Научная статья на тему 'Как общество отвечает на неотрадиционалистскую политику государства на примере отношения к абортам'

Как общество отвечает на неотрадиционалистскую политику государства на примере отношения к абортам Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
340
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кочергина Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How Russian society responses to the neo-traditionalist politics of Russian state: attitudes towards abortions

There is a substantial turn in recent Russian politics towards conservatism and family values. Top Russian officials and church leaders have spoke several times in favor of abortion ban in Russia, or at least getting it out of general medical insurance plan. The research on reproductive planning and attitudes towards abortions, attitudes and values concerning the reproductive behavior of Russians are scarce. This work was designed to fill some of the gaps in the literature devoted to public opinion on the topic of family planning and attitudes towards abortions. The paper describes and discusses several paradoxes in public consciousness about abortions and use of contraceptives. The majority of Russians speaks out against the full prohibition of abortion in Russia and suggests that Russian government should not interfere in this issue; instead these are women who should make such decisions. Among reasons that influence women’s decision to have an abortion are poverty, if pregnancy has a potential health risk for women, health anomalies in fetus, and if pregnancy is a result of rape. Almost quarter of respondents think that the best way to prevent abortion is to not have sexual contacts before marriage. Thus, there is a strong belief among Russians that a) there are no a hundred percent contraception methods preventing pregnancy and b) children should be born in marriage, there is a strong image of nuclear family in Russian public consciousness. If Russian government shall take any steps to lower the number of abortions Russians want them to be economical and educational measures: rise of childcare allowance and an implementation of state sex education programme in schools. Abortion is not perceived as a human right or as political issue; it serves a very basic and utilitarian function. Russian families tend to plan the appearance of children in their life. Abortion is seen as immoral step and a potentially hard and even life threatening invasion, but lack of knowledge of contraceptive methods makes abortion an instrument of birth regulation.

Текст научной работы на тему «Как общество отвечает на неотрадиционалистскую политику государства на примере отношения к абортам»

Екатерина КОЧЕРГИНА

политику государства (на примере отношения к абортам)

Внутренняя политика, проводимая российскими властями, характеризуется изоляционизмом, консерватизмом, популизмом и ведет к возврату к псевдотрадиционализму. Это проявляется в введении все новых запретов на доступ к информации и свободное выражение мнения граждан, слежке, создании бесконечных списков «иностранных агентов», продолжающейся дискриминация женщин и ЛГБТ, возврате к «традиционной семье» и ее ценностям.

Одна из форм дискриминации в отношении женщины выражается в возврате к традиционалистскому взгляду на ее роль в обществе, нежелании видеть ее в политике, уходе женщины из профессионального поля, ее возвращении на кухню и возложении на нее обязанности производить для государства новых граждан. Для достижения этой цели официальные лица и представители различных религиозных конфессий регулярно поднимают вопрос о запрете абортов.

Официальная позиция Министерства здравоохранения РФ по вопросам абортов заключается в следующем: аборты должны быть доступны, должны выполняться по желанию женщины. Так, министр здравоохранения России Вероника Скворцова считает, что вывод абортов из системы ОМС поставит под угрозу жизни и здоровье женщин, негативно отразится на младенческой смертности, чего нельзя до-пустить1. Тем не менее Минздрав РФ проводит планомерную политику по ограничению доступности абортов в России. В 2003 году было снижено число показаний, по которым женщина может обратиться для прерывания беременности: «Из 13 пунктов (отсутствие работы, статус беженки у женщины, доход ниже прожиточного минимума) осталось всего четыре: наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав, беременность в результате изнасилования, пребывание женщины в местах лишения свободы, наличие инвалидности 1—11 группы у мужа или смерть мужа во

1 https://www.kommersant.ru/doc/3101371.

время беременности2». В 2012 году были приняты одновременно две поправки в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Эти поправки дают врачу право отказаться от проведения аборта и вводят так называемую «неделю тишины» — время с момента обращения в медицинское учреждение за направлением на аборт до операции; это время варьируется от двух до семи дней3, в зависимости от срока беременности.

