Следует отметить, что дети-инвалиды с дефектами кисти в обязательном порядке нуждаются в мерах социальной защиты. После оценки степени ограничения жизнедеятель ности врачами медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР) на весь период роста ребенка. В нее включены мероприятия медицин ской реабилитации (восстановительное лечение, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, обеспечение протезными изделиями), мероприятия психолого-педагогической реабилитации, в том числе касающиеся возможностей воспитания и правил получения образования в зависимости от возраста и характера поражения руки, указываются ориентиры в получении профессии, мероприятия социальной реабилитации (социально-сре довая, социально-педагогическая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социо- культурная, социально-бытовая, физкультурно-оздоровительные мероприятия).
Целью всех упомянутых мероприятий является адаптация ребенка инвалида с дефектами кисти к окружающей среде, к жизни его здоровых сверстников.
Т.И. Косачева, В.Н. Алекесеев КАФЕДРА ОФТАЛЬМОЛОГИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИЯ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова
У Санкт-Петербурской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова было несколько предшественников. В частности — учебное отделение Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева (1907 - 1915), где в 1914 г. и была создана кафедра офтальмологии, а также факультет частного Петроградского университета (1916—1917), ставшего 2-м Государственным Петроградским университетом после революции. Слияние этих учебных заведений и привело к образованию в 1920 г. Государственного института медицинских знаний (ГИМЗ).
В 1930 г. ГИМЗ был переименован во 2-й Ленинградский медицинский институт (1930— 1946), а затем в Ленинградский медицинский вуз-больницу им. И. И. Мечникова (1932—1936), вновь воссоединенный со 2-м медицинским институтом. Для организации здесь кафедры офтальмологии был приглашен Яков Владимирович Зеленковский (1866— 1931) — старший ассистент и один из талантливых учеников Л. Г. Беллярминова. Его докторская диссертация о патогенезе симпатического воспаления (1900) произвела фурор в свое время, и долго потом ни одна работа на эту тему не обходилась без упоминания его имени.
Я.В. Зеленковский окончил ВМА в 1897 г. и был оставлен ассистентом госпитальной клиники. В 1903 г. он был избран приват-доцентом, в 1906 г. «получил» заграничную командировку. В 1914 г. Я. В. Зеленковский был избран профессором кафедры офтальмологии Психоневрологического института. До этого он семь раз участвовал в работе глазных летучих отрядов, был секретарем Офтальмологической секции IX и XI Пироговских съездов. Далее происходит невероятное. Руководя кафедрой, Я. В. Зеленковский не оставил приват-доцентуры в академии и должности старшего ассистента госпитальной глазной клиники ВМА, где он продолжал вести занятия и с курсантами, и с врачами. Лишь с уходом Л. Г. Беллярминова из академии Я. В. Зеленковский полностью сосредотачивается на работе в ГИМЗе. Можно сказать, что Я. В. Зеленковский — основатель российской офтальмологической радиологии, поскольку его работы по использованию радия (и, по его предложению,— эманации радия) для лечения трахомы были выполнены абсолютно независимо от западных исследователей. Он же одним из первых в России обратил внимание и на ценность рентгенодиагностики инородных тел в глазу.
С 1921 г. в качестве младшего ассистента у Я. В. Зеленковского начал работать Е. Ж. Трон — один из крупнейших российских офтальмологов, а с 1924 г.— А. А. Колен, известный офтальмолог, ставший здесь в 1928 г. приват-доцентом, в последующем директор ЦНИИ им. Г. Гельмгольца и заведующий кафедрой офтальмологии в Новосибирском медицинском институте.
С осени 1924 г. Я. В. Зеленковский с помощью своего заместителя доцента Л. К. Соловьева и ассистента Е. Ж. Трона начинает проводить в клинике регулярные и доступные для всех офтальмологов научные совещания (то, что потом стало называться кафедральными совещаниями).
Я. В. Зеленковский был неизменным членом правления Общества офтальмологов Ленинграда, где часто выступал с докладами. Он пользовался большим уважением и авторитетом всесоюзного масштаба, о чем свидетельствует хотя бы выступление М. И. Авербаха, посвященное его памяти, сделанное на очень ответственном объединенном заседании московских обществ офтальмологов 7 марта 1931 г.
После смерти Я. В. Зеленковского в течение 1931 — 1932 гг. кафедрой руководил доцент Л. К. Соловьев, а в 1932 г. на эту должность был избран профессор Е. Ж. Трон.
На кафедру офтальмологии 2-го медицинского института, оставшуюся в годы войны без руководителя, для чтения лекций студентам приглашались Б. Л. Поляк (1941) и А. А. Гастев (1942 — 1943). Только в 1944 г. был избран новый заведующий кафедрой — профес-
сор Павел Ефремович Тихомиров (1895 —1964), который приступил к исполнению своих обязанностей в 1945 г.
