ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-135-144
УДК 331.5
JEL J21, J23, J24
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЭК КАК ОБЪЕКТ ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
О.В. Будзинская3, В.Г. Мартыновь, В.С. Шейнбаум0
Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина а https://orcid.org/0000-0003-2922-0800; b https://orcid.org/0000-0002-7034-3979;
c https://orcid.org/0000-0002-4932-3324
АННОТАЦИЯ
Проблема кадрового обеспечения различных отраслей экономики традиционно исследуется преимущественно как проблема профессионального образования в аспекте его соответствия изменяющимся в связи с научно-техническим прогрессом и коррекцией приоритетов в социально-экономической политике государства требованиями работодателей - субъектов хозяйственной деятельности в этих отраслях. В статье авторы предприняли попытку рассмотрения системы кадрового обеспечения как особого объекта проектирования - деятельности, являющейся мегасистемой, в которой в неразрывной связи находятся различные деятельности широкого круга субъектов - не только поставщиков (образовательных учреждений) и потребителей (работодателей), но и «строителей» институтов (законодателей, регуляторов, профессиональных сообществ), сервисных структур рынка труда, академической науки, средств массовой информации. Авторы ставят перед собой цель подготовить методику проектирования саморегулирующейся системы кадрового обеспечения ТЭК в условиях формирования индустрии 4.0. В исследовании авторы использовали следующие методы: анализ научной литературы, анализ интернет-источников и материалов, предоставленных субъектами деятельности кадрового обеспечения, а именно мониторинг рынка труда, аналитические отчеты СПК НГК, отчеты об устойчивом развитии компаний и др. Результат работы заключается в разработке теоретико-методологического подхода к проектированию институциональных взаимосвязей между субъектами деятельности системы кадрового обеспечения ТЭК. Содержащиеся в научном исследовании материалы могут быть использованы федеральными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в сфере образования и оценки квалификаций.
Ключевые слова: индустрия 4.0; институциональный механизм; кадровое обеспечение; рынок труда; система профессионального образования; национальная система квалификаций.
Для цитирования: Будзинская О.В., Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С. Кадровое обеспечение ТЭК как объект программирования и проектирования. Социально-трудовые исследования. 2020; 41(4):135-144. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-135-144.
ОRIGINAL PAPER
HUMAN RESOURCE SUPPLY IN OIL AND GAS COMPANIES AS AN OBJECT OF DESIGNING AND PROGRAMMING
O.V. Budzinskaya3, V.G. Martynovb, V.S. Sheinbaumc
National University of Oil and Gas "Gubkin University" a https://orcid.Org/0000-0003-2922-0800; b https://orcid.org/0000-0002-7034-3979; c https://orcid.org/0000-0002-4932-3324
ABSTRACT
Researchers traditionally study human resource supply in various sectors of the economy mainly as a problem of vocational education in the aspect of its compliance with the changing requirements in the socio-economic policy of the state, that changes with scientific and technological progress and the adjustment of priorities in the socio-economic policy of the state, with the requirements of employers - the subjects of economic activity
© Будзинская О.В., Мартынов В.Г., Шейнбаум В.С., 2020.
in these sectors.The authors attempted to consider the human resource supply system as a special design object - a mega-system where various activities of a wide range are inextricably linked subjects. They are not only suppliers (educational institutions) and consumers (employers), but also "designers" of institutions (legislators, regulators, and professional communities), labor market service structures, academic science, mass media. The authors aim to prepare a methodology for designing a self-regulating human resource supply system in oil and gas companies in the context of the formation of Industry 4.0. The authors used the following methods: analysis of scientific literature, analysis of Internet sources and materials provided by subjects of human resource supply activities, namely labor market monitoring, analytical reports of the Council for Professional Qualifications in the Oil and Gas Complex, reports on the sustainable development of companies, etc. The study result is the development of a theoretical and methodological approach to designing institutional relationships between the subjects of the oil and gas complex human resource supply system. The research materials may be of further use by federal and regional executive bodies that carry out the functions of developing and implementing state policy in the field of education and qualifications assessment.
Keywords: industry 4.0; institutional arrangement; human resource supply; labor market; vocational education system; national qualifications system.
For citation: Budzinskaya O.V., Martynov V.G., Sheinbaum. V.S. Human resource supply in oil and gas companies as an object of designing and programming. Social and labor research. 2020; 41(4):135-144. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-135-144.
ВВЕДЕНИЕ
В развитых странах мира полным ходом идут процессы цифровой трансформации национальных экономик, формирования индустрии 4.0, трактуемой как новый технологический уклад, в котором будут доминировать биотехнологии на основе генной инженерии, новая медицина, сенсорика, биомеханика, робототехника с искусственным интеллектом, скоростной и беспилотный транспорт, новые «умные» материалы с управляемыми свойствами, аддитивные технологии в производстве, интернет вещей и еще целый ряд новых на сегодняшний день технологий [1].
