Научная статья на тему 'Кадры в образовании решают все?!'

Кадры в образовании решают все?! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УСПЕШНЫЙ УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Найденова Н. Н.

В статье рассмотрены основные темы, обсуждаемые на конференции «Тенденции развития образования». Некоторые доклады представлены более подробно. Среди них по следующей тематике: профессиональный стандарт; качество преподавания; реформы в мире; управление образованием; успешный учитель. При подготовке обзора использованы презентационные материалы авторов докладов, приведены некоторые реплики и ремарки во время дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадры в образовании решают все?!»

► НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

КАДРЫ В ОБРАЗОВАНИИ РЕШАЮТ ВСЕ?!

STAFF AND FACULTY - THE DECISION MAKERS IN EDUCATION?!

Найденова Н.Н.

Заведующая лабораторией методологии педагогических измерений ФГНУ «Институт теории и истории педагогики» РАО, кандидат педагогических наук E-mail: naydenova@itiprao.ru

Naydenova N.N.

Head of the Laboratory of Educational Measurement Methodology of the Institute of Theory and History of Pedagogics of the Russian Academy of Education, Candidate of science (Education).

E-mail: naydenova@itiprao.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные темы, обсуждаемые на конференции «Тенденции развития образования». Некоторые доклады представлены более подробно. Среди них по следующей тематике: профессиональный стандарт; качество преподавания; реформы в мире; управление образованием; успешный учитель. При подготовке обзора использованы презентационные материалы авторов докладов, приведены некоторые реплики и ремарки во время дискуссии.

Annotation. This article is a review of the main topics discussed at the conference «Trends of Development in Education.» Some of the reports are presented in detail. Among the topics are the following: professional standard, quality of teaching, reforms throughout the world, education management, successful teacher.

Ключевые слова: педагогическое образование, квалификация учителя, профессиональный стандарт, успешный учитель.

Keywords. pedagogical education, teacher qualification, professional standard, successful teacher.

20-21 февраля 2013 г. в Москве состоялась масштабная конференция: «Тенденции развития образования: кадры решают все?!». Организаторами конференция стали «Шанинка», ВШЭ и РАНХиГС.

Конференция собрала исследователей и практических работников в сфере образования из разных стран и регионов России. Присутствовало около 500 человек (около 30 человек из РАО). Были представлены участники из 39 регионов РФ из всех восьми феде-

ральных округов от Северо-Запада до Дальнего Востока, от Ямало-Ненецкого административного округа до Дагестана.

Присутствовали представители стран СНГ: Азербайджана, Казахстана, Украины, Таджикистана, Армении, Беларуси, Кыргызстана. Также были ученые из США, Великобритании, Швеции, Турции, Франции и других стран. Из российских регионов, не считая Москвы, наибольшую заинтересованность в заявленной теме проявили педагоги ЯНАО, Татарстана, Московской области, Красноярского края, Томской области, Санкт-Петербурга, Ярославской, Свердловской и Ростовской областей.

За два дня было проведено три общих пленарных заседания, около 16 круглых столов и 18 пленумов. Такой значительный формат конференции обусловлен тем, что проблема повышения качества образования на всех ступенях образования является крайне актуальной.

Какова же была тематическая проблематика конференции, и в чем заключалось обсуждение проблем по заявленным темам? На конференции обсуждались следующие проблемы:

• Развитие педагогического образования.

• Профессионалы для профессионального образования (в том числе и выступление автора статьи с темой «Общая грамотность будущих специалистов гуманитарного профиля»).

• Проект «Социальный навигатор».

• Сколковский учитель.

• Подготовка управленческих и педагогических кадров.

• Повышение квалификации педагогов.

• Компетенции современного учителя и его профессиональная компетентность.

• Непрерывное профессиональное развитие.

• Дошкольное образование.

• Грамотность учителя.

• Оценка качества образования.

• Разные учителя для разных детей.

• Тьюторство и педагогическая интернатура.

• Социальное партнерство.

• Качество педагогического образования.

• Профессиональное управление.

Профессиональный стандарт

На пленарном заседании с первым докладом выступил И.Д. Фрумин по теме «Учитель, которого не будет, или страсти по профессиональному стандарту». Он подробно остановился на «стандарте учителя», разработанном группой под руководством Е.А. Ям-бурга, а также привел примеры из опыта других стран по разработке стандарта педагога.

Докладчик подчеркнул, что требования к учителю растут по экспоненте, уровень документации принял вид бумажного вала (по замечанию Е.А. Ленской), при этом в Рос-

сии учитель является массовой профессией. Можно ли каждого учителя переквалифицировать в соответствии с завышенными требованиями не только стандарта для учителя, но и в соответствии с ожиданиями общества как профессионального, так и гражданского,

а, прежде всего, с родительскими? Ясно, что это задача почти утопическая (по замечанию В.А. Болотова).

