Научная статья на тему 'КАК СОБРАТЬ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО?'

КАК СОБРАТЬ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАК СОБРАТЬ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО?»

ГЛАВА II

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК И РУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

С.Ю. Глазьев,

академик РАН

КАК СОБРАТЬ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО?

Москва

«Разброд и шатание», «лебедь рак и щука» - образные характеристики состояния общественного сознания, которые даются по итогам обширного социологическом исследовании «О насущных проблемах нашей жизни и взаимодействии регуляторов, бизнеса и граждан», проведенного ФНИИСЦ РАН, не могут не настораживать. В ситуации мировой гибридной войны, опосредующей смену мирохозяйственных укладов1, раскол российского общества на принципиально различающиеся по своему мировоззрению социальные группы объективно подрывает национальную безопасность. Тем более, что антагонистические по своим идеологическим представлениям группы населения едины в негативной оценке деятельности государственных органов власти и проводимой ими политике.

Как сказано в Евангелии, «Если царство разделится само в себе, не сможет устоять царство то2». Многовековая история нашей страны подтверждает эту истину: крушение государства в начале 17 века и дважды в прошлом веке вызывалось расколом продуктивной элиты общества при разброде в умах большинства населения, вовлекавшегося противоборствующими силами в «бунт бессмысленный и беспощадный». Чтобы выстоять в условиях нарастающей антироссийской агрессии со стороны политического руководства США и их союзников по НАТО, стремящихся любой ценой сохранить глобальное доминирование в условиях кардинальных структурных изменений мировой экономики, российскому обществу необходимы сплоченность, эффективность государственных институтов и доверие к ним населения. Как следует из данного

1 Глазьев С. Последняя мировая война. США начинают и проигрывают. - М.: Книжный мир, 2016.

2 Новый Завет: Евангелие от Марка. - Гл.3, Ст.24.

социологического исследования, первое и последнее необходимое условие самосохранения России не соблюдаются по причине нарушения второго из перечисленных условий. Это состояние общественного сознания отражает хронические болезни современного российского общества, вызванные дисфункциями государственной власти. В статье обосновывается терапевтический подход к их лечению. Это обоснование, как положено, в медицине, начинается с диагноза.

Социально-экономический строй современной России.

Научный анализ начинается с определений. И, хотя, по словам Д.Галифакса, сказанным более трех столетий назад, «человеку, который все называет своими именами, лучше на улицу не показываться - его изобьют как врага общества3», рискнем, определить сложившийся в сегодняшней России социально-экономический строй как «crony capitalism». Эта невиданная ранее в нашей стране система социально-экономических отношений, хорошо известная в западном обществознании, условно по-русски может быть названа «блатным капитализмом». Ее отличительные черты: господство компрадорской олигархии, эксплуатирующей национальные богатства и вывозящей сверхприбыли за рубеж; тесно связанное с ней коррумпированное высшее чиновничество, скрывающее там же свои незаконные доходы; доминирование офшорного бизнеса в наиболее прибыльных отраслях экономики; массовая бедность лишенного социальных лифтов и возможной самоорганизации большинства населения; высокое имущественное неравенство. Для этой системы характерны: либеральный режим трансграничного перемещения капитала; ориентация денежно-кредитной политики на обогащение спекулянтов, а не инвесторов; сочетание гипертрофированного значения контролирующих органов и отсутствия ответственности распорядителей государственными ресурсами, порождающее коррупцию; повышенное налогообложение производственной деятельности при уклонении от налогов спекулянтов, экспортеров капитала и рантье; сверхконцентрация доходов и богатства в столице на фоне беднеющей провинции. Такие системы являются типичными для слаборазвитых стран третьего мира, лишенных национального суверенитета и управляемых марионеточными правительствами, обслуживающими интересы западных транснациональных корпораций. Эти правительства могут исповедовать разную идеологию - от ультралиберальной до неофашистской. Общей для них является непререкаемость навязываемых Вашингтонскими финансовыми организациями

3 Д.Галифакс. Письмо к несогласному. 1687 г.

142

догм рыночного фундаментализма: свобода трансграничного движения капитала, отсутствие государственного планирования и ценообразования, неограниченный доступ иностранного капитала к национальному имуществу, включая государственные активы.

Необходимо констатировать, что принципиально изменить социально-экономическое устройство, сформировавшееся в России в 90-е годы в результате политики «шоковой терапии», до сих пор не удалось. Российское общество характеризуется запредельным социальным неравенством, о чем свидетельствует структура распределения доходов и собственности населения. Причина этого неравенства заключается в сверхконцентрации хозяйственной власти в руках узкой прослойки капиталистов и руководителей государственных банков и корпораций. Поскольку ни те, ни другие фактически не контролируются государственными регуляторами и не несут никаких социальных обязательств, они присваивают основную долю доходов от хозяйственной деятельности. Доля заработной платы, которая является единственным источником доходов, согласно данным опроса, для 70% населения, в использовании ВВП составляет около 50% в отличие от 60-80%, характерных для развитых стран.

