Научная статья на тему 'Кадры земской статистики'

Кадры земской статистики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
114
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУБЕРНАТОР / GOVERNOR / ЗЕМСТВО / ZEMSTVO / ЗЕМСКАЯ СТАТИСТИКА / TERRITORIAL STATISTICS / КАДРЫ / PERSONNEL / РЕГИСТРАТОРЫ / РУКОВОДИТЕЛЬ / HEAD / СЧЁТЧИКИ / REGISTERING CLERKS / TELLERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лёвин Сергей Владимирович

В статье рассматривается кадровый потенциал земской статистики. Первыми служащими земских статистических отделов, существовавших при губернских земских управах, стали участники народнического движения 1870-х годов, отошедшие, по разным причинам, от движения. Из-за жёстких проверок со стороны губернских администраций на «политическую благонадёжность» подобрать соответствующие кадры для статистических отделов земствам было крайне затруднительно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERSONNEL OF TERRITORIAL STATISTICS

The article deals with the human resources of territorial statistics. The first employees of territorial statistics departments at the territorial committees in gubernias were participants of the populist movement of the 1870-s who were withdrawn from the movement for various reasons. Because of severe inspections on the part of gubernia''s administration for political reliability, it was extremely hard to find appropriate personnel for territorial statistics departments.

Текст научной работы на тему «Кадры земской статистики»

YAK 94(47)081/083 ББК 63.3(2)53

C.B. ЛЁВИН III КАДРЫ ЗЕМСКОЙ СТАТИСТИКИ

S.V. LYOVIN I THE PERSONNEL OF TERRITORIAL STATISTICS

В статье рассматривается кадровый потенциал земской статистики. Первыми служащими земских статистических отделов, существовавших при губернских земских управах, стали участники народнического движения 1870-х годов, отошедшие, по разным причинам, от движения. Из-за жёстких проверок со стороны губернских администраций на «политическую благонадёжность» подобрать соответствующие кадры для статистических отделов земствам было крайне затруднительно.

The article deals with the human resources of territorial statistics. The first employees of territorial statistics departments at the territorial committees in gubernias were participants of the populist movement of the 1870-s who were withdrawn from the movement for various reasons. Because of severe inspections on the part of gubernia's administration for political reliability, it was extremely hard to find appropriate personnel for territorial statistics departments.

Ключевые слова: губернатор, земство, земская статистика, кадры, регистраторы, руководитель, счётчики.

Key words: governor, zemstvo, territorial statistics, personnel, registering clerks, head, tellers.

Необходимость приглашения на службу специалистов у земств возникла сразу же с началом их хозяйственной деятельности. Это право земств было закреплено в статье 60 «Положения о губернских и уездных земских учреждениях»: «Земским Управам предоставляется, с разрешения Земских Собраний, приглашать, как для постоянных занятий по делам, вверенным ведению Управы, так и для исполнения временных поручений, посторонних лиц с назначением им вознаграждения, по взаимному с ними соглашению, на счёт назначенных для сего по смете сумм» [5, с. 8].

Одним из остро стоявших перед земством вопросов являлся вопрос поиска статистиков. Подготовленных специалистов в этой области хозяйственной деятельности не было. Земства стали приглашать на должности статистиков лиц, более или менее, «знакомых со статистическим делом». «Для производства статистических работ, - писал земский статистик и агроном Д.И. Рихтер, - среди самих земских гласных, за весьма немногими исключениями, сил не нашлось, и в этом случае, как при организации земской медицины, при учреждении земских учительских школ и т. п. начинаниях, пришлось обратиться к лицам, до того времени стоявшим в стороне от земства, и так называемые земские статистики вошли в состав лиц, работающих на земском поприще не по выбору, а по приглашению в качестве «специалистов», и которых в последнее время окрестили названием «третьего элемента» в земстве. Этот третий элемент, состоящий из наёмных людей, сыграл в земстве, да и продолжает играть в нём немаловажную роль: под крылом земства он, можно сказать, создал земскую медицину, земскую школу, земскую статистику» [15, с. 320].