Русская православная церковь и аффилированные с ней общественные организации выступают с более радикальными предложениями. Последняя инициатива движения «Православные добровольцы» и движения «За жизнь» — сбор подписей под петицией президенту РФ о полном запрете абортов на территории РФ. Эту петицию в сентябре 2016 года подписал Патриарх РПЦ Кирилл, но позже он взял свои слова назад и сказал, что выступает только за выведение абортов из системы ОМС. В поддержку запрета абортов также выступил Верховный муфтий России Талгат Таджуддин4.

Вопросы планирования и искусственного прерывания беременности, установки и ценности, касающиеся репродуктивного поведения россиян, в социологической литературе представлены мало или не изучены вовсе, не совершаются попытки описания этих установок и подходов россиян к планированию семьи. Эта работа призвана восполнить пробел в литературе, посвященной общественному мнению по теме планирования семьи и рождения детей.

В марте 2017 года Левада-Центр провел всероссийский опрос городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше, в котором задавал респондентам вопросы об их отношении к абортам, важности контрацепции, роли государства в регулирова-

2 Ограничение репродуктивных прав в России в 2011-2012 гг.: популистская политика ценой здоровья и благополучия женщин: Независимый доклад Фонда имени Генриха Бёлля к 56-й сессии Комиссии по положению женщин ООН, Фонд имени Генриха Белля (Московский офис), февраль 2012.

3 Там же.

4 http://www.rbc.ru/rbcfreenews/57eaac369a7947239d609276.

8000310131013101310191

нии абортов, методах, которые государство может применять для этого.

Анализ предыдущих исследований, проведенных Левада-Центром, показал, что число поддерживающих право женщин на аборт постепенно снижается. Все больше респондентов склоняется к введению различных ограничений на произведение абортов (диагр. 1), хотя число сторонников полного запрета на аборты не меняется с течением времени (эта цифра — абсолютный минимум в 3—5% от числа опрошенных). Растет число людей, считающих, что необходимо вводить ограничения на проведение абортов, этот прирост происходит за счет снижения числа респондентов, согласных со свободным доступом к абортам. За 17 лет, с 1998 по 2015 год, доля людей, выступающих за введение ограничений на аборты, возросла с 18 до 35%. Это говорит о росте патриархальных установок. Безусловное право женщины принимать решение относительно собственной беременности заменяется запретом на выбор. Нас не должно смущать, что не растет число людей, выступающих за полный запрет абортов. Само наложение ограничения на такое поведение уже означает запрет.

Диаграмма 1

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, АБОРТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ... ?

Данная консервативная тенденция совпадает с шагами, предпринимаемыми государством в сфере здравоохранения и направленными на ограничение доступа к абортам. Снижение числа абортов в постсоветской России связано в первую очередь с распространением доступной контрацепции, снижением сексуальной активности среди подростков и демографическими изменениями. «Абортная культура», существовавшая в Советском Союзе, где аборт был едва ли не единственным способом регуляции внутрисемейной рождаемости, уходит в прошлое.

Ограничивая доступ к абортам, государство пытается решить задачу повышения рождаемости. Граждане, в свою очередь, выступают против абортов, исходя из утилитарных и моральных соображений. Аборт признается и серьезным медицинским вмешательством, имеющим тяжелые последствия для женского здоровья (табл. 1), и «морально неприемлемым, достойным осуждения поступком».

Аборт, проведенный в соответствии с современными медицинскими стандартами, не имеет негативных последствий для здоровья женщины. Тем не менее в российских медучреждениях применяется устаревший и травмо-

2015

2013

1998

51 35 3 11

54 32 4 9

65 18 5 12

Должны быть разрешены Должны быть запрещены

Разрешены только при определенных обстоятельствах Не знаю/не хочу отвечать

Таблица 1

С КАКОЙ ИЗ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ПО ПОВОДУ ВЛИЯНИЯ АБОРТА НА ЗДОРОВЬЕ ЖЕНЩИНЫ ВЫ БЫ СКОРЕЕ СОГЛАСИЛИСЬ?

