DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_8_755 УДК 338.43
Созаева Танзиля Хакимовна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Хочуева Зухра Мустафировна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
Иванова Залина Муаедовна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: [email protected]
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦИФРОВОЙ АГРОЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
В статье рассмотрена проблема подготовки современных кадров для сельского хозяйства в усло -виях становления цифровой экономики в рамках концепции цифровой трансформации системы образования. Выделены основные этапы цифровой трансформации образования; определены задачи цифровой образовательной среды; выявлены источники цифровой трансформации образовательного процесса и особенности системы подготовки кадров для агроэкономики.
Ключевые слова: цифровая экономика; цифровая трансформация; сельское хозяйство; кадры; агроэкономика.
UDC 338.43
Sozaeva Tanzilya Khakimovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Khochueva Zukhra Mustafirovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
Ivanova Zalina Muaedovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: [email protected]
DIGITAL AGROECONOMY STAFFING: CHALLENGES AND PROSPECTS
The article discusses the problem of training modern personnel for agriculture in the context of the formation of a digital economy within the framework of the concept of digital transformation of the education system. The main stages of digital transformation of education are highlighted; the tasks of the digital educational environment are defined; the sources of digital transformation of the educational process and the features of the training system for agroeconomics are identified.
Keywords: digital economy; digital transformation; Agriculture; frames; agroeconomics.
Цифровая экономика способствовала трансформации образовательной среды в системе подготовки кадров для всех отраслей экономики, набор компетенций которых связан с человеческими способностями (мыслить творчески, генерировать новые идеи, внедрять инновации). Российская Федерация отстает от развитых стран по циф-ровизации сферы АПК. Одним из основных сдерживающих факторов является недостаток квалифицированных кадров.
Цифровизация системы образования - это «кроссинг», обеспечивающий переход в цифровую эпоху с новыми типами труда и ростом созидательных возможностей человека. На основе Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [5], к 2025 г. система образования страны должна подготовить необходимое количество специалистов, обладающих цифровыми компетенциями в XXI веке. По мнению А.А. Вербицкого, появление цифрового обучения в мире и буквальное «опьянение» им, в том числе в России, произошло под влиянием четырех объективных факторов, почти совпавших во времени: 1) успехи когнитивных наук; 2) наследование технологического подхода к управлению процессом обучения; 3) появление индустрии персональных компьютеров; 4) давление бизнеса. «Возникла сложная многоаспектная проблема выбора научно обоснованной стратегии цифровизации жизни, производства и образования, которая позволила бы использовать все огромные преимущества компьютера и избежать потерь, которые скажутся на качестве формирования личности школьника или студента с позиций не только их профессионально-практической, но и социальной компетентности, гражданской позиции и нравственного облика. В отсутствие такой стратегии возникают психические феномены, которые можно наблюдать у представителей так называемого поколения «Z», или цифрового поколения» [1].
В современной рыночной среде цифровые технологии влияют на все сферы жизни об-
щества и способны изменить подходы вузов к обучению людей на разных этапах жизни. Вектор распространения цифровых технологий сохранится, поскольку продолжается интенсивная цифровизация в различных направлениях, сопровождаемая стремительным развитием техники и технологий.
В настоящее время проведена разработка двух новых федеральных инициатив, направленных на достижение целей развития системы образования: 1) Пприоритетный национальный проект «Образование» (20192024 гг.); 2) национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [5].
Важную роль в цифровой трансформации российского АПК играет ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» (сроки реализации: 01.01.2019 - 31.12.2024), который предусматривает комплекс мероприятий по внедрению цифровых технологий и платформенных решений в АПК. Данный проект предполагает создание и развитие национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство», модуля «Агрорешения», отраслевой электронной образовательной среды «Земля знаний». Помимо создания перечисленных программных продуктов проект предполагает одновременную работу по подготовке специалистов сельхозпредприятий с целью сетевого взаимодействия и подготовки научных кадров для сельского хозяйства в условиях цифровой трансформации. Вместе с тем проектные мероприятия направлены на образование в рамках традиционных моделей работы педагогов, а также на внедрение новых технологических решений в условиях цифровой трансформации. В данном контексте цифровая трансформация выступает как совокупность этапов интеграции цифровых технологий, охватывая все направления бизнес-деятельности, внося изменения в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг [9; 10].
