Научная статья на тему 'КАК НАУЧИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ИССЛЕДОВАТЬ? НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК И.В. ПОНКИНА И А.И. РЕДЬКИНОЙ "МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИТИКИ"'

КАК НАУЧИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ИССЛЕДОВАТЬ? НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК И.В. ПОНКИНА И А.И. РЕДЬКИНОЙ "МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИТИКИ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / НАУКОВЕДЕНИЕ / НАУЧНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА / АНАЛИТИКА / SCIENCE / SCIENCE OF SCIENCE / SCIENTIFIC METHODOLOGY / LEGAL SCIENCE / ANALYTICS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Догадайло Екатерина Юрьевна

Автор представляет научную рецензию учебника И.В. Понкина и А.И. Редькиной «Методология научных исследований и прикладной аналитики» (М., 2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Догадайло Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO TEACH A RESEARCHER TO EXPLORE? SCIENTIFIC REVIEW OF THE TEXTBOOK BY I.V. PONKIN AND A.I. REDKINA "METHODOLOGY OF RESEARCH AND APPLIED ANALYTICS

Author Submits Scientific Review on the textbook of I. V. Ponkin and A.i. Redkina «Methodology of Scientific Research and Practical Analytics» (Moscow, 2020).

Текст научной работы на тему «КАК НАУЧИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ИССЛЕДОВАТЬ? НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК И.В. ПОНКИНА И А.И. РЕДЬКИНОЙ "МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИТИКИ"»

КАК НАУЧИТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ИССЛЕДОВАТЬ? НАУЧНАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК И.В. ПОНКИНА И А.И. РЕДЬКИНОЙ «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИТИКИ». М., 2020 ДОГАДАЙЛО Екатерина Юрьевна,

доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Е-таМ: dogadailo@gmail.com

Краткая аннотация: Автор представляет научную рецензию учебника И.В. Понкина и А.И. Редькиной «Методология научных исследований и прикладной аналитики» (М., 2020).

Abstract: Author Submits Scientific Review on the textbook of I. V. Ponkin and A.I. Redkina «Methodology of Scientific Research and Practical Analytics» (Moscow, 2020).

Ключевые слова: наука, науковедение, научная методология, юридическая наука, аналитика. Keywords: science, science of science, scientific methodology, legal science, analytics.

Внимание ученых к методологии гуманитарных и обществоведческих исследований (и юридическая наука не исключение) обычно возникает в периоды научных революций или смены научных парадигм. В современном мире ценность научной рациональности и свойственной ей рационалистической методологии для исследования закономерностей развития и функционирования права подверглась сомнению, поскольку столкнулось с глобальными проблемами, связанными с научно-техническим прогрессом и новым этапом в развитии информационного общества. Правовед, изучающий современную социальную действительность, остро осознает факт своей погруженности в эту действительность. Никогда еще юридическая наука так остро не осознавала свою зависимость от социальных и политических обстоятельств, которые во многом определяют установки познания, его ценностные и целевые ориентации. Поэтому, современный исследователь права и правовых явления/процессов учитывает соотнесенность знаний об объекте не только с познавательными средствами, но и собственными ценностно-целевыми ориентирами деятельности.

Как образно писал В.М. Сырых (лучший на сегодня в стране специалист по методологии юридической науки), «начинающий соискатель свято верит в науку и способность научных методов познания решать самые сложные, самые запутанные проблемы. Да вот беда, он не знает, что нужно делать, чтобы "не лопухнуться" с темой диссертации, и самое главное, каким образом успешно и по возможности в установленные сроки получить искомую степень кандидата юридических наук? Но дать ответы на верно поставленные вопросы начинающий соискатель пока что не в состоянии, поскольку его опыт научной деятельности примерно равен знаниям основ музыки случайного посетителя симфонического концерта»[19, с. 12]. То есть учить тех, кто приходит в юридическую науку совершенно, насущно необходимо. Но вот ответы на вопросы, встающие перед научным руководителям, - как учить, чему учить, по каким учебникам и пособиям можно развивать навыки гуманитарных и обществоведческих правовых исследований - не так-то просто найти.

