Научная статья Original article УДК 332.1
doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10744
КАК ПРЕВРАТИТЬ ЗЕЛЁНЫЙ ВОДОРОД В ЭКОНОМИЧЕСКИ ВЫГОДНЫЙ
ЭНЕРГОНОСИТЕЛЬ HOW TO TURN GREEN HYDROGEN INTO AN ECONOMICALLY PROFITABLE
ENERGY CARRIER
BP ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^jj ЖУРНАЛ
Яровова Татьяна Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент, заместитель научного руководителя МИЭП, доцент кафедры управления инновациями, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России (г. Одинцово), E-mail: [email protected]; тел. 8-905-572-97-59
Камчарова Юлиана Александровна, Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России (г. Одинцово), E-mail: [email protected]; тел: 8-912-300-40-75
Yarovova Tatiana Viktorovna, PhD of Pedagogy, Associate Professor, Deputy Scientific Director of MIEP, Associate Professor of the Department of Innovation Management of the Odintsovo Branch of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (Odintsovo) E-mail: [email protected]; tel. 8-905-572-97-59
Kamcharova Yuliana Alexandrovna, Odintsovo branch of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia (Odintsovo), Email: [email protected]; tel: 89773244505
Аннотация. Мир стоит перед серьёзной проблемой изменения климата. Энергетическая трансформация требует значительного перехода в производстве электроэнергии от ископаемых видов топлива к возобновляемым источникам, повышения энергоэффективности и повсеместной электрификации энергопотребления — от
автомобилей до отопления и охлаждения зданий. Тем не менее, не все секторы и отрасли могут легко перейти от ископаемого топлива к электричеству. К трудноэлектрифицируемым (и, следовательно, трудноустранимым) отраслям относятся металлургия, цемент, химическая промышленность, дальние автомобильные перевозки, морские перевозки и авиация.
Зеленый водород обеспечивает связь между растущей и устойчивой генерацией электроэнергии из возобновляемых источников и трудно электрифицируемыми секторами. Также преимущества зелёного водорода включают: потенциал для дополнительной гибкости системы и хранения энергии, что способствует дальнейшему внедрению переменной возобновляемой энергии (VRE); вклад в энергетическую безопасность; снижение загрязнения воздуха; и другие социально-экономические преимущества. Тем не менее, чтобы полностью реализовать свой потенциал, «зеленому» водороду придётся преодолеть несколько барьеров. Главным из этих барьеров является стоимость.
Преодоление барьеров и превращение зелёного водорода из слабого «игрока» в широко распространённый энергоноситель потребует целенаправленных мер и стратегий. Abstract. The world is facing the major issue of climate change. The energy transformation requires a shift in energy production from fossil fuels to renewable sources, an increase of energy efficiency, and a widespread electrification, from cars to heating and cooling buildings. However, not all sectors and industries can easily transition from fossil fuels to electricity. Hard-to-electrify (and therefore hard to eliminate) sectors include metallurgy, cement, chemicals, long-haul trucking, shipping, and aviation.
Green hydrogen provides a link between the growing and sustainable generation of electricity from renewable sources and the hard-to-electrify sectors. Also, the benefits of green hydrogen include: the potential for additional system flexibility and energy storage, which further promotes variable renewable energy (VRE); contributions to energy security; reduced air pollution; and other socioeconomic benefits. However, in order to realize its full potential, green hydrogen will have to overcome several barriers. Chief among these barriers is the cost.
Overcoming the barriers and transforming green hydrogen from a weak «player» into a widespread energy carrier will require targeted measures and strategies.
Ключевые слова: зеленый водород, декарбонизация, стоимость, электролиз, государственные меры
Key words: green hydrogen, decarbonization, cost, electrolysis, government measures
Прежде чем сразу же перейти на анализ именно зеленого водорода, его преимуществ и перспектив на рынке, важно представить водород в целом. Водород - новое решение для труднодекарбонизируемых отраслей.
Водород может обеспечить топливом такие труднодекарбонизируемые отрасли тяжелой промышленности, как сталелитейная, химическая и цементная, которые не могут использовать энергию солнца или ветра. Цементные заводы по всему миру ответственны за более чем 12% глобальных выбросов парниковых газов, больше, чем судоходство и авиация вместе взятые. Богатый водородом сингаз SGH2 - единственное безуглеродное топливо, которое может гореть достаточно жарко для производства цемента. Сталь ответственна за 6-7% глобальных выбросов парниковых газов. Зеленый водород может заменить регенерированный природным газом водород или сингаз, используемый в настоящее время на современных сталелитейных заводах для производства железа прямого восстановления, и устранить загрязняющую и энергоемкую доменную выплавку стали последних двух десятилетий.
