Научная статья на тему 'Кафедре клинической лабораторной диагностики Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского 40 лет'

Кафедре клинической лабораторной диагностики Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского 40 лет Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
202
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ / САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В. И. РАЗУМОВСКОГО / DEPARTMENT OF CLINICAL LABORATORY DIAGNOSTICS / SARATOV STATE MEDICAL UNIVERSITY N.A. V. I. RAZUMOVSKY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Гладилин Г.П., Захарова Н.Б., Никитина В.В., Иваненко И.Л.

Кратко изложена история развития лабораторной службы, отображено современное понимание значимости лабораторной диагностики в практической медицине. Освещены научно-педагогическая деятельность и перспективы развития кафедры клинической лабораторной диагностики Саратовского государственного медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Гладилин Г.П., Захарова Н.Б., Никитина В.В., Иваненко И.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The 40th anniversary of Department of Clinical Laboratory Diagnostics of Saratov State Medical University

The article describes a brief history of the development of laboratory services and gives a modern idea of the importance of laboratory diagnostics in the clinic. The pedagogical, scientific activities and future prospects for the development of clinical laboratory diagnostics of the Saratov State Medical University are presented.

Текст научной работы на тему «Кафедре клинической лабораторной диагностики Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского 40 лет»

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ. ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

УДК 616-074/.78:378.4] "451.40"(091) (470.44-2Саратов)

КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ САРАТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. РАЗУМОВСКОГО 40 ЛЕТ

Г. П. Гладилин — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики, профессор, доктор медицинских наук; Н. Б. Захарова — ФГБОУ Во «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, профессор кафедры клинической лабораторной диагностики, профессор, доктор медицинских наук; В. В. Никитина — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры клинической лабораторной диагностики, доцент, кандидат медицинских наук; И. Л. Иваненко — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры клинической лабораторной диагностики, доцент, кандидат медицинских наук.

THE 40th ANNIVERSARY OF DEPARTMENT OF CLINICAL LABORATORY DIAGNOSTICS OF SARATOV STATE MEDICAL UNIVERSITY

G. P. Gladilin — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Clinical Laboratory Diagnostics, Professor, DSc; N. B. Zakharova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Clinical Laboratory Diagnostics, Professor, DSc; V. V. Nikitina — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Clinical Laboratory Diagnostics, Assistant Professor, PhD; I. L. Ivanenko — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Clinical Laboratory Diagnostics, Assistant Professor, PhD

Дата поступления — 15.11.2018 г. Дата принятия в печать — 29.11.2018 г.

Гладилин Г. П., Захарова Н. Б., Никитина В. В., Иваненко И.Л. Кафедре клинической лабораторной диагностики Саратовского государственного медицинского университета имени В. И. Разумовского 40 лет. Саратовский научно-медицинский журнал 2018; 14 (4): 696-699.

Кратко изложена история развития лабораторной службы, отображено современное понимание значимости лабораторной диагностики в практической медицине. Освещены научно-педагогическая деятельность и перспективы развития кафедры клинической лабораторной диагностики Саратовского государственного медицинского университета.

Ключевые слова: кафедра клинической лабораторной диагностики, Саратовский государственный медицинский университет.

Gladilin GP, Zakharova NB, Nikitina VV, Ivanenko IL. The 40th anniversary of Department of Clinical Laboratory Diagnostics of Saratov State Medical University. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2018; 14 (4): 696-699.

The article describes a brief history of the development of laboratory services and gives a modern idea of the importance of laboratory diagnostics in the clinic. The pedagogical, scientific activities and future prospects for the development of clinical laboratory diagnostics of the Saratov State Medical University are presented.

Key words: Department of Clinical Laboratory Diagnostics, Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky.