Главным, если не сказать решающим, требованием, которое предъявлялось к потенциальным кандидатам на должности земских статистиков со стороны губернских администраций, была их «политическая благонадёжность». Согласно подсчётам Департамента полиции, в 1882 году из 232 земских статистиков, числившихся на земской службе, «76 или немного более одной трети всего их состава, представляются неблагонадёжными в полити-

ческом отношении» [7, л. 177 об.]. Например, в Московской губернии из 13 земских статистиков все были признаны губернскими властями политически неблагонадёжными, в Рязанской губернии из девяти служащих статистических отделов - шестеро, в Саратовской, из семи - пятеро [7, л. 176 об.-177]. В определённой степени Департамент полиции имел основания для подозрительного отношения к земским статистикам, поскольку большинство из них, так или иначе, участвовало в освободительном движении 1860-1870-х годов. Собственно, как справедливо заметил статистик и публицист И.П. Белокон-ский, «первые кадры их [земских статистиков. - С.Л.], несомненно, образовались из активных народников, тех, что или «ходили» ранее в «народ», или видели в экспедиционных работах осуществление их мечты - проникнуть легально в народную среду и детально изучить её. Вообще в первое время земскими статистиками делались люди принципиальные, искренно стремившиеся принести народу пользу...» [3, с. 49]. По образному выражению другого земского статистика и общественного деятеля А.В. Пешехонова «земская статистика создалась под непосредственным влиянием того властного стремления к сближению с народом во имя его и своих интересов, которым 20-30 лет тому назад была охвачена русская интеллигенция» [13, с. 473].

Практически не было случая, чтобы кандидатура на должность служащего статистического отдела утверждалась губернатором с первого раза, без проверки на «политическую благонадёжность». Уже 31 июля 1882 года всем губернаторам земских губерний был разослан секретный циркуляр № 2307 Департамента полиции, в котором говорилось: «Замечено в последнее время, что многие лица весьма сомнительной политической благонадёжности, поступая на службу в земства, посвящают себя занятиям по статистической части, в большинстве случаев представляющих возможность разъездов по деревням и лёгкого общения с сельским населением. В виду этого, признав необходимым обратить на это явление особое внимание, Департамент Государственной Полиции, предварительно каких-либо по сему поводу распоряжений, имеет честь просить не отказать в доставлении следующих сведений: 1) устроено ли и на каких началах в земских учреждениях вверенной Вам губернии управление или заведывание статистическою частью и 2) из каких лиц управление это состоит. При этом Департамент покорнейше просит Ваше Превосходительство не отказать в списке лиц, занимающихся в ведении земства собиранием и разработкою статистических данных, поместить и подробные сведения о прошедшем лиц, упомянутых в списке, буде таковые сведения имеются» [7, л. 8-8 об.]. Кадровый вопрос, по образному выражению Б.Б. Веселовского, стал «хронической болезнью земства, так как не удаётся найти таких кандидатов на земскую службу, к приглашению которых местная администрация не имела бы препятствий» [4, с. 474]. Следовательно, первой характерной чертой земских статистиков можно, образно говоря, считать их революционное прошлое.

Служащих земских статистических отделов целесообразно разделить на следующие категории: руководитель (заведующий), регистратор, счётчик. В земской и научно-исследовательской литературе их называют одним общим названием - статистики.

Ключевой фигурой в земском статистическом отделе был, конечно, его заведующий. Он составлял программу статистических работ, руководил их ходом, принимал участие в обработке собранного материала, редактировал статистические сборники, в форме которых печатались результаты статистических работ, выступал с отчётами на собраниях губернской управы и заседаниях губернского земского собрания. Руководители статистических отделов имели, в большинстве случаев, высшее или незаконченное высшее образование. И.П. Белоконский применительно к 1880-м годам привёл следующие данные о своих коллегах: из 28 руководителей земских статистических бюро - 7 человек имели высшее юридическое образование, 1 - высшее техническое, 2 окончили историко-филологический факультет, 2 - математиче-

