Научная статья на тему 'Как добиться "Великой победы социализма с китайской спецификой". (обзор)'

Как добиться "Великой победы социализма с китайской спецификой". (обзор) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / XIX СЪЕЗД КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ (КПК) / СИ ЦЗИНЬПИН / ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КИТАЯ ДО 2050 Г.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как добиться "Великой победы социализма с китайской спецификой". (обзор)»

Эффективен подход таргетированного решения специфических проблем. Он дает возможность фермерам адекватно справляться с трудностями в меняющихся погодных условиях. Разработке набора таких решений помогает использование инструментов количественного анализа эмпирических данных реальных аграрных практик. Важнейшим элементом адаптации к климатическим изменениям является адаптивное обучение (adaptive learning) как для сельскохозяйственных производителей, так и для лиц, формирующих политику адаптации. Развитию адаптивного обучения способствует совершенствование аналитических инструментов, информационных каналов между производителями, чиновниками и экспертами-аналитиками. Необходимо придерживаться инновационного подхода к адаптации, что требует инвестирования в инфраструктуру, сокращения трансакционных издержек, чтобы стимулировать инновации в развитии сетей поставок (с. 624).

Вместе с тем авторы указывают, что попытки адаптации к климатическим изменениям, предпринимаемые развивающимися странами, находятся на самом начальном уровне, и надеются, что КОСХ станет для них действенной помощью в данном процессе.

О.Н. Пряжникова

ПРОБЛЕМЫ СТРАН И РЕГИОНОВ

2018.02.012. И.Ю. ЖИЛИНА. КАК ДОБИТЬСЯ «ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ СОЦИАЛИЗМА С КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКОЙ». (Обзор).

Ключевые слова: Китай; XIX съезд Коммунистической партии Китая (КПК); Си Цзиньпин; программа экономического развития Китая до 2050 г.

В обзоре анализируется программа экономического развития Китая в долгосрочной перспективе, одобренная XIX съездом КПК (октябрь 2017 г.). В ней нашли отражение перемены, произошедшие в Китае благодаря экономическим реформам и открытию национальной экономики для внешнего рынка.

Хотя в представленном на съезде докладе Си Цзиньпина «Добиться решающей победы в построении общества среднего достатка, одержать великую победу социализма с китайской спе-

цификой в новую эпоху» отражены тенденции китайской политики, обозначившиеся еще в конце 2000-х годов (т.е. до избрания Си Цзиньпина Генеральным секретарем ЦК КПК), доклад позволяет дать ответы на ряд вопросов о будущем развитии Китая (1). XIX съезд КПК признал, что Китай сейчас находится (и будет находиться) на первом этапе строительства социализма, и поэтому страна обязана ставить перед собой задачи, прежде всего, экономического развития, поскольку именно таким путем можно решить имеющиеся проблемы (7).

Си Цзиньпин был избран генеральным секретарем ЦК КПК на прошедшем в ноябре 2012 г. XVIII съезде, определившим «цели двух столетних юбилеев». Первая столетняя цель - построение к 2021 г. «среднезажиточного общества», т.е. обеспечение среднего уровня благосостояния населения и ликвидация бедности к столетию основания КПК. Вторая столетняя цель - превращение Китая в «полностью развитую и передовую страну» к 2049 г., т.е. к столетию основания КНР. Эти цели знаменуют собой долгожданное национальное возрождение, которое Си Цзиньпин называет «китайской мечтой» (7; 3).

За пять лет пребывания Си Цзиньпина у власти политический климат в стране значительно изменился. Во-первых, была начата кампания по борьбе с коррупцией в партийных органах, подрывавшей авторитет КПК (и, соответственно, модель государственного управления), в результате которой по всей стране лишились должностей около 1 млн партийных чиновников, от бюрократов низкого ранга (которых называют «мухи») до руководителей самого высокого уровня («тигров) (2). Хотя многие эксперты считали, что эта кампания, будет кратковременной, она стала постоянным компонентом управления государством (4).

Во-вторых, китайская государственная политика наряду с обеспечением экономического роста и развития в последние годы ставит задачу расширения китайского влияния в глобальной экономике, особенно в странах развивающегося мира. В-третьих, в политических установках Китая все сильнее проявляется противоречие между долгосрочной задачей достижения социальной и политической стабильности и более краткосрочной - проведения рыночной либерализации. Исходя из того, что интересы партии совпадают с интересами общества, китайское руководство, с одной

стороны, продолжает твердо отстаивать интересы партии, а с другой - пытается повысить роль рынка в экономике, развивать предпринимательство и инновации, эффективно реагировать на запросы молодого, образованного, быстрорастущего среднего класса (4).

