Научная статья на тему 'Социальное самоопределение работающих женщин: проблема диагностики и анализа'

Социальное самоопределение работающих женщин: проблема диагностики и анализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
230
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальное самоопределение работающих женщин: проблема диагностики и анализа»

ческой направленности студентов и их содержательные характеристики, в качестве которых мы используем известные сложившиеся в теории подходы, концепции, принципы, условия образовательно-развивающей деятельности и управления ее качественным развитием (таблица 1).

Таким образом, предложенная нами классификационная схема выделения обобщенных факторов, влияющих на становление и развитие профессиональной направленности, их уточненные на основе системно-культурологического подхода содержательные характеристики позволяют выделить комплекс задач специального исследования, прогнозировать систему его теоретических и практических результатов как динамичную, управляемую и развивающуюся.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 368 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в выс-

шей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 208 с.

3. Давыдов В.В. Содержание и строение учебной деятельности: Теории учения. Хрестоматия. Часть 1. / Под. ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. - М.: МГУ, 1996. - С. 89-94.

4. Зимняя И.А. Педагогическое взаимодействие как проблема психологии образования в высшей школе / Проблемы психологии образования / И.А.Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992.

- С. 18-36.

5. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю.Н. Кулюткин. - М.: Просвещение, 1985. - 128 с.

6. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т. А. Матис, А.Б. Орлов. -М., 1990. - 192 с.

7. Маркова, С.М. Проектирование модели личности специалиста / С.М. Маркова, Е.П. Седых. -

Н. Новгород: ВГИПА, 2004. - 58 с.

Е.В. Курицына СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН: ПРОБЛЕМА ДИАГНОСТИКИ И АНАЛИЗА

В нашей стране происходит становление новых социально-экономических отношений, сопровождающееся появлением организаций, в которых предоставляются коммерческие услуги населению - это туризм, рестораны, производство, магазины, в том числе и ВУЗы. В этих организациях растет профессиональная занятость женщин. Во многих бизнес-организациях на сегодняшний день больше половины штата рабочих - это именно женщины. Они играют важную роль в экономике и в обществе, занимаясь оплачиваемым и неоплачиваемым трудом, и вносят существенный вклад в политическую жизнь и индивидуальные начинания, а также в воспитание детей в семье. Многим из них необходима профессиональная переподготовка и психологическая поддержка. Этот аспект приставляет серьезное направление деятельности служб по работе с персоналом предприятий и организаций. Для проведения диагностической и консультативной работы среди женского персонала необходимы соответствующие методы и процедуры диагностики и анализа. В данной статье рассматривается одна из методических процедур, которую мы ис-

пользовали для анализа социального самоопределения работающих женщин.

С точки зрения Д. Левинсона, В. Стюарт, К. Фарст, Д. Адамс способы проживания жизни мужчин и женщин в зрелом возрасте отличаются настолько, что имеет смысл говорить не о личностных или возрастных, а о гендерных особенностях [14]. Г Крайг пишет, что мужчины проживают взрослую жизнь достаточно однозначно, а у женщин на этом этапе много трудностей. Женщины острее чувствуют конфликт между карьерой и семьей. Вследствие разнородности их устремлений, им значительно труднее достичь своих целей, что ведет к наличию определенных внутри-личностных конфликтов. Представление же мужчин о своем будущем положении и о том мире, который их будет окружать, обычно проще и не столь разнородны, как у женщин [14].

Д. Левинсон также говорит о гендерном расщеплении в проживании жизни как феномене взрослого развития. Женщины решают те же задачи развития, но опыт женщин значительно отличается от мужского опыта. Кроме того, хотя Левинсон утверждает, что переходные периоды,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1 © Курицина Е.В., 2007

как у женщин, так и у мужчин тесно связаны с возрастом, другие исследователи установили, что для женщин стадии семейной жизни являются лучшим индикатором переходов, чем возраст [14].

Как для женщин, так и для мужчин мечта имеет центральное значение. Под мечтой Д. Левинсон понимает конкретную цель или ролевое притязание, которые могут вдохновлять индивида в его деятельности. Но если мужские мечты о будущем носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам часто присуща раздробленность. Женщины стремятся сочетать карьеру и замужество, но умеряют свои мечты, учитывая интересы мужей, и, таким образом, осуществляют традиционные ожидания в рамках современного образа жизни. То есть большинство женщин, по-видимому, острее чувствуют конфликт между карьерой и семьей, чем мужчины. К тому же представление мужчин о своем будущем положении и о том мире, который их будет окружать, обычно проще и не столь разнородны, как у женщин. Женщинам, именно вследствие разнородности их устремлений, значительно труднее достичь своих целей, чем мужчинам [14].