Что касается транспорта, водородные топливные элементы могут сделать то, что не могут сделать электрические батареи. Заправка водородом автомобилей на топливных элементах (FCV) как для легких, так и для тяжелых транспортных средств происходит в 25-50 раз быстрее, чем быстрая зарядка аккумуляторов. Запас хода FCV в 2-3 раза больше, и они в 10 раз легче, чем автомобили с электрическими батареями.
Помимо этого, водород может обеспечить недорогое, критически важное долгосрочное хранение для электрических сетей, полагающихся на растущее количество возобновляемой энергии. Водород ускоряет внедрение возобновляемых источников энергии на очень высоком уровне и помогает сбалансировать сеть, работающую с прерывистыми и сезонными потоками генерации от солнечной и ветровой энергии.
И последнее, водород может послужить заменой природного газа и декарбонизировать его во всех сферах применения, начиная с 20% смеси и увеличивая это количество по мере модернизации трубопроводов. Некоторые крупные промышленные конгломераты в Японии уже добавляют до 90% водорода в свои действующие газовые установки, а одна из крупнейших коммунальных компаний Калифорнии планирует добавлять 20% водорода в свои электростанции, работающие на природном газе. Добавление, например, всего 20% водорода в газопроводы Великобритании позволит сократить выбросы 6 миллионов тонн углекислого газа в год, что эквивалентно удалению с дорог 2,5 миллионов автомобилей. Смешивание водорода — это беспроигрышная
стратегия перехода к декарбонизации газовых сетей без крупных инвестиций в инфраструктуру.
Для плавного перехода на зеленый водород, важно упомянуть тот факт, что
существуют различные виды водорода: серый, голубой, зелёный и бирюзовый.
color GREY
HYDROGEN
rocess SMR or gasification
Source Methane or coal
BLUE
HYDROGEN
SMR or gasification with carbon capture (85-95%)
TURQUOISE
HYDROGEN'
GREEN
HYDROGEN
Electrolysis
Рисунок 1: виды водорода
Однако в данной статье будет рассмотрен самый экологически чистый - зеленый.
Среди различных оттенков водорода, зеленый водород - то есть водород, произведённый из возобновляемых источников энергии - является наиболее подходящим для полностью устойчивого энергетического перехода. Наиболее известной технологией производства зеленого водорода является электролиз воды на основе возобновляемой электроэнергии. Существуют и другие решения для производства водорода на основе возобновляемых источников энергии. Однако производство зеленого водорода именно путем электролиза соответствует маршруту «нетто-ноль», позволяет использовать синергию от объединения секторов, тем самым снижая технологические затраты и обеспечивая гибкость энергосистемы. Низкая стоимость ВИЭ и совершенствование технологий снижают стоимость производства зеленого водорода. По этим причинам зеленый водород, получаемый электролизом воды, вызывает все больший интерес. Рассмотрим тогда движущие силы распростнения зелёного водорода.
Во-первых, при использовании водорода получаются низкие затраты на переменную возобновляемую энергию (VRE). Основным фактором затрат на производство зелёного водорода является стоимость электроэнергии. За последнее десятилетие цена электроэнергии, закупаемой у солнечных фотоэлектрических и береговых ветряных электростанций, существенно снизилась. В 2018 году контракты на солнечную энергию заключались по среднемировой цене 56 долларов США/МВт-ч, в то время как в 2010 году она составляла 250. Цены на береговой ветер также снизились за этот период — с 75 долларов США/МВтч в 2010 году до 48 в 2018 году. Новые рекордно низкие цены были
отмечены в 2019 и 2020 годах по всему миру: солнечная фотоэлектрическая энергия была законтрактована по цене 13,12 долларов США/МВтч в Португалии и 13,5 долларов США/МВтч в Объединенных Арабских Эмиратах (Абу-Даби); наземная ветровая энергия была законтрактована по цене 21,3 долларов США/МВтч в Саудовской Аравии, а в Бразилии цены колебались между 20,5 и 21,5 долларов США/МВтч. С учетом постоянно снижающейся стоимости солнечной фотоэлектрической и ветровой электроэнергии производство зелёного водорода становится все более экономически привлекательным.