Аборт не имеет тяжелых последствий для здоровья женщины Аборт угрожает жизни и здоровью женщины Отказ от ответа

Затрудняюсь ответить_

9

77 5 9

Март, 2017 г. N=1600.

опасный метод выскабливания1, так что страх обоснован.

Кроме реально обоснованных страхов перед абортами россиян волнует еще и моральный аспект искусственного прерывания беременности — аборт входит в пятерку самых «морально неприемлемых поступков» наравне с оставлением своих детей, самоубийством и гомосексуальностью (диагр. 2).

Подавляющее большинство россиян считают, что планирование детей в семье должно быть осознанным поведением и реализовывать-ся с помощью современных методов контрацепции (78%). Эта точка зрения находит поддержку среди всех социальных групп и чуть выше — 82% — в возрастных группах от 25 до 40 лет. Схожее распределение при ответе на данный вопрос было получено в 2013 году — за планирование семьи выступают 77% опрошенных, и только 14% полагались на «волю случая» (табл. 2).

Различия между этими двумя замерами становятся явными при выделении социальных групп по возрасту, полу, уровню образования

и потребительскому статусу (табл. 3). По сравнению с 2013 годом в возрастных группах 18— 24 года и 25—39 лет на 8 пунктов вырос процент респондентов, согласных с тем, что «нужно планировать рождение детей в семье». На 10% увеличился показатель согласия с планированием семьи среди людей со средним уровнем образования. Сходный тренд — рост на 10% — отмечается среди самых бедных слоев населения. Однако видны и симптомы роста традиционных установок: в Москве и среди молодежи (18—24 года) 17% опрошенных не планируют рождение детей, что на 8% больше, чем в 2013 году; на 8% уменьшилось количество молодых людей, готовых планировать свое репродуктивное поведение.

Ответственность за предохранение от нежелательной беременности, по мнению опрошенных, лежит на обоих партнерах (табл. 4). Так считают 74% опрошенных (76% женщин и 70% мужчин). Выше всего этот показатель в Москве, где за равную ответственность выступают 82% опрошенных. Различий по данному вопросу среди разных социальных групп нет.

Диаграмма 2

ЧТО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО ВЫ СЧИТАЕТЕ МОРАЛЬНО НЕПРИЕМЛЕМЫМ, ДОСТОЙНЫМ ОСУЖДЕНИЯ? (представлены варианты ответов, набравшие более 10%)

|_|_|_|_|_|_

Бросить своего ребенка Самоубийство Гомосексуальность Аборт

Клонирование человека Эксперименты над животными Многоженство Смертная казнь Азартные игры Эвтаназия Связь с женатым/замужней

15

13

13

11

20 20

31 30

52

50

62

Август, 2016 г. N=1600. Таблица 2

КАКАЯ ИЗ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ ВАМ БЛИЖЕ?

2013 2017

Нужно планировать рождение детей в семье, используя методы контрацепции 77 78

Нужно родить и вырастить столько детей, сколько даст Бог, не прибегая к контрацепции и

абортам 14 13

Затрудняюсь ответить 10 9

Число опрошенных 800 1600

1 СакевичВ.И., Денисов Б.П. Аборты в постсоветской России: есть ли основания для оптимизма? // Демографическое обозрение. 2014. Т. 1. № 1. С. 144-169.

Таблица 3

КАКАЯ ИЗ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕМЬИ ВАМ БЛИЖЕ?

Пол

Возраст

Образование

Потребительский статус

Населенный пункт

£

га о

^г см I

оо

а> ш о 1_

о со

ш X ш □с

1— ш _0 ш се

сгз со о о X ш си

ю ^ СС ф 03 СЕ ш о. о

I ю см 1— -О о. =г о О) *

о ш |=; ю ю ш о ш о о

з £

2 |

с; ° о Э-

I-

И

о

сэ о

1=; о \о

о о ю о сС о о

о о

о 1=1

о

О-

о

о с; ш о

Ноябрь 2013 (N=800)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нужно планировать рождение детей в семье, используя методы

