Научная статья на тему 'Образование со знаком качества'

Образование со знаком качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусакова Наталья

Белорусский государственный университет транспорта по праву считается ведущим учебным и научно-исследовательским вузом транспортного комплекса страны. О секретах подготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства и вкладе в отечественную науку наш разговор с ректором университета доктором технических наук профессором Вениамином СЕНЬКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education with a quality mark

Belarusian state University of transport is considered to be a leading educational and research institution the transport complex of the country. About the secrets of training for various sectors of the economy and the contribution to domestic science our conversation with the rector of the University doctor of technical Sciences Professor Veniamin SENKO.

Текст научной работы на тему «Образование со знаком качества»

ТЕМА НОМЕРА

Образование со знаком качества

рование развития автотранспортной и дорожной инфраструктуры страны, что в значительной степени упростит процесс ее интеграции в мировую транспортную систему.

В центре значительное внимание уделяется вопросам международного сотрудничества. Уже состоялись переговоры с такими компаниями, как «Скания», «ДАФ», «Кёгель», «Шмитц Каргобулл», «Шварц-мюллер», «Вольво». От последней уже поступило предложение о проведении совместных работ в области экологии.

Вместе с литовскими партнерами готовится проект для участия в конкурсе Программы трансграничного сотрудничества Латвия — Литва — Беларусь, реализуемой в рамках Европейского инструмента добрососедства и партнерства. Основная его цель — повышение эффективности взаимодействия Литвы и Беларуси в области автотранспортной логистики, а также развитие транзитного потенциала двух стран в рамках общеевропейской логистической системы.

В ближайших планах — подача в 7-ю Рамочную программу проекта по созданию транспортного коридора «Западная Европа — Беларусь — Дальний Восток». В качестве основного транспортного средства предполагается использовать многозвенный модульный магистральный автопоезд.

24 декабря прошлого года на расширенном заседании научно-технического совета Научно-технического центра магистрального автомобилестроения и логистики, состоявшемся в Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, был утвержден план работ на 2011 г. Его главный вектор направлен как на импортозамещение машин, узлов и агрегатов ведущих зарубежных производителей, так и на экспорт практически полученных результатов в области автотранспортной техники и оказываемых услуг в сфере логистики, а также активную совместную работу по заказам с зарубежными производителями автомобильной техники с целью привлечения в республику валютных средств в страну.

Белорусский государственный университет транспорта по праву считается ведущим учебным и научно-исследовательским вузом транспортного комплекса страны. О секретах подготовки кадров для различных отраслей народного хозяйства и вкладе в отечественную науку — наш разговор с ректором университета доктором технических наук профессором Вениамином СЕНЬКО.

— Вениамин Иванович, выпускники БелГУТа — инженеры, ученые, руководители железных дорог, вузов и предприятий — работают не только в Беларуси, но и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Это говорит о том, что образование, полученное в вузе, — хорошего качества. На каких основополагающих принципах оно базируется?

— В состав университета входят НИИ железнодорожного транспорта, институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов строительного и транспортного комплексов республики, ряд исследовательских и испытательных центров, отраслевые научные лаборатории, отдел по проектированию и строительству зданий и сооружений II категории, орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг и т.д.

Основные принципы нашей работы — единение трех составляющих: науки — образования — производства, заботли-

вое отношение к одаренным студентам. Эти постулаты мы пропагандируем на протяжении всего периода обучения. Немаловажно и то, что мы стараемся подготовить не только высококвалифицированного специалиста, но и сформировать гражданина своей страны.

Сегодня в БелГУТе обучаются около 12 тыс. студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, курсантов. Успехи вуза достигнуты благодаря тому, что в университете работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав — более 200 докторов и кандидатов наук. Тон задают профессора Виктор Негрей, Константин Бочков, Александр Го-ловнич, эдуард Старовойтов, Иван Еловой, эдуард Галай, Владимир До-вгяло, Александр Неверов, Олег Хо-лодилов, Павел Богданович и многие-многие другие.

