Научная статья на тему 'Логистика в "РЭУ им. Г. В. Плеханова": история развития, перспективы'

Логистика в "РЭУ им. Г. В. Плеханова": история развития, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ / CURRICULUM / БАКАЛАВРИАТ / BACHELOR / МАГИСТРАТУРА / MASTER / КАФЕДРА / DEPARTMENT / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ФАКУЛЬТЕТ / FACULTY / LOGISTIC ACTIVITY / PROFESSORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Владимир Иванович

Статья посвящена особенностям подготовки специалистов в области материально-технического снабжения в советский период, для которого было характерно возрастание роли научного планирования и рациональной организации производства, а также отличительным чертам подготовки специалистов в области логистики в настоящее время. В работе освещена хронология деятельности и достижения кафедры материально-технического снабжения (впоследствии логистики), являющейся структурным подразделением Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. В статье описаны успехи кафедры логистики не только в области организации учебного процесса по специальным дисциплинам, но и в научной деятельности, а также в сфере сотрудничества с будущими работодателями. Автором обозначен положительный «импульс» в развитии образования в данной области, обусловленный потребностью рынка труда в высококвалифицированных кадрах для производственных и торгово-посреднических предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistics at Plekhanov Russian University of Economics: history of development and prospects

The article is devoted to the issue of training specialists in the field of material and technical supply in the Soviet period, which was characterized by an increasing role of scientific planning and rational organization of production, as well as to training specialists in the field of logistics at the present time. The article shows the chronology of activity and achievements of the Department of Material and Technical Supply (later Logistics), which is a structural subdivision of Plekhanov Russian University of Economics. The article describes the successes of the logistics department not only in the field of educational process in special areas, but also in research and cooperation with future employers. The article indicates a positive "impetus" in the development of education in this field, conditioned by the labor market demand in highly qualified personnel for production and trade enterprises

Текст научной работы на тему «Логистика в "РЭУ им. Г. В. Плеханова": история развития, перспективы»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 4 • апрель 2018

ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

логистика в «РЭу им. Г.в. плеханова»: история развития, перспективы

Степанов В.И.1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Статья посвящена особенностям подготовки специалистов в области материально-технического снабжения в советский период, для которого было характерно возрастание роли научного планирования и рациональной организации производства, а также отличительным чертам подготовки специалистов в области логистики в настоящее время. В работе освещена хронология деятельности и достижения кафедры материально-технического снабжения (впоследствии логистики), являющейся структурным подразделением Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. В статье описаны успехи кафедры логистики не только в области организации учебного процесса по специальным дисциплинам, но и в научной деятельности, а также в сфере сотрудничества с будущими работодателями. Автором обозначен положительный «импульс» в развитии образования в данной области, обусловленный потребностью рынка труда в высококвалифицированных кадрах для производственных и торгово-посреднических предприятий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: логистическая деятельность, учебные планы, бакалавриат, магистратура, кафедра, факультет, преподаватели.

Logistics at plekhanov Russian university of Economics: history of development and prospects

Stepanov V.I J

1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia

введение

Рассмотрение развития и формирования логистики как организационно-экономического направления связано не только с вопросами теории, методологии и практики процесса товародвижения, но и с особенностями, эволюцией и современным состоянием системы материально технического-снабжения в нашей стране. Содержание понятия логистики не отличается от понятия материально-техническое снабжения, включающего в себя снабжение, транспортирование, складирование и хранение в виде запасов материальных ресурсов, а также реализацию продукции производственного назначения и потребительских товаров. В настоящее время это подсистемы логистики. Целесообразно и интересно рассмотреть становление и развитие подготовки специалистов в области логистики в период существования СССР и в постсоветский период.

Подготовка специалистов в области логистики в СССР

История создания и развития системы материально-технического снабжения в Советском Союзе связана с несколькими важными событиями. В 1921 году был создан научно-экономический центр - комиссия Госплана, в задачи которой входили и координация и регулирование движения материально-технических ресурсов в соответствии с разработанными планами развития народного хозяйства. Конкретными вопросами обеспечения промышленных предприятий сырьем и материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями занимались отраслевые министерства и ведомства, которые составляли планы снабжения, включающие необходимые объемы и номенклатуру ресурсов.

