СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яновська Л. В. Динашка здатносп до житте-творчостi особистостi у дорослому вiцi : Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Яновська Лариса Володимирiвна ; Швденноукр. держ. пед. ун-т iм. К. Д. Ушинського . -Одеса, 2006. - 234 с.
2. Зборовська Н. Психоан^з i лиературознавство: Посiбник/ Зборовська Неллi Вiкторiвна. - К.: Академвидав, 2003. 392 с.
3. Коновальчук В. I. Використання бiографiчного методу для дослiдження проблеми творчо! реалiзащl особистостi // Вюник iнституту розвитку дитини. Вип.24. - Серiя: Фiлософiя, педагогiка, психологiя: Збiрник на-укових праць. - К.: 2012. - 175 с.
4. Марчанд Л. Лорд Байрон: Заложник страсти /
Лесли Марчанд [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.libros.am/book/read/id/287567/slug/lord-bajjron-zalozhnik-strasti.
5. MacCarthy,F. Byron: Life and Legend/ Fiona MacCarthy. - London: John Murray, 2002. - 674 p.
6. Maslow, A. H. «Gritique of Self-Actualization» / Abraham Harold Maslow// Journal of Individual Psychology, 1959 p.
7. Марков С. Л. Захисш мехашзми як вихвдш патер-ни творчого розв'язання проблем/ С. Л. Марков// Вчеш записки Ушверситету економiки та права «КРОК»: зб. наук. праць. - Кшв, 2009. - Т.3. - №30. - С.145-153.
8. Байрон Дж. Гордон. Собрание сочинений в четырех томах: пер. с англ. Б. Пастернака / Джордж Гордон Байрон.- М: Правда, 1981. - 1600 с.
CHILDHOOD EXPERIENCE INFLUENCE ON ZHYZNETVORCHESTVO
GEORGE GORDON BYRON
© 2013
T.V. Sheleg, a graduate student
Cherkasy National University named after Bogdan Khmelnitsky, Cherkassy (Ukraine)
Annotation: On the basis of the analysis of Ceorge Gordon Byron's life and poetry the influence of childhood experience on the personal life creativity is considered. Special attention is paid to childhood exquisite situations and the formation of psychological defenses that determine particular character of individual life creativity in adulthood. Keywords: childhood, life creativity, defense mechanisms, exquisite situation.
УДК 37.08.082:378(4-15)
КАДРОВЫЕ СТАНДАРТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ В ШКОЛАХ СТРАН
ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
© 2013
Е.С. Ковальчук, кандидат педагогических наук, докторант Восточноевропейского национального
университета имени Леси Украинки
Луцкий национальный технический университет, Луцк (Украина)
Аннотация: В статье представлен анализ кадровых стандартов педагогических лидеров в отдельных странах Западной Европы. Автор выделили три категории требований на должность директора школы, в зависимости от содержания и количества профессиональных компетентностей, необходимых претенденту, образовательной политики страны и национального законодательства.
Ключевые слова: директор школы, кадровый стандарт, профессиональные компетентности, педагогический лидер, страны Западной Европы.
Одним из ключевых векторов реформирования образования в странах Западной Европы конца ХХ века стала модернизация системы управления учебными заведениями ориентированная на предоставление школам большей автономии. Процесс внедрения управленческих новшеств выдвинул дополнительные требования к подготовке руководителей учебных заведений, которые в условиях реструктуризации школы должны стать лидерами учебно-педагогического коллектива. Кроме умений администрирования и организации работы в коллективе, педагогические лидеры автономных школ должны демонстрировать способности к постоянному самосовершенствованию, к поддержке и стимулированию других участников учебного процесса, необходимых для успешного достижения профессиональных и учебных целей; должны развивать ответственное поведение, внедрять инновации и уметь принимать профессиональные решения.
Поиск подходов к реформированию сферы школьного управления в Украине заставляет отечественных разработчиков образовательной политики обращаться к опыту европейских стран, имеющие значительные достижения в этой сфере.