Таким образом, женщины являются более проблематичными с психологической точки зрения, что подтверждается и практикой оказания психологической помощи - женщины обращаются за ней значительно чаще, чем мужчины. Именно эти факты и заставили нас в качестве объекта исследования выбрать женский контингент.

В рамках различных исследований выявлено, что мужская роль традиционно считается инструментальной и деятельной, а женская экспрессивной и коммуникативной. В ходе экспериментальных исследований было установлено, что мужчинам свойственен инструментальный стиль (ориентация на решение проблемы), а женщинам

- более экспрессивный, эмоциональный - склонность к концентрации на чувствах, эмоциональность, стремление к проявлению эмоций и разделению их с другими [3]. Однако, существует мнение, что женский стиль работы оказывается более гибким, женщины более открыты и общительны, чем мужчины. Мужчин часто увольняют с руководящих постов из-за недостаточной гибкости в отношениях с подчиненными, в то время как женщин обычно хвалят за их хорошее взаимодействие с персоналом. По исследованию Е.П. Ильина «настоящая женщина» является достаточно слабой, уязвимой, неуравновешенной, несколь-

ко импульсивной, а «настоящий мужчина», наоборот - сверхнормален, эмоционально устойчив и абсолютно доволен собой [12].

Н. Чодороу считает, во всех обществах существует обусловленный женским воспитанием раздел на частный, домашний мир женщин и публичный, общественный мир мужчин. Жизнь женщин и суждения о них определяют их включение в социальное взаимодействие и личные взаимоотношения по-иному, чем мужчин. Хотя оба пола являются частями, как семьи, так и внесемейного мира, разделение труда по признаку пола таково, что женщина занята в первую очередь в семье, институте отношений, а мужчина - нет. Исходная неотъемлемость материнства и супружества для женщин и их внутрисемейная ответственность за эмоциональные отношения еще более усиливаются способом социальной связи семьи с внесемейным миром [17]. Мужественность, и в этом участвует мать, представляют мальчику как менее доступную, чем женственность. Женский внутренний мир сложнее, чем мужской. Это влияет на участие взрослых женщин во взаимоотношениях с другими.

Гендерные исследования появились и в исследовании организаций. Они являются очень важными и актуальными, так как гендерную специфику необходимо учитывать при работе и обучении персонала, при профессиональном консультировании сотрудников. Женщины в работе часто сталкиваются с трудностями. Часто сотрудники не признают их в качестве лидеров, а мужчины противоборствуют им. Женщины сталкиваются с большим препятствием для карьерного роста, чем мужчины. А также существует возможность гендерных конфликтов в организациях - например, между женщиной-начальником и мужчиной-под-чиненным, который не признает за ней права руководства, поскольку она женщина. Оценка эффективности работы женщин происходит по мужским критериям, что приводит к навязыванию женщинам маскулинного делового стиля. Но появление большого числа женщин в деловом мире меняет отношение к маскулинным ценностям, и они все чаще подвергаются переоценке.

В связи с проблемой профессионального самоопределения личности в литературе все больше говорят об учете специфики профессионализации мужчин и женщин. В настоящее время интерес к данной проблеме стремительно возрос, она начинает рассматриваться в экономическом, правовом, политическом контекстах. Практика

показывает, что необходимо учитывать гендерные особенности в работе с персоналом организаций, разрешении конфликтов, улучшении микроклимата, в обучении и переподготовке персонала, в консультировании сотрудников организаций и т.д. [3].

Данная статья посвящена результатам исследования таких аспектов профессионального самоопределения, как идентичность и самоотно-шение. Это важные факторов профессионализации личности в современных условиях, когда происходит становления новых идентичностей и социальных групп. Идентичность - важный компонент самосознания, образа-Я, который во многом определяет поведение индивида, его мысли и чувства, а также ценности.

