Научная статья на тему 'Кадровые проблемы российских предприятий: диагностика и пути решения'

Кадровые проблемы российских предприятий: диагностика и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1196
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / LABOUR MARKET / EMPLOYMENT / MOBILITY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Одегов Юрий Геннадьевич

Острейшая проблема современной России состоит в дефиците кадров. В этих условиях одной из важных характеристик поведения предприятий на рынке труда является перенос центра тяжести проблем рынка труда с макрона микроуровень. Предприятия формируют запрос рынку образовательных услуг. Они же поддерживают функционирующие рабочие места и пропорции занятости, вносят коррективы в рыночный механизм зарплатообразования. Поэтому изучение особенностей этих процессов является в условиях выхода из кризиса весьма актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA: STAFFING ISSUES TO BE REVEALED AND FIXED

The paper is devoted to a burning issue in current Russia staff scarcity. Taking the fact into account, businesses turn macroeconomic troubles of labour market into microeconomic ones: 1) businesses build the demand for education market; 2) they maintain existing employment and adjust the procedure of forming compensation. All these appear to be of current importance to find the way out of crisis.

Текст научной работы на тему «Кадровые проблемы российских предприятий: диагностика и пути решения»

Тема номера:

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 2. С. 5-10.

УДК 658.0

КАДРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ДИАГНОСТИКА И ПУТИ РЕШЕНИЯ

RUSSIA: STAFFING ISSUES TO BE REVEALED AND FIXED

Ю.Г. Одегов U.G. Odegov

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Острейшая проблема современной России состоит в дефиците кадров. В этих условиях одной из важных характеристик поведения предприятий на рынке труда является перенос центра тяжести проблем рынка труда с макро- на микроуровень. Предприятия формируют запрос рынку образовательных услуг. Они же поддерживают функционирующие рабочие места и пропорции занятости, вносят коррективы в рыночный механизм зарплатообразования. Поэтому изучение особенностей этих процессов является в условиях выхода из кризиса весьма актуальным.

The paper is devoted to a burning issue in current Russia - staff scarcity. Taking the fact into account, businesses turn macroeconomic troubles of labour market into microeconomic ones: 1) businesses build the demand for education market; 2) they maintain existing employment and adjust the procedure of forming compensation. All these appear to be of current importance to find the way out of crisis.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, мобильность, образование.

Key words: labour market, employment, mobility, education.

Специфика современного российского рынка труда заключается в том, что для него характерен:

- высокий показатель трудовой мобильности (выше, чем в Европе, примерно в 3 раза);

- высокая динамика смены профессий;

- сверхвысокий объем неформальной занятости;

- ориентация населения на получение высшего образования. По данным ГУ ВШЭ, 85 % семей выпускников школ уверены, что их ребенок будет учиться в вузе, а 7 % хотят, чтобы он там учился, т. е. вузы превратились в экономических агентов, потребителями услуг которых являются не организации, а семьи. Хотя в современных условиях объективным носителем требований к качеству образования является работодатель, а при приеме на работу медленно, но неуклонно растет фактор репутации (имидж) учебного заведения.

На специфику рынка труда оказывает свое влияние и демографическая ситуация, сложившаяся в России (см. рис. 1). Но руководите -

© Ю.Г. Одегов, 2011

ли (СЕО) крупных предприятий явно недооценивают влияние демографического фактора на функционирование своих компаний. Так, на вопрос «Отразится ли демографический спад начала 1990-х гг. в России на деятельности Вашей компании в ближайшие годы?» почти 50 % опрошенных топ-менеджеров ответили «нет» (см. рис. 2)1.

Вместе с тем прогноз кадровой потребности и ожидаемой численности трудоспособного населения на период до 2024 г. на примере одного из регионов РФ показывает обратное (см. рис. 3)2.

Такое нестандартное поведение топ-менеджеров предприятий объясняется тем, что изначально (на момент начала рыночных реформ) уровень занятости (численность работников на предприятиях) был намного выше экономиче-

1 См.: НМогиш. Кадровые барьеры на пути экономического роста. 2010.03.12.

2 По данным исследования «Барьеры в сфере управления кадрами на пути развития российской экономики», начатого в октябре 2010 г. компанией ГББ и Государственным университетом - Высшая школа экономики, при участии ВЦИОМ.

ски обоснованного уровня. В 90-х гг. ХХ в. это в большей степени проявлялось в существовании неполной вынужденной занятости. Увеличение объемов выпуска продукции обусловило увеличение численности задействованного персонала (так как это самый доступный и наиболее дешевый резерв роста производства). Но одновременно это привело к производству продукции, на которую не было платежеспособного спроса, что проявилось в существовании неплатежей, росте просроченной кредиторско-

дебиторской задолженности предприятий и запасов готовой продукции на складах сверх нормативного значения. Поэтому анализ эффективности использования трудовых ресурсов в национальной экономике необходимо начинать с микроуровня. Это создает предпосылки для модификации целевых установок предприятий на рынке труда, повышения эффективности распределения и использования рабочей силы на микроотраслевом и макроуровнях.

