Научная статья на тему 'Как привлечь инвестиции в российскую электроэнергетику и обеспечить их эффективность?'

Как привлечь инвестиции в российскую электроэнергетику и обеспечить их эффективность? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / INVESTMENT / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / TARIFF / CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумов Эдуард Борисович, Лохманов Валентин Вячеславович

Включение инвестиционной надбавки в тариф является ключевым инструментом обеспечения инвестиционных программ компаний электроэнергетики. Вместе с тем, постоянный рост тарифов и большое число игроков, заинтересованных в увеличении инвестиционной надбавки, снижают доверие потребителей к отрасли в целом. Необходим механизм привлечения инвестиций не только более прозрачный, но и стимулирующий менеджмент энергетических компаний к более эффективному расходованию средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наумов Эдуард Борисович, Лохманов Валентин Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to attract investments in Russian energy and ensure their efficiency?

Inclusion of investment component in the tariffs is a key instrument for energy companies' investment programs backing. And with it a constant prices growth and a large number of market stakeholders interested in growth of investment component are resulting in reduction of customer trust in industry in whole. It requires a mechanism of investment attraction that will be more transparent and at the same time encouraging utilities management to more effective spending.

Текст научной работы на тему «Как привлечь инвестиции в российскую электроэнергетику и обеспечить их эффективность?»



Как привлечь инвестиции в российскую электроэнергетику и обеспечить их эффективность?

Э. Б. Наумов,

Некоммерческое партнёрство «Инновации в электроэнергетике», генеральный директор, MBA

В. В. Лохманов,

ЗАО «Финансовая Энергетика», член правления, кандидат технических наук

Включение инвестиционной надбавки в тариф является ключевым инструментом обеспечения инвестиционных программ компаний электроэнергетики. Вместе с тем постоянный рост тарифов и большое число игроков, заинтересованных в увеличении инвестиционной надбавки, снижают доверие потребителей к отрасли в целом. Необходим механизм привлечения инвестиций не только более прозрачный, но и стимулирующий менеджмент энергетических компаний к более эффективному расходованию средств.

Ключевые слова: инвестирование, ценные бумаги, потребитель, тарифная политика, инвестиционная составляющая.

Одной из целей реформы электроэнергетики являлось привлечение инвестиций в отрасль, которые, в свою очередь, должны были обеспечить замену устаревшего оборудования и стимулировать распространение новых технологий. Но на деле довольно частое изменение правил игры на энергетическом рынке заставляет инвесторов быть осторожными.

В связи с этим риски, связанные с возрастающим износом оборудования, повышаются, но, даже понимая это, государство и основные игроки адресуют вопрос о решении данной проблемы друг другу. Государство ожидает от компаний инвестиций, а они от государства - гарантий того, что возврат этих инвестиций можно будет хотя бы спрогнозировать.

Проводимая в настоящее время тарифная политика в электроэнергетическом секторе приводит к искусственному (основанному на росте тарифов) перераспределению экономических преимуществ из конкурентных секторов экономики в монопольный. По оценкам экономистов, увеличение тарифов на электроэнергию на 1 % при прочих равных условиях приводит к сокращению промышленного производства в среднем на 0,1-0,18 %. Это негативное влияние существенно различается по отраслям: чем значительнее доля расходов на электроэнергию в затратах, тем сильнее последствия роста тарифов. Наиболее сильно воздействие в этом отношении сказывается на условиях хозяйствования предприятий энергоёмких отраслей промышленности (горнорудная, металлургическая и пр.). Значительный и непредсказуемый рост цен на электроэнергию для конечных потребителей ведёт к постоянному снижению рентабельности инвестиций в промышленности. В результате происходит снижение конкурентоспособности российской промышленности на внутреннем и внешних рынках.

Такое положение дел сковывает модернизацию всей экономики. Отдельные пилотные проекты и «очаговая модернизация» носят имиджевый характер и не меняют картины в целом. Развитие электроэнергетики в России настоятельно требует работаю-

щих механизмов инвестирования в отрасль. Одним из них является включение инвестиционной составляющей в тариф.

Тарифные источники финансирования инвестиций используют не только организации, обеспечивающие передачу и распределение электрической энергии (ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «Холдинг МРСК»), но и некоторые производители электроэнергии -участники конкурентных рынков (ОАО «РусГидро», ОАО «Концерн Росэнергоатом»). Однако следует признать, что в настоящее время в структуре тарифа и так заложено много составляющих, что с одной стороны, приводит к бесконтрольному росту тарифа (заинтересованные стороны стремятся повысить свои доходы), а с другой стороны - к снижению доверия потребителей ко всей отрасли и системе её регулирования.