Модернизация управления образованием западноевропейских школ предусматривает: введение новой этики управленческой деятельности, базируется на принципах взаимоуважения, положительной мотивации; демократизации процедуры назначения руководителей учебных заведений, их аттестации, повышении компетентности
управленцев всех уровней, воспитании лидеров в сфере образования.
Анализ ряда общеевропейских нормативных документов [1-5] и научных работ зарубежных исследователей (Б. Понт (B. Pont), Д. Нюш (D. Nusche), Д. Хопкинса (D. Hopkins), А. Тайпале (A. Taipale), М. Андерсена (M. Anderson), П. Гронна (P. Gronn), А. Джексона (A. Jackson) и др.) дает возможность выделить стандарты квалификации педагогических лидеров необходимых для управления автономным учебным заведением. Особый акцент в программных и научных документах сделан на наличии компетентностей лидера, предопределяющих эффективность управления школой.
Таким образом, цель работы - проанализировать стандарты квалификации директоров школ в странах Западной Европы и определить содержание и особенности формирования требований к этим стандартам, а также определить профессиональные компетентности необходимые педагогическому лидеру для управления школой.
Новые векторы развития национальных систем образования в странах Западной Европы были определены Программой развития образования и профессиональной подготовки 2010 (Education and Training 2010), утверждённой Советом Европы в марте 2002 года [2]. В Программе 2010 Европейская Комиссия призвала государства - члены Европейского Союза к:
- дальнейшему сотрудничеству в области национального законодательства и образовательной практики
для повышения привлекательности профессии учителя и улучшения квалификации педагогических кадров [2, с. 24];
- объединению усилий всех участников учебного процесса, включая социальных партнеров, разделяющих ответственность за достижение целей Лиссабонской стратегии, с целью определения единой рамочной модели квалификаций и компетенций для стран ЕС [3, с. 28];
- поиску дополнительных инвестиций для повышения качества управления школой в условиях автономии учебного заведения [5, с. 3].
Формируя в 2009 году выводы по завершению Программы 2010 профессионального развития учителей и школьных лидеров (Council conclusions on the professional development of teachers and school leaders) Совет Европы признал, что директора школ имеют большое влияние на перформативность учебного заведения. От лидерских компетенций директора напрямую зависят: качество и методы преподавания в школе, формы и методы мотивации персонала, его моральное состояние; среда обучения, и, соответственно, мотивацию учащихся и их родителей к участию в учебном процессе. Кроме того, Совет Европы по вопросам образования определил необходимость создания школьным лидерам достаточных возможностей для развития и поддержания эффективных навыков руководства [1, с. 29].
В ходе поиска методов повышения профессионального развития директоров школ Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (англ. Organization for Economic Cooperation and Development -OECD) предложила следующие пути улучшения школьного лидерства в странах-членах, а именно: определить и пересмотреть обязанности руководителей школ; делегировать ответственность и полномочия по принятию образовательных решений органам управления школами; способствовать начальной и непрерывной подготовке руководящих кадров и их адаптации к меняющимся потребностям общества; сделать школьное лидерство привлекательной профессией через создание условий профессионального развития, возможностей для карьерного роста и достойной оплаты труда, в соответствии с нагрузкой и ответственности [6, с. 9-13].
Беспокойство OECD по улучшению условий труда педагогических лидеров, в частности директоров школ, имеет реальную основу. Согласно выводам рабочей группы специалистов Европейского комитета профсоюзов работников образования (European Trade Union Committee for Education - ETUCE) [7, с. 10], должность директора школы постепенно теряет свою привлекательность из-за ряда недостатков:
1. Плохие условия труда: «перенагрузка» обязанностями, как результат - увеличение продолжительности рабочего дня, несоответствие оплаты труда, высокий показатель стрессовых ситуаций на рабочем месте (по сравнению с показателями руководителей в других отраслях) снижает интерес населения к этой должности. (Как свидетельствуют отчеты ОЭСР, 2008, в Бельгии (фр.), Финляндии, Дании и Северной Ирландии насчитывается менее 2500 директоров школ по сравнению с 57 тысячами всех директоров школ во Франции [8, с. 28].
