Научная статья на тему 'Кадровые проблемы службы родовспоможения'

Кадровые проблемы службы родовспоможения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Туркина Н.В., Марчук Н.П., Рыжонина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровые проблемы службы родовспоможения»

© Н. В. Туркина, Н. П. Марчук, Т. В. Рыжонина, 2009 г. УДК 618.4:331.7

Н. В. Туркина, Н. П. Марчук, Т. В. Рыжонина

КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЛУЖБЫ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ

Санкт-Петербургская государственная медицинская академия имени И. И. Мечникова

Дефицит специалистов здравоохранения ощущается повсеместно как в России, так и во всех странах мира. По данным ВОЗ, дефицит медицинских работников исчисляется четырьмя миллионами специалистов. Вопросы кадровых ресурсов являются самыми приоритетными в укреплении национальной системы здравоохранения. Между тем, отмечается тенденция к текучести кадров и уходу опытных специалистов из сферы здравоохранения в другие отрасли народного хозяйства. Проблема дефицита медицинских работников все более становится проблемой государственной.

® Гуманность В По совету Ш Не пост. в Вуз

□ Сем. трад. И Случайность ШХсть какая-то спец.

Рис. 1. Приоритеты в выборе профессии

п=

Е Исполнительность В Точность □ Внимательность

Ш Профессионализм И Милосердие ■ Порядочноть

Н Инициативность Н Настойчивость Н Самокритичность

Рис. 2. Качества, которыми должна обладать медсестра

Основные этапы и причины кадровый потерь: абитуриент - студент - выпускник - молодой специалист -опыггныгй профессионал.

Абитуриент:

- снижающееся число желающих получить профессию медсестры (демографические проблемы, низкий престиж);

- отсутствие системы отбора профессионально ориентированных абитуриентов;

- отсутствие практики психологического отбора.

Студент - выпускник - молодой специалист:

- несовершенство базового образования, недостаток практических, коммуникативных навыков;

- проблемы адаптации на рабочем месте;

- низкий престиж профессии в обществе;

- неадекватная система оплаты труда;

- отсутствие перспективы профессионального роста.

Опытный профессионал:

- несостоятельность последипломного образования;

- несовершенство оплаты квалифицированного труда;

- низкий социальный статус профессии в обществе;

- факторы профессионального стресса, приводящие к СЭВ.

Уменьшающееся число желающих получить профессию медсестры, акушерки вынуждает медицинские учебные заведения отказаться от набора профессионально ориентированных абитуриентов, виной тому и демографический кризис, продолжающийся с 1991 г. Психологический отбор для обучения по специальностям «Сестринское дело», «Акушерское дело» не практиковался никогда. Из каждый семи поступивших в медицинское учебное заведение один бросает обучение. По нашим данным, каждый пятыт вытускник не придет в ЛПУ, по данным других авторов, треть выпускников не приходят в лечебные учреждения или уходят в течение первого года работы [8].

Данное обстоятельство определило цель исследования: мотивы профессионального самоопределения, условия, характер и содержание труда медсестер и акушерок и различные аспекты эмоционального выггорания как возможные причины проблем в закреплении молодых специалистов на рабочем месте и способствующие оттоку квалифицированный кадров.

За период 2005-2006 гг. быио анкетировано 368 студентов медицинского колледжа, училища и факультета высшего сестринского образования; практикующих медсестер и акушерок в количестве 186 человек, руководителей первичного звена - 51 человек; опрошено 284 специалиста по опроснику В. В. Бойко на наличие и выраженность синдрома эмоционального выггорания в различных группах специалистов.

Социологический опрос студентов дал следующие результаты (рис. 1).

На вопрос о причинах выбора профессии все три группы студентов на 1 месте позиционируют «гуманность» как ведущую и важнейшую характеристику выбранной профессии.

Ч СПбГМУ

Стойкую профессиональную ориентацию имеют большинство студентов, между тем часть из них имеют низкую мотивацию к обучению по специальности. Хотели стать врачами 86 % обучающихся в училище, из них 46 % потерпели неудачу при поступлении в вуз и обучаются сейчас по специальности «Сестринское дело». Для большинства из них это первая ступень к достижению поставленной цели, это транзитные специалисты. Менее мотивированы к обучению студенты колледжа из-за ограниченного выбора учебных заведений в городе. Неориентированные студенты есть во всех группах, они учатся только потому, чтобы иметь хоть какую-нибудь специальность.

На вопрос: «Кем вы себя ощущаете?» - большинство студентов училища отметили в себе задатки лидеров и руководителей.

