Научная статья на тему 'Кадровый состав Иркутского областного суда (конец 1950-х-1980-е гг. )'

Кадровый состав Иркутского областного суда (конец 1950-х-1980-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
354
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУД / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / ИСТОРИЯ СУДОВ / РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ / КАДРОВЫЙ СОСТАВ / COURT / JUDICIAL SYSTEM / HISTORY OF COURT / DEVELOPMENT OF JUDICIAL SYSTEM / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лякутина Юлия Павловна

В статье рассматриваются проблемы кадрового обеспечения судебных органов в конце 50-х 80-х гг. XXв. Автор анализирует законодательство о судоустройстве и судопроизводстве. В рамках работы исследуется вопрос о тенденциях изменения кадрового состава высшего областного суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personnel of Irkutsk region court (end of 1950s - 1980s)

In this article the author studies personnel problems of judicial bodies in the end of 1950s 1980s. The author analyzes legislation on judicial administration and procedure and studies trends in changes of personnel of the highest judicial agency in Irkutsk region

Текст научной работы на тему «Кадровый состав Иркутского областного суда (конец 1950-х-1980-е гг. )»

К 70-летию Иркутского областного суда

КАДРОВЫЙ СОСТАВ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА (КОНЕЦ 1950-х-1980-е гг.)

© Лякутина Ю. П., 2006

Лякутина Ю. П. — аспирант Иркутского государственного университета

В конце 50-х—60-е гг. деятельность и структура Иркутского областного суда, как и других элементов системы судебных органов СССР, подверглись принципиальной реорганизации. Это происходило в рамках процесса реформирования всей совокупности государственных органов страны, лейтмотивом которого были провозглашены демократизация их деятельности и передача общесоюзными органами части своих полномочий республиканским и местным органам.

В составе Иркутского облсуда продолжали действовать президиумы, образованные еще в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. Эти подразделения наделялись правом пересматривать в процессе надзора приговоры, решения и кассационные определения по уголовным и гражданским делам, что являлось реализацией дополнительных прав в области судебного надзора. В президиум Иркутского областного суда, кроме председателя, как и полагается, входили заместители и отдельные члены суда. Кроме того, в соответствии с названным выше Указом, всем председателям облсудов было предоставлено право вносить протесты в порядке надзора.

В первые годы после создания деятельность президиума Иркутского областного суда подвергалась обоснованной критике со стороны руководства и парторганизации трудового коллектива. При этом партийный контроль над деятельностью аппарата облсуда продолжал доминировать. Так, в протоколе закрытого партийного собрания парторганизации Иркутского облсуда от 15 апреля 1960 г. (докладчики — председатель суда Д. П. Милованов, секретарь парторганизации В. Озолин) отмечены такие недостатки в работе президиума, как волокита в рассмотрении дел (отдельные дела рассматривались по нескольку месяцев, а своей очереди к рассмотрению на данный момент ожидали свыше 500 уголовных и гражданских дел). Отмечены также факты недостаточной загруженности членов суда по рассмотрению дел на уровне президиума.

Следует отметить начинания председателя облсуда Д. П. Милованова, направленные на укрепление трудовой дисциплины и ответственности среди судейского корпуса не только областного, но и районного уровня. Так, в 1960 г. из 78 народных судей, у которых истек срок полномочий, к выборам были рекомендованы только 45. Серьезные замечания сделаны в адрес судей Кировского районного народного суда г. Иркутска, в частности, относительно незначительного количества рассмотренных дел с выездом на места. Отмечены недостатки и в работе постоянных сессий облсуда1.

В 1960-х гг. у Иркутского областного суда продолжала сохраняться функция ревизии народных судов и осуществления контроля над всей их деятельностью, а также руководства нотариальными конторами. Проверки народных судов Иркутской области осуществлялись, главным образом, для оказания

им помощи, что способствовало улучшению качественных показателей деятельности судов. Так, в апреле—мае 1961 г. в кассационном порядке было отменено только 5 % приговоров, по большинству уголовных и гражданских дел стали соблюдаться установленные законом сроки рассмотрения.

Судебной коллегией по уголовным делам Иркутского облсуда проделана значительная работа по разъяснению положений нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства судьям народных судов, а также проведен анализ рассмотрения жалоб и предложений граждан, предупредительной работы по борьбе с преступностью. Было признано, что зональный принцип работы народных судей является наиболее оптимальным.

С момента упразднения транспортных судов в феврале 1957 г. на облсуд было возложено рассмотрение подсудных им дел.

