Научная статья на тему 'Как повысить интерес к решению задач (из опыта работы)'

Как повысить интерес к решению задач (из опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ / СКАЗОЧНЫЕ СЮЖЕТЫ / В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родина Лариса Викторовна

в этой статье автор хочет поделиться своим опытом по формированию у учащихся младших классов интереса к решению задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как повысить интерес к решению задач (из опыта работы)»

Как повысить интерес к решению задач (из опыта работы)

Родина Л.В.

Родина Лариса Викторовна /Ко&па Ьапза УгШогоупа - учитель начальных классов, МОУ СОШ№ 4, г. Маркс, Саратовская область

Аннотация: в этой статье автор хочет поделиться своим опытом по формированию у учащихся младших классов интереса к решению задач.

Ключевые слова: математические понятия, логическое мышление, математические рассказы, сказочные сюжеты, в повседневной жизни.

Умение решать задачи играет в нашей жизни важную роль. Ведь перед каждым человеком жизнь ставит множество задач. И в наше время от человека требуется умение анализировать, сопоставлять, рассуждать, находить различные способы решения выхода из сложившейся ситуации. И школьные задачи готовят человека к взрослой жизни. Решение задач один из труднейших разделов обучения математике. Оно требует не просто отработки навыков определенных математических действий, но и высокого уровня развития интеллекта учащихся. В процессе анализа и решения задач формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развиваются логическое мышление, способность обобщать, классифицировать, развивается речь учащихся. Задачи являются средством развития логического мышления, показывают значение математики в повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической деятельности. Как помочь младшему школьнику научиться размышлять, внимательно читать задачи, запоминать данные и объяснять решение. Работая по этой теме, поняла, чтобы научить ученика решать задачи, нужно научить сначала задачу составлять. Поэтому, в первом классе, дети учатся составлять математические рассказы, и только позже переходят к составлению задач. Этот вид работы младшим школьникам очень нравится, ведь детям свойственно фантазировать, мечтать, сочинять сказки. Вот так, через игру ученики открывают для себя самый важный раздел математики - решение задач. В процессе анализа и решения задач формируются основные математические понятия курса математики начальных классов, совершенствуются вычислительные навыки, развиваются логическое мышление, способность обобщать, классифицировать, развивается речь учащихся. А в процессе составления задачи - ребятам приходится уже предугадывать весь ход задачи, обдумывать данные, правильно подбирать вопрос.

Уже в первом классе стараюсь выполнять эту работу на каждом уроке математики. Использую иллюстрации, сюжетные картинки для составления математических рассказов, а позднее задач. Затем переходим к составлению задач по схематическим рисункам, чертежам, выражениям.

Работая над задачами, обратила внимание на то, что тексты задач порой сухи и неинтересны. А то, что неинтересно, ребенок будет выполнять с неохотой. Чтобы разнообразить эту работу, стала сочинять задачи со сказочным сюжетом. Использую эти задачи при составлении контрольных и самостоятельных работ, для индивидуальной работы и для работы на кружке «Увлекательная логика». Моим ученикам нравится решать такие задачи, они ждут новых задач. А мне в свою очередь приятно видеть, как горят глаза детей, как появляется интерес и желание решать. Хочу поделиться задачами, которые составляла сама для своих учеников.

2-3 класс

1. Сиропчик раздал 9 друзьям по 4 стакана вкуснейшего нектара. После этого у него осталось 12 стаканов. Сколько стаканов вкуснейшего нектара было у Сиропчика?

2. Братец Кролик вскопал грядку прямоугольной формы. Длина грядки 8 метров, а ширина 3 метра. Найди периметр и площадь этой грядки.

3. Для вышивания Золушка вырезала кусок ткани квадратной формы со стороной 7 дм. Найди периметр и площадь этого куска ткани.

4. Для строительства дома Ниф - Ниф подготовил участок прямоугольной формы. Длина участка 24 м, а ширина в 6 раз меньше. Найди площадь и периметр этого участка.

5. Белоснежка жила во дворце в комнате квадратной формы. Найди площадь этой комнаты, если ее периметр равен 32 метрам.

6. Мальчик-с-пальчик помог отцу вспахать полосу земли прямоугольной формы длиной 18 метров и шириной 5 метров. Найди периметр и площадь этой полоски.