И.Д. Фрумин особо отмечал, что общие требования к профессионалам в разных отраслях в равной мере можно отнести и к педагогу. Среди них: готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным методам профессионального труда, ответственность и самостоятельность в принятии решений.

Среди новых компетенций, которые необходимы каждому учителю (и поэтому они должны появиться в профессиональном стандарте), И.Д. Фрумин выделил следующие: умения работать по индивидуальным планам с одаренными и отстающими в развитии детьми; с детьми со специфическими нуждами в рамках инклюзивного образования; с детьми, требующими особого внимания по социализации и поведению; с детьми из социально неблагополучных семей. Кроме того, И.Д. Фрумин выделил новую компетенцию предметного характера: умение обучать русскому языку детей из семей, в которых русский язык не является родным. Следует расширить это добавление: умение обучать таких детей требуется не только учителям русского языка, но и других предметов.

Итак, для возможности реализации учителем своих профессиональных обязанностей Фрумин рассматривал проблемы в ракурсе триады «Обучение. Воспитание. Развитие» по В.В. Давыдову. Таким образом, при обучении учитель должен:

• знать предмет, а не только демонстрировать его знание, программы и методики обучения;

• планировать уроки с ориентацией на учащихся с разными способностями и возможностями, анализировать эффективность урока стратифицировано по группам учащихся;

• владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика, музейная педагогика и т.п.;

• использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников;

• уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы педагогического оценивания как в формативной, так и в суммативной формах эвалюации;

• иметь высокий уровень информационной грамотности, включая компьютерную.

По этой последней позиции наш учительский корпус отстал довольно сильно, зачастую ученик обучает учителя этой грамотности.

Таким образом, учитель в наше время уже далеко не только транслятор знаний, но и менеджер, исследователь, эксперт и т.д. И.Д. Фрумин приводит классификацию работников по уровню профессионализма по А.В. Этциони: суперкреативщики, креативщики, профессионалы и полупрофессионалы [1]. Так как в России больше всего дипломированных родителей с высшим образованием, то следует и в России отнести профессию учителя к суперкреативщикам, так как они создают новое знание.

Качество преподавания

Интересный доклад был представлен К. Хазбэндсом (Chris Husbands), директором Института образования в Лондонском университете по теме: «Почему качество преподавания имеет значение и как его улучшить?». Для характеристики разнообразия проблематики исследований этого института приведу тематику апрельских мероприятий: семинар по использованию Айпэдов в образовательной практике; влияние лидерства на успеваемость учащихся; лекция на тему «Инструменты XXI века в преподавании и обучении».

По мнению докладчика, качество образования, измеряемое по средним показателям, мало информативно как в целом, так и для образовательной политики. Следует оценить качество образования на разных полюсах шкалы: для совсем слабых учащихся и для очень сильных учащихся. Тогда, по убеждению Хазбэндса, качество образования в самой слабой группе можно назвать «полом», а качество в самой сильной группе - «потолком». Таким образом, качество образования в стране определяется коридором значений между «полом» и «потолком».

Докладчик представил три пути модернизации образования, которые отражаются на этом «коридоре» по-разному:

1) регулирование и направляющие стратегии приводят к повышению «пола» и понижение «потолка», то есть средний результат останется прежним и в целом качество образования в стране не изменится;

2) автономия без разрешения болевых моментов для слабых школ поднимает «потолок», но «пол» остается прежним, то есть работа с сильными школами не отразится на качестве образования в слабых школах, что приведет к незначительному увеличению среднего результата;

3) неконтролируемая автономия школ приводит к понижению «пола», а «потолок» остается прежним, то есть средний результат незначительно растет.

Таким образом, жесткое регламентирование деятельности школы и учителя не приводит к заявленным целям модернизации - повышению качества образования на национальном уровне. Неконтролируемая автономия школ или управляемая автономия приводит также к незначительным изменениям в общем повышении качества образования, потому что сильные школы смогут реализовать средства для модернизации в нужном направлении, обладая более квалифицированным персоналом. Например, компьютеризация в сильных школах приведет к повышению качества образования не только учащихся, но и к повышению квалификации учителя, а в слабых школах поставленные компьютеры просто определят под замок, поэтому качество образования в этих школах останется прежним. В случае же неуправляемой автономии качество образования в сильной школе без дополнительного ресурсного обеспечения останется на том же уровне, так как имеющиеся ресурсы эта школа и так использовала по полной, а в слабой школе, которая не обладает квалифицированным персоналом, качество образования просто понизится.