В 1948 году в связи с возрастанием роли научного планирования, определением основных направлений развития науки и техники и для рациональной организации материально-технического снабжения в масштабах государства, отраслей промышленного производства и конкретных предприятий был образован Госснаб СССР. В задачи данного ведомства входили реализация планов материально-технического снабжения; распределение по потребителям продукции производственного назначения по установленным объемам и номенклатуре; прикрепление промышленных предприятий к поставщикам; обеспечение межотраслевых кооперативных поставок; контроль своевременности выполнения планов поставок продукции. Впоследствии аналогичные органы были созданы в союзных республиках и крупных территориальных образованиях Советского Союза [3] (Кото1еуа К.У., 2015).

ABSTRACT:_

The article is devoted to the issue of training specialists in the field of material and technical supply in the Soviet period, which was characterized by an increasing role of scientific planning and rational organization of production, as well as to training specialists in the field of logistics at the present time. The article shows the chronology of activity and achievements of the Department of Material and Technical Supply (later Logistics), which is a structural subdivision of Plekhanov Russian University of Economics. The article describes the successes of the logistics department not only in the field of educational process in special areas, but also in research and cooperation with future employers. The article indicates a positive "impetus" in the development of education in this field, conditioned by the labor market demand in highly qualified personnel for production and trade enterprises

KEYWORDS: logistic activity, curriculum, bachelor, master, department, faculty, professors

JEL Classification: A22, i23, Y90 Received: 01.04.2018 / Published: 30.04.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Stepanov V.I. ([email protected])

CITATION:_

Stepanov V.I. (2018) Logistika v «REU im. G.V. Plekhanova»: istoriya razvitiya, perspektivy [Logistics at Plekhanov Russian University of Economics: history of development and prospects]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (4). - 1201-1212. doi: 10.18334/rp.19.4.38989

Естественно, возникла необходимость подготовки специалистов в области материального-технического снабжения. Поэтому в 1949 году вышел приказ Министерства высшего образования СССР № 1230 от 12 сентября, в котором было предписано: организовать в составе Московского государственного экономического института факультет экономики и планирования государственного снабжения. Таким образом, в Московском институте народного хозяйства (МИНХ) (в настоящее время РЭУ им. Г. В. Плеханова) были образованы факультет и кафедра материально-технического снабжения (приказ № 41 от 14 октября 1949 года), и уже в 1950 году был осуществлен первый набор студентов на этот факультет на дневное отделение, а через пять лет и на вечернее отделение [2] (Kornilova I.M., Fomina A.S., Ruzanov S.A., Tarasova I.V., 2016).

В период подготовки будущие специалисты в области материально-технического снабжения изучали такие дисциплины, как экономика материально-технического снабжения; организация и планирование сбыта готовой продукции; нормирование расхода материалов; складское и тарное хозяйство; запасы материальных ресурсов; грузовые перевозки и тарифы; делопроизводство и корреспонденция в органах материально-технического снабжения. Методическое обеспечение изучаемых дисциплин было разработано преподавателями кафедры. Были подготовлены и опубликованы десятки учебников, учебных пособий, монографий, практикумов, а также статей для ведущих, в том числе отраслевых, журналов страны. Параллельно с педагогической деятельностью преподаватели кафедры принимали участие в практической реализации теории снабжения и сбыта, выполняя научно-исследовательские работы для отраслей и подотраслей промышленного производства.

В связи с организацией аналогичных кафедр в нескольких высших учебных заведениях страны кафедра подготовила десятки квалифицированных преподавателей для этих вузов, которые по целевому назначению окончили аспирантуру и защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук в стенах МИНХ им. Г. В. Плеханова. Кафедра материально-технического снабжения МИНХ являлась базовой для аналогичных кафедр других вузов. Десятки преподавателей периферийных вузов прошли стажировку на кафедре. Преподавателями кафедры разрабатывались учебные планы и рабочие программы по профессиональным специальным дисциплинам, которые периодически корректировались и доводились до региональных вузов. В соответствии с динамикой учебного процесса и его методическим обеспечением ежегодно кафедрой организовывались семинары для преподавателей аналогичных кафедр других вузов.

