Научная статья на тему 'КАК РАЗВИТЬ НАВЫК АРГУМЕНТИРОВАННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО, РУССКОГО, АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ?'

КАК РАЗВИТЬ НАВЫК АРГУМЕНТИРОВАННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО, РУССКОГО, АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ / ТЕКСТ / РЕЧЬ / ТОЧКА ЗРЕНИЯ / ВЫСКАЗЫВАНИЯ / ИЗЛОЖЕНИЕ / ПОЗИЦИЯ / АНАЛИЗ / ЗАТРУДНЕНИЯ / СТРАТЕГИИ / ПРИЕМЫ / РЕЗУЛЬТАТ / АНКЕТИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА / УБЕЖДЕНИЕ / SKILLS / TEXT / SPEECH / POINT OF VIEW / STATEMENTS / PRESENTATION / POSITION / ANALYSIS / DIFFICULTIES / STRATEGIES / TECHNIQUES / RESULT / QUESTIONNAIRE / STRUCTURE / CONVICTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамлеева Салтанат Бекентаевна, Камбарова Куралай Сыдыкбековна, Менлибаева Асель Болатовна

В статье анализируются актуальные методы, которые способствуют развитию у учащихся навыков устной и письменной речи на основе текстов и аудиовизуального материала. Школьники учатся слушать, понимать и оценивать содержание аудиовизуальных материалов и различных текстов, читать и отвечать на вопросы по прочитанным текстам, а также создавать устные высказывания и собственные тексты, принимая участие в обсуждении различных тем, излагать свою точку зрения, подтверждая ее примерами - доказательствами. Процесс обучения осуществляется через формирование различных видов деятельности: слушания, говорения, чтения, письма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO DEVELOP THE SKILL OF REASONING AMONG 7 GRADE STUDENTS THROUGH THE ANALYSIS OF TEXTS ON THE LESSONS OF THE KAZAKH, RUSSIAN, ENGLISH LANGUAGES?

The article analyzes current methods that contribute to the development of students' skills in speaking and writing based on texts and audiovisual material. Students learn to listen, understand and evaluate the content of audiovisual materials and various texts, read and answer questions about the texts they have read, as well as create oral statements and their own texts, taking part in the discussion of various topics, express their point of view, supporting it with examples - evidence. The learning process is carried out through the formation of various types of activity: listening, speaking, reading, writing.

Текст научной работы на тему «КАК РАЗВИТЬ НАВЫК АРГУМЕНТИРОВАННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО, РУССКОГО, АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ?»

КАК РАЗВИТЬ НАВЫК АРГУМЕНТИРОВАННОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ЧЕРЕЗ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО, РУССКОГО, АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ?

12 3

Мамлеева С.Б. , Камбарова К.С. , Менлибаева А.Б. Email: Mamleeva695@scientifictext.ru

1Мамлеева Салтанат Бекентаевна - учитель русского языка;

2Камбарова Куралай Сыдыкбековна - учитель казахского языка;

3Менлибаева Асель Болатовна - учитель английского языка, Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления, г. Талдыкорган, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируются актуальные методы, которые способствуют развитию у учащихся навыков устной и письменной речи на основе текстов и аудиовизуального материала. Школьники учатся слушать, понимать и оценивать содержание аудиовизуальных материалов и различных текстов, читать и отвечать на вопросы по прочитанным текстам, а также создавать устные высказывания и собственные тексты, принимая участие в обсуждении различных тем, излагать свою точку зрения, подтверждая ее примерами - доказательствами. Процесс обучения осуществляется через формирование различных видов деятельности: слушания, говорения, чтения, письма.

Ключевые слова: навыки, текст, речь, точка зрения, высказывания, изложение, позиция, анализ, затруднения, стратегии, приемы, результат, анкетирование, структура, убеждение.