Особенностью властвующей в экономике прослойки капиталистов является не только ее исключительно малочисленный, но и компрадорский характер. Более половины прав собственности в промышленности оформлены на офшоры. Многие руководители государственных банков и корпораций вкладывают свои доходы в зарубежные активы и занимаются вывозом капитала. Денежные власти поощряют этот вывоз, руководствуясь инструкциями МВФ относительно либерализации валютного регулирования и сдерживания роста денежной массы. Весь постсоветский период российская экономика используется как донор, поставив мировой финансовой системе более триллиона долларов. В этом неэквивалентном внешнеэкономическом обмене Россия ежегодно теряет около 100 млрд.долл. капитала, которые могли бы использоваться в качестве источника для финансирования инвестиций в развитие собственной экономики. Воспроизводство капитала в негосударственном секторе экономики проходит через офшорные счета, на которых оседает значительная часть доходов, образующихся за счет эксплуатации трудовых и природных ресурсов России.

Органы государственной власти пассивно следуют сложившейся системе экономических интересов, участвуя посредством коррупционных механизмов в распределении доходов. Так, денежные власти искусственно завышают

дороговизну денег, создавая для руководителей государственных банков возможности присвоения сверхдоходов на банковской марже и имуществе неплатежеспособных заемщиков. При этом Центральный банк фактически лишил экономику кредита, изымая из нее триллионы рублей вместо того, чтобы генерировать кредитные ресурсы, как это делают центральные банки развитых и успешно развивающихся стран. Отпустив курс рубля в свободное плавание, он отдал его формирование валютным спекулянтам, которые наживаются на манипулировании им за счет обесценения рублевых доходов и сбережений граждан.

Как следует из данных опроса, население интуитивно понимает, что российская экономика искусственно втянута в кризис, оказавшись в стагфляционной «ловушке» вследствие действий денежных властей, многократно усугубивших последствия введенных США и их союзниками санкций. Во многом это является следствием результирующего вектора интересов сложившегося в российской властвующей элите расклада сил.

Во-первых, крайним ослаблением позиций общественных групп, двигающих научно-технический прогресс (НТП) и заинтересованных в развитии производительных сил на передовой технологической основе: научного сообщества, деморализованного реформой Академии наук; инженерного корпуса, большинство представителей которого потеряли работу вместе с ликвидированными в ходе приватизации промышленности отраслевыми конструкторскими бюро, научными и проектными институтами; руководителей высокотехнологических предприятий, резко потерявших вес в отечественной экономике; инженеров, отодвинутых от руководства производственно-технологической деятельностью полуграмотными топ-менеджерами; продуктивной элиты в целом, которую властвующая элита подавляет кланово-коррупционными механизмами подбора и расстановки кадров.

Во-вторых, укреплением позиций сил, чувствующих себя комфортно при нынешнем положении дел и оказывающих активное сопротивление любым переменам: руководителей государственных корпораций, банков и фондов, министерств и ведомств, которых устраивает сложившаяся ситуация распоряжения государственными ресурсами при отсутствии плановых заданий и ответственности за результаты своей работы; сырьевых монополий, заинтересованных в наращивании валютной выручки от экспорта природных ресурсов и продуктов их первичной переработки и сохранении свободы вывоза капитала за рубеж; офшорной олигархии, стремящейся сохранить свое паразитическое существование за границей за счет вывоза доходов от

эксплуатации предприятий в России; валютно-финансовых спекулянтов, манипулирующих рынком; крупных импортеров и иностранных корпораций, которым выгодно отсутствие защиты внутреннего рынка и ограничений на деятельность иностранного капитала, контролирующего уже половину российской промышленности.

В-третьих, усилением влияния групп, парализующих стремления к переменам со стороны недовольных проводимой политикой: государственной бюрократии и контролирующих органов; распорядителей государственными заказами; государственной банковской системы, поставившей под контроль заемщиков, неспособных расплатиться по завышенным ставкам процента. Увеличение процентных ставок сверх уровня рентабельности порождает зависимость отечественных товаропроизводителей от крупнейших банков, руководители которых вместе с аффилированными валютно-финансовыми спекулянтами являются основными бенефициарами проводимой макроэкономической политики.

Используемое в социологическом исследовании деление общества по идеологическим воззрениям на либералов, национал-патриотов и коммунистов с отнесением к первой группе 30%, а к двум следующим 15% населения при идейном безразличии остальных, наводит на мысль, что именно на последних зиждется общественная поддержка нынешних институтов государственной власти. Ведь проводимая ими политика носит не либеральный, не патриотический и не коммунистический характер, а диктуется противоположными им всем по смыслу интересами компрадорской олигархии и коррумпированной части чиновничества. Из 50% идейно безразличных или неопределившихся людей около половины составляет нездоровая часть общества - алкоголики, наркоманы, тунеядцы, преступники - на которых опереться государство не может.

Из этого следует, что социальная опора ныне действующих институтов власти сузилась до непосредственно работающих в них людей - чиновников, военнослужащих, бюджетников. Об этом же говорят результаты выборов, согласно которым правящая партия доминирует в выборных органах власти, опираясь не более чем на 15% избирателей. Им в общественном мнении противостоят 45% идейно мотивированных людей, которых объединяет недоверие к власти и стремление изменить проводимую в стране политику.

Следует отметить, судя по данным опроса в отношении частной собственности и роли государства, население правильно ориентируется в отношении принципов функционирования современной экономики, в которой

формируется новый мирохозяйственный уклад, сочетающий рыночные механизмы с государственным регулированием и планированием социально-экономического развития исходя из цели повышения общественного благосостояния.

Образ современной экономики.

