Активы банков в 2,5 раза больше всех государственных денег — они в 2019 г. достигли 96 трлн руб. Если сложить все виды бюджета, все виды внебюджетных государственных фондов, и пенсии туда, и фонд здравоохранения, и социальные пособия, — это все — только 40 трлн руб.
Банковские активы должны стать, как в других странах, главным источником инвестиций, но не по ставке 10% годовых. Если вы хотите, чтобы они использовались как инвестиции, их нужно давать под 5% тем, кто технологически перевооружает действующие производства при сроке окупаемости в среднем 5-7 лет. Хотя бы под 4% тем, кто строит новые мощности, там окупаемость 1012 лет. И под 3% тем, кто делает современную транспортную инфраструктуру, где окупаемость — 20-25 лет, например скоростной железной дороги или платной автострады.
Источником новых средств может быть и часть золотовалютных резервов. Нам совершенно не нужны сейчас 555 млрд долл.,
17
250 млрд вполне можно передать для ежегодного использования по 30 млрд на окупаемые проекты. Не «проесть» их, а «вращать». При этом предлагается оставить 300 млрд долл. для финансовой безопасности — это больше, чем резервы Германии, Великобритании, Франции, Италии или Испании. Ну зачем сидеть на сундуке с золотом и не использовать. В стране золота более 100 млрд и, по данным ЦБ, 20-25 млрд долл. каждый год обесцениваются. Не используются. Те, которые используются, идут на покупку американских ценных бумаг в основном.
Огромные возможности у предприятий. Ну освободите ту часть прибыли, из которой вы черпаете инвестиции, от налога. Сразу предприятия будут заинтересованы в том, чтобы показать реальную прибыль и поднять размеры инвестиций. Сократите амортизационные сроки инвестиций. Это увеличит амортизационный фонд, и появится возможным получить триллион рублей дополнительных инвестиций.
Придумайте облигационный заем на строительство жилья и производства легковых автомобилей с тех, кто хочет выгодно их купить. Когда они накопят достаточную сумму этих облигаций, им можно будет предоставлять более выгодный кредит и продавать жилье или автомобиль по льготной цене. Ведь они давали деньги на развитие этих отраслей на 2-3 года раньше.
Если всех этих источников окажется недостаточно (см. рис. 7), наша страна может перейти временно на дефицитный бюджет до 3% ВВП, а это — 3,5 трлн руб. Учитывая низкий внешний и внутренний долг нашего государства — около 15% ВВП против 150-250%-го долга в странах Западной Европы, США, Японии и Китая, Россия может занять крупные средствау других стран.
Поэтому, чтобы преодолеть стагнацию, недостаточно обычных мер. Безусловно, развитие национальных проектов очень важное дело, которое дает свой положительный эффект. Выделение огромных средств на демографию, экологию, на борьбу с раком — 969 млрд руб., транспортные проекты, улучшение автомобильных
дорог и многое другое. Но данные национальные проекты не затрагивают прямо основных источников экономического роста, кроме проекта по цифровой экономике.
й ЕЩр
Источники инвестиций в основной капитал и вложений в «экономику знаний»
Посамгели Объем ыимстпоплни« п гиде инмтциммге креста в год Примечание
Е-основной ка пи г ал йсяммииу знаний*
Активы банка в ■ 2019-Мй гг. В 2020>2025 ГГ. 2,5-3,0 ТрГн руб. 5,0-3,5 ТрГи руб. В 20118 г. активы банков превысили ВВП ч с«твигшМтрг"ру6
Международные золотовагиотные рмервы-«»НМОО&рвЗИО при свуп ««мости 4-1Ш л«т 15-50 щ НИХ ДО 5 мпря млрд долл. в год А^лл. 04ъ«м атит рыпрпсд около ЛНО млрд долл., ш катары* будет ииыствоб»« 1180 илрд доли и срелстпн нвчнут дездрадоться
Двхеды от приватизации до 1 треп руб.
Облигационные *аиыы МК*Л«Н№) для стрвдггм ьетм жилья и приобретения автомобиля 1у5-2 трги руб. НасеМийе c6eprr.iT г да 44 ТрГИ. р>€. в РОССИИ И ДО ГОО мпрд ДВД1Р - « рТбежйм.
Прибыль и амортиьауионный ФОНА предприятий 1^-2,0трг»руб ■ т.ч. 0,6 трги руб При осмбощщяни от мал ело« чести прибыли. направлений на 1ш««ст1щрч, л переходи на ускорижро эыэртнгаию
Замы государства за рубежам М 20- ЭОиПрД В Т.ч. 3 - 5 млрд долл. доил. Внешний далг гаеуд*рства РФ - 3% ВВП, ц С 1*)Гтр|*И№ - м#н«« 6го можно дав)ветй да 30-44%.