Клиническая лабораторная диагностика — неотъемлемая часть клинического обследования больного, одна из важнейших медицинских специальностей, которая состоит из совокупности исследований in vitro биоматериала человеческого организма. Лабораторная диагностика основана на гематологических, общеклинических, паразитарных, биохимических, иммунологических, молекулярно-биологических, цитологических, генетических, куль-туральных методах, сопоставлении результатов этих исследований с клиническими данными для формулирования лабораторного заключения [1]. Лабо-

Ответственный автор — Иваненко Ирина Львовна Тел.: +7 (960) 3530807 E-mail: ira.ivanenko.68@list.ru

раторный анализ представляет собой пограничную область знания, которая связывает явления и процессы, относящиеся к химии и физиологии, с историей человеческого общества.

Началом лабораторной медицины можно считать определение Авиценной сахара в моче, изучение химического состава мочи древнеегипетскими жрецами с целью выявления беременности либо обнаружение Левенгуком «гомункулусов» в сперме при помощи созданного им первого «мелкоскопа» 300 лет назад. Однако регулярные лабораторные исследования с целью установления диагноза начинаются с исследования осадков мочи и толстой капли крови лишь в 30-х годах XIX столетия в Германии. Их ввели в практику работы врача два великих ученых — создатель теории клеточной патологии Р Вирхов и «создатель»

Сотрудники кафедры клинической лабораторной диагностики Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского

гемограммы В. Шиллинг. Вторая половина XIX столетия проходила под знаком расцвета микробиологии и классической химии. В начале ХХ в. произошла научно-техническая революция в физике, которая вложила новое содержание в основные понятия химии и обусловила появление принципиально новых физических методов исследования на основе изучения состава, структуры и реакционной способности различных веществ [2].

Преподавание клинической лабораторной диагностики в нашей стране началось с доцентского курса, организованного в 1925 г. в составе курсов усовершенствования на базе больницы им. С. П. Боткина. Первая самостоятельная кафедра, обучающая специальности врача-лаборанта, появилась в Москве в 1930 г. в составе Государственного института для усовершенствования врачей (ГИДУВ).

В Саратове кафедра клинической лабораторной диагностики была открыта приказом ректора члена-корреспондента РАМН, доктора медицинских наук, профессора Н. Р. Иванова в 1978 г. на факультете усовершенствования врачей Саратовского ордена Трудового Красного Знамени медицинского института на базе дорожной клинической больницы Приволжской ордена Ленина железной дороги. Коллектив кафедры состоял из заведующего кафедрой кандидата медицинских наук, доцента Геннадия Васильевича Коршунова; кандидата медицинских наук, доцента И. С. Кузьмина; старшего преподавателя Т. Ю. Якубовской; ассистента Н. М. Лоншаковой; старшего лаборанта Н. М. Царевой; лаборантов В. К. Азарни-ковой и С. Р. Журавлевой. Большой вклад в развитие лабораторного дела внесли такие преподаватели кафедры клинической лабораторной диагностики, как Г. П. Гладилин, Б. З. Шенкман, Д. В. Косягин, В. В. Купчиков, М. И. Симонова. С 1986 по 1993 г. заведующим кафедрой был кандидат медицинских наук, доцент Игорь Сергеевич Кузьмин. С 1993 г. кафедру возглавил доктор медицинских наук, профессор Геннадий Павлович Гладилин, под руководством которого по

настоящее время трудятся доктор медицинских наук, профессор Н. Б. Захарова; кандидат медицинских наук, доцент В. В. Никитина; кандидат медицинских наук, доцент И. Л. Иваненко; кандидат медицинских наук, ассистент Л. Ф. Жандарова; старший лаборант Р. Г. Шишкова.

Кафедра клинической лабораторной диагностики осуществляет постдипломное обучение по программам послевузовского образования (ординатура, аспирантура), дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и общее усовершенствование), обучение и проведение производственной практики студентов 3-го и 4-го курсов медико-профилактического факультета. Руководит клинической ординатурой и аспирантурой по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» заведующий кафедрой по индивидуальному плану, что позволяет подготовить высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные проблемы лабораторной диагностики и осуществлять научную деятельность [3].