Сегодня потребность человека в идентичности выходит по значимости на одно из первых мест. Не случайно в современной психологической литературе большое внимание уделяется проблемам самосознания, изменению менталитета граждан и пониманию своего места в трансформирующейся социальной структуре. Многие проблемы хозяйственного, экономического, политического и культурного плана современной динамичной жизни постоянно подвергают проверке устоявшиеся представления человека о себе и в конечном итоге оказываются вопросами об идентичности [7]. Все это стимулирует стремление ученых к теоретическому осмыслению процесса социального и профессионального самоопределения.

Особенно актуально сегодня проблема динамики, трансформации социальной идентичности, которая относится к числу актуальных и вместе с тем сложных междисциплинарных областей исследования [1]. Ситуация радикальных социальных перемен, появление новых общественных идеалов и ценностей стимулирует процессы конструирования идентификационных структур личности [9].

Объективно происходящие изменения на уровне общества, социальной группы или личности имеют субъективную представленность в рамках общественного или индивидуального сознания [2]. Поэтому социальные изменения и последующий кризис идентичности и ценностей становятся актуальным объектом психологического анализа.

Идентичность в последние годы интенсивно изучается в зарубежной и отечественной психологии, что является, на наш взгляд, совершенно закономерным явлением - реакцией на изменение социально-экономических условий. Мы связываем интерес к этой проблеме, прежде всего, с

новыми требованиями к подготовке профессионалов, которая должна быть качественной, гибкой и порой быстрой. Общественная динамика сопровождается не только сменой социальных ролей, но и появлением новых критериев качества подготовки специалистов.

Анализируя основные проблемы подготовки современных профессионалов, можно выделить две взаимосвязанные предметные области: «идентичность» и «развитие». Идентичность предполагает осознанное внимание к вопросу «Кто Я?», который сопровождает человека на протяжении всей его жизни и обусловливает многие важные моменты жизнедеятельности. Развитие означает направленность на профессиональный рост, новое качество работы, открытость в поиске информации, гибкость в целеполагании и принятии решений [10].

Идентичность и развитие в ходе профессионализации тесно и сложно переплетены: идентичность, с одной стороны, формируется в процессе социального и профессионального развития, с другой, выступает одним из важных показателей становления личности профессионала. В практическом плане это значит, для того, чтобы выжить в новых динамичных социально-экономических условиях, выдержать конкуренцию, обеспечить благополучие своих близких и обеспечить стабильность на будущее, современный профессионал должен быть способен к постоянному развитию и анализу своего места в социальной и профессиональной среде [10].

В связи с проблемами профессионального самоопределения важно уделить внимание социальной идентичности, которая при самом общем рассмотрении включает в себя комплекс показателей, по которым человек соотносит себя с другими людьми и группами [11].

Социальная идентичность в классическом определении А. Тэшфела рассматривается как та часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знаний индивида о собственном групповом членстве, т.е. собственной принадлежности к социальной группе (или группам) вместе с ценностными и эмоциональными проявлениями этого членства [9].

По мнению Е.П. Ильина, невнимание к половому составу экспериментальных групп может приводить к противоречивым результатам и выводам в экспериментах, проводимых по одной методике, в зависимости от того, кто преобладал в выборке -мужчины или женщины. Поэтому актуальным

направлением современных психологических исследований является гендерная проблематика. Именно её необходимо учитывать менеджерам организаций, так как именно в бизнес-организациях возникает много сложностей такого рода [12].

Гендер является одной из базовых характеристик личности, обусловливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: биологический пол; гендерные стереотипы; гендерные нормы и гендерная идентичность.

Гендерная идентичность многими исследователями понимается как аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. Гендерная идентичность является одной из базовых характеристик личности и формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» и других, и в ходе социализации.

Гендер в субъективном сознании личности предстает как усваиваемая в процессе социализации система представлений о себе как о «мужчине» или «женщине». В постоянном «соотнесении себя» с гендерным стереотипом часто понимаемом в качестве эталона (идеального, желаемого образца) человек утверждается во взаимодействии (в обществе) с другими людьми как мужчина или как женщина.

Проведенный анализ показал, что проблема самосознания работающих женщин и оказание им психологической помощи является важной в психологических исследованиях.

Цель нашего исследования - выяснить особенности самоотношения и самосознания женщин, работающих в различных современных организациях.

