А.А. Корюков
К ВОПРОСУ О РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕФЕКТАМИ ПАЛЬЦЕВ И КИСТИ
ФГУ СПбНЦЭР им. Г.А. Альбрехта Росздрава, Санкт - Петербур
( Dr.Alex [email protected] )
Рождение ребенка с пороком развития кисти или ампутация ее сегментов в детском возрасте зачисляет маленького человека в разряд инвалидов или лиц, имеющих нарушение функции схвата, внешнего вида, требующих восстановления методами реконструктивной хирургии и протезирования.
Протез, имитатор отсутствующего целиком или частично сегмента кисти, состоит из приемной полости-гильзы, переходных элементов (например, механизма управления), концевых элементов в виде кончика одного или нескольких пальцев и системы крепления.
Подвижность пальцев протеза может достигаться с помощью здоровой руки, либо активной системой управления в виде мускульной силы самого пациента (тяговое управление) или внешними источниками энергии : пневмоприводом и электроприводом.
При протезировании культей или рудиментов фаланг пальцев обычно используются косметические протезы пальцев, изготовленные из поливинилхлоридной пасты в виде одной детали или полуфабриката максимальной готовности. Протез адаптируется на культе путем специальной подгонки. Оптимальная для протезирования длина культи пальца ребенка должна составлять около 2.5 см. Несоответствие этим размерам, а также наличие рубцов в области протезируемых фаланг, недостаток мягких тканей на конце культи пальца, выстоя-ние костной основы фаланги, так называемая возрастная коничность, требуют предварительных хирургических операций, устраняющих указанные недостатки. К таковым относятся например, анатомическое или функциональное удлинение культей, кожная пластика и т.д.. Нередки случаи использования микрохирургической пересадки одного или нескольких пальцев со стопы на кисть.
Если у ребенка имеется частичное отсутствие некоторых пальцев или лучей, то улучшение функции и косметики достигается с помощью протезов - противоупоров, косметических протезов кисти.
Полная утрата пальцев кисти (культи или рудименты ее на уровне пястных костей и костей запястья) являются оптимальными для назначения всего ассортимента существующих протезов кисти: косметических, активных, противоупоров, рабочих протезов и индиви дуальных приспособлений для самообслуживания.
Следует отметить, что дети-инвалиды с дефектами кисти в обязательном порядке нуждаются в мерах социальной защиты. После оценки степени ограничения жизнедеятель ности врачами медико-социальной экспертизы разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР) на весь период роста ребенка. В нее включены мероприятия медицин ской реабилитации (восстановительное лечение, реконструктивная хирургия, санаторно-курортное лечение, обеспечение протезными изделиями), мероприятия психолого-педагогической реабилитации, в том числе касающиеся возможностей воспитания и правил получения образования в зависимости от возраста и характера поражения руки, указываются ориентиры в получении профессии, мероприятия социальной реабилитации (социально-сре довая, социально-педагогическая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социо- культурная, социально-бытовая, физкультурно-оздоровительные мероприятия).
Целью всех упомянутых мероприятий является адаптация ребенка инвалида с дефектами кисти к окружающей среде, к жизни его здоровых сверстников.
Т.И. Косачева, В.Н. Алекесеев КАФЕДРА ОФТАЛЬМОЛОГИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИЯ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА
Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова
У Санкт-Петербурской государственной медицинской академии им. И.И.Мечникова было несколько предшественников. В частности — учебное отделение Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева (1907 - 1915), где в 1914 г. и была создана кафедра офтальмологии, а также факультет частного Петроградского университета (1916—1917), ставшего 2-м Государственным Петроградским университетом после революции. Слияние этих учебных заведений и привело к образованию в 1920 г. Государственного института медицинских знаний (ГИМЗ).
В 1930 г. ГИМЗ был переименован во 2-й Ленинградский медицинский институт (1930— 1946), а затем в Ленинградский медицинский вуз-больницу им. И. И. Мечникова (1932—1936), вновь воссоединенный со 2-м медицинским институтом. Для организации здесь кафедры офтальмологии был приглашен Яков Владимирович Зеленковский (1866— 1931) — старший ассистент и один из талантливых учеников Л. Г. Беллярминова. Его докторская диссертация о патогенезе симпатического воспаления (1900) произвела фурор в свое время, и долго потом ни одна работа на эту тему не обходилась без упоминания его имени.