Существуют ли универсальные гуманитарные или, напротив, узкоспециализированные учебники, позволяющие обучить современного молодого юриста тому, как надлежит организовать, осуществлять и, что тоже немаловажно, оценивать научные и практической направленности аналитические исследования, как оформлять и репрезентовать такие работы? Рассказывают, что в 1962 году премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан высказался в ключе, что новых министров - хоть пруд-пруди, а вот хороший повар - это большая редкость. Аналогично, писать о том, «как именно надобно писать», сегодня начинают, что называется, «от младых ногтей» -ладно ещё когда новоиспеченные кандидаты наук (хотя тоже сомнительно), а то ж аспиранты со студентами, то есть вообще все кому не лень. Да вот только действительно хорошее инст-руктивно-науковедческое, методологическое издание - большущая редкость.

Вышедший в самом начале 2020 года Учебник И.В. Понкина и А.И. Редькиной «Методология научных исследований и прикладной аналитики»[16] по своим положительным качествам уникален для правовой науки, и вполне может использоваться для подготовки молодых учёных, которая обязательно должна включать навыки и знания различных элементов научной методологии.

Учебник этот вобрал в себя выводы ранее вышедших многочисленных науковедческих статей этих же авторов1,

1 Понкин И.В. Методология науки: дизайн научного произведения (продукта) // Вопросы культурологии. - 2019. - № 11. - С. 64-71. Понкин И.В. Методология науки: начало исследовательского пути // Право и образование. - 2020. - № 1. -С. 4-14. Понкин И.В. Методология науки: сложные конструкции формулировок в научном исследовании // Право и образование. - 2019. - № 1. - С. 4-13. Понкин И.В. Некоторые тезисы о должной модели присуждения учёных степеней в системе диссертационных советов в вузах МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № 4. - С. 353356. Понкин И.В. О некоторых причинах неуспешности организации научной деятельности в образовательных организациях высшего образования в России // Аграрное и земельное право. - 2018. - № 6. - С. 34-39. Понкин И.В. Понятие «аналитика» // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. -Vol. 7. - № 10. - С. 80-90. Понкин И.В. Юридическая психология // Современное общество и право. - 2018. - № 3. - С. 13-23. Понкин И.В., Гребенников В.В., Редькина А.И. Метод абдукции как метод научного исследования // Образование и право. - 2017. - № 5. - С. 8-12. Понкин И.В., Редькина А.И. Классификация как метод научного исследования, в частности в юридической науке // Вестник Пермского Университета. Сер. «Юридические науки». - 2017. - № 3 (37). - C. 249-259. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология науки: понятие «научный концепт» // Право и образование. - 2019. - № 3. - С. 4-11. Понкин И.В., Редькина А.И. Мето-

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

которые служат либо предпосылками, либо начальной точкой отсчета для части параграфов монографии. Была и ещё одна этих же авторов монография по данной тематике[18] (не вошедшая в рецензируемый учебник), которой уже давался критический разбор[2].

Сам замысел учебника интересен масштабностью охвата раскрываемых в проблем, что можно увидеть уже в оглавлении.

Следующая за Введением первая глава (10 параграфов) раскрывает особенности онтологии научных исследований и прикладной аналитики. Авторы обращаются к вопросам о понятии и онтологии науки и прикладной аналитики, чётко проводят и объясняют различия между ними. Объясняется понятие научного концепта и понятие дизайна исследовательского произведения (продукта). Даны рекомендации относительно начала и отправных (исходных) точек исследования. Наиболее ценной для профессионалов видится вторая часть первой главы (§ 1.6 - § 1.10), посвящённая ключевым параметрам исследования: параметры содержательной глубины исследования, параметры сложности исследования, параметры научной ценности и значимости научного исследования, параметры ясности в исследовании, параметры целостности исследовательского произведения (продукта).Весьма важны и интересны выводы авторов, онтологически показывающие исследование как глубокое мыслительное и риторическое достижение, облеченное в специфический конструктивный дизайн, при этом изложенные логично. доступным и простым языком.

Глава вторая (три параграфа) - «Язык науки и прикладной аналитики» - включает объяснения индивидуального стиля научного письма, условия и основания применения сложной научной лексики и сложных конструкций формулировок в научном и прикладном аналитическом исследовании, инженерного стиля научного письма (коротких формулировок в научном и прикладном аналитическом исследовании). Всё это тоже крайне очень ценно для начинающего исследователя.