При этом переосмысливаются и базовые ценности бытия, что находит свое отражение, в частности, в развитии sharing-экономики, виртуальных коммуникаций, сокращении объемов книгопечатания. Становление нового технологического уклада сопряжено с кардинальным трансформированием системы разделения труда - как по горизонтали за счет интеллектуализации, роботизации, цифро-визации бизнес-процессов, так и по вертикали - в связи с появлением новых видов деятельности (Ще-дровицкий П.Г., Песков Д., Лукша П. [2]), усложнением функций и структуры управления процессами жизнедеятельности общества. Эта трансформация охватывает все те три уровня, на которые указывал еще в начале ХХ века Макс Вебер: социальный, технологический и экономический, и соответствующие им институты общества [3]. Усложнение системы знаний и способов их трансляции породило такие новые вошедшие в обиход в академическом и бизнес-сообществах понятия, как меж-, мульти-, над - и трансдисциплинарность, технологические платформы, кросстехнологии. С этими понятиями
связаны и новые формы организации трудовой деятельности. Возникли новые типы организованно-стей - кластеры (типа «КРЕОНОМИКА»), «Фабрики будущего» создаваемые Центром передовых производственных технологий СПбПУ Петра Великого, - цифровая фабрика (#DigitalFactory) & умная фабрика ^таГ^асШгу) & виртуальная фабрика (#^гШа№асШгу), консорциумы высокотехнологичных компаний и корпораций в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) - Аега№^ МаШе^ SafeNet,
Неа1Ш№^ FoodNet, FinNet и единственная технологическая группа по развитию передовых производственных технологий - «ТехНет», Образовательные Центры компетенций (университет 2035, университет Иннополиса в Татарстане, бизнес-школы «Сколково»). Вектор развития лидирующих университетов предполагает образование консорциумов с ведущими институтами РАН, которые позволяют объединить образовательную деятельность с реальной фундаментальной и прикладной научной деятельностью по актуальным проблемам, и тем самым добиться синергии образования и науки.1
Вполне естественно, что в этом многомерном инновационном процессе возникают системные разрывы, обусловленные различным уровнем инерционности в производствах новых знаний (наука), новых технологий и технических средств (промышленность), в формировании новых общественных потребностей и целей (культура), в освоении всего этого, трансляции в общество системой образования и насыщении рынка труда носителями
1 Доклад Волкова А.Е. на онлайн-конференции «Современная подготовка инженеров» доступна на официальном YouTube-канале Центра НТИ СПбПУ.
новых компетенций, нормировании научной, производственной и образовательной деятельностей. Последнее заметно тормозит масштабирование передовых эффективных практик внутри каждой из перечисленных систем и в гармонизации их взаимодействия.
На преодоление этих разрывов нацелена национальная программа «Цифровая экономика России», реализуемые в ее рамках национальные проекты, в том числе проект «Кадры для цифровой экономики.
В проекции на ТЭК этот проект означает фокусирование кадрового обеспечения хозяйствующих субъектов ТЭК на проблемах и задачах технологи-зации нефтегазовой индустрии как экономически и социально оправданной последовательности технологических переделов - от превращения ресурсов углеводородов, включая нетрадиционные, в извлекаемые запасы и до реализации на рынках товарной продукции - на основе принципов «все в цифре» и «все на единой цифровой платформе».
Чтобы решить эти актуальные проектные задачи необходимо прежде всего уточнить, что есть кадровое обеспечение ТЭК как объект, который надлежит модернизировать и даже преобразовать. Мы исходим из того, что этот объект - интегральная (комплексная) деятельность, являющаяся метасистемой. Сложной, полиструктурной (говоря словами Г.П. Щедровицкого [4]) системой различных взаимосвязанных деятельностей с их собственными объектами и субъектами, целями и институтами, средствами и продуктами. Рассмотрение кадрового обеспечения под этим углом зрения и составляет предмет настоящей статьи.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАК МЕГАСИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ввиду необычайной сложности, открытости, изменчивости указанной магасистемы очертить изначально ее четкие границы, рамки вряд ли возможно. Привычное инженеру проектное мышление, предполагающее представление и описание/ схематизацию подобного объекта в виде его некой целостной динамической модели, и ее последующую структурную и параметрическую многокритериальную оптимизацию, для таких систем не подходит. На это указывал почти полвека назад один из ведущих в то время специалистов по моделированию сложный систем Н.П. Бусленко [5].
