Научная статья на тему 'Кафедре исторического регионоведения СПбГУ — 5 лет'

Кафедре исторического регионоведения СПбГУ — 5 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кафедре исторического регионоведения СПбГУ — 5 лет»

ЮБИЛЕИ

Ю. В. Кривошеев

КАФЕДРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РЕГИОНОВЕДЕНИЯ СПбГУ —5 ЛЕТ

Кафедра исторического регионоведения была создана решением Ученого совета исторического факультета и Ученого совета университета 24 июня 2002 г. Кафедра создавалась исходя из концептуальной направленности, заложенной трудами классиков отечественного краеведения: И. М. Гревса, Н. П. Анциферова, С. О. Шмидта. В 2007 г. ей исполнилось 5 лет: период становления проходит, и, следовательно, можно говорить о каких-то результатах ее деятельности.

Кафедра была сформирована в составе пяти преподавателей. На окончание 2006/2007 учебного года на ней работали семь штатных преподавателей и четыре на условиях почасовой оплаты. Из штатных преподавателей—два профессора, два доцента, старший преподаватель и два ассистента, а также старший лаборант. В настоящее время кадровое формирование кафедры продолжается.

Первый прием студентов на кафедру осуществлялся лишь на дневное отделение и лишь на специализацию «историческое регионоведение». Однако уже со второго года кафедра стала принимать студентов на все три отделения—дневное, вечернее, заочное — и уже по двум специализациям — «историческое регионоведение» и «историко-культурный туризм». Стоит при этом подчеркнуть, что обе специализации пользуются популярностью в равной мере.

На данный период на кафедре исторического регионоведения проходят обучение 129 студентов. На дневном отделении 74 человека (из них на бюджетной форме обучения — 53 человека), на вечернем — 35 человек (из них на бюджетной форме обучения — 30 человек), на заочном—20 человек (из них на бюджетной форме обучения—15 человек).

На кафедре также подготавливаются диссертации тремя докторантами, тремя аспирантами и восемью соискателями. При этом необходимо заметить, что две защиты кандидатских работ уже состоялись.

Однако работа кафедры это не только сухая статистика, поэтому постараемся дать качественную характеристику деятельности кафедры за прошедшее время.

Главное для кафедры исторического регионоведение (как и для любой другой)—осуществление на высоком уровне учебного процесса. Именно на это направлены умение, знания и опыт наших преподавателей. Необходимо отметить, что разработанные еще при формировании специализаций учебные планы остаются стабильными, почти не претерпевшими изменений. (Вследствие перехода с 2008 г. на Болонскую систему сейчас на кафедре подготовлен учебный план, предусматривающий двухуровневую подготовку студентов.)

Из ряда курсов, читаемых на кафедре, необходимо выделить блок дисциплин, посвященных собственно истории регионов России: история Северо-Запада и Севера (два

семестра), история Москвы и Центрального региона (один семестр), история Поволжья и Урала (один семестр), история Сибири и Дальнего Востока (два семестра), история Юга России (два семестра), история Санкт-Петербурга (три семестра). Некоторые из такого рода курсов преподаются нами и на других кафедрах (например, курс «История регионов России» читается на кафедре истории России с древнейших времен до начала XX в.), а также в общефакультетском формате (курс «История и культура Санкт-Петербурга»).

Считаем также важным подчеркнуть наличие в учебном плане обязательных летних полевых практик: после первого курса—археологической, после второго—этнографической, после третьего—экскурсионной, которые, безусловно, необходимы студентам-регионоведам, имея ввиду их специализации (уж не говоря об их эмоциональном фоне для студентов).

Отметим еще, как представляется, немаловажную деталь, связанную с учебным процессом. Учебный план кафедры учитывает проблему адаптации в современных—динамичных—условиях студентов как будущих специалистов. Поэтому, в числе других, у нас читаются такие курсы (с практическим сопровождением) как «Менеджмент и экономика экскурсионной, туристической и музейной деятельности», «Педагогические основы экскурсионно-туристической деятельности», «Правовые основы экскурсионнотуристической деятельности», а также «Основы (этика) деловых отношений». Последний курс, безусловно, несет и воспитательную нагрузку.