нехватки трудовых ресурсов на следующие 10-15 лет

Рис. 1. Рождаемость в Российской Федерации за период с 1990 по 2010 гг.

Да.

безусловно

22%

Скорее нет

33%

Скорее да

20%

Рис. 2. Влияние демографического спада на деятельности компаний (в процентах от числа опрошенных)

о

ч:

1 Кадровая потребность экономики г Ожидаемая численность трудовых ресурсов

Рис. 3. Прогноз кадровой потребности экономики и ожидаемая численность трудовых ресурсов

Как известно, основными факторами, влияющими на индивидуальную результативность труда, являются:

- знания, умения и навыки (ЗУН);

- профессионально важные качества работников (ПВК);

- мотивационные стимулы работников (МС).

К дополнительным факторам, влияющим на эффективность работы персонала, можно отнести условия организации рабочего места, особенности субкультуры организации, соответствие содержания работы сотрудника уровню его квалификации и т. д.

Уже само простое перечисление вышеназванных факторов указывает на то, что для получения полной картины о состоянии персонала предприятия и тенденциях его развития целесообразно проводить качественную и глубокую кадровую диагностику.

Всё это вызвано тем, что традиционная система анализа хозяйственной деятельности не позволяет оценить многие явления, присущие современной системе использования персонала на предприятиях и определяющие эффективность занятости на микроуровне. Это относится к расчету избыточной численности персонала, оценке качества общего и специ-

фического капитала его работников для формирования адекватных ценовых и неценовых сигналов на внешний рынок труда и рынок образовательных услуг, оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал для научно обоснованного выбора объектов инвестирования, оценке социальной напряженности в коллективе, выделению факторов, определяющих потребность в персонале, разработке перечня трудоизбыточных и трудонедостаточных подразделений (профессий, специальностей) на предприятии и др.

Анализ кадровых проблем предприятий различных отраслей экономики показывает, что первой из проблем, с которой сталкиваются организации, является обеспеченность качественной рабочей силой. Сегодня потребность российских организаций в работниках в 1,5 раза больше, чем объем их подготовки, т. е. управление квалификацией персонала в широком смысле выдвигается на одно из первых мест в общей системе работы с персоналом. Эта работа должна включать:

- оценку потребности в необходимом персонале;

- выделение ключевых специалистов;

- формирование модели ключевых компетенций сотрудников (см. рис. 4).

Уровень

развития

компетенций

Утвержденный профиль ключевых компетенций

Приоритетные (перспективные) направления развития

{МММММ)

КОМПЕТЕНЦИИ

Фактический уровень развития компетенции конкретного сотрудника (определяется с помощью Центров оценки)

Рис. 4. Применение модели ключевых компетенций для развития персонала

Чтобы считаться ключевой компетенцией, набор предлагаемых навыков работников должен отвечать трем критериям: быть ценным для организации; навыки и умения должны быть уникальными; ключевые компетен-

ции должны обеспечивать переход к инновациям завтрашнего дня.

Президент РФ Дмитрий Медведев 31 августа 2010 г. на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модерни-

зации и технологическому развитию экономики России заявил, что система профессионального образования должна иметь четкий заказ на специалистов со стороны государства и бизнес-сообщества. Для этого необходимо обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, такими, которые по-настоящему интересны рынку, реально востребованы работодателями. В 2010 г. 35 % поступивших в технические вузы - это бывшие двоечники и троечники. Ни одного процента выпускников с са-

мым высоким баллом по ЕГЭ нет в вузах авиа-и ракетостроительного профиля, всего 4 % в вузах, где осваивается электроника, - подготовка инженеров для работы в условиях инновационной экономики становится заведомо неэффективна. По словам президента, российская система профессионально образования в настоящее время слабо конкурентоспособна. Одна из причин - её несбалансированность по уровням подготовки (рис. 5).

А. Рост числа школьников, поступающих в образовательные учреждения

Б. Соотношение численности выпускников вузов и системы профобразования

Рис. 5. Подготовка кадров в системе профессионального образования (данные Росстата)

Подготовка специалистов должна вестись с учетом реальных потребностей экономики в условиях её модернизации. Основные проблемы в области профессионального образования заключаются в следующем:

- по-прежнему нет подготовки специалистов в области инструментов инновационной экономики;

- вузы медленно разворачиваются в сторону обучения практическим компетенциям,

превалирует «фундаментальность» как ценностная ориентация системы высшего профессионального образования;

- качество набора и подготовки не удовлетворяет работодателей. Это приводит к тому, что расходы предприятий на до-обучение своих работников почти равнозначны расходам государства на всю систему профобразования (мировой показатель - max 60 %).

