Научная статья на тему 'Кадры для будущего'

Кадры для будущего Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусакова Наталья

Получив признание у ученых, новая наука трибофатика быстро развивалась. Это дало толчок к тому, чтобы начать готовить по данному профилю молодых специалистов. Первые лекции по трибофатике были прочитаны Леонидом Сосновским для студентов Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта в рамках курса по надежности железнодорожных путей. С тех пор прошло почти четверть века, и спецкурсы по трибофатике стали обязательной составляющей учебных планов на многих факультетах белорусских вузов. Студенты постигают азы неведомой до недавнего времени науки в БГУ, Гродненском госуниверситете, Белорусском государственном университете транспорта (Гомель), Брестском государственном техническом университете, Гомельском ГТУ им. Сухого и других вузах страны. О том, как приживается новая дисциплина, рассказывают руководители высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Frames for the future

Received recognition from scientists, new science, tribo-fatigue has developed rapidly. This gave impetus to the beginning of training of young specialists in this profile. The first lectures on tribo-fatigue have read in the course on the reliability of train paths Leonid Sosnovskiy for students of the Belarusian Institute of railway engineers. Since then, courses on tribo-fatigue have become a compulsory part of curricula at many faculties of Belarusian universities. Students learn the basics unknown until recently science at BSU, Grodno state University, Belarusian state University of transport (Gomel, Belarus), Brest state technical University, Gomel STU name Sukhoy and other universities of the country. How to take root a new discipline, say the heads of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Кадры для будущего»

ТЕМА НОМЕРА

Кадры для будущего

Получив признание у ученых, новая наука трибофатика быстро развивалась. Это дало толчок к тому, чтобы начать готовить по данному профилю молодых специалистов. Первые лекции по трибофатике были прочитаны Леонидом Соснов-ским для студентов Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта в рамках курса по надежности железнодорожных путей. С тех пор прошло почти четверть века, и спецкурсы по трибофатике стали обязательной составляющей учебных планов на многих факультетах белорусских вузов. Студенты постигают азы неведомой до недавнего времени науки в БГУ, Гродненском госуниверситете, Белорусском государственном университете транспорта (Гомель), Брестском государственном техническом университете, Гомельском ГТУ им. Сухого и других вузах страны. О том, как приживается новая дисциплина, рассказывают руководители высших учебных заведений.

— Чем, на ваш взгляд, обусловлена необходимость подготовки специалистов по трибофатике?

Дмитрий Медведев, декан механико-математического факультета БГУ, кандидат физико-математических наук:

— Университеты во все времена были особенно чувствительны к свежим веяниям. И именно благодаря трудам ученых успешно развивались как новые направления в уже известных науках, так и новые науки. Это естественно и понятно: университеты готовят кадры для будущего, а это требует оригинальных идей. Как это принято в ведущих образовательных центрах мира, для механиков-математиков БГУ мы читаем полный «набор» традиционных курсов по современным разделам механики. И конечно, как только появился перспективный раздел механики, он нашел свое место в нашем учебном плане как спецкурс «Фундаментальные и прикладные задачи трибофатики».

Вениамин Сенько, ректор Белорусского государственного университета транспорта (Гомель):

— Трибофатика как раздел механики изучает надежность деталей и узлов машин, работающих в сложных условиях трения, изнашивания и усталости. При подготовке специалистов по динамике и прочности машин и механизмов «Три-бофатика» является одной из базовых дисциплин.

— Насколько мне известно, вам при-шлось преодолеть сопротивление при введении курса в вашем вузе. С чем это было связано?

—Тут сработал познавательно-психологический барьер. Трибофатика — новое научное направление. Не каждому легко адаптироваться к новым условиям, понять и принять нововведение. Но таких было немного. Все принимали первое слагаемое «трибо», а вот «фатика» — это еще что такое? Но время сказало свое веское слово.