Принятие в декабре 1958 г. Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик ознаменовало новый этап реформирования судебных органов, наиболее активно проходивший с начала 1960-х до начала 1970-х гг. Теперь все уголовные и гражданские дела по первой инстанции рассматривались в составе постоянного члена суда и двух народных заседателей. Существенно повысились и требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим правосудие. И судьей, и народным заседателем мог быть избран только гражданин СССР, достигший 25 лет, вместо 23 лет, как это было ранее.

Важной гарантией независимости судей и народных заседателей Иркутского облсу-да стал закрепленный Основами принцип, согласно которому указанные лица могли быть лишены своих полномочий досрочно только по отзыву избирателей или избравшего их органа или в силу состоявшегося приговора суда. При этом порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судейских работников отныне устанавливался законодательством союзных республик, а не Союза ССР.

В указанный временной период отчетливо проявляет себя курс КПСС на широкое привлечение общественности в дела государства. Повсеместно создаются товарищеские суды, а общественные обвинители и защитники все активнее участвуют в рассмотрении уголовных и гражданских дел, в том числе и в составе выездных сессий. Ир-

кутский областной суд активно оказывает помощь товарищеским судам и народным дружинам, в том числе и в осуществлении правового просвещения трудящихся. В 1960 г. в Кировском районе г. Иркутска был успешно создан общественный университет правовых знаний.

Наконец, индикатором происходивших в стране общесоюзных перемен послужил факт упразднения в апреле 1963 года Министерства юстиции РСФСР и возложение его функций по руководству и контролю над деятельностью всех судов областного уровня, подбора и воспитания судебных кадров, ведения судебной статистики на Верховный Суд РСФСР.

Выполнению сложнейших задач, возложенных на Иркутский областной суд в рассматриваемый временной период, в значительной степени способствовали преданные своему делу опытные судейские кадры, прошедшие славный трудовой путь. Это, к примеру, И. И. Бражников (председатель областного суда с 1963 по 1982 гг.), И. И. Виноградов, Е. И. Герасимчук, В. Н. Земцова, В. А. Кондратьев, П. И. Митин, Г. А. Никитин, Н. Н. Осокин, В. А. Попов.

Уже в 1963 г. резко возросли качественные и количественные показатели деятельности коллегии по уголовным делам. За этот год было осуждено 248 человек, оправдано 3. На 126 человек были принесены протесты и кассационные жалобы в Верховный Суд РСФСР. Отменено же Верховным Судом было только три приговора, что составило 2,3 % от общего числа обжалованных.

Особенно хорошо работали и не имели фактов отмены приговоров судьи народных судов городов Бодайбо, Черемхово, Братска, Ангарска; Нижне-Илимского, Жига-ловского, Качугского районов, а также Ленинского района г. Иркутска.

С целью поднятия уровня деловой и политической квалификации в коллегии совместно с кафедрой уголовного права юридического факультета ИГУ был составлен план занятий по изучению отдельных вопросов уголовного права и процесса.

Немало ценного прибавилось в деятельности коллегии по гражданским делам. Всего этой коллегией в 1963 г. было рассмотрено 1594 дел по первой инстанции. В Верховном Суде РСФСР были обжалованы 29 решений по бракоразводным делам, из них отменено четыре, или 13,7 %. В кассационном порядке за последние три квартала бы-

ли рассмотрены 1 180 решений. За этот же период в порядке надзора поступило 472 гражданских дела.

При рассмотрении дел члены коллегии стали больше уделять внимание анализу причин правонарушений в области гражданских правоотношений и реагировать на выявленные недостатки путем вынесения частных определений. За три квартала оставлены без изменений 85 % решений народных судов.

Председатель коллегии Жуков, члены суда Никитин, Хмельницкая и ряд других судей систематически выступали перед населением города и области с лекциями по правовым вопросам, широко используя для этих целей возможности печатных изданий, радио и телевидения.

Начиная с 1963 г., значительно улучшена и деятельность президиума Иркутского облсуда. Об этом говорят следующие цифры. Только за последние три квартала этого года в президиум поступили и рассмотрены 2802 жалобы, из них 2488 по уголовным и 754 по гражданским делам. Были истребованы и изучены 763 уголовных и 544 гражданских дела. В сроки свыше 15 дней в президиуме находилось только 11 % от всего количества рассмотренных дел2.