Мы предположили, что самосознание женщин связано с отношением женщин к себе. Теоретические предпосылки данного предположения следуют из работ Н.Л. Ивановой, С.Р Пантелеева, Т.В. Румянцевой, В.В. Столина и др. В то же время важно отметить необходимость эмпирических исследований по этой тематике в условиях работы конкретных организаций. Эта информация необходима для работы с персоналом, для установления хорошего психологического климата в организациях и для их дальнейшего развития.

Для определения специфики отношения женщин к себе как фактора профессионализации

нами были использованы следующие методики: восьмицветовой тест Макса Люшера; модифицированный тест цветовых отношений (ЦТО). Эти методы позволяют выявить неосознаваемые компоненты, чувства, связанные с предметом исследования.

Цветовой тест Люшера позволяет определить бессознательное отношение к жизни в целом, актуальное состояние человека, его проблематику [15]. В исследовании были использованы 8 основных цветов Люшера: 1- темно-синий, 2 - сине-зеленый, 3 - оранжево-красный, 4 - желтый, 5 - фиолетовый, 6 - коричневый, 7 - черный, 8 - серый цвета. Выполнялась исходная раскладка для испытуемых: цвета раскладывались в порядке предпочтения, от наиболее предпочитаемого к наименее. Важно отметить, что Люшер допускает интерпретацию данных тестирования и на основании однократного выбора. Функция цвета, отражающая субъективное отношение испытуемого к выбранным цветам, определяется и кодируется согласно правилам Люшера следующим образом. «Явное предпочтение» обозначается знаком «+», который присваивается первым двум предпочитаемым цветам. Просто «предпочтение» (3-я и 4-я позиции) отмечается знаком «х» и указывает на истинное положение вещей. «Безразличие» (5-я и 6-я позиции) обозначаются знаком «=» и указывают на невостребованные в данный момент резервы, индифферентную зону, бездействующие свойства личности. «Неприятие» (антипатия) - 7-я 8-я позиции, им приписывается знак «-», их функциональное значение - подавленные потребности. Эта исходная раскладка позволила разделить испытуемых на «благополучную» и «неблагополучную» группы, так как с точки зрения М.Люшера ситуации когда предпочтения отдают ахроматическим цветам - коричне-вому(6), черному(7), или серому(8) (то есть хотя бы один из этих цветов занимает какую - либо из первых трех позиций) могут означать негативное отношение к жизни, а также наличие личностной тревожности. Тревога у Люшера обозначается -«!», восклицательным знаком. Расставляются восклицательные знаки следующим образом:

1) Если серый, коричневый или черный занимают 3-ю позицию - один !

2) Если серый, коричневый или черный занимают 2-ю позицию - два !

3) Если серый, коричневый или черный занимают 1-ю позицию - три !.

Количественной мерой интенсивности тревоги в целом является сумма «!».

ЦТО. В России на основе теста Люшера в 1980х годах был разработан тест цветовых отношений. Его автор - А.М Эткинд, сотрудник Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института имени В. М. Бехтерева [16]. Целью этого теста была клиническая диагностика эмоционального отношения человека к значимым для него людям. Тест основан на предположении о том, что обозначение разных понятий одним цветом является косвенным показателем сходства эмоционального отношения к данным понятиям. Проективный характер теста позволяет исключить социально желаемые ответы и выяснить часто плохо осознаваемое эмоциональное отношение.

В нашей работе мы рассматриваем диагностические возможности сказочной символики применительно к женской выборке. Проективный характер символической продукции неоднократно обосновывался в работах К.Г.Юнга и его последователей. В работах Э.Берна не менее обосновано доказывается существование неосознаваемых жизненных сценариев, основанных на сказочных сюжетах, которые жестко детерминируют поведение индивида. Мы предполагаем, что, выбирая того или иного сказочного персонажа, индивид выбирает определенную модель поведения и взаимоотношений в обществе.

В качестве персонажей испытуемым предлагались: Баба-Яга, Кощей, Василиса, Иван Царевич, Золушка, Иван Дурак. Данные персонажи были отобраны на основании результатов исследований предыдущих лет как наиболее известные большинству испытуемых.

При проведении исследования испытуемым предлагалось сначала расположить цвета в порядке предпочтения (тест Люшера), затем расположить все цвета то наиболее подходящего до наименее подходящего самому испытуемому, а потом разложить все цвета от наиболее подходящего до наименее подходящего всем персонажам.