2. Старение профессии. Опросы директоров школ стран-участниц ОЭСР, показали, что в таких западноевропейских странах, как Бельгия (фр.), Дания, Австрия, Северная Ирландия показатель количества директоров школ в возрасте за 50 достигает критического максимума - 80 %. В то время как в Португалии этот показатель составляет лишь 25 % [8, с. 29].
3. Тендерный дисбаланс школьных лидеров. В Австрии, Бельгии (фр.), Португалии и Великобритании более 60 % директоров школ - это женщины [8, с. 123]. В начальных школах Австрии, Швеции и Великобритании этот показатель составляет 75 % [8].
4. Отсутствие возможности постоянного карьерного роста.
5. Высокий уровень ответственности и подотчетности [8, с. 9-13].
Непривлекательность должности директора школы в странах Западной Европы снижает возможности государств привлечь достаточное количество квалифицированных кандидатов на объявленные места. Ситуация осложняется тем, что в ближайшие годы ожидается выход на пенсию значительного количества опытных директоров, а новые претенденты не всегда соответствуют современным требованиям к должности. Профессиональная деятельность директора XXI века претерпела существенные изменения и требует новых умений и навыков.
Благодаря активизации образовательных реформ начала ХХ1 века, направленные на демократизацию школы и создание среды непрерывного обучения, помимо обновления квалификационных требований, в странах Западной Европы происходят изменения уровня «управленческого менталитета» руководителей автономных учебных заведений.
Как отмечают эксперты ОЭСР, «правительства многих стран Европы начали предоставлять директорам школ больше ответственности при создании образовательных программ. Реализация созданных программ должна осуществляется в соответствии с потребностями общества нового тысячелетия и на основании управленческого стандарта, который требует от школьных лидеров беспрецедентного квалификационного уровня» [8, с. 9].
С увеличением автономии учебного заведения и предоставлением директорам больших прав в принятии решений увеличивается перечень обязанностей, с которыми, как отмечает американская исследовательница К. Коттон (Cotton, Kathleen), справляться им приходится самостоятельно [9]. Речь идет об участии директоров школ в процессе формирования учебных программ, в которых отображены запросы и потребности учащихся. Среди обязанностей директора в этом процессе выделим: управление, мониторинг, контроль учебного процесса и результатов деятельности школы (тестирование учащихся); комплектация персонала и управления его производительностью, управление профессиональным развитием, управление финансами, развитие надежных и стабильных связей с семьями учащихся и местной общественностью, привлечение инвестиций от организаций и частных предприятий; отчетность и маркетинг результатов деятельности школы, обеспечение связи с органами местной власти и обществом т.п.
Такое видение управленческой деятельности директорского корпуса требует разработки качественно новых подходов к подготовке и профессионального развития директоров школ. Осознавая имеющиеся противоречия и проблемы, а также существенную нагрузку школьных управленцев, министерства образования стран Западной Европы разрабатывают национальные стандарты квалификации, программное наполнение которых «ориентировано на конечный результат - учебные достижения учащихся» [10, с. 3].
Словарь Вебстер (Webster's Dictionary) дает следующее толкование термина: «стандарт» (англ. standard): 1)
«норма, образец, эталон, мерило», 2) «нормативно-технический документ, который устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации» [11, с. 1383]. «Стандарты - это средства, которые используются для формирования суждений во многих сферах жизни и деятельности: будь то измерения длины, или оценивания написания произведения, или же оценки деятельности школьных лидеров» [10, с. 31]. Оба определения можно применить к разработке определения стандартов для руководителей учебных заведений.
Основательное определение понятия «стандарт лидера» и минимальных квалификационных требований к нему находим в британском сборнике профессиональных стандартов (UK Occupational Standard Directory) «Стандарты устанавливают компетентности, необходимые для применения в должности или для работы, и определяют знания, действия и практики необходимые для проявления компетентности. Они охватывают основные виды деятельности, которые предусматривают выполнение профессиональных обязанностей, и учитывают обстоятельства, которые работник должен учесть» [12].