ОБ АВТОРАХ:_

Степанов Владимир Иванович, доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательства и логистики (kafedra.1ogist0gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Степанов В.И. Логистика в «РЭУ им. Г.В. Плеханова»: история развития, перспективы // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 4. - С. 1201-1212. doi: 10.18334/rp.19.4.38989

С 1955-го по 1991-ый год кафедра подготовила 4415 специалистов в области материально-технического снабжения, которые были распределены в Госснаб СССР, республиканские и территориальные органы материально-технического снабжения, главные управления по снабжению и сбыту министерств и ведомств. Выпускники кафедры работали в отделах снабжения и сбыта промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, а также в организациях сферы услуг. Иностранные выпускники трудились в таких странах, как Болгария, Венгрия, Демократическая Республика Вьетнам, ГДР, КНДР, Польша и Чехословакия. В этот же период кафедра готовила научных работников в области материально-технического снабжения -закончили аспирантуру и успешно защитили кандидатские диссертации 174 человека.

Постсоветский период в организации подготовки специалистов в области логистики

После распада Советского Союза была прекращена деятельность Госплана СССР и Госснаба СССР, Министерство образования закрыло специальность «Материально-технического снабжение». Поэтому начиная с 1991 года (последний выпуск специалистов в этой области) кафедра (как и все аналогичные кафедры российских вузов) прекратила подготовку специалистов по снабжению. Одновременно прекратилась подготовка научных кадров - отсутствовал набор аспирантов по данной специальности и не было защищено ни одной кандидатской и докторской диссертации. Такое решение министерства негативно отразилось на службах снабжения и закупок предприятий и организаций, в которых отсутствовал приток специалистов с базовым образованием. Кафедра материально-технического снабжения в РЭУ им. Г. В. Плеханова была объединена с кафедрой торгового дела.

В этот же период были ликвидированы два мощных исследовательских центра - Научно-исследовательский институт планирования и нормативов при Госплане СССР (НИИПИН) и Научно-исследовательский институт материально-технического снабжения при Госснабе СССР (НИИМС), с которыми кафедра тесно сотрудничала и вела совместные разработки. Таким образом, отечественная теория, методология и практика материально-технического снабжения практически 10 лет не развивалась.

Для второго постсоветского периода характерно появление в нашей стране переводных публикаций, посвященных логистической деятельности, ее стратегии, тактики и интеграции. Логистика как система управления потоковыми процессами (материальным, трудовым и финансовым потоками) включает в свой состав подсистемы логистики, которые идентичны блокам материально-технического снабжения, принятым в советское время. Следовательно, для отечественных ученых и специалистов данное экономическое направление в области товародвижения, так же как и для преподавателей кафедры, не явилось новым, и они были готовы к определенной переориентации и использованию новой терминологии.

Кафедра вновь стала самостоятельной в 2000-ом году с названием «Кафедра логистики». Этому событию способствовал возросший интерес в нашей стране к логистической деятельности, в том числе и Министерства образования [6] (Fomina A.S., Skripnikova M.I., 2017). В этот период на основании решения Межведомственного научного-методического совета по экономике и управлению был издан приказ Министерства образования № 1213 от 25.04.2000 года об организации в порядке эксперимента подготовки специалистов по специальности «Логистика» на базе нескольких высших учебных заведений: Государственного университета-Высшей школы экономики, Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова1, Государственного университета управления, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии, Ростовской государственной экономической академии.

Эксперимент по своей сути предполагал апробацию различных подходов к формированию концепции учебных планов, перечню специальных профессиональных дисциплин, изучаемых при подготовке специалистов в области логистики, а также творческое содружество и сотрудничество всех участников. В РЭУ им. Г. В. Плеханова была разработана концепция формирования и организации специальности «Логистика», включающая ряд основных составляющих: обоснование специальности; краткая квалифицированная характеристика специалиста; необходимость наличия кафедры логистики в академии; взаимодействие кафедры логистики с другими кафедрами и структурными подразделениями РЭУ им. Г. В. Плеханова [5] (Ruzanov S.A., 2017).