HOW TO DEVELOP THE SKILL OF REASONING AMONG 7 GRADE STUDENTS THROUGH THE ANALYSIS OF TEXTS ON THE LESSONS OF THE KAZAKH, RUSSIAN, ENGLISH

LANGUAGES? Mamleeva S3.1, Kambarova K.S.2, Menlibayeva A3.3

1Mamleeva Saltanat Bekentayevna - Teacher of the Russian language;

2Kambarova Kuralai Sydykbekovna - Teacher of the Kazakh language;

3Menlibayeva Asel Bolatovna - English Teacher, NAZARBAYEV INTELLECTUAL SCHOOL OF PHYSICS AND MATHEMATICS, TALDYKORGAN, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the article analyzes current methods that contribute to the development of students' skills in speaking and writing based on texts and audiovisual material. Students learn to listen, understand and evaluate the content of audiovisual materials and various texts, read and answer questions about the texts they have read, as well as create oral statements and their own texts, taking part in the discussion of various topics, express their point of view, supporting it with examples - evidence. The learning process is carried out through the formation of various types of activity: listening, speaking, reading, writing. Keywords: skills, text, speech, point of view, statements, presentation, position, analysis, difficulties, strategies, techniques, result, questionnaire, structure, conviction.

УДК 81-139

Среди целей NIS- Program по казахскому, русскому и казахскому языкам в 7 классе стоит развитие у учащихся навыков устной и письменной речи на основе текстов и аудиовизуального материала, при этом необходимо расширять их

словарный запас по темам рассматриваемых разделов. Школьники учатся слушать, понимать и оценивать содержание аудиовизуальных материалов и различных текстов, читать и отвечать на вопросы по прочитанным текстам, а также создавать устные высказывания и собственные тексты, принимая участие в обсуждении различных тем, излагать свою точку зрения, подтверждая ее примерами - доказательствами. Процесс обучения осуществляется через формирование различных видов деятельности: слушания, говорения, чтения, письма.

Наблюдение и анкетирование среди семиклассников показало, что некоторые ученики испытывают затруднения: не могут выразить свою точку зрения, обосновать позицию, привести соответствующие примеры, сделать выводы.

Анкетирование и результаты письменных работ семиклассников на начальном этапе показали, что 60% в группе испытывают трудности при использовании вводных слов при аргументированном высказывании, 82% не умеют писать комментарии к приводимым примерам, 66% затрудняются приводить примеры для доказательства своих суждений. Это привело к пониманию того, что необходимо выстраивать так процесс обучения, чтобы научить школьников аргументировано высказывать свои идеи, поэтому целью профессионального развития на 2019-2020 учебный год стала «Развитие аргументированного высказывания в устной и письменной форме у учащихся через анализ текстов». Исследовательский вопрос «Как развить навык аргументированного высказывания у учащихся 7В класса с казахским языком обучения через анализ текстов на уроках русского языка?», цель исследования: определить эффективные стратегии, которые разовьют навык аргументированной речи учащихся.

Задачи исследования:

4- Изучить теоретические аспекты рассматриваемого вопроса.

Провести анкетирование среди учащихся по выявлению затруднений при составлении аргументированного высказывания.

4- Определить эффективные приемы, стратегии, которые поддерживают учащихся при проведении данного исследования.

4- Разработать систему заданий по разделам для развития навыков аргументированной речи для учащихся 7 класса с казахским языком обучения, а также критерии оценивания устных и письменных высказываний.

Гипотеза: если использовать продуктивные приемы («ПОПС-формула», «Цитата и комментарий», «Дневник двойной записи»», «Фиш боун», «СВОТ-анализ», структура аргументированного высказывания, дескрипторы к заданиям) учащиеся смогут логично и убедительно выстраивать свою точку зрения. Ожидаемые результаты исследования: все учащихся знают структуру аргументированного высказывания, умеют составлять в устной и письменной форме аргументированное высказывание, пишут аргументированного эссе по предложенной теме, умеют оценивать аргументированное высказывание одноклассников.