Во-вторых, важным аспектом в повышении интереса к зелёному водорода являются технологии, готовые к масштабированию. Многие компоненты цепочки создания стоимости водорода уже внедрены в небольших масштабах и готовы к коммерциализации, теперь требуются инвестиции для расширения масштабов. С 2010 года капитальные затраты на электролиз снизились на 60%, что привело к снижению стоимости водорода с 10-15 долларов США/кг до 4-6 долларов США/кг за этот период.
ЦЕЛЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЦЕН ВОДОРОДА ДЛЯ КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ В 2025 Г.
5/кг 7
$6
83
Японии США ЕС
ИсплмяЩМ
Рисунок 2: целевые значения 1(ен водорода для конечного потребитяля в 2025
году
Существует множество стратегий для дальнейшего снижения стоимости и поддержки более широкого внедрения водорода. Стоимость водородных топливных элементов для транспортных средств снизилась по меньшей мере на 70% с 2006 года. Хотя некоторые технологии ещё не продемонстрированы в масштабе (например, суда на аммиачном топливе), расширение масштабов использования зелёного водорода может сделать эти пути более привлекательными по мере снижения производственных затрат.
Третьим важным аспектом являются преимущества для энергосистемы. Поскольку доля ВИЭ быстро увеличивается на различных рынках по всему миру, энергосистеме потребуется государственные цели по созданию энергосистем с нулевым энергопотреблением. К середине 2020 года семь стран уже приняли цели по достижению
нулевых выбросов парниковых газов, обеспечив большую гибкость. Электролизеры, используемые для производства зеленого водорода, могут быть спроектированы как гибкие ресурсы, которые могут быстро наращивать или снижать мощность для компенсации колебаний в производстве ВИЭ, реагируя на цены на электроэнергию. Зеленый водород можно хранить в течение длительного времени и использовать в периоды, когда ВИЭ недоступны для производства электроэнергии с помощью стационарных топливных элементов или газовых турбин с водородным двигателем. Гибкие ресурсы могут уменьшить свёртывание ВИЭ, стабилизировать цены на оптовом рынке и сократить часы с нулевой или ниже нуля ценой на электроэнергию (или отрицательной ценой), что увеличивает возврат инвестиций для возобновляемых генераторов и способствует их расширению. Наконец, рассматриваемый вид водорода подходит для долгосрочного и сезонного хранения энергии, дополняя гидроэлектростанции с насосным накопителем. Таким образом, зелёный водород способствует интеграции более высокой доли ВИЭ в сеть, повышая эффективность системы и экономичность.
Также можно заметить более широкое использование водорода. Предыдущие волны интереса к водороду были сосредоточены в основном на расширении его использования в электромобилях на топливных элементах (FCEV). В отличие от них, новый интерес охватывает множество возможных применений зеленого водорода во всей экономике, включая дополнительное преобразование водорода в другие энергоносители и продукты, такие как аммиак, метанол и синтетические жидкости. Эти виды использования могут увеличить будущий спрос на водород и использовать преимущества возможного синергетического эффекта для снижения затрат в цепочке создания стоимости зеленого водорода. Зеленый водород может, по сути, повысить конкурентоспособность промышленности не только для стран, которые установят технологическое лидерство в его использовании, но и предоставит возможность существующим отраслям промышленности сыграть свою роль в низкоуглеродном будущем. Страны с большими возобновляемыми ресурсами могут получить значительные экономические выгоды, став чистыми экспортерами зеленого водорода в глобальной зеленой водородной экономике.
Интерес множества заинтересованных сторон. В результате всех вышеперечисленных моментов интерес к водороду в настоящее время широко распространен как в государственных, так и в частных структурах. К ним относятся энергетические предприятия, производители стали, химические компании, портовые власти, производители автомобилей и самолетов, судовладельцы и авиакомпании,
многочисленные юрисдикции и страны, стремящиеся использовать свои возобновляемые ресурсы для экспорта или использовать водород для повышения собственной энергетической безопасности. Эти многочисленные игроки также создали партнерства и текущие инициативы для содействия сотрудничеству и координации усилий.
Барьеры на пути использования зеленого водорода
Зеленый водород сталкивается с исключительными для себя барьерами, которые препятствуют его полному вкладу в трансформацию энергетики.