контрацепции 77 74 79

Нужно родить и

вырастить столько детей,

сколько даст Бог, не

прибегая к контрацепции

и абортам 14 12 15

Затрудняюсь ответить 10 14 6

83

82

76 70

83

79 68 73 67

77

83

77

84

73

77

10

17

17 13

13 5

10 11

18 14

16 11

22 11

14

9

9

14

10

6

17 10

14

9

73

16 12

Март 2017 (N=1600)

Следует планировать рождение детей в семье, используя методы

контрацепции 78 75 80 75

Следует родить и вырастить столько детей, сколько получится, не прибегая к контрацепции

и абортам 13 13 14 14

Затрудняюсь ответить +

отказ от ответа 9 12 7 11

82

82 71

79 79

77

73

77

76

82

74

80

82

77

10 10 19 12 12 14 18 11 15 11

8 10

10 12

17 10

13 6

10

12 11

74

15 11

Таблица 4

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, КТО В ПАРЕ/СЕМЬЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ДОЛЖЕН ЗАБОТИТЬСЯ О ПРЕДОХРАНЕНИИ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ БЕРЕМЕННОСТИ/КОНТРАЦЕПЦИИ?

Пол Возраст Образование тПе°лТьРсекбиИ^ Размер энного

статус

пункта

е

ш

р

а е

т е

с ш

и с

т ы

е в

л

5

5

с!

у

с!

£

- ^ ^«Йт о т- о

3 I со Я Э хо . о.

4 ^ х ^ о Р ^ о ^ о

Мужчина 8 8 8 9 7 8 9 8 8 8 9 6 9 8 8 8 9 7 9

Женщина 13 14 12 11 14 15 12 12 12 14 15 12 14 10 9 9 16 13 16

Оба партнера 74 70 76 74 74 74 73 75 75 71 71 75 72 77 8 г\э 78 72 72 69

Затруднились ответить + отказ от ответа 5 8 3 6 5 4 6 4 5 7 5 7 5 5 1 5 3 7 6

Март, 2017 г. N=1600.

Источники информации, из которых респонденты узнали о способах предохранения, не отличаются большим разнообразием (табл. 5). Лидирует позиция «узнал(а) от друзей, знакомых, одноклассников» — 18% опрошенных (21% женщин и 13% мужчин). Второе место по популярности делят утверждения «узнал(а) все на собственном опыте» и «из книг по медицинской тематике», эти позиции набирают 19 и 18% соответственно, причем наиболее высокий процент выбравших этот ответ среди людей старшего возраста. Образованные женщины

Таблица 5

ОТКУДА ВЫ САМИ УЗНАЛИ О СПОСОБАХ КОНТРАЦЕПЦИИ?

репродуктивного возраста 25—39 лет чаще обращаются к книгам по медицинской тематике — 23%. Мужчины не склонны обращаться к специальным тематическим источникам (13%) или получать такую информацию от лечащего врача (3% мужчин против 16% женщин), они узнают все «на своем опыте» (22% мужчин против 17% женщин). Молодые женщины из более обеспеченных слоев чаще получают информацию о предохранении из широкого круга источников — интернета, специализированной литературы, друзей, родных.

От друзей, знакомых, одноклассников 39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Узнал(а) все на собственном опыте 19

Из книг по медицинской тематике 18

Видел(а) информацию в средствах массовой информации (радио, телевидение, журналы) 14

От родителей, других родственников 13

Прочитал(а) в интернете 11

Узнал(а) информацию от своего лечащего врача 10

Узнал(а) от своего партнера/партнерши 7

Никогда не интересовался(лась) этим 7

Другое 1

Отказ от ответа 7

Затрудняюсь ответить 9

Март, 2017 г. N=1600.

