Научная статья на тему 'Кафедра маркетинга: новые образовательные технологии и перспективные исследования современных рынков'

Кафедра маркетинга: новые образовательные технологии и перспективные исследования современных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ЛОГИСТИКА / MARKETING / LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасименко Валентина Васильевна

В статье говорится об истории создания и развитии кафедры маркетинга экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Показаны основные направления педагогической и научной работы кафедры. Рассказывается о преподавателях и созданных ими учебниках и учебно-методических пособиях для бакалавров и магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Department of Marketing: New Educational Technologies and Perspective Researches of the Modern Markets

This article relates to the history and activities of marketing department of economic faculty of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov. It shows main sphere of educational and public work of Marketing Department and tells about lecturers and created textbooks and educational supplies for bachelors and masters.

Текст научной работы на тему «Кафедра маркетинга: новые образовательные технологии и перспективные исследования современных рынков»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2011. № 3

В.В. Герасименко1,

докт. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга экономического

ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова

КАФЕДРА МАРКЕТИНГА: НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОВРЕМЕННЫХ РЫНКОВ

В статье говорится об истории создания и развитии кафедры маркетинга экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Показаны основные направления педагогической и научной работы кафедры. Рассказывается о преподавателях и созданных ими учебниках и учебно-методических пособиях для бакалавров и магистров.

Ключевые слова: маркетинг, логистика.

This article relates to the history and activities of marketing department of economic faculty of the Moscow State University named after M.V. Lomonosov. It shows main sphere of educational and public work of Marketing Department and tells about lecturers and created textbooks and educational supplies for bachelors and masters.

Key words: marketing, logistics.

Кафедра маркетинга (далее — кафедра) была организована в 2007 г. Она объединила преподавателей факультета, специализирующихся на различных направлениях маркетинга, логистики, стратегического управления фирмой.

Возглавляет кафедру доктор экономических наук, профессор Валентина Васильевна Герасименко. В настоящее время на кафедре работают кандидат экономических наук, доцент заместитель заведующего кафедрой по учебной работе Елена Михайловна Сле-пенкова, кандидат экономических наук, доцент заместитель заведующего кафедрой по научной работе Ирина Аркадьевна Рачков-ская, кандидат экономических наук, доцент Александр Васильевич Черников, кандидат физико-математических наук, доцент Андрей Вячеславович Никитин, кандидат экономических наук, доцент Марина Станиславовна Очковская, кандидат экономических наук, доцент Виктор Валерьевич Градобоев, ассистенты Мария Евгеньевна Ульянова и Мария Александровна Рыбалко, инженеры I категории, менеджеры программ дополнительного образования Майя Леонидовна Скитер, Светлана Александровна Мухаметжанова, Дина Николаевна Куркова.

Миссией кафедры маркетинга является подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих необходимым уров-

1 Герасименко Валентина Васильевна, тел.: + 7 (495) 939-57-22; e-mail: marketing@ econ.msu.ru

нем профессиональных компетенций в области стратегического и оперативного маркетинга, ценообразования, логистики, управления цепями поставок, информационных маркетинговых систем, маркетинговых коммуникаций, бенчмаркинга, международного маркетинга и всех иных актуальных направлений современного маркетинга, которые необходимы для успешной предпринимательской деятельности в современной российской и мировой экономике.

Кафедра еще очень молода — она была создана в 2007 г. и объединила в своих рядах не только опытных преподавателей, внесших весомый вклад в научные достижения, но и в значительной степени творческую молодежь, новые кадры, которые призваны обеспечить будущее науки о развитии современных рынков и моделях предпринимательства. Такой творческий коллектив дает возможность свежего взгляда на современные и во многом меняющиеся экономические процессы. Это важное преимущество стало основанием для формирования новых научных школ в рамках основных направлений научных исследований экономического факультета МГУ. Базируясь на таких отправных пунктах, как теория развития, теория фирмы, новая институциональная экономическая теория и других, стремясь дать научную оценку процессам глобализации рынков, новым формам конкуренции и рыночной организации, кафедра маркетинга создает новую научную школу изучения трансформаций глобальных рынков и инновационных рыночных стратегий предпринимательства, приобретающих сегодня особое стратегическое значение для экономики России.