В 1964 г. судейский корпус Иркутской области насчитывал 77 человек. В этом и последующем году активизировалась работа по оказанию помощи районным судам в соответствии с зональным принципом. В результате деятельность ряда судов поднялась на качественно высокий уровень, поэтому снизилось количество хулиганств, разбоев и других тяжких преступлений. Анализировались причины и условия этих преступлений. Действенной мерой явилось создание специальной группы из членов облсуда по контролю над рассмотрением дел по первой инстанции. В эту группу вошли судьи, не имеющие ни одного факта отмены приговора, а именно: В. Н. Земцова, М. Д. Кириллова, Ю. Н. Костромин,

А. В. Лапшина, Е. В. Медведева, Л. Н. Усова. Снизилось и поступление гражданских дел в суды.

Одновременно уделялось внимание и смежному вопросу — надлежащему подбору, расстановке и воспитанию кадров судейских работников и нотариата. Отныне к руководству народных судов, к народным судьям и членам облсуда предъявляются повышенные моральные и профессиональ-

ные требования. Народными судьями избираются, как правило, лица, имеющие большой практический опыт работы, высокую квалификацию и высшее юридическое обра-зование3.

В 1966—1970 гг. в качестве приоритетных задач Иркутского областного суда его руководством были сформулированы следующие.

1. Повышение качества рассмотрения уголовных и гражданских дел.

2. Постоянное повышение роли общественности в предупреждении правонарушений.

3. Усиление требовательности к работе народных судов и оказание им помощи по отправлению правосудия.

4. Активизация лекционной пропаганды среди населения по разъяснению смысла действующего законодательства и ответственности за совершение правонарушений.

5. Совершенствование стиля и методов собственной работы, рост уровня ее культуры, устранение волокиты при рассмотрении и разрешении жалоб и заявлений граждан как важнейший долг всего судейского состава.

6. Улучшение организаторской и воспитательной работы в коллективе.

Эти задачи решались на фоне ряда новых законодательных актов государства, регламентирующих работу правоохранительных органов в сложившихся исторических условиях. Главными являлись Постановление Совета Министров СССР от 23 июня 1966 г. «О мерах по усилению борьбы с преступностью» и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении борьбы с хулиганством». К сожалению, названные нормативные акты, несмотря на их прогрессивный характер, основывались на утопичной идее безусловного полного искоренения преступности в недалекой перспективе. Названное обстоятельство создавало значительные сложности для судов в реализации тех благих целей, которые были в этих программных документах заложены.

Целый ряд направлений гражданско-правовой работы судебных органов вытекали из новых Гражданского и Гражданского процессуального Кодексов РСФСР.

Как результат, последовало улучшение качества рассмотрения дел. Если в 1966 г. отмена приговоров составила 3,6 % от общего количества рассмотренных уголовных дел, то в 1967 — уже 3 %. Показатели по

рассмотрению гражданских дел составили 17,1 % и 13,1 % соответственно4.

Как в облсуде, так и в народных судах Иркутской области наблюдалось явное улучшение качества составления процессуальных документов.

И еще один немаловажный факт: президиум облсуда теперь состоял только из самых опытнейших и квалифицированных членов суда. 5 марта 1968 г. он был утвержден в следующем составе: Бражников Иван Иосифович (председатель), Бортнов-ский Марк Аронович, Авдеева Ника Николаевна, Ядрышников Григорий Игнатьевич, Земцова Виктория Николаевна, Мушников Александр Васильевич, Иванова Надежда Михайловна (члены). Именно в таком составе этот орган был способен в полной мере выполнять возложенные на него задачи.

И поныне работники Иркутского облсуда с благодарностью отмечают ратный труд участников трудового фронта в лице Кирилловой М. Д., Ивановой Н. М., Клюевой З. П., Шикановой О. Н. и многих других, начавших работать в облсуде в конце 60-х гг.

В 1968 г. прошли праздничные мероприятия по случаю 50-летия создания судебных органов России и подведены итоги их деятельности. В связи с улучшением профилактической работы, наряду с усилением карательной политики, повсеместно наблюдалось снижение числа осужденных по различным категориям преступлений. Если за последние 9 месяцев 1967 г. в судах Иркутской области были осуждены 3653 человека, то за этот же период с начала 1968 г. — 2839 человек, т. е. общее число осужденных снизилось на 23 %.

В 1968 г. судами области проведено 478 выездных процессов по делам о хулиганстве (20 % от общего числа дел данной категории). В сравнении с предыдущим годом на 24 % сократилось и число осужденных за хищение государственного и общественного имущества.