Женщины из малообеспеченных слоев практически лишены выбора и чаще получают информацию от своих лечащих врачей — возможно, это гинекологи, наблюдающие их во время или после беременности. Только 7% опрошенных узнали о методах контрацепции от «своих партнеров/партнерш». Это может быть связано с низкой сексуальной культурой вообще и отсутствием языка для обсуждения подобных тем в частности. Как утверждает А.Темкина, для многих мужчин контрацепция — приватная и закрытая практика1. «Никогда не интересовались» способами контрацепции 7% опрошенных. Чаще всего так отвечают пожилые респонденты и жители сельской местности (13 и 12% соответственно). В целом россияне мало информированы о методах контрацепции, они черпают знания из разных, не всегда надежных источников, не стремятся говорить со своими партнерами о контрацепции, хотя номинально согласны, что оба партнера должны нести ответствен-

ность за контрацепцию. Притом что ситуация улучшается и сейчас доступно гораздо больше надежных источников о контрацепции, чем в советское время или в 1990-е, россияне неохотно пользуются предоставленными возможностями, больше доверяя друзьям и знакомым. Интересно, что ответственность мужчины за беременность женщины никак не обсуждается. При этом женщина должна принимать во внимание мнение отца ребенка об аборте. Это типичная для традиционалистской парадигмы ситуация — женщина должна принимать решение самостоятельно, но с оглядкой на мнение других, при этом любой ее выбор будет осуждаться обществом. Декларируемая эгалитар-ность сексуальных и партнерских отношений, планирование семьи и использование контрацепции существуют на фоне сохраняющихся гендерных норм в решении вопроса о прерывании беременности.

Как мы уже сказали, в российском обществе наблюдается поворот в сторону консерва-

Таблица 6

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ГОСУДАРСТВУ СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНИМАТЬ МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АБОРТОВ?

Государству следует предпринимать меры по предотвращению абортов 27

Государству следует оставить решение таких проблем на

усмотрение людей, которых это касается 59 Отказ от ответа 4 Затрудняюсь ответить_10

Март, 2017 г. N=1600.

Таблица 7

Совместное распределение ответов на вопросы: «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ГОСУДАРСТВУ СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНИМАТЬ МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ АБОРТОВ?» и «ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ СЛУЖБЫ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЧАСТО?»

Посещаете ли вы религиозные службы, и если да, то как часто?

ю ол ьд ле он з а р ю ол не рд а ц ре з а рано сяц нс ре § 3 £ 2 ов но д §.2 1 т е еже а даг о о ^ з ет ав ь с 1 £ де

к св ез на ее мн ив р мер ме 1 00 р £ з £ £ из ре к и н ё ° ув рт то а

р п п з

Государству следует предпринимать меры по

предотвращению абортов 18 35 40 27 2 со 31 21 2 со 20 33

Государству следует оставить решение таких

проблем на усмотрение людей, которых это

касается 42 33 46 64 64 58 66 58 55 31

Отказ от ответа 3 4 4 5 4 3 4 4 12 18

Затрудняюсь ответить 38 2 со 10 4 9 7 9 10 13 19

1 Темкина А. Контрацептивные практики российских женщин: (без) опасность и медикализация // Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы: сборник статей / под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. 324 с. (Гендерная серия. Вып. 3).

тивных практик. Относится это и к абортам и выражается в адаптации и принятии ограничений на право женщины прервать беременность.

На момент последнего опроса только 59% респондентов выступили против вмешательства государства в планирование семьи (табл. 6). В 2015 году этого мнения придерживалось на 7% больше опрошенных. Наибольшее неприятие государственного вмешательства демонстрируют москвичи — 75%. Более половины опрошенных поддерживают право женщины принимать решение об аборте самостоятельно (51%). Среди женщин такую точку зрения поддерживают 60% респондентов, среди мужчин — 40%. Существенных различий между разными социальными группами в данном вопросе нет.

Анализ совместного распределения этих вопросов с вопросом о частоте посещения религиозных служб позволяет выделить ядро консервативно настроенных респондентов (табл. 7 и 8).

Наиболее активные сторонники государственного регулирования репродуктивного поведения — это воцерковленные люди, посещающие религиозные службы как минимум несколько раз в месяц. Эти же респонденты по сравнению с другими группами «прихожан» более склонны к репрессивным мерам контроля абортов: запрету абортов не по медицинским показаниям, денежным штрафам, уголовному преследованию и полному запрету абортов (табл. 8).