1. Высокие производственные задачи
Зеленый водород, произведенный с использованием электроэнергии, полученной на средней установке ВИЭ в 2019 году, будет в два-три раза дороже серого водорода. Кроме того, внедрение технологий производства зеленого водорода для конечного использования может быть дорогостоящим. Автомобили с топливными элементами и водородными баками стоят как минимум в 1,5-2 раза дороже, чем их аналоги на ископаемом топливе. Аналогичным образом, синтетическое топливо для авиации сегодня, даже на лучших площадках в мире, в восемь раз дороже ископаемого авиационного топлива
2. Отсутствие специализированной инфраструктуры.
До настоящего времени водород производился вблизи мест его использования, а специальная транспортная инфраструктура была ограничена. В мире насчитывается всего около 5 000 километров (км) трубопроводов для транспортировки водорода по сравнению с более чем 3 млн км для природного газа. В мире насчитывается 470 водородных заправочных станций по сравнению с более чем 200 000 бензиновых и дизельных заправочных станций в США и Европейском союзе. Инфраструктура природного газа может быть перепрофилирована для использования водорода, но не во всех регионах мира есть существующая инфраструктура. И наоборот, синтетическое топливо, произведённое из зелёного водорода, может использовать существующую инфраструктуру, хотя ее, возможно, придётся расширить.
3. Энергетические потери. Зелёный водород несёт значительные энергетические потери на каждом этапе цепочки создания стоимости. Около 30-35% энергии, используемой для производства водорода путём электролиза, теряется. Кроме того, преобразование водорода в другие носители (например, аммиак) может привести к потерям 13-25% энергии, а транспортировка водорода требует дополнительных затрат энергии, которые обычно эквивалентны 10-12% энергии самого водорода. Использование водорода в топливных элементах может привести к дополнительным потерям энергии на 40-50%.
Общие потери энергии будут зависеть от конечного использования водорода. Чем выше потери энергии, тем больше мощностей возобновляемой электроэнергии необходимо для производства экологически чистого водорода.
Однако ключевым вопросом является не общее количество необходимых мощностей, поскольку глобальный потенциал возобновляемых источников энергии на порядки превышает спрос на водород, и разработчики зелёного водорода, скорее всего, сначала выберут районы с богатыми возобновляемыми источниками энергии. Ключевой вопрос заключается в том, будут ли ежегодные темпы развития солнечного и ветрового потенциала достаточно быстрыми, чтобы удовлетворить потребности как в электрификации конечных потребителей, так и в развитии глобальной цепи поставок зелёного водорода, а также в стоимости, которую повлекут за собой эти дополнительные мощности.
4. Отсутствие признания ценности. Не существует рынка зелёного водорода, зелёной стали, зелёного судоходного топлива и в реальности нет оценки снижения выбросов парниковых газов, которые может обеспечить зелёный водород. Водород даже не учитывается в официальной энергетической статистике общего конечного потребления энергии, и не существует признанных на международном уровне способов отличить зелёный водород от серого. В то же время отсутствие целей или стимулов для поощрения использования зелёной продукции препятствует многим возможным видам последующего использования зелёного водорода, что ограничивает его спрос.
5. Необходимость обеспечения устойчивости. Электроэнергия может поставляться от установки возобновляемой энергии, непосредственно подключенной к электролизеру, от сети или от смеси этих двух источников. Использование только электроэнергии от станции возобновляемых источников энергии гарантирует, что водород будет зелёным в любой момент времени. Электролизеры, подключенные к электросети, могут производить большее количество часов, что снижает стоимость водорода. Тем не менее, электричество в сети может включать электричество, произведённое на станциях, работающих на ископаемом топливе, поэтому любые выбросы С02, связанные с этим электричеством, необходимо учитывать при оценке экологичности водорода. В результате, для производителей водорода, получаемого электролизом, количество электроэнергии, вырабатываемой ископаемым топливом, может стать препятствием, особенно если относительные выбросы углерода измеряются на основе национальных коэффициентов выбросов.
В рамках анализа зелёного водорода как потенциально экономически выгодного энергоносителя важно рассмотреть основную технологию его производства и ее экономические преимущества и недостатки.