Чтобы построить конкурентоспособную экономику, функционирующую не в режиме примитивного автомата, а учитывающую всю гамму сложных горизонтальных связей и интересов, современное государство должно проводить соответствующую сложности управляемого объекта (в данном случае, всей народнохозяйственной системы) политику. Для этого, как показывает практика успешно развивающихся стран, стратегическое и индикативное планирование, подкрепленное целевым кредитованием инвестиционных проектов и программ, должно сочетаться с рыночной конкуренцией в открытой экономической среде и избирательным государственным регулированием.

Стратегическое планирование указывает перспективные направления развития экономики, опираясь на долгосрочные прогнозы НТП и понимание возможностей опережающего развития национальной экономики в рамках мировой. Индикативное планирование дает ориентиры деятельности органам государственной власти всех уровней по созданию условий для наращивания инвестиционной активности в целях роста производства и повышения уровня жизни населения. Оно также предоставляет предпринимателям возможность воспользоваться этими условиями. Рыночная конкуренция обеспечивает эффективность, а целевое кредитование - финансирование инвестиционных проектов для достижения запланированных целей развития. Государственное регулирование стимулирует деловую активность в направлении роста производства и сдерживает ее деструктивные проявления (вывоз капитала, финансовые пирамиды, и т.п.). Открытость дает возможность импорта передовых технологий и экспорта готовой продукции, побуждая предпринимателей к повышению конкурентоспособности продукции.

Стержнем всей системы регулирования экономики нового мирохозяйственного уклада является всемерное стимулирование инвестиционной и инновационной активности. Ключевую роль в этом играет госсектор, основу которого составляют: государственная банковская система, генерирующая кредит под индикативные планы роста инвестиций и производства; транспортная и энергетическая инфраструктура, развитию которой придается приоритетное значение в государственных планах;

госкорпорации, концентрирующие ресурсы для научно-технического развития экономики, разработки и внедрения передовых технологий. Локомотивом развития служат государственные инвестиции, вслед за ростом которых увеличиваются и частные инвестиции: предприниматели отвечают повышением деловой активности на снижение рисков и используют государственную инфраструктуру.

Именно так начинали скачок в развитии экономики не так давно еще слаборазвитые страны: Китай, Индия, государства Индокитая, а до них -разрушенные войной Япония, Ю.Корея, Германия, Франция. В дальнейшем, по мере роста производства, увеличиваются доходы и сбережения населения, создавая восходящий финансовый поток кредитования новых инвестиций. При этом центробанки продолжают наращивать кредитную эмиссию по каналам коммерческих банков и институтов развития под инвестиционные потребности модернизации и расширения производства, заявляемые в индикативных планах правительства, регионов, городов и корпораций. Особый пример для России представляет опыт КНР, одновременно начавшей переход от директивной к рыночной экономике и сумевшей за прошедший период десятикратно увеличить объем производства и 30-кратно объем инвестиций за счет 15-кртаного роста кредитования реального сектора экономики.

Сами китайцы называют свою формацию социалистической, развивая при этом частное предпринимательство и выращивая конкурентоспособные на рынке корпорации. Коммунистическое руководство Китая продолжает строительство социализма, избегая идеологических клише. Они предпочитают формулировать задачи в терминах народного благосостояния, ставя цели преодоления бедности и создания общества средней зажиточности, а в последующем - выхода на лидирующие позиции по уровню жизни. Они стараются избежать чрезмерного социального неравенства, сохраняя трудовую основу распределения национального дохода и ориентируя институты регулирования экономики на производственную деятельность и долгосрочные инвестиции в развитие производительных сил. В этом общая особенность стран, формирующих «ядро» нового мирохозяйственного уклада.

Примат общественных интересов над частными выражается в характерной для нового мирохозяйственного уклада институциональной структуре регулирования экономики. Прежде всего - в государственном контроле над ключевыми параметрами воспроизводства капитала посредством механизмов планирования, кредитования, субсидирования, ценообразования и регулирования базовых условий предпринимательской деятельности.

Государство при этом не столько приказывает, сколько выполняет роль модератора, формируя механизмы социального партнерства и взаимодействия между основными социальными группами. Чиновники не пытаются руководить предпринимателями, а организуют совместную работу делового, научного, инженерного сообществ для формирования общих целей развития и выработки методов их достижения. В свою очередь, предприниматели вписывают мотив максимизации прибыли и обогащения в этические нормы, защищающие интересы общества. Расширяется использование институтов предпринимательской деятельности, ориентированных не на максимизацию прибыли, а на социально значимый результат - создание и развитие некоммерческих организаций, институтов развития, исламского и православного банкинга. При управлении денежными потоками принимаются во внимание этические нормы и вводятся ограничения против финансирования преступной и аморальной деятельности. На это настраиваются и механизмы государственного регулирования экономики.

Государство в рамках новых технологической и мирохозяйственной формаций обеспечивает предоставление долгосрочного и дешевого кредита, а бизнесмены гарантируют его целевое использование в конкретных инвестиционных проектах для развития производства. Государство предоставляет доступ к инфраструктуре и услугам естественных монополий по низким ценам, а предприятия отвечают за производство конкурентоспособной продукции. В целях повышения её качества государство организует и финансирует проведение необходимых НИОКР, образование и подготовку кадров, а предприниматели реализуют инновации и осуществляют инвестиции в новые технологии. Частно-государственное партнерство подчинено общественным интересам развития экономики, повышения народного благосостояния, улучшения качества жизни. Соответственно, меняется и идеология международного сотрудничества - модель либеральной глобализации в интересах мировой финансовой олигархии сменяется парадигмой устойчивого развития в интересах всего человечества. А также роль и значение денег, вокруг накопления которых в руках властвующей элиты доминирующих государств вращались все вековые циклы накопления капитала.