Ожидаемыми результатами исследования стало:

4- учащиеся знают структуру аргументированного высказывания;

4- учащиеся умеют составлять в устной и письменной форме аргументированное высказывание;

4- учащиеся умеют писать абзацы аргументированного эссе согласно предложенной структуре по теме на основе прочитанного;

4- учащиеся умеют оценивать аргументированное эссе согласно предложенной структуре по теме.

Ученики должны уметь убедить аудиторию в определённой точке зрения и склонить её на свою сторону. Ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая. Поэтому проводилась системная работа над развитием умения у учащихся строить аргументированное высказывание, например, отрабатывались следующие навыки:

-I- знать структуру, композицию построения высказывания;

знать строение и особенности жанровых, композиционно-речевых структур;

4- стилистически правильного оформлять высказывания;

4- структурировать текст в соответствии типом высказывания;

4- уметь писать вступление и заключение согласно классификациям, предлагаемыми E.H. Ильиным, Н.П. Морозовой;

4- формулировать тезис;

4- приводить различные доказательства на локальном, республиканском, международном уровнях, если рассматриваемая тема является социально значимой, или примеры из изучаемого художественного произведения - в поддержку своей точки зрения;

4- делать микровывод;

4- использовать слова-помощники, слова-клише при аргументации;

4- обобщать сказанное или написанное и делать общий вывод.

Школьникам предлагается выразить свое согласие/несогласие по теме, привести 3 аргумента и комментарии к ним, сделать вывод. Таким образом, учащиеся учились выдвигать тезис, аргументы (примеры) и делать микровыводы, состоящие из 1 или 2 предложений, общий вывод. Выдвигая свой тезис, ученики приводили доказательства в поддержку тезиса - факты, утверждения и объяснения, т.е. тезис - аргумент -иллюстрация к аргументу - вывод.

Комплексная работа над данной темой исследования помогала семиклассникам научится убеждать аудиторию в правильности какого-либо положения, что необходимо им не только на уроках русского, казахского, английского языков, но и на предметах естественно-математического направления, так как позволяет мыслить критически и последовательно. Ж. Пиаже по данному поводу писал: «Логика составляет сущность людей и основу форм научного мышления». При этом учащиеся учились комментировать события, факты, явления, мнения, используя аргументацию. Практическая значимость данного исследования в том, чтобы проанализировать программу, цели обучения, приемы, предлагаемые задания, с помощью которых можно развить аргументированную речь учащихся. Однако программа полностью не покрывает обучение учащихся аргументированному высказыванию. Нужно расширять и обогащать их знания и совершенствовать навыки по разделам: «Лексика», «Структура», «Логика изложения», «Иллюстрация к аргументу», «Синтаксис» - вводные слова, написание вводной части к утверждению, основной части. Знать правильный порядок в тексте. Важно не только выразить свое мнение, но и доказать его, приводя примеры, правильно его оформить, используя характерную лексику и организовывая текст.

Согласно теории Брунера, без скаффолдинга (поддержки) для учащихся невозможно достичь ожидаемых результатов, поэтому в процессе обучения и преподавания ученикам необходимо:

4- предлагать шаблон структуры аргументированного высказывния;

4- предоставлять конструктивную обратную связь с рекомендациями по улучшению работы, комментариии на ответы по аргументативному высказыванию;

4- совместно разрабатывать дескрипторы к предлагаемым заданиям;

4- рекомендовать пошаговые инструкции по написанию отдельных частей аргументированного высказывания;

4- знакомить со знаками препинания в сложноподчиненных предложениях;

4- предоставлять примеры аргументов, что к ним относится, готовых эссе;

4- корректировать работы своих одноклассников.

