Научная статья на тему 'Кадровые изменения в здравоохранении Тюменской области в период с 1964 по 1991 гг'

Кадровые изменения в здравоохранении Тюменской области в период с 1964 по 1991 гг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
377
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ / ЖИЛИЩНАЯ ПРОБЛЕМА / УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ КАДРАМИ / ИСТОРИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / TRAINING / EMPLOYEE TURNOVER / HOUSING PROBLEM / STAFFING / SECURITY PERSONNEL / HISTORY OF HEALTH PROTECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шорохова Ирина Ивановна

В статье рассматриваются кадровые изменения в здравоохранении Тюменской области в условиях создания нефтегазодобывающей промышленности. Изучение этого вопроса увеличивает количество исследуемых исторических проблем, расширяет знания по одной из мало изученных страниц истории Тюменского региона. Материалы статьи могут быть полезны для проведения исследований по истории здравоохранения в Сибири. Информационный материал может быть использован для разработки самостоятельных спецкурсов, а также как дополнительный материал для прочтения курсов по истории отрасли, региона. Кадровая политика здравоохранения в Тюменской области в условиях нехватки средств и людей проводилась целенаправленно и систематически, но показатели росли крайне медленно и были значительно ниже показателей по РСФСР и существующих плановых нормативов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personnel changes in the health care system of Tyumen region in period from 1964 to 1991

The article deals with the health personnel policy in the Tyumen region under the conditions of the oil and gas industry. Study of this issue increases the amount of study of historical problems, expands knowledge of one of the little-studied the pages of history of the Tyumen region. Article Submissions may be useful for research on the history of public health in Siberia. Information material can be used to develop standalone special courses, as well as additional material for reading courses on the history of the industry in the region. Personnel health policy in the Tyumen region on a shoestring, and people purposefully and systematically carried out, but the figures grew very slowly and were significantly lower than in the RSFSR and the existing planning regulations.

Текст научной работы на тему «Кадровые изменения в здравоохранении Тюменской области в период с 1964 по 1991 гг»

УДК 94(571.120)"1964/1991":614.39 И. И. ШОРОХОВА

Тюменский государственный нефтегазовый университет

КАДРОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД С 1964 ПО 1991 гг._

В статье рассматриваются кадровые изменения в здравоохранении Тюменской области в условиях создания нефтегазодобывающей промышленности. Изучение этого вопроса увеличивает количество исследуемых исторических проблем, расширяет знания по одной из мало изученных страниц истории Тюменского региона. Материалы статьи могут быть полезны для проведения исследований по истории здравоохранения в Сибири. Информационный материал может быть использован для разработки самостоятельных спецкурсов, а также как дополнительный материал для прочтения курсов по истории отрасли, региона. Кадровая политика здравоохранения в Тюменской области в условиях нехватки средств и людей проводилась целенаправленно и систематически, но показатели росли крайне медленно и были значительно ниже показателей по РСФСР и существующих плановых нормативов.

Ключевые слова: повышение квалификации, текучесть кадров, жилищная проблема, укомплектованность, обеспеченность кадрами, история здравоохранения.

В период с 1964— 1991 гг. в Тюменской области существовали большие трудности в организации медицинской помощи населению, особенно северных национальных округов, где ускоренно развивались нефтегазовая промышленность, строительство новых городов, а сфера здравоохранения была не развита. Обеспечение медицинских учреждений квалифицированными кадрами стало одной из первоочередных задач здравоохранения Тюменской области.

Продолжительное время в Тюменском регионе ощущалась хроническая нехватка медицинских кадров. Поэтому в поликлиниках, работавших по участковому принципу, тормозилось разукрупнение участков. В 1963 г. в Ялуторовске на одном из пяти терапевтических участков не было врачей. По городам, посёлкам области 35 % населения обслуживалось фельдшерами [1, л. 32]. В 1964 г. в городах, рабочих посёлках из 89 врачебных участков 16 обслуживались фельдшерами [2, л. 301].

