Научная статья на тему '«Как грустно и тяжело без вас. . . ». Из переписки В. Д. Зёрнова с женой 1905-1921 годов / публ. , вступ. Статья, коммент. И Указ. Имён В. А. Соломонова. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 172 с. : ил'

«Как грустно и тяжело без вас. . . ». Из переписки В. Д. Зёрнова с женой 1905-1921 годов / публ. , вступ. Статья, коммент. И Указ. Имён В. А. Соломонова. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 172 с. : ил Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Как грустно и тяжело без вас. . . ». Из переписки В. Д. Зёрнова с женой 1905-1921 годов / публ. , вступ. Статья, коммент. И Указ. Имён В. А. Соломонова. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 172 с. : ил»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

УДК 53(470)(044)(049.32)+9293ёрнов

«Как грустно и тяжело без вас...». Из переписки В.Д. Зёрнова с женой 1905-1921 годов / публ., вступ. статья, коммент. и указ. имён В.А. Соломонова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 172 с.: ил.

«How sad and depressed without you.». From the correspondence of V.D. Zernov with his wife, 1905-1921 years / Published, in-trod. article, comments and index by V.A. Solomonov. Saratov: Saratov university Press, 172 pages: illustrations.

Владимир Дмитриевич Зёрнов (1878-1946) учёный-физик, с 1909 г. профессор, а с 1918 по 1921 г. ректор Саратовского университета, яркий представитель ученой династии. Его дед, Н.Е. Зёрнов, профессор чистой математики Московского университета и отец, Д.Н. Зёрнов, профессор и ректор (1898-1899) того же университета оставили яркий след в истории отечественной науки. Владимиру Дмитриевичу выпала судьба быть одним из организаторов нового научного центра на карте России и сыграть важную роль в становлении и развитии Саратовского университета.

Свой жизненный путь в контексте грандиозных потрясений эпохи В.Д. Зёрнов описал в «Записках...», изданных усилиями саратовского историка В.А. Соломонова в 2005 г. Этот замечательный памятник эпохи, несмотря на солидный по нашим временам тираж, разошелся мгновенно и заслуживает переиздания. Однако предлагаемая читателю переписка -источник иного свойства, нежели самые подробные мемуары.

Оригиналы публикуемых писем хранятся в составе частной Коллекции документов по истории Саратовского университета В.А. Соломонова. Большая их часть впервые вводится в широкий научный оборот.

В письмах, как на мгновенной фотографии, запечатлены и маленькие трагедии, и будничные дела и события, и личные переживания, эмоции, страсти, словом, всё то, что и составляло «толщу жизни» прошлого, порой ускользающую от внимания историков. К великому счастью исследователей, образованные люди прошлого любили и умели писать письма. Талантом

уловить и передать в письме неповторимый колорит эпохи в образах повседневности в полной мере владел В.Д. Зёрнов.

Изданное Саратовским университетом эпистолярное наследие В.Д. Зёрнова - внушительный по объему комплекс документальных источников: 117 его писем к жене, Е.В. Зёрновой, охватывающих 16 лет (с 1905 по 1921 гг.) их личного знакомства и совместной супружеской жизни. Большая часть писем (57) публикуется впервые.

Весь корпус писем делится на четыре неравнозначных по объему и содержанию, но равно интересных, части.

Первая из них охватывает период с июня 1905 г. по февраль 1906 г. и содержит переписку В.Д. Зёрнова с Е.В. Власовой, учащейся частной женской гимназии, а впоследствии его женой. Конечно, главной темой писем молодого, талантливого исследователя и юной девушки были их взаимные симпатии, быстро переросшие в обоюдную привязанность и любовь. Однако из писем видно, что влюбленные живо интересуются происходящим, сопровождая те или иные события лаконичными, но красноречивыми комментариями. Собственно, переписка Зёрнова и Власовой в 1905-1906 гг. интересный пример, того как в настроении образованных русских людей того времени сочетались надежды и тревоги о собственном будущем с раздумьями о настоящем и будущем родины. При этом если юная Екатерина Власова смотрит на жизнь с некоторым наивным романтизмом, то Владимир Зёрнов в своих оценках и прогнозах выступает как ученый-аналитик.

Для реконструкции истории российской повседневности начала XX в. историку наверняка будут особенно интересны и разбросанные в письмах любопытные зарисовки гимназического быта, и сцены обыденной жизни молодого преподавателя, перспективного ученого, неравнодушного к жизни общества интеллигента.

Самая информативная по содержанию и большая объему часть рецензируемого издания - 92 письма В.Д. Зёрнова к жене с июня 1909 г. по июнь 1914 год. Эти послания Владимира Дмитриевича максимально полно характеризуют саратовский период в жизни выдающегося ученого и раскрывают интенсивность, порой крайнюю напряженность его научной, преподавательской и организаторской деятельности в волжской губернии.

Во множестве тем, затронутых профессором саратовского университета в письмах к супруге, Екатерине Васильевне, хотелось бы выделить лишь несколько интересных и важных сюжетов.

