Научная статья на тему 'Как обеспечить информационную открытость системы образования?'

Как обеспечить информационную открытость системы образования? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОПЫТ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ / ПОДОТЧЁТНОСТЬ ПЕРЕД ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / EXPERIENCE OF CONSUMER INFORMATION / INFORMATION PRODUCTS / PUBLIC ACCOUNTABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вальдман Игорь Александрович

Эффективная система подотчётности в школьном образовании. Успешные примеры информирования потребителей образовательных услуг в различных странах мира. Информационные продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как обеспечить информационную открытость системы образования?»

Управление ОБРАЗОВАНИЕМ

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ информационную открытость системы образования?

Игорь Александрович Вальдман,

директор Центра международного сотрудничества по развитию образования, г. Москва

Система подотчётности, ориентированная на достижение запланированных результатов, положительно влияет на качество образования и меру ответственности участников образовательного процесса. Информирование заинтересованные сторон о результатах деятельности школ — один из ключевых компонентов эффективной системы подотчётности в школьном образовании. В статье рассматриваются наиболее успешные примеры информирования потребителей образовательных услуг в различных странах мира. Они полезны для совершенствования практики общественного участия в образовании, которая сравнительно недавно начала формироваться в российском образовании.

• опыт информирования потребителей • информационные продукты

• подотчётность перед общественностью

Подотчётность в образовании

Смещение акцента с широкого охвата образовательными услугами на обеспечение их качества требует пе-

рехода к децентрализованной модели образования. В рамках такой модели ключевая стратегия — предоставление

школам и муниципалитетам самостоятельности в разработке и реализации политических мер и управленческих решений, что позволяет приблизить поставщиков услуг к потребителю, повысить требования к качеству работы школ и местных властей.

Самостоятельность школ и муниципалитетов реализуется на практике посредством предоставления широкой автономии, дающей право принимать решения по всем вопросам образовательной политики — найм преподавателей, определение целей и приоритетов развития, выбор методов обучения, планирование и распоряжение бюджетом и т.д. Но такие решения должны быть ответственными и ориентированными на запросы потребителей, поэтому наряду с автономией используется принцип подотчётности.

Подотчётность означает требование обязательной ответственности школ/органов управления образованием перед общественностью по результатам своей деятельности.

Автономия школы и подотчётность — отличительная особенность системы управления в децентрализованном образовании.

Множество исследований, посвящённых теме подотчётности в области государственных услуг и в образовании, обобщены в докладе о мировом развитии Всемирного банка 2004 года «Как повысить эффективность услуг для бедного населения»1. Здесь определены ключевые игроки в этой области: клиенты, или потребители государственных услуг (учащиеся и родители, граждане); непосредственные поставщики услуг (например, школа); политики, которые отвечают за распространение и финансирование образовательных услуг (государственные чиновники, представители муниципальных властей).

Эти группы составляют триаду, включённую в процесс подотчётности в государственном образовании. Клиенты дают знать о своих

1 Доклад о мировом развитии 2004 года. Как повысить эффективность услуг для бедного населения. М.: Весь мир, 2004.

предпочтениях политикам через избирательные наказы. Политики, принимающие решения, формулируют программы действий, которые отражают эти предпочтения, и дают команду поставщикам услуг их выполнять. Поставщики услуг следуют объявленной политике и нормам, спущенным с верхнего уровня, и за счёт финансирования обеспечивают организацию образовательных услуг.

Более кратко и прозрачно схема подотчётности реализуется для частного сектора образования — клиенты без «посредников» приобретают образовательные услуги у частных школ. Деньги движутся напрямую от клиентов к поставщикам услуг, которые также напрямую подотчётны своим клиентам. Школы, не реагирующие на потребности и ожидания своих клиентов, вполне вероятно могут оказаться за пределами бизнеса.

Причины, обусловливающие слабость подотчётности в традиционном государственном образовании2:

• Слабость голоса (влияния) клиентов. В большинстве развивающихся стран голос клиентов в государственном образовании крайне слаб. Клиенты, требующие лучших услуг в образовании, могут иметь крайне слабое влияние по сравнению с военными, требующими средств на вооружение, или представителями обеспеченных слоёв населения, сопротивляющимися высоким налогам.