Судебная коллегия по уголовным делам резко увеличила (до 78 %) число выездных процессов на предприятия, учреждения, организации. Зачастую местом проведения судебных заседаний становились клубы и другие общественные места в сельской местности. В 23 % проведенных судебных процессов участвовали общественные обвинители и вынесены частные определения, эффективность исполнения которых постоянно находилась под строгим контролем.

Контроль членов облсуда над работой народных судов, в соответствии с зональным принципом, наполнился новым содержанием. Теперь задачей члена облсуда был не только анализ деятельности подконтрольного ему судебного органа, но и изучение вопроса о состоянии борьбы с преступностью в целом в соответствующем районе, городе, степени участия в этом всех административных органов, руководства и коллективов предприятий, учебных заведений и т.д. Особенно в этом преуспели

В. И. Валова, Н. М. Иванова, З. П. Клюева,

А. В. Мушников. За активную лекционную работу по линии общества «Знание» поощрены судьи М. А. Бортновский и Т. В. Хмель-ницкая5.

По-прежнему в центре внимания находились вопросы повышения эффективности рассмотрения жалоб и заявлений граждан, этому посвящена серия приказов председателя облсуда.

Следующий этап развития Иркутского облсуда (1970-й—1980-е гг.) был связан с известными политическими событиями в жизни страны и изменениями в государственном устройстве. 31 августа 1970 г. — дата создания союзно-республиканского Министерства юстиции СССР. Оно было образовано Указом Президиума Верховного Совета СССР. Теперь Верховный Суд СССР освобождался от исполнения несвойственных ему функций по материальному и иному обеспечению судебных органов. В обязанности созданного Министерства входила разработка предложений и организационное руководство судами при строгом соблюдении принципа независимости судей, проведение выборов судей и народных заседателей, руководство кадровой работой, изучение и обобщение судебной практики, ведение судебной статистики. Иркутский областной суд по указанным выше вопросам находился в ведении Министерства юстиции РСФСР.

Новая Конституция 1977 г. провозгласила ряд демократических принципов, оказавших влияние на формирование и деятельность всей судебной системы в целом и отдельных судов различного уровня. Это — независимость судей и народных заседателей и подчинение их только закону; коллегиальность в рассмотрении дел; участие представителей общественности в осуществлении судопроизводства; возможность обжалования в суд действий должностных

лиц, совершенных с нарушением закона. Одной из главенствующих стала конституционная норма, согласно которой, никто не мог быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию не иначе, как по приговору суда в соответствии с законом.

Несмотря на демократические преобразования, проводимые в стране, ряд факторов препятствовал эффективной деятельности Иркутского областного суда. Так, явным тормозом в осуществлении задач правосудия продолжал оставаться существующий порядок избрания судей. Его неотъемлемой чертой, как и ранее, было активное вмешательство партийных и советских органов в решение вопросов подбора кандидатов на должность судей и руководства всей выборной кампанией. Как следствие, избранными оказывались лишь те кандидаты, которые готовы были следовать интересам местных властей, подменяя принципы правосудия совершенно другими соображениями, идущими вразрез с законностью, справедливостью и необходимостью охраны прав граждан и юридических лиц. Кроме того, деятельность суда была насквозь пронизана партийными директивами, проводимыми собственной партийной организацией.

Во главу угла были поставлены вопросы лекционно-правовой пропаганды, осуществляемой работниками облсуда на предприятиях, в учреждениях и организациях, на различных общественных собраниях вне трудовых коллективов, в соответствии с утвержденным планом. Широко использовались возможности средств печати, радио, телевидения и кино. Тематика лекций и бесед была весьма обширна: трудовое, жилищное, семейное законодательство; борьба с хулиганством, пьянством, преступностью среди несовершеннолетних и другие актуальные проблемы. Выступления в печати осуществлялись преимущественно в двух формах: судебные очерки и тематические публикации по разъяснению и применению законодательства.

Наиболее активно трактование смысла действующего законодательства, задач борьбы с правонарушениями осуществляли такие судьи, как И. И. Бражников, В. И. Валова, Д. Д. Виноградова, Е. И. Герасимчук, Г. В. Елфимова, В. Н. Земцова, Н. М. Иванова, З. П. Клюева, Б. Ш. Лубецкая,

A. В. Мушников, А. А. Сечейко, Г. И. Яд-рышников и др.

О значимости деятельности облсуда наглядно говорят следующие цифры. Только за период с 10 августа 1970 г. по 28 октября 1971 г. работниками аппарата суда было рассмотрено 3 349 дел, в том числе по первой инстанции 228 дел. И это притом, что штат насчитывал всего лишь 26 судей6.