Политика, ориентированная на опережающий рост тарифов, порождает проблемы в отношении повышения эффективности самих предприятий электроэнергетики, в тарифы которых закладываются инвестиции. Инвестиционные программы плохо поддаются содержательному анализу, а механизмы контроля со стороны потребителей практически не работают.

Проблему пытаются решать - в том числе на государственном уровне. Например, Минэнерго РФ совместно с Минрегионразвития РФ, Минэкономразвития РФ, ФАС и ФСТ РФ подготовили проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения и реализации инвестиционных программ субъектов электроэнергетики», направленный на повышение эффективности инвестиционной и операционной деятельности ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «ФСК ЕЭС». Но несмотря на попытки органов государственной власти улучшить ситуацию в сфере контроля расходования средств в отрасли и декларации самих компаний, вопрос об эффективности инвестиций в отрасли остаётся открытым. В большинстве

случаев ни самоконтроль в электроэнергетических компаниях, ни контроль со стороны органов государственной власти и экспертных организаций не дают такого эффекта, который могла бы дать обратная связь с рынком и потребителем. Такая связь может быть налажена только при изменении существующей системы отношений между потребителями и электроэнергетическими компаниями, в том числе при формировании и реализации инвестиционных программ.

Комплексным решением представляется переход от тарифного финансирования инвестиционных программ к адресным субсидиям из федерального бюджета с одновременным исключением соответствующих расходов из бюджетов электроэнергетических компаний и активному использованию механизмов государственно-частного партнёрства, а в некоторых случаях - переход к чисто рыночным механизмам привлечения инвестиций. Для получения возможности привлечения нетарифных инвестиций энергокомпаниям придётся кардинально улучшить качество инвестиционного процесса, начиная с подготовки прогнозов и обоснований и заканчивая обеспечением эффективности вложений, распределением доходов и прав собственности на результаты. Процесс развития энергетической отрасли в России необходимо сделать более прозрачным и близким к законам рыночной экономики. К примеру, вкладывая деньги в развитие бизнеса, предприниматель-инвестор рассчитывает окупить свои затраты или, как минимум, стать собственником тех активов, на которые были потрачены деньги. В нашем случае потребитель и есть тот полноправный инвестор. Поэтому увеличение тарифа в части финансирования инвестиций в инфраструктуру должно быть связано с предоставлением плательщикам прав инвесторов.

Механизм финансирования инвестиционных программ энергокомпаний должен гарантировать максимальную прозрачность и эффективность. Если механизм привлечения средств не предусматривает возврата инвестиций инвесторам, это снимает с энергокомпаний ответственность и заинтересованность в достижении положительных результатов от внедрения новых технологий и оборудования. Представляется необходимым дополнить данный механизм инструментом, стимулирующим энергетические компании к эффективному расходованию средств, получаемых за счёт надбавки к тарифу и за счёт мер государственной поддержки. Для этих целей предлагается обеспечить инвестиционную составляющую в росте тарифа выпуском ценных бумаг для потребителей.

В общем виде схема взаимодействия участников рынка могла бы выглядеть следующим образом (рис. 1).

Итак, энергокомпания обеспечивает реализацию инвестиционного проекта. Часть финансирования осуществляется за счёт размещения на рынке долговых ценных бумаг компании, например, облигаций, а часть - через повышение тарифа на электроэнергию. В результате потребитель начинает платить за электроэнергию по новому тарифу с уже включенной в него «инвестиционной» надбавкой. Уполномоченный

Облигации

/

Сертификаты

Рис. 1. Схема взаимодействия участников энергетического рьнка

государственный орган распределяет между потребителями сертификаты на суммы, сравнимые с оплаченными потребителями инвестиционными надбавками в тарифах. Имея сертификат, потребитель вправе обратиться в уполномоченный банк, осуществляющий операции с сертификатами, и обменять свой сертификат на облигации энергокомпании, реализующей инвестиционные проекты. Так потребитель становится собственником облигаций энергокомпании с правом требования их погашения. Механизмы погашения облигаций могут быть разнообразны.

Другим участником рынка ценных бумаг может выступать инвестиционная компания. В этом случае потребитель может реализовать инвестиционной компании ценные бумаги по текущей рыночной стоимости, не дожидаясь даты их погашения.