Третья глава учебника посвящена очень ёмкому и компактному (хотя в сравнении со всеми прочими изданиями очень детализированно) изложению описаний и объяснений таких методов научных исследований как метод анализа, метод синтеза, метод абстрагирования, дедуктивный метод, индуктивный метод, метод классификации, метод моделирования, аксиоматический метод, методы оперирования гипотезами, в том числе метод абдукции, метод проб и ошибок, метод аппроксимации, метод формализации, метод сравнения, метод

дология науки: инженерный стиль научного письма (короткие формулировки в научном исследовании) // Право и образование. - 2019. - № 8. - С. 17-22. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология науки: абдукция; гипотеза // Копирайт. -2019. - № 3. - С. 32-58. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология науки: аксиоматический метод научного исследования // Копирайт. - 2019. - № 4. - С. 61-78. Понкин И.В., Редькина А.И. Синтез как метод научного исследования, в частности в юридической науке // Копирайт. - 2018. - № 4. - С. 5-24.

аналогии, метод идеализации, метод конкретизации, метод обобщения. Отдельно вкратце описаны методы цитирования.

Четвёртая глава (три параграфа) посвящена описанию и объяснению некоторых специальных методов прикладной аналитики - методов интуитивной аналитики (на первый взгляд, звучит неожиданно), современного метода фреймирования, еще более редко встречающимся в учебной литературе методам эксплицитно-структурированного, имплицитно-структурированного и дескриптивно-экспликативного теоретизирования. Завершается учебник Заключением.

Необходимо отметить, что несомненным достоинством учебника является предельно много авторских уникальных определений объясняемых исследовательских методов. Практически всему наиболее существенному из затрагиваемого в учебнике его авторы предлагают собственные авторские дефиниции. «Сами по себе слова не имеют смысла, смысл словам придается», - писал Людвиг Витгенштейн[21]. Если бы не это (наряду со множеством там же представленных авторских классификаций, моделей, линеек дескриптивных признаков, объяснений, примеров), данное издание стало бы просто очередной энциклопедией методов, напичканной непонятно ради чего множеством цитат. Но именно многочисленные авторские дефиниции (очень яркие, самобытные, сложные, «объёмные» и содержательно-ёмкие объяснения) превращают это издание в совершенно незаурядное, совсем ни на что ни похожее. Надо признать, очень и очень мало какой автор раздела в науковед-ческую энциклопедию решается дать своё собственное авторское определение какого-либо даже одного (а авторы рецензируемого учебника дают определения десяткам методов) исследовательского метода, да еще с амбициозной претензией на большую продвинутость уровня репрезентации и на большую фундаментальность осмысления, заключённые в такой предлагаемой дефиниции). И это в определенной мере отражает позицию и даже смелость авторов. И это делает их учебник незаменимой книгой на столе исследователя любого уровня, потому что иметь под рукой свод достаточно ясных и кратких, но содержательно-ёмких разъяснений по десяткам методов научных исследований и прикладной аналитики - это нужная вещь.

Учебник выступает как уникальный ссылочный инфраструктурный узел, давая читателю возможность обратиться к интересующей его литературе, подобранной здесь по разделам очень тщательно, даже скрупулёзно. Авторы, привнося много нового и настаивая на новых подходах в организации исследований, не отрывают себя от предшественников. Как писал М.В. Волькенштейн, «как это всегда бывает в настоящей науке, создание принципиально новой теории, порывающей с прошлым, в то же время не означает отказа от прошлого»[1, с. 85]. И это тоже повод для высокой оценки учебника.

Для юристов совершенно ценно и то, что большин-

ство описанных исследовательских методов снабжены блоками, привязывающими эти методы именно к юридической науке, это очень важно, ибо наука всегда идёт в привязке к своей отрасли.

Как недостаток учебника И.В. Понкина и А.И. Редь-киной выделим следующее. Богатство современных исследовательских методов, - огромно (всего таких методов - под сотню), а в учебнике описано 19 в главе третьей и 3 в главе четвёртой, но мотивированных критериев авторского отбора именно данных методов нет.

Недостатком является и отсутствие специально выносимых практически ориентированных вопросов для обучающихся по каждому параграфу, это бы не помешало для учебной литературы именно данного жанра.

Ещё один недостаток, одновременно, впрочем, и достоинство (впрочем, парадоксальность - это отличительная особенность авторов). Лексика И.В. Понкина (повлиявшего в этом и на А.И. Редькину) уже традиционно очень, слишком сложна (слишком много иностранизмов, привлечённых из самых сфер науки редких сложных терминов, в целом сложна подача лексического и лексикографического материала). С одной стороны, нельзя сказать, что это не напрягает, читать такой текст юристу, только начинающему научный путь, нелегко. С другой же, вспоминаются слова Джона Стюарта: «Я не стану подвергать цензуре свои выражения, чтобы угодить вашему невежеству» [20], и сразу же видится не таким уж и сложным и избыточным взять в руки словарь, а там начинает формироваться собственный научный методологический багаж. Как пишут сами авторы на с. 108, «для исследователя вообще-то Библиография:

1. Волькенштейн М.В. Перекрестки науки. - М.: Наука, 1972. - 336 с.