• Неудовлетворительная информация. Родители и политики нуждаются в лучшей информации о финансировании, ресурсах и результатах работы школ. Отсутствие информации по таким вопросам, как школьные достижения, также вносят вклад в незаинтересованность

и пассивность родителей, особенно тех, кто малообразован.

2 Donald R. Winkler. Strengthening Accountability in Public Education. EQUIP2 Policy Brief. Washington, D.C.: AED, 2004.

• Нечёткое распределение ролей. Даже если родители имеют информацию о достижениях школы и результатах работы учителей, зачастую они не знают, как выразить запрос или претензию и в чей адрес это можно сделать. Лица, ответственные за предоставление образования, не всегда «прозрачны». Образовательное законодательство часто двусмысленно и неопределённо относительно функций каждого уровня управления, и распределённая ответственность — результат компромисса.

• Незначительные стимулы. Сильная подотчётность требует мощных стимулов. В ситуации конкуренции и рыночной экономики неспособность удовлетворить запросы клиентов оборачивается банкротством или снижением доли рынка. В государственном образовании, однако, почти ни один случай ненадлежащего предоставления услуг, из-за которого дети терпят неудачи в обучении, не является причиной потери клиентов и снижения финансирования школ.

Информирование — важный элемент системы подотчётности в образовании.

Школы и муниципалитеты используют различные способы информирования родителей и представителей местного сообщества о достигаемых результатах и планируемых действиях. Содержание такой информации широко варьируется от простых отчётов по результатам тестирования до всеобъемлющих отчётов, содержащих данные о социально-экономических характеристиках учащихся, финансировании, квалификации учителей и разных измерениях академических достижений.

Международный опыт информирования потребителей образовательных услуг

Опыт США

Web-ресурс «Школьная семья» для родителей и семей, меняющих место жительства (http://www.schoolfolks.com)

В США высокая мобильность населения, люди и семьи очень часто переезжают в другие города и штаты из-за смены места работы. Создан-

ный и поддерживаемый Советом по переселению родителей (Parent Relocation Council) интернет-ресурс, который можно перевести как Школьная семья или Школьные родственники (SchoolFolks), даёт возможность родителям получить информацию о конкретной школе и местной общине (местном сообществе) для принятия решения о выборе нового места жительства и школы. Подробная и понятная неподготовленному читателю информация, содержащаяся на сайте в разделе «О школе», помогает родителям подобрать лучшую школу для своих детей.

Ресурсы для родителей школьного округа Сан-Диего, штат Калифорния (http://www.sandi.net/indices/parents.htm)

На сайте практически любого школьного округа3 США можно найти разнообразную информацию, ориентированную на родительскую аудиторию. Как правило, она размещается в специальном разделе «Для родителей».

В школьном округе Сан-Диего такие ресурсы имеют следующие комбинации.

• Родительский университет — ресурсы этого раздела помогают родителям быть вовлечёнными в обучение детей, способствуют улучшению родительских навыков и взаимоотношений между детьми и родителями.

• Словарь терминов и сокращений — помогает родителям разобраться с педагогической и образовательной терминологией, содержащейся в различных публичных документах.

• Факты для родителей — буклет, дающий базовую информацию о школьном округе, о правах и обязанностях родителей и требованиях законодательства штата и страны.

3 Школьный округ — территориальное объединение государственных школ, которые управляются местной властью.

• Достижения школьников — в разделе представлена информация о стандартах по предметам, учебном плане, образовательных программах и программах тестирования,

в которых участвуют школы округа.

• Подотчётность — раздел содержит ежегодные информационные доклады по каждой школе округа.

Вся информация дана на языках основных этнических групп, представленных в школьном сообществе. В данном случае это английский, испанский, лаосский, вьетнамский и камбоджийский.

Информационная карта школы (http://studata.sandi.net/research/sarcs, http://www.ncreportcards.org)

Важный инструмент информирования общественности — ежегодный доклад школы, или школьная информационная карта. Подобные доклады используются во всех штатах США в качестве инструмента подотчётности на разных уровнях образования — школы, школьного округа и штата.