Таблица 8

Совместное распределение ответов на вопросы: «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ МЕРАМИ ГОСУДАРСТВУ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЛЕДУЕТ ДОБИВАТЬСЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АБОРТОВ?» и «ПОСЕЩАЕТЕ ЛИ ВЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ СЛУЖБЫ, И ЕСЛИ ДА, ТО КАК ЧАСТО?»

Посещаете ли вы религиозные службы, и если да, то как часто?

несколько раз в неделю примерно раз в неделю 2-3 раза в месяц примерно раз в месяц несколько раз год примерно раз в год реже никогда отказ от ответа затрудняюсь ответить

Пропагандировать сексуальное воздержание до брака 47 38 39 25 22 21 19 18 18 18

Создать государственную всеобщую программу сексуального воспитания и планирования семьи 52 19 40 44 53 51 44 42 38 24

Ввести обязательные уроки сексуального воспитания в школах 33 17 33 33 35 36 31 29 21 7

Покрывать стоимость средств контрацепции из фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) 23 24 18 23 30 27 29 24 17 31

Увеличить пособие по уходу за ребенком до прожиточного минимума (примерно десять тысяч рублей) 34 69 45 54 68 59 58 54 51 29

Проводить аборты только на платной основе / не покрывать стоимость абортов из фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) 8 7 10 12 7 7 7 8 10 10

Законодательно запретить аборты не по медицинским показаниям 3 20 14 11 6 10 6 6 10 0

Ввести большие денежные штрафы для тех, кто делает аборты и кому делают аборты не по медицинским показаниям 0 5 7 6 5 5 2 4 0 8

Полностью запретить аборты 0 0 10 1 2 1 3 1 0 0

Ввести уголовное наказание 0 2 7 2 4 2 1 2 0 0

Другое 2 0 0 3 2 1 1 2 0 0

Отказ от ответа 7 4 1 1 2 2 4 4 6 12

Затрудняюсь ответить 7 3 1 9 4 5 8 8 10 36

Из тех мер, которые государство могло бы принимать для контроля за абортами, наибольшую поддержку среди респондентов находят меры просветительского и экономического характера. 57% опрошенных считают необходимым увеличение пособий по уходу за ребенком до прожиточного минимума (табл. 9). Создание государственных программ сексуального просвещения и введение обязательных уроков сексуального воспитания в школах одобряют 45 и 31% соответственно. Четверть опрошенных поддерживает распространение контрацепти-

вов через покрытие их стоимости из системы ОМС (эта мера находит наибольший отклик у образованных жительниц крупных городов от 500 тыс. человек и провинции, в городах до 100 тыс. — 34 и 29% соответственно). 21% опрошенных выступают за пропаганду сексуального воздержания до брака. Такой высокий показатель говорит о том, что россияне не верят в существование стопроцентного способа предохранения от беременности кроме отсутствия самого секса, а также, что секс должен существовать только в браке, что он несет лишь

Таблица 9

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ МЕРАМИ ГОСУДАРСТВУ СЛЕДУЕТ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДОБИВАТЬСЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ АБОРТОВ?

ПОЛ

ВОЗРАСТ

ОБРАЗОВАНИЕ

Всего

а д а д е ш е о г

й й т е р а е е о н е е н

о и о л о т е е ь е д

к к г 9 3 г с ш с н л н е

с ж с н 4 2 4 5 и д е а и д е р с

у м е же 1 8 5 2 1 0 4 т е л ы в р с ц е п р с е ж и

5 с

5 н

Число опрошенных

1. Пропагандировать сексуальное воздержание до брака

2. Создать государственную всеобщую программу сексуального воспитания и планирования семьи

3. Ввести обязательные уроки сексуального воспитания в школах

4. Покрывать стоимость средств контрацепции из фонда обязательного медицинского страхования (ОМС)

5. Увеличить пособие по уходу за ребенком до прожиточного минимума (примерно десять тысяч рублей)

6. Проводить аборты только на платной основе / не покрывать стоимость абортов из фонда обязательного медицинского страхования (ОМС)