Рис. 7. Источник инвестиций в основной капитал и вложений в «экономику знаний»
Россия в первую очередь должна развиваться путем технологического или научно-технологического прорыва, необходима научно-технологическая революция. Нет ни одного национального проекта ни по технологическому перевооружению каких-либо отраслей, ни по развитию высокотехнологических производств: приборостроения, электроники, авиации, кораблестроения, фармацевтики, космического, атомного машиностроения, современной синтетической химии и др. Нет национального проекта по развитию машиностроения. Россия закупает 70% нужных для техпере-вооружения машин и оборудования.
Поэтому что сейчас надо делать? Нужно разработать несколько дополнительных национальных проектов, нацеленных на технологический прорыв. Предлагается подготовить крупный националь-
178
ный проект на технологическое перевооружение и обновление базовых отраслей по действующим предприятиям с подпроектами по отраслям. Задача — за 15 лет осуществить технологическое обновление, чтобы выйти на уровень с развитыми странами.
Второй необходимый проект — по вводу новых мощностей в высокотехнологических производствах, утроив за 15 лет их долю в ВВП до уровня развитых стран.
^ РАНХиГС
I Доля инвестиций в основной капитал и «экономики знаний» в валовом
внутреннем продукте и темпы роста экономики
Страны Доля инвестиций в основной капитал в ВВП, % Доля «экономики знаний» в ВВП, % Среднегодовой прирост экономики, %
Развитые страны около 20 30-40 1,5-2,0
Развивающиеся страны 30-35 15-20 4-6
Китай 45-50 20 7
Россия 174 202> 14 1
При ежегодном приросте инвестиций по 8-10%: Россия 2025 г. Россия 2030 г. 25-28 30-33 22 30 4-5 5-6
Ч Инвестиции в основной капитал по статистике 2> Накопление основного капитала в системе национальных счётов
Рис. 8. Доля инвестиций в основной капитал, доля «экономики знаний» в ВВП и темпы роста экономики
Это окупаемые проекты, а средства на них должны быть взяты из инвестиционных банковских кредитов, из золотовалютных резервов и, конечно, из собственных средств предприятий и организаций, для чего их необходимо стимулировать, в том числе предоставлять налоговую паузу на время технологического перевооружения.
Первичных драйверов экономического роста два — это инвестиции в основной капитал и вложения в человеческий капитал
(в «экономику знаний»). «Экономика знаний» — это главная составная часть человеческого капитала, это — НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение.
Есть прямая зависимость темпов роста от соотношений, от доли инвестиций в основной капитал в валовом продукте и доли вложений в человеческий капитал в валовом продукте (см. рис. 8).
Если в России эти доли 17 и 14%, то никакого экономического роста нет и мы закономерно находимся в стагнации. При таких параметрах нельзя развиваться, если у вас такие маленькие инвестиции. В развитых странах инвестиции в среднем 21%, но вложения в человеческий капитал — 35%. Не 14%, как в России, а 30% — в Европе и 40% — в США. Развитые страны при 21и 35% имеют средние темпы 1,5-3% в год при более качественном росте за счет менее капиталоемких и трудоемких отраслей и сфер (см. рис. 9). £ РЯНХмгд
■ Сравнение показателей сферы «экономики знаний» в России и развитых страна*
Рокип США
Доги отделы*« отраслей и сфер «жжмиш знаний» 8 валовом внутреннем продукте (е НИОКР и 5,1 га 2.74
Образование а 5.7
Здоааоохрэнеюе и биотехнологии 10 10
Имформзциснна-кш^нмкаи^снкзе гахнзпсгии л 10 10 11
Удельный аес «эюномнм ананмй» в целом а валовом внутреннем продуете (а%) 14 22 30 40
Рис. 9. Сравнение показателей сферы «экономики знаний» в России и развитых странах
А если мы хотим иметь высокие темпы роста, то нам необходимо инвестиций в основной капитал иметь гораздо больше. Развивающиеся страны в среднем имеют инвестиции в основной капитал
180
30-35% ВВП, и они развиваются по 4-5% в год. А Китай имел темп роста экономики — 6,1% в 2019 г., до этого развивался по 6,5-7% в год. Но он вкладывает 40-45% ВВП в инвестиции в основной капитал и 22% — доля вложений в ВВП в «экономику знаний».
Если мы хотим развиваться, есть только один путь развития — перейти к форсированному росту инвестиций и к форсированному росту вложений в человеческий капитал и за счет этого поднять их долю в ВВП. Что значит форсированный рост? Это ежегодный 10%-й прирост инвестиций в основной капитал и более 10% — в человеческий капитал. И тогда Россия к 2022-2023 гг. повысит до 22% инвестиции в основной капитал и до 20% инвестиции в человеческий капитал в ВВП, следовательно, сможет обеспечить 3%-й устойчивый рост экономики в год.