Основные научные направления кафедры: исследование системы гемостаза и создание алгоритмов раннего выявления и предотвращения тромбогемор-рагических нарушений у пациентов с различной патологией; исследование молекулярных и генетических маркеров сосудистых нарушений.

С 1987 г. сотрудниками кафедры получены 17 патентов на изобретения и полезные модели, опубликовано более 400 научных работ. Под руководством заведующих и профессоров кафедры успешно защищены более 30 кандидатских диссертаций, две диссертации находятся на подготовительном этапе. Сегодня на кафедре проходят обучение четыре ординатора и два аспиранта. В результате активного сотрудничества с другими кафедрами университета ежегодно проводятся совместные научно-практические конференции, выпускаются межкафедральные учебные пособия и монографии. С 2015 г. на кафедре работает студенческий научный кружок «Лаборант».

Результаты своих научных исследований кружковцы докладывают на Всероссийской неделе науки, получая дипломы и почетные грамоты.

Кафедра клинической лабораторной диагностики координирует свою работу с Российским научно-практическим обществом врачей-лаборантов, которое в настоящее время представлено Саратовским отделением ассоциации «Федерация лабораторной медицины». В 2013 г. кафедра стала участником образовательной программы «Школа главного специалиста по клинической лабораторной диагностике», организованной Федерацией лабораторной медицины РФ. В ее работе приняли участие главный внештатный специалист Минздрава России Анатолий Глебович Кочетов и главный внештатный специалист минздрава Саратовской области Ирина Владимировна Авдиенко. Под эгидой Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования в 2018 г на базе кафедры проведена научно-практическая конференция «Саратовский форум лабораторной медицины: лабораторная диагностика и организация лабораторной службы в мониторинге сердечно-сосудистых заболеваний».

С момента создания на кафедру для повышения квалификации обращаются врачи и биологи клинической лабораторной диагностики не только из Саратовской, но и из других областей и регионов нашей страны: Московской, Липецкой, Тамбовской, Брянской областей, Краснодарского края, Дальнего Востока, Сахалина и других территотий. С 1987 г практикуется выездная форма очного и очно-заочного обучения (Ульяновск, Курск, Липецк, Тамбов, Брянск, Киров и другие города). В последние годы совершенствуется программно-информационное обеспечение учебного процесса. Для слушателей других городов проводится дистанционное преподавание в режиме on line. Учебная программа включает лекционный курс, семинары и практические занятия по различным дисциплинам: «Клиническая лабораторная диагностика», «Клиническая лабораторная диагностика с вопросами цитологии», «Иммуногематология», «Паразитология», «Иммуноферментный анализ в работе клинико-диагностических лабораторий», «Биохимические исследования», «Исследования системы гемостаза», «Гематологические исследования», «Лабораторная диагностика инфекций, передаваемых половым путем».

Все сотрудники кафедры активно участвуют в лечебно-диагностическом процессе, консультируют работников клинической лабораторной диагностики и врачей других специальностей по вопросам обоснования назначения обследования пациентов, особенностей правил выполнения методик, внедрения новых современных технологий лабораторного анализа и интерпретации результатов исследований.

Важнейшей задачей медицинского образования на современном этапе развития медицины следует считать формирование и развитие у студентов клинического мышления. Стандартная схема обучения врача с учетом постдипломного образования требует значительно больше времени, нежели это необходимо для освоения большинства других профессий. При этом преподавание студентам вопросов клинической лабораторной диагностики на разных кафедрах и разных курсах не приводит к цельному представлению о лабораторной диагностике как разделе сложного клинико-диагностического процесса. Введение в учебную программу лечебных и педиатрических факультетов отдельной дисциплины по клинической лабораторной

диагностике позволит значительно повысить качество профессиональных компетенций, не увеличивая времени подготовки врачей.