Электролизёр состоит из стека (где происходит фактическое расщепление воды на водород и кислород) и баланса установки, который включает в себя электроснабжение, подачу и очистку воды, сжатие, возможно, электричество и водородные буферы, и переработку водорода. Оба компонента важны для стоимости, поскольку они имеют схожие доли затрат. Наибольший потенциал для снижения затрат в ближайшей перспективе находится в этом балансе установки, в то время как НИОКР необходимы для снижения стоимости стека и повышения его производительности и долговечности, поскольку компромиссы между ними значительны.
Гибкость щелочных и ПЭМ стеков достаточна, чтобы следовать колебаниям ветра и солнца. Однако гибкость системы ограничивается балансом установки (например, компрессорами), а не штабелем. Более того, гибкость в очень коротких временных масштабах (т.е. субсекунды) не является ключевым ценностным предложением для электролизеров, поскольку их ключевая системная ценность заключается в хранении энергии навалом. Это позволяет эффективно отделить изменчивость генерации от стабильности спроса на водород и энергию X (PtX) посредством хранения водорода в газовой инфраструктуре (например, в соляных кавернах, трубопроводах) и хранения жидкого электронного топлива.
Не существует единой технологии электролизера, которая бы лучше работала по всем параметрам. Будущий набор технологий будет зависеть от инноваций и конкуренции между ключевыми технологиями и производителями, что приведёт к технологическим улучшениям и лучшему соответствию различных технологий и конструкций систем в каждом конкретном применении.
figure 1.3 Hydrogen production cost depending on electroiyser system cost, electricity price and operating hours
1 1U! 3Ht * Et" &4ВЭ çni 1 ЗЛ5 44C7 Bin
Ofrt'dl^e hc^s Op^rtfag hftxî
Рисунок 3: зависимость стоимости производства водорода от затрат на
mехнологни электролиза
Несмотря на наличие и зрелость рынка, ПЭМ и щелочные электролизеры воды все еще считаются очень дорогими как с точки зрения САРЕХ, так и ОРЕХ, по сравнению с производством водорода на основе ископаемого топлива. Электролизеры воды ПЭМ на 50%-60% дороже щелочных, что представляет собой дополнительный барьер для проникновения на рынок. Считается, что оба электролизера имеют неиспользованный потенциал для снижения стоимости при учете эффекта масштаба, автоматизации, увеличения доступности компонентов от различных ОЕМ-производителей, массового рыночного спроса и внедрения для хранения энергии (соединение электролизеров с подземными хранилищами или резервуарами).
Для электролизеров АЕМ и твердооксидных электролизеров эти соображения стоимости гораздо сложнее, поскольку за их коммерциализацию отвечают всего несколько компаний. Более того, многие из их компонентов до сих пор используются в лабораторных условиях, и ни один производитель оборудования не отвечает за их производство и коммерциализацию. Это небольшие стеки, и размеры систем достигают всего нескольких киловатт. Хотя эти две технологии все еще могут способствовать низкой себестоимости производства экологически чистого водорода, им предстоит пройти более долгий путь по сравнению со щелочными или ПЭМ. Важно отметить, что АЭМ может использовать менее дорогие материалы (в частности, титан, который может составлять
около половины стоимости стека для ПЭМ), и поэтому АЭМ имеет преимущество перед ПЭМ в потенциале снижения затрат.
Все эти барьеры можно преодолеть с помощью тщательно продуманной политики. Затраты можно снизить за счет экономии на масштабе, инноваций, повышения эффективности и совершенствования производства электролизеров. Некоторые политические меры могут ускорить рост мощностей электролизеров и производства зеленого водорода и тем самым помочь добиться снижения затрат. В то же время другие меры политики могут увеличить финансовые стимулы для производства зеленого водорода, сократив существующий большой разрыв между затратами на производство зеленого и серого водорода. К таким мерам относятся:
— Установление целей по мощности электролизеров, например, цель Европейского союза по увеличению мощности электролизеров до 80 ГВт (40 ГВт в Европе, 40 ГВт в соседних странах) к 2030 году. Подобно целям в области возобновляемых источников энергии, эти цели будут информировать частный сектор об обязательствах стран и помогут привлечь инвестиции.
— Решение проблемы высоких капитальных затрат. Государственные займы, капитальные гранты и другие формы финансовой помощи могут сделать установку электролизеров экономически обоснованной. Например, Великобритания выделила 9,8 млн долларов США на проведение технико-экономического обоснования для увеличения размера электролизеров до 100 МВт и увеличения производственных мощностей до 1 ГВт/год к 2025 году.
