Научная статья на тему 'Как организовать научную работу студентов по дисциплине "Детали машин"'

Как организовать научную работу студентов по дисциплине "Детали машин" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / РАСЧЕТНЫЙ МЕТОД / ПУБЛИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радкевич Мария Викторовна

Одним из основных видов самостоятельной работы студентов является научно-исследовательская работа. Для получения необходимого обучающего эффекта необходимы правильный выбор темы и постоянная поддержка со стороны преподавателя. Предлагается давать для научно-исследовательской работы по дисциплине «Детали машин» темы, выполняемые расчетными методами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радкевич Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как организовать научную работу студентов по дисциплине "Детали машин"»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Как организовать научную работу студентов по дисциплине

«Детали машин» Радкевич М. В.

Радкевич Мария Викторовна /Radkevich Maria Viktorovna - доктор технических наук, доцент, кафедра теоретической механики и сопротивления материалов, Ташкентский институт проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: одним из основных видов самостоятельной работы студентов является научно-исследовательская работа. Для получения необходимого обучающего эффекта необходимы правильный выбор темы и постоянная поддержка со стороны преподавателя. Предлагается давать для научно-исследовательской работы по дисциплине «Детали машин» темы, выполняемые расчетными методами. Ключевые слова: научное исследование, расчетный метод, публикация результатов.

Одним из немаловажных способов обучения в вузах Республики Узбекистан является научная работа студентов. Этот вид деятельности способствует развитию творческого научного мышления, умения самостоятельного повышения уровня знаний и применения их на практике [1]. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта выпускник бакалавриата должен быть подготовлен к самостоятельной работе по специальности, а также к продолжению обучения в магистратуре. Выполнение студентами научно-исследовательских работ помогает им лучше подготовиться к этим видам своей будущей деятельности, а также закладывает базу для дальнейшей научной работы в научно-исследовательских учреждениях или в докторантуре.

Привлечение студентов к выполнению научных работ решает следующий ряд задач [2] :

• улучшить степень усвоения изучаемой дисциплины;

• расширить научный кругозор студентов, привить им навыки проведения научных исследований;

• развить творческое и аналитическое мышление;

• научить студентов применению теоретических знаний и современных научно -исследовательских методов в практической деятельности.

К сожалению, к научно-исследовательской работе нельзя привлечь всех студентов поголовно. Конечно, для выполнения стандартных учебных заданий - рефератов, курсовых и дипломных проектов, тоже требуются элементарные научно-исследовательские навыки, такие как поиск литературы, проведение расчётов по стандартным методикам и анализ полученных результатов.

Более серьёзные виды научных работ не входят в учебные планы и, соответственно, выполняется немногими студентами. Правильная организация такой работы сопряжена с некоторыми трудностями.

Наилучшим способом проведения научных исследований со студентами является привлечение их к работе в научных лабораториях и выполнению работ по научным грантам и хозяйственным договорам. Такие возможности имеются далеко не во всех высших учебных заведениях. Более доступным вариантом является создание кружков, научных студенческих обществ, привлечение студентов к участию в научных семинарах и конференциях. Все эти виды научных работ требуют от студентов относительно больших затрат личного времени, способствуют развитию очень важных для исследователя качеств - творческого мышления, умения выполнять работу в установленные сроки, оформлять результаты своей работы и отстаивать свое мнение.

Поговорим о возможностях организации студенческой научной работы в технических вузах. Студенты, впервые пытающиеся приступить к выполнению научных исследований, обычно сильно затрудняются в выборе темы исследования и формулировке ожидаемых результатов. Для преподавателя, осуществляющего научное руководство, выбор темы тоже может представлять определенную проблему. Нужно придерживаться определённых критериев выбора темы. В первую очередь нужно выбирать тему по возможностям и интересам студента. Не следует давать сверхсложных теоретических тем - очень редко подготовка студента позволяет освоить такие темы, студент скорее всего просто «увязнет» и работа не доставит ему никакого удовольствия. Руководители студенческих научных работ часто допускают ошибку, давая слишком расплывчатую тему (например, «Новые технологии в машиностроении»). Работа на такую тему превращается просто в очередной реферат.

