КАК ПОДГОТОВИТЬ ТЕКСТ НА «ПЯТЁРКУ»?
Ирина Юрьевна Островская,
учитель русского языка и литературы, методист гимназии № 528 г. Санкт-Петербурга, председатель жюри секции «Русский язык» конференции «Победители победителей», член жюри Всероссийской олимпиады школьников по литературе, истории и МХК
Любое исследование, в том числе детское, предполагает результаты. В то же время качество исследовательской работы можно оценить по содержанию текста, в котором она представлена. Педагогам всё чаще приходится заниматься подготовкой учеников к соревнованиям, олимпиадам, конкурсам, штурмам, а учащимся — выполнять исследования. Грамотно составленный и оформленный по их результатам текст — это половина успеха. Рассмотрим примеры, позволяющие педагогу провести подготовительную работу с учеником более продуктивно.
• детские исследования • оформление результатов • выбор темы • содержание
• композиция • библиография • оформление • приложение • практическая значимость
Тема интересная, но формулировка вызывает вопросы
Любое исследование начинается с выбора темы. Это важнейшая составляющая содержания. Именно поэтому формулировка темы, выбор точных и правильных слов, понятий, терминов требует взвешенного решения. Вот наиболее часто встречающиеся ошибки:
1. «Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря
в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило» — слишком узкая тема.
2. Тема сформулирована слишком широко: «Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве»
и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях
А.С. Пушкина»... — по глубине и объёму подобные формулировки соотносимы с заглавиями научных монографий.
3. Тема не соответствует возрасту. Например, «Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета» — 7-й класс: какую педагогическую задачу решал учитель?)
4. Познавательный интерес учащихся не выражен. Как правило, эта проблема возникает при навязывании учащемуся неинтересной темы, или отсутствии желания (способностей) к исследованию.
5. Тема содержит широкую интеграцию: «Исторические и литературные основы сюжета о кавказском пленнике в одноимённых произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник» и В.С. Маканина «Кавказский пленный». Подобные формулировки соответствуют темам докторских диссертаций интегрированного характера.
6. Тема изучается в рамках школьной программы и не несёт дополнительной исследовательской нагрузки. Например, «Проблемы образования и воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», «Традиции сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», «Загадки «Слова
о полку Игореве», «Крепостническая Россия на страницах поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», «Реализм в произведении Н.В. Гоголя «Шинель», «Петербург в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя», «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни», «Главный герой в романтической поэме «Мцыри».
7. Некорректная формулировка. Например, «Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения), «Сонет» (какая направленность в исследовании жанра выбрана в качестве темы?), «Традиции древнерусской духовной литературы» (традиции в чём? чьи? где?), «Особенности классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» (классицизм — художественная система, поэтому предметом исследования могут быть частные проявления этой системы конкретным автором в конкретном произведении, а не на всю систему — ошибка концептуальная), «Жертвы века (о Николае II)» (тема не отражает характера исследования, скорее, носит описательный, реферативный характер), «Прототипы героев некоторых басен Крылова, изображённых на пьедестале памятника в Летнем саду» (тема не может не вызвать улыбки, так как большая часть героев — животные. Скорее всего, не найдены точные слова, раскрывающие предмет исследования, — речевая ошибка), «Эссе по творчеству М. Горького, В. Маяковского, В. Распутина» (сама тема снимает с работы статус исследования, переводя работу в статус сочинения — фактическая ошибка), «Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама» и одноимённая опера П.И. Чайковского» (тема построена по принципу однородного ряда без указания системообразующего принципа однородности — грамматическая ошибка), «Грибоедов и декабристы» (тема построена по принципу однородного ряда без указания системообразующего принципа однородности — грамматическая ошибка), «Загадка элегии и портрета Пушкина (« По-
гасло дневное светило...» и портрет кисти Кипренского)» (тема построена по принципу однородного ряда без указания системообразующего принципа однородности — грамматическая ошибка).
Таким образом, формулируя тему, важно помнить, что детское (юношеское) исследование ограничено объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на взрослом, несмотря на то, что часто учащиеся выбирают тему самостоятельно.
Композиция, или Как грамотно выстроить текст
Существенной проблемой может быть структура текста (построению), его композиция. Непонимание (или незнание) приводит к следующим ошибкам:
1. Нарушение логики в подаче материала.
2. Слишком детальное (мелкое) дробление текста на главы, подглавы, подглавки.
3. Монолитность текста (без деления на смысловые блоки — главы).