Еще недавно многие эксперты сомневались в том, что Китай сумеет перейти от экономики, основанной на трудоемком производстве, экспорте, инфраструктурных инвестициях и тяжелой промышленности, к экономике услуг, опирающейся на внутренний спрос. Однако, хотя экономическая трансформация Китая далека от завершения, в последние годы начался процесс перебазирования трудоемких экспортных производств в менее развитые страны с более низкой стоимостью труда, а в ряде отраслей стали активно внедрятся капиталоемкие информационные технологии (5). Эти изменения позволяют Китаю поддерживать рост экономики на уровне 6-7% в год в условиях структурных сдвигов, а также способствуют повышению уровня доходов в стране на фоне сравнительно слабого роста глобальной экономики (4).

На XIX съезде КПК Си Цзиньпин зафиксировал ряд приоритетов развития страны, которые обсуждались и частично продвигались еще при прежнем руководстве, но так и не стали частью повестки дня. В частности, приоритетом становится сбалансированное развитие и снижение неравенства, а не темпы роста экономики (в своем докладе Си Цзиньпин обошел молчанием планы удвоения к 2020 г. ВВП по отношению к уровню 2010 г.).

Особое внимание предполагается уделить выравниванию условий между городом и деревней, а также ускоренному развитию бедных и периферийных районов. Планируется интенсифицировать создание общенациональных систем пенсионного и медицинского обеспечения, расширить доступ населения к образовательным услугам, развернуть программу по борьбе с бедностью. Таким образом, важнейшей задачей в настоящее время является снижение социального напряжения, порождаемого бедностью и неравенством (1).

При этом, если в 1980-е годы «основное противоречие» развития Китая заключалось в расхождении между потребностями народа и «отсталым общественным производством», а главная задача страны состояла в производстве достаточного для удовлетворения потребностей населения объема продуктов питания, одежды, обуви и т.д., то 30 лет спустя «основным противоречием» признано

несоответствие между «неравномерным и неадекватным развитием» и «постоянно растущими потребностями народа в хорошей жизни» (7; 3). Это свидетельствует о глубоких изменениях национальных перспектив - от бедной развивающейся страны к обществу с растущим уровнем благосостояния.

Кроме того, существуют и некоторые «вторичные экономические противоречия». Во-первых, сохраняется противоречие между ролью государства и ролью рынка в управлении процессом распределения ресурсов (так называемая смешанная экономика с китайской спецификой). В докладе Си Цзиньпина одобряется смешанная модель собственности и содержатся призывы к созданию экономики с крупными компаниями-лидерами, обладающими глобальной конкурентоспособностью. В то же время вопрос о реформе госпредприятий, которая может потребоваться для устранения этого противоречия, в докладе не обсуждается.

Во-вторых, наблюдается противоречие между предложением и спросом. Согласно докладу Си Цзиньпина, главным приоритетом для экономических властей стали структурные реформы на стороне производства с акцентом на повышение производительности, развитие инноваций, сокращение избыточных мощностей, движение вверх в цепочке создания стоимости в промышленности и сфере услуг. В то же время снижается внимание к роли потребительских расходов и услуг. Однако отсутствие равного внимания к фундаментальным основам совокупного спроса является странной и потенциально опасной однобокой политикой (3).

XIX съезд КПК утвердил дорожную карту построения в Китае процветающего, цивилизованного, гармоничного и современного социалистического общества с качественным государственным управлением, что позволит войти в число ведущих мировых держав (7). Си Цзиньпин заявил, что Китай в целом может обеспечить базовые потребности народа, т.е. он практически достиг первой цели - создания общества среднего достатка, поэтому в ближайшее время может перейти к его модернизации. Модернизированный Китай превратится в мирового лидера в сфере инноваций, это будет страна с чистой природой, массовым средним классом и значительно сократившимся разрывом между городом и селом в темпах экономического роста, качестве государственных услуг и стандартах жизни.

В связи с этим серьезное внимание будет уделяться государственной поддержке инноваций (слово «инновации» встречается в тексте выступления Си Цзиньпина более 50 раз). Речь идет о внедрении инноваций в госуправление, поддержке инновационных технологий; стимулировании инновационных компаний, в том числе государственной поддержке малых и средних предприятий в инновационной сфере; проведении реформы системы управления высокотехнологичными отраслями; усилении внимания к обмену технологиями между ВПК и гражданской экономикой. Таким образом, считает старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ В. Кашин, китайское руководство видит в инновациях основной источник экономического роста на будущее (1).

Руководство страны также нацелено на продолжение структурных реформ и либерализацию экономики на основе решений, принятых в 2013 г. на Третьем пленуме Центрального комитета КПК XVIII-го созыва, согласно которым рынку должна быть предоставлена «решающая роль» в распределении ресурсов. Для выполнения этих решений Китаю необходимо гарантировать защиту права частной собственности и предпринимательства, поскольку частный сектор обеспечивает более 60% ВВП Китая, 50% налоговых поступлений страны, 70% ее технологических и продуктовых инноваций, а также 80% рабочих мест, потребляя при этом менее 40% ресурсов (7).