В новом мирохозяйственном укладе деньги становятся инструментом обеспечения воспроизводства и развития экономики в общественных интересах. В отличие от Банка России, который в интересах международной финансовой олигархии изымает деньги из российской экономики, уничтожает кредит и основной трансмиссионный механизм банковской системы, преобразующий

сбережения в инвестиции, центробанки динамично развивающихся стран (здесь имеем ввиду страны, темпы роста в которых выше среднемировых) создают кредит для финансирования инвестиций в объемах, соответствующих наличным производственным возможностям.

Воспользовавшись определением П.Сорокина 4 , мы назвали новый мирохозяйственный уклад интегральным, подчеркивая главное отличие характерной для него системы государственного управления развитием экономики - обеспечение повышение благосостояния всего общества, а не следование интересам властвующей элиты, а также стремление государства к интеграции интересов различных социальных групп в гармоничную систему производственных отношений. Наряду с П.Сорокиным теорию конвергенции социалистической и капиталистической формаций разрабатывали О.Т. Богомолов и А.Д. Сахаров в СССР, Дж.Гелбрэйт, Дж.Бернхем и У.Ростоу в США. Однако ни в СССР, ни в США эти исследования не были поддержаны властвующей элитой, пребывавшей в состоянии величия своего главенствующего положения в мире и уверенной в бесконечном продолжении своего глобального лидерства.

Эта самоуверенность властвующей элиты обеих частей расколотого между капитализмом и социализмом мира дорого обошлась народу СССР и сыграла злую шутку с американским истеблишментом. Дав себя «развести» американским «партнерам», советское, а затем российское руководство было убеждено в прогрессивности затеянных им изменений. В действительности, демонтировав СССР и, пытаясь имитировать институты американского цикла накопления капитала, они всего лишь разрушили свой центр предыдущего мирохозяйственного уклада, подчинив воспроизводство своей экономики интересам противоположного центра того же мирохозяйственного уклада, став его периферией. В свою очередь, американская властвующая элита, уверовав в окончательную победу в холодной войне с социализмом, бесцеремонно стала навязывать свои интересы всему миру, не замечая снижения конкурентоспособности своей экономики и падения эффективности своей системы управления. До сих пор новая российская властвующая элита не понимает, что села в вагон уходившего в исторический тупик поезда, а продолжающий его вести постаревший американский истеблишмент не желает признать, что в этот тупик его завел. Пока они пребывают в состоянии усугубляющегося самодовольства, Китай, Индия и другие страны формирующегося ядра нового мирохозяйственного уклада уверенно идут по

4 Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. С. 350.

149

пути опережающего развития на волне роста нового технологического уклада и формируют передовой интегральный тип производственных отношений, появление которого лучшие умы обществознания предвидели более полувека назад.

Дисфункции в системе государственного управления - главная угроза общественной безопасности.

В отличие от властвующей элиты, неплохо себя чувствующей на задворках уходящего мирохозяйственного уклада в качестве управляющих российскими активами в американском цикле накопления капитала, большинство населения понимает гибельность проводимой ею политики для России. Опрос показал, что народ понимает основные механизмы развития современной экономики так же, как и неспособность нынешнего правительства их освоить. Население хорошо чувствует дисфункции в системе государственного управления, порожденные сквозной безответственностью органов власти и их руководителей за результаты своей деятельности.

Фиксируемое социологическим опросом падение доверия населения ко всем ветвям власти связано с продолжающимся в течение пяти лет снижением реальных доходов населения, сопровождающимся запредельным уровнем социальной дифференциации. Неспособность Правительства добиться экономического роста при наличии огромных неиспользуемых ресурсов на фоне экономического чуда в Китае и возобновления экономического роста в странах Запада вызывает падение авторитета власти, ее восприятие большинством населения как некомпетентной и недееспособной. Предпринимательское сословие шокировано деятельностью Банка России по уничтожению кредита и запугано нарастающим рейдерством со стороны сетевых сообществ должностных лиц госбанков, силовых структур, судов и фискальных органов.

Около 65% предпринимателей считают, что уголовное преследование используется как инструмент передела собственности, а российское законодательство не предоставляет достаточные гарантии для защиты бизнеса от криминального рейдерства и коррупции. В связи с этим от 35 до 50% представителей малого и среднего предпринимательства высказывают желание продать свой бизнес, не видя перспектив его развития в условиях проводимой макроэкономической политики и коррумпированной правоохранительной и судебной системы.

Клановый характер властных структур на всех уровнях управления и закупорка социальных лифтов лишает молодежь понимания смысла

добросовестного труда и служения Отечеству, провоцирует протестное и девиантное поведение, эмиграционные настроения. Вызревают предпосылки молодежного бунта среди лишенных пиетета к власти подростков, отношение к реальности которых формируется в социальных сетях.

Продуктивная элита общества не верит в способность нынешнего руководства Правительства и Банка России изменить ситуацию к лучшему. Последние надежды возлагаются на Президента, который обладает достаточной властью и доверием народа для осуществления требуемых для развития страны преобразований.