Процесс прорисовки ветвистого дерева целей деятельности (в нашем случае - кадрового обеспечения ТЭК) в условиях существенной неопределенности контекстов, влияющих на целевые приоритеты, конструирование на основе этого
дерева системы разделения, распараллеливания труда в виде некоего многослойного п-мерного (при п ^ графа, связи разнородных узлов которого (отношения между ними) столь же разнообразны, более соответствует не проектированию, а программированию. То есть пошаговому продвижению от первоначального видения выбранной цели к целям последующих уровней с рефлексией на каждом шагу, тестированием, выявлением новых, невидимых вначале развилок в путях их достижения и уже на первом шагу, возможно, необходимостью скорректировать и даже пересмотреть исходное видение всей проблематики, касающейся главной цели и ее достижения.
Думается, будет уместным для иллюстрации привести здесь известный многим слайд из лекций П.Г. Щедровицкого [4] о технологиях инженерного мышления, становившихся доминантными в результате промышленных революций. «Каждой промышленной революции соответствует новая технология мышления» (рис. 1).
Именно программирование как технология/ способ, тип мышления, предусматривающая мысленную декомпозицию деятельности как объекта проектирования, иначе - вычленение относительно автономных, наиболее значимых подсистем -деятельностей, обеспечивающих достижение целей второго и последующих уровней, а уже затем разработку дорожных карт для каждой подсистемы на основе анализа возможных сценариев их развития во взаимосвязях друг с другом позволит получить в развернутом виде всю многомерную матрицу мероприятий по реализации проекта. Заметим, что именно эта технология взята за основу для национальных проектов программы «Цифровая экономика России».2
Выделить эти подсистемы для деятельности «кадровое обеспечение ТЭК в новом технологическом укладе» в первом приближении можно, ориентируясь на основных субъектов этой деятельности, к которым относятся:
• потребители (социум, граждане страны, которым не безразличны компетенции специалистов ТЭК, и естественно, хозяйствующие субъекты ТЭК);
• поставщики - «производители» (система государственного и негосударственного професси-
2 Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2017 г. № 1184 О порядке разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
онального образования, корпоративное образование);
• агенты-посредники (рынок труда с его институтами и их информационными, включая интернет, ресурсами - биржей труда, центрами и службами занятости, профориентации, рекру-тинговыми и рекламными, аккредитационны-ми и сертификационными агентствами, консалтинговые компании и проч.);
• те самые кадры, которые через рынок труда или минуя его, будут востребованы в ТЭК;
• «строители» институтов: законодатели, общественные организации (профессиональные ассоциации, союзы, отраслевые советы про профессиональным квалификациям);
• институты-регуляторы - центральные и региональные органы исполнительной власти и подведомственные им структуры («ВНИИ труда» Минтруда России, ФИРО при Минобрнауки РФ и т. д.);
• наука как генератор новых знаний, включая педагогические, и, соответственно, новых компетенций, как институт, дающий методологическую основу системного анализа и оценки обеспеченности ТЭК требуемыми для его успешной деятельности в условиях индустрии 4.0 кадрами.
Соответственно, декомпозиция кадрового обеспечения ТЭК как объекта концептуального проектирования может быть отображена следующей схемой (рис. 2). Взаимодействие выделенных подсистем, т. е. взаимосвязанность всех субъектов де-ятельностей обозначена стрелками. Кадры, об обеспеченности которыми ТЭК идет речь, как субъекты деятельности находятся внутри большинства всех подсистем.
СИСТЕМНЫЕ РАЗРЫВЫ
Системные разрывы, о которых было сказано выше, в деятельности указанных субъектов коренятся, на наш взгляд, в первую очередь в различии горизонтов и способов их мышления.
Без малого 30 лет Россия строит рыночную экономику. Процесс этот идет трудно, с очевидными пробуксовками. Главная причина, как нам представляется, лежит на поверхности: модель рыночной экономики, опирающейся на «священное право частной собственности», для нашего социума все еще не ингерентна, как это определяет академик РАО А.М. Новиков [6]. Частное образование, частная медицина, крупный и мелкий частный бизнес все еще находятся под подозрением, артикулированном впервые 160 лет назад британским
Рис. 1 / Fig. 1. Эволюция инженерного мышления / Evolution of engineering thinking
Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.
Рис. 2/ Fig. 2. Декомпозиция системы кадрового обеспечения ТЭК как объекта концептуального проектирования / Decomposition of the oil and energy complex human resource supply system as an object of conceptual design
Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.