Студентам был задан вопрос о качествах, которыми, по их мнению, должна обладать медсестра. Приоритет всеми отдан профессионализму, внимательности и милосердию - определяющим качествам медицинского работника (рис. 2).

Достижение поставленных целей, профессиональный рост и самосовершенствование специалистов невозможны без таких качеств, как настойчивость, самокритичность и инициативность. Наиболее показательна целеустремленность студентов ФВСО, студенты училища менее мотивированы к обучению по специальности.

Из перечисленных трудностей в начале профессиональной деятельности каждый пятый назвал неуважительное отношение к себе и своей профессии, а среди практикующих сестер это одна из лидирующих проблем, у студентов училища она на II месте (рис. 3).

Это подтверждает низкий статус медицинских работников в нашем обществе и определяет низкую привлекательность уже выбранной специальности. Кроме того, складывается ощущение, что студенты ориентированы не на качественное и грамотное оказание медицинской помощи, а на мужественное преодоление трудностей практического здравоохранения.

Характеристика студентов базового уровня образования по результатам анонимного анкетирования (%):

- не готовы к самостоятельной деятельности - 52;

- испытывают неуверенность при самостоятельной деятельности - 29;

- считают необходимым увеличить количество часов практических занятий - 33;

- ввести дополнительные часы по психологии - 21;

- не придут на рабочие места по специальности - 21.

По данным одного из колледжей, из выпускников по целевому набору пришли на рабочие места в 2005 г. 40 %; в 2006 г. - 53 %; в 2007 г. - 13 %.

Колледж

Училище

® Бол. объем ■ Нед. навык. □ Неуверенность Ш Тр. общения

ННед. инстр. В! Бол. нагрузка ■ Неуважение

Рис. 3. Трудности в начале профессиональной деятельности

Кроме того, нами проведен опрос студентов и практикующих специалистов по опроснику В. В. Бойко с целью выявить наличие и выраженность у них признаков эмоционального выгорания (рис. 4).

Динамика развития синдрома эмоционального выгорания по В. В. Бойко [2, 3].

I фаза напряжения:

1) переживание психотравмирующих обстоятельств;

2) неудовлетворенность собой;

3) загнанность в клетку;

4) тревога и депрессия.

II фаза резистенции (сопротивления):

1) неадекватное избирательное эмоциональное реагирование;

2) эмоционально-нравственная дезориентация;

3) расширение сферы экономии эмоций;

4) редукция профессиональных обязанностей.

-Складывающийся симптом -Доминирующий симптон

10 11 Сложившийся симптом

Рис. 4. Результаты анкетирования студентов по опроснику В. В. Бойко: 1 - переживание психотравмирующих обстоятельств; 2 - неудовлетворенность собой; 3 - загнанность в клетку; 4 - тревога и депрессия; 5 - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; 6 - эмоционально-нравственная дезориентация; 7 - расширение сферы экономии эмоций; 8 - редукция профессиональных обязанностей; 9 - эмоциональный дефицит; 10 -эмоциональная отстраненность; 11 - личностная отстраненность или деперсонализация; 12 - психосоматические и психовегетативные нарушения

III фаза истощения:

1) эмоциональный дефицит;

2) эмоциональная отстраненность;

3) личностная отстраненность;

4) психосоматические и психовегетативные нарушения.

Развитие СЭВ протекает в 3 фазы. Длительное воздействие факторов профессионального стресса способствует появлению ощущения неуверенности, отчаяния и безысходности, чувства тревоги и тупика, достигая апогея напряженности.

При невозможности повлиять или устранить психо-травмирующие обстоятельства каждый человек пытается строить психологическую защиту. Это проявляется стремлением формализовать свою работу, уменьшить или исключить эмоциональную отдачу в общении с пациентами и сотрудниками. Окружающие и пациенты воспринимают это как черствость, неучтивость и равнодушие.

Название 3-й фазы говорит само за себя. Это фаза профессиональной и личностной деформации специалистов, вплоть до психосоматических и психовегетативных нарушений.

Анализируя данные, полученные по опроснику Бойко среди студентов медицинского колледжа, мы пришли к выводу, что выпускники испытывают в высшей степени психологический стресс в преддверии государственных экзаменов.

