Научная статья на тему 'Кадровый вопрос на селе: каковы пути выхода из кризиса?'

Кадровый вопрос на селе: каковы пути выхода из кризиса? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КРИЗИС / ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА / ОПЛАТА ТРУДА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макунина И.В., Миронцева А.В.

В статье анализируется системный кризис сельского хозяйства России, который проявляется во многом. В частности, долгое время фиксируется острая нехватка квалифицированных рабочих рук. Отмечено, что без поддержки государства решить кадровую проблему практически невозможно. Даны предложения по привлечению молодых специалистов для работы в сельскохозяйственных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макунина И.В., Миронцева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровый вопрос на селе: каковы пути выхода из кризиса?»

43 (232) - 2013

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

УДК 331.55

кадровый вопрос на сеяе:

каковы пути выхода из кризиса?

И. В. МАКУНИНА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры бухгалтерского учета

E-mail: makunina_iv@list.ru

Тверской государственный университет

А. В. МИРОНЦЕВА,

аспирантка кафедры финансов и кредита ТвГУ, преподаватель Тверского колледжа им. А. Н. Коняева E-mail: miralav@yandex.ru

В статье анализируется системный кризис сельского хозяйства России, который проявляется во многом. В частности, долгое время фиксируется острая нехватка квалифицированных рабочих рук. Отмечено, что без поддержки государства решить кадровую проблему практически невозможно. Даны предложения по привлечению молодых специалистов для работы в сельскохозяйственных организациях.

Ключевые слова: сельское хозяйство, кризис, поддержка государства, оплата труда, инновационное развитие, молодой специалист.

Повсеместный развал хозяйства страны в 1990-е гг. привел к системному кризису сельского хозяйства в настоящее время. Как известно, закрывается или находится на грани выживания множество мелких и средних сельскохозяйственных предприятий. Не оставляют места для иллюзий отсутствие прямых рынков сбыта, низкая конкуренция по сравнению с импортной продукцией, высокий уровень износа технологического парка, достаточно низкая оплата труда и другие факторы риска. В то же время, если крупным и успешным представителям АПК и под силу справиться с вышеуказанными трудностями, то такую краеугольную проблему, как нехватка квалифицированных рабочих рук, решить без поддержки государства практически невозможно.

К сожалению, молодежь не видит перспективы в будущей работе на селе. Студенты, заканчиваю-

щие обучение, стараются всеми силами остаться в городе, даже несмотря на то, что работать предстоит не по специальности.

Проанализируем ситуацию на примере Брянской области [1]: за 2012 г. сельскохозяйственная академия выпустила 51 агронома, но в сельхозпредприятия пришли работать лишь 12 специалистов. В области насчитывается около 400 коллективных сельхозпредприятий, 300 фермерских хозяйств. Однако работают в хозяйствах лишь немногим более... 200 агрономов. С 2005 по 2012 г. в сельхозакадемии подготовлено 902 специалиста агрономического профиля. Нетрудно догадаться, куда ушли остальные.

Справедливости ради отметим, что не стоит и молодежь винить во всех грехах. Ведь такой сектор производственной сферы, как сельское хозяйство, становится все менее привлекательным для всего работоспособного населения, не только для молодежи. По данным Росстата, в России 53 % малых и средних предприятий занимаются торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; по 11 % - транспортной деятельностью и операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг. И лишь 7 % работают в сельском хозяйстве.

В сфере АПК остро встает проблема кадрового голода, причем такая ситуация сложилась буквально во всех регионах страны. «В среднем

человек начинает активно трудиться с 23 лет. Так вот, именно столько исполнилось бы в 2013 г. всем тем россиянам, кто не родился в 1990 г. из-за известных причин», - заявил гендиректор кадрового холдинга АНКОР С. Саликов в рамках форума «Воронежская область - ваш партнер. Кадры для инновационного развития региона». После распада СССР рождаемость в России резко сократилась, в то время как смертность среди населения увеличилась (см. рисунок).