В национальных образовательных стандартах для директоров школ заложены требования, предъявляемые к лидерам педагогического процесса как новой генерации управленческих кадров. Стандарты устанавливают уровень и объем знаний, умений, способностей, а также круг профессиональных компетенций и личностных качеств руководителя, необходимых для выполнения ключевых функций.
Среди них наиболее важными являются: обеспечение высокого качества преподавания и повышение качества знаний учащихся. Названия национальных стандартов для директоров школ некоторых стран Западной Европы представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Национальные стандарты подготовки директоров школ в странах Западной Европы (на примере Великобритании, Нидерландов, Швеции, Финляндии и Дании) [6; 8; 10]
Страна Стандарт Организация, ответственная 2а формирование стандарта Год
Великобритания (Англия) Национальный стандарт для директоров школ National Standardfor Headteachers Национальный колледж школьного лидерства (National College for School Leadership -NCSC) 1999 (обновлен в 2004)
Великобритания (Шотландия) Стандарт для руководителя школы Standardfor Headship Исполнительная служба Шотландии Scottish Executive 1998 (обновлен в 2005)
Нидерланды Профессиональный Стандарт Лидеров образования началь-нон школы Professional Standardfor Educational. Leaders in Primary Education Голландская академия директоров школ Dutch Principal Academy (DPA) 2005
Швеция Национальный стандарт подготовки школьных руководителей Rektorstandard Национальное образовательное агентство Swedish National Agency for Education 2003
Финляндия Национальная квалификация администратора образования National Qualification of Educational A dm inistrotio n Финский национальный совет по вопросам образования Finnish National Board of Education, 2002
Дания Управление учебными заведениями - Общая концепция лидер ства и управл ения развитием Министерство образования совместно с ассоциациями директоров школ. 2003
Введение стандартов для педагогических лидеров рассматривается как средство повышения эффективности их профессиональной подготовки и профессионального развития.
Привлечение учителей, школьных лидеров и опытных директоров школ к профессиональному развитию, как предусмотрено стандартом, является значительным вкладом в улучшение знаний учащихся. Установление стандартов - это, во-первых, необходим механизм выявления практической пригодности школьных лидеров к профессиональному развитию в условиях постоянных общественных изменений. Во-вторых, стандарты закладывают перечень функциональных обязанностей дирек-
торов школ, которые они должны выполнять согласно контрактам. В-третьих, стандарты определяют содержание образования при подготовке будущих специалистов для работы в учебном заведении.
Далее охарактеризуем национальные особенности кадровых стандартов директоров школ в отдельных странах Западной Европы, основные требования которых зависят от национальной политики и государственного законодательства. В соответствии с количеством требований, необходимых для назначения на должность директора школы, стандарты можно распределить на три категории:
1. Педагогический опыт;
2. Квалификация;
3. Сертификация.
Первая категория кадровых стандартов является, по сути, наиболее общими требованиями к директору школы. Подбор кадров на должность директора школы лишен чрезмерной формализации. Руководителем нередко выбирают представителя учительского корпуса учебного заведения среди тех, кто имеет опыт педагогической работы не менее трех лет и проявил задатки лидера на протяжении этого периода [7, с. 12]. Такая кадровая политика наблюдается в таких западноевропейских странах, как Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Швеция. Например, для того, чтобы получить назначение директора школы, претендент на должность в Швеции должен владеть «педагогическими знаниями, приобретенными в процессе профессионального обучения или практического педагогического опыта» [13, с. 19]. Отсутствие высшего педагогического образования не является основанием для отказа назначить на должность директора школы. Такие же требования при приеме на работу директора школы в Норвегии.
В Нидерландах также нет четких квалификационных требований к должности директора школы. Претендент на эту должность должен иметь педагогический опыт, полученный во время работы в школе. Директорами небольших голландских школ, как правило, становятся опытные учителя, проработавшие в этой же школе на протяжении длительного периода времени. В школах большего размера, с многоуровневой структурой управления, школьный совет может нанять управленцев или специалистов по финансовым вопросам, которые ранее не были штатными работниками учебного заведения. Такой подход создает возможности для привлечения хороших менеджеров к управлению образовательными учреждениями, для этого стоит лишь доказать свою компетентность.
