ТЕМА НОМЕРА
Кадры для будущего
Получив признание у ученых, новая наука трибофатика быстро развивалась. Это дало толчок к тому, чтобы начать готовить по данному профилю молодых специалистов. Первые лекции по трибофатике были прочитаны Леонидом Соснов-ским для студентов Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта в рамках курса по надежности железнодорожных путей. С тех пор прошло почти четверть века, и спецкурсы по трибофатике стали обязательной составляющей учебных планов на многих факультетах белорусских вузов. Студенты постигают азы неведомой до недавнего времени науки в БГУ, Гродненском госуниверситете, Белорусском государственном университете транспорта (Гомель), Брестском государственном техническом университете, Гомельском ГТУ им. Сухого и других вузах страны. О том, как приживается новая дисциплина, рассказывают руководители высших учебных заведений.
— Чем, на ваш взгляд, обусловлена необходимость подготовки специалистов по трибофатике?
Дмитрий Медведев, декан механико-математического факультета БГУ, кандидат физико-математических наук:
— Университеты во все времена были особенно чувствительны к свежим веяниям. И именно благодаря трудам ученых успешно развивались как новые направления в уже известных науках, так и новые науки. Это естественно и понятно: университеты готовят кадры для будущего, а это требует оригинальных идей. Как это принято в ведущих образовательных центрах мира, для механиков-математиков БГУ мы читаем полный «набор» традиционных курсов по современным разделам механики. И конечно, как только появился перспективный раздел механики, он нашел свое место в нашем учебном плане как спецкурс «Фундаментальные и прикладные задачи трибофатики».
Вениамин Сенько, ректор Белорусского государственного университета транспорта (Гомель):
— Трибофатика как раздел механики изучает надежность деталей и узлов машин, работающих в сложных условиях трения, изнашивания и усталости. При подготовке специалистов по динамике и прочности машин и механизмов «Три-бофатика» является одной из базовых дисциплин.
— Насколько мне известно, вам при-шлось преодолеть сопротивление при введении курса в вашем вузе. С чем это было связано?
—Тут сработал познавательно-психологический барьер. Трибофатика — новое научное направление. Не каждому легко адаптироваться к новым условиям, понять и принять нововведение. Но таких было немного. Все принимали первое слагаемое «трибо», а вот «фатика» — это еще что такое? Но время сказало свое веское слово.
Изучение процесса резания Во время лабораторной работы
24
НАУКА И ИННОВАЦИИ №9(91)_2010
ТРИБОФАТИКА
Вячеслав Драган, первый проректор Брестского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент:
— В нашем университете для студентов специальности «Техническая эксплуатация автомобилей» введена факультативная дисциплина «Основы трибофатики», которую сейчас изучают четверокурсники. Используя знания, полученные в процессе учебы, специалист — инженер-механик — может определять характеристики надежности силовых систем машин по данным об износоусталостных повреждениях и прогнозировать показатели в зависимости от условий эксплуатации, определять рациональные методы восстановления и ремонта узлов и деталей.
— Каковы особенности курса, введенного в вашем вузе?
Дмитрий Медведев:
— Как известно, в технических университетах трибофатика преподается для будущих инженеров-механиков. И там особое внимание уделяется научно-практическим вопросам и методам экспериментальных исследований. Мы же готовим механиков-математиков-программистов, поэтому делаем акцент
на постановку и решение механико-математических задач и моделей, с помощью которых прогнозируются механические состояния трибофатических систем — напряженно-деформированные, поврежденности, предельные и даже запредельные состояния. Это, скажем так, «высший слой» в трибофатике.
Вячеслав Драган:
— В ходе практических занятий наши студенты постигают основные положения трибофатики на примере оценки надежности силовой системы «коленчатый вал — подшипник скольжения» по комплексным критериям износоус-талостного повреждения применительно к двигателю грузового автомобиля. При этом учащиеся используют знания, полученные при изучении ряда общетехнических наук — «Механика материалов», «Детали машин» и специальных — «Автотранспортные средства», «Силовые установки автотранспортных средств», «Техническая эксплуатация автомобилей», «Технология производства и ремонта автомобилей» и др. это облегчает изучение трибофатики и подтверждает ее связь со специальными дисциплинами.
— Возникают ли проблемы в процессе обучения студентов?
Дмитрий Медведев:
— Принципиально новые идеи обычно воспринимаются с трудом, поскольку все мы — вольно или невольно — находимся в плену традиционного мышления. Но они интересны! И наши студенты успешно «одолевают» фундаментальные задачи трибофатики. Я могу подтвердить это очень простым примером. В октябре 2010 г. в Минске состоится 6-й Международный симпозиум по трибофа-тике. Так вот, научно-программный комитет одобрил и принял 5 (!) докладов наших студентов на этот форум. Между тем хорошо известны высокие требования к научным докладам на нем. Что же касается трудностей в учебном процессе, то они чаще всего бывают связаны с отсутствием должного учебно-методического обеспечения спецкурса. Но в текущем году мы делаем прорыв: издаются 3 учебно-методических пособия, главное из которых — по курсу лекций. Это открывает возможности для подготовки магистрантов, в том числе из зарубежных стран. Планируется также читать спецкурс по трибофатике. Рукопись соответствующего учебно-методического пособия уже готова к изданию.
Вячеслав Драган:
— При изучении основ трибофатики студенты должны знать и использовать основные положения и формулы из таких областей знаний, как трение и износ в машинах, основы теории надежности, теория вероятности и математическая статистика, сопротивления материалов, расчет деталей машин на прочность и долговечность. однако не все имеют достаточную теоретическую подготовку в данных областях, поэтому при изучении основ трибофатики возникает необходимость повторно рассматривать некоторые вопросы из смежных дисциплин.
Вениамин Сенько:
— Молодежь восприимчива к новациям. Она впитывает все новое с большим доверием. Поэтому никаких особых проблем со студентами не возникает.
Наталья ГУСАКОВА
Профессор кафедры сопротивления материалов и теоретической механики Брестского государственного технического университета Михаил Сазонов с ассистентом кафедры Сергеем Онысько
№9(91)_2010 НАУКА И ИННОВАЦИИ
25