Высокое качество рассмотрения дел, отсутствие судебных ошибок со стороны большинства членов суда стало возможным исключительно благодаря высокому профессионализму, прежде всего, таких сотрудников, как Н. Н. Авдеева, И. И. Бражников, Т. И. Гриценко, В. Ф. Валуев, Н. С. Дорохина, В. Н. Земцова, С. Ф. Кот-кина, В. В. Макарова, В. А. Попов,

З. М. Николаевская, В. Л. Румянцев,

B. И. Тресковская, Н. А. Хвойнова. Их труд на судейском поприще был по праву высоко оценен руководством. Особенно следует отметить деятельность Виктора Филипповича Валуева. Он являлся членом Иркутского областного суда с 1977 по 1987 гг. С июля 1987 г. избран заместителем председателя Иркутского областного суда по уголовным делам. С 1993 г. и по настоящее время — председатель Иркутского облсуда. В 1990 г. В. Ф. Валуеву присвоен второй квалификационный класс, 18 апреля 1991 г. награжден медалью «Ветеран труда», а в 1995 г. присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

Следует особо отметить, что деятельность Иркутского областного суда в 70-е гг. протекала в условиях активной правотворческой деятельности государства. Именно в это время завершались работы по кодификации и систематизации основных отраслей права и законодательства. Этому предшествовало проведение всенародных обсуждений важнейших законопроектов. При этом законотворческая деятельность в стране характеризовалась внедрением плановых начал в деятельность высших органов государственной власти и управления СССР, что давало возможность планомерно, с учетом рекомендаций науки и практики, готовить важнейшие законопроекты, действительно необходимые обществу. В совокупности перечисленные меры позволили достичь относительной стабильности в нормативно-правовом регулировании общественных отношений.

В рамках работ по кодификации действующего законодательства, проводившихся свыше 20 лет, Верховным Советом страны приняты 15 Основ законодательства, в частности Основы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального, земельного, трудового, семейного, водного, лесного законодательства. В этот же период Верховный Совет РСФСР подготовил и принял брачно-семейный, исправительно-трудовой, земельный, водный Кодексы, Кодекс законов о труде, законы о народном образовании, здравоохранении. С принятием Конституции СССР в 1977 г. и затем Конституции РСФСР в 1978 г. возникла необходимость приведения всей системы действующего законодательства в соответствие с этими основными законами.

Названные значительные перемены в законодательстве повлекли обязанность для судейского корпуса Иркутского областного суда глубокого и всестороннего их изучения, с целью правильного применения на практике. Был выбран правильный путь: эта огромная работа проводилась с помощью ученых-юристов, прежде всего, из числа научных сотрудников Иркутского государственного университета.

Обмен опытом и знаниями проходил в активной форме — путем организации и проведения методологических семинаров (руководитель — доцент Владимир Иванович Нижечек), на которых выступали, делясь опытом, ведущие ученые и практики Восточно-Сибирского региона. Так, в течение 1974—1975 гг. были заслушаны и обсуждены доклады: «О работе Второго конгресса Международной ассоциации Уголовного права в Будапеште (профессор Г. Б. Виттенберг), «О тенденциях совершенствования правового регулирования в развитом социалистическом обществе» (доцент В. И. Нижечек), «Теоретические вопросы усиления юридической ответственности за антиобщественный паразитический образ жизни» (заместитель прокурора области П. Н. Парцей), «Методологические основы исследования криминальной конъюнктуры в Восточно-Сибирском регионе» (кандидат юридических наук В. Н. Сомин), «Демократические основы гражданского судопроизводства и пути их совершенствования» (доцент О. В. Иванов), «Совершенствование принципов организации и деятельности органов правосудия в условиях

развитого социализма» (председатель обл-суда И. И. Бражников), «Гносеологические основы теории судебных доказательств» (аспирант А. С. Козлов), «Методологические основы соотношения материального и процессуального права» (доцент О. В. Иванов). В 1976 г. внимание было сосредоточено на таких направлениях, как «Теоретические вопросы борьбы с латентными хищениями методом экономического анализа», «Теоретические вопросы совершенствования хозяйственного законодательства», «Теоретические проблемы борьбы с преступностью в больших городах». Лекционные и семинарские занятия по указанным направлениям способствовали теоретической подготовке и совершенствованию процессуального мастерства членов облсуда и консультантов.