Давайте вдумаемся в такие страшные и трагические цифры: количество официально зарегистрированных абортов в 1990 г. достигло 4 103 тыс., в 1993 г. - 3 244 тыс., в 1995 г. - 2 766 тыс., в 1999 г. -2 181 тыс. Неслучайно Россия приближается к демографической «яме», по прогнозу Минэкономразвития России, к 2020 г. трудоспособное население страны сократится на 8-9 % и составит в лучшем случае 79-80 млн чел. против сегодняшних 87 млн чел., причем ситуация легко может перерасти в крайне критическую.

Понятно, что решению демографической проблемы предшествует грамотный подход и к такому вопросу, как низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 июля 2013 г. суммарная задолженность перед работни-

Прирост населения России до и после распада СССР в 1950-2008 гг., количество чел. на 1 000 чел.

ками в сельском хозяйстве, охоте и лесозаготовках составила 2 537 млн руб. Причины возникновения задолженности таковы: 1) отсутствие собственных средств у организаций (по состоянию на 1 июля 2013 г. это 2 519 млн руб. от общей суммы просроченной задолженности); 2) несвоевременное получение средств из бюджетов всех уровней - 18 млн руб., или 0,3 %. Динамика просроченной задолженности по заработной плате работников в Российской Федерации в 2013 г. представлена в табл. 1.

Крайне важно и то, что в деревнях повсеместно закрываются образовательные учреждения, магазины с предметами первой необходимости, почтовые отделения, стремительно сокращается число медпунктов, ухудшается состояние дорог, снижается уровень грамотности, что неизбежно приводит к резкому сокращению численности населения в селах.

Осознавая все вышеперечисленные проблемы, Президент России и Правительство РФ совместно принимают меры, чтобы не допустить полной урбанизации и дальнейшего сокращения сельского населения в стране. Так, 14 июля 2012 г. постановлением Правительства РФ была утверждена очередная Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020

Таблица 1

Динамика просроченной задолженности по заработной плате работников в Российской Федерации в 2013 г., по месяцам

№ п/п Показатель I II Ш IV V VI VII XI

1 Численность работников, перед которыми организация имеет просроченную задолженность, всего 53 088 78 930 89 264 77 985 73 302 72 155 80 431 77 131 82 931

2 В % к началу года - 148,7 168,1 146,9 138,1 135,9 151,5 145,3 156,2

3 Численность работников с просроченной задолженностью в ВЭД*, чел. 11 502 13 884 15 233 17 349 16 126 16 717 20 677 19 600 20 835

4 В % к началу года - 120,7 132,4 150,8 140,2 145,3 179,8 170,4 181,1

5 Просроченная задолженность по заработной плате работников ВЭД*, тыс. руб. 167 263 229 520 233 330 278 776 312 691 290 653 394 123 410 069 464 348

• ВЭД «Сельское хозяйство, охота и лесозаготовки». Источник: составлено на основе данных [13].

годы (далее - Государственная программа). Цели Государственной программы следующие:

• обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120);

• повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию;

• повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;

• устойчивое развитие сельских территорий;

• воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства.

По результатам анализа, проведенного Министерством сельского хозяйства РФ, выяснилось, что для работы в АПК необходимо привлечь 77 тыс. специалистов с высшим образованием: агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, инженеров [3]. Хотелось бы отметить, что российское государство в данном вопросе стремится помочь сельскому хозяйству. Так, благодаря государственной законодательной поддержке молодым специалистам, устроившимся на работу в сельскохозяйственную организацию, многие регионы выплачивают подъемные. При этом единого размера по таким выплатам нет, в данном случае все зависит от объема денежных средств, находящихся в бюджете какого-либо региона. Так, например, во Владимирской области

сумма подъемных выплат за счет средств областного бюджета составляет от 35 до 70 тыс. руб., что распределяется таким образом: по 70 тыс. руб. получают молодые специалисты, имеющие высшее профессиональное образование; по 49 тыс. руб. -молодые специалисты со средним образованием; по 35 тыс. руб. выплачивается специалистам, имеющим начальное профобразование [4]. В Пермском крае единовременная выплата для выпускников вуза, устроившихся по специальности в сельскохозяйственную организацию, составляет 100 тыс. руб., для выпускников ССУЗа - 50 тыс. руб. [5].