При изучении курса «Детали машин» в качестве научной работы можно рекомендовать темы «Возможности снижения массы редуктора за счет изменения модуля и межосевого расстояния» и «Исследование возможностей повышения усталостной прочности вала за счет изменения качества поверхности», «Обоснование возможностей снижения массы привода».

Рассмотрим примерный порядок выполнения одной из этих тем.

Дан вал (рис. 1), выполненный из стали 20, диаметром 40 мм, механическая обработка - грубая обточка, поверхностное упрочнение - закалка ТВЧ. Опасное сечение С—С. Требуется произвести оценку усталостной прочности вала и исследовать, за счет каких вариантов обработки поверхности можно увеличить коэффициент запаса прочности, не изменяя материал и размеры вала.

Рис. 1. Чертеж вала

По известной методике [3] коэффициент запаса прочности определяется по формуле

^ = У ^ >[ £ ]

Где Б0, 8Х - коэффициенты запаса соответственно по напряжениям изгиба и кручения, учитвывающие концентрацию напряжений, размеры вала, шероховатость и вид упрочнения его поверхности.

Выполнять исследование студент должен расчетными методами. Последовательным перебором различных вариантов поверхностного упрочнения и механической обработки можно подобрать такие условия, чтобы коэффициент запаса прочности увеличился при прочих равных условиях.

В данном примере опасное сечение находится в переходе между ступенями вала при наличии галтели с соотношением гМ=0,01. Могут быть рассмотрены различные варианты изменения имеющихся параметров. Например, при изменении параметров галтели на гМ=0,05, замене грубой обточки на полировку и закалки ТВЧ на обдувку дробью коэффициент запаса прочности можно увеличить в 1,39 раза. Можно совместить перебор вариантов поверхностной и механической обработки с расчетом экономических затрат на обработку поверхности вала.

Проведение исследований по данной теме способствует закреплению и углублению знаний студента в области конструирования валов, а также приучает его к элементарным этапам научно-исследовательской работы. Работа может быть выполнена с помощью прикладных компьютерных программ. Тема может даваться многократно с различными исходными данными, а результаты исследований могут быть оформлены в виде докладов или статей для внутривузовских или межвузовских конференций.

По желанию научного руководителя, тема может быть расширена за счет добавления к расчетному исследованию изучения и обобщения передового отечественного и международного опыта по изучаемой теме, а также перевода соответствующей теме иностранной литературы.

Можно сделать вывод, что наилучшими темами для организации научно -исследовательской работы студентов при изучении таких общетехнических дисциплин, как «Детали машин», являются темы расчетных исследований, касающиеся конструирования различных деталей и узлов машин.

Литература

1. Маленков Р. А. Самостоятельная работа как средство подготовки студентов к реализации инноваций // Молодежь. Наука. Инновации: межд. конф. (Пенза, 22-26 ноября 2010). Пенза: Изд-во Пензенского филиала РГУИТП, 2011. С. 437-440.

2. Казаков В. А., Румянцев С. А. Формирование готовности студентов к профессиональному саморазвитию // Молодежь. Наука. Инновации: межд. конф. (Пенза, 15-20 мая 2012). Пенза: Изд-во Пензенского филиала РГУИТП, 2012. С. 270-272.

3. Пантелеев В. Ф. Расчеты деталей машин. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2005. 164 с.

Реализация методики профилактики процессных рисков (МППР) Плотникова А. Г.1, Абрамов И. В.2

1Плотникова Анастасия Геннадьевна /Plotnikova Anastasiya Gennadevna - студент;

2Абрамов Игорь Викторович /Abramov Igor Victorovich - доцент, кафедра информационных технологий управления, факультет компьютерных наук, Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируется методика оценивания рисков, построенная на базе Стандарта ГОСТ З ИСО/МЭК 31010. Рассматриваются возможные пути реализации методики программными средствами.

Ключевые слова: оценивание рисков, ГОСТ З ИСО/МЭК 31010, метод анализа иерархий.

Введение

Деятельность человека неразрывно связана с рисками, которые в той или иной степени влияют на результат этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.