Исходная раскладка восьмицветового теста Люшера позволила разделить испытуемых на «благополучную» и «неблагополучную» группы, так как с точки зрения М.Люшера ситуации когда предпочтения отдают ахроматическим цветам - коричневому(6), черному(7), или серому(8) (то есть хотя бы один из этих цветов занимает какую - либо из первых трех позиций) могут означать негативное отношение к жизни, а также на-

личие личностной тревожности. При ранжировании женщин, не имеющих ахроматичных цветов при раскладке Люшера, использовались результаты методики ЦТО: респондентки располагались с учетом отношения к себе, то есть от наибольшего значения (плохое отношение к себе) к наименьшему значению (хорошее отношение к себе).

При обработке полученных данных, мы пытались ответить на следующие вопросы:

1. существует ли взаимосвязь между отношением женщин к себе и их отношением к различным сказочным персонажам;

Все испытуемые (50 женщин) были ранжированы от наиболее тревожной (т.е. имеющей наибольший коэффициент тревоги по методике Лю-шера) до наименее тревожной. При ранжировании женщин, не имеющих ахроматичных цветов при раскладке Люшера, использовались результаты методики ЦТО: респондентки располагались с учетом отношения к себе, то есть от наибольшего значения (плохое отношение к себе) к наименьшему значению (хорошее отношение к себе). Отношения женщин к предложенным сказочным героям высчитывались по аналогичной схеме. Проводилась корреляция с помощью методов вариационной статистики (ранговый коэффициент корреляции Спирмена) между тревожностью женщин и отношением к персонажам, между отношением к себе и отношением к персонажам. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1.

тревога ЦТО

ЦТО -0,47** 1,00

Баба-Яга -0,54** 0,36**

Кощей -0,81** 0,35**

Иван-царевич 0,26 0,19

Василиса 0,66** -0,37**

Иван-дурак 0,24 -0,14

Золушка 0,47** -0,11

** - коэффициент корреляции превышает критическое значение на уровне значимости р<0,05 (р0,05(52)=0,35)

2. существуют ли различия в восприятии сказочных персонажей испытуемыми благополучной и неблагополучной групп;

Для выявления значимых различий между группами испытуемых использовался коэффициент корреляции Манн-Уитни при уровне значи-

мости меньше 0,010. Результаты представлены в таблице 2, значимые корреляции выделены жирным шрифтом:

Таблица 2.

Данные ЦТО Ман-Уитни

Г руппы испытуемых 0,003

Баба Яга 0,000

Кощей 0,000

Иван Царевич 0,189

Василиса 0,000

Иванушка-Дурачок 0,110

Золушка 0,010

Таким образом, существуют значимые различия между группами испытуемых: в отношении к себе, в отношении к Бабе Яге, в отношении к Кощею, в отношении к Василисе, в отношении к Золушке.

Были обнаружены также значимые корреляции между различными отношениями внутри групп испытуемых.

Корреляция внутри групп проводилась с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена. Значимые корреляции в неблагополучной группе представлены в таблице 3, они выделены жирным шрифтом, это прямые корреляции.

Таблица 3.

О н а Баба Яга ад « а о и я а ш К , Василиса 8 ' § £ к £ Золушка

ЦТО 1,0 0

Баба Яга 0,3 2 1,0 0

Кощей 0,1 2 0,1 6 1,0 0

Иван Царевич 0,4 1 0,0 1 0,2 9 1, 00

Василиса 0,0 8 0,1 3 0,2 7 0, 04 1,0 0

Иван Дурак 0,1 3 0,0 2 0,1 0 0, 24 0,2 8 1,0 0

Золушка 0,0 1 0,0 9 0,3 3 0, 44 0,3 7 0,2 6 1,0 0

Так у женщин неблагополучной группы прослеживается следующая связь: чем хуже респонденты этой группы относятся к себе, тем хуже они относятся к Ивану Царевичу.

Хотя напрямую отношение к себе в неблагополучной группе испытуемых не связано с отношением к Золушке, выявлена связь между отношениями к этим персонажам, а именно: чем хуже испытуемые относятся к Ивану Царевичу, тем хуже они относятся и к Золушке.