К 2021-2023 гг., согласно прогнозу смены вековых циклов накопления капитала в связи со становлением нового мирохозяйственного уклада, ожидается эскалация ведущейся Вашингтоном мировой гибридной войны. Сочетание объективных интересов властвующей элиты США в сохранении глобальной гегемонии и присущей ей русофобии предопределяют антироссийскую направленность американской агрессии. Ее главный удар будет направлен на организацию революции в России с целью крушения ее государственности, расчленения и установления контроля США и их союзников над территорией Евразии. В этом американская политическая элита видит ключ к удержанию мирового господства, способ сдерживания КНР, необходимое условие предотвращения любой альтернативы американоцентричному мировому порядку.

Для создания революционной ситуации руками государственной банковской системы душится развитие экономики. Осуществляемые сетевыми преступными сообществами должностных лиц госбанков, правоохранительных органов и судов залоговое рейдерство и передел собственности блокирует рост инвестиций. На волне разоблачений роскошной жизни коррумпированной чиновной верхушки и криминальной олигархии формируется враждебная действующей власти контрэлита, всемерно поддерживаемая из-за рубежа.

Устойчивая неспособность правительства добиться исполнения указов президента в области экономического развития вызывает у людей принципиальный вопрос о соответствии системы государственного управления требованиям регулирования воспроизводства современной экономики. Ведь объективно, исходя из имеющейся ресурсной базы, наша экономика может производить сегодня в 1,5 раза больше. У нас нет ограничений роста ни по одному из факторов производства: загрузка производственных мощностей не превышает 60%, скрытая безработица оценивается не ниже 20%, возможности

углубления переработки сырья неограниченны так же, как и активизации научно-технического потенциала страны5.

Следовательно, все мешающие экономическому развитию проблемы сосредоточены в системе государственного управления. И народ, судя по результатам опроса, это прекрасно понимает. Целевые показатели деятельности органов государственной власти в области развития экономики должны задаваться федеральным законом «О стратегическом планировании». Примечательно нежелание Правительства исполнять этот закон, введение в действие которого было отложено на три года сразу же после принятия. Но и по истечении двух лет после этого срока запуск предусмотренных им процедур планирования экономического развития страны оказался непосильной для Правительства задачей. В отсутствие процедур планирования целей, задач и программ экономического развития, а также механизмов их реализации каждое ведомство занято исполнением рутинных процедур, предписанных ему законодательно установленными нормативами. Отсутствие ответственности за результаты порождает имитацию деятельности, оценка которой приобретает субъективный характер.

Как известно, главным фактором современного экономического роста является научно-технический прогресс (НТП). Призывов к переходу на инновационный путь развития с самых высоких трибун было более, чем достаточно. Однако уровень инновационной активности так же, как и доля нашей страны в мировой торговле высокотехнологической продукцией остаются на крайне низком уровне. В системе государственного управления нет обратных связей, ориентирующих экономику на освоение новых технологий. Заявленное несколько лет назад «принуждение к инновациям» не сработало. Хуже того, несмотря на создание многочисленных институтов развития и наделение их немалыми ресурсами и льготами, заметного приращения инновационной активности не наблюдается. Россия остается, по-видимому, единственной страной в мире, где длительное время наблюдается сокращение количества ученых и инженеров, научных институтов, изобретений и новой техники. Расходы на НИОКР остаются в несколько раз ниже советского уровня четвертьвековой давности.

Главная претензия в низкой инновационной активности адресуется государством частному сектору. Вопреки ожиданиям реформаторов приватизация большей части экономики не породила подъема деловой и

5 Глазьев С. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. - М.: Книжный мир, 2018.

инновационной активности, а по объему инвестиций мы едва дотягиваем до половины советского уровня. Причина заключается, с одной стороны, в грубейшем пренебрежении значением производственно-технологической кооперации в ходе приватизационной кампании, следствием чего стало фактическое уничтожение отраслевой науки, в которой были сосредоточены прикладные НИОКР. А, с другой стороны - в проводимой по лекалам МВФ денежно-кредитной политике, последовательно угнетающей инвестиционную активность.

Если последствия дезинтеграции научно-технологического комплекса страны в результате его приватизации преодолевать придется еще много лет, то привести в соответствие с требованиями НТП денежно-кредитную политику большого труда не составляет. Но здесь мы сталкиваемся со встроенными в нее «стабилизаторами», тормозящими экономическое развитие. Их действие уже привело к отмиранию кредитной составляющей этой политики. Как уже говорилось, остановлен трансмиссионный механизм банковской системы, обеспечивающий трансформацию сбережений в инвестиции. Доля инвестиционных кредитов в активах банковской системы упала ниже 5%, а доля займов в финансировании инвестиционной активности предприятий не превышает 10%. Банк России лишил российскую экономику долгосрочного кредита - механизма авансирования современного экономического роста. А процент за кредит - по определению, Шумпетера, налог на инновации - делает невозможным его использование для финансирования развития экономики.