Вторая категория кадровых стандартов касается отбора претендентов на должность директора школы при условии наличия как педагогического опыта, так и образовательной профессиональной квалификации. Такая кадровая политика характерна для Бельгии, Дании, Испании, Германии, Португалии и Франции. Заметим, что педагогический опыт претендента на должность директора в этих странах должен составлять не менее 3-5 лет работы в учебных заведениях (в Испании и Германии - 5-7 лет), а диплом профессиональной квалификации соответствовать не ниже уровня бакалавра.
Третья категория стандартов отбора претендентов на должность директора школы охватывает требования второй категории (квалификация педагога и педагогический опыт (см. выше)), к которым добавляется обязательное наличие сертификата о прохождении курсов подготовки лидеров. Такая кадровая политика практикуется в Великобритании (Англия), Италии и Финляндии.
Отметим, что фактически все государственные школы Англии и Финляндии с конца 80-х годов прошлого века функционируют на основе автономного управления.
Учитывая эффективность деятельности таких школ и высокие показатели учебных достижений учащихся в этих странах (по результатам PISA), будем считать эти страны образцами автономного менеджмента. В этом смысле логично заключить, что главными критериями формирования кадрового стандарта для директора автономного учебного заведения являются: квалификация учителя; опыт преподавания; профессиональные компетентности лидера [7, с. 18-21].
Остановимся более подробно на лидерских компе-тентностях, которыми должен обладать директор школы для эффективного управления учебным заведением. Прежде чем переходить к характеристике ключевых компетентностей, определимся с дефиницией этого понятия.
В документах ОЭСР «компетентность» определяется, как способность успешно удовлетворять индивидуальные и социальные потребности, действовать и выполнять поставленные задачи. Каждая компетентность построена на сочетании соответствующих знаний, умений и практических навыков, отношений и ценностей, элементов поведения, всего того, что личность может мобилизовать для активного действия [6].
Под профессиональными компетентностями лидера понимается уровень и объем знаний, умений, способностей, а также круг профессионального опыта и личностных качеств руководителя, необходимых для выполнения ключевых функций при управлении учебным заведением, среди которых наиболее важными являются: обеспечение высокого качества преподавания и повышение стандартов учебных достижений учащихся [7, с. 18-21].
Рамочную модель компетентностей лидера школы предложила группа ученых из стран Центральной Европы (М. Шрац (Michael Schratz) , Ю. Эркюль (Justina Erculj) , Е. Ковач (Edina Kovács) , Н. Рева (Nóra Révai) и др.). В выводах к проекту «Международное сотрудничество для школьного лидерства 2011-2013» («International Cooperation for School Leadership») [14] под названием «Искусство и наука управления школой» эксперты образования Австрии, Чехии, Венгрии, Словакии, Словении и Швеции обнаружили, что для успешной организации деятельности школы ее директору достаточно обладать знаниями и навыками менеджмента (управления) в пяти областях:
- управление учебным процессом;
- менеджмент изменений;
- самоуправление, самоменеджмент;
- управление другими;
- управление учебным заведением [14, с. 7].
Эти положения представлены в виде модели компе-тентностей лидера (см. рис. 1).