В Тверской области в соответствии с законом от 10.01.2003 № 03-30 «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Тверской области» за счет средств областного бюджета еще год назад молодым специалистам выплачивались ежемесячные денежные выплаты: 10 тыс. руб. - с высшим образованием, 8 тыс. руб. - со средним образованием, 3 тыс. руб. -с начальным образованием - в течение трех лет со дня заключения первого трудового договора с сельскохозяйственной организацией. Молодым специалистам также оказывается единовременная материальная помощь в виде так называемых подъемных: при поступлении на работу - 20 тыс. руб.; по окончании второго года работы - 10 тыс. руб.; по окончании третьего года работы - 5 тыс. руб. [6].

Конечно, такие стимулирующие выплаты не решат всех проблем тех, кто решил пойти работать в организации сельского хозяйства, поскольку выплаты, сказать по правде, не такие уж и значительные. Да, скажет кто-то, молодым специалистам помимо денежной поддержки предоставляются

- 49

еще и субсидии на жилье. Но при этом они должны подтвердить свою платежеспособность (наличие собственных денежных средств на сберкнижке, банковском счете или предоставление ипотечного договора на покупку жилья) [7]. Доля собственных (заемных) средств, привлекаемых гражданами, изъявившими желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, должна составлять не менее 30 % расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. А если у молодого специалиста просто нет таких солидных денег?

Согласно программе, расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта РФ. Указанная стоимость по субъектам определяется Министерством регионального развития РФ (табл. 2). Согласно программе

Таблица 2

Средняя рыночная стоимость 1 м2 общей площади жилых помещений по субъектам РФ на II квартал 2013 г., руб.

№ п/п Стоимость 1 м2 общей

Субъект РФ площади жилых

помещений

Центральный федеральный округ

1 Белгородская область 29 700,00

2 Брянская область 26 850,00

3 Владимирская область 31 400,00

4 Воронежская область 29 626,70

5 Ивановская область 26 750,00

6 Калужская область 37 950,00

7 Костромская область 29 150,00

8 Курская область 24 250,00

9 Липецкая область 28 721,30

10 Московская область 48 850,00

11 Орловская область 25 552,40

12 Рязанская область 31 350,00

13 Смоленская область 30 450,00

14 Тамбовская область 25 703,30

15 Тверская область 34 850,00

16 Тульская область 30 500,00

17 Ярославская область 34 002,80

18 г. Москва 90 400,00

Северо-Западный федеральный округ

19 Республика Карелия 38 026,80

20 Республика Коми 35 562,10

21 Архангельская область 37 674,70

22 Вологодская область 32 946,50

Продолжение табл. 2

№ п/п Стоимость 1 м2 общей

Субъект РФ площади жилых

помещений

23 Калининградская область 31 250,00

24 Ленинградская область 39 500,00

25 Мурманская область 34 606,40

26 Новгородская область 30 683,00

27 Псковская область 30 550,00

28 Ненецкий автономный округ 49 746,70

29 г. Санкт-Петербург 53 700,00

Южный федеральный округ

30 Республика Адыгея 23 850,00

31 Республика Калмыкия 22 850,00

32 Краснодарский край 33 650,00

33 Астраханская область 25 300,00

34 Волгоградская область 31 100,00

35 Ростовская область 33 198,00

Северо-Кавказский федеральный округ

36 Республика Дагестан 25 450,00

37 Республика Ингушетия 23 050,00

38 Кабардино-Балкарская Республика 26 600,00

39 Карачаево-Черке сская Республика 20 824,20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Республика Северная Осетия - Алания 26 928,42