В отличие от других стран, Банк России проводит беспрецедентную в мировой экономической истории политику отсасывания денег из экономики, для кредитования развития которой более двух столетий назад, собственно говоря, и был создан институт центральных банков, реализующих государственную монополию на эмиссию национальных валют. Торможение развития экономики Банком России усугубляется утратой смысла деятельности государственными коммерческими банками. Следуя политике ЦБ, они повысили процентные ставки по выдаваемым кредитам сверх уровня рентабельности предприятий реального сектора экономики. Вместо того, чтобы содействовать его развитию посредством кредитования инвестиций, они высасывают оборотный капитал из своих заемщиков посредством беспрецедентно высокой для госбанков всего мира банковской маржи.

Дисфункция банковской и правоохранительной систем лишает экономику главных механизмов развития - кредита и добросовестной конкуренции. Выжить в этой токсичной среде, где госбанки кредитованию инвестиций предпочитают

присвоение залогов, а правоохранители защите прав собственности - ее захват, могут только крупные госкорпорации и мафиозные структуры, обладающие доступом к рычагам власти. Последние подавляют здоровую предпринимательскую среду, которая вырождается до уровня самозанятого выживанием микробизнеса, активы которого не интересуют рейдеров.

Население, судя по данным проведенного масштабного опроса, интуитивно чувствует эти дисфункции системы государственного управления, хотя не вполне понимает их причины. Этим объясняется расхождение в отношениях населения к банкам и частной собственности. С одной стороны, люди понимают фундаментальное значение этих институтов для нормального воспроизводства современной экономики. С другой стороны, они свидетельствуют очевидные перекосы в их функционировании, наносящие очевидный вред развитию экономики, который оценивается экспертами за последние пять лет в 25 трлн.руб. недопроизведенной продукции и 15 трлн. руб. несделанных инвестиций6. Народ также понимает, что основной причиной указанных дисфункций является отсутствие механизмов ответственности в системе государственного управления. Ручное управление, сколь бы напряженным оно не было, не может компенсировать дисфункции всей системы госуправления. Избавиться от них можно только введением сквозной системы ответственности всех институтов и должностных лиц, облеченных властными и регулирующими полномочиями.

Если начать осуществление предлагаемых мер в ближайшее время, то к началу следующего политического цикла можно успеть провести своевременное властно-идейное преображение, открывающее дорогу опережающему социально-экономическому развитию страны в общенародных интересах. Промедление с назревшими преобразованиями направит неизбежную властно-идейную трансформацию в революционное русло. Через год эрозия этого доверия одновременно с консолидацией поддерживаемой Западом контрэлиты позволит ей пустить глубокие корни в молодежной среде, которые к очередным президентским выборам дадут обильные всходы революционных сил. Вместо превентивной властно-идейной трансформации конструктивной направленности общество вновь погрузится в смуту, чреватую летальным разрушением российской государственности.

Устранение дисфункций в системе управления экономикой как необходимое условие консолидации общества.

6 Глазьев С. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. - М.: Книжный мир, 2018.

Прежде всего, должен, наконец, заработать закон «О стратегическом планировании», подкрепленный действенными нормами об ответственности всех органов исполнительной власти за достижение установленных показателей социально-экономического развития. Целесообразно также принять специальный закон «Об ответственности исполнительной власти за уровень и качество жизни граждан», в котором устанавливается ежегодная процедура отчетности Правительства за результаты своей деятельности, предусматривающая постановку вотума недоверия в случае ухудшения объективных показателей народного благосостояния. Важно, чтобы подотчетными в соответствии с набором объективных показателей и критериев стали и государственные корпорации и компании, формирующие те самые 7080% государственного участия в экономике.

Крайне важно восстановить функциональность государственной банковской системы, руководители которой ворочают втрое большим объемом денег, чем правительство и при этом вообще ни за что не отвечают. Убытки, которые они наносят своим банкам залоговым рейдерством, исправно покрываются за путем докапитализации или депозитами ЦБ. Последний необходимо вернуть как к исполнению своих конституционных обязанностей, так и главной функции денежных властей - созданию условий для максимизации инвестиционной активности. Соответственно и государственные банки из орудия обогащения их руководителей должны стать инструментами государственной инвестиционной политики. Руководители государственной банковской системы должны отвечать за объемы кредитования реального сектора экономики при условии возвратности предоставляемых займов под разумный процент, соответствующий рентабельности обрабатывающей промышленности. Для этого должны заработать целевые кредитные линии, рефинансируемые ЦБ в соответствии с установленными законом о стратегическом планировании приоритетами.

Все функции и органы государственной власти должны работать на развитие экономики. Это касается и фискальных органов, которые от постоянного увеличения налогового бремени по принципу «от достигнутого уровня» должны перейти к четкому и прозрачному исполнению норм налогообложения. Последние тоже должны быть изменены в целях стимулирования инвестиционной и инновационной активности. Расходы на эти цели выведены из налогооблагаемой базы доходов, а структура последних приведена в соответствие с источниками национального дохода: увеличено

налогообложение природной ренты в форме экспортных пошлин на вывоз сырьевых товаров и уменьшены налоги на труд, отменен НДС.

Важнейшее значение имеет восстановление функциональности правоохранительной и судебной систем. Простых решений здесь, как показывают результаты всех попыток их реформирования, не существует. Возможно, следует распространить юрисдикцию суда присяжных на экономические преступления. Может быть, восстановить советскую практику выборности судей населением. Но уж точно необходимы серьезные изменения в уголовном законодательстве, которые бы исключили возможности фабрикации дел по обвинениям в мошенничестве в случаях залогового обеспечения невозвращенных займов. Нужно изменить законодательство о банкротстве, вернув государство в эту сферу в качестве главного контролера и участника соответствующих процедур.