П. Е. Тихомиров в 1919 г. окончил медицинский факультет 1-го Московского университета, три года служил в Красной армии, а затем 23 года работал в Алексеевской больнице (ЦНИИ офтальмологии им. Г. Гельмгольца) у М. И. Авербаха, где он прошел путь от врача-экстерна до заместителя директора института по науке.
В период Великой Отечественной войны П. Е. Тихомиров был главным офтальмологом эвакогоспиталей Минздрава РСФСР и руководителем военно-госпитального отделения в институте им. Г. Гельмгольца. Там он опубликовал монографию «Клиника и терапия боевых травм глаза». Одновременно с работой в НИИ он преподавал в Институте усовершенствования врачей и в 3-м Московском медицинском институте, так что имел и богатый педагогический опыт.
П. Е. Тихомиров был главным офтальмологом Ленинграда. Через 5 лет после переезда в Ленинград (в 1950 г.) он был избран председателем Ленинградского офтальмологического общества и оставался им до конца своей жизни. П. Е. Тихомиров был членом редколлегии журналов «Архив офтальмологии» (с 1925 г.), «Советский вестник офтальмологии» и «Вестник офтальмологии» (с 1932 г.).
За 19 лет руководства кафедрой П. Е. Тихомировым было подготовлено 6 кандидатов наук, а также осуществлено руководство двумя докторскими диссертациями.
После смерти профессора П. Е. Тихомирова с 1965 по 1990 гг. кафедрой руководил профессор А. Н. Добромыслов. Начало его врачебной деятельности совпало с Отечественной войной. С пятого курса 1-го Московского медицинского института он был направлен на фронт, где в госпитале для раненых в голову начал свою карьеру офтальмолога.
В 1947 г. А. Н. Добромыслов окончил институт, затем прошел сначала ординатуру, а потом — аспирантуру у профессора А. Я. Самойлова, ученика В. П. Одинцова. Защитив кандидатскую диссертацию, А. Н. Добромыслов 14 лет работал в Кишиневе ассистентом, доцентом, а затем и заведующим кафедрой офтальмологии.
Основными направлениями работы кафедры в этот период являлись глаукома, охрана зрения у детей, профессиональные заболевания глаз. Среди гражданских кафедр здесь впервые в Ленинграде была применена микрохирургия и здесь же впервые стала проводиться спецординатура для подготовки советских офтальмологов к зарубежным командировкам для работы по специальности. Естественно, что А. Н. Добромыслов являлся неизменным членом правления Санкт-Петербургского, Всесоюзного и Всероссийского обществ офтальмологов.
Кроме этого он был преемником П. Е. Тихомирова и в должности внештатного главного офтальмолога Ленинграда.
В 1990 г. А. Н. Добромыслов передал кафедру своему ученику — профессору Владимиру Николаевичу Алексееву. В. Н. Алексеев родился в 1945 г. в Ленинграде, в 1968 г. закончил 1-й ЛМИ. Его кандидатская и докторская диссертации были выполнены под руководством А.Н.Добромыслова и посвящены проблемам глаукомы, в частности профилактике и лечению осложнений антиглаукомных операций.
С.А.Котова
ПУТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСТВА
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Общество, государство являются сложнейшими социальными системами. Признаками безопасности любой социальной системы являются высокая продолжительность, качество жизни населения и т.д. И наоборот: низкая продолжительность жизни и высокий уровень социальной напряженности - симптомы опасности социальной системы. Поэтому устойчивое развитие, здоровье, благополучное состояние общества и личности является целью социальной безопасности. Социальная безопасность обеспечивается выполнением социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, а не какого-либо одного слоя за счет ресурсов другого. Общественная стабильность, национальное согласие, социальное сотрудничество и партнерство, межгрупповое взаимодействие, межэтническое общение невозможны без существования такого социального института, как безопасность. Безопасность является условием личностного роста, самоактуализации "Я" каждого члена общества. Ее отсутствие приводит к деформации человека: травмированию "Я", искажению самооценки, отчуждению, духовному и культурному обнищанию.
Под национальной безопасностью понимают систему мер на разных уровнях и условий, направленную на предотвращение и ликвидацию угроз для устойчивого развития личности, общества, экономики и государства. Чрезвычайная уязвимость современной системы безопасности страны заключается прежде всего в том, что в ней нет общегражданских начал и широкой демократической базы. Сегодня, как считает известный социальный психолог Л.И.Шершнев(2001), одна из главных опасностей - разрушение российского менталитета, культуры, нравственного и психического здоровья нации. Соответственно одной из центральных задач национальной безопасности является сохранение высочайшей культуры рос-