7. Законодательно запретить аборты не по медицинским показаниям

8. Ввести большие денежные штрафы для тех, кто делает аборты и кому делают аборты не по медицинским показаниям

9. Полностью запретить аборты

10. Ввести уголовное наказание (тюремное заключение) для тех, кто делает аборты и кому делают аборты

11. Другое

12. Отказ от ответа

13. Затрудняюсь ответить

1602 722 880 221 456 430 495 475 536 272 318

21 20 22 20 21 20 24 22 21 20 22

45

44 46 48

31 30 32 31

47 44 43 36 28 29

44 47 47 41

35 29 32 28

26 23 29 26 26 28 24 30 26 20 25

57

52 62 54 59 58 55 60 57 55 55

88

4 2

2 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 10

9 10

57

38 86

3 2

3 1 5 10

8

6

7

8

6

7

7

7

репродуктивную функцию. Эта точка зрения устойчива во всех возрастных и образовательных группах и проявляется во всех опросах, проводимых центром относительно сексуальной жизни до брака, в среднем 20—30% респондентов выступают с осуждением добрачных сексуальных связей.

За запрет абортов не по медицинским показаниям выступают 7% опрошенных. Интересно, что наибольшую поддержку эта мера находит среди жителей столицы — 13%. За крайне реакционные меры — полный запрет абортов и введение уголовного наказания за выполнение абортов — выступает абсолютное меньшинство респондентов, 2 и 3% соответственно.

Среди причин, которые являются веским основанием для прерывания беременности, лидирует «угроза жизни матери» — 66% (69% женщин и 62% мужчин) (табл. 10). «Материальная неустроенность» занимает второе место (39%), чаще всего эту причину указывают в небольших городах (47%). Аборт также признается возможным, если беременность стала результатом изнасилования — 43% (47% женщин и 38% мужчин). Это говорит о том, что ценность жизни матери выше ценности жизни плода, и идет вразрез с пропагандируемой государством и Церковью точкой зрения на роль женщины в обществе и установкой на повышение рождаемости. 24% респондентов допускают возможность аборта в случае, если у женщины уже есть дети и она не хочет, чтобы их становилось больше (26% женщин и 22% мужчин). В небольших городах эту причину называют 28% опрошенных. Только 22% респондентов считают, что для прерывания беременности достаточно простого «желания женщины не иметь детей».

Мы спросили у респондентов, «должна ли женщина при принятии решения об аборте прислушиваться к мнению отца ребенка» (табл. 11). Половина респондентов считает, что аборт должен быть обоюдным решением, 24% оставляют за женщиной право принимать самостоятельное решение и даже не сообщать о нем партнеру (ядро составляют молодые женщины всех уровней потребительского статуса с высоким уровнем образования и живущие в больших городах и Москве), 14% настаивают, что аборт возможен только с согласия отца ребенка (это мужчины со средним уровнем образования из небольших городов).

Получается интересная ситуация — консервативный разворот в области регулирования рождаемости в общественном сознании сосуществует с запросами на меры экономического и просветительского характера, которые должны существовать совместно с абсолютным правом на аборт. В обществе крепнут установки на планирование рождаемости, создание семьи. Этот процесс тесно связан с материальным достатком и устроенностью. Одну из главных проблем для рождения ребенка россияне видят в отсутствии материальных ресурсов для его воспитания. Стоимость рождения и воспитания ребенка растет быстрее, чем благосостояние граждан в среднем. 57% опрошенных считают необходимым увеличение пособий по уходу за ребенком до прожиточного минимума. К экономической стороне относится и оплата средств контрацепции из фондов ОМС — это поддерживает четверть опрошенных (наибольший отклик у образованных жительниц крупных городов от 500 тыс. человек и провинции, города до 100 тыс. — 34 и 29% соответственно).