Воспитательную, а также научно-познавательную направленность имеют и вне-учебные мероприятия кафедры. Нормой для преподавателей и студентов стали различные ближние (по городу, окрестностям, в музеи) и дальние экскурсии. Только за последний год в большие и малые российские города было совершено до десяти поездок-экскурсий. Этим мы продолжаем традиции, заложенные нашими предшественниками в Санкт-Петербурге—Петрограде еще в начале XX в. Результаты таких и иных поездок, как правило, докладываются в рамках кафедрального студенческого «Клуба путешествий», сейчас проводящегося под руководством кандидата исторических наук ассистента Р. А. Соколова почти еженедельно.

Большой популярностью среди студентов пользуется цикл «Кафедральные встречи», на которые приглашаются известные люди в сфере науки, культуры и политики не только Санкт-Петербурга, но и России, а теперь уже и ближнего и дальнего зарубежья. За эти годы их состоялось около 20. В ряде случаев встречи — с председателем Союза краеведов России академиком РАО С. О. Шмидтом, ректором СПбГУ академиком РАО Л. А. Вербицкой, деканом исторического факультета А. Ю. Дворниченко, председателем Комитета по международным связям Правительства Санкт-Петербурга А. В. Прохоренко, Генеральным консулом Украины в Санкт-Петербурге Н.А. Рудько — по сути имели общеуниверситетское значение. «Кафедральные встречи», имеющие хорошую перспективу, как отмечают сами студенты, продолжаются. Видимо, предстоит подумать и о печатной версии этого мероприятия.

На кафедре активно ведется научная работа—одно из важнейших и неотъемлемых условий существования кафедральной структуры как таковой.

Естественно, что преподаватели кафедры пишут статьи и книги—и их набралось за эти годы немало—12 монографических исследований. Не занимаясь их перечислением, скажем лишь, что в 2004 г. за цикл работ по истории университета и университетского ре-гионоведения лучшим молодым ученым в номинации гуманитарных наук стала доцент О. Б. Вахромеева, а доцент А. С. Сухорукова была ведущим автором таких знаковых изданий, как «Санкт-Петербург: 300 лет истории» (СПб., 2003) и «Петербургская городская дума, 1846-1918» (СПб., 2005), выпущенных Санкт-Петербургским институтом истории РАН.

Отмечу и систематическое получение грантов (федерального, городского и университетского уровней) как преподавателями, так и аспирантами и студентами кафедры.

Важным представляется то, что на кафедре налажен выпуск коллективных трудов—периодических научных сборников. Один из них — «Проблемы исторического регионоведения» (26 печ. л.) увидел свет в конце 2005 г., другой—«Петербургские исследования» (21 печ. л.) — весной 2007 г. Последний был сформирован вследствие деятельности созданного в 2005 г. при кафедре Центра петербургских исследований. В обоих сборниках круг авторов довольно широк—в них принимают участие специалисты как различных вузов и научных учреждений Санкт-Петербурга, так и других регионов России. Надеемся, что эти перспективные издания станут своеобразной визитной карточкой кафедры.

Безусловно, событием стала конференция, подготовленная кафедрой исторического регионоведения совместно с другими кафедрами факультета. Она состоялась в ноябре 2005 г. и была посвящена крупному отечественному историку, петербургскому универсанту профессору И. М. Гревсу. Материалы конференции опубликованы в упоминавшихся «Петербургских исследованиях».

Кафедра старается привить вкус к научной работе и творческой части студенчества. В этой связи, значимой вехой в ее деятельности стала проведенная кафедрой в апреле 2006 г. Всероссийская студенческая историко-регионоведческая конференция. Она собрала почти 100 студентов из 25 городов России. Конференция получила широкий резонанс, в ряде изданий появились отклики на нее. Думается, что этот всероссийский историко-регионоведческий студенческий почин удался. Сборник материалов конференции вышел из печати в начале июня 2007 года.

На кафедре стало активно работать СНО (председатель — С. Косилов), и мы возлагаем на него определенные надежды в деле реализации научного материала, разрабатываемого студентами совместно с их научными руководителями. Участниками СНО была подготовлена кафедральная студенческая конференция, посвященная пятилетнему юбилею кафедры, состоявшаяся 5 мая. Кроме студентов кафедры в ней участвовали студенты других кафедр факультета и студенты кафедры региональной истории и краеведения РГГУ (Москва).