На качественно новый уровень была поднята воспитательная роль облсуда. Председателем первичной организации общества «Знание» судьей Земцовой организованы репортажи судебных процессов по телевидению и радио. Так, значительное воспитательное воздействие в плане непримиримости к юным пьяницам, прогульщикам и правонарушителям имела трансляция по областному телевидению судебного процесса, проведенного А. П. Поповым, в ходе которого было рассмотрено уголовное дело по обвинению работника СМУ завода им. Куйбышева.

Наряду с профилактикой антиобщественных проявлений среди подростков, осуществляемой с использованием репортажей из зала суда, широкую общественную огласку получила и проблема перевоспитания самих родителей, поскольку, как известно, именно от их морально-правовых позиций во многом зависит, будет ли поведение подростка правомерным или противоправным7.

В этом плане большой общественный резонанс получил репортаж из зала облсуда, где слушалось уголовное дело под председательством О. Н. Шикановой по обвинению Винкич и других ее соучастников в хищении чужой собственности. Эта передача показала, как внимательно, строго и при этом душевно родители должны относиться к воспитанию своих детей, молодежи, с ее сложным миром раздумий, сомнений и страстей.

Согласно приказу № 27 председателя Иркутского областного суда от 5 апреля 1978 г. штатная численность облсуда соста-

вила 27 сотрудников: Бражников И. И. (председатель суда), Земцова В. Н. (заместитель председателя), Ядрышникова Г. И. (заместитель председателя), Герасимчук Е. И., Клюева З. П., Коткина С. Ф., Шиканова О. Н. ( члены президиума ), Валуев В. Ф., Власевская Г. А., Гриценко Т. И., Дорохи-на Н. С., Иванова Н. М., Кириллова М. Д., Метелкина Н. И., Лутковский А. Г., Мац-вейко Л. П., Орешкин Г. Ф., Попова В. А., Скоробогатов В. А., Рогачев А. С., Трес-ковская В. И., Татаринова Г. А., Хвойно-ва Н. А., Кулаков Г. Ф., Куклин А. Е., Макарова В. В., Тимофеев А. И. (члены суда).

Именно такой состав суда, включающий в себя опытнейших профессионалов, подлинных знатоков своего дела и высоконравственных людей, был способен выполнить перечисленные выше задачи.

Восьмидесятые годы ХХ столетия оказались для Иркутского областного суда неизменно связанными с началом кардинальных перестроечных преобразований во всех сферах государственно-правовой, общественнополитической и культурной жизни общества.

Отметим, что в стране в условиях «кризиса социализма» еще в 1962 году создается смешанная система партийно-государственного контроля, возглавленная Комитетом партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (произошло воссоздание партийно-государственной системы типа ЦКК — РКИ 20-х гг.). На местах работали комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия.

В декабре 1965 г. все контрольные органы были переименованы в органы народного контроля. В 1968 г. правительство утвердило Положение об органах народного контроля, в сеть которых оказались включенными Комитет народного контроля СССР, комитет союзных и автономных республик, краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов, группа народного контроля при поселковых и сельских советах, на предприятиях, колхозах, учреждений, организациях и воинских частях. Была создана разветвленная сеть контрольных органов. В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и структуру исполнительной власти, во всех государственных органах управления, учреждениях и организациях.

В Иркутском областном суде в 1980—1981 гг. в состав группы народного

контроля входили Валуев В. Ф. (председатель), Куклин А. Е. (заместитель председателя), Неверов С. И., Самойлова В. М., Пелехова Р. Р.

Группа народного контроля Иркутского областного суда проверяла состояние рабочих мест работников областного суда (кабинетов, совещательных комнат); правильность ведения делопроизводства секретарями уголовной и гражданской коллегий; своевременность исполнения протоколов судебного заседания секретарями судебной коллегии по уголовным делам; правильность учета и хранения вещественных доказательств, ведения архива; качество ведения кодификационной работы. Производилась также проверка работы профсоюзной организации, местного комитета; совместно с президиумом областного суда проверялись качество исполнения частных определений, выносимых областным судом, своевременность рассмотрения жалоб членов коллектива. О проделанной работе группа народного контроля ежеквартально информировала партийное бюро либо профсоюзное собрание.

В соответствии с Конституцией 1977 г. подлежала преобразованию система правоохранительных органов. Так, в ноябре 1979 г. был принят закон о Верховном суде СССР. В июне 1980 г. были внесены соответствующие изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных республик. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачи входили надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства (разъяснения Пленума Верховного Суда были обязательны для всех организаций и должностных лиц).