Задачей же любой модернизации является поднять «пол» и «потолок» одновременно, что приведет к реальному повышению качества образования на национальном уровне, то есть средства и ресурсы, выделенные на модернизацию, смогут эффективно реализовать и сильные, и слабые школы. Таким образом, надо достичь высокого качества обра-

зования при высоком уровне равенства доступа к качественному образованию всех учащихся вне зависимости от того, в какой школе они учатся, то есть модернизация системы образования для всех. Если же модернизация приводит к повышению качества образования только в отдельных школах для привилегированного меньшинства, то не достигается главная цель хорошего образования для всех.

Если модернизация не приводит к повышению качества образования при равных условиях доступа к образованию, то средства растрачиваются впустую, таланты не получают развития, развиваются застойные явления. При отсутствии повышения качества образования в режиме модернизации и отсутствии равных прав учащихся происходит кризис системы образования, наблюдается высокий отсев из школ, эффективность школы становится недопустимо низкой.

К. Хазбэндс представил путь реформ системы образования в Англии. Так в 1987 г. в английской системе образования было всеобщее начальное и среднее образование, высокие результаты в старшей средней школе, реформы развивались через проекты. Но не было мониторинга достижений в школе, было много неуспевающих, отсутствовала базовая учебная программа, узко направленный и невысокий стандарт начальной школы, наблюдались лишь «островки успешности при общем неблагополучии».

Поэтому реформа школьного образования стала актуальной для Англии. Обзор этапов реформы отражен в таблице 1.

Для реализации стратегии повышения качества образования в стране К. Хазбэндс предложил пять способов:

1. Приглашение в школу лучших выпускников педагогических вузов и обеспечение мотивации у хороших учителей остаться работать в школе.

2. Повышение на непрерывной основе профессионализма работающих в школе учителей на учебных мероприятиях внутри и вне школы.

Таблица 1.

Этапы реформирования английского образования

Период Этап Смысл реформирования

1944-1988 гг. Децентрализация Ликвидация недостатков, к которым приводили: централизованное управление, слабый мониторинг результатов, вариативность на местах

1986-1994 гг. Управляемая марке-тизация Фокус на общих стандартах, направленность показателей на успеваемость и потребности рынка труда

1997-2007 гг. Централизованный профессионализм Централизованные учебные планы и программы, фокус на общих стандартах учебных достижений

2010 - наст. вр. Радикальная маркетизация Радикальная децентрализация в рамках единой структуры стандартов

3. Предоставление централизованных требований для школы (стандарты, программы, учебные планы, инструкции и др.) в краткой, простой и ясной форме.

4. Реализация качества преподавания в соответствии с требованиями XXI века.

5. Достижение изменения реальных результатов (регулярное измерение уровня достижений учащихся и учителей) в лучшую сторону.

Таким образом, чтобы в образовательном учреждении было высокое качество образования, необходимо реализовать все пять способов для разных субъектов образовательного процесса: учителя, школы и страны в целом. Первые два способа направлены на учителя, третий и четвертый - на школу, пятый - на систему образования в целом.

Как протекает реформирование образования в мире?

При реформах в странах с высоким качеством образования делается акцент на важности формирования умений более высокого ранга, чем простые, доведенные до автоматизма, навыки, при этом, сохраняется и насыщенное содержание обучения, в котором представлены ключевые понятия и методы исследования, необходимые обучающемуся в дальнейшей жизни.

От обучающего (учителя, преподавателя) требуется в глобальном мире меньше уделять внимания собственно преподаванию, а сосредотачиваться на обучении учащихся самостоятельно учиться. Учебные программы нацелены на стандарты, которые теперь стали короче, но амбициознее по своим минимальным требованиям, - происходит усложнение требований к содержанию обучения во всех классах. Некоторые знания преподаются иногда в наше время на 2-3 класса раньше, а требования к умениям выросли даже на предшкольной ступени обучения. Современный стандарт составлен так, чтобы у обучающегося оставалось бы больше времени на более глубокое осмысление идей и их применение на практике.

Обучение акцентируется на исследовательских аспектах, на умениях анализировать, на реализации своих знаний и умений в практическом их применении зачастую в незнакомых неучебных ситуациях, которые встречаются в повседневной жизни. И при любом реформировании системы образования разрабатывается новая система оценивания не только для измерения результатов обучения, что типично, но и для оценивания эффективности учебно-воспитательного процесса и качества обучения обучающим.