Значимые корреляции в благополучной группе представлены в таблице 4, они выделены жирным шрифтом. Здесь наблюдаются как прямые, так и обратные связи.

Таблица 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о і— 2 сс го ю го ш Кощей Иван 1 Василиса Иван Дурак Золушка

ЦТО 1,

00

Баба Яга 0, 1,

15 00

Кощей - 0, 1,

0, 29 00

02

Иван 0, - - 1,

Царевич 17 0, 0, 00

36 18

Василиса - - - 0, 1,

0, 0, 0, 25 00

12 32 41

Иван 0, - - 0, 0, 1,

Дурак 02 0, 0, 30 43 00

35 33

Золушка 0, - - 0, 0, 0, 1,

11 0, 0, 40 60 46 00

47 34

У женщин из благополучной группы не обнаружено прямой зависимости между отношением к себе и отношением к какому-либо из сказочных персонажей.

3. взаимосвязано ли между собой отношение к различным сказочным персонажам.

Взаимосвязь отношений к различным персонажам сначала выявлялось на всей выборке с помощью методов вариационной статистики (ранговый коэффициент корреляции Спирмена). Это представлено в следующей таблице, где значимые корреляции выделены жирным шрифтом: (таблица 5) Было обнаружено, что отношение к различным персонажам связано между собой: чем лучше отношение к Кощею, тем лучше отношение к Бабе-Яге; чем лучше отношение к Бабе-Яге, тем хуже отношение к Василисе и к Золушке; чем лучше отношение к Кощею, тем хуже отношение к Ивану Царевичу, Василисе, Ивану Дураку и Золушке; чем лучше отношение к Ивану Цареви-

Таблица 5.

БАБА ЯГА КОЩЕИ ИВ.ЦАРЕВИЧ ВАСИЛИСА ИВ.- ДУРАЧОК ЗОЛУШКА

Баба Яга 1,00

Кощей 0,52** 1,00

Ив.Царевич -0,24 -0,30* 1,00

Василиса 0,40** -0,66** 0,24 1,00

Ив.- Дурачок -0,26 -0,31* 0,28* 0,43** 1,00

Золушка -0,34* -0,4** 0,47** 0,56** 0,43** 1.00

* - коэффициент корреляции превышает критическое значение на уровне значимости р<0,05 (р0,05(52)=0,27)

** - коэффициент корреляции превышает критическое значение на уровне значимости р<0,05 (р0,05(52)=0,35)

чу и Василисе, тем лучше отношение к Ивану Дураку и Золушке. В целом можно говорить, что отношение к Бабе-Яге и Кощею противопоставляется отношению ко всем остальным перечисленным персонажам.

В неблагополучной группе испытуемых тесно связано между собой отношение только к двум персонажам: Золушке и Ивану Царевичу. Взаимосвязь прямая, а именно: чем хуже испытуемые относятся к Ивану Царевичу, тем хуже они относятся и к Золушке (см. табл. 3).

В благополучной группе испытуемых выявлено больше взаимосвязей в отношениях к персонажам. Положительное отношение к Золушке связано с хорошим отношением к Ивану Царевичу, Василисе, Иванушке-Дурачку и с отрицательным отношением к Бабе Яге; чем лучше отношение к Василисе, тем хуже отношение к Кощею и лучше к Ивану Дураку (см. табл. 4).

Обсуждение результатов.

Интерпретируя результаты в разных группах женщин можно отметить то, что в благополучной группе респондентов отношение к социально одобряемым персонажам, таким как Золушка, Василиса, Иван Царевич - положительное, а отношение к социально неодобряемым персонажам (Бабе Яге и Кощею) - отрицательное. Важно отметить, что благополучные женщины положительно относятся как к успешным и самостоятельным молодым женщинам, таким как Золушка и Василиса, так и к успешным молодым мужчинам (Иван-Царевич и Иванушка Дурачок). Скорее всего, женщины этой группы терпимо относятся к различным вариантам поведения и открыты к общению.

Все представленные сказочные герои пред-

ставляют собой определенные модели поведения человека в социуме, в том числе и в профессиональной деятельности, и если респондент положительно относится к какому-либо персонажу, возможно, он выбирает для себя модель поведения в реальной среде, например в деловых отношениях. Эти данные могут быть очень важны в диагностике, в обучении персонала, коррекции отдельных качеств.