Например, в школьном округе Сан-Диего каждая школа готовит такую информационную карту — School Accountability Report Cards (SARC). В соответствии с законом штата государственные школы по всей Калифорнии с ноября 1988 года обязаны предоставлять сообществу информацию о себе в форме такой карты, которая включает разнообразные данные, позволяющие оценивать и сравнивать школы по семи основным параметрам:

• демографическая информация;

• безопасная среда и учебный климат в школе;

• данные об академических успехах;

• размер класса;

• информация об учителях и персонале;

• учебный план и обучение;

• данные о финансах и расходах.

Доклады выпускаются в двух версиях — краткая (2—3 стр.) и полная (до 14 стр.).

В качестве примера представим структуру полной версии школьного доклада средней школы Рузвельта (Roosevelt International Middle School).

• Первая титульная страница содержит оглавление, информацию о школе и описание её миссии, возможности для вовлечения родителей, адрес и контакты, что такое SARC.

• О школе (охват по классам и этническим группам, средний размер класса по предметным областям).

• Школьный климат (план школьной безопасности, практика обеспечения школьной дисциплины и поддержки учащихся, временное отстранение от обучения и исключение из школы, посещаемость).

• Материальное оснащение школы (качество состояния помещений, оборудования, освещения, водоснабжения и т.п.).

• Учителя (наличие дипломов об образовании, учителя, работающие без официального утверждения; вакансии, ведение основных предметов учителями с высокой квалификацией, наличие кадров для замены отсутствующих учителей, процесс оценки работы учителей).

• Персонал, обеспечивающий поддержку (консультанты и другой персонал, обеспечивающий поддержку в области обучения, здоровья и безопасности).

• Учебный план и учебные материалы (качество, использование и доступность учебников и учебных материалов, перечень используемых учебников и учебных материалов).

• Школьные финансы (расход на одного учащегося и средняя заработная плата учителя, виды финансируемых услуг, информация о средних зарплатах учителей и администраторов по школьному округу).

• Достижения учащихся (данные стандартизированного тестирования по предметам, годам, этническим группам).

• Подотчётность (индекс академических достижений, программы интервенций на уровне штата, достижение критериев ежегодного прогресса в рамках программы «Ни одного отстающего ребёнка», федеральные программы поддержки).

• Окончание школы и подготовка к продолжению образования (раздел используется только для средних школ).

• Планирование обучения (процесс обучения

и лидерство, профессиональное развитие, число сокращённых дней в учебном году).

Другой пример использования информационной карты на уровне школы предоставляет штат Северная Каролина. Наряду с самой картой (объёмом всего две страницы) читателям доступно руководство «Как прочесть информационную карту вашей школы», толкующее все специфические термины, используемые в тексте. Терминология разделена на разделы, соответствующие разделам карты — профиль школы, высокие достижения учащихся (результаты различных тестов), безопасность в школе и доступ к технологиям, качество учителей.

Опыт Англии

Хороший пример систематического информирования широкой общественности о результатах образования — подход, используемый в Англии. В стране имеется несколько информационных продуктов, которые применяются для коммуникаций с родителями и другими заинтересованными группами на разных уровнях образования.

Таблицы достижений (http://www.dcsf.gov.uk/performancetables)

Размещённые в открытом доступе в Интернете таблицы достижений (Achievement and attainment tables) содержат информацию о результатах обучения школьников на ключевых этапах обучения по разным предметам, особенно по математике и английскому языку. Такая информация даётся по каждой школе в динамике

по годам, а также в сравнении с другими образовательными учреждениями.

• Общая информация (название и адрес школы; тип школы; гендерный состав,

возраст учащихся).

• Информация о когорте школьников, сдававших экзамены на КЭ4 (число учащихся; число и процент школьников с особыми образовательными потребностями).

Измерение добавленной стоимости.

• Измерение прогресса (процент школьников, продемонстрировавших минимально ожидаемый прогресс по английскому и математике между КЭ2 и КЭ4).

• Результаты экзамена на получение сертификата о среднем образовании.

• Сравнение по годам (процент учащихся, достигших уровня 5 и выше на экзамене GCSE4 по разным предметам в 2006, 2007, 2008 и 2009 гг.).