ский, 1 - медицинский, 1 руководитель имел два высших образования - юридическое и историко-филологическое, 6 - окончили курсы различных агрономических учебных заведений и 8 человек имели среднее образование (или неоконченное высшее) [2, с. 19-20]. Большинство видных земских статистиков являлись выпускниками (или обучались, но не закончили полного курса), Петровской земледельческой академии, находившейся в ведении Департамента земледелия и сельской промышленности, что представляется вполне объяснимым. Согласно подсчётам В.Ф. Абрамова, в конце 1890-х годов из 80 статистиков 21 обучался в Петровской академии, которая отличалась демократизмом внутренней жизни [1, с. 58]. До 1872 года в студенты академии принимались лица без вступительных экзаменов, а переводные, с курса на курс, экзамены сдавали только стипендиаты. Естественно, это давало возможность поступить в неё самым различным социальным слоям. Значительная часть рядовых штатных сотрудников статистических отделов в 1870-х - начале 1890-х годах также имели законченное или незаконченно высшее, или среднее образование. Можно констатировать, что высокий образовательный и культурный уровень - ещё одна характерная черта руководителей земских статистических отделов, которую можно выделить применительно к 1880-м - началу 1890-х годов.

Положение изменилось после издания 8 июня 1893 года закона «Правила оценки недвижимых имуществ для обложения земскими сборами», который главной задачей земской статистики определил оценочные работы и поставил статистические исследования земств под полный контроль правительства. Для проведения оценочно-статистических работ требовались оценщики и технический персонал, в обязанности которого входила, главным образом, регистрация первичных данных, без их аналитической обработки. Колоссальные объёмы оценочных работ, которые должны были быть выполнены в кратчайшие сроки, однообразная методика подсчёта, требовали не высокообразованных статистиков-аналитиков, а рядовых исполнителей - техников-оценщиков, счётчиков, регистраторов. Если в 1890-е годы высокий образовательный уровень ещё был присущ статистикам, то в начале 1900-х годов, с увеличением штатов статистических бюро, он несколько снизился.

В обязанности регистратора входил сбор первичных статистических сведений, главным образом путём устного опроса крестьян на сходе. Для сотрудника, занимавшего эту должность, важнейшим качеством являлось умение вести опрос и выслушивать ответы крестьян. Фигурально выражаясь, регистратор должен быть неплохим знатоком крестьянской психологии. «Земский регистратор должен опросить каждого домохозяина - и не только опросить: он должен поставить каждый вопрос удобопонятным образом, навести опрашиваемого на соответствующий смыслу вопроса ответ, помочь ему сообразить, что нужно, подметить всякую неточность, добиться согласованности в ответах на отдельные вопросы; роль его становится, в значительной мере, творческою: он не только воспринимает ответы, даваемые на определённые вопросы, но комбинирует их между собой, проверяет и исправляет...», - писал о функциях регистратора один из корифеев земской статистики А.А. Кауфман [10, с. 289]. А.В. Пешехонов так отозвался о действиях статистиков во время проведения подворной переписи крестьянских хозяйств: «Земским статистикам приходится иметь дело не только с мёртвыми цифрами, но прежде всего с живыми людьми и при том в условиях крайне неблагоприятных: с одной стороны чрезвычайное напряжение их собственной нервной организации, подавляемой обилием впечатлений и труда, а с другой - наволнованное состояние психики того населения, с которым им приходится иметь дело. Известно, какое впечатление производят даже самые несложные переписи на массу [крестьян. - С.Л.]; земская же статистика принуждена и решается затрагивать самые больные и интимные стороны её жизни» [12, с. 178-179]. А.В. Пешехонов был совершенно уверен, что толь-

ко «внимательное и бережное отношение к интересам населения, неизменно корректное и деликатное обращение с отдельными лицами из его среды и уменье примирить две правды - правду научного изыскания во имя широких общественных задач с житейской правдой будничных забот и тревог, - таковы качества, которыми должна характеризоваться работа статистика при местных исследованиях» [12, с. 179].

Счётчик занимался главным образом подсчётом, проверкой и обработкой собранных данных, группировкой цифрового материала, сведением его в статистические таблицы. А.В. Пешехонов так характеризовал обязанности счётчиков: «Они должны выполнить первую критику материалов, взвесить достоинства и недостатки каждой отдельной записи, заметить неполноту в них и возможные несообразности, суметь дополнить неполное и откинуть нелепое или, по крайней мере, обратить на всё это внимание, <...>, счётчик должен ясно представлять себе те формы, в которых записи, которыми он пользуется, могли быть или могут быть использованы для других целей и суметь, в видах сбережения труда, сделать всё необходимое для исправления работы уже выполненной и облегчения работы предстоящей» [12, с. 177-178].