— Совершенствование налоговых схем для электролизеров. Стоимость производства зеленого водорода можно снизить за счет снижения налогов и сборов на электроэнергию, используемую электролизерами. Снижение корпоративных, коммерческих налогов и налогов с продаж на зеленый водород также может повысить доходы и норму прибыли на проекты (по аналогии с солнечными панелями)
— Выплата премии за зеленый водород с помощью льготных тарифов или других субсидий. В шести европейских странах уже действуют субсидии на возобновляемый биогаз и биометан, которые потенциально могут быть распространены и на зеленый водород. Программа ББЕ++ в Нидерландах предусматривает субсидии на производство водорода путем электролиза.
— Обеспечение дополнительности производства возобновляемых источников энергии. По мере роста производства водорода необходимо принимать меры для обеспечения того, чтобы электроэнергия, используемая электролизерами, была как можно более
низкоуглеродной и чтобы было достаточно возобновляемой электроэнергии как для прямой электрификации конечных потребителей, так и для производства водорода. Разработчикам политики, возможно, потребуется установить амбициозные цели по увеличению мощностей возобновляемой генерации. Кроме того, разработчики политики могут рассмотреть стимулы и рыночные правила, которые побуждают операторов электролизеров использовать возобновляемую электроэнергию, которая в противном случае была бы сокращена; одной из стратегий может быть размещение электролизеров в районах с периодической перегрузкой сети.
— Увеличение поддержки исследований для повышения эффективности электролизеров, а также для оптимизации и стандартизации конструкций крупномасштабных электролизеров с целью снижения стоимости электролизеров.
— Наибольшие выгоды от эффекта масштаба при производстве электролизеров, по-видимому, будут достигнуты на уровне 1 ГВт/год. Несколько промышленных игроков утверждают, что достигли этого уровня или работают над его расширением. Одной из мер, которую могли бы принять правительства, является установление целевых показателей производственных мощностей, налоговых льгот, грантов и кредитов на расширение мощностей и работа в тесном сотрудничестве с промышленностью. Нидерланды и Великобритания являются примерами того, как это происходит. Предсказуемый 5-10-летний график реализации проектов по электролизу, обусловленный спросом на зеленый водород, станет ключевым фактором для производителей, заставляющим их инвестировать в новые, более крупные и автоматизированные производственные мощности. Неопределенность в отношении спроса на зеленый водород по сравнению с водородом на ископаемом топливе является ключевым препятствием для расширения производства электролизеров: разработчики политики должны тщательно оценить баланс, поскольку опыт инвестиций в «зеленый» водород и производство «голубого» водорода не являются взаимозаменяемыми.
— Применение электролиза воды для получения зеленого водорода пока ограничено, что вносит неопределенность в снижение затрат, которое может быть достигнуто при расширении масштабов производства. Из этого ограниченного опыта следует, что электролизеры имеют такую же зависимость между снижением стоимости и глобальной мощностью, как и солнечные фотоэлектрические установки, что может привести к снижению стоимости на 40%, учитывая целевые показатели мощности, которые уже объявлены правительствами. Одним из действий, которые могли бы предпринять
правительства, является обеспечение прозрачного информирования о затратах, чтобы иметь возможность отслеживать прогресс и определять потенциал.
— Снижение затрат наиболее вероятно на текущем раннем этапе развертывания, когда совокупная развернутая мощность еще невелика, а рынок относительно сконцентрирован в нескольких компаниях. Текущие затраты страдают от недостаточной прозрачности, обусловленной начальной стадией развития отрасли, которая, вероятно, будет устранена по мере ввода в эксплуатацию крупных производственных мощностей и реализации крупных проектов. Это, в свою очередь, будет способствовать выявлению цен и улучшению прогнозов по снижению затрат.
России, как и всему миру, необходимо преодолеть барьеры на пути распространения зеленого водорода. Помимо вышеупомянутых мер, важно принять ряд законодательных и нормативных изменений с целью стимулирования развития новых технологий, и, в первую очередь, обеспечения системного финансирования в России. Возможно, хорошим выходом было бы выделение определенной доли из прибыли или оборотного капитала корпораций ТЭК России на научные разработки по приоритетным отраслям и направлениям - по аналогии с хорошо зарекомендовавшей себя в свое время системой НИОКР.