профсоюзным активистом Томасом Джозефом Даннингом, позже поддержавшим его Карлом Марксом: «нет такого преступления, на которое капитал бы не пошел даже под страхом виселицы ради 300 % прибыли» [7]. Оно вызывает сочувствие в явной или неявной форме большинства населения страны. Неслучайно, лозунг «прекратите кош-марить бизнес» не уходит из повестки дня. Летом 2008 г. в Смоленске на совещании по развитию малого бизнеса эта крылатая фраза была произнесена тогдашним президентом Д.А. Медведевым. Прошло десятилетие и теперь уже В.В. Путин, выступая в феврале 2019 г. с ежегодным посланием Федеральному собранию Российской Федерации, подчеркнул, что «добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания».
Применительно к кадровому обеспечению ТЭК, конкурентоспособность которого на мировом энергетическом рынке имеет для России первостепенное стратегическое значение, указанное отношение к рыночной экономике находит выражение в слабой развитости сервисных институтов на рынке труда [8], несмолкаемых призывах вернуть плановое распределение выпускников вузов, выйти из Болонского процесса, прекратить эксперименты с диверсификацией образовательных программ в варианте «бакалавр-магистр» и вернуться к единому, в основном пятилетнему высшему образованию, прежде всего инженерному с гарантиями государства в организации для студентов полноценных учебных и производственных практик на передовых предприятиях. Так, по настоянию работодателей ТЭК в 2016 г. было принято решение восстановить упраздненный в 2009 г. (а в Губкинском университете 10-ю годами раньше) специалитет по направлению «Нефтегазовое дело», правда, без государственных гарантий относительно практик.
На прошедшей 22-23 июня 2020 г. в СПбПУ Петра Великого ВКС-конференции «Современная подготовка инженеров» с участием министра науки и высшего образования РФ В.Н. Фалькова один из пленарных докладов сделал научный руководитель бизнес-школы управления «Сколково» профессор А.Е Волков, заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации (программа «5-100»)3. По окончании доклада представителем бизнес-сообщества ему был задан вопрос, когда же, наконец, восстановят в инженерных вузах в полном объеме (то есть по всем направлениям подготовки) специалитет. Ответ был такой: «никогда!». Это - наглядная иллюстрация разрыва в мышлении, в подходах, к подготовке инженерных кадров двух ключевых субъектов деятельности по обеспечению промышленности инженерными кадрами. Если эта иллюстрация покажется не репрезентативной, приведем другую - уже на уровне законодательства.
Трудовой кодекс и соответственно, соблюдающие его работодатели трактуют квалификацию как (статья 195-1 ТК) «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работника» (Федеральный закон). А академическое сообщество, руководствуясь законом об образовании в Российской Федерации (№ 273 ФЗФЗФЗ-2 от 29.12.2012), - как уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполне-
3 Запись онлайн-конференции «Современная подготовка инженеров» доступна на официальном сайте Центра НТИ СПбПУ.
нию определенного вида профессиональной деятельности. Опыт практической работы выпускника не является, для академического сообщества, как следует из этой нормы закона, значимым фактором для присвоения квалификации.
Мы многократно писали, что словосочетание «квалифицированный специалист» - это тавтология, что при отсутствии практического опыта работы работник, как бы он ни был образован, никак не может считаться специалистом, а уж тем более квалифицированным. Это же впрямую следует из ТК, да и из здравого смысла: понятие специалист -категория деятельностная, а не знаниевая.
Ректоры же в один голос уверяют общество, что в их вузах готовят квалифицированных специалистов, а большинство настаивает, что - высококвалифицированных. Имеют право, закон позволяет.
В этой же плоскости лежат требования законодателей и регуляторов вести профессиональную подготовку инженерных кадров (рабочих и служащих тоже) полностью ориентируясь на профессиональные стандарты, разрабатываемые работодателями. Примечательно, что при этом, не доверяя работодателям, созданным ими советам по профессиональным квалификациям с полномочиями проводить общественно-профессиональную аккредитацию вузовских образовательных программ, жесткий контроль выполнения этих требований взяло на себя государство в лице Рособрнадзора.