Уместно упомянуть и о регулярно появляющихся на страницах еженедельного журнала «Санкт-Петербургский университет» публикациях наших студентов, аспирантов и преподавателей. В одном из номеров прошла даже рубрика «У нас в гостях кафедра исторического регионоведения». А старший преподаватель кафедры Е. И. Ле-лина стала лауреатом премии этого журнала за лучшую публикацию 2005 г.

Научной работе способствуют и разнообразные внешние контакты кафедры. Так, имеет место сотрудничество с рядом кафедр факультета географии и экологии СПбГУ. Мы дорожим установившимися деловыми связями и дружескими отношениями с кафедрой региональной истории и краеведения РГГУ. Ее руководители—заведующий кафедрой В. Ф. Козлов и академик РАО С. О. Шмидт выступали на «гревсовской» конференции и на «Кафедральных встречах», а наши преподаватели и студенты неоднократно выезжали для участия в проводимых ими конференциях международного и всероссийского (в том числе под эгидой Совета Федерации) уровня. Думается, что настало время и для других форм сотрудничества, в частности, для обоюдного чтения лекций нашими профессорами и преподавателями и обмена студентами в рамках учебного процесса.

Теперь о некоторых аспектах предполагаемых перспектив развития кафедры. Одна из важнейших—создание в ближайшее время на базе исторического факультета Экскурсионного института. Предпосылки к этому существуют, и, по сути дела, планы

уже претворяются в жизнь. Его создание также явилось бы возрождением традиций, успешно существовавших в Петрограде и Москве в начале 20-х гг. XX в. аналогичных просветительско-многопрофильных учреждений. Однако, перенимая большой и полезный опыт их работы, естественно, необходимо будет учитывать многие изменения, произошедшие как в преобразовании социальной и антропогенной среды нашего обитания, так и в исторической и других науках. Таким образом, речь идет о творческом подходе к методам экскурсионного дела, так ярко развивавшимися и плодотворно использовавшимися ранее.

Напомню, что у нас был небольшой, но, кстати говоря, довольно успешный опыт, когда в качестве эксперимента весной 2003 г. была создана Школа экскурсоводов. Действительность превзошла ожидания: желающих оказалось намного больше, чем позволяли принять мощности исторического факультета. Проведенное среди слушателей анкетирование показало насущную необходимость продолжения обучения.

Таким продолжением и могла бы стать учеба в Санкт-Петербургском Экскурсионном институте, обеспечившим бы фундаментальную подготовку высококлассных специалистов по различнейшим областям знаний о нашем городе, а, возможно, и региона в целом (тогда можно будет говорить об Институте как о центре подготовки специалистов для всего российского Северо-Запада и Севера).

Со временем должно расшириться и преподавание дисциплин, освещающих зарубежное регионоведение. Представленное в настоящее время лишь несколькими кафедральными лекционными курсами, в дальнейшем оно должно приобрести регионально-языково-страноведческий характер с перспективой подготовки профессионально грамотных специалистов-практиков по странам ближнего и дальнего зарубежья, пользующихся наибольшей популярностью в туристическом бизнесе.

В октябре 2007 г. был проведен Первый Всероссийский съезд историков-регионоведов с широкой программой выступлений участников, представляющих все федеральные округа Российской Федерации, а также ближнее и дальнее зарубежье. Этот научный форум стал подтверждением активного развития качественных научных исследований в регионах.

Конечно, не все из задуманного и намеченного удалось выполнить, что-то необходимо отложить до лучших времен, кое-что выполняется или буцет выполняться в несколько иных формах, учитывая изменяющиеся условия развития российского образования.

Все вышесказанное—лишь штрихи в кафедральной деятельности, которая продолжается. Главное же состоит в том, что кафедра исторического регионоведения состоялась как структура, дающая не вспомогательное, сугубо прикладное образование, что называется, на потребу дня, но историческое фундаментальное и классическое в лучших традициях отечественного образования, заложенного в дореволюционное время и продолженного в XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.