У студентов присутствуют выраженные симптомы эмоционального выгорания всех трех фаз, что, по существу, подтверждает низкие адаптивные способности студентов. Уже на данном этапе выявляются психологическая устойчивость, степень адаптивности и пригодность к предстоящей профессиональной деятельности. Поскольку сама профессиональная деятельность медицинских работников сопряжена с эмоциональным стрессом, проблема отбора абитуриентов с целью их дальнейшей профессиональной и психологической пригодности стоит достаточно остро [8]. Это определяется особыми требованиями, предъявляемыми к медицинским работникам со стороны как пациентов, так и общества в целом, а также обусловлено особенностями условий, среды и содержания труда медсестер и акушерок.

Еще не оправившихся от экзаменационного стресса множество проблем адаптационного периода на рабочем месте повергает молодых специалистов в шок [1]. Отсутствие практических и коммуникативных навыков, освоение в разновозрастном коллективе, несоответствие их возможностей требованиям производственной среды создают значительные трудности в период становления профессионала. Первичное обучение на рабочем месте чаще всего не организовано, происходит хаотично.

Первый год работы является определяющим в принятии решения о продолжении профессиональной деятельности или пересмотре своей профессиональной ориентации. Этот этап необходимо отметить как самый значимый по текучести кадров. Работники в период первичной адаптации испытывают стресс в связи с чрезмерными умственными, эмоциональными и физическими нагруз-

ками [1, 4, 5], недостаток знаний и отсутствие опыта формируют эмоциональное напряжение, а стереотипный на их взгляд характер работы запускает симптом личностной отстраненности. Частые стрессы производственной среды провоцируют неадекватное эмоциональное реагирование.

Анализ выраженности признаков выгорания среди работающих специалистов позволяет сделать следующие выводы. Психотравмирующие обстоятельства присутствуют у 44 % акушерок родблока, 34 % послеродовых отделений, 33 % м/с реанимации, анестезиологии и операционный сестер и у 22 % акушерок женских консультаций. Характерными признаками выгорания медсестер и акушерок являются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональный обязанностей. Отмечается стремление специалистов выполнять свои обязанности в зависимости от настроения и субъективного предпочтения и формализовать свою работу. Признак тревоги и депрессии вынуждает принимать решение о смене места работы или профессии в целом, он преобладает у 26 % акушерок родблока, 14 % м/с реанимации и анестезиологии, 13 % женских консультаций и 12 % послеродовый отделений.

Необходимо отметить, что среди акушерок родблока и медсестер реанимации нет специалистов старше 50 лет, большинство из них, не доработав до пенсионного возраста, уходят в другие отрасли народного хозяйства.

Для всех групп характерно отсутствие таких симптомов, как «загнанность в клетку» и «неудовлетворенность собой». Данное обстоятельство рассматривается как тенденцию к самодостаточности и низкой самооценке, склонность к консерватизму, пессимистичности и подчиненности, отсутствие стремления к переменам. В то же время неуверенность, низкая самооценка, пессимистичность часто являются результатом психологического стресса на работе. И наиболее типичной психологической реакцией на стресс в профессиональной деятельности является неудовлетворенность работой [6].

В нашем исследовании не удовлетворены своей работой 33 % медсестер и акушерок (93), и именно эта группа специалистов подвержена динамическому развитию эмоционального выгорания.

Динамическому развитию СЭВ в нашем исследовании способствуют следующие факторы:

- неадекватное базовое образование и отсутствие практических навыжов, что является главными трудностями на этапе первичной адаптации;

- коммуникативная некомпетентность;

- неотлаженная система последипломного образования, отсутствие мотивации к самообразованию;

- неудовлетворенность работой - процессом, результатом труда, характером и условиями трудовой деятельности;

- частые стрессы;

- стереотипный характер работы;

Ч СПбГМУ

- чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки.

Статистический анализ подтвердил тесную зависимость указанных факторов и формированием СЭВ.

Среди практикующих специалистов 40 % имеют желание овладеть другой профессией, между тем 60 % опрошенных отмечают, что данная профессия ими выбрана по призванию и 91 % любят ее. Низкий престиж специальностей в обществе, неадекватная система оплаты труда, значительные физические и эмоциональные нагрузки и множество профессиональных вредностей оказывают существенное негативное влияние на сохранность опытных кадров в здравоохранении [8, 9] (рис. 5).

Частые стрессовые ситуации в профессиональной деятельности провоцируют динамическое развитие синдрома эмоционального выгорания (фаза напряжения М=39,2±19, Р=0; фаза сопротивления М=56,1±22,2, Р=0; психосоматические нарушения М=11,0±6,3, Р=0,0001).

Стереотипность работы, на который указывают 47 специалистов, влечет неудовлетворенность собой, чувство безысходности, способствует формированию симптомов эмоционального выгорания, вплоть до профессиональной деформации (Р=0,0045) и нарушения здоровья специалистов (М= 10,0±8,6).