41 Чеченская Республика 21 050,00

42 Ставропольский край 24 500,00

Приволжский федеральный округ

43 Республика Башкортостан 30 747,26

44 Республика Марий Эл 30 450,00

45 Республика Мордовия 29 850,00

46 Республика Татарстан 30 029,10

47 Удмуртская Республика 30 450,00

48 Чувашская Республика 28 570,40

49 Пермский край 32 400,00

50 Кировская область 30 150,00

51 Нижегородская область 35 450,00

52 Оренбургская область 28 268,60

53 Пензенская область 28 850,00

54 Самарская область 30 900,00

55 Саратовская область 24 850,00

56 Ульяновская область 26 709,30

Уральский федеральный округ

57 Курганская область 28 253,91

58 Свердловская область 40 100,00

59 Тюменская область 36 719,00

60 Челябинская область 29 050,00

61 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 40 100,00

62 Ямало-Ненецкий автономный округ 43 811,30

Сибирский федеральный округ

63 Республика Алтай 32 700,00

64 Республика Бурятия 29 526,10

Окончание табл. 2

№ п/п Стоимость 1 м2 общей

Субъект РФ площади жилых

помещений

65 Республика Тыва 32 100,00

66 Республика Хакасия 28 821,90

67 Алтайский край 29 550,00

68 Забайкальский край 31 236,30

69 Красноярский край 36 014,80

70 Иркутская область 33 800,00

71 Кемеровская область 29 600,00

72 Новосибирская область 34 150,00

73 Омская область 29 400,00

74 Томская область 32 700,00

Дальневосточный федеральный округ

75 Республика Саха (Якутия) 41 700,00

76 Камчатский край 40 642,40

77 Приморский край 45 018,50

78 Хабаровский край 44 012,50

79 Амурская область 38 650,00

80 Магаданская область 37 725,00

81 Сахалинская область 49 243,70

82 Еврейская автономная область 29 850,00

83 Чукотский автономный округ 30 100,00

Источник: [8].

для расчета стоимости 1 м2 на селе берется 70 % от средней рыночной стоимости 1 м2 общей площади жилых помещений по субъектам РФ в расчете на молодого специалиста.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника на 01.06.2013, согласно официальному сайту Министерства финансов РФ, по сектору сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства составляет 15 674 руб. [9], что меньше среднего показателя по всем секторам экономики РФ почти в 2 раза (33 103,9 руб. за аналогичный период).

Если, к примеру, взять Тверскую область (средняя рыночная стоимость 1 м2 - 34 850 руб., причем для сельского хозяйства берется 70 %), то сумма средств, необходимая молодому специалисту, будет составлять согласно метражу (30 %): 33 м2 (для одиноко проживающих граждан) - 241 тыс. руб., 42 м2 (на семью из 2 чел.) - 307,4 тыс. руб. и по 18 м2 на семью от 3 чел. - 395,2 тыс. руб. Накопить такую сумму вчерашнему студенту, конечно, явно нереально.

Обеспечить столь необходимых сельскому хозяйству специалистов жильем, согласно Федеральной целевой программе «Социальное развитие

села до 2013 года», предприятие может следующим образом.

При отсутствии необходимой суммы (напомним, что это 30 %) у молодого специалиста принимающая его организация предоставляет ему эти денежные средства на беспроцентной основе, на условиях возвратности с обязательным заключением долгосрочного договора. Кроме предоставления долгосрочного займа предприятие может построить жилье для своего будущего работника самостоятельно.