Сама по себе идея использования профессиональных стандартов (ПС) в нормировании квалификаций и квалификационных требований взамен устаревших классификаторов (ЕТКС, ЕКС) и введения института сертификации квалификаций работников на основе ПС безусловно прогрессивна. Однако в реализации этого национального проекта уже начинает просматриваться признаки движения в русле, определяемом знаменитой формулой В.С. Черномырдина «хотели как лучше...... Дело в
том, что в реальности квалификационные требования ПС это, по-преимуществу, требования вчерашнего дня. С одной стороны, это вытекает из самой сути стандартизации. Стандарты качества, а ПС относятся к этому виду стандартов, фиксируют представления работодателей о необходимых работникам компетенциях на тот момент времени, когда они их начинают разрабатывать. При этом, надо не забывать, что речь идет об отечественных работодателях, которые воспитаны в своем большинстве на представлениях, что производить что-либо «на уровне мировых стандартов» - это свидетельство высокого качества. Но этот подход характерен для догоняющих индустриализаций. В своих много-
численных лекциях и докладах, в том числе на недавней, упомянутой нами выше ВКС конференции в СПбПУ Петра Великого «Современная подготовка инженеров» проректор по перспективным проектам, руководитель одного из лидеров среди отечественных центров инженерной деятельности и инженерного образования - Центра передовых производственных технологий университета А.И. Боровков не устает подчеркивать, что конкурентоспособность достигается тогда, когда ставится и достигается цель выпускать продукцию на уровне лучше мировых стандартов (best in class), что «стандарты - это для догоняющих» [9]. Но даже заложив в ПС при его разработке требования к компетенциям работников, заимствованные у мировых лидеров промышленного производства, их далеко не всегда удается сохранить в той редакции ПС, которая утверждается. Дело в том, что работодатели при согласовании ПС зачастую занижают квалификационные требования, предлагаемые разработчиками, и крайне редко их повышают. Что вполне понятно: ПС являются инструментом оценки квалификации работников, и работодатель, согласовывая ПС, ориентируется на компетенции своего персонала. Он заинтересован, чтобы у его работников серьезных проблем при оценке их квалификаций в соответствии с требованиями ПС не возникало. Следует отметить также, что период согласования проектов ПС нередко затягивается. Общее время на разработку и согласования ПС может достигать более полутора лет. А потом эти проекты обсуждаются в СПК и при положительном решении СПК они направляются в Минтруд РФ на утверждение. В итоге от начала разработки ПС до его регистрации в Минюсте РФ может пройти 2 года. По оценкам председателя национального Совета по профессиональным квалификациям А.Н. Шохина цикл жизни ПС находится в пределах 4-х, максимум 5 лет.4 При тех стремительных изменениях технологической базы экономики, свидетелями которых мы являемся, ПС за эти 2 года, как правило, становятся, увы, продуктом «второй свежести».
Вроде бы общеизвестно, что высшей школе полагается давать своим выпускникам опережающее профессиональное образование. Опережающее в том смысле, что его содержание сформировано на основе предвидения перспективных требований к выпускнику как к будущему субъекту различных видов социальной деятельности; в более узком
4 Ключевая сессия "Развитие институциональной структуры национальной системы квалификаций" на IV Всероссийском форуме «Национальная система квалификаций России», 6 декабря 2018 г.
смысле - с ориентацией выпускников на технологический прогресс.
Опасность потери этого качества при следовании высшей школы за профессиональными стандартами, а не впереди их, стали одной из причин, побудивших созданное под патронажем президента страны В.В. Путина Агентство стратегических инициатив (АСИ) предложить реализовывать параллельный подход к оценке и развитию квалификаций - подход, ориентирующий работодателей и сферу образования (поначалу среднего профессионального, теперь уже и высшего) на международные стандарты WorldSkills International (WSI) - международной некоммерческой организации, созданной в 1946 г. Ее целью является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации через проведение международных соревнований по профессиональному мастерству по всему миру. За 70-летнюю историю международного движения к WorldSkills присоединились 84 страны. Россия это сделала в 2012 г. Официальным оператором международного движения WorldSkills International в нашей стране выступила автономная некоммерческая организация Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы" (Ворлдскиллс Россия)».
Организуя проведение чемпионатов по стандартам, «Ворлдскиллс Россия» занимается внедрением мировых стандартов в национальную систему средне-специального и высшего образования. В 2017 г. около 14 тысяч выпускников колледжей и техникумов в 26 регионах России впервые сдали демонстрационный экзамен по стандартам WSI. По сути, прошли через единственную в России независимую оценку практических навыков. По итогам испытания, студенты получили Skills-паспорта, а работодатели - четко структурированную информацию о профессиональном уровне молодых специалистов. Достижения «Ворлдскиллс Россия» весьма впечатляющи: итог первого для сборной команды России чемпионата WorldSkills 2013 г. был плачевным - последнее место. Через четыре года на чемпионате 2017 г. - первое, в 2019 г. на впервые проведенном уже в России, в Казани чемпионате - второе место.
Сегодня в структуре агентства - Академия, которая организует и ведет образовательную деятельность с целью распространения лучшего мирового и отечественного опыта подготовки кадров на основе стандартов WorldSkills International и Ворлдскиллс Россия. Соответствующие проекты Академии включают программы повышения квалификации преподавателей и приобретения ими компетенций
■
Пример цифровой общекультурной компетенции, которая должна наличествовать в ФГОС - информационная безопасность
КОМп^ЦИИФгосво Х
40'
Профессиональные компетенции ФГОС ВО должны быть объемнее компетенций ПС, опережать их. Сегодня надо учить тому, что в отрасли будет завтра и послезастра
Рис. 3/ Fig. 3. Пропорции профессиональных компетенций профессиональном стандарте (ПС) и Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) / Proportions of professional competencies, professional standard (PS) and Federal state educational standards of higher education (FSES HE). Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.