8 июля 1981 г. был принят « Закон о судоустройстве РСФСР». В названном законе нашли детальное закрепление и проработку такие важные институты законодательства, как порядок избрания и подотчетность областного суда, его состав, полномочия, состав и полномочия его президиума, порядок утверждения судебных коллегий и регламентация их полномочий, а также функции председателей коллегий, заместителей председателя и председателя.

В 1982 г. Иркутский областной суд в соответствии со штатным расписанием полностью был укомплектован кадрами. При этом освобождены от обязанностей в связи

с уходом на пенсию председатель облсуда Бражников И. И., в связи с уходом на другую работу члены суда: Метелкин Н. И. (в управление внутренних дел); Хвойнова Н. А. (председателем народного суда); Павлова Л. А. (в отдел юстиции облисполкома старшим консультантом).

Избраны членами суда из резерва народные судьи Каменяр И. Д., Недашков-ская Н. В., юрисконсульт Чеусова Л. В. В связи с переходом на другую работу уволены секретари судебного заседания: Коновалова Т. С., Устинова Т. И., по случаю ухода на пенсию — Куликова Н. В. Приняты — Ше-вякова Л. Ю., Буличек Т. В., Кугутова С. С.

В целях совершенствования деловой квалификации кадров, повышения идейного, политического уровня и воспитания в духе нравственности в коллективе осуществлялась определенная работа. Систематически, согласно плану, проводились политические информации и лекции. На заседаниях президиума, на собраниях обсуждались вопросы, касающиеся исполнения служебного долга членами коллектива, их отношения к работе, совершенствования организации деятельности суда, заслушивались отчеты отдельных работников об исполнении ими служебных обязанностей. Например, на расширенном заседании президиума заслушивался вопрос о состоянии работы суда по разрешению жалоб, заявлений и предложений граждан. На собраниях обсуждалась работа членов суда. Таких заседаний президиума проводилось в течение года 5, производственных совещаний — 4.

В коллективе, в соответствии с планами работ, регулярно проводились занятия с членами суда, техническими работниками по изучению законодательства и судебной практики, оперативные совещания коллегий.

В 1982 г. прошли обучение в ВиУРЮ члены суда Федорова Г. И., Макарова В. В, Гриценко Т. И. Из членов коллектива учились на юридическом факультете Иркутского госуниверситета семь человек, в техникуме — один.

В суде также было развернуто социалистическое соревнование среди технического состава аппарата. Дважды в году подводились итоги. Победители, достигнувшие хороших показателей в работе, показавшие примерное, добросовестное отношение к труду, поощрялись. За 1982 г. приказами председателя суда поощрено 25 человек.

В 1982 г. резерв в члены областного суда насчитывал пять человек, из них один —

народный судья, два — консультанты отдела юстиции, один — государственный арбитр, один — юрисконсульт. Три человека состояли в резерве на должность заместителя председателя суда8.

В 1984 г. все судьи областного суда имели высшее образование. В течение этого года досрочно освобождены от обязанностей членов суда Иванова Н. М., Попов В. А. (в связи с уходом на пенсию), Елфимова Г. В. (в связи с переводом на другую руководящую должность — начальником отдела по надзору за рассмотрением в судах гражданских дел прокуратуры Иркутской области), заместитель председателя облсуда Орешкин Г. Ф. (в связи с назначением на должность начальника отдела юстиции Иркутского облисполкома).

Вместо них 14 декабря 1984 г. избраны числившиеся в резерве областного суда народные судьи: Ленинского районного народного суда — Бочило В. К., Куйбышевского районного народного суда — Бучнев И. С. Членом областного суда избран Трухин П. П ., заместитель начальника отдела юстиции. Заместителем председателя облсуда становится Грачев Ю.Н., занимавший до этого должность прокурора г. Ангарска.

Из технического состава в связи с переходом на другую работу были уволены секретари судебного заседания Прядуненко Н. А, Баринова В.В., на их должности приняты Губарева С. В. и Глущук Е. А.

Руководство, партийная, профсоюзная организации Иркутского областного суда своей первостепенной обязанностью считали воспитание у всех работников чувства ответственности, безупречного выполнения служебного долга, как важнейшее направление работы с кадрами. Воспитательные мероприятия согласовались с решением первоочередных задач по дальнейшему повышению эффективности правосудия, борьбе с преступностью, особенно с хищениями социалистического имущества, бесхозяйственностью, взяточничеством, преступлениями несовершеннолетних, рецидивной преступностью, по улучшению качества и сроков рассмотрения судебных дел и жалоб граждан, усилению профилактической работы и др.