Акушерки послеродовых и родильных отделений считают, что их работа связана с чрезмерными физическими нагрузками, данные подтверждают их связь с умственным и эмоциональным напряжением (Я = от 0,317 до 0,569).

Постоянные физические нагрузки считают фактором профессиональной вредности акушерки родильных отделений и медсестры отделений реанимации, анестезиологии, интенсивной терапии и операционные медсестры.

Одним из значимых профессиональных факторов, угрожающих здоровью, был назван риск заражения инфекционными заболеваниями (СПИД, гепатиты, сифилис) -77 %, на втором месте - воздействие химических агентов -63 % (дезинфицирующие и лекарственные средства), третьим по значимости был назван стресс, эмоциональные нагрузки (54 %), и 28 % указали на чрезмерные физические нагрузки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сотрудники службы родовспоможения - это в большинстве своем представительницами женского пола. Медсестры и акушерки сами являются частью репродуктивного фонда страны, забота о здоровье, безопасных условиях труда и социальной защищенности специалистов медсестринского и акушерского дела также должна стать одной из важнейших задач государства.

ВЫВОДЫ

Отсутствие практики профессионального и психологического отбора, несовершенство базовой подготовки способствуют оттоку кадров.

Рис. 5. Стрессы рабочей среды (%)

Проблемы адаптации в период профессионального становления не способствуют закреплению молодых специалистов службе родовспоможения.

Характер, условия и содержание труда медсестер и акушерок содержат множество факторов профессионального стресса, способствующего развитию синдрома эмоционального выгорания, что в значительной мере сокращает период эффективной трудовой деятельности и способствует уходу из профессии опытных кадров.

Низкий социальный статус профессии медсестры и акушерки, неадекватная оплата квалифицированного и качественного труда, отсутствие мотивации к профессиональному совершенствованию и самообразованию ведут к потерям профессионально ориентированных кадров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белогурова, В. А. Личность обучающегося и его взаимодействие с преподавателем / В. А. Белогурова // Главная мед. сестра. -

2006. - № 3. - С. 57-69.

2. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб., 1999. - С. 29.

3. Бойко, В. В. Энергия эмоций / В. В. Бойко. - 2-е изд. - М., 2004. - С. 473.

4. Велинковский, Б. Т. Социальный стресс, трудовая мотивация и здоровье / Б. Т. Величковский // Российский мед. журн. - 2006. -№ 6. - С. 8-14.

5. Дроздова, Г. Ю. Проблемы мотивации трудовой деятельности медицинских сестер / Г. Ю. Дроздова // Главная мед. сестра. -

2007. - С. 54-62.

6. Мунински, П. Психология, профессия, карьера / П. Мучинс-ки. - СПб., 2004. - 534 с.

7. Хетагурова, А. К. Социально-демографические и психологические факторы, влияющие на уход из профессии медицинских сестер на современном этапе / А. К. Хетагурова, Н. А. Касимовская // Сестринское дело. - 2006. - №7. - С. 4-7.

8. Храмова, Л. Г. Анализ факторов, влияющих на процесс адаптации молодых специалистов сестринского дела в лечебно-профилактических учреждениях / Л. Г. Храмова // Главная мед. сестра. -2007. - С. 92-100.

9. Щербатых, Ю. Психология стресса / Ю. Щербатых. - М., 2006. - 301 с.

© Коллектив авторов, 2009 г. УДК 616.13-004.6:616-002]-08.322

М. Л. Поспелова, О. Д. Барнаулов, И. Г. Крупоткина, М. И. Кадинская

ВЛИЯНИЕ ФИТОТЕРАПИИ НА СОСТОЯНИЕ МАРКЕРОВ ВОСПАЛЕНИЯ ПРИ АТЕРОСКЛЕРОЗЕ БРАХЕОЦЕФАЛЬ-НЫХ АРТЕРИЙ

Городской консультативно-диагностический центр № 1, Институт мозга человека РАН, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