Компетенция — это способность на основе органического единства знаний, умений и опыта осуществлять как привычную, так и новую профессиональную деятельность. Введение курса по клинической лабораторной диагностике в учебном процессе у студентов медицинских факультетов определяется требованием подготовки конкурентоспособных выпускников, готовых применять полученные компетенции в практической деятельности после получения диплома. Конкурентные достоинства профессионального образования по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» в совокупности с другими видами медицинского образования проявляются в следующих его свойствах:

— ознакомление с расширяющимися возможностями клинико-лабораторной диагностики, показателями специфичности и чувствительности различных лабораторных тестов для расширения, уточнения спектра обследования пациентов с различной патологией;

— использование знаний о вариативности и альтернативности клинико-лабораторного обследования в процессе интерпретации полученных результатов обследования с профилактической целью, при проведении ранней диагностики и дифференциальной диагностики заболеваний;

— развитие клинического мышления и аналитических способностей при сопоставлении клинических данных с результатами лабораторного обследования пациентов и формулирование адекватного заключения;

— повышение адаптивности и объективности врача-клинициста к возникающим проблемам диагностики заболеваний и повышение взаимопонимания между лабораторной службой и практическим здравоохранением.

Клиническая лабораторная диагностика является важным и нередко решающим фактором в диагностическом процессе. Результаты лабораторного анализа поставляют лечащим врачам около 70% объема объективной диагностической информации, необходимой для своевременного принятия правильного клинического решения, контроля эффективности проводимой терапии и оценки прогноза заболевания [1]. Лабораторная диагностика находится на стыке клинической медицины и таких фундаментальных наук, как химия, физика, биология, физиология и патофизиология. Клиническая медицина ставит перед лабораторной диагностикой задачи, связанные с усложнением процесса диагностики и лечения новых, ранее неизвестных форм заболеваний. Фундаментальные науки обогащают лабораторную диагностику передовыми теоретическими знаниями, новыми методами и средствами исследования. Перспективы развития лабораторной диагностики достаточно позитивны, методы лабораторной диагностики постоянно совершенствуются и пополняются новыми технологиями и высокотехнологичным оборудованием [4]. Тем не менее специальность «Клиническая лабораторная диагностика» относится к наиболее востребованным, даже среди других медицинских специальностей.

В условиях реформы медицинского образования наиболее актуальной становится оптимизация процесса обучения. Введение полноценной обучающей программы по специальности «Клиническая лабо-

раторная диагностика» для студентов лечебного и педиатрического факультетов создаст основу современного медицинского обеспечения более широких возможностей в практической работе молодых врачей и выбора ими программы постдипломного образования. Лабораторная диагностика — энергично развивающаяся и разноплановая специальность, поэтому задачей кафедры клинической лабораторной диагностики является подготовка высококвалифицированных специалистов как для лабораторной службы, так и для других сфер системы здравоохранения нашей страны.

Авторский вклад: написание статьи — Г. П. Гла-дилин, Н. Б. Захарова, В. В. Никитина, И. Л. Иваненко; утверждение рукописи для публикации — Г. П. Гладилин.

References (Литература)

1. Emanuel YuV, Kochetov AG, Vavilova TV, et al. Clinical laboratory diagnostics as part of clinical medicine. Clinical Laboratory Diagnostics 2015; 60 (7): 63-5. Russian (Эману-

эль Ю. В., Кочетов А. Г., Вавилова Т. В. и др. Клиническая лабораторная диагностика как часть клинической медицины. Клиническая лабораторная диагностика 2015; 60 (7): 63-5).

2. Reshetnyak DV. Abrief and free stated history of laboratory diagnostics from the creation of the world to the present day. 2017, [Elektronnaya kniga]. Russian (Решетняк Д. В. Краткая и вольно изложенная история лабораторной диагностики от сотворения мира до наших дней. 2017, [Электронная книга]).