по этим стандартам, обучения руководителей образовательных организаций («WorldSkills Директор». Тем самым преодолеваются разрывы между необходимым бизнесу количеством специалистов мирового уровня и числом носителей соответствующих компетенций в системе подготовки инженерно-технически кадров.
Понятное желание работодателя, чтобы вузы давали своим выпускникам те профессиональные компетенции, которые определены ПС, отражает их представление, что хороший выпускник - тот, кто, будучи принятым на вакантную должность, готов практически с первого для включиться в производственную/исследовательскую деятельность и выполнять в полном объеме ту работу, которую выполнял предыдущий работник - специалист.
Мышление работодателя таково, что у него вызывает когнитивный диссонанс, когда он слышит, что ныне вузы не готовят специалистов в истинном смысле этого слова, что специалистами люди становятся в процессе практической работы по профессии/специальности, что выпускники вузов поэтому есть полуфабрикат, которого ему, работодателю надо самостоятельно доводить до кондиции специалиста, выделив на эти цели определенные ресурсы, бюджет. Давно прошли те времена когда в условиях плановой экономики государство могло гарантировать каждому студенту возможности пройти полноценные учебные и производственные практики (на оплачиваемом рабочем месте) общей продолжительностью до 7 и более месяцев, а предприятия предоставляли студентам все необходимое для выполнения реальных дипломных проектов.
В рыночной экономике это невозможно. Возможно другое. В тренде развития современного
инженерного образования - преобразование университета из чисто образовательного или образовательно-научного учреждения в предпринимательский университет, который сам становится субъектом хозяйственной (коммерческой) деятельности и солидным работодателем. Яркий пример такого университета в нашей стране - уже не раз упоминавшийся нами СПбПУ Петра Великого, являющийся лидером консорциума работодателей «Технет», созданного в рамках НТИ.
Первый шаг в движении университета в данном направлении - переход в категорию автономных образовательных учреждений. Но ректоры до сих пор шли на этот переход не добровольно, но под давлением «сверху». Вначале условием вхождения вуза в программу «5-100» было соответствующее обязательство руководства вуза, сегодня данное требование будет предъявлено вузом, претендующим на попадание в категорию НИУ в рамках конкурса, предусматриваемого программой стратегического академического лидерства (ПСАЛ). И это пример уже особенностей патерналистского мышления академического сообщества, привыкшего, что доля государственных средств в бюджете вуза и их зарплате должна быть непременно доминирующей.
До сих пор не удалось найти и выстроить механизмы заинтересованного участия РАН в кадровом обеспечении различных сегментов российской экономики. Развитие базовых кафедр как одну из эффективных форм интеграции интеллектуального потенциала и ресурсов РАН и высшей школы тормозили вначале требования налоговых платежей обеими сторонами за использование «не своих» основных активов, позже - проблемы с выделением ставок ППС для научных работников РАН. Можно сослаться и на слабое участие представителей РАН в Советах по профессиональным компетенциям (СПК), созданных в рамках реализации знаменитого майского 2012 г. Указа Президента Российской Федерации № 597. В то время как академические институты являются генераторами новых компетенций и равноправными с промышленными компаниями работодателями в составе многих СПК, в частности СПУ НГК их нет.
Рис. 3 иллюстрирует очевидную для нас истину: профессиональные компетенции, которыми обязаны овладевать выпускники вузов в условиях происходящей IV промышленной революции, существенно объемнее тех, наличие которых у них требуют современные профессиональные стандарты.
Справедливости ради, необходимо сказать, что осознание нарастающего несоответствия систем
■
Количество Вузов:
1200 I-
Академический (Санкт-Петербургский) университет 17 студ.
Отраслевые вузы под ускоренную индустриализацию
Федеральные университеты
2005 г.
- Либерализация
- Бум коммерческих вузов
- Постиндустриальная экономика
/ Проект 5/100 2012 г. т
региональные вузы
^ J J J J ^ ^Л^А^Л^ **
о- N«>
т? 1?
Рис. 4/ Fig. 4. Российские университеты: эволюция за 300 лет / Russian universities: evolution over 300 years
Источник/Source: разработано авторами на основе данных Ремаренко М.И. / compiled by the authors based on the data by Remarenko M.
