Кадры Россельхознадзора повышают квалификацию
18-21 июня 2007 г. в поселке Удельная Московской области Рос-сельхознадзор провел краткосрочные курсы повышения квалификации для работников своих территориальных управлений и подведомственных учреждений по вопросам надзора в области безопасного обращения с пестицидами и агрохими-катами. В их работе приняли участие ряд заместителей руководителей, начальники отделов по защите растений и агрохимии территориальных управлений Россельхознадзора, директора федеральных государственных учреждений, подведомственных Россельхознадзору, специалисты Управления по надзору в сфере качества и безопасности зерна и безопасности применения пестицидов - всего 135 человек.
С приветствием к слушателям курсов обратилась начальник Управления по надзору в сфере качества и безопасности зерна и безопасности применения пестицидов Т.А. Корзун.
- Государство поставило перед нашей службой очень серьезные задачи, - сказала Татьяна Александровна, - поэтому предстоит большая работа по развитию и укреплению ее основ - нормативной, материальной базы и профессионального кадрового состава. Одна из приоритетных задач - обеспечение безопасности зерна и продуктов его переработки. Только за период с августа по декабрь 2006 г. было выявлено более 80 тыс. т некачественного и опасного зерна. Основную угрозу представляют содержание пестицидов, запрещенных к применению в мировой практике, и загрязнение зерна мертвыми вредителями.
Так, по СанПиНу в экстра и высших сортах риса наличие мертвых вредителей не допускается. Но в Юго-Восточной Азии развитие вредителей в зерне неизбежно, и единичные экземпляры в нем сохраняются. Управ-
ление предложило схему, по которой допускается ввоз низших сортов риса с наличием 5 экз. мертвых вредителей на 1 кг при условии, что фирма-поставщик гарантирует его доработку. На сертификате качества при этом должно быть указано «Без права реализации без доработки».
Выступление заместителя начальника Управления В.В. Поповича было посвящено задачам Россельхознад-зора по обеспечению государственного надзора и контроля за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами и правовой основе их осуществления. Он отметил, что в текущем году борьба с контрафактными и фальцифицированными партиями препаратов ведется более широко и профессионально, чем в прошлые годы. Так, Управлением Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея вы-
явлено производство таких партий пестицидов марок известных компаний («Сингента», БАСФ, «Байер», «Дюпон»). Служба была об этом проинформирована, в результате их обнаружили и в Воронежской, Липецкой, Ярославской областях, Приморском крае.15 июня этого года Управление по Омской области пресекло оборот 1580 л контрабандного препарата, который предварительно был идентифицирован как пума супер 100.
В обход пункта пропуска через государственную границу эта партия была завезена в область из Казахстана автотранспортом. Материалы переданы в прокуратуру для возбуждения уголовного дела.
В 2007 г. службой уже выявлено 117 случаев оборота контрафактных или фальсифицированных партий пестицидов. Помимо названных регионов, хорошо эта работа поставлена также в Новгородской, Саратовской, Ростовской областях, Удмуртской Республике. Основная цель - пресечь оборот таких партий и установить их производителей. Последнее важно,
Начальник Управления по надзору в сфере качества и безопасности зерна и безопасности применения пестицидов Россельхознадзора Т.А. Корзун (слева) и ее заместитель В.В. Попович среди слушателей курсов. Справа — начальник отдела Россельхознадзора по Республике Дагестан Т.С. Астарханова
поскольку в противном случае средства на их утилизацию или уничтожение будут потрачены из бюджетов субъектов РФ.
Управлением по Саратовской области была выявлена партия фунгицида зенон аэро, в которой одно из действующих веществ (тебуконазол) содержалось в количестве 106 г/л вместо 125 г При занижении содержания д.в. пестицидов или элементов питания агрохимикатов специалисты Россельхознадзора не могут применять административное наказание по статье 8.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как от применения таких партий не может быть прямых негативных последствий для объектов окружающей среды. Но необходимо ограничить оборот таких партий. Несоблюдение такого ограничения влечет ответственность по статье 19.5. КоАП.
Усилен контроль за ввозом пестицидов, и есть результат, особенно на
Дальнем Востоке. Но контрабандные партии поступают не только из КНР, а и из Белоруссии, Украины, и нужен системный подход к решению этой проблемы.
Задача по оптимизации количества складов временного хранения (СВХ) таможенных терминалов в соответствии с СанПиНом, поставленная на годовом совещании, не выполнена.
Исключительно значимой является работа по контролю за соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов и пресечения оборота партий препаратов, не имеющих государственной регистрации. Здесь успехи скромнее. Несмотря на то, что сейчас не зарегистрирован бромистый метил, нет ни одного сообщения, что где-то пресечен его оборот, хотя сомнительно, что все элеваторы обеззараживаются препаратами на основе фосфина. Нет примеров пресечения случаев уборки урожая в связи с нарушением сроков ожидания после обработ-
ки пестицидами, хотя такие нарушения возможны.