Поэтому в процессе исследования мы использовали различные приемы, стратегии, которые поддерживали наших ученикаов и были направлены на сотрудничество между учителем и учащимися в развитии знаний и навыков через диалог, обмен мнением, вовлеченности учащихся в процесс обучения и формирования

необходимого опыта. Мерсер (2005) тоже указывал на эффективную роль взаимодействия учащихся в парах или группе, потому что дети могли разрабатывать обоснованные аргументы, описывать и комментировать суждения, убеждения. Например, нами использовались такие приемы, как «ПОПС - формула», «Таблица Фила», «5 Почему?», «Дневник двойной записи», «Цитата и комментарий», «Фишбоун», «СВОТ - анализ», которые затем помогли семиклассникам выйти на написание аргументированного эссе. Например, при изучении повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», предлагалось задание «Кто из героев повести Н.В. Гоголя Вам понравился. Почему? Аргументируйте свой ответ». На начальном этапе работы при анализе текста было выявлено, что ученики больше всего испытывали затруднений, т.е. это 55% об общего количества учащихся в группе, в подтверждении примерами своей позиции и формулировке микровыводов после каждого аргумента. Эти данные привели к следующим вмешательствам в процесс обучения:

1. были даны варианты примеров, расшифровка того, что может выступать в качестве примеров, с целью использования их в качестве доказательства при утверждении своей позиции;

2. примеры и задания, где необходимо было составить одно - два предложения -комментария.

Программа 7 класса направлена на то, чтобы учащийся выполнял задачи по созданию текста по типу рассуждения. Для этого работа велась над тем, чтобы:

- во-первых, ученик мог понимать тип рассуждения на уровне определения;

- во-вторых, понимать, какая тема рассматривается, какие можно привести факты действительности, которые подтверждаются очевидцами или специалистами;

- в-третьих, знать композицию аргументированного высказывания: начало -основная часть - краткий вывод, общий вывод;

- в-четвертых, понимать и определять языковые особенности данного типа:

■ на уровне морфологии: используются местоимения, глаголы настоящего времени;

■ на уровне синтаксиса: применяются различные синтаксические конструкции, например, сложноподчиненные предложения с придаточными причины, вводные слова и предложения с прямой речью, которые позволяют передать отношение автора к событию, проблеме и оценке события.

Анализ текстов приводил учеников к внутреннему диалогу (оценивать утверждения, доказательства, аргументы и находить противоречия), вследствие чего одна точка зрения становилась более предпочтительна, чем другая, при том, что остальные школьники могут с ней не соглашаться. В качестве правильности выполнения задания выступали следующие дескрипторы: соблюдает структуру текста - рассуждения; выдвигает тезис, предоставляет аргументы, примеры из прочитанного текста, примеры из художественной литературы, пример из жизни, делает вывод, соблюдает логическую последовательность.

По проделанной работе 75% опрашиваемых отметили, что наиболее эффективными приемами в обучении аргументированному высказыванию стали такие стратегии, как «ПОПС - формула», «Цитата и комментарий», разработанные дескрипторы к заданиям, которые им оказывали поддержку в понимании структуры и выработке навыка. Задача учителя постоянно находиться в поиске рационального для того, чтобы сделать обучение качественным. По этому поводу Ильин Е.П. утверждал: «Никогда не прекращайте поиск, чтобы творчество не стало шаблоном».

Список литературы /References

1. NIS-Program по предметам по казахскому, русскому, английскому языкам для 7

класса, 30.09.2019.

2. EF- Школы английского для детей и подростков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ef.ru/engHshfirst/efblog/reading-and-writing/pishem-bez-oshibok/writing-series-kak-napisat-argumentirovannoe-yes/ (дата обращения: 04.05.2020).

3. David Riddell, Teach English As Foreign Language, Teach Yourself, 364. 15.03.2020.

4. Рефераты и не только. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://neparsya.net/referat/literature/osnov_chertyi_esse / (дата обращения: 04.05.2020).

5. Копилка уроков - сайт для учителей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/pamiatka-po-napisaniiu-essie/ (дата обращения: 13.05.2020).

6. Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: учебно-методическое пособие. Издательство: Русский язык, 200, 20.03.2020.

7. Алимов А. Жазу ж^мыстарыньщ Yлгiлерi. «Интербелсендi эдiстердi жогаргы оку орнында колдану» 198 бет

8. Копилка уроков - сайт для учителей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/uchimsia_pisat_essie/ (дата обращения: 10.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.