Чтобы профессионально-техническое образование было переориентировано на нужды перспективных производств, нужно завершить разработку профессиональных стандартов, создать систему обязательной общественно-профессиональной экспертизы и приступить к разработке регионально-отраслевых прогнозов потребности в кадровых ресурсах. Их построение позволит в дальнейшем перейти к формированию национальной системы прогнозирования потребности в кадрах путем составления балансов.

На баланс потребности региона в трудовых ресурсах и её динамику влияют:

- демографическая ситуация;

- миграция;

- профессионально-квалификационная структура занятости;

- социально-культурный потенциал региона;

- экономическая структура региона.

Ликвидация дисбаланса в кадровой потребности требует изменения структуры подготовки и переподготовки (переквалификации) рабочей силы; управления процессом миграции и соотношением производительности труда и заработной платы. В этой связи надо кри-

тически переосмыслить практику составления баланса квалифицированной рабочей силы, применявшуюся Госпланом СССР, привязав её к рыночным условиям.

Баланс рабочей силы предприятия представлен в табл. 1. Его совершенствование требует ранжирования персонала по четырем категориям:

- персонал - капитал;

- персонал - ресурс;

- персонал;

- кадры.

Каждая из них характеризуется определенным уровнем потенциала, наличием и эффективностью использования сотрудником профессиональных компетенций. На основании сравнения персональных заключений, полученных в результате оценки со стандартизированным профилем работника категории «Персонал - капитал», могут быть определены рекомендации по персональному развитию и обучению сотрудника. Анализ же процентного соотношения выделенных категорий работников позволит выявить в коллективе организации проблемные зоны и определить стратегию развития её персонала в целом.

Т аблица 1

Баланс рабочей силы предприятия (пример условный)

Показатели Всего работников, чел. В том числе по категориям персонала

рабочие Руководители, специалисты, служащие Прочие

1. Наличие на начало планового года 4 820 3 980 800 40

2. Потребность на конец года 5 480 4 660 780 40

3. Дополнительная потребность на при- 660 680 -20 -

рост численности

4. Дополнительная потребность на возме- 591 507 80 4

щение планируемой убыли - всего

В том числе в связи с:

- окончанием сроков договоров; 32 17 15 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- призывом в армию; 125 120 5 -

- уходом на пенсию; 90 70 20 -

- текучестью 344 300 40 4

5. Общая дополнительная потребность 1 251 1 187 60 4

6. Источники обеспечения дополнитель-

ной потребности:

- выпускники вузов и техникумов (кол- 90 60 30 -

леджей)

- выпускники профтехучилищ 400 400 - -

- выпускники средних школ (гимназий, 157 157 - -

лицеев) с профессиональным обучением

- перевод с других предприятий 40 30 10 -

- набор со стороны 564 540 20 4

Таким образом, профессиональный стандарт, увязывая воедино требования государства и предприятия к компетентности выпускников учебных заведений профессионального образования, должен определять качест-

венные критерии к составлению баланса рабочей силы и соответствующие им потребности (табл. 2).

Взаимосвязь образовательных и профессиональных стандартов показана на рис. 6.

Т аблица 2

Профессиональный стандарт

Задачи

Государства/отрасли Образования Предприятия

• формирование национальной и отраслевых рамок; • согласование и унификация областей профессиональной деятельности и профессий; • проведение сертификации выпускников и специалистов • разработка образовательных стандартов; • формирование программ профессионального образования; • разработка учебно-методических материалов; • механизм оценки компетентности студентов учебных заведений профессионального образования • требования к кандидатам при найме; • должностные инструкции; • аттестация работников; • корпоративное обучение, переподготовка, повышение квалификации сотрудников

Рис. 6. Взаимосвязь профессиональных и образовательных стандартов

Для запуска данного механизма требуется решение ряда вопросов и законодательных инициатив, таких как:

- государственное признание профстан-дартов (сегодня отсутствует законодательная и нормативно-правовая база, определяющая существование и легальность профстандартов: положение, процедуры, регламенты и др.);

- утверждение официальной процедуры перехода от профессиональных к образовательным стандартам;

- ликвидация имеющейся в ряде случаев подмены понятий, например, профессиональные стандарты - квалификационными характеристиками (ЕКС);

- усиление координации работы между заинтересованными министерствами (МЗСР, МОН, МПТ) по профстандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.