3. Gladilin GP, Nikitina VV, Ivanenko IL, et al. Analysis of educational technologies used in the educational process at the department of clinical laboratory diagnostics. International Journal of Experimental Education 2017; (3): 76-9. Russian (Гладилин Г. П., Никитина В. В., Иваненко И. Л. и др. Анализ педагогических технологий, применяемых в образовательном процессе на кафедре клинической лабораторной диагностики. Международный журнал экспериментального образования 2017; (3): 76-9).

4. Babenko Al, Bravve YuI, Tomchuk AL, Babenko EA. Developing a health strategy for human capital development. Problems of social hygiene, health and medical history 2012; (4): 10-2. Russian (Бабенко А. И., Бравве Ю. И., Томчук А. Л., Ба-бенко Е. А. Разработка стратегии здравоохранения в целях развития человеческого капитала. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины 2012; (4): 10-2).

УДК 61:378.4: (091) (470.44-21 Саратов): 929 (Кушев) (045)

ПРОФЕССОР Н. Е. КУШЕВ — ЗЕМСКИЙ ВРАЧ, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (К 160-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

А. И. Завьялов — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), доктор медицинских наук; В. В. Петров — ФГБОУ ВО «(Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения (с курсами правоведения и истории медицины), доктор исторических наук; С. В. Кусто-дов — ФГБОУ ВО «(Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, студент; О. А. Кравцов — ФГбОу ВО «¡Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, студент.

PROFESSOR N. E. KUSHEV AS A COUNTRY DOCTOR, A SCIENTIST, A TEACHER AND A PUBLIC FIGURE (TO THE 160-TH ANNIVERSARY)

A. I. Zavyalov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Service Organization, Public Health and Health Care with Courses of Law and History of Medicine, Professor, DSc; V. V. Petrov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of Health Service Organization, Public Health and Health Care with Courses of Law and History of Medicine, Professor, DSc; S. V. Kustodov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Student; O. A. Kravtsov — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Student.

Дата поступления — 18.09.2018 г. Дата принятия в печать — 29.11.2018 г.

Завьялов А.И., Петров В.В. Кустодов С. В., Кравцов О.А. Профессор Н. Е. Кушев — земский врач, ученый, педагог и общественный деятель (к 160-летию со дня рождения). Саратовский научно-медицинский журнал 2018; 14 (4): 699-703.

Представлены биографические сведения о профессоре Н. Е. Кушеве, отражающие его научно-практический вклад в развитие земской и отечественной медицины на рубеже Х1Х-ХХ столетий, в организацию борьбы с малярией, в подготовку научно-педагогических кадров на медицинском факультете Саратовского университета, а также характеризующие его общественную деятельность.

Ключевые слова: профессор Н. Е. Кушев, земский врач, ученый, общественный деятель, биография.

Zavyalov AI, Petrov VV, Kustodov SV, Kravtsov OA. Professor N. E. Kushev as a country doctor, a scientist, a teacher and a public figure (to the 160-th anniversary). Saratov Journal of Medical Scientific Research 2018; 14 (4): 699-703.

The article presents biographical information about Professor N. E. Kushev. It describes his scientific and practical contribution to the development of native medicine at the turn of the XIX-XX centuries including the organization of malaria control, training of scientific and pedagogical staff at the medical faculty of the Saratov University and public activities.

Key words: Professor N. E. Kushev, country doctor, scientist, public figure, biography.

Исполнилось 160 лет со дня рождения Николая Егоровича Кушева, одного из видных профессоров медицинского факультета Саратовского универси-

Ответственный автор — Завьялов Аркадий Иванович

Тел.: +7 (917) 2122664

E-mail: ark.zavyalow@yandex.ru

тета, внесшего существенный вклад в развитие отечественной медицинской науки и практики первой половины ХХ в.

Н. Е. Кушев родился 31 августа 1858 г в городе Чебоксары (в настоящее время столица Чувашии) Казанской губернии в семье купца второй гильдии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.