В целом система оценки качества образования выступает как стимул реформирования и повышения качества образования, как стимул к качественному обучению как у обучающих, так и у обучающихся. У учителя развивается большая мотивация и способность для использования широкого спектра педагогических приемов и оценивающих инструментов для анализа и поддержки процесса обучения.

Например, цели нового стандарта в Австралии, принятого в 2009 г. [3], декларированы так: каждое следующее молодое поколение австралийцев должно оканчивать школу с лучшими перспективами на успех в жизни, чем были у предыдущих поколений; улучшение образовательных результатов для всех молодых людей является принципиальным

для социально-экономического процветания страны и позволит молодежи Австралии жить более продуктивно и ответственно, получая от жизни в австралийском обществе удовлетворение.

К. Хазбэндс привел очень интересное задание для IV класса шведской школы, которое трудно отнести к одному предмету. Такие задания включаются в приложения к стандарту, в данном случае это задание на оценивание мультипредметных и межпредметных компетенций:

Карл уезжает на велосипеде из школы в 4 часа. Дорога занимает у него примерно четверть часа. Вечером он собирается вернуться в школу, поскольку планируется общеклассная вечеринка. Вечеринка начинается в 6 часов. До того, как начнется вечеринка, Карл должен успеть пообедать. Когда он приходит домой, раздается звонок от его бабушки, которая живет по соседству. Она хочет, чтобы Карл принес ей почту до того, как он уедет на вечеринку. Она также хочет, чтобы он выгулял ее собаку, а затем вернулся и немного с ней пообщался. Что Карл успеет сделать до начала вечеринки? Напиши свои рассуждения ниже.

Таким образом, реформирование - это комплексная задача, и реформируются разные аспекты образования: учебные программы, системы оценки, службы контроля и уровень подотчетности, финансирование, раннее обучение, начальные и средние этапы и др. Проверяя грамотность по русскому языку в XI классе, наша реформа теряет темп и смысл в какой-то степени. Русский язык не преподается в Х-Х1 классах, поэтому и проверять его надо гораздо раньше.

В любом случае реформирование также контролируется. Если успехи слабые, то применяются жесткие методы управления реформой. Если реформа имеет нерегулярные, несистемные достижения, то следует выделить удачные примеры реформ и распространять их среди других объектов реформирования.

Если в результате реформирования происходит повышение качества образования, то необходимо определить 1-2 приоритетных направления изменений и строго их придерживаться. Если же достижения в итоге реформирования высокие, то следует ставить цели самосовершенствования. Но в любом случае ни одна образовательная система не может удачно справиться со слишком большими изменениями.

Стадии реформирования:

1. Через 1 год - уточнение задач и мобилизация поддержки на разных уровнях.

2. Через 5 лет - повышение отбора учителей и повышение качества школьного обучения.

3. Через 10 лет - определение лучших практик и их использование для развития реформ.

Подготовка учителей в Англии включает:

1) единые национальные стандарты, в которых есть четкое определение того, что учителя должны знать, понимать и уметь делать;

2) «педагогические клиники» или практическую подготовку с элементами диагностики и с опорой на практику как основной элемент подготовки учителя;

3) привлечение школ или взаимное сотрудничество со школами по вопросам дизайна программ подготовки учителей, ее осуществления и ее оценки;

4) формирование исследовательской базы для эффективной работы или использование данных об эффективных способах преподавания в подготовке учителей.

Путь в будущее - как управлять изменениями в образовании

Данный текст подготовлен по материалам доклада Дэвида Хокера (David Hawker), профессора Института образования Лондонского университета.

По мнению докладчика, образование в современном мире является:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ресурсом для социальных изменений;

• руководством в экономическом развитии;

• созидателем базовых ценностей (справедливости, интегративности, совершенства);

• создателем новых и традиционных областей знания;

• формирователем новых и традиционных навыков;

• субъектом развития критического мышления;

• воспитателем гражданской позиции.

Качественное образование проявляется в деталях, которые иногда забываются при анализе качества системы образования в целом. Среди них: интересы каждого ребенка и его родителей; мотивация каждого учителя и организация каждого урока; учета всех школьных аспектов не только обучения, но и администрирования.

Командный стиль управления и контроль не работают в целях повышения эффективности управления качеством образования, как в школе, так и в системе в целом. Тем не менее, есть способ достижения совершенства с помощью профессионального лидерства, основанного на четких стандартах, которое распространяется должным образом и подкрепляется надежной системой контроля качества. Это именно то, к чему мы должны стремиться. То есть, кроме стандарта учителя должен быть и стандарт директора школы.

В такой стандарт входят:

1. Понимание правовых и нормативных требований.

2. Управление персоналом.

3. Руководство учебным процессом.

4. Забота о благополучии учащихся.