4. Нет вступления в работе (вступление — необходимая часть любой научной работы, так как именно во вступлении формулируются цели и задачи исследования, предмет и объект исследования, объясняется выбор темы).
5. Вступление подменяет 1-ю главу.
6. Нет заключения (ради чего автор выполнял работу?). Заключение может быть оформлено по-разному: в виде отдельных тезисов, в виде текста с нумерацией или выделением главных выводов и мыслей; может быть не одно заключение, а несколько: выводы, которые сделаны профессиональными
исследователями, и выводы, к которым пришёл ученик. Интерес представляет разница, так как ученическое исследование рассматривает частный случай, к которому профессиональные учёные либо не обращались вовсе, либо рассмотрели его кратко, вскользь.
7. Непонимание цели той или иной части текста (как следствие — нарушение логики всего текста).
8. «Головастик»: неравнозначные по объёму и глубине изложения части текста.
Приведём живые примеры:
Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора).
Ошибка этой формулировки заключается в неточном выборе слов, что привело к несоответствию между тем, что заявлено, и тем, что сделано.
Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.
Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкая формулировка цели при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.
Чтобы не допустить подобных ошибок, следует детально проработать план, наметить ключевые понятия, требующие проработки и пояснения, определить объём работы и методы, которые оптимально (при небольшом объёме дадут лучший результат) пригодны. Именно в формировании структуры основная роль отводится взрослому, так как выстроить исследование (особенно на ранних этапах работы) учащемуся самостоятельно трудно. Слабое представление о том, что
планируется получить в итоге, может снизить мотивацию юных исследователей — авторов работы, «убить» интерес.
Опора на различные источники...
Написать исследовательскую работу без анализа источников невозможно. Современному школьнику доступны различные источники: книги, экспозиции музеев, Интернет... Это открывает широкие возможности, но одновременно таит и много опасностей. Без обсуждения источников с руководителем ученику зачастую сложно расставить приоритеты, распознать ошибки, некорректности в предоставленных данных. Особенно опасна подмена исследований информацией с интернет-сайтов, содержащих часто откровенную ложь, ошибочную информацию. Кроме того, в последнее время нередко встречаются работы, когда учащийся вовсе не знает базовых — основных источников по теме, а довольствуется десятком интернетовских статей. Поэтому стоит обратить внимание на следующие аспекты:
1. В работе использовано мало источников.
2. В работе использовано слишком много источников (библиография иногда насчитывает до 30—40 источников, в работе же цитируются не более 5—6. Невольно возникает вопрос: читал ли ученик заявленные книги? Что дали ему источники, на которые он никак не ссылается?).
3. Использованы сомнительные источники.
4. Фактические ошибки в источниках (неправильно даны выходные данные или источника вовсе нет).
5. Незнание базовых источников по теме.
6. Источники «забивают» собственную мысль (работа превращается в компиляцию, обзор источников по теме. Но где же само исследование?).
Предупредить ошибки такого рода, конечно, может взрослый. Учащимся целесообразно рекомендовать литературу по теме, выстроить приоритеты в используемых источниках, подсказать, где можно их взять, какие материалы можно просто просмотреть, а какие изучить более детально. Анализ источников — особый вид работы в исследовательской деятельности, так как именно на этом этапе совместной работы ученика и учителя формируется концепция исследования: выясняется, что по проблеме уже сказано открыто и что стоит проработать детально. Очень важно создать атмосферу, когда ученику самому захочется найти дополнительную информацию, поделиться ею, узнать мнение специалиста. Это одна из важнейших педагогических задач: научить школьников работать с источниками, ставить под сомнение написанное, находить подтверждение или опровержение; воспитывать культуру научного доверия к фактам и гипотезам.
Исследование интересно прежде всего содержанием. Именно содержание определяет, что удалось сделать, какую сторону вопроса раскрыть по-новому или создать новую, альтернативную концепцию. Чтобы содержание соответствовало теме исследования, важно помнить о главной линии исследования. Любое отклонение от главной линии должно быть оп равдано и раскрывать, пояснять её. Увлечённость исследованием часто приводит к тому, что работа «рассыпается» на несколько самостоятельных тем и читающему трудно сориентироваться, какая тема ведущая. Именно поэтому взрослый особое внимание уделяет «генеральной линии» и помогает композиционно выстроить работу так, чтобы «вторичный» ма териал не забивал главного, каким бы интересным он ни был.