А если продолжить этот тренд до 2025 г. и увеличить доли инвестиций в основной капитал и инвестиций в человеческий капитал в ВВП до 25% или даже больше, тогда мы можем перейти к 4%-му ежегодному росту ВВП. А если продлить этот тренд до 2030 г., то мы будем иметь долю инвестиций в основной капитал и вложений в человеческий капитал по 30-35% и ежегодно прирастать в экономике и социальной сфере по 5-6%, что обеспечит нам достижение к 2035 г. уровня технологического, экономического и социального развития, как у развитых стран.
В заключение приведу 7 шагов по возобновлению значимого социально-экономического роста:
1. Переход к форсированному росту инвестиций в основной капитал (по 10% в год) и вложений в сферу «экономики знаний» — главную составляющую человеческого капитала (по 13% в год). Повысить долю инвестиций в ВВП с17 до 25% и долю вложений в «экономику знаний» в ВВП с 14 до 22% в 2024-2025 гг. К 2030 г. поднять эти доли до 30-35%.
2. Мобилизация дополнительных 20 трлн руб. инвестиций и 15 трлн руб. вложений в период до 2025 г., главным образом за счет внутренних ресурсов. Дополнить число национальных программ
проектом технологического перевооружения действующего производства с подпрограммами по отраслям и проектом введения новых мощностей в высокотехнологических отраслях с подпроек-тами по производствам в 2020-2024 гг. Поставить задачу технологически реконструировать народное хозяйство за 15 лет до уровня развитых стран. Увеличить объем высокотехнологичных отраслей до 2025 г. в 1,6 раза и до 2030 г.-вЗ раза.
3. Определение основных направлений использования этих инвестиций и вложений, прежде всего для технологического обновления нашей экономики.
4. Повернуть банковскую систему лицом к выполнению задач социально-экономического развития. Использование инвестиций и вложений в подавляющей части на возмездной основе путем инвестиционного кредитования под 3-5%-ю ставку, для чего необходимо снизить ключевую ставку ЦБ за три года до 4%, а до этого выдавать дешевые кредиты за счет бюджетной поддержки. Ввести госгарантии за инвестиционные кредиты для выполнения национальных программ.
5. Перейти к стимулированию инвестирования и экономического роста путем предоставления безналогового инвестирования за счет средств предприятий и налоговых пауз при технологическом обновлении и вводе новых мощностей для высокотехнологичных отраслей, таможенных льгот, административной поддержки.
6. Начать проведение крупных структурных реформ, в первую очередь для формирования рыночного и планового механизмов роста, проведя реформы собственности, налоговой системы, формирования конкурентной среды, финансов и банков, территориального управления, отраслей социальной сферы.
7. Прирост средств от возобновления экономического роста направлять преимущественно на рост заработной платы и доходов граждан, обеспечив подъем покупательского спроса преимущественным увеличением доходов малообеспеченных и средне-
182
обеспеченных семей и значительным сокращением социального неравенства.
На рис. 10 показано возможное повышение рейтингов России среди 150 ведущих государств мира по социально-экономическим показателям в 2025 и 2030 гг. в сравнении с 2018 г.
Ммццна^ддиый рейтинг России среди 150 ведущих государств wupa по социально-экономическим показателям (иестп среди стран)
ПОКАЗАТЕЛИ лпаг ÎMJ< Ш» Г. |
ВВП-объаи: поПГВ в Б 4
но рьнонюиу BsnKiTKiwy курсу и 10 4
ВВП w душу наоеп&ИА (уровен*. зююкччесвого рамтир! поППС 4« 36
ilö ptiHÖ^KiMy HHKiTKiWy курсу W 46 20
JcnF ^HJeC^L,^» BatHDEHC« КЕПИТЗП Ё ВВП 120 3D ID
Û'-.IF >• 'кн'л'мл зншяЬ j ЕЕ:П 10
Индекс социального рэпEUTга та 25
Cw^sawas прадаг(4!ителы«тк.жи>1ипри роцдеыи Ев SO 26
Ptartrtjis дсаады № душу нэсепенкг лоППС И 40 20
ПО prjHÖNKiMy BSnkiTKiWyKJfPCy M 60 2f>
СбМЛЕЧЕНИ5 аоиосрчык ЖИПзЕМ El] 5D 25
□б^ИЯЕШИ M 20 ID
Здаюафшш» 120 го 20
ilBEirt. имам пенсгагеров Kl SO 25
Рис. 10. Международный рейтинг России по социально-экономическим показателям
Контактная информация / Contact Information
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС), 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 82 / The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), 82, prospect Vernadskogo, Moscow, 119571, The Russian Federation Аганбегян Абел Гезевич / Abel G. Aganbegyan +7 (495) 433-25-91, e-mail: [email protected]