Необходимо понять - нельзя ограничивать свою работу только контролем складов, магазинов, баз, нужно работать на упреждение, то есть контролировать соблюдение регламентов применения пестицидов непосредственно в поле.
В заключение своего доклада Владимир Васильевич привел примеры неправомерных действий отдельных должностных лиц и призвал коллег не допускать принятия тех ограничений, которые не опираются на конкретные законодательные акты. Активнее следует использовать такие инструменты контроля, как анализ готовой пищевой и кормовой продукции растительного происхождения на остаточное содержание пестицидов, наличие нитратов и нитритов, анализ почвы земель сельскохозяйственного назначения с целью выявления участков, загрязненных пестицидами, агрохимикатами и иными экопа-тогенами.
Начальник отдела по надзору за безопасным применением пестицидов и агрохимии В.А. Подземельных говорил о практике применения территориальными управлениями Рос-сельхознадзора правил административного наказания в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которая включает их производство, стандартизацию и сертификацию, хранение, транспортировку, рекламу, реализацию, ввоз в Россиийскую Федерацию и вывоз из нее. В рамках этой сферы, которая является предметом особого внимания Россельхознадзора, осуществляется деятельность по выявлению контрафактных и фальсифицированных или не имеющих государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов; нарушений правил производства (ТУ), сертификации, хранения, транспортировки, рекламы, реализации, ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза из нее пестицидов и агрохимикатов. В компетенции Россельхознадзора также контроль регламентов применения пестицидов, захоронений, утилизации и уничтожения за-
Много вопросов слушателями курсов было задано начальнику отдела по надзору за безопасным применением пестицидов и агрохимии В.А. Подземельных
Слева направо: главный специалист отдела по надзору за безопасным применением пестицидов и агрохимии А.В. Овсянкина, заместитель руководителя УНКЦ «Агроэкология пестицидов и агрохимикатов» РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева А.В. Довгилевич, руководитель этого Центра В.А. Калинин и заместитель начальника отдела по надзору за безопасным применением пестицидов и агрохимии Е.С. Шевель
прещенных или пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов; выявление земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных опасными химическими веществами, патогенами, экопатогенами; остаточного содержания действующих веществ пестицидов, наличия нитратов и нитритов в продукции растительного происхождения, предназначенной на продовольственные цели.
Во всех случаях обнаружения контрафактные, фальсифицированные или не имеющие государственной регистрации пестициды и агрохими-каты запрещаются к обращению, возбуждаются дела об административном правонарушении, в случае установления фактов нарушения законодательства, носящих уголовный характер, материалы передаются в органы МВД России или прокуратуру для проведения следственных действий или для возбуждения уголовных дел.
В 2006 г остатки средств защиты растений в продукции отечественного растениеводства обнаруживались в зерне, картофеле, кабачках, столовой свекле, огурцах, капусте, луке, дынях и арбузах в Ростовской, Туль-
ской, Омской, Свердловской, Нижегородской областях, Краснодарском, Приморском краях и других регионах. Так, при анализе крупных партий зерна пшеницы и ячменя из Краснодарского края(Белореченский, Брю-
ховецкий, Выселковский, Усть-Ла-бинский районы) в18 случаях были обнаружены недопустимые остаточные количества пестицидов (дикам-ба и др.). В зерне пшеницы из При-морско-Ахтарского, Северского и Славянского районов зафиксировано сверхнормативное остаточное количество триасульфурона. Об этих фактах были информированы администрации регионов, органы Роспот-ребнадзора и региональные ветеринарные службы.
Работа Россельхознадзора ответственна и многопланова, и многое зависит от ее отлаженности. Допускались, конечно, и ошибки, но важно то, что они своевременно исправлялись. Принимались меры к тому, чтобы устранить возможное их повторение. Но нередко приходится сталкиваться с недоработками самой законодательной базы и положениями, не всегда соответствующими международной практике. Так, Федеральный закон от 19 июля 1997 г № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохими-катами» не предусматривает возможность их доиспользования после окончания срока их государствен-
Есть что обсудить заместителю директора Центра оценки качества зерна В.Б. Храмцову (слева), начальнику отдела Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея К.Г. Баблоеву с заместителем директора ВИЗР В.И. Долженко (справа)
ной регистрации, несмотря на то, что в процессе их оборота не выявлены новые, опасные для человека и окружающей среды свойства. Но некоторые фирмы по различным причинам не возобновляют регистрацию (перерегистрацию) этих препаратов на новый срок. И выходит, что они, находясь в торговой сети или непосредственно в хозяйствах, не могут быть использованы по назначению и даже вывезены с территории РФ. Не предусмотрен вывоз с территории РФ с целью уничтожения или утилизации также пришедших в негодность пестицидов и аг-рохимикатов. В результате к уже имеющимся в стране более 20 тыс. т пестицидов, подлежащих уничтожению и утилизации, ежегодно будут добавляться все новые и новые партии, которые могли бы быть доис-пользованы по прямому назначению.