Изучение процесса резания Во время лабораторной работы

24

НАУКА И ИННОВАЦИИ №9(91)_2010

ТРИБОФАТИКА

Вячеслав Драган, первый проректор Брестского государственного технического университета, кандидат технических наук, доцент:

— В нашем университете для студентов специальности «Техническая эксплуатация автомобилей» введена факультативная дисциплина «Основы трибофатики», которую сейчас изучают четверокурсники. Используя знания, полученные в процессе учебы, специалист — инженер-механик — может определять характеристики надежности силовых систем машин по данным об износоусталостных повреждениях и прогнозировать показатели в зависимости от условий эксплуатации, определять рациональные методы восстановления и ремонта узлов и деталей.

— Каковы особенности курса, введенного в вашем вузе?

Дмитрий Медведев:

— Как известно, в технических университетах трибофатика преподается для будущих инженеров-механиков. И там особое внимание уделяется научно-практическим вопросам и методам экспериментальных исследований. Мы же готовим механиков-математиков-программистов, поэтому делаем акцент

на постановку и решение механико-математических задач и моделей, с помощью которых прогнозируются механические состояния трибофатических систем — напряженно-деформированные, поврежденности, предельные и даже запредельные состояния. Это, скажем так, «высший слой» в трибофатике.

Вячеслав Драган:

— В ходе практических занятий наши студенты постигают основные положения трибофатики на примере оценки надежности силовой системы «коленчатый вал — подшипник скольжения» по комплексным критериям износоус-талостного повреждения применительно к двигателю грузового автомобиля. При этом учащиеся используют знания, полученные при изучении ряда общетехнических наук — «Механика материалов», «Детали машин» и специальных — «Автотранспортные средства», «Силовые установки автотранспортных средств», «Техническая эксплуатация автомобилей», «Технология производства и ремонта автомобилей» и др. это облегчает изучение трибофатики и подтверждает ее связь со специальными дисциплинами.

— Возникают ли проблемы в процессе обучения студентов?

Дмитрий Медведев:

— Принципиально новые идеи обычно воспринимаются с трудом, поскольку все мы — вольно или невольно — находимся в плену традиционного мышления. Но они интересны! И наши студенты успешно «одолевают» фундаментальные задачи трибофатики. Я могу подтвердить это очень простым примером. В октябре 2010 г. в Минске состоится 6-й Международный симпозиум по трибофа-тике. Так вот, научно-программный комитет одобрил и принял 5 (!) докладов наших студентов на этот форум. Между тем хорошо известны высокие требования к научным докладам на нем. Что же касается трудностей в учебном процессе, то они чаще всего бывают связаны с отсутствием должного учебно-методического обеспечения спецкурса. Но в текущем году мы делаем прорыв: издаются 3 учебно-методических пособия, главное из которых — по курсу лекций. Это открывает возможности для подготовки магистрантов, в том числе из зарубежных стран. Планируется также читать спецкурс по трибофатике. Рукопись соответствующего учебно-методического пособия уже готова к изданию.

Вячеслав Драган:

— При изучении основ трибофатики студенты должны знать и использовать основные положения и формулы из таких областей знаний, как трение и износ в машинах, основы теории надежности, теория вероятности и математическая статистика, сопротивления материалов, расчет деталей машин на прочность и долговечность. однако не все имеют достаточную теоретическую подготовку в данных областях, поэтому при изучении основ трибофатики возникает необходимость повторно рассматривать некоторые вопросы из смежных дисциплин.

Вениамин Сенько:

— Молодежь восприимчива к новациям. Она впитывает все новое с большим доверием. Поэтому никаких особых проблем со студентами не возникает.

Наталья ГУСАКОВА

Профессор кафедры сопротивления материалов и теоретической механики Брестского государственного технического университета Михаил Сазонов с ассистентом кафедры Сергеем Онысько

№9(91)_2010 НАУКА И ИННОВАЦИИ

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.