Работы по цифровой трансформации об-
разования должны быть направлены на результат и повышать качество работы образовательных организаций на всех шагах реализации программы образовательной среды. Цифровая образовательная среда (ЦОС) - это совокупность информационных систем, цифровых устройств, источников, инструментов и сервисов, которые создаются и развиваются для обеспечения работы
учебных заведений и решения задач, возникающих в ходе подготовки и осуществления образовательного процесса. Для программы развития образования нужна «умная» цифровая среда для каждого обучаемого. Такая цифровая образовательная среда, по мнению многих экспертов, должна выполнять следующие задачи (рис. 1).
Задачи цифровой образовательной среды
Помощь заинтересованным лицам отслеживать ход образовательного процесса
Поддержка систематической совместной работы обучаемых и педагогов
/ л Способствовать профессиональному развитию педагогов и их взаимодействию \_/
Предоставление всем участникам доступа к учебным иконтрольным материалам
V_У
/\ Помощь в формировании и обновлении каждого обучаемого
Рисунок 1 - Основные задачи цифровой образовательной среды
Важно отметить, что цифровая трансформация выступает не только реформой в образовательном процессе. Это целый комплекс этапов работ, которые охватывают все уровни образования, включая в себя учащихся, профессорско-преподавательский состав, работников системы управления, представителей общественности. Цифровая трансформация образования выступает достаточно сложным, многоуровневым процессом. Первый этап начинается с перехода
от решения педагогических проблем на основе опыта и интуиции педагогов к усовершенствованию учебного процесса и работы образовательных организаций на основе результатов научных исследований.
Основной целью цифрового обучения выступают не технологические приемы, а информационные технологии, которые предоставляют новые методы в обучении и преподавании. Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать методы, способствующие обучению, которые
Рисунок 2 - Вызовы цифровой трансформации для системы образования [13]
не могут быть реализованы на практике иначе. Цифровое обучение вводит несколько педагогически значимых методов работы для контактного и дистанционного обучения. В центре внимания цифрового обучения находятся совместные формы работы как в контактных, так и в дистанционных ситуациях [3; 12].
Вызовы цифровой трансформации для системы образования можно представить на рис. 2.
В нашей стране, как и за рубежом, педагогические инновации обсуждаются в отрыве от использования цифровых технологий. Внедрение педагогических инноваций в нашей стране до недавнего времени редко опиралось на цифровые технологии, а внедрение цифровых технологий шло независимо от педагогических инноваций. В связи с этим обозначим этапы развития процессов цифровой трансформации образования (рис. 3):
Рисунок 3 - Этапы развития процессов цифровой трансформации образования [4]
Таким образом, цифровизация системы образования не может ограничиться в создании цифровых копий учебников, пособий оцифровкой документооборота, предоставлением высокоскоростного Интернета. С новой цифровой эпохой меняется сам подход к тому, как формировать процесс обучения. Цифровая трансформация кардинально проводит изменения на рынке труда. Цифровая
экономика требует от системы образования не просто «оцифровки» отдельных процессов, а комплексного подхода, который ставил бы новые цели, менял структуру и содержание образовательного процесса. В целом аспекты цифровизации высшего образования можно представить как применение цифровых технологий (рис. 4):
Рисунок 4 - Аспекты цифровизации высшего образования [7]
Важно отметить, что в Европейской модели цифровые компетенции в образовании направлены:
- на совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении;
- развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации;
- анализ и прогнозирование на основе данных в образовании.
На сегодняшний день задача учебных заведений - подготовка студентов и поддержка
преподавателей в создании условий цифровой среды с целью последовательной адаптации своей образовательной системы для внедрения электронного и смешанного обучения, развития информационных навыков и компетенций, улучшения обработки данных, педагогических исследований и прогнозов, а также устранения нормативных барьеров в создании открытых систем электронного образования.
Европейская модель цифровых компетенций для образования представлена на рис. 5:
Рисунок 5 - Цифровые компетенции в образовании [2]
Таким образом, использование инновационных ресурсов в России: основано на современной образовательной платформе «Открытое образование», предлагающей онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа «Открытое образование» создано Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учрежденной ведущими университетами: МГУ им. М. В. Ломоносова; СПбПУ; НИТУ «МИСиС»; НИУ ВШЭ; МФТИ; УрФУ и Университетом ИТМ. Курсы, размещенные на Платформе, доступны бесплатно и без формальных требований к базовому уровню образования.
В рамках исследования выявлены основные направления и перспективы развития цифровой образовательной среды [12].