• Пропуск занятий (процент учебных дней, потерянных из-за пропусков; процент учащихся, систематически пропускающих занятия).

Доклад государственной инспекции (http://www.ofsted.gov.uk)

В Англии с 1992 года существует государственная инспекция Ofsted, которая полностью независима от национального министерства образования DСSF (Department for Children, Schools and Families). Цели инспекции школ: внешняя, независимая оценка деятельности школ; информирование родителей о качестве работы и стандартах школы, в которой учатся их дети; обеспечение вклада в улучшение работы каждой конкретной школы через определение её

4 GCSE — General Certificate of Secondary

Education.

сильных и слабых сторон. В соответствии с законом инспектора оценивают и отражают в своём отчёте следующие стороны школьной политики:

• образовательные стандарты, достигнутые школой;

• качество образования, предоставляемое школой;

• качество руководства и управления, включая эффективность использования финансовых ресурсов;

• духовное, моральное, социальное и культурное развитие учащихся школы.

По итогам инспекции5 готовится доклад, который размещается на сайте Ofsted (и доступен любому желающему с ним ознакомиться), а также направляется в школу. На базе доклада, в котором содержатся рекомендации и советы по улучшению работы, школа готовит план действий, направленных на устранение обнаруженных недостатков и проблем.

Доклад имеет следующую структуру:

• Введение (когда проводилась инспекция, каковы были её цели, какие документы школы изучались и т.п.).

• Информация о школе (её размер, особенности образовательных программ, наличие детей с особыми нуждами и т.п.);

• Выводы инспекции по следующим областям:

> общее заключение о деятельности школы (характеристика таких аспектов, как управление школой, результаты обучения, учебный план, сохранение здоровья);

> что школе следует сделать для улучшения работы;

> насколько школа эффективно обеспечивает обучение (качество преподавания, насколько учебный план соответствует потребностям детей, насколько эффективна система поддержки и консультирования школьников);

5 Обычно школы инспектируются один раз в три года. Для школ, демонстрирующих устойчивые положительные результаты, периодичность инспекции может быть увеличена до шести лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> насколько эффективно управление и руководство школой;

> мнения родителей и опекунов (посредством анкетирования выясняется, насколько родители согласны с утверждениями: нравится ли детям учиться в школе, находятся ли они в безопасности, демонстрируют ли прогресс в обучении, хорошо ли работают учителя, готовит ли школа для продолжения обучения, учитывает ли предложения и запросы семьи и т.п.);

По каждому из указанных выше разделов школе выставляется оценка (от 1 до 4 баллов), а также приводится словесное описание с выводами и рекомендациями. В тексте доклада имеется словарь с разъяснением основных терминов, используемых в тексте. Это помогает сделать доклад более понятным для родителей.

Онлайн-профиль школы (http://www.teachernet.gov.uk/ management/newrelationship/ schoolprofile)

Все государственные школы обязаны не реже раза в год6 публиковать на специальном сайте информацию о своей деятельности. Школьный профиль был разработан для того, чтобы образовательные учреждения могли информировать родителей о развитии школы, о её приоритетах и достижениях. Профиль заполняется и публикуется в режиме онлайн на специальном сайте. Доступ к нему возможен только через пароль, который школа выдаёт каждому родителю. Если родители не имеют доступа в Интернет, им может быть предоставлена печатная версия документа.

Формат профиля школы разработан на базе консультаций со школами, местными властями, представителями управляющих советов, родителями и учащимися и периодически обновляется на основании обратной связи с теми, кто его заполняет.

6 Если школа желает, она может чаще обновлять данные.

Профиль школы содержит три блока информации: данные, предоставляемые и обновляемые ежегодно национальным министерством образования DCSF; резюме последнего доклада государственной инспекции Ofsted, предоставляемого также DCSF и обновляемого не реже одного раза в три года; раздел, который создаёт школа, обновляется тоже один раз в год.

Раздел, который готовит школа, носит повествовательный характер и содержит ответы на следующие вопросы:

• Каковы наши успехи в этом учебном году?

• Что мы пытаемся улучшить?