2. Догадайло Е.Ю. Добросовестное, разумное или целесообразное? // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. «Юридические науки». -2019. - № 2. - С. 110-114.

3. Понкин И.В. Методология науки: дизайн научного произведения (продукта) // Вопросы культурологии. - 2019. - № 11. - С. 64-71.

4. Понкин И.В. Методология науки: начало исследовательского пути // Право и образование. - 2020. - № 1. - С. 4-14.

5. Понкин И.В. Методология науки: сложные конструкции формулировок в научном исследовании // Право и образование. - 2019. - № 1. - С. 4-13.

6. Понкин И.В. Некоторые тезисы о должной модели присуждения учёных степеней в системе диссертационных советов в вузах МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2019. - № 4. - С. 353-356.

7. Понкин И.В. О некоторых причинах неуспешности организации научной деятельности в образовательных организациях высшего образования в России // Аграрное и земельное право. - 2018. - № 6. - С. 34-39.

8. Понкин И.В. Понятие «аналитика» // International Journal of Open Information Technologies. - 2019. - Vol. 7. - № 10. - С. 80-90.

9. Понкин И.В. Юридическая психология // Современное общество и право. - 2018. - № 3. - С. 13-23.

10. Понкин И.В., Гребенников В.В., Редькина А.И. Метод абдукции как метод научного исследования // Образование и право. - 2017. - № 5. - С. 8-12.

11. Понкин И.В., Редькина А.И. Классификация как метод научного исследования, в частности в юридической науке // Вестник Пермского Университета. Сер. «Юридические науки». - 2017. - № 3 (37). - C. 249-259.

12. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология науки: понятие «научный концепт» // Право и образование. - 2019. - № 3. - С. 4-11.

13. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология науки: инженерный стиль научного письма (короткие формулировки в научном исследовании) // Право и образование. - 2019. - № 8. - С. 17-22.

14. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология науки: абдукция; гипотеза // Копирайт. - 2019. - № 3. - С. 32-58.

15. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология науки: аксиоматический метод научного исследования // Копирайт. - 2019. - № 4. - С. 61-78.

16. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник / РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». - М.: Буки Веди, 2020. - 365 с.

17. Понкин И.В., Редькина А.И. Синтез как метод научного исследования, в частности в юридической науке // Копирайт. - 2018. - № 4. - С. 5-24.

18. Понкин И.В., Редькина А.И. Цитирование как метод сопровождения и обеспечения научного исследования. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 86 с.

19. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. Т. 2. Логика правового исследования (Как написать диссертацию). - М.: Юстицинформ, 2004. - 560 с.

20. Jon Stewart: «I'm not going to censor myself to comfort you ignorance» // https://www.pinterest.ru/nonboringgifts/jon-stewart-quotes/.

21. The New Wittgenstein / Edited by Alice Crary and Rupert Read. - London and New York: Routledge, 2000. - P. 323.

нормально работать со словарями.

Следует понимать, что критерии "простоты", сами по себе, более чем субъективны и казуальны». Поэтому использование И.В. Понкиным и А.И. Редькиной разнообразных палитр научно-лексических инструментариев позволяет им добиться очень многого.

Материал в учебнике тщательно изложен, логически выверен - чтобы помочь обучающимся шаг за шагом пройти лабиринт познания данного объекта, понять правила проектировочного составления дизайна исследования, правила применения тех или иных методов, правила написания и репрезентации, необходимый лексический запас. Всё это позволит перевести читателя, нашедшего в себе силы и терпение изучить этот учебник, на существенно более высокий качественный уровень способностей мышления и познания.

Учебник И.В. Понкина и А.И. Редькиной «Методология научных исследований и прикладной аналитики» 2020 года по многим позициям заслуживает высокой оценки, даже если и не полностью отвечает ожиданиям (давайте признаемся, идеальный учебник можно поискать лишь в сказках).

Этот интересный учебник И.В. Понкина и А.И. Редькиной (вместе с их же монографией 2019 года «Цитирование как метод сопровождения и обеспечения научного исследования»), вне всяких сомнений, будет на многие годы вперёд наилучшим инструктивно-науковедческим источником и в силу этого должен быть рекомендован для обязательного изучения всем, магистрантами, аспирантами и докторантами страны, безотносительно их научных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.