Таким образом, оплачивая инвестиционную надбавку к тарифу за электроэнергию, потребители получают инструмент, позволяющий компенсировать свои расходы, а энергокомпании - стимул к разумному и эффективному подходу использования инвестиционных ресурсов, в отсутствие которого затраты на невостребованные мощности придётся покрывать самой энергокомпании.

Подобный подход обладает целым рядом преимуществ как для отрасли, так и для потребителей. Во-первых, негативная реакция, вызванная ростом тарифа, будет снижена за счёт возможности вернуть потраченные деньги, продав ваучер/сертификат, а в лучшем случае - получить ещё и дополнительный доход. Во-вторых, энергокомпании получат инвестиции, но не в виде дотаций, а на основе понятных и прозрачных рыночных механизмов. В-третьих, подобный механизм может стать стимулом к привлечению частных инвестиций в отрасль и купировать негативные эффекты, связанные с тенденцией возвращения государства в отрасль. Ведь привлечение инвестиций с рынка потребителей будет означать необходимость защиты прав многочисленных частных инвесторов, а также усиление контроля над инвестиционной деятельностью энергокомпаний.

ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / wmv.endi.ru

№ 3(45) 2012, май-июнь

Предложенный подход позволяет избежать двух крайностей, которые таят в себе существенные опасности для развития отрасли. С одной стороны, участие государства в инвестировании (в виде субсидий или дотаций) формирует практику, при которой компании зависимы от государственной поддержки. А значит, если такая поддержка иссякнет, компании либо прекратят свою деятельность по ряду направлений, либо обанкротятся (как, например, в случае с небольшими компаниями, работающими в сфере ВИЭ). С другой стороны, переход к полностью рыночному тарифообразованию не только ведёт к усложнению социальной ситуации, но и значительно снижает возможность прогнозирования и контроля положения дел в отрасли.

Необходимо отметить, что в России существуют достаточно успешные примеры нетарифного финансирования проектов в области развития электроэнергетической инфраструктуры. Например, ОАО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания» (ОАО «ДВЭУК») занимается реализацией инвестиционных проектов, направленных на развитие электроэнергетического комплекса Дальнего Востока и управляет основным объёмом государственных инвестиций. Инвестиционная программа компании в 2009-2010 гг. составила 13,4 млрд рублей. Недавно менеджмент ОАО «ДВЭУК» выступил с инициативой создания консорциума компаний-потребителей электроэнергии в Западной Якутии для реализации проекта по строительству Чаяндино-Талаканского энергокольца.

Основными требованиями, которые должны предъявляться к эффективной системе прогнозирования, должны стать:

1. Публичность и объективность.

В качестве участников системы прогнозирования должны рассматриваться не только электроэнерге-

тические компании. Крупные потребители электроэнергии должны не только поставлять информацию в систему, но и принимать активное участие на всех этапах её построения, в том числе на этапе формирования методологии прогнозирования.

При формировании системы прогнозирования, а также прогнозов, должна широко использоваться практика привлечения независимых экспертов, обеспечивающих баланс интересов участников рынка. Для выполнения данного требования целесообразно создание специальных дискуссионных площадок для обсуждения вопросов построения системы на базе существующих некоммерческих организаций.

2. Совместимость с моделью рынка.

Система прогнозирования и результаты её функционирования (прогнозы) должны стать неотъемлемым элементом конкурентной модели рынка.

3. Чувствительность и маневренность.

Система прогнозирования, а также отдельные её

элементы должны иметь механизмы быстрого выявления изменений условий функционирования электроэнергетического сектора и механизмы принятия своевременных решений по селективной актуализации прогнозов.

Таким образом, повышение эффективности инвестиционной деятельности электроэнергетических компаний и, соответственно, обеспечение закреплённого в законодательстве принципа экономической обоснованности оплаты потребителями электроэнергии мероприятий по развитию объектов электроэнергетики является сложной задачей. Решение указанной проблемы потребует консолидации усилий представителей различных заинтересованных групп: отраслевого профессионального сообщества, органов государственного регулирования, потребителей, финансовых институтов.

How to attract investments in Russian energy and ensure their efficiency?

E. B. Naumov,

Non-profit partnership "Innovation in the Electric Power Industry", CEO

V. V. Lohmanov,

JSC "Financial Power", member of the Board

Inclusion of investment component in the tariffs is a key instrument for energy companies' investment programs backing. And with it a constant prices growth and a large number of market stakeholders interested in growth of investment component are resulting in reduction of customer trust in industry in whole. It requires a mechanism of investment attraction that will be more transparent and at the same time encouraging utilities management to more effective spending.

Keywords: investment, capital, consumer, tariff, investment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.