- анализ ретроспективы информатизации школьного образования - от насыщения техническими, технологическими, информационными и программными средствами к решению педагогических задач, а также вы-
свобождению творческого потенциала учителя и учащегося;
- оценка готовности технической, технологической и информационной среды, организационной инфраструктуры, а также регламентов работы образовательных организаций к эффективному использованию цифровых учебно-методических материалов, инструментов и сервисов;
- проблемы и вызовы при попытке сочетания и развития физической, технической, технологической и информационной, а также виртуальной среды обучения. Развитие организационно-финансовых моделей работы образовательной организации, интенсивно использующей цифровые учебно-методические материалы, инструменты и сервисы, включая онлайн-обучение в условиях ЦТО.
Таким образом, цифровая трансформация выступает не только реформой, а целым комплексом этапов работ, который охватывают все уровни образования. По нашему мнению, следует учитывать цифровые компетенции в
европейской модели, которые направлены на совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении и развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации.
Цифровизация экономики будет оказывать существенное влияние в будущем на процессы трансформации миграции труда. Она обусловила изменение поведения экономических субъектов: появилась особая социальная группа людей, которая занимается интеллектуальным трудом и не привязана к конкретному месту жительства [11].
Цифровая глобализация вызвала трансформационные процессы в миграционном пространстве и трудовых отношениях в том числе, повысив особый интерес к высококвалифицированным работникам, занятым в перспективных отраслях экономики. Как следствие, значительно выросла доля специалистов высокой квалификации в структуре международной миграции. Чтобы реализовать свои потребности и интересы, пользователи, особенно в сельском хозяйстве, должны иметь базовые цифровые навыки, быть грамотными и компетентными в цифровом отношении [8].
Приоритетная задача цифровой трансформации агроэкономики - интеграция потоков объективной информации сельхозпроизводителей и государственных данных в платформу «цифрового сельского хозяйства» с целью предоставления точных рекомендаций участникам рынка, используя искусственный интеллект и активизируя инновационные процессы.
Отечественный рынок цифровых технологий в АПК в 2020 г. оценивается в 360 млрд руб., а к 2026 г. он должен вырасти в 5 раз. В 2019 г. наиболее высокие затраты на внедре -ние и использование цифровых технологий в Российской Федерации наблюдались в Центральном федеральном округе (1717059,7 млн руб.) (табл. 1).
Для полного раскрытия потенциала циф-ровизации сельского хозяйства правительствам следует подумать о создании и развитии благоприятной регулятивной среды. Чтобы разработать проекты формирования электронного правительства и эффективно управлять ими, необходим высокий уровень административного потенциала. В ликвидации цифрового разрыва правительства
должны инициировать участие фермеров, инвесторов в агропродовольственный сектор и содействовать созданию стартапов в цифровизации мелких фермерских хозяйств.
Таблица 1 - Затраты на внедрение и использование цифровых технологий в 2019 г, млн рублей [6]
Российская Федерация и субъекты Всего В том числе
Внутренние затраты Внешние затраты
Российская Федерация 2316831,4 1828652,5 488178,9
Центральный федеральный округ 1717059,7 1365467,4 351592,3
Северо-Западный федеральный округ 127356,0 95509,9 31846,1
Южный федеральный округ 46607,0 35725,8 10881,2
Северо-Кавказский федеральный округ 13802,3 12405,5 1396,8
Приволжский федеральный округ 176901,6 141721,1 35180,5
Уральский федеральный округ 106103,4 76775,0 29328,4
Сибирский федеральный округ 81955,8 62394,1 19561,7
Дал ьневосточ-ный федеральный округ 47045,6 38653,7 8391,9
Становление цифровой экономики в аграрной сфере направлено на прозрачность бизнес-среды, привлечение инвестиций в развитие цифровой грамотности, внедрение IT-технологий в АПК, расширение взаимосвязей заинтересованных сторон цифровой экосистемы, включая государственный и частный сектор, производство и научно-образовательное сообщество [8]. Так, в 2020 г. в рамках цифровизации российского сельского хозяйства создана единая агроэкоси-стема: стратегическое партнерство «Диджи-тал Агро» (ДО «Уралхим»), «Агросигнал» и Cognitive Pilot, входящих в экосистему SberX. Партнерство образовано для создания уникального продукта, который будет сочетать агро-ERP полного цикла и беспилотные технологии управления техникой. В результате предполагается появление программно-аппаратного комплекса, который будет способен управлять техникой, сбором, обработкой и преобразованием данных телеметрии в беспилотном режиме, а также вести всю экономическую деятельность организации,
используя возможности единого цифрового поля. Совокупный объем продуктов, сервисов и услуг, реализуемых участниками соглашения, составит до 20 млрд руб. в год к 2023 г. Предполагается внедрение данных технологий в 30% рынка АПК в объеме свыше 20 млн га. Агроэкосистема включает в себя ряд элементов. В частности, речь идет об интерфейсе; алгоритмах, с помощью которых анализируются и обрабатываются большие данные (Big Data); мобильных приложениях для пользователей от «Диджитал Агро»; программно-аппаратном комплексе Cognitive Agro Pilot - системе, позволяющей автономно управлять сельскохозяйственной техникой, используя искусственный интеллект (AI); цифровой платформе «Агросигнал», являющейся ядром экосистемы «Диджитал Агро» (на ее основе будут интегрироваться три технологии в единую агро-ERP). Агроэкосистема предполагает возможность решения всех практических задач, стоящих перед хозяйством, в одном интерфейсе; применение накопленных агрономических знаний и современных технологий в области почвоведения; рационального использования техники и повышение контроля за выполнением сельскохозяйственных работ.