В 1965 г. насчитывался 1771 врач и 8481 средний медработник. На 10000 человек приходилось 13,7 врача и 69,1 средних медработника. Самое большое количество врачей было по югу области (1376) и в г. Тюмени (404), а лучшая обеспеченность ими — в г. Ханты-Мансийске (29,3) и Салехарде (48,4). В Ханты-Мансийском округе в 1965 г. фиксировалось врачей больше (230), чем в Ямало-Ненецком округе (165). Однако обеспеченность на 10000 человек составляла в Ханты-Мансийском районе 10,0, а в Ямало-Ненецком 23,4 врача и, соответственно, 64,6 и 103,7 средних медработника [3, с. 26, 29, 30, 33; 4, с. 16; 2, л. 43]. Показатели не были удовлетворительными, если учесть громадную территорию округов, малую плотность и большой процент кочующего населения, отсутствие регулярных средств связи. Особенно тяжёлое положение с медицинскими кадрами было в Ханты-Мансийском районе: из 41 участковой больницы 18 не были укомплектованы врачами. Не хватало примерно 300 средних медицинских работников [5, л. 40].

Между тем в короткий срок Тюменская область превратилась в ведущий энергетический район страны. Открытие нефтегазовых месторождений в северных национальных округах привлекало большое количество нового населения, строились молодые промышленные города, посёлки. Численность населения области за период с 1959 по 1970 гг. выросла на 12,9 % (314000 человек), населения Ямало-Ненецкого — на 12,8 % (17700 человек), населения Ханты-Мансийского округа — на 119 % (147300 человек) [6]. Нужно было создать условия, необходимые для сохранения здоровья всех жителей области.

Проблема нехватки кадров решалась поэтапно. В 1963 г. в Тюмени был открыт медицинский институт с лечебно-профилактическим и фармацевтическим факультетами. На базе областной и городских больниц были созданы клинические кафедры института. Решением исполнительного комитета Тюменской области (промышленного) Совета депутатов трудящихся № 382 от 10.09.1963 г. было создано Ишимское медицинское училище. 27 мая 1965 года исполком Тюменского областного Совета депутатов трудящихся принял решение об открытии медицинского училища в г. Ялуторовске в связи с острым недостатком средних медицинских кадров в области. С 1965 по 1991 гг. всего в области имелось 6 средних медицинских учебных заведений. Тюменское медицинское училище было образовано в 1921 г., Ханты-Мансийское — в 1934 г., Тобольское — в 1954 г., Салехардское — в 1955 г. Училища Салехарда и Ханты-Мансийска готовили кадры для обслуживания населения национальных округов [7, с. 8]. Повысился набор студентов в медицинские училища с 660 в 1963 г. до 780 в 1964 г. [1, л. 108].

В медицинские учреждения округов в 1964 — 1965 гг. было направлено 214 врачей, в т. ч. в Ханты-Мансийский округ — 137 врачей, а в Ямало-Ненецкий округ — 77 врачей. Врачей-педиатров было направлено в национальные округи по 21 специалисту, средних мед-

работников 297 человек [5, л. 39]. В 1969 г. состоялся первый выпуск врачей Тюменского государственного мединститута, лечебно-профилактические учреждения получили 180 молодых специалистов [2, л. 43]. За период с 1970 по 1980 гг. Тюменский медицинский институт направил для работы в область около 3000 выпускников [8, л. 10]. В 1980-х гг. ежегодно численность врачей в области стала увеличиваться на 450 — 500 человек, средних медицинских работников — на 1400 — 1500 человек за счёт выпускников Тюменского мединститута, шести медицинских училищ [9, л. 71].

Укомплектование учреждений здравоохранения кадрами производилось в соответствии со специальными приказами Минздрава СССР о штатных нормативах медперсонала. Они рассчитывались по заболеваемости, численности населения, показателям его здоровья, числу, мощности учреждений здравоохранения на определённый период [10, с. 135].

XXIII съезд КПСС в 1966 г. наметил мероприятия по совершенствованию специализированной медицинской помощи [7, с. 7]. В VIII пятилетке нужны были педиатры, инфекционисты, врачи терапевтического и хирургического профиля [11, с. 162].

В 1967— 1969 гг. для ранней специализации будущих врачей в стране была проведена реформа медицинского образования по инициативе Минздрава СССР. В рамках вузов они проходили субординатуру, затем интернатуру в крупных лечебно-профилактических учреждениях. Подготовка врача-специалиста стала занимать 7 лет, каждые 5 последующих лет врач проходил повышение квалификации [12, с. 524].