В рамках кафедры проводятся актуальные научные исследования, посвященные современным тенденциям, институциональным особенностям и закономерностям развития рынков; рыночному ценообразованию; разработке и применению методологии рыночных исследований; современным формам конкуренции и стратегиям управления компанией с упором на инновационное развитие; новым концепциям логистики и управления цепями поставок; методам маркетинговых коммуникаций, применимым в различной рыночной среде; теории и практике управления брендами компаний; инновационным направлениям маркетинга, связанным с использованием информационных технологий и развитием электронного маркетинга. Результаты этих исследований ежегодно обсуждаются в рамках международных научных конференций, публикуются в научных сборниках и журналах, становятся темами диссертационных исследований аспирантов кафедры.

Преподаватели кафедры ведут учебную работу в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре экономического факультета МГУ с использованием современных форм организации учебного процесса, электронных технических средств и интерактивных методов обучения. Кафедрой подготовлены и реализуются новые учебно-

методические комплексы (УМК) по всем читаемым учебным дисциплинам в соответствии с требованиями нового поколения образовательных стандартов.

Несмотря на свою небольшую историю, кафедра уже дважды была отмечена наградами Гильдии маркетологов в номинациях «Первое и дополнительное высшее образование по маркетингу». Кафедра практикует тесное сотрудничество с компаниями — мировыми лидерами в области маркетинга. Так, команды студентов экономического факультета регулярно принимают участие в деловой игре по маркетингу Вгапё81огш компании Ь'Огеа1, а преподаватели кафедры участвуют в судействе российского финала деловой игры.

В организации учебного процесса как в магистратуре, так и в бакалавриате широко практикуется приглашение российских и зарубежных специалистов-практиков для чтения лекций и проведения мастер-классов. При организации практических занятий используются такие инновационные инструменты, как конкурсы групповых презентаций по результатам самостоятельных исследований с судейством самими студентами, деловые командные игры, подготовка студентами презентаций-кейсов и их разбор на занятиях в группе. Техническое оснащение факультета позволяет широко использовать Интернет для разбора практических ситуаций на семинарских занятиях, что позволяет повышать интерес студентов к изучаемым дисциплинам и качество их знаний. Преподаватели кафедры используют показ презентаций и видеоматериалов в лекционной работе, что делает процесс обучения наглядным. Наглядность дает возможность использовать на лекциях и семинарах целый ряд инновационных инструментов: осуществлять разбор конкретных кейсов с обменом мнениями со слушателями, решать мини-задачи и проводить экспресс-проверку знаний студентов. При работе со студентами все преподаватели активно используют факультетский интернет-ресурс http://on.econ.msu.ru. Задания к практическим занятиям, дополнительные материалы, оценки и итоговые баллы доступны студентам в онлайн-режиме.

Преподавателями кафедры за короткий период ее существования опубликовано значительное число научных и учебно-методических работ. Учитывая задачи совершенствования процесса преподавания и повышения его качества, кафедра направляет существенную часть своих научных исследований на подготовку новых учебников и учебных пособий, соответствующих образовательным стандартам нового поколения. Так, кафедрой уже опубликованы новые учебник по маркетингу для студентов МГУ и второй международный учебник по маркетингу в содружестве с университетами Казахстана. Вышли в свет также новые практиче-

ские учебные пособия по маркетингу и логистике, написанные преподавателями кафедры. Основные из них перечислены ниже.

1. «Маркетинг: Учебник» под общей редакцией В.В. Герасименко (2009. 416 с.).