Выявлены три проблемы, сдерживающие развитие цифровой трансформации сельского хозяйства в России: первая - недосток компетенций, которыми обладают собственники и руководители сельскохозяйственных формирований; вторая - малое количество организаций, которые могли бы реально что-либо предпринять в рассматриваемом направлении; третья - непригодность многих предложений для большинства предприятий малого и среднего бизнеса, производящих большую часть всей сельскохозяйственной продукции.
Кадровое обеспечение - одно из стратегических направлений кадровой политики в управления аграрной сферой. Следовательно, выполнение кадровых задач в условиях цифровой трансформации невозможно без реформирования системы образования, так как система высшего образования занимает лидирующие позиции в данном процессе. Система образования должна быть направления на реализацию образовательного процесса для всех возрастных групп населения, так как в условиях цифровой трансформации
существенно расширяются возрастные рамки человека, выполняющего трудовые функции. В настоящее время основными направлениями являются формирование базовой модели современной профессиональной компетентности в области цифровой экономики и модернизация сектора образования в ответ на глобальную тенденцию цифровизации. Совместная работа университетов, работодателей и государственных органов также способ -ствует развитию системы подготовки кадров с условиях цифровой трансформации.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00838 А «Развитие аграрных территорий в условиях цифровизации экономики».
Список литературы
1. Вербицкий, А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы / А.А. Вербицкий // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». -2019. - №1(6). - URL: http://journal.homocyberus.ru/ Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 12.10.2021).
2. Вершакова, Е.М. К вопросу о модели цифровых компетенций преподавателя / Е.М. Вершакова, ГВ. Можаева // Гуманитарная информатика . - 2019. -№ 16. - С. 6-12.
3. Концепция «Единой цифровой образовательной экосистемы». - URL: https://ibs.ru/media/media/ kontseptsiya-edinaya-tsifrovaya-obrazovatelnaya-ekosistema/ (дата обращения: 02.09.2021).
4. Кузьминов, Я. Главный тренд российского образования - цифровизация. - URL: www.ug.ru (дата обращения: 12.05.2021).
5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р // Стратегические приоритеты. - 2017. - № 3 (15). - С. 153-165.
6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: статистический сборник // Росстат. -URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.03.2021).
7. Сафуанов, Р.М. Цифровизация системы образования / Р.М. Сафуанов, М.Ю. Лехмус, Е.А. Колганов // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. - 2019. - № 2 (28). - С. 20-29.
8. Созаева, Т.Х. Аграрные территории в контексте формирования цифровой экономики: проблемы и перспективы / Т.Х. Созаева, А.Ю. Пшигошева, С.А. Гурфо-ва., И.Р. Микитаева. - Нальчик: Издательство «Принт Центр», 2020. - 176 с.
9. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дво-рецкая и др.; под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д. Фруми -на; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.
10. Туменова, С.А. Управление цифровой трансформацией экономики: максимизация эффектов /
С.А. Туменова, Ф.А. Мамбетова // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2020. - № 3 (95). - С. 92-97.
11. Цифровизация экономических систем: теория и практика: монография / под редакцией доктора экономических наук, профессора А.В. Бабкина. - Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. - 796 с.