Концепция имела многоцелевую направленность, а в качестве основных целей подготовки специалистов в области логистики приняты следующие: реализация на практике комплекса задач макро- и микроэкономики, рассматриваемых с позиции сокращения издержек в промышленном производстве и сфере услуг за счет рациональной и оптимальной организации всех видов логистических цепей поставок; обеспечение национального хозяйства профессионально подготовленными квалифицированными кадрами; создание на территории России жизнеспособной транспортно-логистиче-ской системы, включающей различные виды транспорта и транспортные средства, распределительные складские комплексы и международные «транспортные коридоры», в разработке которой могли бы принять участие выпускники кафедры [1, 4] (Grishin A.I., 2017; Maksimova S.M., Stroganov I.A., 2017).

Эксперимент прошел достаточно удачно - была утверждена общая концепция подготовки специалистов-логистов, согласованы учебный план, перечень изучаемых дисциплин и их содержание. В 2008 году кафедрой была выпущена первая

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова за свою более чем 100-летнюю историю сменил несколько названий: от Московского коммерческого института, Московского института народного хозяйства, Российской экономической академии, сохранив имя Г. В. Плеханова.

группа специалистов в области логистики. Дальнейшая подготовка в соответствии с общепринятыми положениями проводится по линии бакалавриата и магистратуры «Интегрированная логистика». Кафедрой (в настоящее время кафедрой предпринимательства и логистики) разработан ряд программ по различным направлениям обучения, которые распределены по соответствующим структурам РЭУ им. Г. В. Плеханова (табл. 1).

Процесс обучения на кафедре (подготовка бакалавров) осуществляется в соответствии с утвержденным учебным планом, основой которого является разработанная кафедрой концепция. В учебном плане, прежде всего, выстроена последовательность изучаемых дисциплин: общеобразовательные базовые дисциплины - экономические дисциплины - профессиональные дисциплины - специальные дисциплины. В изучаемых дисциплинах структурированы компоненты их содержания по блокам (организация, планирование, прогнозирование, управление, моделирование), по подсистемам (снабжение, запасы, склады, транспорт, производство, сбыт, распределение), по используемому инструментарию (стандарты, нормативная база, анализ и оценка, учет и контроль, рационализация, оптимизация).

Специальные дисциплины, их содержание и последовательность изучения соответствуют движению продуктов в логистических цепях поставок: снабжение - производство - распределение - складирование - транспортирование. В учебный план

Таблица 1

Распределение программ по функциональным структурам РЭУ им. Г. В. Плеханова

Программа Годы реализации Структуры РЭУ

Бакалавр экономики 2009-2013 гг. Факультет маркетинга

Бакалавр менеджмента С 2010 Факультет маркетинга

Специалист 08.05.06 2000-2003 гг. Факультет маркетинга

Магистратура «Интегрированная логистика С 2010 г. Факультет маркетинга

Магистратура «Торговая логистика» С 2010 г. Факультет магистерских программ

Аспирантура 08.00.05 С 1995 г. Управление аспирантуры и докторантуры

Докторантура 08.00.05 С 1995 г. Управление аспирантуры и докторантуры

Программа переподготовки 500 ч. С 2009 г. Факультет дополнительного образования

Дистанционная программа «Логистика» С 2011 г. Факультет дополнительного образования

Источник: составлено автором на основе программ кафедры предпринимательства и логистики [Электронный ресурс] URL: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/Pages/programma. aspx (дата обращения 23.03.2018)

бакалавриата включены следующие специальные дисциплины: логистика снабжения; логистика производства; логистика распределения; логистика складирования; управление транспортными системами; управление цепями поставок; управление запасами; логистический сервис; риски в логистике. По каждой из дисциплин преподавателями кафедры помимо лекционных материалов подготовлены ситуационные задачи, кейсы и практические задачи, реализуемые на предприятиях и в организациях в области рационализации процесса товародвижения.

Параллельно с учебным процессом (подготовкой бакалавров) кафедра целенаправленно осуществляет деятельность, результатом которой является закрепление и развитие знаний, полученных студентами в аудиториях университета. Ежегодно кафедра организует и проводит международный логистический турнир по логистике на английском языке, в котором принимают участие ведущие московские вузы. Кроме этого также ежегодно, проводится конкурс на лучшую выпускную квалифицированную работу, который выступает в качестве стимулятора повышения качестве выпускных работ.