Таблица 10

КАКИЕ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ПРИЧИН ВЫ СЧИТАЕТЕ ДОПУСТИМЫМ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ (АБОРТА)? (ответы ранжированы по убыванию)

Угроза жизни и здоровью женщины

Если женщина забеременела в результате изнасилования

Отсутствие материальных ресурсов для воспитания ребенка

Возраст беременной женщины

Уже есть дети, больше не хочу иметь детей

Нежелание женщины иметь детей

Нежелание партнера/мужа иметь детей

Давление родителей или других родственников

Другое

Отказ от ответа Затрудняюсь ответить

66 43 39 27 24 22 13 10 1

5

6

Таблица 11

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ДОЛЖНА ЛИ ЖЕНЩИНА ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ ОБ АБОРТЕ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К МНЕНИЮ ОТЦА РЕБЕНКА?

Пол Возраст Образование Потребительский размер населенного пункта

§ й- <» § <» = = а ^ « ° §

£ I - 8 ^ ° °

га ■=1 1— ш

о с;

о п= см 1 со

ш

£ оэ ю см

о СС ш га 3= р:

ш 3 О- га ш _а га -: си о 1— си п= ш ■=С 1— .а 1— га о -О

1- ш ^г о ■=1 1— О о 00 со о с ш о

о ^ 1- <ю 3 о -О 00 ш с о ш X 1=1 о о. о ш О- о си * ш га 1— га ш га ш 1- ш о о 5 о ю си си

с; си X к! с;

ю ю X га 1— О

1=1 си X са 1=1 с^ ш X ш £ \о

о. ш о

4—' |— т X т |— -—.

2 5

О-

о

Всего

Женщина может прервать

незапланированную беременность, и ^ 18 и и 12 13 ^ 21 и 10 15 15 13 13 12 17 15

только если отец ребенка согласен с

Женщине лучше прислушаться к мнению отца ребенка по этому вопросу, решение о прерывании беременности должно быть обоюдным

51 53 50 47 52 53 51 52 52 49 51 51 52 51 49 56 53 46 52

Женщина имеет право принять решение о прерывании незапланировг беременности, независимо о' думает об этом отец ребенка

о прерывании незапланированной 18 и 20 15 1д 18 1? 18 1д и 16 18 17 18 1д 16 20 20 15

беременности, независимо от того, что

Женщина имеет право вообще не обсуждать с отцом ребенка свою беременность и не сообщать ему о своем решении

39666757486 7 5 12 4864

Отказ от ответа 4 54834544655 4 414356

Российские семьи хотят дать своим детям лучшее и откладывают рождение детей до момента, когда будут готовы. При этом знания опрошенных о контрацепции фрагментарны и разрозненны, они формируются не систематически из недостоверных источников. Большой процент опрошенных считает, что нет стопроцентных способов предохранения. В такой ситуации аборт — это не право само по себе, не социальная установка, а один из инструментов (не лучший и очень опасный) регулирования внутрисемейной рождаемости и решения проблемы неэффективного предохранения от нежелательной беременности. Желание женщины или ее партнера не иметь детей не рассматривается как основная причина прерывания беременности — роль женщины в общественном сознании неразрывно связана с материнством.

В общественном мнении преобладают декларативные ценности — жизнь матери, планирование рождения детей, благосостояние семьи, ответственность обоих партнеров за контрацепцию, отношение к абортам существует как бы на периферии «общественного

сознания». Мы не видим дискуссий в публичном поле, в эфирах федеральных каналов, в печатных СМИ. Если тема абортов поднимается в публичной повестке, она обсуждается в двух вариантах. Первый — горячая тема для ток-шоу, например «Пусть говорят» на федеральном канале, где развернулся варварский дискурс в отношении жертвы изнасилования. Второй вариант — выступления Русской православной церкви о необходимости запрета абортов. Сложившаяся ситуация опасна тем, что в отсутствии цивилизованного обсуждения абортов и женского репродуктивного здоровья со стороны экспертного сообщества — медиков и демографов, гражданских активистов, участниц феминистского движения, — данную нишу займут радикальные и консервативные «проповедники» от Церкви и националистического крыла. И тогда надеяться на формирование отношения к абортам как к неотъемлемому праву женщины распоряжаться жизнью и телом, как к части общечеловеческих ценностей, прав и свобод не придется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.