Так модель «Золушка» - её основные качества

- красота, скромность, трудолюбие, заботливость, иногда отмечается чрезмерная покорность. Этот тип постоянно осваивает новые навыки, умения и ей воздается за это - она получающие в итоге вознаграждение.

Модель «Василиса Прекрасная» - молодая женщина, демонстрирующая социально одобряемые образцы поведения, её основные качества -красота, ум, доброта, властность, справедливость, высокомерие, заносчивость. Она верный друг и помощник, обладающая неземной красотой и великим магическим могуществом, персонаж активный и самодостаточный.

Модель «Баба Яга» - это невыигрышная модель, она постоянно находится в конфронтации со всеми окружающими. Её основные качества - злобность, жестокость, коварство, уродливость. Образ, олицетворяющий темные силы, некое неведомое зло.

Модель «Иван Дурак» - обладает такими качествами, как удачливость, доброта, щедрость, смекалка, и на первый взгляд даже глупость. Источник его сказочного могущества - огромное везение во всех начинаниях. Несмотря на свое прозвище Дурак далеко не глуп, хотя часто иррационален, любит делать все наоборот, рассуждениям предпочитает интуицию, импульсивен и непредсказуем, иногда

невнимателен к советам, гневлив и жесток, но всегда отходчив. Через все сложности проходит с легкостью, берет из всех ситуаций что-то положительное. Имеет высокий уровень именно практического интеллекта, а не теоретического.

Модель «Кощей» - это невыигрышная модель поведения, он постоянно находится в конфронтации со всеми окружающими и в итоге погибает. Основные качества - злобность, коварство, уродливость, жестокость.

Модель «Иван Царевич» - молодой мужчина, демонстрирующий социально одобряемые образцы поведения, его основные качества - сила, храбрость, справедливость, удачливость, доброта. Очень активен и неправдоподобно силен, часто имеет волшебных помощников, очень коммуникабельный может сам обладать исключительными способностями, берет от ситуации все, и использует все возможные ресурсы для решения трудностей.

ВЫВОДЫ:

1. Можно отметить взаимосвязь между отношением женщин к себе и к различным сказочным персонажам: положительное отношение к себе коррелирует с положительным отношением к социально одобряемым сказочным персонажам, а отрицательное отношение к себе у женщин коррелирует с положительным отношением к социально неодобряемым персонажам.

2. Выявлены различия в восприятии сказочных персонажей испытуемыми благополучной и неблагополучной групп, а именно: в отношении к Бабе Яге, Кощею, Василисе, Золушке. К Кощею и Бабе-Яге в благополучной группы преобладает отрицательное отношение, а в неблагополучной группе - амбивалентное и положительное отношение. К таким положительным социально одобряемым женским персонажам, как Василиса и Золушка благополучные женщины относятся в одинаковой степени положительно или амбивалентно, а неблагополучные женщины - амбивалентно или отрицательно.

3. Интересно, что у женщин из неблагополучной группы прослеживается следующая связь: чем хуже респонденты этой группы относятся к себе, тем хуже они относятся к Ивану Царевичу. Можно предположить, что эти женщины испытывают дефицит уверенности в себе, возможности получения помощи извне и веры в удачное стечение обстоятельств.

4. Отношения к различным сказочным персонажам у женщин взаимосвязаны: в неблагопо-

лучной группе испытуемых тесно связано между собой отношение к Золушке и Ивану Царевичу, а в благополучной группе испытуемых - положительное отношение к Золушке связано с хорошим отношением к Ивану Царевичу, Василисе, Ивануш-ке-Дурачку и с отрицательным отношением к Бабе Яге; чем лучше отношение к Василисе, тем хуже отношение к Кощею и лучше к Ивану Дураку.

5. Было обнаружено, женщины с повышенной тревожностью демонстрируют положительное отношение к таким персонажам, которые постоянно оказываются в сложных и порой безвыходных для себя ситуациях (Баба Яга и Кощей Бессмертный). В этом на наш взгляд, проявляется, с одной стороны, их неуверенность, но с другой, некоторая асоциальная направленность и неоправданные желания.