Строительство жилья в сельской местности в основном осуществляется из древесины, стоимость квадратного метра из которой значительно ниже, чем в панельном, кирпичном и другом жилье. В настоящее время на рынке жилья предлагаются различные варианты постройки домов, одним из которых является каркасная технология, направленная на строительство малоэтажного и индивидуального жилья в таких холодных странах, как Канада, США, Япония, Северная Европа и других странах. В России, относящейся к одной из самых холодных стран, в последнее время также стала применяться подобная технология. Согласно предложению завода-изготовителя стоимость дома из конструкционных теплоизоляционных панелей (SIP или СИП) начинается от 5 800 руб. за 1 м2 [10]. Стоимость строительства каркасного дома «под чистовую отделку» составляет в среднем 18-20 тыс. руб. за м2. В указанную стоимость включаются отопительное и водонагревательное оборудование, разводка электрики, отопления, водопровода и канализации по дому [11]. С учетом того, что практически в каждом регионе функционируют свои лесозаготовительные предприятия, то производство таких СИП-панелей может обойтись еще дешевле. Кроме этого, предприятие может создать для строительства домов бригаду (можно из числа своих рабочих), что опять же выгодно - создаются новые рабочие места.

Таким образом, построив дом для молодого специалиста, сельскохозяйственное предприятие оценивает его (включая расходы на строительство, отделку, заработную плату рабочим и другие необходимые расходы на строительство) и оговаривает с новым работником сумму займа без начисления на него процентов. Молодой специалист, став работником предприятия, постепенно возвращает заемщику выданные ему на новое строительство жилого дома денежные средства. При этом молодой специалист, заключив долгосрочный договор с предприятием

(заимодавцем) должен проработать на нем, помимо положенных 5 лет, все то время, пока полностью не вернет предприятию свой долг.

В конечном итоге получается, что предприятие, которому необходимы новые специалисты, может привлечь работников по федеральной целевой программе на более выгодных условиях. Более того, сельскохозяйственное предприятие совершенно ничего не теряет при строительстве жилья своими силами, а наоборот, с заключением договора может рассчитывать на сотрудничество с необходимым ему специалистом на больший период времени. Следует учесть и другое: при наличии хорошо развитой инфраструктуры работник за столь значительный период работы (5 лет) вполне может обзавестись семьей и, вероятно, задержится на этом предприятии и на более длительный период.

Прежде чем передать в собственность заемщику (молодому специалисту) деньги с тем, что он будет обязан возвратить заимодавцу такую же сумму денежных средств (сумму займа), организация должна заключить с молодым специалистом договор беспроцентного целевого займа на строительство жилья.

Договор займа между организацией и молодым специалистом (физическим лицом) должен быть заключен обязательно в письменной форме.

В договоре должны быть указаны сумма займа, порядок возврата суммы займа - внесение в кассу организации или безналичным перечислением на счет заимодавца, срок возврата денежных средств, и обязательно следует указать нулевую процентную ставку. При отсутствии в договоре записи об уплате процентов их размер определяется по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день уплаты заемщиком долга или его соответствующей части. При отсутствии иного соглашения проценты выплачиваются ежемесячно до дня возврата займа (п. 1, 2 ст. 809 ГК РФ).

Объем суммы займа, подлежащего возврату, может изменяться в зависимости от обстоятельств (например, повышение заработной платы у специалиста). Так, например, в договоре можно прописать, что ежемесячные платежи, направленные на погашение займа на счет (в кассу) организации не должны быть меньше определенной суммы, а в сторону увеличения ограничений не будет. Поскольку согласно ГК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 810) заемщик, поучивший беспроцентный заем, имеет право на его досрочное погашение. Возврат займа заемщи-

ком должен осуществляться в соответствии со ст. 810 ГК РФ - заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа. Если же срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение 30 дней со дня предъявления заимодавцем требования о возврате.

Молодой специалист прежде чем стать участником рассматриваемой программы, должен подтвердить (кроме наличия на счете 30 % денежных средств) право на собственность земельного участка под строительство (выделяется муниципальным поселением). Далее идет подготовка необходимой проектно-сметной документации, рассчитывается рыночная стоимость жилья (стоимость 1 м2) и объемы средств, выделяемые федеральным и областным бюджетами. Рассмотрим ситуацию на примере Тверской области.