Указанный Закон не определяет, какие пестициды и агрохимикаты по своим токсическим характеристикам подпадают под его действие. В результате, начиная с 1997 г, необоснованно получили государственную регистрацию в качестве пестицидов и агрохимикатов вещества, которые по своей природе ими не являются или не представляют повышенной опасности для здоровья человека и объектов окружающей среды. Вызывает, например,сомнение необходимость в государственной регистрации в качестве пестицидов и агрохимикатов садового вара (клея), пасты и побелки, биогумуса, мела природного, туфа природного известкового, цеолита, репеллентов и аттрактан-тов, поверхностно-активных веществ, адъювантов, половых феромонов насекомых, средств защиты растений, активным началом которых являются живые организмы, в том числе выделенные из природной среды, различных веществ, повышающих энергию прорастания семян и их всхожесть, зимостойкость, устойчивость к вредителям, патогенам (без указания конкретных видов вредных организмов и эффективности), способствующих повышению урожайности, регуляторов роста в качестве пестицидов.
В практике других стран, в частности в законодательстве США, предусмотрена регистрация всех производителей средств защиты растений, представляющих опасность для человека и объектов окружающей среды, в том числе находящихся на территориях других стран, и ответственность регистрантов пестицидов за соответствие эталону производимых зарегистрированных ими препаратов (контроль производителей). В России же такая ответственность не предусмотрена. Кроме того, законодательство РФ не требует при государственной регистрации пестицида или агрохимиката предоставления документов об авторских правах на препарат. Соответственно, любое юридическое или физическое лицо имеет возможность зарегистрировать на территории РФ любой пестицид или агрохимикат, не имея к нему отношения и не неся в дальнейшем ответственности за его соответствие при производстве как в стране, так и за ее пределами с целью ввоза на территорию РФ.
Полномочия Россельхознадзора по пресечению оборота контрафактных и фальсифицированных пестицидов на основе внешних доступных признаков нормативно-правовыми актами не подкреплены. Лабораторные же исследования с целью идентификации препаратов по их физико-химическим свойствам, определение действующих веществ и компонентов препаратов сложны и дорогостоящи. В то же время на основе выявления отклонений или отличий в упаковках, текстах рекомендаций, на тарных этикетках, явного отличия физико-химических свойств препарата от оригинального может, при представлении таких полномочий, позволить Россельхознадзору более полно реализовать свои задачи в этой области.
Еще один пробел: несмотря на то, что статьи 3 и 23 упомянутого Закона предусматривают оборот пестицидов 1-го и 2-го классов опасности для здоровья человека и окружающей среды на основании специальных разрешений, а статья 22 до-
пускает применение указанных пестицидов только лицами, имеющими специальную профессиональную подготовку, до настоящего времени не определены федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные выдавать такие разрешения и ответственные за обеспечение такого обучения.
Нечетки и некоторые положения КоАП. Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными болезнями,вредителями и сорняками в этих документах признается административным правонарушением, но нормативные и правовые акты, обеспечивающие эти нормы, отсутствуют. Все это затрудняет деятельность надзорных органов.
Начальники отделов территориальных управлений Россельхознадзора А.С. Громов (Ярославская область) и Н.А. Даниленко (Ростовская область) рассказали об опыте применения правил административного наказания и осуществления контроля остаточных количеств пестицидов в отечественной и импортной продукции растительного происхождения. Их работу высоко оценили коллеги и руководство.
Перед курсантами выступили академик - секретарь Отделения защиты растений РАСХН В.А. Захаренко, заместитель директора ВИЗР по научной работе В.И. Долженко, профессор РГАУ- МСХА имени К.А.Тимирязева, руководитель УНКЦ «Агроэкология пестицидов и агрохимикатов» В.А. Калинин, его заместитель А.В. Довгилевич, заместитель директора ВНИИА имени Д.Н. Прянишникова Е.Н. Ефремов, директор ФГУ «Центр оценки качества зерна»
A.В. Хатунцов и его заместитель
B.Б. Храмцов, специалисты в области токсикологии, оценки качества зерна.
На семинаре руководители территориальных управлений получили возможность пополнить свои знания, обменяться опытом работы и мнениями по наиболее актуальным проблемам.
Г.Н. ДАНИЛЕНКОВА, Т.С.ЧЕРТОВА