— Актуальнейшая проблема высшей школы — старение кадров. Как вы пытаетесь ее решить?

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

— эта тенденция стала устойчивой и требует принятия действенных мер. В нашем университете ситуация как раз таки довольно благоприятная: средний возраст сотрудника ректората — 54 года, деканский корпус помолодел на пять лет. Если в 2000 г. среднестатистическому преподавателю было 48,5 года, то теперь — 44,1 года. Но это сухие цифры. Главное же то, что мы доверяем молодым руководить кафедрами, деканатами, научными лабораториями. Кроме моральных стимулов задействованы и методы материального поощрения преподавателей и сотрудников — за написание учебника, учебного пособия, монографии, защиту кандидатской и докторской диссертаций. У нас 4 человека представили в соответствующие Советы докторские диссертации и 5

— кандидатские. это очень здорово. Так что будущее у нас неплохое.

— Для того чтобы новейшие разработки, столь необходимые экономике, появлялись и впредь, нужно растить таланты. Есть ли у вас свои, особые, секреты в этой области?

— В БелГУТе созданы все необходимые условия для развития молодежного творчества, есть хорошо оснащенная учебная база, современная библиотека, включающая 900 тыс. экземпляров методической и нормативно-технической литературы,

электронный читальный зал. Мы лелеем ростки талантов, чтобы потом из наших студентов выросли магистры, аспиранты, кандидаты и доктора наук. Начинается все с работы кафедр в кружках, где занимаются в основном студенты первого и второго курсов. Наиболее способных ребят из числа третьекурсников мы приобщаем к сотрудничеству в научно-исследовательских лабораториях, решая сразу две задачи: способствуем максимальному раскрытию талантов и поддерживаем материально.

В университете на постоянной основе или по совместительству работают 50 человек из числа студентов, магистрантов, аспирантов, участвующих в международных конкурсах и получивших поощрения Специального фонда Президента Республики Беларусь за последние пять лет. Многие из них уже успешно защитили кандидатские диссертации. Мы гордимся, что уже 15 воспитанников БелГУТа стали лауреатами ежегодных премий облисполкома по поддержке наиболее талантливых молодых ученых и специалистов. За такими настойчивыми, трудолюбивыми, ищущими молодыми людьми — наше будущее.

— Какие из наиболее перспективных технологий или разработок под знаком «сделано в БелГУТе» вам хоте-лось бы назвать?

— В свое время российские железнодорожники поставили невыполнимую задачу: на передаточных пунктах работать с гружеными и порожними вагонами с тележками не старше 32 лет. это означало полный паралич нашей железной дороги, поскольку таких вагонов у нас было только около 2%. Однако специалисты лаборатории технических и технологических оценок ресурса единиц подвижного состава взялись за работу. Теоретические исследования показали, что у тележек есть больший ресурс надежности. Но встала другая задача: на территории республики не было необходимого оборудования, чтобы провести натурные испытания. И тут на помощь пришли коллеги из Брянска. В итоге в ГОСТы были внесены изменения (для всех стран СНГ) об увеличении срока службы тележек на шесть лет. это позволило стране сэкономить валютных средств на сумму 10,2 млн долл.

Очень интересен, а главное, с высокой эффективностью реализован на гомельском и минском вагоно-ремонтных заводах научно-технический проект «Белорусский пассажирский вагон». Уже выпущено 97 вагонов и сэкономлено на приобретение нового подвижного состава 42 млн долл.

Или такой пример. Под руководством проректора по научной работе доктора технических наук, профессора Константина Бочкова сотрудниками двух наших кафедр совместно с конструкторским центром Белорусской железной дороги создана первая белорусская система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов «^уть», отвечающая требованиям международных и национальных стандартов по функциональной безопасности. За эту разработку университет награжден серебряной медалью IX Московского международного салона инноваций и инвестиций. Внедрение системы на станциях Белорусской железной дороги позволит сэкономить десятки миллионов долларов по импортозамещению. И таких примеров — множество.

Наталья ГУСАКОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.