Китай намерен проводить политику дальнейшего открытия внутреннего рынка для торговли и иностранных инвестиций, защищая при этом законные права и интересы иностранных инвесторов. С этой целью намечено создание новых зон свободной торговли и портов свободной торговли в некоторых регионах.

Считается, что Китай может достигнуть цели превращения в страну с высоким уровнем доходов к 2035 г. Однако профессор экономики Университета Фудань (Шанхай) Чжан Цзюнь предупреждает, что для этого стране необходимо поддерживать темпы роста производительности труда на уровне как минимум 5% в год в течение ближайших 15-20 лет в основном за счет повышения темпов урбанизации и ускорения технологического прогресса.

Ключом к успеху является способность руководства страны эффективно адаптироваться к изменению внутренних и внешних

условий и справляться с рисками, накопленными за несколько прошедших десятилетий. В частности, ему придется заняться проблемой роста неравенства в доходах, вызванных, главным образом, огромной разницей в доходах в городе и на селе, хотя разница в доходах жителей городов также растет. В 2014 г. размер подушевого дохода 5% самых богатых домохозяйств составил 53 300 юаней (8024 долл.), а доход 5% самых бедных домохозяйств - 1600 юаней. По данным опросов Центра исследований финансового состояния китайских домохозяйств (СИР8), коэффициент Джини в Китае вырос с 0,238 в 1983 г. до 0,491 в 2008 г.; в 2010 г. он достиг рекордного уровня в 0,61, а в 2016 г. упал до 0,465, хотя по-прежнему превышает уровень, наблюдаемый в крупных развитых странах (0,24-0,36). Китай сталкивается и с проблемой роста неравенства в распределении богатства. В 2014 г. беднейшие 25% до-мохозяйств владели менее чем 2% совокупного богатства страны, в то время как 1% самых богатых - 1/3.

Но даже если страна достигнет своих целей к 2050 г., китайскому руководству придется решать проблему старения населения. По последним данным ООН, к 2050 г. 36,5% населения Китая будет старше 60 лет. Медианный возраст может увеличиться до 49,6 года, что выше, чем в Швеции, Великобритании, Евросоюзе и США (7).

На трудности, с которыми может встретиться китайская экономика, указывают и другие аналитики. Несмотря на весь оптимизм доклада Си Цзиньпина, экономика страны все еще находится на самых первых этапах давно провозглашенной структурной трансформации. Сектор услуг растет быстро, но пока пребывает в эмбриональном состоянии (на его долю приходится лишь 52% ВВП), а потребление домохозяйств, несмотря на высокие темпы роста, не превышает 40% ВВП. Китай вполне может находиться на пути к «Новой норме» или к «Новой эре», но пункт назначения пока еще очень далек, и по дороге придется устранить множество противоречий (3).

Важным элементом стратегии превращения Китая к 2050 г. в богатое, модернизированное социалистическое государство является укрепление позиций страны в глобальной экономике по разным направлениям. При этом многие специалисты считают, что поведение Китая на мировой арене будет в ближайшие десятилетия определяющим геополитическим фактором (6).

Сравнивая положение современного Китая в мировой экономике с положением США и Европы в послевоенный период (на их долю на протяжении нескольких десятилетий приходилось более половины глобального ВВП, и они не слишком сильно зависели от внешних рынков, не считая рынков нефти и полезных ископаемых), Нобелевский лауреат М. Спенс приходит к выводу, что Китай скоро окажется в сходном положении (4). У Китая есть очень крупный внутренний рынок, доступ к которому он контролирует, есть растущие доходы и высокий совокупный спрос; модель роста экономики страны все больше опирается на внутреннее потребление и инвестиции и все меньше - на экспорт.

В связи с этим возникает вопрос о том, как Китай будет использовать свою экономическую силу. В послевоенный период развитые страны воспользовались своим положением, чтобы установить правила функционирования мировой экономики, естественно, учитывая свои интересы, но при этом, пытаясь обеспечить максимально возможную инклюзивность этих правил для развивающихся стран. По мнению Спенса, Китай демонстрирует все признаки движения в том же направлении. Маловероятно, что он будет руководствоваться эгоистичным подходом, в основном потому, что в этом случае его глобальный статус и влияние снизятся. Китай демонстрирует желание стать влиятельной страной в развивающемся мире (и, в первую очередь, в Азии), играя роль партнера, готового оказать поддержку, по крайней мере, в экономической сфере.