Преподаватели кафедры организуют для бакалавриата регулярные выездные занятия в целом ряде компаний, которые одновременно являются базами производственной практики. В данных компаниях студенты собирают необходимый материал для практической части бакалаврских квалификационных выпускных работ. К таким компаниям в настоящее время относятся: промышленные предприятия - «Мишлен» (французская фирма по изготовлению автомобильных покрышек), «Рено» (французский автомобильный концерн), «Данон» (производитель молочной продукции), «Рот-Фронт» (производитель кондитерской продукции), «ТВМ» (производитель пластиковых окон), «Ферера» (кондитерская компания), «Ангор» (производитель информационных систем и технологий в логистике), «Новатарис» (фармацевтическая компания); дистрибьютерские и транспортно-экспедиторские компании - «Кюне+Нагель», «Шенкер», «Юниливер», «Компания 3М», «Протек», «Техноавиа», «Ителла», «Жевко»; гипермаркеты - «Икеа», «Метро», «Ашан»; логистические - «БМ-логистик», «БТБ-логистик». В качестве познавательной экскурсии и организации логистической деятельности студенты посещают Большой театр, ТД «Библиоглобус» и Российскую государственную библиотеку.

Помимо программы бакалавриата на факультете маркетинга организована магистерская программа «Интегрированная логистика». При обучении магистрантов кафедра столкнулась с определенными трудностями. Дело в том, что часть слушателей, поступающих в магистратуру, закончили бакалавриат в РЭУ или других вузах по направлению логистики и имеют необходимое специальное базовое образование. Часть же слушателей такого образования не имеют. Поэтому для этой части преподавателями кафедры проводятся дополнительные занятия, которые позволяют обучающимся овладеть основами логистики и содержанием специальных дисциплин. Для полноценного, расширенного и углубленного изучения специальных логистических

Рисунок 1. Логистические процессы в РГБ. Путь книги Источник: Новости кафедры предпринимательства и логистики [Электронный ресурс] URL: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/Pages/Эксперт.aspx (дата обращения 27.03.2018)

Рисунок 2. ОАО Рот Фронт: Производственная и складская логистика предприятия пищевой отрасли Источник: Новости кафедры предпринимательства и логистики [Электронный ресурс] URL: https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/prlogkaf/Pages/Эксперт.aspx (дата обращения 27.03.2018)

дисциплин в магистратуре преподавателями кафедры разработаны соответствующие программы и перечень дисциплин (табл. 2).

Преподаватели кафедры активно участвуют в научно-исследовательской работе. За постсоветский период кафедрой опубликовано: учебник - 1 (переиздавался в течение 11 лет), учебные пособия - 7, монографии - 18, практикум по логистике - 1, статьи в ведущих отечественных журналах - 165. За этот период защищено 13 диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук. Кафедра выполнила два крупных научно-исследовательских проекта: «Создание нормативной базы и классификатора материальных ресурсов на вертолетном заводе, входящем в состав корпора-

Таблица 2

перечень дисциплин, изучаемых в магистратуре «интегрированная логистика»

№ п./п. специальные логистические дисциплины

Первый год обучения

1. Концепции интегрированной логистики

2. Проектирование логистических систем

3. Оптимизация складской деятельности

4. Управление запасами в цепях поставок

5. Контроллинг логистических операций

Второй год обучения

6. Некоммерческая логистика

7. Организация логистического сервиса

8. Управление рисками в цепях поставок

9. Модели формирования сбытовой деятельности предприятия

10. Логистика производственных операций

11. Международная практика внешнеторговых операций

Источник: Учебный план программы «Интегрированная логистика» [Электронный ресурс

URL: https://www.rea.ru/ru/org/facuIties/makfak/programms/SiteAssets/Pages /ongoing_programs/ Ucheb_plan_38.04.02_Management_2017_integrated%20logistics.pdf (дата обращений 1.04.2018)

ции «Вертолеты России»»; «Оптимизация грузовых потоков в мегаполисе на примере города Москвы».

Преподаватели кафедры участвовали в многочисленных международных форумах в Великобритании, Франции, Швейцарии, Нидерландах, Финляндии, а также в составе делегации РЭУ приняли участие в международных научно-практических конференциях в Германии и Испании. Они активно участвуют в логистических конференциях, проводимых в МГУ, Высшей школе экономики, Государственном университете управления, Московском автодорожном институте (техническом университете).