К началу 1970 г. СССР вышел на первое место в мире по количеству врачей на 10000 населения [12, с. 524]. Однако в Тюменской области в 1970 г. обеспеченность врачебными кадрами продолжала оставаться неудовлетворительной: по области насчитывалось 2580 врачей и 11736 средних медработников, обеспеченность на 10000 человек составляла 18,1 врача и 82,5 средних медработника [3, с. 26, 29, 30, 33; 4, с. 16; 2, с. 43]. Особенно низкая обеспеченность врачами по-прежнему фиксировалась в Ханты-Мансийском округе — 13,8 на 10000 населения [5, л. 70].

На XXIV съезде КПСС в 1971 г. была поставлена задача: увеличить численность врачей, повысить уровень подготовки медицинского персонала [13, с. 35].

Существовали и другие кадровые проблемы. Главной из них в 1970-х гг. была нехватка среднего медицинского персонала. Сеть медучилищ в Тюменской области практически не развивалась, количество выпускников оставалось неизменным. Довести соотношение врачей и средних медработников к 1991 г. до уровня 1/4 так и не удалось [12, с. 524].

Дефицит медицинского персонала в значительной степени усугублялся неравномерным распределением медицинских кадров внутри регионов. В г. Тюмени фиксировалась низкая обеспеченность медицинскими кадрами. В столицах северных округов она была намного выше, чем по самим округам. Обеспеченность врачами в области в 1975 г. составляла 25,9, по югу области — 27,0, по Ханты-Мансийскому округу — 22,9, по Ямало-Ненецкому округу — 26,7, г. Тюмени — 29,1, Ханты-Мансийску — 52,6, Салехарду — 54; средними медицинскими работниками: по области — 93,6, по югу области — 93,0, по Ханты-Мансийскому округу — 92,4, по Ямало-Ненецкому округу — 103,9, Тюмени — 77,4, Ханты-Мансийску — 184,4, Салехарду — 195,5 [3, с. 30, 33].

Ещё одной проблемой являлась большая текучесть врачебных кадров, особенно в северных округах: из области ежегодно выезжало 180 — 200 врачей [5, л. 70].

Ежегодно численность врачей в области увеличивалась за счёт выпускников областных медицинских учебных заведений, но необходимого количества врачей не набиралось, что отражалось на качественных показателях. В городах Тюмени, Тобольске, территориях автономных округов ведущей причиной являлось неудовлетворение потребности в жилье. В южных районах плохо проводилась профориентация молодёжи на учёбу за счёт колхозов, совхозов [9, л. 71].

XXV съезд КПСС 1976 г. для обеспечения районов Сибири, Дальнего Востока кадрами предусматривал быстрые темпы строительства жилых домов и культурно-бытовых учреждений, подготовку 9,6 млн специалистов с высшим и средним специальным образованием. Особое внимание уделялось обеспечению кадрами районов интенсивного развития производительных сил [14].

За период с 1970 по 1980 гг. численность врачей увеличилась почти на 3,7 тысяч человек (в 2,2 раза). Значительно (в 1,8 раза) выросла численность среднего медицинского персонала. Это позволило довести обеспеченность на 10000 населения врачами до 33,7 (по РСФСР — 39,1), а средним медперсоналом — до 1213,8 [15, л. 10]. Однако большая текучесть медицинских кадров, особенно в сельских районах, сохранялась. В 1981 г. не имели ни одного врача 18 участковых больниц, врачебных амбулаторий. Из-за отсутствия врачей в области не работало 9 зубоврачебных кабинетов [9, л. 75].

XXVI съезд КПСС 1981 г. подчёркивал необходимость выравнивания социальных различий по территориальному признаку. Несмотря на надбавки к зарплате, человек уезжал из Сибири потому, что там труднее было получить жильё, устроить в детский сад ребёнка, мало было культурных центров. В XI пятилетке планировалось вести в этих районах первоочередное строительство жилья, социально-культурного комплекса, улучшать снабжение населения товарами массового спроса. За 5 лет намечалось построить 530 — 540 млн кв. м жилья [16, с. 54, 106].