Ещё одним препятствием, наряду с проверкой на «политическую благонадёжность», к подбору кадров, особенно счётчиков, для земских статистических отделов являлась низкая оплата их труда. Так в 1880-е годы счётчики получали 20-30 рублей в месяц, но иногда оплата их труда возрастала до 40 рублей, в зависимости от объёма и сложности, выполняемых работ. Согласно расчётной ведомости Самарского губернского земского статистического бюро за май - сентябрь 1887 года оплата труда счётчиков колебалась от 10 до 40 рублей [16, оп. 1, д. 179, л. 24, 79, 92 об.; оп. 15, д. 7, л. 3 об.-4, 7 об.-8]. В начале 1900-х годов их жалованье несколько увеличилось; они стали получать 50-60 рублей в месяц. Так как труд счётчика не требовал высокой квалификации (достаточно было «знания математического счёта»), то на эту должность принимались и временные сотрудники - студенты высших учебных заведений, сельские учителя, фельдшеры, священники, грамотные крестьяне, а иногда и гимназисты. Временный персонал, принимаемый на должность счётчиков, получал сдельную оплату - от 1 до 1,5 рублей в день, что, в общем, соответствовало жалованью счётчиков, находившихся в штате. Кроме того временный персонал, в некоторых земствах, получал по 30 копеек «за час вечерний» работы [6, л. 16 об.-17 об.]. Поэтому желающих идти на работу, «сопряжённую с беспрестанными разъездами» и «при обязательстве работать минимум от 8-10 часов» за весьма скромное жалованье, было немного.

В целях экономии средств земства приглашали на должности счётчиков и женщин. Их труд оплачивался ниже, чем мужчин-счётчиков.

Оплата труда регистраторов была несколько выше, чем счётчиков. Они получали от 50 до 75 рублей в месяц, хотя объём выполняемой ими работы был примерно таким же, как и счётчиков.

Несравнимо высоким представляется жалованье заведующих статистическими отделами. Так, первый руководитель Саратовской земской статистики Л.С. Личков в 1884 году получал около 2400 рублей [8, с. 196; 9, с. 168]. По подсчётам А.В. Пешехонова, которые относятся, правда, к 1890-м годам, 10% руководителей земских статистических отделов получали жалованье от 1500 до 3000 рублей, основная же масса заведующих зарабатывала от 1000 до 1500 рублей в год [12, с. 187-188]. В дальнейшем жалованье заведующих было увеличено. С.А. Харизоменов, сменивший Л.С. Личкова в должности руководителя земского статистического отдела, также получал жалованье в размере около 2400 рублей, а возглавив в начале 1900-х годов уже оценочно-статистическое бюро Тверской губернии - 4800 рублей [14, с. 253, примеч.]. Последняя цифра, приведённая Н.М. Пирумовой, представляется явно завышенной. Вероятнее всего, С.А. Харизоменов, руководя оценочно-

статистическим отделом при Тверской губернской земской управе, занимал ещё какую-то должность в земстве. В.Ф. Абрамов отмечает, правда без ссылки на источник, что «по данным 1910 г. среднее жалованье заведующего было 2814 руб. в год» [1, с. 58]. В 1916 году некоторые руководители оценочно-статистических отделов получали 4500 рублей в год [1, с. 58]. Поэтому у И.П. Белоконского имелись все основания называть некоторых заведующих статистическими отделами «принадлежавшими скорее ко «второму», чем к «третьему» бесцензовому земскому элементу» [3, с. 98].

Ещё одной отличительной чертой земских статистиков, в частности руководителей статистическими отделами, являлся их сравнительно молодой возраст, который в среднем варьировался от 27 до 35 лет. Л.С. Личков возглавил Саратовский губернский земский статистический отдел в 27 лет, С.А. Харизоменов - в 28 лет, Н.Н. Черненков - в 30 лет, руководившему статистическими работами в Казанской губернии И.П. Неволину и его пермскому коллеге Г.И. Баскину было по 32 года. В.Г. Громан возглавил оценочно-статистическое бюро Пензенской губернии в 35 лет, В.И. Орлов встал во главе московской земской статистики в 27 лет, П.П. Червинский возглавил черниговскую земскую статистику в 28 лет, А.В. Пешехонов - калужскую, а В.Н. Григорьев - рязанскую - в 29 лет.