Рис. 5/ Fig. 5. Актуальные проблемы кадрового обеспечения ТЭК / Current human resource supply problems in the oil and energy complex
Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.
профессионального образования к возросшим требованиям высокотехнологичной индустрии явным образом проявилось уже во второй половине XX века. Одним из импульсов развертывания дискуссии о стратегии образования дала книга Феликса Кумбса «Кризис в образовании» в 70-х годах прошлого века, где автор констатировал догоняющий характер системы профессионального образования и поставил вопрос о дальнейшей легитимности индустриального образования. Пятьдесят лет назад автор выделил тренд отставания образования от развития новых знаний и технологий. Дискуссия не утихает и по сей день. Одной из наиболее обсуждаемых публикаций последнего времени на
эту тему стало эссе Майкла Барбера, Кейтелин Дон-нелли и Саад Ризви «Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция» [10]. Из отечественных работ особо стоит отметить доклад «Будущее образования: глобальная повестка», подготовленный Агентством стратегических инициа-
5 Атлас новых профессий. Альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Сайт проекта: atlas100. ги. Полный текст: atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf. Будущее образования: глобальная повестка. Доклад, подготовленный Агентством стратегических инициатив, Московской школой управления «Сколково» и Сколтехом в рамках глобального форсайта образования до 2035 года. Сайт проекта: edu2035.org. Карта форсайта: map.edu2035.org. Краткий текст доклада: edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru.pdf.
800
600
400
200
0
тив, Московской школой управления «Сколково» и Сколтехом в рамках глобального форсайта образования до 2035 г. 5
Проблема определения стратегии развития образования эскалировалась в общенациональный масштаб. За последние 300 лет истории российских университетов вопрос выбора модели развития поднимался не единожды (рис. 4). Наравне с удачными отечественными практиками (модель совмещения теоретического и практического обучения, предложенная МГТУ имени Н.Э. Баумана еще в XIX веке), преобладали попытки адаптировать зарубежный опыт (Болонский процесс).
Особенно остро зазвучал запрос на смену подходов к подготовке кадров со стороны промышленности в условиях перехода от индустриализации к цифровизации. Новый технологический уклад диктует новые требования к системе образования, делая акцент на персонализацию компетенции, кастомизацию образовательных траекторий. Безусловно, при сохранения традиционной организации и регулирования учебного процесса, во многом оставшейся неизменной с довоенных времен, невозможно создать «новый продукт для XXI века» - специалиста с индивидуальным портфелем компетенций, необходимых для успешной работы в экономике знаний. Выделение в отдельные категории Федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, проект «5/100», отдельные объединения столичных и региональных вузов, не изменили существующие рамки развития системы образования. Сохраняющиеся нормы организации учебного процесса: академические группы на весь срок обучения, подушевое финансирование, единые федеральные государственные образовательные стандарты, дискриминация в правах нештатных
преподавателей и т.д. относят нас к индустриальной системе высшего образования, ориентированной на массовую, единообразную подготовку кадров. На сегодняшний день преподаватель ВУЗа, выполняющий установленные нормативы учебной нагрузки, имеет весьма ограниченные возможности заниматься научной деятельностью, а это означает, что трансляция новейших знаний в аудиторию прерывается.
ВЫВОД
В целом, перечисленные выше системные разрывы в деятельности отдельных субъектов, направленной на поддержание соответствия кадрового обеспечения ТЭК и других сегментов экономики отображает представленная схема (рис. 5).
Таким образом, каждый из субъектов деятельности по кадровому обеспечению ТЭК внес свой вклад в рассогласованность процесса по кадровому обеспечению. Изменить сложившееся положение дел должна предлагаемая новым Министром науки и высшего образования РФ В.Н. Фальковым программа стратегического академического лидерства, в основу которой легли принципы интеграции и кооперации научных и образовательных организаций, а также принципы конкуренции и открытости. Программой предусмотрено создание консорциумов, которые объединят институты РАН и высшую школу. Это решение поможет наконец-то соединить образовательный процесс с реальными научными исследованиями и инженерными разработками, востребованными производством. Это именно тот путь, который обеспечит сближение траекторий развития субъектов кадрового обеспечения, а в последующем позволит добиться синхронизации их мышления в проектировании кадрового обеспечения цифровой экономики.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Клаус Шваб. Четвертая промышленная революция // М.: Издательство «Э», 2017.
2. Щедровицкий П.Г. Вызовы III промышленной революции к инженерному ВУЗу. http://www.gubkin.ru/departaments/ educational_activities/advanced_training/retaining_effective_teachers/Shablon/Shchedrovitsky%20P.%20G.%20 Lecture%2030.05.2016.pdf
3. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016.
4. Щедровицкий Г.П. Деятельность и понятие деятельности // Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов. Тбилиси, 1971.