Успешное достижение этой цели зависит от его действий по двум ключевым направлениям: инвестиционная политика и управление доступом на внутренний рынок иностранных товаров и инвестиций. По первому направлению Китай действует очень активно. КНР является инициатором целой серии многосторонних и двусторонних инициатив. Помимо крупных инвестиций в страны Африки, в 2013 г. он выступил с идеей создания экономического пояса Шелкового пути, призванного интегрировать Евразию с помощью огромных инвестиций в транспортные инфраструктуры, а в 2015 г. по его инициативе был создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) (Asian Infrastructure Investment Bank, AIIB)1.

1 Основные цели АБИИ - стимулирование финансового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, финансирование инфраструктурных проектов в Азии. - Прим. автора.

Поскольку внутренний рынок Китая становится источником силы страны, решения, касающиеся его развития, во многом определят глобальные позиции страны на десятилетия вперед. По мнению Спенса, скорее всего, Китай останется приверженцем открытой, основанной на правилах, многосторонней системы, поскольку именно такой подход позволит повысить его международное влияние (4). Кроме того, следует учитывать, что Китай был основным бенефициаром существующей глобальной торговой системы, о необходимости защиты которой от протекционистской риторики США Си Цзиньпин заявил на Мировом экономическом форуме в январе 2017 г. (6).

На нынешней стадии развития страны такой подход не потребует практически никаких затрат, но скорее всего, принесет множество выгод. В то же время Спенс отмечает, что многое зависит от развития отношений между Китаем и США (4).

По мнению директора Центра по вопросам нераспространения ядерного оружия и разоружения Австралийского национального университета (Center for Nuclear Non-Proliferation and Disarmament at Australian National University) Р. Такуры, несмотря на утверждения Си Цзиньпипа о том, что Китай приложит все усилия для обеспечения глобального развития и сохранения мирового порядка, применяя к международным отношениям новые подходы, основанные на диалоге и партнерстве, а не конфронтации и блоковом мышлении (6), Китай явно стремится к геополитическому паритету с США и в случае достижения этой цели сможет играть более важную роль в формирования правил мирового порядка.

Но если глобальный баланс сил продолжит перемещаться от Запада к Китаю, последний может столкнуться с новыми рисками. В частности Китай и США могут стать жертвами так называемой «ловушки Фукидида»1. В то же время, учитывая разрыв между желанием и способностью Китая защитить свои экономические инте-

1 Ловушка Фукидида - угроза вооруженного конфликта между доминирующей державой и возвышающейся новой державой. Эту ситуация на примере войны между Афинами и Спартой исследовал древнегреческий историк Фукидид. При этом, по данным британских ученых, за последние 500 лет в 16 случаях, когда возвышающаяся держава грозила заместить доминирующую, 12 случаев привели к войне (6).

ресы, есть надежда на то, что китайские лидеры не пойдут по пути противоборства с США, прекрасно осознавая его последствия (6).

Список литературы

1. Кашин В. Новый курс: некоторые выводы из выступления Си Цзиньпина. -Режим доступа: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novyy-kurs-nekotorye-vyvody-iz-vystupleniya-si-tszinpina/

2. Кию Джин. Чего хочет Си Цзиньпин? - 2017. - Режим доступа: https://www. project-syndicate.org/commentary/china-party-congress-xi-legacy-by-keyu-jin-2017-11/Russian

3. Roach S.S. China's contradictions. - 2017. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/xi-jinping-political-report-19th-congress-by-stephen-s--roach-2017-10

4. Spence M. Les acteurs du nouveau miracle économique chinois. - 2017. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/china-19th-national-party-congress-new-generation-by-michael-spence-2017-10/french

5. Spence M. La Chine, nouveau chef d'orchestre de l'économie mondiale. - 2017. -Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/china-in-the-global-economy-by-michael-spence-2017-08/french

6. Thakur R. China's new world order? - 2017. - Mode of access: https://www. project-syndicate.org/onpoinl/china-s-new-world-order-by-ramesh-thakur-2017-11

7. Zhang Jun. China's vision for the next 30 years. - 2017. - Mode of access: https://www.project-syndicate.org/commentary/china-19th-congress-development-blueprint-by-zhang-jun-2017-11

2018.02.013. ЯН-СУНЬ И. СЛЕДУЮЩИЙ КРУПНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦЕНТР МИРА.

YUAN SUN I. The world's next great manufacturing center // Harvard business rev. - Boston, 2017. - Vol. 95, N 5/6. - P. 122-129. - Mode of access: https://hbr.org/2017/05/the-worlds-next-great-manufacturing-center

Ключевые слова: экономическое развитие Африки; прямые иностранные инвестиции; экономическая экспансия Китая.

В работе, подготовленной консалтинговой компанией «McKinsey» (США), рассматривается экономическая и демографическая ситуация в странах Африки, а также перспективы и последствия экспансии частного китайского капитала в африканский регион.

Согласно данным Министерства торговли КНР, китайские частные компании ежегодно совершают более 150 инвестиций в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.