На проводимых заседаниях президиума, оперативных совещаниях, судебных коллегиях, партийных собраниях систематически заслушивались отчеты членов суда о работе.

На заседаниях президиума обсуждались вопросы: «Об итогах работы судебных коллегий Иркутской областного суда», «О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел по первой инстанции и в кассационном порядке», «О роли судебных коллегий областного суда в повышении качества работы народных судов по отправлению правосудия», «Об итогах работы областного суда по оказанию помощи народным судам», «О состоянии работы областного суда по выполнению Постановления ЦК КПСС “О мерах по дальнейшему улучшению работы с письмами и предложениями трудящихся”», «О качестве рассмотрения судебных дел членами суда в кассационном и надзорном порядке» и др.

Обобщение и обсуждение на президиуме Иркутского областного суда практики вынесения частных определений показало, что воспитательная деятельность суда по предупреждению правонарушений нуждается в дальнейшем совершенствовании и улучшении контроля над исполнением частных определений.

Тем не менее, руководство в полной мере отдавало себе отчет в том, что главному судебному органу области предстоит еще немало сделать, чтобы повысить воспитательное значение частных определений об устранении фактов нарушения законности и условий, способствующих совершению правонарушений, ущемлению прав и законных интересов государства и граждан.

Выполняя возложенные законом функции по оказанию помощи народным судам, члены суда постоянно практиковали выезды в нижестоящие суды.

Анализ причин нарушения закона и упущений по делам, обсуждение итогов народными судьями, оказание им помощи по нерассмотренным делам способствовали повышению деловой квалификации судебных кадров, усилению их ответственности за исполнением судебного долга.

Областным судом использовались и другие формы оказания помощи, например, вынесение частных определений, обобщение судебной практики по отдельным категориям дел, консультации, участие в совещаниях-семинарах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях совершенствования работы с резервом кадров для аппарата областного суда издан приказ 20 января 1984 г. Этот вопрос был предметом обсуждения на президиуме областного суда, где утвержден план работы на 1984—1987 гг. по формированию,

обучению и использованию резерва кадров на замещение судебных работников.

В областном суде проводилась работа по оказанию помощи вновь избранным членам суда. За каждым из них закреплены опытные работники. Ежегодно члены суда направляются на учебу во Всесоюзный институт усовершенствования работников юстиции, на практику в Верховный Суд РСФСР.

Планировалась и проводилась учеба с членами суда в судебных коллективах, политические информации, лекции, теоретические семинары.

В 80-х гг. в работе Иркутского облсуда стал наглядно доминировать принцип плановости. Планированию (ежеквартальному, а не годовому, как это было ранее) подвергались практически все направления деятельности: функционирование судебных

коллегий, президиума; работа с народными судьями; общие вопросы. Планы стали отличаться большей степенью детализации, разнообразием мероприятий и конкретностью.

Так, например, планы работы облсуда на различные кварталы 1985, 1986, 1987, 1988 гг. содержали такие позиции, как обобщение хода выполнения рекомендаций областного координационного Совета по усилению борьбы с кражами; изучение судебной практики по жалобам на постановления административных органов и должностных лиц; анализ судебной практики по борьбе с получением нетрудовых доходов, спекуляцией, с хищениями и другими распространенными преступлениями; практика рассмотрения судами дел о преступлениях несовершеннолетних; изучение работы районных, городских народных судов по предупреждению нарушений законодательства о труде9.

В совокупности названные и другие мероприятия свидетельствовали о росте качественного уровня работы Иркутского областного суда к началу 90-х гг. прошлого века, кардинальном улучшении его юридического кадрового состава.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. 2150. Оп. 1. Д. 53. Л. 4-9.

2 ГАНИИО. Ф. 2150 Оп. 1. Д. 62. Л. 61-84.

3 ГАНИИО. Ф. 2150. Оп. 1. Д. 64. Л. 98-113.

4 ГАНИИО. Ф. 2150. Оп. 1. Д. 68. Л. 1; Д. 70.Л. 41.

5 ГАНИИО. Ф. 2150. Оп. 1. Д. 72. Л. 52-66.

6 ГАНИИО. Ф. 2150. Оп. 1. Д. 77. Л. 50-67.

7 Там же. Ф. 2150. Оп. 1. Д. 85. Л. 92-112.

8 ГАНИИО. Ф. 2150. Оп. 1. Д. 99. Л. 52-94.

9 Текущий Архив Иркутского областного суда за 1985-1988 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.