Компетентностный стандарт руководителя школы был предложен и Европейским комитетом профсоюзов работников образования (European Trade Union Committee for Education - ETUCE) [7, с. 10]. Комитет определил 13 ключевых управленческих компетенций школьного лидера, которые основываются на семи основных личностных качеств руководителя и шести общих профессиональных навыках (generic skills), среди них:
1. Личностные качества:
- дальновидное/стратегическое мышление - способ-
ность вдохновлять сотрудников и учеников, создавать целостную картину целей развития школы;
- инновационность/креативность - способность к творчеству, научно-исследовательской работе направлена на поиск форм и методов улучшения системы управления;
- самоактуализация - знание личных качеств, адекватность самооценки и самоанализа;
- самосовершенствование - осознание перспектив своего профессионального развития, открытость для постоянного профессионального обучения;
- порядочность - общечеловеческие моральные качества: справедливость; тактичность; выдержка, терпение, самообладание;
- доброжелательность - формирование опыта эмоционально-ценностных отношений, личностных отношений и просоциальная ориентация личности ;
- отзывчивость/понимание - гражданская зрелость и активность, умение адекватно реагировать на политические, социальные, экономические, правовые и культурные контексты, влияющие на школу;
Рис. 1. Модель компетентностей лидера (представлена учеными Австрии, Чехии, Венгрии, Словакии, Словении и Швеции) (источник [14, с. 7])
2. Профессиональные навыки:
- административные - умение директора планировать, организовывать и управлять человеческими, материальными и финансовыми ресурсами школы с целью обеспечения безопасной и эффективной учебной среды;
- управленческие - способность мотивировать группу людей (учителей, учащихся, родителей) для достижения общей цели (высоких результатов обучения учащихся);
- коммуникативные - это умение аргументированно вести дискуссию, способность к установлению контактов, коммуникативная инициатива, культура речи;
- командные - умение развивать командный дух и потенциал путем совместного управления, соучастия и консультаций относительно стратегий работы школы;
- амбитность/умение рисковать - желание и умение смотреть на вещи по-разному, и всегда держать запасной план наготове;
- управления временем - умение распределять время в процессе исполнения обязанностей и распределять обязанности между подчиненными для достижения намеченных результатов [7, с. 10].
Для развития управленческих компетенций школьного лидера государственные образовательные организации в Англии и Финляндии предлагают обязательное прохождение учебных программ. После завершения программ менеджмента или лидерства участникам об-
учения выдаются аккредитационные сертификаты, являющиеся обязательным документом при рассмотрении кандидатуры на должность директора школы.
Так, в Англии программа развития менеджерских и лидерских компетенций молодых директоров школ существует под названием «Национальная квалификация директора школы» (NPQH - National Professional Qualification for Headship) [15]. Занятия проходят в форме учебных сессий, он-лайн обучения и проведения консультаций с опытным тьютором [13]. Сертификат о «национальной квалификацию директора школы», в которой зафиксировано официально признаны правительством государства требования к этой группе педагогического персонала, отвечает требованиям «Национального стандарта директора школы» (National Standards for Headteachers). По содержанию учебная программа, к примеру, в колледже г. Манчестера, состоит из четырех модулей: учебное лидерство, создание возможностей для совершенствования; лидерство и менеджмент для повышения успеваемости учащихся [13, с. 22].
Для получения сертификата администратора образования претендент на должность директора школы в Финляндии должен пройти курс обучения (15 кредитов), состоящий из следующих дисциплин:
1. «Основы публичного права».
2. «Общее и муниципальное управление ».
3. «Администрирование в образовании».
4. «Кадровое администрирование».
5. «Финансовое управление» [13, с. 28]
Подготовительное обучение, как форма профессионального развития кандидатов на должность директора школы, в Финляндии не обязывает выпускников сразу подаваться на пост директора школы. Однако на практике почти все владельцы сертификатов администратора в области образования занимают руководящие должности в финских школах.
Проанализировав кадровые стандарты педагогических лидеров в отдельных странах Западной Европы, ми выделили три категории требований, необходимых для назначения на должность директора школы. Мы определили, что содержание и количество требований к претендентам на должность директора, во многом зависят от национальной политики, государственного законодательства, а также от количества обязанностей и условий работы перспективного директора-лидера.