Список источников
1. Green Hydrogen Cost Reduction: Scaling up Electrolysers to Meet the 1.5C Climate Goal// IRENA 2020 [Электронный ресурс] https://irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2020/Dec/IRENA Green hydrogen cost 2020.pdf (Д ата обращения: 10.12.2021)
2. Hydrogen Production Costs 2021// Department for Business, Energy & Industrial Strategy 08.2021 [Электронный ресурс] https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment
data/file/1011506/Hydrogen Production Costs 2021.pdf (Дата обращения: 11.12.2021)
3. David Jure Jovan, Gregor Dolanc//Can Green Hydrogen Production Be Economically Viable under Current Market Conditions — 2.09.2020 [Электронный ресурс] https://www.researchgate.net/publication/347633296_Can_Green_Hydrogen_Productio n Be Economically Viable under Current Market Conditions (Дата обращения: 11.12.2021)
4. Луи Скайнер. Перспективы использования водорода/ZDentons.-Декабрь 2020 года
5. Яруллин Р.С., Салихов И.З., Черезов Д.С., Нурисламова А.Р. Перспективы водородных технологий в энергетике и в химической промышленности // Известия
высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2021. Т. 23. No 2. С. 70-83. doi: 10.30724/1998-9903 -2021 -23 -2-70-83.
6. Чаусов И.С. Перспективы водородной энергетики с позиции Росси// Национальная технологическая инициатива 2020 [Электронный ресурс] https://energynet.ru (Дата обращения: 15.12.2021)
7. Обзор рынка водорода («серого», «голубого», «зеленого») и оборудования для производства в России и мире [Электронный ресурс] http://www.infomine.ru/files/catalog/248/file_248_eng.pdf (Дата обращения: 15.12.2021)
8. The road to affordable green hydrogen. Harvard John A.Paulson School of Engineering and Applied Sciences May 11, 2021 [Электронный ресурс] https://www.seas.harvard.edu/news/2021/05/road-affordable-green-hydrogen (Дата обращения: 16.12.2021)
References
1. Green Hydrogen Cost Reduction: Scaling up Electrolysers to Meet the 1.5C Climate Goal// IRENA 2020 [Electronic resource] https://irena.org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2020/Dec/IRENA_Green_hydrogen_cost_2020.pdf (Accessed 10.12.2021)
2. Hydrogen Production Costs 2021// Department for Business, Energy & Industrial Strategy 08.2021 [Electronic resource] https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/fil e/1011506/Hydrogen_Production_Costs_2021.pdf (Accessed 11.12.2021)
3. David Jure Jovan, Gregor Dolanc//Can Green Hydrogen Production Be Economically Viable under Current Market Conditions — 2.09.2020 [Electronic resource] https://www.researchgate.net/publication/347633296_Can_Green_Hydrogen_Production_Be_Ec onomically_Viable_under_Current_Market_Conditions (Accessed 11.12.2021)
4. Louis Skinner. Perspectives on Hydrogen Use/Dentons.-December 2020
5. Yarullin R.S., Salikhov I.Z., Cherezov D.S., Nurislamova A.R. Prospects of hydrogen technologies in power engineering and chemical industry // Proceedings of higher educational institutions. Problems of Power Engineering. 2021. Т. 23. №2. С. 70-83. doi:10.30724/1998-9903-2021-23-2-70-83.
6. Chausov I.S. Prospects of hydrogen energy from the position of Russia// National Technological Initiative 2020 [Electronic resource] https://energynet.ru (Date of accession: 15.12.2021)
7. Overview of the market of hydrogen («gray», «blue», «green») and equipment for production in Russia and the world [Electronic resource] http://www.infomine.ru/files/catalog/248/file_248_eng.pdf (Date of reference: 15.12.2021)
8. The road to affordable green hydrogen. Harvard John A. Paulson School of Engineering and Applied Sciences May 11, 2021 [Electronic resource] https://www.seas.harvard.edu/news/2021/05/road-affordable-green-hydrogen (Accessed 16.12.2021)
Для цитирования: Яровова Т.В., Камчарова Ю.А. Как превратить зелёный водород в экономически выгодный энергоноситель // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje. su/rekreacia-i-turizm/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-12-2021 -38/ © Яровова Т.В., Камчарова Ю.А., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.