7. Братец Лис приготовил ловушку для Братца Кролика квадратной формы. Длина стороны ловушки 3 метра. Найди периметр и площадь этой ловушки.

8. Рыцарь для турнира заказал новый щит прямоугольной формы. Ширина щита 4 дм, а длина в 3 раза больше. Найди периметр и площадь этого щита.

9. Царевна-лягушка вышивала скатерть-самобранку квадратной формы. Найди площадь этой скатерти, если ее периметр равен 40 дм.

4 класс

1. Из двух лесов одновременно, навстречу друг другу вылетели Баба - Яга и Змей Горыныч. Скорость Бабы - Яги 8 км/ч, а Змея Горыныча на 3 км/ч больше. На каком расстоянии находятся эти два леса, если встретились они через 5 часов?

2. Из деревни Простоквашино в город вышел Матроскин со скоростью 8 км/ч, а через 5 часов навстречу ему из города выехал на велосипеде почтальон Печкин и встретил Матроскина через 6 часов. С какой скоростью ехал Печкин, если расстояние между городом и деревней Простоквашино - 172 км?

3. Из дома Деда и Бабы выкатился Колобок и покатился по тропинке и одновременно навстречу ему выскочил Заяц. Заяц бежал со скоростью 9 км/ч, а скорость Колобка на 2 км/ч меньше. На каком расстоянии находятся дом Зайца от дома Деда и Бабы, если встретились Заяц с Колобком через 4 часа?

4. Гномы добыли 640 ц драгоценных камней и сложили в кладовку. Когда несколько центнеров камней Гномы погрузили в 7 тележек поровну в каждую и перевезли в мастерскую, в кладовке осталось 234 ц. сколько центнеров они погрузили на каждую тележку?

5. У Кощея в хранилище 1 230 кг золота. 8 ящиков золота он перепрятал в башню, и после этого в хранилище осталось 718 кг. Сколько кг золота в каждом ящике, если в каждом поровну золота?

6. Василиса Премудрая из 225 м ткани сшила рубашки, расходуя на каждую по 3 метра. А Золушка из 296 м ткани сшила рубашки, расходуя по 4 метра. Кто сшил больше рубашек и на сколько?

7. В Волшебной Стране Жевуны из 1278 желтых кирпичей выкладывали дорожку 9 дней, расходуя кирпичей поровну в день, а Мигуны из 1248 кирпичей за 8 дней. Кто расходовал кирпичей в день больше и на сколько?

8. Лешему, Кикиморе и Водяному вместе 775 лет. Сколько лет каждому, если Лешему и Кикиморе вместе 586 лет, а Кикиморе и Водяному вместе 570 лет?

9. Принцесса загадала 229 загадок Емеле, Ивану Царевичу и Заморскому Принцу. Сколько загадок она загадала каждому, если Емеле и Ивану Царевичу - 182 загадки, а Ивану и Принцу - 210 загадок?

10. Золушка около королевского замка посадила фиалки, розы, гладиолусы и тюльпаны. Фиалок - 15 кустов, роз - 23 куста, а тюльпанов в 3 раза больше, чем гладиолусов. Сколько тюльпанов посадила Золушка, если всего она посадила 86 цветов?

11. Дядюшка Скрудж разложил золото по местам. В подвал он спрятал 115 кг, на чердак - 43 кг, а в банк положил в 3 раза больше, чем в хранилище. Сколько кг золота он положил в банк, если всего у него 638 кг?

12. Мальвина на клумбе прямоугольной формы, длина которой 12 метров, а ширина в 4 раза меньше, решила посеять цветы. Сколько граммов семян ей потребуется, если на каждые 4 м2 требуется 16 граммов семян?

13. Синьор Помидор приготовил грядку квадратной формы со стороной 14 дм и решил засеять редисом. Сколько граммов семян израсходовал Синьор Помидор, если на каждые 2 дм2 расходуется 12 граммов семян?

14. Бабушка, Волк и Красная Шапочка играли в лото. Бабушка выиграла на 8 игр больше, чем Волк. Красная Шапочка выиграла 14 игр. Сколько игр выиграла Бабушка, если всего сыграно 56 игр?

15. Иван Царевич, Емеля и Федя Бочкин рассказали Царевне Несмеяне 324 веселые истории. Иван -Царевич рассказал 75 историй, а Федя в 2 раза больше, чем Емеля. Сколько историй рассказал Федя Бочкин Царевне Несмеяне?