Насыщенная интереснейшими наблюдениями и размышлениями корреспонденции Зёрнова показывает насколько непросто давалось создание научной базы, а главное университетских норм в провинциальном городе, не имевшим серьезных и глубоких традиций в научно-образовательной сфере. Радость и воодушевление саратовцев по поводу открытия в их городе императорского университета нисколько не помогали решать массу вопросов материально-технического и кадрового характера. Работа по организации научной деятельности и постановке учебного дела в Саратовском университете, как следует из писем одного из первых его профессоров, требовала крайнего напряжения сил. И заслуживает громадного уважения то, насколько терпеливо, настойчиво, последовательно, без всякого брюзжания и раздражения, с верой в высокое предназначение своей работы вели дело В.Д. Зёрнов и его сотоварищи по университету.

Из контекста рассуждений и высказываний Владимира Дмитриевича выстраивается целостная характеристика его личности и мировоззрения. Для Зёрнова, уравновешенного, знающего цену себе и людям человека и учёного, образование и культура были основой деятельного творчества и созидания. В письмах к супруге, в значительной степени посвященных делам семейным, он мало писал о политике и власти. Вероятно, досужие разговоры «на злободневные темы», любимое занятие «критически мыслящих личностей», он считал делом пустым и никчемным, а залог преображения России видел, прежде всего, в свободном и достойном труде, образовании и культуре. И эти понятия не были для В.Д. Зёрнова абстрактными, поскольку он сам не щадил сил на создание в Саратове университета, который в его представлении должен был стать одним из центров науки и культуры будущей России. Именно поэтому ежедневные хлопоты о создании Физического института, по приобретению и отладке специального оборудования он решительно предпочитал разговорам обо всем и ни о чем. Это вовсе не значит, что Зёрнов, как говорится, «бежал политики». Напротив, из его писем видно, что твердо он отстаивал университетские свободы, критически

воспринимая правительственную политику в области образования.

Большое место в письмах учёного занимает характеристика учащейся молодежи и профессорско-преподавательского состава Саратовского университета. Студенты и гимназисты упоминаются Зёрновым часто и почти всегда в лучших тонах. Его радовала искренняя тяга молодежи к знаниям, увлечённость наукой. Характерно, что аудитории, где В.Д. Зёрнов читал лекции, почти всегда были переполнены. Часто очередная его лекция завершалась под гром аплодисментов, хотя профессор физики говорил далеко не о самых очевидных и простых научных истинах.

Отдельный интересный и важный сюжет - взаимоотношения Владимира Дмитриевича с коллегами, большинство которых, как, например, первый ректор Саратовского университета В.И. Разумовский, были незаурядными учеными и оригинальными людьми. Контакты с товарищами по цеху, конфликты в университетской среде, быт и организация труда профессорско-преподавательского состава, подробно зафиксированные в эпистолярном наследии В.Д. Зёрнова, дополняют общую картину ученого мира последних лет императорской России.

Примечательны и зарисовки общественно-культурной жизни Саратова, запечатленные В.Д. Зёрновым. Интеллигент в третьем поколении, музыкант и поклонник Мельпомены, он с удовольствием посещал консерваторские концерты, оперные и театральны постановки, оставив множество примет культурного подъема Саратова начала XX века.

Последняя часть публикуемых писем профессора Саратовского относится к эпохе Гражданской войны. Письма этих лет яркая иллюстрация того, с каким мужеством В.Д. Зёрнов, на тот момент ректор Саратовского университета, пытался сохранить свое детище в страшных условиях распада и агонии прежнего политического и общественного строя, сохранить то лучшее, что было в уходившей в вечность самодержавной России.

Безусловно, вся ученая династия Зёрновых - оставила заметный след в истории культуры и науки нашей страны и, несомненно, достойна пристального интереса специалистов. Однако профессор физики Владимир Дмитриевич Зёрнов стал, пожалуй, наиболее ярким и самобытным представителем своего знаменитого семейства. Блестящий ученый и преподаватель, талантливый и настойчивый

организатор науки, человек большого ума В.Д. Зёрнов был еще и чутким к ритмам жизни наблюдателем и аналитиком. Письма профессора Саратовского университета, общественного деятеля, современника и участника многих исторически важных, как для всей России, так и для Саратова общественно-политических и культурных событий - это своеобразный и яркий эпистолярный памятник истории нашего Отечества первых десятилетий бурного XX века.

Подготовка к печати писем человека из другого времени всегда требует от публикатора исключительного профессионализма, скрупулезности и добросовестности, в полной мере проявленные В.А. Соломоновым, подготовившим к публикации замечательный исторический памятник.

Рецензируемое издание содержит предисловие со всеми необходимыми читателю справками и пояснениями, указатель имён. Отдельно стоит отметить превосходные иллюстрации и комментарии к тексту писем. К сожалению, многие исследователи при подготовке комментариев, важнейшего компонента серьезного научного издания, допускают две крайности: либо ограничиваются формальными, часто общеизвестными сведениями, либо создают своеобразную книгу в книге, затрудняя восприятие текста источника. Комментарии В.А. Соломонова лаконичны, точны, проясняют и дополняют сведения автора писем ровно в той мере, в какой это необходимо читателю. Исключительно удачен иллюстративный ряд в книге. Помещенные в рецензируемом издании фотографии, удивительно качественные и яркие, тщательно подобранные публикатором - своеобразный и ценный портрет эпохи в лицах.

Рецензируемое издание, несомненно, будет полезно специалистам, краеведам, и всем интересующимся историей науки и в целом историей России начала прошлого столетия.

Ю.Г. Степанов,

кандидат исторических наук, доцент Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.