В 1982 г. в сельскую местность было направлено 314 выпускников медучилищ (в 1983 г. — 370) и 170 врачей. На работу в области — 1000 выпускников медучилищ. В 1982 — 1983 гг. в область прибывало до 400 выпускников мединститутов [9, л. 84], но из-за большой текучести кадров в 1983 г. не удалось полностью укомплектовать врачами терапевтические, педиатрические, цеховые участки, станции скорой и неотложной медицинской помощи, участковые больницы, врачебные амбулатории и средними медработниками — фельдшерско-акушерские пункты. Из-за плохой профориентационной работы на стипендии колхозов и совхозов обучались в мединституте всего 84 человека, в медицинских училищах — 96 человек [9, л. 62, 71].

С начала освоения нефтегазовых месторождений в 1965 г. жилой фонд вырос к 1982 г. в 3 раза, образовалось 10 новых городов и более 40 рабочих посёлков, население увеличилось на 1 млн человек, среднегодовые темпы прироста в 6 раз превышали показатели по РСФСР в целом. Ежегодно ввод жилья в XI пятилетке по сравнению с предыдущей увеличивался в 2 раза. Однако вследствие быстрого роста населения, невыполнения планов строительства жилья обеспеченность им в расчёте на душу населения оставалась низкой [15, л. 39, 41].

В 1983 г. состоялся съезд средних медработников Тюменской области. Их работа координировалась организациями здравоохранения вместе с местными

партийными, профсоюзными, комсомольскими организациями. Советы средних медицинских работников помогали организаторам здравоохранения. Их активная деятельность вместе с советом наставников и ветеранов позволила преодолеть трудности по недостаточной укомплектованности, большой текучести кадров, профориентации выпускников медучилища. [9, л. 256 — 263].

В середине 1980-х гг. обслуживание населения осуществлялось в соответствии с постановлением ЦК и Совета министров СССР № 870 от 22.09.77. «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» и № 773 от 19.02.82 «О дополнительных мерах по дальнейшему улучшению охраны здоровья населения», также директивными документами, изданными Советом министров СССР, РСФСР, Минздравами СССР, РСФСР и исполкомом Тюменского областного Совета народных депутатов. В них основными задачами назывались организация обслуживания новых посёлков и городов северных автономных округов, совершенствование медицинского обслуживания существующих посёлков и городов, в том числе путём укомплектования учреждений здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами [9, л. 60].

XXVII съезд 1986 г. наметил в XII пятилетке вывести отрасли социально-культурной сферы на качественно новый уровень, усилить профилактическую направленность здравоохранения, охрану окружающей среды, изменить отношение к строительству социально-культурных учреждений как к делу второстепенному. В 1986— 1991 гг. было намечено увеличить ввод в действие жилых домов общей площадью до 565 — 570 миллионов кв. м [17].

В отчёте Облздравотдела о выполнении постановления Совета министров РСФСР № 318 от 27.07.86 «О дополнительных мерах по улучшению медицинского обслуживания в колхозах и совхозах РСФСР в 1986— 1990 гг.» в Тюменском, Сладковском и Ишим-ском районах говорилось о высокой текучести кадров. В Тюменском районе: за 1986— 1988 гг. уволилось 49 врачей, было принято на работу 70 врачей, средних медицинских работников соответственно — 189 и 228 [18, л. 54].

Коллегия Облздравотдела от 04.11.88 г. в решении «О работе по закреплению медицинских кадров на местах» отметила, что организаторы территориального здравоохранения не уделяли должного внимания вопросам укомплектования стабильными кадрами медицинских учреждений, что организующая роль сектора кадров Облздравотдела была недостаточной. В области сохранялась большая текучесть кадров, низкая укомплектованность врачами учреждений здравоохранения юга области, длительное отсутствие узких специалистов по ряду районов, неудовлетворительная укомплектованность фельдшерско-акушерских пунктов, перераспределение молодых специалистов из-за отсутствия бытовых условий, недостаточное внимание организаторов здравоохранения к профориентационной работе, обеспечению медицинских работников социально-бытовыми условиями. Коллегия решила считать работу по закреплению кадров на местах важнейшим разделом своей деятельности. Планировалось в 1989 г. укомплектовать средними медицинскими работниками все фельдшерско-акушерские пункты, врачами — все участковые больницы, заявку на молодых специалистов подавать в отдел только при возможности обеспечения жильём [19, л. 11].