Работа считается законченной, когда достигнута поставленная цель, а ученик чётко отвечает на вопросы в выводах, сформулированных во вступлении или в 1-й главе. Содержание определяет объём работы и напрямую связано с темой. Поэтому ошибки в содержании часто связаны либо с непониманием темы, либо с нарушением логики изложения. Рассмотрим наиболее частые ошибки:
1. Нет чёткой концепции работы (ученик не знает, к чему в итоге он должен прийти или, увлёкшись, подменяет проблему похожей, близкой по смыслу).
2. Нет обзора по изучаемой проблеме (без этой части работы трудно понять и оценить, что удалось сделать ученику в исследовании).
3. Непроработанность понятийного аппарата (в работе не даны толкования слов, терминов, понятий, которые использует учащийся. Особенно трудно понять мысль, когда используются многозначные слова (8—10 значений): какое, например, из значений слова «система» использует в тексте автор работы? Чтобы работа была понятна читающим, целесообразно «говариваться о понятиях».
4. Непропорциональность собственного текста и текста художественного или научного (цитирование или пересказ занимают неоправданно большой объём работы).
5. Подмена исследования пересказом художественного текста или научной работы.
6. Неумение анализировать текст источника (вместо анализа предлагается пересказ или «массированное» цитирование).
7. Неумение работать с художественными образами и средствами выразительности (в работе нет анализа приёмов, путей, с помощью которых достигается реализация авторской позиции).
8. Невозможность раскрытия темы на 10—15 листах (слишком большое произведение. В этом случае лучше взять не все произведение, а какую-то его часть, одну из тем, исследовать какой-то образ).
9. Интегрированные темы без связи с другими дисциплинами (историей, искусствоведением, музыкой).
Качество содержания
10. Незаконченность отдельной части исследования (пишущий не понимает её роли в общей теме).
Ясность текста
Исследовательская работа — вид научной деятельности, которая предполагает обязательное использование научной терминологии. Без этой работы исследование воспринимается как реферат или доклад, что делает работу неконкурентоспособной. Типичные ошибки в работе молодых исследователей сводятся к следующему:
1. Обилие научной терминологии, не всегда оправданной и «забивающей» текст исследования.
2. Нет научной терминологии, необходимой для раскрытия мысли исследования.
3. Подмена научной терминологии собственными словами.
4. В работе нет сносок и ссылок при цитировании.
5. Неправильное оформление сносок в работе.
6. Нет оригинальной концепции исследования.
7. Подмена исследования рефератом (докладом).
8. Подмена исследования компиляцией. Важно помнить:
1. Любое цитирование оформляется по правилам с указанием источника (сноски, ссылки).
2. Деление работы композиционно на смысловые (тематические) части в зависимости от логики повествования.
Задача взрослого заключается в отборе необходимых ключевых понятий, без которых исследование невозможно. Он следит и за тем, чтобы цитирование не превратилось в основной текст повествования, выдаваемый за текст ученика.
Оформление текста
Прежде чем работу сдавать на конкурс, её ещё раз следует внимательно вычитать. Во время пересылок с компьютера на ком-
пьютер, бесконечных правок и поправок, изменений происходит сбой в оформлении работы. Поэтому прежде, чем работу печатать, важно её посмотреть со всех сторон: грамотность, рубрикация, соответствие указанных в содержании номеров страниц и реального текста, расположение сносок и ссылок на соответствующих страницах, расположение названия и содержания глав, выбор шрифта, межстрочный интервал, отступы левого и правого края, красная строка, оформление титульного листа. Окончательное решение о готовности работы выносит взрослый, который несёт ответственность за конечный результат. Только идеальная с точки зрения оформления работа может быть принята на конкурс и выдержать конкуренцию уже на уровне содержания.
Первая встреча с работой похожа на первую встречу с человеком и определяется поговоркой: встречают по одежке. Одежка исследовательской работы — её оформление: титульный лист, выбранный шрифт, композиционное расположение информации, оформление содержания. Но особенно важны в оформлении работы грамотность и аккуратность. Недопустимо представлять невычитанную работу на конкурс с ошибками всех типов и мастей, с учительскими пометками. Обратите особое внимание на следующее:
1. Небрежность в оформлении титульного листа, содержания.
2. Нумерация страниц.
3. Ошибки всех типов (невычитанные работы!).
4. Ошибки в цитировании.
5. Стилистический разнобой в тексте, что наводит на мысль, что основу работы составляет отсканированный текст исследования, выполненного другим человеком
и откорректированный собственными стилистическими (отнюдь не выигрышными) изысками.
6. Чёткость выводов — как в формулировке, так и в оформлении.