заключение

В настоящее время кафедра имеет благоприятные перспективы для развития. Судя по выступлениям руководителей Министерств и возросшему количеству публикаций, логистике придан определенный позитивный «импульс». Возросла и востребованность выпускников-логистов практически всех вузов России, что показывает не только интерес к этому направлению деятельности, но и понимание проблем товароведения, так как вся производимая продукция производственного назначения и потребительские товары складируются, транспортируются и упаковываются, что является прерогативой логистики.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гришин А.И. Российские предприниматели - создатели национальной системы выс-

шего экономического образования в России // Российское предпринимательство.

- 2017. - № 3. - с. 187-200. - doi: 10.18334/rp.18.3.37284.

2. Корнилова И.М., Фомина А.С., Рузанов С.А., Тарасова И.В. От московского ком-

мерческого института - к Институту Народного Хозяйства им. Г.В. Плеханова. Источниковедческий анализ архивных материалов по истории вуза. / Монография.

- М: Из-во «Русайнс», 2016. - 100 с.

3. Королева К.В. История развития логистики // Наука сегодня: теоретические и пра-

ктические аспекты: Международная научно-практическая конференция. Научный центр «Олимп». 2015. - с. 296-305.

4. Максимова С.М., Строганов И.А. Развитие у студентов предпринимательских компе-

тенций на основе сотрудничества предприятий и высшей школы // Маркетинг России: профессиональные и образовательные стандарты маркетолога в России. Требования времени: Материалы Четвертой международной научно-практической конференции, посвященной 110-й годовщине РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2017. - с. 96-106.

5. Рузанов С.А. Некоторые проблемы в деятельности системы общегуманитарной под-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

готовки в РЭУ им. Г. В. Плеханова в конце XX - начале XXI в. и пути их преодоления // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

- 2017. - № 2. - с. 133-139.

6. Фомина А.С., Скрипникова М.И. Коллегиальный орган, осуществляющий общее руко-

водство университетом (из истории РЭУ им. Г. В. Плеханова) // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2017. - № 4. - с. 189-199.

REFERENCES:

Fomina A.S., Skripnikova M.I. (2017). Kollegialnyy organ, озшсЬез^уаушсЫу obs^ee rukovodstvo universitetom (iz istorii REU im. G. V. Plekhanova) [A rallegial body that exercises general management of the university (from the history of the Plekhanov University)]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Eranomks. (4). 189-199. (in Russian). Grishin A.I. (2017). Rossiyskie predprinimateli - sozdateli natsionalnoy sistemy vysshego ekonomkheskogo obrazovaniya v Rossii [Russian entrepreneurs - CTeators of Russian national system of higher eranomk ed^ation]. Russian Journal of Entrepreneurship. (3). 187-200. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.3.37284. Kornilova I.M., Fomina A.S., Ruzanov S.A., Tarasova I.V. (2016). Ot moskovskogo kommercheskogo instituta - k Institutu Narodnogo Khozyaystva im. G.V. Plekhanova. Istochnikovedcheskiy analiz arkhivnyh materialov po istorii vuza [From the Mosraw Commercial Institute - to the Institute of the National Eranomy named after G.V. Plekhanov. Source analysis of archival materials on the history of the university] (in Russian).

Koroleva K.V. (2015). Istoriya razvitiya logistiki [History of logistics development] Science today: theoretical and practical aspects. 296-305. (in Russian).

Maksimova S.M., Stroganov I.A. (2017). Razvitie u studentov predprinimatelskikh kompetentsiy na osnove sotrudnichestva predpriyatiy i vysshey shkoly [Development of students' entrepreneurial competencies on the basis of cooperation between enterprises and higher education] Marketing of Russia: professional and educational standards of a marketing specialist in Russia. Time requirements. 96-106. (in Russian).

Ruzanov S.A. (2017). Nekotorye problemy v deyatelnosti sistemy obschegumanitarnoy podgotovki v REU im. G. V. Plekhanova v kontse XX - nachale XXI v. i puti ikh preodoleniya [Some problems in the activity of the system of general humanitarian training in the RGU named after G.V. Plekhanov in the late XX - early XXI century and ways to overcome them]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (2). 133-139. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.