12. Экспертно-аналитическое сопровождение федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика РФ». - URL: https://digitalskills.center/ (дата обращения: 05.09.2021).
13. Gerasimova, N.A., Kogteva A. N., Kulik A. M., Druznikova E. P., Ibragimov М. Features of the Formation and Development of the Region's Human Capital in a Digital Transformation // International Conference on Economics, Management and Technologies 2020 (ICEMT 2020), Atlantis Press, pp. 44-49.
14. Stryabkova E.A., Kogteva A.N., Kulik A.M., Gerasimova N.A. The development of the digital economy in the Belgorod region // Humanities and Social Sciences Reviews, 2019, No 7(5), рр. 782-788.
References
1. Verbiczkij, A.A. Cifrovoe obuchenie: problemy', riski i perspektivy'. E'lektronny'j nauchno-publicisticheskij zhurnal «Homo Cyberus». 2019. №1(6). URL: http:// journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (data obrashheniya: 12.10.2021).
2. Vershakova E.M. K voprosu o modeli cifrovy'x kompetencij prepodavatelya / E.M. Vershakova, G.V. Mozhaeva. Gumanitarnaya informatika . 2019. № 16. S. 6-12.
3. Koncepciya «<Edinoj cifrovoj obrazovatel'noj e'kosistemy». URL: https://ibs.ru/media/media/ kontseptsiya-edinaya-tsifrovaya-obrazovatelnaya-ekosistema/ (data obrashheniya: 02.09.2021).
4. Kuz'minov Ya. Glavnyj trend rossijskogo obrazovaniya cifrovizaciya. URL: www.ug.ru (data obrashheniya: 12.05.2021).
5. Programma «Cifrovaya e'konomika Rossijskoj
Federacii» (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 28.07.2017 № 1632-r. Strategicheskie prioritety'. 2017. № 3 (15). S. 153-165.
6. Regiony' Rossii. Social'no-e'konomicheskie pokazateli. 2020: statisticheskij sbornik. Rosstat. URL: http://www.gks.ru (data obrashheniya: 15.03.2021).
7. Safuanov R.M. Cifrovizaciya sistemy' obrazovaniya / R.M. Safuanov, M.Yu. Lexmus, E.A. Kolganov. Vestnik UGNTU. Nauka, obrazovanie, e'konomika. Seriya e'konomika. 2019. № 2 (28). S. 20-29.
8. Sozaeva T.X. Agrarnye territorii v kontekste formirovaniya cifrovoj e'konomiki: problemy' i perspektivy' / T.X. Sozaeva, A.Yu. Pshigosheva, S.A. Gurfova., I.R. Mikitaeva. Nal'chik: Izdatel'stvo «Print Centr», 2020. 176 s.
9. Trudnosti i perspektivy' cifrovoj transformacii obrazovaniya / A.Yu. Uvarov, E'. Gejbl, I. V. Dvoreczkaya i dr.; pod redakciej A.Yu. Uvarova, I.D. Frumina; Nacz. issled. un-t «Vy'sshaya shkola e'konomiki», In-t obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij dom Vy'sshej shkoly' e'konomiki, 2019. 343 s.
10. Tumenova S.A. Upravlenie cifrovoj transformaciej e'konomiki: maksimizaciya e'ffektov / S.A. Tumenova, F.A. Mambetova Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo centra RAN. 2020. № 3 (95). S. 92-97.
11. Cifrovizaciya e'konomicheskix sistem: teoriya i praktika: monografiya / pod redakciej doktora e'konomicheskix nauk, professora A.V. Babkina. Sankt-Peterburg: POLITEX-PRESS, 2020. 796 s.
12. E'kspertno-analiticheskoe soprovozhdenie federal'nogo proekta «Kadry' dlya cifrovoj e'konomiki» nacional'nojprogrammy' «Cifrovaya e'konomika RF». URL: https://digitalskills.center/ (data obrashheniya: 05.09.2021).
13. Gerasimova N.A., Kogteva A. N., Kulik A. M., Druznikova E. P., Ibragimov M. Features of the Formation and Development of the Region's Human Capital in a Digital Transformation. International Conference on Economics, Management and Technologies 2020 (ICEMT 2020), Atlantis Press, pp. 44-49.
14. Stryabkova E.A., Kogteva A.N., Kulik A.M., Gerasimova N.A. The development of the digital economy in the Belgorod region. Humanities and Social Sciences Reviews, 2019, No 7(5), rr. 782-788.