• Как менялись наши результаты на протяжении времени?

• Как мы можем удостовериться, что каждый ребёнок получает образование, соответствующее его индивидуальным потребностям?

• Как мы можем удостовериться, что наши ученики здоровы, находятся в безопасности и получают хорошую поддержку?

• Что нам удалось сделать в ответ на доклад государственной инспекции о нашей школе?

• Как мы работаем с родителями и местным сообществом?

Проспект школы (http://www.schoolzone.co.uk/resources/articles/ GcюdPractice/Management_finance/Pюspectus)

Проспект школы — это ещё один информационный ресурс, ориентированный на потенциальных потребителей услуг учебного заведения и используемый для привлечения новых учеников в школу.

За подготовку и публикацию проспекта отвечает управляющий совет школы. Проспект обычно публикуется не позднее чем за шесть недель до даты подачи родителями заявления о поступлении в школу или выражения предпочтений о выборе места обучения своего ребёнка.

Управляющие советы отвечают за то, чтобы школьный проспект был доступен всем желающим (а в случае необходимости и на разных языках) в школе для ознакомления и бесплатно бы предоставлялся родителям по их просьбе.

Проспекты содержат следующую информацию:

• название школы, адрес и телефон;

• тип школы;

• имя директора школы и председателя управляющего совета;

• условия поступления в школу и другие требования для потенциальных родителей;

• миссия и ценности школы;

• основные вопросы школьной политики для детей со специальными потребностями в обучении;

• информация о предоставлении религиозного образования;

• информация о статусе школы по отношению к какой-то конкретной религии;

• информация о результатах оценки обучения учащихся школы в соответствии с требованиями национального учебного плана;

• информация о результатах достижения требований национального учебного плана на уровне страны.

Опыт Бразилии

Информационная карта школы штата Парана (http://www.pr.gov.br/cie)

Один из интересных примеров всесторонней системы отчётности существует в штате Парана (Parana) в южной Бразилии, где местный орган образования ежегодно выпускает информационные карты (report card) для каждой школы, большинство из которых управляются и финансируются муниципальными органами власти.

Основные цели использования информационных карт в штате Парана заключаются в том, чтобы предоставить инструмент для лучшего принятия решений, особенно на уровне школы и усилить подотчётность. Другими заявленными целями являются мониторинг качества образования, обеспечение прозрачности и стимулирование вовлечения

родителей и местного сообщества в деятельность образовательного учреждения. Информационные карты включают результаты оценивания учащихся посредством тестирования (тестовый балл по португальскому языку, математике и естественным наукам в 4-х и 8-х классах), а также более широкие результаты (здоровье, безопасность и т.п.), движение учащихся и иные характеристики школы (например, процент учителей, имеющих университетское образование), результаты оценки школьной эффективности и индикаторы родительской/общественной вовлечённости.

Важная особенность этого документа в том, что в него включены мнения родителей, учащихся, учителей и директоров о школе.

Информационная карта школы содержат следующие разделы:

• Введение (общая информация о школе; команда, ответственная за подготовку доклада);

• Оценка достижений школы. Представлены результаты национального теста по португальскому языку и математике для учащихся 4-х и 8-х классов — общее число учащихся, сдававших тест; процент учащихся, продемонстрировавших овладение определённым уровнем знаний и навыков (всего четыре уровня). Данные приводятся в сравнении с результатами по муниципалитету

и штату Парана.

• Перевод, повторное обучение, выбытие. Эти данные даются по трём ступеням обучения (1—4 классы, 5—8 классы, старшая школа) и также в сравнении по школе, муниципалитету и штату.

• Учителя и учащиеся. По каждой ступени обучения фиксируется общее число учащихся и учителей, средний размер класса и доля учителей с высшим образованием.