В рамках настоящей статьи нет возможности описывать все меры по восстановлению функциональности системы госуправления развитием экономики. В частности, не затронутыми остались вопросы научно-технической политики, где накопилось множество нерешенных проблем - от хронического недофинансирования НИОКР до формирования реальных институтов стимулирования инновационной активности. Но общий принцип понятен: системное тотальное и сквозное внедрение механизмов ответственности за реальные результаты деятельности; широкое использование нормативного подхода при распределении государственных средств и полномочий; введение плановых показателей управления государственным сектором экономики и деятельности органов власти по развитию экономики с периодической объективной оценкой их достижения.

Устранение дисфункций в системе государственного управления должно сопровождаться идейным преображением государственной власти -формированием объединяющей общество идеологии, интегрирующей интересы всех социальных групп на основе созидательной работы на благо всего общества.

Направления идейного преображения государственной власти.

Согласно закономерностям властно-идейной трансформации современного общества, с момента образования контрэлиты до решающего удара с целью перехвата ею власти проходит обычно от 7 до 12 лет7. Если считать

7 Мониторинг политической температуры российского общества (июль 2019 года) // под ред. С. Сулакшина, С. Захаренко и др. - М.: Центр научной политической мысли и идеологии. -Август 2019 г.

временем ее формирования попытку компрадорской части российской властвующей элиты сорвать возвращение В.В.Путина на пост Президента в 2012 году, то перехват ею власти следует ожидать к президентской кампании 2024 г.

Чтобы предотвратить эту угрозу необходимо осуществить опережающую властно-идейную трансформацию общества на основе уже многократно высказывавшихся Президентом России установок. Они включают:

- рывок в развитии экономики на основе нового технологического уклада, вывод ее на траекторию опережающего развития, новую индустриализацию, резкое повышение инвестиционной и инновационной активности;

- обеспечение социальных гарантий и повышение уровня жизни населения, рост производительности труда и заработной платы, создание условий для реализации творческих способностей личности;

- соблюдение законных прав предпринимателей, защита бизнеса от произвола фискальных и правоохранительных органов;

- возрождение ценностей патриотизма, служения Отечеству;

- защита семейных ценностей;

- поддержка РПЦ и других традиционных конфессий;

- обеспечение национальных интересов и безопасности;

- евразийская интеграция, Большое евразийское партнерство.

К этим уже объявленным, но плохо реализуемым исполнительной властью задачам следует добавить необходимость соблюдения базовой для российского общественного сознания ценности социальной справедливости. Ее воплощение включает в себя: повышение уровня оплаты труда, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов и имущества, налога на наследство, налога на прирост капитала вследствие приватизации, выравнивание зарплат в госсекторе как бюджетников по регионам, так и руководителей по отношению к специалистам.

Для большей убедительности действий по защите национальных интересов необходимо: введение налога на вывоз капитала, изъятие в доход государства природной ренты посредством введения налога на сверхдоходы у недропользователей и экспортных пошлин, реальная деофшоризация экономики, национализация корпораций и имущества, подвергаемых противозаконному захвату противником (пример «Русала»). Необходимо многократно увеличить кредитование инвестиционной активности посредством восстановления специальных инструментов рефинансирования, институтов развития, специальных инвестиционных контрактов.

Это идейное преображение власти предполагает кардинальное обновление властвующей элиты национальным лидером с опорой на народную поддержку. Для осуществления такой трансформации без революционных потрясений целесообразно внедрить в систему управления институт сквозной тотальной ответственности чиновников и органов власти за исполнение указаний главы государства и соблюдение конституционных обязанностей.

После запуска встроенных в систему государственной власти институтов ответственности важно обеспечить их автоматическую работу. Это приведет к очищению системы госуправления от коррумпированных, некомпетентных и недееспособных чиновников в течение трех лет. Одновременно нужно открыть социальные лифты для притока молодых патриотически настроенных на служение Отечеству специалистов.

Выше были перечислены необходимые условия консолидации общества на созидательной основе совместной деятельности и частно-государственного партнерства для достижения целей повышения общественного благосостояния и опережающего развития экономики. Для восстановления народного единства необходима вдохновляющая большинство населения идеология. В ее основу может быть положена концепция социально-консервативного синтеза.

Социально-консервативный синтез современной идеологии развития общества и экономики.

Укрепляющая единство российского общества идеология не может не иметь глобального значения. Социологический опрос свидетельствует об отсутствии стремления большинства населения к самоизоляции и положительном отношении к международному сотрудничеству. Российской духовной традиции свойственна глобальность или, по выражению Достоевского, всемирная отзывчивость. Поэтому предлагаемая автором этих строк концепция социально-консервативного синтеза разработана как идеологическая основа не только консолидации российского общества в условиях перехода к интегральному мирохозяйственному укладу, но и выстраивания соответствующего ему миропорядка.

Идеологическим фундаментом для нового социоэкономического устройства и миропорядка (системы отношений в рамках нового мирохозяйственного уклада) может стать концепция социально-консервативного синтеза, объединяющая систему ценностей мировых религий с достижениями социального государства и научной парадигмой устойчивого

развития 8 . Эта концепция может использоваться в качестве позитивной программы для гармонизации социально-культурных и экономических отношений как в национальном, так и в мировом масштабе.