5. Бусленко Н. П. Моделирование сложных систем / Н. П. Бусленко. М.: Наука, 1978.
6. Новиков А.М., Новиков Д.А. Построение образовательных моделей. Как строится образовательная модель? // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010;(1):3-9.
7. Dunning T. J. Trade's Unions and Strikes: Their Philosophy and Intention. — London: Published by the author, and Sold by M. Harley, No 5, Raquet court, Fleet street, E.C. 1860. P. 35-36. 52 p.
8. Маслова И. Институты российского рынка труда в механизме регулирования процессов занятости//Вестник Института экономики Российской академии наук. 2013;(5):39-66.
9. Боровков А.И. Цикл открытых лекций, посвященных будущему и настоящему рынков и технологий в контексте Национальной технологической инициативы (НТИ). Лекции доступны на официальном YouTube-канале Центра НТИ СПбПУ.
10. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавины. Высшее образование и грядущая революция//Вопросы образования. 2013;(3):152-231. vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314334660/2013-3_Barber%20et%20al.pdf
REFERENCES
1. Klaus Schwab. The fourth industrial revolution / / M.: E-Publishing House, 2017.
2. Shchedrovitskii P. G. Challenges of the IIIrd industrial revolution to an engineering university. http://www.gubkin.ru/ departaments/educational_activities/advanced_training/retaining_effective_teachers/Shablon/Shchedrovitsky%20 P.%20 G.%20Lecture%2030.05.2016.pdf
3. Weber M. Economy and society: essays on understanding sociology. - M.: Publishing house of the Higher school of Economics, 2016.
4. Shchedrovitskii G. P. Activity and the concept of activity // Materials for the IV all-Union Congress of the society of psychologists. Tbilisi, 1971.
5. Buslenko N. P. Modeling of complex systems / N. P. Buslenko. - M.: Nauka, 1978.
6. Novikov A. M., Novikov D. A. Building educational models. How is the educational model built? // Innovative projects and programs in education. No. 1. 2010;(1):3-9.
7. Dunning T. J. Trade's Unions and Strikes: Their Philosophy and Intention. — London: Published by the author, and Sold by M. Harley, No 5, Raquet court, Fleet street. E.C. 1860. - P. 35-36. 52 p.
8. Maslova I. Institutes of the Russian labor market in the mechanism of regulation of employment processes//Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences. No. 5. 2013. P. 39-66.
9. Borovkov A. I. Series of open lectures on the future and present of markets and technologies in the context of the National technology initiative (NTI). www.YouTube.com: YouTube channel of the SPBPU NTI center.
10. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead //The issue of education. 2013. no. 3. Pp. 152-231. vo.hse.ru/data/2014/08/04/1314334660/2013-3_Barber%20et%20al.pdf
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Ольга Владимировна Будзинская - кандидат экономических наук, доцент факультета экономики и управления РГУ
нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
budzinskaya@bk.ru
Виктор Георгиевич Мартынов - доктор экономических наук, профессор, ректор РГУ нефти и газа (НИУ)
имени И.М. Губкина
v.martynov@gubkin.ru
Виктор Соломонович Шейнбаум - кандидат технических наук, профессор, советник при ректорате, РГУ нефти и газа
(НИУ) имени И.М. Губкина
shvs@gubkin.ru
ABOUT THE AUTHORS
Olga V. Budzinskaya - Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Department of Economics and Management, National University of Oil
and Gas "Gubkin University"
budzinskaya@bk.ru
Viktor G. Martynov - Dr. Sci. (Econ.), Prof., Rector, National University of Oil and Gas "Gubkin University" v.martynov@gubkin.ru
Viktor S. Sheinbaum - Cand. Sci. (Tech.), Prof., Councilor at the administration, National University of Oil and Gas "Gubkin
University"
shvs@gubkin.ru
Заявленный вклад авторов:
Будзинская О.В. - анализ материалов, анализ научной литературы, интерпретация полученных результатов. Мартынов В.Г. - научное руководство исследованием, определение цели исследования, анализ полученных результатов. Шейнбаум В.С. - постановка задач исследования и формулирование выводов исследования.
Authors' declared contribution:
Budzinskaya O. V. - analysis of materials, analysis of scientific literature, interpretation of the results. Martynov V. G. - scientific supervision, research objectives, analysis of the results. Sheinbaum V. S. - research objectives and conclusions.
Статья поступила в редакцию 15.09.2020; после рецензирования 06.10.2020, принята к публикации 10.10.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted to the editorial office on 15.09.2020; after reviewing on 06.10.2020, it was accepted for publication on 10.10.2020. The authors read and approved the final version of the manuscript.