Молодой специалист прибывает на выбранное им предприятие с семьей, состоящей из трех человек (супруга и ребенок). Отвечая всем требованиям рассматриваемой программы, молодой специалист (далее - работник) подает необходимые документы в местную администрацию и проходит все формальности. Предприятие тем временем занимается строительством дома для работника, причем в программе не оговаривается, каким образом осуществляется строительство (своими силами или подрядным способом). Согласно программе площадь построенного дома будет составлять 54 м2.

Таким образом, рыночная стоимость жилья составляет 1 080 000 руб. (54 м2 • 20 тыс. руб.) согласно рассмотренной выше технологии строительства, из указанной суммы 30 % составляет беспроцентный заем от предприятия - 324 тыс. руб. Учитывая то, что финансирование из федерального и областного бюджетов осуществляется в размере 70 % от рыночной стоимости жилья, получаем 1 951 600 руб. (54 м2 • 24 395 руб.). Разница очевидна - 351 600 руб.

Заработная плата для сфер сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства по области за прошедшее время в 2013 г. составляет 14 949 руб. (в среднем по области - 21 710 руб.). Величина прожиточного минимума населения Тверской области в I квартале 2013 г. была установлена в следующих размерах: на душу населения - 6 808,57 руб.; для трудоспособного населения - 7 321,80 руб.; для пенсионеров -5 631,34 руб.; для детей - 6 923,85 руб. [12].

Путем несложных расчетов получаем: 7 321, 80 руб. • 2 (на каждого супруга) + 6 923,85 руб. Общая сумма - 21 567, 45 руб. Это означает, что столько денежных средств необходимо для прожития в Тверской области на семью, состоящую из трех человек.

Остаток свободных денежных средств составляет - 8 330, 55 руб. (14 949 руб. • 2 (оба супруга) -21 567, 4 руб.).

Однако не стоит забывать, что прожиточный минимум включает только минимальный набор необходимых продовольственных, непродовольственных товаров и услуг. А учитывая молодой возраст семьи, часть денег должна оставаться на отдых, одежду, развлечения и др. Следовательно, семья сможет возвращать заем ежемесячными платежами, в среднем равными 5 тыс. руб. Тогда за год это составит 60 тыс. руб., а в целом сумма будет возвращена за 5,4 года. Из приведенных расчетов следует, что предприятие абсолютно ничего не теряет, выдавая беспроцентный заем своему молодому специалисту: деньги постепенно возвращаются, а экономическая выгода в связи с использованием труда работника неоценима.

По мнению авторов, данная методика поможет сдвинуть с «мертвой точки» кадровый вопрос на селе. Разработка и реализация подобных программ

дадут возможность и в перспективе поддерживать развитие сельского хозяйства в России.

Список литературы

1. URL: http://yansk. ru/news/2013/03/28/11205. html.

2. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/ IssWWW. exe/Stg/d02/143.htm.

3. URL: http://dl-ocenka.ru/main/articles/2012/ 03/27/articles_23.html.

4. URL: http://vladimir. bezformata. ru/listnews/ molodie-spetcialisti-poluchat-podemnie/4694648.

5. URL: http://www.ya-fermer.ru/news/v-permskom-krae-molodye-specialisty-apk-poluchayut-podemnye.

6. URL: http://otveri. info/2010/08/molodyim-spetsialistam-na-sele-dopolni-3.

7. URL: http://www.pandia.ru/text/77/182/38443.

php.

8. URL: http://www.rg.ru/pril/77/85/34/6073_18.gif.

9. URL: http://info.minfin.ru/salary.php.

10. URL: http://domsip.info/offers/domocomplect. html.

11. URL: http://www.center-skad.ru/facts.

12. URL: http://unise.ru/69/news/2/11989404.

13. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc 1237983568234.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 989-9610 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.