Гармонизация социально-экономических отношений достижима только с опорой на фундаментальные ценности, разделяемые всеми основными культурно-цивилизационными общностями. К числу таких ценностей относятся принцип недискриминации (равенства людей) и декларируемая всеми конфессиями любовь к ближнему без разграничения человечества на «своих» и «чужих». В данном понимании они могут выражаться в понятиях справедливости и ответственности, а также в юридических формах прав и свобод граждан. Причем фундаментальная ценность человеческой личности и равенства прав всех людей вне зависимости от их вероисповедания, национальной, классовой и какой-либо еще принадлежности должна быть признана всеми конфессиями. Основанием для этого, во всяком случае, в монотеистических религиях, является принятие единства Бога и того, что каждое вероучение указывает к нему свою дорогу спасения человека, имеющую право на существование. Исходя из такого понимания, можно устранить принудительно-насильственные формы межрелигиозных и межнациональных конфликтов, перевести их в плоскость идеологически свободного выбора всякого человека. Необходимо выработать правовые формы участия конфессий в общественном жизнеустройстве и разрешении социальных противоречий. Это позволит нейтрализовать одну из самых разрушительных технологий американской стратегии ведения мировой хаотической войны - использование межконфессиональных противоречий для разжигания межрелигиозных и межнациональных вооруженных конфликтов, переходящих в гражданские и региональные войны.

Вовлечение конфессий в формирование социально-экономической и международной политики даст нравственно-идеологическую опору для предотвращения этно-национальных конфликтов и создаст предпосылки для перевода межнациональных противоречий в конструктивное русло, их снятия посредством разнообразных инструментов государственной социальной программы. В свою очередь, включение конфессий в разработку и реализацию социальной политики подведет под государственные решения нравственное основание. Это поможет обуздать дух вседозволенности и распущенности, доминирующий сегодня во властвующей элите развитых государств,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Глазьев С. Социалистический ответ либеральной глобализации. М.: АПН, 2006.

восстановить понимание социальной ответственности власти перед обществом. Пошатнувшиеся сегодня ценности социального государства получат мощную идеологическую поддержку. В свою очередь, политическим партиям придется признать значение фундаментальных нравственных ограничений, защищающих основы человеческого бытия. Все это будет способствовать осознанию глобальной ответственности политических лидеров и ведущих наций за гармоничное развитие международных отношений и содействовать успеху антивоенной коалиции.

Концепция социально-консервативного синтеза дает идеологическую базу для реформирования валютно-финансовых и экономических отношений, исходя из принципов справедливости, взаимного уважения национальных суверенитетов и взаимовыгодного обмена. Их реализация требует существенного ограничения свободы действия рыночных сил, постоянно порождающих дискриминацию большинства граждан и стран по доступу к материальным благам.

Либеральная глобализация подорвала возможности государств влиять на распределение национального дохода и богатства. Транснациональные корпорации получили право бесконтрольного перемещения ресурсов, ранее контролировавшихся государствами. Последние оказались вынуждены сокращать степень социальной защищенности граждан, чтобы сохранять привлекательность своих экономик для инвесторов. Одновременно уменьшилась эффективность государственных социальных инвестиций, потребители которых освободились от национальной принадлежности. В результате присвоения растущей части генерируемых в мировой экономике доходов американоцентричной олигархией происходит снижение уровня жизни населения большинства стран с открытой экономикой, усиление дифференциации граждан по доступу к благам, вновь растет социальное неравенство. Для преодоления этих разрушительных тенденций необходимо изменение всей архитектуры международных финансово-экономических отношений путем введения ограничений на движение капитала с целью блокирования возможностей его ухода от социальной ответственности, с одной стороны, и выравнивания издержек социальной политики национальных государств, с другой стороны.

Сужение границ уклонения капитала от социальной ответственности включает ликвидацию офшорных зон, позволяющих ему уходить от налоговых обязательств и признание права национальных государств регулировать его трансграничное перемещение. Выравнивание социальных издержек различных

государств потребует формирования глобальных минимальных стандартов, предусматривающих опережающее повышение уровня социального обеспечения населения относительно бедных стран. Для этого следует заработать международные механизмы выравнивания уровня жизни населения, что предполагает создание соответствующих инструментов их финансирования.

Концепция социально-консервативного синтеза предусматривает решение задачи формирования глобальных механизмов социальной защиты как элементов интегрального мирохозяйственного уклада. Например, для обеспечения их деятельности может быть введен налог на валютообменные операции в размере 0,01% от суммы транзакций. Такой налог должен взиматься на основе соответствующего международного соглашения в рамках национальных налоговых законодательств и перечисляться в распоряжение уполномоченных международных организаций.

Работа в парадигме социально-консервативного синтеза должна вестись одновременно по нескольким направлениям с участием ведущих экспертов, пользующихся международным авторитетом:

- организация диалога между социалистическими (социал-демократическими) программами и социальными доктринами мировых религий;

- разработка предложений по формированию новой архитектуры глобальных финансово-экономических отношений;

- формирование условий обеспечения добросовестной конкуренции в международном экономическом обмене;

- создание механизмов выравнивания социальных издержек национальных государств посредством развертывания соответствующих глобальных программ под эгидой компетентных международных организаций за счет введения глобального налога на валютообменные операции;

- обеспечение условий для открытого международного технологического и информационного обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.