Перспективой дальнейших изысканий станет анализ зарубежных примеров и разработка отечественных программ профессионального развития директоров школ на базе моделей педагогического лидерства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Council of the European Union (2009), Council conclusions on the professional development of teachers and school leaders: [Electronic resource]. - URL: http://register. consilium.europa.eu/pdf/en/09/st15/st15098.en09.pdf
2. Detailed work programme on the follow-up of the objectives of education and training systems in Europe. Official Journal of the European Communities. C 142/1. 14.6.2002. (2002/C 142/01). [Electronic resource]. - URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=0J:C:2002:1 42:0001:0022:EN:PDF
3. Education and Training 2010: The success of the Lisbon Strategy hinges on urgent reforms, 3 March 2004 (Council doc. 6905/04 EDUC 43 Official Journal of the European Union. [Electronic resource]. - URL: http://
eur-lex.europa.eu/Lex UriServ/site/en/oj/2006/c_079/ c_07920060401en00010019.pdf
4. Key Data on Teachers and School Leaders in Europe. 2013 Edition. European Commission / EACEA/ Eurydice, 2013. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union [Electronic resource]. -URL:http://www.indire.it/lucabas/lkmw_file/eurydice/ Key%20Data%20on%20Teachers%20and%20School%20 Leaders%20in%20Europe.%202013%20Edition.pdf
5. Modernizing Education and Training: A Vital Contribution to Prosperity and Social Cohesion In Europe, 2006 Joint Interim Report Of The Council And Of The Commission On Progress Under The 'Education & Training 2010' Work Programme (2006/C 79/01) [Electronic resource]. - URL: http://europa.eu/ legislation_summaries/ed-ucation_training_youth/general_framework/c11091_en.htm
6. Improving School Leadership. OECD. Volume 2: Case Studies on System Leadership/ Edited by Beatriz Pont, Deborah Nusche, David Hopkins. - OECD: Paris, 2008. -276 p.
7. School Leadership in Europe: issues, challenges and opportunities ETUCE School Leadership Survey Report Published by the Trade Union Committee for Education -Brussels, 2012 - 70 p.
7. Improving School Leadership. OECD. Volume 1: Policy and Practice Directorate for Education/ Edited by By Beatriz Pont, Deborah Nusche and Hunter Moorman. -OECD: Paris, 2008. - 195 p.
8. Cotton, K. 1992. "School-Based Management." Topical Synthesis 6, School Improvement Research Series (SIRS), North West Regional Educational Laboratory, Portland [Electronic resource]. - URL: http://www.nwrel. org/ scpd/sirs/7/topsyn6.html.
9. Standards For School Leadership. A Critical Review of Literature Lawrence Ingvarson, Michelle Anderson, Peter Gronn and Andrew Jackson - Teaching Australia 2006, 143 p.
10. Webster's Dictionary of English Usage. - Merriam Webster,1989. - [Electronic resource]. - URL: http://eknigi. org/nauka_i_ucheba/9041-websters-dictionary-of-english-usage.html
11. National Standards for Headteachers Staff Management. - DfES/0083/2004 [Electronic resource].
URL: http://www.tes.co.uk/Upload/Attachments/ TES /034G560006/National%20Standards%20for%20 Headteachers.pdf
12. Taipale A. International survey on educational leadership. A survey on school leader's work and continuing education (2012). [Electronic resource]. - URL: http://www. oph.fi/english/publications/2012/international_survey_on_ educational_leadership
13. The Art and Science of Leading a School.Central5: A Central European view on competencies for school leaders 2013. Final report of the project: International Co-operation for School Leadership Involving Austria, the Czech Republic, Hungary, Slovakia, Slovenia, Sweden, 2013. [Electronic resource]. - URL: http://www.tpf.hu/upload/docs/konyvtar/ books /leadership2013.pdf
14. DfES.Higher Standards, Better Schools for all. -London, 2005. [Electronic resource]. - URLj_http://plani-polis.iiep.unesco.org/upload/UK/UK_Higher__standards.pdf
STANDARDS OF EDUCATIONAL LEADERSHIP IN SOME COUNTRIES
OF WESTERN EUROPE
© 2013
E.S. Kovalchuk, candidate of pedagogical sciences, associate professor, doctoral student of Lesya Ukrainka EastEuropean National University
Lutsk National Technical University, Lutsk (Ukraine)
Annotation: The article presents an analysis of standards for educational leaders in some countries of Western Europe. The author identified three categories of requirements for school-head position, depending on the content and quantity of professional competence requirements, the educational policy of the country and national legislation.
Keywords: school head, leadership standards, professional competencies, educational leader, Western-European countries.