16. Баба - Яга купила участок земли квадратной формы одна сторона, которого 42 метра. 4/6 всей площади она засеяла чертополохом, 2/7 всей площади - дурманом, а на оставшемся участке - обычные сорняки. Сколько м2 занято сорняками?

17. Кощей решил устроить бал в зале прямоугольной формы со сторонами 24 м и 16 м. На У всей площади зала он расставил ловушки, на 5/8 всей площади зала - капканы, а на остальной площади развесил сети. Сколько м2 занимают сети?

18. Незнайка, Знайка и Пончик собирали семена гигантских растений. Пончик собрал 3 ящика, а Знайка в 6 раз больше ящиков, чем Незнайка. Сколько кг семян собрал Знайка, если каждый ящик весит1 050 граммов?

19. Дядя Фёдор, Матроскин и Шарик поймали 32 килограмма рыбы. Матроскин поймал в 3 раза больше, чем дядя Фёдор, а Шарик поймал 4 кг. Сколько денег получит Матроскин, если продаст свою рыбу по 12 рублей 50 копеек за 1 килограмм?

20. Гномы собирали в саду яблоки и груши и укладывали их поровну в каждый ящик. Груш собрали 4 ящика, а яблок 6 ящиков. Сколько собрали груш и сколько собрали яблок, если всего собрано 130 кг фруктов.

21. Василиса Премудрая для вышивки ковра купила 5 клубочков золотой нити и 8 клубочков серебряной. За всю серебряную нить Василиса заплатила 96 монет. На сколько больше заплатила Василиса за серебряную нить, чем за золотую нить, если все клубочки по одинаковой цене?

22. В коллекции у Кощея было 6 стальных иголок и 9 бронзовых иголок. Все иголки он купил у купца по одинаковой цене. Сколько Кощей заплатил за стальные иголки и сколько за бронзовые, если за всю покупку он отдал 105 золотых монет?

23. Баба - Яга купила для своих котов 4 пачки ряженки и 7 пачек кефира по такой же цене. Правда, за кефир ей пришлось заплатить на 51 рубль больше, чем за ряженку. Сколько рублей Баба - Яга заплатила за кефир и сколько за ряженку?

24. Золушка испекла к завтраку 18 ватрушек с творогом, с клубникой в 2 раза больше, а с яблоками столько, сколько с творогом и клубникой вместе. Сколько всего ватрушек испекла Золушка к завтраку?

25. Марья - Искусница купила для вышивки скатерти - самобранки 5 клубков красной нити по цене 12 золотых монет за клубок и 7 клубков желтой нити по цене 11 золотых монет за клубок. Сколько золотых монет заплатила Марья - Искусница за все клубочки?

26. Витя нарисовал 18 драконов. Причем 12 драконов были трехголовые, а 9 драконов умели летать. Сколько трехголовых драконов умело летать?

27. Царь для Царевны Несмеяны пригласил 14 клоунов, фокусников в 3 раза больше, а царевичей столько, сколько клоунов и фокусников вместе. Сколько всего человек пригласил Царь, чтобы рассмешить свою дочь?

28. Кощей для честного боя с богатырем купил 6 дубинок по цене 4 серебряные монеты за каждую и 8 мечей по цене 9 серебряных монет за каждый. Сколько всего серебряных монет истратил Кощей на покупку оружия для честного боя с Богатырем?

29. Лена собрала 27 осенних листьев из сказочного леса. Причем 18 листиков были березовые, а 23 листика были желтого цвета. Сколько желтых березовых листиков в коллекции у Лены?

Задачи выступают и целью обучения и способом обучения. Посредством задач у учащихся формируются математические понятия, исследуются математические законы. Задачи являются средством развития логического мышления, показывают значение математики в повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической деятельности.

Литература

1. Аргинская И.И. «Математика». Методическое пособие к учебнику 1 класса четырехлетней начальной школы. М.: Федеральный научно-методический центр им. Л. В. Занкова. 1999.104 с.

2. Лавриненко Т.А. «Задания развивающего характера по математике». Саратов: «Лицей», 2003. 192 с.

3. Истомина Н.Б. «Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах». М.: Просвещение.1985. 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.