Социальный состав служащих земских статистических отделов представляется довольно пёстрым. Е.Г. Корнилов применительно к 1880-м годам так определил его по земским губерниям: 37,1% служащих статистических отделов составляли дворяне, 34,2% - выходцы из духовного сословия, 5,7% -представители купечества, 20% - из мещан и 3% составляли выходцы из крестьян [11, с. 103].

Таким образом, статистикам, как наёмным специалистам, находившимся на земской службе, были присущи следующие характерные черты: а) революционное прошлое, которое и делало их «политически неблагонадёжными» в глазах правительства и губернской администрации; б) высокий образовательный уровень; в) сравнительно молодой возраст; г) разнообразный социальный состав. Формирование кадров земской статистики проходило в трудных условиях. Думается, не будет значительным преувеличением заявить, что главным препятствием на пути обеспечения губернских земств кадрами статистиков были их проверки, со стороны властей, на «политическую благонадёжность».

Литература

1. Абрамов, В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура [Текст] / В.Ф. Абрамов ; под ред. В.Н. Володиной. - М. : ФГ «НИКА», 1996. - 166 с.

2. Белоконский, И.П. Земство и народное хозяйство: статистика [Текст] / И.П. Белоконский // Северный вестник. - 1892. - № 5. - С. 16-32.

3. Белоконский, И.П. В годы бесправия. Воспоминания [Текст] / И.П. Белоконский. - М. : Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1930. - 455 с.

4. Веселовский, Б.Б. История земства за сорок лет [Текст] / Б.Б. Веселовс-кий. - СПб. : Изд-во О.Н. Поповой, 1911. - Т. III. - 796 с.

5. Высочайше утверждённое Положение о губернских и уездных земских учреждениях [Текст] // Полное собрание законов Российской империи. -Собрание второе. - СПб. : В типографии II Отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, 1867. - Т. XXXIX (1864 г.). - № 40457. - С. 1-14.

6. Государственный архив Пензенской области. Ф. 158. Оп. 1. Д. 113.

7. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 102. - 3-е делопроизводство. Оп. 78 (1882 г.). Д. 625. - Ч. 1 (4).

8. Доклад о статистических работах [Текст] // Доклады Саратовской губернской земской управы очередному губернскому земскому собранию 1885 года. - Саратов : Типография Саратовской губернской земской управы, 1885. - Ч. 2. - С. 185-197.

9. Доклад о статистических работах [Текст] // Доклады Саратовской губернской земской управы очередному губернскому земскому собранию 1887 года. - Саратов : Типография Саратовской губернской земской управы, 1887. - Ч. 1. - С. 141-169.

10. Кауфман, А.А. Земская статистика [Текст] / А.А. Кауфман // Юбилейный земский сборник. 1864-1914 / под ред. Б.Б. Веселовского, З.Г. Френкеля. -СПб. : Издание товарищества О.Н. Поповой, 1914. - С. 260-291.

11. Корнилов, Е.Г. Земские статистики и служащие земских управ в революционном движении 70-х годов XIX века [Текст] / Е.Г. Корнилов // Общественно-политическая мысль и классовая борьба в России в XVIII-XIX вв. : межвузовский сб. / отв. ред. И.В. Оржеховский. - Горький : Изд-во Горьковского университета, 1973. - С. 101-122.

12. Пешехонов, А.В. Кризис в земской статистике [Текст] / А.В. Пешехонов // Русское богатство. - 1901. - № 12. - С. 167-189.

13. Пешехонов, А.В. Внешние условия земско-статистических работ [Текст] / А.В. Пешехонов // Труды подсекции статистики XI съезда русских естествоиспытателей и врачей в Санкт-Петербурге 20-30 декабря 1901 г. - СПб. : Типо-литография М.П. Фроловой, 1902. - С. 473-484.

14. Пирумова, Н.М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала XX века [Текст] / Н.М. Пирумова ; отв. ред. В.Я. Лаверычев. -М. : Наука, 1986. - 272 с.

15. Рихтер, Д.И. Земская статистика и её работы [Текст] / Д.И. Рихтер // Вестник Европы. - 1904. - Кн. 7. - С. 315-342.

16. Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.