5. Управление административными и финансовыми вопросами, планированием.

6. Взаимоотношения с родителями и местным сообществом.

7. Саморазвитие.

С целью быстрого продвижения такого стандарта в школьную практику следует:

• Определить лидеров, способных вдохновлять других людей.

• Ввести схемы менторства и коучинга между коллегами.

• Разрушить барьеры между школами и классами.

• Создать школьные холдинги для преодоления трудностей и оказания поддержки.

• Предоставлять награды и стимулы, необходимые на пути поиска совершенства.

Измерения эффективности деятельности управленческих работников образовательных учреждений следует оценивать через: результаты в международных исследованиях; повышение справедливости оценочных процедур; общественное мнение; привлечение и удержание хороших учителей и директоров; повышение энтузиазма у учителей; вовлеченность граждан в проблемы школы.

Успешный учитель

Значимый доклад сделала И.И. Соколова (директор Института педагогического образования и образования взрослых РАО) с большой презентацией. Темой доклада было определение «успешного учителя». По итогам социологического исследования был сделан вывод, что наиболее адекватно выражают современный образ педагога, его социально ориентированный вектор развития следующие черты:

• любовь к своей профессии;

• уважение личности учащихся;

• доброта к учащейся молодежи;

• наличие у чувства юмора и профессионализм;

• честность и открытость;

• коммуникабельность;

• строгость и требовательность к учащимся;

• оригинальность.

Были приведены сведения о той проблематике, которую учителя наиболее остро ставят на повестке дня: а) учитель, окончивший педагогический институт, обладает малым социальным опытом; б) психологические знания сегодняшнего учителя явно недостаточны, так как они нужны при работе с детьми и родителями, а практическая сторона подготовки учителя в этом плане слабо проработана; в) у большинства директоров и завучей не хватает времени на работу с молодым учителем, даже на посещение их уроков; г) большинство учителей не знают и не читают профессиональные журналы и газеты; д) из-за низкого уровня заработной платы и высокой загруженности учителя он не имеет возможности следить за литературой, даже профессиональной, ходить в театры и музеи.

Среди факторов, препятствующих продуктивной профессиональной деятельности следует выделить:

• отсутствие должного технического обеспечения;

• низкая заработная плата;

• постоянное ухудшение контингента учащихся (связано с либеральным стилем профессиональной деятельности);

• большая учебная и несвойственная профессии нагрузка.

Каким должен, по результатам исследования, быть успешный (социально, профессионально, личностно) педагог, чтобы он вызывал бесспорное уважение учеников и их ро-

дителей, коллег, общества? (По итогам опроса россиян ИПООВ РАО среди З регионов (сентябрь 2011 г.)).

• ЗЗ% полагает, что в первую очередь педагог должен быть терпеливым.

• З0% респондентов главным считают превосходное знание преподаваемого ученикам предмета.

• По 18% опрошенных назвали такие качества, как любовь к детям и доброта.

• 11% респондентов упомянули выдержку и стрессоустойчивость.

• По 9% - объективность и умение донести свой предмет до учеников.

• По 7% россиян во главу угла ставят интеллект педагога и его любовь к своей профессии.

• 6% назвали порядочность, 5% - внимательность.

• По 4% опрошенных - мудрость, понимание, грамотность, общительность, ответственность и умение заинтересовать аудиторию, профессионализм.

По результатам анкетирования 122 педагогов школ и гимназий Санкт-Петербурга (О.Б. Даутова, Н.П. Колесник), проведенном ИПООВ РАО, свойства успешного педагога в глазах учителя в ранжированном списке выглядят так:

• 1 место - «любимая работа»,

• 2 место - «позитивное отношение к жизни»,

• З место - «материальный достаток», «наличие семьи»;

• 4 место - «здоровый образ жизни»,

• 5 место - «наличие признанных достижений»,

• 6 место - «друзья».

По мнению родителей, это ранжирование выглядит иначе: успешный учитель -тот: кого любят дети; у кого высокие результаты обученности учеников; кто любит свою работу и увлечен предметом преподавания; кто постоянно совершенствуется.

Полная презентация доступна на сайте МВШСЭН.

Список литературы:

1. Etzioni A. (2001) Next: The Road to the Good Society New York: Basic Books.

2. Creating organizational transformations: McKinsey Global Survey Results (July 2008) McKinsey Quarterly survey on organizational transformation.

3. Australian Curriculum, Assessment and Reporting Authority, National Report on Schooling in Australia 2009, ACARA, Sydney, 2011.

4. Sammons, P, & Mujtaba, T., 2006, Understanding networked learning communities: a survey for schools. Nottingham: National College for School Leadership.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.