В учебнике дается вузовский курс маркетинга в современном контексте, соответствующем специфике новых условий развития экономики XXI в., читаемый на экономическом факультете МГУ. Обобщен обширный теоретический и практический материал по современной концепции маркетинга и управлению маркетинговой деятельностью. Раскрываются актуальные направления и новейшие инструменты маркетинговой деятельности. Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначено для студентов экономических вузов и факультетов, для преподавателей вузов, экономистов, менеджеров и маркетологов компаний. Рекомендовано УМО по менеджменту вузов России.

2. «Маркетинг: Учебник» под общей редакцией А.А. Абишева, В.В. Герасименко, С.А. Каленовой (2010. 704 с.).

В учебнике реализован комплексный подход к изучению теоретико-методологических основ маркетинга, способствующий овладению практическими навыками по применению элементов и принципов маркетинга в деятельности фирм и компаний. Большое внимание уделено современной концепции маркетинга и управлению маркетинговой деятельностью в компаниях. В учебнике нашли отражение актуальные направления и новейшие инструменты маркетинговой деятельности. Предназначен для студентов высших учебных заведений, преподавателей, магистров, аспирантов, работников бизнес-структур, научных и государственных учреждений России и Казахстана. Рекомендован УМО университетов Казахстана.

3. «Маркетинг-практикум: Учебно-методическое пособие» под редакцией В.В. Герасименко (2011. 272 с.).

В учебно-практическом пособии дается комплекс методических и практических материалов для практических занятий, входящих наряду с лекциями в учебный курс маркетинга в вузах. Все материалы приводятся в современном контексте, соответствующем специфике современных условий развития экономики. Данное пособие дополняет базовый учебник по маркетингу и представляет собой практические учебные материалы к курсу «Маркетинг».

4. И.А Рачковская «Практикум по логистике: Учебное пособие» (2009. 179 с.).

Цель практикума — с помощью специальных заданий развить навыки в области организации и управления логистическими системами. Сборник состоит из практических заданий, ситуаций и деловых игр, разбитых по темам, примеров конкурентных произ-

водственных ситуаций, материалов для домашнего задания. Даются практические рекомендации по написанию курсовых и дипломных работ по логистической тематике. Практикум предназначен для студентов вузов экономических специальностей и преподавателей курса «Логистика» в качестве учебно-методических материалов для проведения занятий.

5. И.А. Рачковская «Логистика: Учебное пособие» (2010. 248 с.).

Учебное пособие состоит из краткого обзора теоретического

материала, практических заданий, примеров практических ситуаций и деловых игр, разбитых по темам. Издание предназначено для студентов вузов экономических специальностей и преподавателей курса «Логистика» в качестве учебно-методических материалов для проведения занятий.

6. В.В. Герасименко «Ценообразование: Учебное пособие» (2011).

Пособие содержит комплексное изложение теоретических подходов, моделей, концепций и методов рыночного ценообразования, включая практические задания и деловые ситуации. Предназначено для студентов магистратуры, аспирантов и преподавателей экономических факультетов и экономических вузов, может быть полезно специалистам-практикам, работающим с сфере маркетинга и ценообразования на различных рынках.

7. А.В. Никитин, И.А Рачковская, И.В. Савченко «Управление предприятием (фирмой) с использованием информационных систем: Учебное пособие» (2007. 188 с.).

Пособие посвящено актуальным для России вопросам использования информационных систем управления предприятием в современных условиях бизнеса. Рассматриваются управленческие аспекты использования информационных систем, их применимость для управления предприятием (фирмой) и анализируются их функциональные возможности для управления предприятием. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов и экономических вузов, может быть полезно специалистам отделов информационного менеджмента.

8. А.В. Черников, В.Г. Пермяков «Разработка маркетинговой стратегии развития компании» (2007. 244 с.).

В книге содержатся сведения о стратегическом планировании в условиях современного рынка и информационном обеспечении этого процесса. Приведены новые подходы к разработке маркетинговой деятельности развития компании. На конкретных фактических примерах компаний определены и проанализированы этапы разработки маркетинговой стратегии, показан процесс выстраивания деловой стратегии развития и поддерживающих ее функциональных и операционных стратегий. Книга представляет несомненный интерес для руководящих работников компаний,

ученых, специалистов, аспирантов и студентов, занимающихся проблемами разработки и реализации стратегии развития компаний и организаций.