• Мнения родителей относительно:

> качества предоставляемого образования

(общая удовлетворённость образованием, качество школьной инфраструктуры, преданность учителей профессии);

> вовлечение родителей (насколько родители вовлечены в деятельность школы, сколько родителей приняли участие в различных школьных мероприятиях и т.п.);

> распространения информации (поощряет ли школа проведение регулярных встреч учителей и родителей; имеется ли в школе система регулярного информирования родителей, получают ли родители советы относительно оказания помощи детям при подготовке домашнего задания);

> вопросов безопасности (насколько защищены дети в школе, существуют ли проблемы с дисциплиной);

> сведений о родителях (участие в деятельности Совета школы, членство в ассоциации учителей и родителей, работа

в качестве волонтёров школы, число детей — учащихся данной школы);

> общей оценки работы школы (подсчи-тывается средний балл на основе оценки, выставленной каждым родителем по 10-балльной шкале).

• Информация от учеников относительно: участия родителей в жизни школы (посещение различных школьных мероприятий), уровня образования родителей, чувствуют ли дети себя успешными

в школе, имеется ли у них домашний компьютер, нужна ли им систематическая помощь в подготовке домашнего задания, испытывают ли они трудности в обучении.

• Информация от директора школы: какую часть своего времени директор посвящает вопросам организации системы управления школой, как часто проходят заседания Совета школы, какова доля родителей,

посетивших школьные мероприятия. * * *

Итак, какие выводы мы можем сделать, рассматривая такие разные по политическому, организационному и культурному устройству образовательные системы США, Англии и Бразилии?

Школы имеют большую автономию и должны информировать государственные органы и общественность о достигнутых результатах и мерах по улучшению ситуации. Представляемая школами информация тесно увязана с национальными (региональными) образовательными приоритетами и ориентирована на запросы потребителей услуг школы (прежде всего родителей).

Информирование проводится не как частная инициатива наиболее активных школ, а как часть общей политики на уровне страны или региона (штата), зафиксированной законодательно. Имеется много различных информационных ресурсов, прежде всего в Интернете, которые предоставляют информацию о результатах деятельности учебных заведений.

Среди них:

• отчёты по итогам проведения школой процедуры самооценки7;

• доклады национальных инспекций;

• публичные доклады, которые готовит школа или школьный Совет (включая school report card8);

• другие способы информирования потребителей услуг: Интернет, СМИ, проведение очных встреч.

Появление нового информационного продукта в деятельности школы — не волевое решение сверху, оно базируется на обсуждении и широких консультациях с общественностью и профессиональным сообществом относительно формата, содержания и процедур использования (пример информационной карты школы в Англии).

7 Школы Англии, например, ежегодно проводят самооценку своей деятельности с целью определения направлений дальнейшего развития, отслеживания хода выполнения поставленных ранее задач, определения достигнутых результатов. Процесс самооценки осуществляется при помощи специальной формы — self evaluation form. (см. Политика, основанная на знании: опыт Англии и Шотландии. М.: Университетская книга, 2006).

8 См. подробнее: Sevilla, Maribel, and Don Winkler. 2003. «Information for Accountability in Decentralized Education: Implementation of Report Cards». Draft EQUIP2 Policy Brief. Washington, D.C.: AED.

На практике существуют различные информационные продукты, каждый из которых имеет конкретное целевое назначение и все вместе они являются взаимодополняющими, а не дублирующими друг друга.

Наиболее удачные образцы таких продуктов, как школьные доклады9, обладают следующими характеристиками10:

• небольшой объём информационного продукта (который можно прочитать за короткое время);

• наличие двух версий — короткой

и полной, более подробной, которые используются для разных целей;

• доступный язык изложения, ориентированный на неподготовленного пользователя;

• пояснения, как правильно интерпретировать представленные данные (например, использование тезауруса или специ ального приложения с комментариями);

• наличие сравнительных данных (с собой, в динамике по годам, и с другими школами, муниципалитетом, регионом);

• включение мнений о работе школы участников образовательного процесса — данные опросов родителей, учащихся, сотрудников школы;

• разнообразные способы доведения опубликованных данных до целевой аудитории — интернет-сайт школы, печатная версия, презентация в рамках встреч и собраний.

Наличие таких разнообразных ресурсов позволяет сравнивать и оценивать работу школ, создаёт основу для осознанного выбора школы родителями, способствует вовлечению общественности в образовательный процесс. НО

9 Под термином «школьный доклад» понимается ежегодный доклад школы или информационная карта школы (school report card).

10 Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта. М.: Московский центр качества образования, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.