Тем не менее в 1989 г. обеспеченность врачами снизилась до 37,1 на 10000 человек из-за неприбытия

на работу в область 123 врачей из выпуска 1989 г. Обеспеченность средним медперсоналом на 10000 населения увеличилась с 105,6 в 1985 г. до 112,0 в 1988 г. В 1989 г. она снизилась до 108,2. На конец 1989 г. без врачей осталось 5 участковых больниц из 106, 7 участковых амбулаторий из 41 [18, л. 61]. В отчётах отдела здравоохранения указывалось, что лечебные учреждения плохо комплектовались кадрами [20, л. 26].

На 1986— 1990 гг. Минздрав СССР соотношение врачей и медсестер планировал довести до 1/3,5. С 1985 г. наметилась тенденция некоторого роста врачей (557,7 тыс. в 1985 г., или 12,7 на 10 000 человек населения в 2005 г.). Однако происходило сокращение числа лиц среднего медицинского персонала (1383,1 млн в 1985 г.; 14483 в 1999 г.). Соотношение врачей и сестринского персонала, равное в развитых зарубежных странах 1/4, у нас в 1999 г. составляло 1/2,36. Показатели обеспеченности медперсоналом сельского населения были значительно ниже, чем в городах, и сохраняли тенденцию к снижению [ 10, с. 505].

На съездах КПСС 1966- 1990 гг. большое значение придавалось повышению качества подготовки кадров, увеличению выпуска специалистов по новым направлениям [16, с. 106].

Одной из форм повышения квалификации и закрепления персонала на рабочих местах была аттестация медработников, присваивание им различных категорий Повышение квалификации осуществлялось в институтах усовершенствования врачей, на факультетах усовершенствования врачей мединститутов, путём специализации врачей на базе крупных медицинских учреждений в областных центрах и крупных городах, подготовки на рабочих местах в научно-исследовательских учреждениях, различных форм курсовой подготовки. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 870 1977 г. «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» было предусмотрено увеличение подготовки врачей-педиатров, провизоров, среднего медперсонала, особое внимание уделено повышению квалификации врачей в институтах, на факультетах усовершенствования врачей, во вновь создаваемых училищах повышения квалификации средних медработников [21].

В Приказе Минздрава СССР от 12 декабря 1978 г. № 1212 «О мерах по совершенствованию системы повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием» говорилось об организации училищ для повышения квалификации средних медицинских и фармацевтических работников, о создании учебно-материальной базы, подборе высококвалифицированных кадров, обеспечении обучения на современном уровне и т.д. [22].

В области с 1965 по 1983 гг. было аттестовано 1117 фельдшеров, акушерок, зубных врачей, 2177 медицинских сестёр, лаборантов. Ежегодно повышали квалификацию на курсах усовершенствования и специализации на базе учреждений г. Тюмени 700 средних медицинских работников по 33 специальностям. Областной Совет медицинских сестёр проводил учёбу, смотры, конкурсы медсестёр и фельдшеров, областные семинары, читательские конференции по специализированным журналам.

В районах области регулярно проводилась учёба средних медицинских работников на местных базах. В Исетском, Абатском, Ишимском, Советском, Та-зовском районах, г. Ишим к этой форме учёбы относились ответственно. Нерегулярно проходила эта форма учёбы в Уватском и Бердюжском районах. [9, л. 256-260].

За 1981 г. повышение квалификации врачей и провизоров прошло 956 врачей, в том числе в институтах усовершенствования врачей и на факультетах усовершенствования при мединститутах — 487, на курсах информации и стажировки — 469. За 1985 г. было обучено 972 врача, из них в институтах — 700, на курсах — 272. [23, л. 9, 93].

Постепенно повышались обеспеченность населения врачами и средними медицинскими работниками, уровень их подготовки, квалификация. Однако показатели росли крайне медленно и были значительно ниже показателей по РСФСР и существующих плановых нормативов. В «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки» (ноябрь 1997 г.) подчёркивалось, что разработка и исполнение территориальных целевых программ здравоохранения будут осуществляться на основе региональных ресурсов [24]. В период с 1964 г. по 1991 г. в Тюменском регионе разворачивались процессы, образующие основу современного медицинского обслуживания края, поэтому сегодня изучение причин его замедленного развития необходимо для осознания современного состояния здравоохранения Тюменской области, преодоления кризисных явлений и формирования перспектив дальнейшего развития.

Библиографический список

1. ГАТО. Ф. 1725. Оп. 1. Д. 611.