Таким образом, можно говорить о наличии разных моделей самоопределения у женщин и сложностях их диагностики. Методики, которые были использованы в нашем исследовании, позволили выявить интересные данные об отношении работающих женщин к самим себе, особенностях их самосознания и глубинных способах интерпретации своего места в социальной среде. В этом смысле сказочные герои, встающие в нашем исследовании как категории самоидентификации, могут помочь в понимании специфики отношения женщин к себе, разных моделей социальной идентичности. Эти данные важно учитывать в работе с персоналом. Дальнейшее направление исследования связано с анализом сравнительных данных, полученных на женщинах разных возрастов и работающих в разных организациях.

Библиографический список

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 2000.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М., 2001.

3. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2006.

4. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры в которые играют люди. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

5. Грошев И.В. Гендерные корреляты непосредственного поведения процесса общения // Журнал прикладной психологии. - 2000. - N° 5. - С. 33-39.

6. Заев С.В. Гендерная социализация и гендерные образы в сказках // Гендер и молодежь: проблемы карьеры и управления персоналом: (материалы краевой межвузовской научно-практичес-

кой конференции) - Краснодар: ООО «Крайбиб-коллектор», 2002.

7. Заковоротная М.В. Идентичность человека.

- Ростов-н/Д, 1999.

8. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: ООО Речь, 2000.

9. Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности: Дис. ... д-ра психол. наук. - Ярославль, 2003.

10. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и профессиональное становление личности. -Ярославль, 2005.

11. Иванова Н.Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. - 2004. - Т.25. - № 1. - С. 52-60.

12. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. - СПб.: Питер, 2002.

13. Клецина И.С. Гендерная социализация. -СПб.: РГПУ им. А.Н.Герцена, 1998.

14. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

15. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. - Воронеж: МОДЭК, 1993.

16. Собчик Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. - СПб.: Изд-во «Речь», 2001.

17. Чодороу Н., Воспроизводство материнства: психоанализ и социализация пола // Антология гендерных теорий. - Минск, 2001.

Е.В. Терелецкова

ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Главной тенденцией изменения гендерных отношений на уровне семьи в период перехода российского общества к рыночным отношениям стало движение к традиционализму сочетающееся с сохранением потенциала эгалиторизма и с одновременной легализацией и увеличением многообразия и вариативности. О.М.Здравомыслова в своих работах сделала вывод, что происходит движение от семьи советского типа с двойной занятостью работающей матери по направлению к модели семьи с мужем-кормильцем, которую признают лучшей и мужчины и женщины. Характеризуя постсоветскую модель семьи, она отмечает, что «позиции так называемой традиционной семьи с главенством мужчины явно востребованы временем». Согласны с суждением, что «в семье женщина должна заниматься домом и детьми, а мужчина - зарабатывать деньги» 55,6% опрошенных [1]. Опросы российских мужчин и женщин показали, что от 20% до трети придерживаются норм, соответствующих семье традиционного типа, в которой «главенство мужчины-кормильца является четкой гендерной границей».

Баланс патриархальных представлений и эгалитарных норм выражается в том, что широко принимаемая опрошенными идея «мужа-кор-мильца» и «жены, занимающейся домом и детьми» сочетается с признанием того, что главенство в семье не определяется экономическим вкла-

дом супругов, домашняя работа требует их взаимопомощи, а карьера так же важна для женщины, как и для мужчины [1].

В проведенных Ф.Б. Бурхановой исследованиях в Башкортостане, был сделан вывод «о достаточно сильном потенциале традиционализма» [2] в семейно-брачной сфере республики. Результаты факторного анализа выбора респондентами суждений, выражающих традиционные (патри-архатные) и эгалитарные представления о предназначении женщины и гендерном разделении в семье труда и власти дали возможность выявить гендерные типы ценностей. Среди семейных мужчин носители эгалитарных ценностей составили лишь 16,3% (из 49,6%), среди семейных женщин - 22,6% (из 56,7%). Остальные придерживаются традиционных ценностей.

Другой показатель, который отражает то, что в российском обществе происходит движение к традиционной семье, - это доминирующие приоритетные жизненные ориентации женщин. Существуют три основных ориентации женщин: на семью, на работу (карьеру), на сочетание работы и семьи. Исследования показывают, что доминирующим типом жизненных ориентаций современных россиянок является ориентация на семью. Этот факт отражает специфику ценностей и поведения российских женщин по сравнению с женщинами многих развитых западных стран, где преобладает ориента-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1 © Терелецкова Е.В., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.