Качественно оформленная библиография
О важности работы с источниками известно всем. Однако спешка в работе (сроки поджимают!), лень, необязательность, самоуверенность (и так работа хорошая!) приводят к тому, что такая, казалось бы, мелочь, как оформление библиографии, даже некоторыми маститыми учёными расценивается как необязательная. Здесь хочется обратить внимание на то, что грамотное, правильное оформление библиографии — обязательное условие. Интересная работа, необычный подход к проблеме, яркое открытие часто становятся предметом истинного научного интереса читающего. В этом случае интересно познакомиться и с научными источниками, а сделать это, увы, нельзя: небрежность в оформлении библиографии не позволяет найти книгу, интересующий сайт Интернета или статью в журнале. Для того чтобы выполненная работа стала действительно исследованием с практической значимостью, необходимо внимательно отнестись к оформлению библиографии.
Т/Ч «а «а
Каждый использованный источник должен быть представлен со всеми выходными данными (в том числе и номера страниц). Оформление выходных данных книг, журналов и статей в сборнике происходит по-разному. Выходные данные интернет-статей также необходимо указывать. Практика оформления библиографии показывает, что самым удобным способом служит расположение источников по степени важности и опоре по тексту:
1. Все источники подразделяются по проблемам (от общего к частному).
2. Внутри тематической группы источники располагаются по алфавиту.
Такое оформление способствует выработке привычки у школьников к правильной работе с источниками и формирует исследовательскую культуру. К ошибкам в работе с библиографией относятся:
1. Нет библиографии.
2. Оформление библиографии.
3. Подмена литературоведческих (научных) источников интернет-ресурсами спорного (со мнительного) качества.
4. Нарушение логики в расположении источ ников.
5. Использование источников начала XX или XIX века без указания базы (откуда взяты?).
6. В библиографии нет источников, которые цитируются в тексте.
7. Нет ключевых базовых работ по теме.
8. Подмена библиографии видами деятельности.
Приложения
Приложение (если оно есть) служит составной частью исследования, и его качество и оформление рассматриваются в единстве с работой. Оно не влияет непосредственно на оценку, но часто вызывает эмоциональное неудовлетворение читающих. Именно поэтому решать вопрос о приложении лучше в начале работы, чтобы его наполнение было органичным и шло параллельно с исследованием. Его необходимость определяется автором, содержанием работы. В приложение можно вынести необходимые для понимания текста исследования фотографии, иллюстрации, тексты стихотворений, цитаты из других произведений. Объём приложения также определяет автор. Приложение не может влиять на оценивание работы. Однако стоить заметить, что умное, продуманное и грамотно оформленное приложение, бесспорно, украшает работу и может восполнить информацию, содержащуюся в работе. Ошибки в приложении чаще всего связаны с содержанием текста:
1. «Куцые» приложения (набор непонятных картинок).
2. Объём и информация приложения превосходит объём основного текста.
3. Ненужность приложения (сделано по принципу «чтобы было»).
4. Подмена приложения библиографией.
5. Вынесение сносок в приложение.
6. Материал приложения оспаривает доказываемые в работе тезисы.
Прежде чем создавать приложение, це-лесообразноответить на ряд вопросов: 1. Нужно ли приложение в принципе в этой исследовательской работе?
2. Если ответ «да», тогда стоит детально продумать, какой материал следует разместить в приложении.
3. Продумать логику подачи материала в приложении.
4. Продумать связь основного текста исследования с приложением (в тексте работы
в таком случае должны быть указания на то, что такой-то материал можно (нужно) смотреть в приложении).
5. Объём приложения.
6. Тип приложения (текстовый, иллюстративный, презентация, слайд-шоу, видео.).
Практическая значимость работы
Очень часто члены жюри задают вопрос: «Какова практическая значимость вашего исследования?» Вопрос ставит учащихся в ту-
пик. Действительно, часто ли при выполнении исследовательской работы взрослый мотивирует ученика к пониманию практической значимости проделанной работы? Когда ученик знает, что его работа будет использоваться в работе учителя, школы, другими людьми, подход к работе меняется кардинально. Работа приобретает смысл. Где можно найти применение школьной исследовательской работе? Ответы могут быть следующими:
1. Служить материалом для расширения знаний по предмету.
2. Использоваться как методическое пособие для МО школы или профессионального сообщества учителей.
3. Иметь научную значимость и быть опубликованной.
4. Иметь важное прикладное значение.
5. Расширить представление о периоде истории, лечь в основу музейной или краеведческой работы школы, района, города, региона. НО