2. ГАТО. Ф. 1725. Оп. 1. Д. 710.

3. Здравоохранение Тюменской области в 1965 — 1975 гг. : стат. сб. / Тюменский областной отдел здравоохранения. Бюро медицинской статистики. — Тюмень, 1977. — 316 с.

4. Кожевников, В. М. Развитие здравоохранение в области (некоторые количественные показатели) / В. М. Кожевников // Развитие здравоохранения в Тюменской области за годы Советской власти. — Тюмень : Средне-Уральское кн. изд-во, 1968. — 136 с.

5. ГАТО. Ф. 1725. Оп. 1. Д. 712.

6. Тюмень и Тюменская область —все истории страницы. ТВ — Тюмень [Электронный ресурс] // TVTM.ru. — Режим доступа : http://tvtm.ru/stati/spravochnaja-v-gorodah-rossii/ tyumen-i-tyumenskaja-oblast-vse-istorii-.html (дата обращения: 10.09.2014).

7. Семовских, Ю. Н. Здравоохранение Тюменской области за 50 лет / Ю. Н. Семовских // Развитие здравоохранения в Тюменской области за годы Советской власти. — Тюмень : Средне-Уральское кн. изд-во, 1968. — 136 с.

М.

М.

Изд-во полит. Изд-во полит.

М. : Изд-во полит.

8. ГАТО. Ф. 1725. Оп. 1. Д. 1105.

9. ГАТО. Ф. 1725. Оп. 1. Д. 1119 а.

10. Лисицын, Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын. - М. : ГЭОТАРМЕД, 2002. - 512 с.

11. Материалы XXIII съезда КПСС. — М. : Изд-во полит. лит., 1966. - 304 с.

12. Сорокина, Т. С. История медицины / Т. С. Сорокина. - М. : Академия, 2004. - 559 с.

13. Материалы XXIV съезда КПСС. лит., 1972. — 302 с.

14. Материалы XXV съезда КПСС. лит., 1976. — 302 с.

15. ГАТО. Ф. 1725. Оп. 1. Д. 1105.

16. Материалы XXVI съезда КПСС. лит. — 306 с.

17. XXVII съезд КПСС [Электронный ресурс] : стеногр. отчёт. — Режим доступа : http://soveticus5.narod.ru/85/ xxviit2.htm (дата обращения: 02.09.2014).

18. ГАТО. Ф. 1725. Оп. 1. Д. 1222 а.

19. ГАТО. Ф. 1725. Оп. 1. Д. 1242.

20. ГАТО. Ф. 1725. Оп. 1. Д. 1264 а.

21. О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения : постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР 1977 г. № 870 // Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.libussr.ru/doc_ussr/ usr_9432.htm (дата обращения: 03.09.2014).

22. О мерах по совершенствованию системы повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием : приказ Минздрава СССР [от 12.12.1978 № 1212] // Документы СССР [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-praktikaZw0p.htm (дата обращения: 02.09.2014).

23. ГАТО. Ф. 1725. Оп. 1. Д. 1109.

24. Концепции развития здравоохранения и медицинской науки (ноябрь 1997 г.) [Электронный ресурс] // Медицина и право. — Режим доступа : http://www.med-pravo.ru/Common/ ConceptionZConcepMed-1.htm (дата обращения: 12.09.2014).

ШОРОХОВА Ирина Ивановна, аспирантка кафедры истории и культурологии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.09.2014 г. © И. И. Шорохова

Книжная полка

Кириллов, В. В. История России для технических вузов : учеб. для акад. бакалавриата / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. - М. : Юрайт, 2014. - 650 с. - ISBN 978-5-9916-4112.

В учебнике представлено лаконичное изложение всей истории России с древних времен и до наших дней. В результате обучения студенты будут иметь комплексное представление о культурно-историческом развитии России, ее месте в мировой цивилизации; знать основные закономерности и особенности всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России; исторические проблемы, связанные с областью будущей профессиональной деятельности; иметь навыки получения, анализа и обобщения исторической информации. Многочисленные схемы и таблицы, которыми сопровождается текст, помогут более наглядно представить особенности исторических периодов, внешней и внутренней политики России на разных этапах истории, наиболее значимых событий. Контрольные вопросы позволят проверить степень усвоения теоретического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.