Сотрудники кафедры активно принимают участие в различных научных мероприятиях в России и за рубежом. Кафедра ежегодно участвует в международных конференциях экономического факультета МГУ:

— 2008 г. Кафедрой организована и проведена секция «Развитие российских рынков и инновационный маркетинг компаний» в рамках Международной конференции «Инновационное развитие экономики России: национальные задачи и мировые тенденции». Среди гостей, сделавших доклады, присутствовали первые руководители крупнейших научно-исследовательских институтов и компаний, работающих в области исследований рынка, заведующие кафедрами ведущих вузов Москвы;

— 2009 г. В рамках Второй Международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: ресурсное обеспечение» кафедрой были проведены две секции: «Современный маркетинг как управленческий ресурс инновационного развития» и «Логистические ресурсы инновационного развития компании». На секциях прошло обсуждение следующих проблем: перспективы развития маркетинга и логистики в условиях кризиса в России и за рубежом; основные задачи маркетинговых логистических исследований в предпринимательской среде в условиях кризиса; инновационные аспекты маркетинговых и логистических исследований на российском рынке; актуальные направления деятельности ведущих логистических операторов России; проблемы преподавания маркетинга и логистики в высшей школе и послевузовском образовании в современных условиях;

— 2010 г. В рамках Третьей Международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: роль университетов» кафедрой был проведен круглый стол на тему «Становление рынков образовательных услуг и формирование маркетинговых концепций развития вузов России». На круглом столе обсуждались проблемы, связанные с повышением роли высшей школы в инновационном развитии экономики России, формированием рынков образовательных услуг в России, рассматривались вопросы влияния кризиса и демографической ситуации на высшее образование;

— 2011 г. В рамках Четвертой Международной научной конференции «Инновационное развитие экономики России: институциональная среда» кафедра проводит секцию «Институциональная среда современных рынков: маркетинговые и логистические аспекты». На секции предполагается обсудить институциональные

вопросы современных рынков с позиций маркетинга и логистики — основных направлений деятельности кафедры. Широкий список предполагаемых докладов сотрудников кафедры маркетинга, представителей бизнеса и науки позволит рассмотреть различные аспекты проблемы функционирования современных рынков в институциональной среде.

Кафедра развивает международное сотрудничество с преподавателями и учеными зарубежных университетов, в частности Казахского экономического университета имени Т. Рыскулова (г. Алма-ата, Казахстан), Миланского политехнического университета (г. Милан, Италия) и Филиппс-Университета (г. Марбург, Германия) по линии организации учебных стажировок по маркетингу, совместных научных исследований и публикаций. Одним из результатов международного сотрудничества стало издание международного российско-казахстанского учебника по маркетингу.

Под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры работают вечерняя и очно-заочная (дистанционно-модульная) программы дополнительного бизнес-образования МВА "Master of Business Administration", программа профессиональной переподготовки (вечерняя и дистанционная) «Экономика и управлении» и программа (очная) повышения квалификации «Логистика».

Перспективы развития кафедры связаны с совершенствованием образовательных стандартов и программ, с дальнейшим развитием содержания и методики преподавания таких востребованных учебных дисциплин, как маркетинг и логистика, с созданием новых актуальных учебных курсов для магистратуры по направлениям, закрепленным за кафедрой, и программ дополнительного образования, с подготовкой новых преподавателей и исследователей в аспирантуре кафедры.

Кафедра планирует также усиливать междисциплинарный подход к изучению преподаваемых ею дисциплин, делать ставку на развитие практических умений и навыков у студентов, укреплять сотрудничество со специалистами-практиками и ведущими российскими и зарубежными компаниями, профессиональными ассоциациями и университетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.