ВВЕДЕНИЕ

B настоящее время доказано, что атеросклероз может рассматриваться как гиперреактивное заживление поврежденной сосудистой стенки [9]. Во многих случаях при атеросклерозе повышается концентрация ряда биологически активных веществ, принимающих участие в становлении клеточных реакций. Такие эндогенные факторы получили в литературе название маркеров воспаления при атеросклерозе. К ним относят C-реактивный белок (СРБ), фактор фон Виллибранда (ФВ), Д-димер, фибриноген и некоторые другие. СРБ является плюрипотентным медиатором воспаления, присутствие которого можно обнаружить как в месте начального повреждения сосудистой стенки, так и в уже сформировавшейся атеро-склеротической бляшке [13, 14]. Он активно участвует на ранних стадиях атерогенеза, способствуя развитию эндо-телиальной дисфункции, связывая воспаление, коагуляцию и тромбоз, и является доказанным плазменным маркером при атеросклерозе и предиктором ИБС [2, 4]. Определение концентрации СРБ является интегральным тестом физиологической «чистоты внутренней среды» (внутрисосудистого и межклеточного пулов) [1]. В настоящее время доказана связь между приростом числа и количества атеросклеротических бляшек в каротидных артериях за 1 год и концентрацией СРБ. Также отмечена связь между повышенным уровнем СРБ и толщиной индекса интима-медиа брахиоцефальных артерий у женщин в Framingam Heart Study [12].

Концентрация фибриногена в плазме возрастает во многих ситуациях - при высоких значениях ЛПНП и три-глицеридов, гипертонии, сахарном диабете, курении и др. Неблагоприятное влияние обнаружения в высоких концентрациях фибриногена в плазме больных ИБС на прогноз жизни установлено давно. В исследовании FRISC было показано независимое прогностическое значение повышенного уровня как фибриногена, так и СРБ у больных нестабильной стенокардией. У больных ИБС отмечалось существенное повышение уровня СРБ, фибриногена по сравнению с лицами без ИБС [10].

В исследованиях Caerphilly Study и Speedwell Study риск развития ИБС достоверно возрастал при повышении концентрации СРБ и D-димера. Имеются свидетельства о синергизме этих маркеров при определение прогноза возникновения и неблагоприятного исхода сосудистого заболевания [6].

Присоединение к клинике коронарного атеросклероза клиники поражения периферических артерий, аневризмы аорты [11] вызывает достоверное повышение уровня СРБ, фибриногена и фактора Виллибранда. Во франко-ирландском исследовании (PRIME) при однофакторном анализе риск смерти ассоциировался, наряду с липидными показателями, с повышением СРБ, интерлейкина-6 и фибриногена [7]. В том же исследовании было показано, что повышение концентрации фактора Виллибранда свыше 1,59 ед./л повышает риск ИБС при 5-летнем наблюдении в 6,9 раза, что коррелировало с повышением СРБ у этих пациентов в 2 раза в сравнении с группой контроля [8].

Таким образом, результаты популяционных исследований свидетельствуют о повышении риска развития сердечно-сосудистых событий в среднем в 2 раза у больных с высокими значениями маркеров воспаления при атеросклерозе (СРБ, ФВ, фибриноген, Д-димер) по сравнению с больными, имеющими низкие значения маркеров. Поэтому целью настоящей работы явилось изучение влияния фитотерапии поликомпонентными индивидуально подобранными сборами на концентрации С-реактивно-го белка, концентрацию фибриногена, Д-димера, активность фактора Виллибранда в плазме крови у пациентов с тромбоокклюзирующим поражением брахеоцефальных артерий.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено в группе из 30 пациентов (20 женщин, 10 мужчин, средний возраст - 66,7 года) с верифицированным атеросклеротическим поражением брахеоцефальных артерий. В каротидном бассейне: окклюзия внутренней сонной артерии (ВСА) - 3, стенозы ВСА более 75 % - 7, стенозы ВСА менее 75 % - 20, двухстороннее поражение - 15 больных. В вертебрально-ба-зилярном бассейне: окклюзия подключичной артерии (ПкА) - 2, позвоночной артерии (ПА) - 1; стеноз ПкА - 2, стеноз ПА - 4; сочетанное поражение обоих сосудистых бассейнов - у 7 человек. В анамнезе у 15 больных ОНМК или ТИА, из них у 12 - в бассейне стенозированного сосуда. 25 пациентов страдали гипертонической болезнью, ишемическая болезнь сердца диагностирована у 23 человек (из них 4 перенесли острый инфаркт миокарда и 1 пациент был прооперирован - АКШ). Облитерирую-щий атеросклероз артерий нижних конечностей был выявлен у 5 больных, сахарный диабет 2 типа - у 9 пациентов. Медикаментозная терапия включала в себя постоянный прием антиагрегантных препаратов (аспирин, ку-рантил, их сочетание или клопидогрель) и липидоснижа-ющих препаратов из группы статинов.

Пациенты были разделены на 2 группы: 1 группа -пациенты дополнительно к постоянной медикаментозной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.